Исследовательская работа " За веру пострадавшие"
Оценка 4.9

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
история
9 кл
21.06.2017
Исследовательская работа " За веру пострадавшие"
Наш край оренбургский по своему геополитическому положению неразрывно связан с Европой и Азией, поэтому история православия в Оренбурге своеобразна хотя бы тем, что в отличие от центральной России оно стало распространяться здесь значительно позже, в XVII-XVIII веках. Резкий курс советской власти на уничтожение Церкви привел к разорению церковного имущества, репрессиям духовенства, разрушению церковных зданий и их закрытию. Работа посвящена гонениям на духовенство на территории Бугуруслана ; судьбе репрессированных священников Константина Сухова и Александра Венедиктовича Мильтонова.Исследовательская работа " За веру пострадавшие" Объект исследования: Репрессивная политика против Русской Православной Церкви. Предмет: новомученники земли Оренбургской
за веру пострадавшие.docx
Введение Сейчас многие говорят о духовном возрождении России. Строятся новые  храмы и восстанавливаются разрушенные. Города и села привыкают к  колокольному звону,  который наполняет душу тихой радостью,  напоминает о бренности жизни, о высоком небе.       Засверкал  золотом купола и наш Троицкий  храм, установленный в  микрорайоне рядом с тем  местом, где когда­то располагался старый собор. Несчастья и беды, обрушившееся на православное духовенство и верующих  в период двух революций и гражданской войны   известны в истории как  репрессии. За период с 1920 по 1938 гг. было репрессировано более 21 тыс.  священнослужителей, судьба многих из них неизвестна до сих пор.1 Для  каждого православного россиянина изучение истории гонений на Русскую  Православную Церковь и подвигов ее защитников всегда будет актуальным.        Целью  данной  исследовательской работы является  дополнить и   обобщить данные о репрессивной церковной политике советской власти в  1918­ 1938 гг. на примере краеведческого материала.  Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать литературу о  репрессивной  политике Советской  власти по отношению к Русской Православной Церкви, проследить общий  ход гонений, привести статистические данные по этим событиям.  2. Собрать информацию о гонениях на духовенство на территории  Бугуруслана ; проследить  судьбу  репрессированных священников  Константина Сухова и Александра Венедиктовича Мильтонова. 1 Архив успенского храма г. Бугуруслана 3 3.Систематизировать материал в рамках  краеведческой работы для  использования его на уроках   истории, обществознания, на классных часах      Основным методом исследования является : сравнительный метод,  кроме этого использовался метод анализа и интервьюирования.      Объект исследования: Репрессивная политика против Русской  Православной Церкви.      Предмет: новомученники земли Оренбургской       Новизна работы заключается в том, что ряд современных исследований  проливают свет на эти события. Однако многое остаётся неизвестным и  сейчас, тема полностью не разработана до сих пор. Многие источники стали доступны лишь в последнее время.         Практическая значимость исследования выражается в восстановлении  исторической правды о репрессиях в отношении РПЦ.   4 I. Гонения на христиан         Мы начали изучение гонений на христиан с Римской империи, ведь  именно там и зародилось христианство. Изучая историю гонений   пришли к выводу, что природа этих гонений : с  одной стороны,  неприятие  христианства приверженцами иудаизма. Христианство преследовалось  по  политическим и религиозным  соображениям. Первое гонение воздвиг на христиан  император Нерон после пожара  Рима(64 год).Это гонение не было продолжительном и охватило не все  области  Римской империи. Однако в историю  христианской Церкви оно  вошло как одно из самых страшных ­ причина, по  видимому,  кроется в его  внезапности  со стороны римских властей и неподготовленности к этому  христиан.1        Второе гонение было при Домициане (81­91 гг.). Гонимых обвиняли в  «безбожии», т.е. отрицание государственной религии.      Два вышеуказанных гонения были  лишь  предвестниками грядущей  длительной  и систематической борьбы против  христиан ,  которая  началась  императора Траян (98­117 гг.). Распоряжение этого  правителя  гласило: «Христиан не нужно нарочито  разыскивать: но если их указывают и приводят, то их нужно наказать,  причём, однако, кто говорит, что он не христианин и это  доказывает   самим делом , т.е. поклонением нашим богам, вследствие такого раскаяния  должен быть отпущен без наказания, хотя бы и оставался в подозрении  касательно прошлого». Положение христиан в империи вследствие этого  указа сделалось таковым, что всякий христианин уже по своему  наименованию считался преступником. Вполне стояли на почве Траянова  1 Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви с 3­4 5 эдикта и императоры Адриан (117­ 138 гг.), Антоний Пий (138­ 161 гг.)  ,Марк Аврелий (161­ 180 гг.) и его сын Коммод (180­ 192 гг.).1      Септимий Север (193­ 211 гг.) был к христиан более терпим: один раб,  христиан Прокул, исцелил его от тяжкой болезни, помазал елеем, и  кормилица его сына была христианка. В это время гонения сохраняются  только в окраинных областях империи. Почти вполне прекратились гонения на христиан при Каракалле, Гелиогабале, Александре Севере.       Однако при Максимине Фракийце (235 ­238 гг.) гонение вспыхнуло с  новой силой. Этот император, оставив политику Траяна, решил,  систематически проводя преследования, довести христианство до полного  уничтожения. С этой целью он приказал истребить христианское  духовенство. Только слабость авторитета императора и его ранняя кончина  воспрепятствовали исполнению этого намерения.      Преёмники Максимина, арабы Гордиан и Филипп, оставляли христиан в  покое. Деций (249­251 гг.) вновь взялся за исполнение плана Максимина.  Христиан повсеместно предавали пыткам и казням. Тогда появились целые  группы так называемых «отпавших», которых по форме их отречения  делили на «приносивших жертву» и « таких, которые давали ложные  показания в протоколах». Не менее многочисленны были и истинно  верующие, пострадавшие за Христа.2      При императоре Галле (251­ 253 гг.) преследование христиан затихло, но при Валериане (253­ 260 гг.) оно вспыхнуло с новой силой. Сын и преёмник  Валериана Галлиен (260­ 268 гг.), отменив указы своего отца, возвратился к  1 Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви с.5 2 Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви с.7 6 Траяновой политике, которая с этого времени оставалась в силе до  Диоклетиана (284­305 гг.). В государственной системе империи, которую  ввёл Диоклетиан, сам он стал во главе как dоminus, по своему достоинству  имеющий право на богоподобное почитание, как олицетворение высшего  божества. Гонение Диоклетиана вошло в историю древней Церкви как  самое жестокое.1      В 298 году император по настоянию кесаря Галерия издал указ, чтобы  все войска совершил жертвоприношения. Следствием этого был массовый  уход христиан с военной службы. В Тингисе (Тангере), в Африке, один  христианин, воин Марцелл, сбросил с себя пояс, