Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 140»
Первомайского района
Секция: искусство
Цепелева Алиса Вячеславовна
4 «Б» класс
Тема: «…Театр не мода, театржизнь!»
Мусихина Елена
Александровна,
учитель высшей
квалификационной категории
г. Новосибирск, 2019 Содержание
1. Введение. ………………………………………………….3
2. Основная часть…………………………………………… 5
2.1. Из истории возникновения русского театра……………5
2.2. Описание работы..............................................................10
3.
Заключение……………………………………………….11
4. Список литературы…………………………....................13
5. Приложение……………………………………………….14
2 слуха.
Введение
Театр это прекрасное, яркое явление, которое неповторимо и
превосходно! Ни один вид искусства не включает в себя всё то, что есть в
театре. Только в театре ты можешь ощутить гармонию своих духовных и
телесных ощущений, получить возможность постигать тайны человеческих
взаимоотношений. Театр делает это, сочетая подачу
материала для
Здесь гармоничное
размышления через органы зрения,
взаимопроникновение завораживающей музыки, игры профессиональных
актёров с элементами феерии.
При просмотре театральных постановок мы не только просвещаемся, но и
постигаем неизмеримую гамму чувств: боль, ненависть, горе или наслаждение;
смеемся, плачем, радуемся вместе с актёрами. Мы сочувствуем и
сопереживаем вместе с актёрами то, что, возможно, никогда не проживём в
своей жизни. Сидя в тёмном зале, получаем неоценимый опыт, совет,
подсказку. И это понастоящему здорово!
Во все времена человек стремился запечатлеть свое отношение к жизни в
разных видах искусства: литературе, живописи, архитектуре, кино, музыке,
театре.
Мое исследование посвящено театру.
Тема работы «…Театр не мода, театржизнь!»
Театральное искусство побуждает искать и находить главное, думать, снова
и снова переживать за судьбы героев, соотнося их с собственной жизнью.
Цель исследования: значимость театрального искусства в жизни человека
как одно из важных условий для формирования духовных и культурных
ценностей личности.
Задачи:
изучить литературу по теме;
провести анкетирование о посещении зрителямидетьми театров;
телефонный опрос родителей о посещении ими театров;
привлечь широкое внимание общественности к театру как особому виду
искусства;
создать буклет о «громких» мероприятиях, связанных с годом театра в
России, проводимых в 2019 году в стране и г. Новосибирске.
Меня заинтересовал вопрос: «В век современных технологий, имея дома
скоростной интернет, 3Dтелевизоры, все ли мои сверстники посещают
театр?».
Есть предположение, что цифровое поколение детей мало интересуется
театром или не интересуется им вообще. Имея высокую технологическую
базу, человек чаще всего забывает о потребностях своей души, о
саморазвитии, о приобщении к культурным ценностям. Я думаю, что это не
так.
3 Новосибирск – является театральным городом, в котором много
различных театров со своими историями и традициями: Новосибирский
Государственный Академический Театр Оперы и Балета, Новосибирский
академический молодежный театр «Глобус», Новосибирский областной театр
кукол, Новосибирский театр музыкальной комедии,
Новосибирский
государственный драматический театр «Старый Дом», Новосибирский
государственный академический театр «Красный факел» и многие другие.
Воспитание театром формирует мировоззрение, эстетический вкус,
пробуждает самостоятельное и независимое мышление, воображение,
фантазию, речевую культуру, заставляет заниматься самопознанием,
овладевать собственным телом,
умением работать в коллективе
(коммуникативные способности) и внимательно относиться к окружающим.
Театральная деятельность тесно связана с понятием « личное общение »,
которого сейчас, в современной жизни, нам так не хватает.
Поэтому 2019 год президент РФ В.В.Путин неслучайно объявил Годом
культуры, а именно Годом театра! Что еще раз подтверждает актуальность
выбранной мною темы.
При слове «театр» мы представляем себе тяжелый бархатный занавес,
замерший в ожидании зал, пышные наряды актеров, великолепный оркестр с
первыми торжественными аккордами... Театр это, конечно, яркий,
завораживающий праздник! Когда ты входишь в зал и видишь строгие ряды
кресел, лепные украшения на стенах и потолке, то сразу ощущаешь
торжественность момента, ожидаешь чегото волшебного, сказочного,
чудесного.
4 История возникновения русского театра
История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный,
игрищный этап
зарождается в родовом
обществе и заканчивается
к XVII веку, когда вместе
с новым периодом
русской истории
начинается и новый, более
зрелый этап в развитии
театра, завершаемый
учреждением постоянного
государственного
профессионального театра
в 1756 году.
Термины “театр”, “драма”
вошли в русский словарь
лишь в XVIII веке. В
5 конце XVII века бытовал термин “комедия”, а на всем протяжении века
–“потеха”
В народных же массах термину “театр” предшествовал термин “позорище”,
термину “драма” – “игрище”, “игра”. В русском средневековье были
распространены синонимичные им определения – “бесовские”, или
“сатанические”, скоморошные игры. Термины “игрище” и “игра” в
применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков.
Народное творчество
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное
творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со
временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры
представления. В них зарождались элементы театра – драматическое
действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в
народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и
хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.
В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на
родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга
разновидности – на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что все они
отражали действительность и пользовались сходными приемами
выразительности – диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием,
ряженьем, лицедейством.
Игрища прививали вкус к драматическому творчеству.
В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое
творчество. Обильно включаемые в игрища песни и диалоги помогали
характеристике игрищных образов. Театральное искусство народов нашей
Родины берет свое начало в обрядах и играх, ритуальных действиях. В 957
году великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. На
фресках КиевоСофийского собора последней трети XI века изображены
ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются в летописях
скоморохи.
Киевской Руси были известны театры трех родов: придворный, церковный,
народный.
6 Скоморошество
Старейшим “театром” были игрища народных лицедеев – скоморохов.
Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на
музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какието лица
или существа, мог всякий. Но скоморохомумельцем становился и назывался
только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей
художественностью.
Параллельно с народным театром развивалось профессиональное театральное
искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. Со
скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра.
Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с
появлением на стенах КиевоСофийского собора фресок, изображавших
скоморошьи представления. Скоморохи были связаны с массами, и одним из
видов их искусства был “глум”, т. е. сатира. Скоморохов именуют
“глумцами”, т. е. насмешниками.
7 В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством:
иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи
принадлежали к их числу, являясь “хитрецами”, “мастерами” пения, музыки,
пляски, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники.
С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции.
Актеры этих народных театров (скоморохи) высмеивали власть имущих,
духовенство,
сочувственно показывали простых людей.
Представления народного театра строились на импровизации, включали
пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители
использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.
Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для
рождения театральных трупп не было условий – ведь власти преследовали
скоморохов.
богачей,
Театры XVII века
В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету,
отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали
вначале ВанькаРататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не
боящегося ничего на свете. Понастоящему театр появился в XVII веке –
придворный и школьный театр.
Придворный театр
Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной
знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее
Михайловиче. Первое представление пьесы “Артаксерксово действо”
(история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале
придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы
переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из
8 Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в
принудительном порядке привлекать и обучать русских “отроков”. Спектакли
отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на
музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея
Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились
только при Петре I.
Школьный театр
Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при
Славяногреколатинской академии, в духовных семинариях и училищах..
Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические
трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии
– сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против
общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу
комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра
стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.
Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной
жизни русского общества.
Театр начала XVIII века
По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный
на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве
было выстроено здание – “Комедиальная храмина”. Там давала спектакли
немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы,
которые успеха у публики не имели. Новую страницу в истории сценического
искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские
театры. Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал
9 достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной
деятельности людей. Несмотря на то, что директором первого русского
национального театра, основанного в 1756 г. стал А. П. Сумароков, ведущую
роль в нем сыграл выдающийся театральный деятель Федор Григорьевич
Волков. В Ярославле Волков создал свой театр, первые спектакли которого
начались в 1750 г. По своему характеру он был близок к театру«охочих
комедиантов».
Слух о спектаклях в Ярославле дошел и до столицы. Актеров вызвали в
Петербург, и после недолгой дополнительной подготовки они составили
основу труппы открывшегося в 1756 г. русского профессионального театра.
За Фёдором Волковым закрепилось имя отца русского театра, данное ему И.
В. Белинский.
Методы исследования:
Для рассмотрения интересующей меня темы мною было проведено :
анализ литературы по теме исследования;
анкетирование среди обучающихся 4х классов МБОУ СОШ№140;
телефонный опрос родителей моих одноклассников;
анализ результатов опроса.
Описание работы
В детстве в театр каждого из нас приводят родители. Вот и меня, как и всех,
начали приобщать к прекрасному с 4 лет. Каждый год мы посещали разные
10 театры, новые постановки. И я задумалась, а много ли людей сейчас посещают
театры, ответам на эти вопросы я и посвятила свое исследование.
Мною была разработана анкета, которую я назвала « Театр жизнь».
В анкетировании приняли участие 130 обучающихся 4х классов. В
телефонном опросе приняли участие 70 родителей ребят, обучающихся в 4х
классах.
Ребята дали ответы на следующие вопросы:
1. Какие театры города Новосибирска Вы знаете?
На диаграмме мы видим, Новосибирскому академическому молодежному
театру «Глобус» отдают предпочтение 44% опрошенных детей,
Новосибирскому Государственному Академическому театру Оперы и Балета
11%, Новосибирскому театру музыкальной комедии 15%
Новосибирскому областному театру кукол 30%.
2. Нравится ли Вам бывать в театре?
Нравится 48% не нравится 22% посредственно 30%
3. Какое настроение Вы уносите после посещения театра?
А) восхищение 54% Б) удовлетворение от увиденного 32%
В) равнодушие(отрицание) – 14%
При телефонном опросе родителям был задан вопрос:
Как часто Вы посещаете театр?
А) часто 56% Б) редко – 24% В) не посещают 20%
При сопоставлении результатов анкетирования обучающихся и телефонного
опроса родителей , я решила провести интервьюирование администраторов
по распространению билетов на спектакли для детей в наиболее посещаемые
театры: Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» и
Новосибирский областной театр кукол.
На диаграммах мы видим: Новосибирский академический молодежный
театр «Глобус» 56 % билетов, Новосибирский областной театр кукол 44%.
Что еще раз подтверждает любовь зрителей к этому виду искусства. Театр
жив, он интересен, он вовлекает зрителя в новый мир эмоций, позитива,
фантазий!
Выводы
позволило мне сделать
Данное исследование
следующие выводы:
проведя исследование и проанализировав анкеты ребят и их родителей, я, к
моему удивлению, обнаружила, что моё предположение было ошибочным. В
наш современный век высоких цифровых технологий, ребята не только знают
театры города Новосибирска и часто их посещают, но и хотят посещать
театры!
Почему я затронула тему театра?
11 Когда я была маленькой, мы с мамой каждую неделю ходили в кукольный
театр. Знаете, куклы, они тоже актёры, пусть и не настоящие, но у них есть
эмоции.
Мне так нравилось ходить на спектакли, что, придя домой, я брала свои
игрушки, придумывала им роли, шила для них яркие, красивые шелковые
наряды, мастерила модные шляпки и часами могла играть с моими
кукольными артистами. Этого увлечения никто не замечал, родители не
воспринимали всерьез мои детские забавы, но уже тогда театр вызывал у меня
неподдельный интерес, завораживал и манил.
И однажды я подумала, что хочу не только наблюдать за происходящим со
стороны, но и сама участвовать в театральном действии. Так начались мои
первые выступления в детском саду. Затем я захотела большего и поступила в
детскую театральную школу – студию «Гармония», в которой занимаюсь на
протяжении 4х лет.
И пусть сейчас мои эмоции окунут Вас в мир душевного равновесия, тепла
и умиротворения.
Результатом моей работы стал календарь театральных событий,
рассказывающий о «громких» событиях в театральном искусстве в городе
Новосибирске, связанных с годом театра в Росси в 2019 году. Он призывает:
любите театр, наслаждайтесь игрой актеров, чувствами, эмоциями и
переживаниями.
Театр!!! Это прекрасное творение человека! Те, кто не был в нём, не поймёт
своих чувств и эмоций, желаний. Эти люди теряют многое, а прежде всего,
жизненный опыт. Они не узнают этих уникальных людейактёров! А ведь
именно благодаря их умению, терпению, величайшему труду, гениальному
мастерству и получаются эти прекрасные спектакли. Я очень люблю этих
людей актёров! Это люди весёлые, смелые, они всегда без остатка отдаются
12 образам своих героев и радуют зрителей. Они могут сыграть любую роль,
даже если им сейчас понастоящему плохо.
Я безмерно благодарна кудеснику, который создал этот прекрасный храм
искусства – театр! Моя заветная мечта – стать актрисой. Я, правда, очень
хочу выступать на сцене театра и приносить зрителям радость новых
открытий.
Вы думаете, я хочу стать известной актрисой?! А почему бы и нет?! Время
покажет.
Я просто хочу служить в театре! Любите театр! И тогда ваша жизнь станет
ярче! А это волшебное искусство пусть никогда не исчезнет из вашей жизни!
Список литературы:
1. Агапова И.А. Школьный театр. / И.А. Агапова , М.А. Давыдова – М.:
«Вако», 2006
13 2. Алянский Ю. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. – Л.:
«Детская литература», 1986.
3. Библиотека русского фольклора. Народный театр. М.: Советская
Россия, 1991. 544 c.1
4. Всеволодский, В. История русского театра / В. Всеволодский. М.: Л
М: Теакинопечать, 1929. 512 c.
5. Гачев Г.Д. «Творчество. Жизнь. Искусство» М. 2005
6. НемировичДанченко Вл. И. Театральное наследие. Т. 1. М., 1952.
7. О театре: Д/Э (детская энциклопедия): познавательный журнал для
мальчиков и девочек. – 2008 №3.
8. http://istoriyateatra.ru/
Приложение
14 Анкета « Театр жизнь»
15 Телефонный опрос родителей
16 Интервьюирование администраторов
по распространению билетов на спектакли
17 Защитное слово
Добрый день! Уважаемые члены комиссии и присутствующие!
Меня зовут Цепелева Алиса. Я ученица 4 класса школы №140.
Цель моего выступления –информация по теме проведенного исследования в
области искусства.
Во все времена человек стремился запечатлеть свое отношение к жизни в
разных видах искусства: литературе, живописи, архитектуре, кино, музыке,
театру.
Мое исследование посвящено театру.
«…Театр не мода, театржизнь!»
Цель и задачи моей работы Вы видите на экране.
Меня заинтересовал вопрос: «В век современных технологий, имея дома
скоростной интернет, 3Dтелевизоры, все ли мои сверстники посещают
театр?».
И я выдвинула предположение, что цифровое поколение детей мало
интересуется театром или не интересуется им вообще.
Новосибирск – является театральным городом, в котором много различных
театров со своими историями и традициями.
Театральная деятельность тесно связана с понятием общение, которого
сейчас, в современной жизни, нам так не хватает.
Поэтому 2019 год президент РФ В.В.Путин неслучайно объявил годом
культуры, а именно годом театра! 27 марта является Международным днем
театра. Что еще раз подтверждает актуальность выбранной мною темы.
История русского театра делится на несколько основных этапов.
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное
творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью, что
дало зарождение элементам театра драматическому действию, ряженью,
диалогу.
В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи.
Представления народного театра строились на импровизации, включали
пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители
использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.
В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету,
отражающие народные настроения, так появился придворный и школьный
театр.
18 Придворный театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче.
Первое представление состоялось 17 октября 1672 года. Спектакли
отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на
музыкальных инструментах и танцами.
Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при
Славяногреколатинской академии, в духовных семинариях и училищах.
Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические
трагедии, драмы, сатирические бытовые сценки, которые заложили основу
комедийного жанра в национальной драматургии.
По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный
на массовую публику. Новую страницу в истории сценического искусства
народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры.
Первый русский национальный театр был основан в 1756 г., ведущую роль в
нем сыграл выдающийся театральный деятель Федор Григорьевич Волков. За
Фёдором Волковым закрепилось имя отца русского театра, данное ему И. В.
Белинским.
Для рассмотрения интересующей меня темы мною было проведено :
анализ литературы по теме работы
анкетирование среди обучающихся 4х классов МБОУ СОШ№140
телефонный опрос родителей моих одноклассников
анализ результатов опроса
Я разработала анкету, которую назвала « Театр жизнь».
В анкетировании приняли участие 130 обучающихся 4х классов. В
телефонном опросе приняли участие 70 родителей ребят, обучающихся в 4х
классах.
Ребята дали ответы на следующие вопросы:
1. Какие театры города Новосибирска Вы знаете?
2. Нравится ли Вам бывать в театре?
3. Какое настроение Вы уносите после посещения театра?
При телефонном опросе родителям был задан вопрос:
Как часто Вы посещаете театр?
Результаты опроса мы видим на диаграммах.
При сопоставлении результатов анкетирования обучающихся и телефонного
опроса родителей , я решила провести интервьюирование администраторов
по распространению билетов на спектакли для детей в наиболее посещаемые
театры «Глобус» и Кукольный театр, куда мы с мамой съездили для общения
с администраторами театров.
На диаграммах мы видим: билеты в театр «Глобус» покупают 56 %
зрителей, в Кукольный театр 44 % зрителей.
Что еще раз подтверждает любовь зрителей к этому виду искусства.
19 Проведя исследование и проанализировав анкеты ребят и их родителей, я
обнаружила, что моё предположение было ошибочным, ребята не только
знают театры города Новосибирска и часто их посещают, но и хотят посещать
театры!
Почему я затронула тему театра?
Когда я была маленькой, мы с мамой каждую неделю ходили в кукольный
театр. Знаете, куклы, они тоже актёры, пусть и не настоящие, но у них есть
эмоции.
И однажды я подумала, что хочу не только наблюдать за происходящим со
стороны, но и сама участвовать в театральном действии. Так начались мои
первые выступления в детском саду. Затем я захотела большего и поступила в
детскую театральную школу – студию «Гармония», в которой занимаюсь на
протяжении 4х лет.
Моя заветная мечта – стать актрисой. Я, правда, очень хочу выступать на
сцене театра и приносить зрителям радость новых открытий.
Вы думаете, я хочу стать известной актрисой?! А почему бы и нет?! Время
покажет.
Я просто хочу служить в театре!
Любите театр! И тогда ваша жизнь станет ярче! А это волшебное
искусство пусть никогда не исчезнет из вашей жизни!
Результатом моей работы стал календарь театральных событий в
Новосибирской области в Год Театра в России, которые можно посетить ,в
этом я вижу новизну моего исследования.
Данная тема имеет перспективы развития в разных видах искусства.
Систематическое посещение театров формирует духовные и культурные
ценности личности.
И пусть сейчас мои эмоции окунут Вас в мир душевного равновесия, тепла
и умиротворения.
Монолог
А ты знаешь, что мне пришло в голову?
Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?!
Знаешь, а мне иногда кажется, что я птица!
Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь, так бы, кажется, разбежалась,
подняла руки и полетела!
Попробовать, нешто теперь???
Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению!
20 21
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Исследовательская работа "... Театр не мода, театр-жизнь!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.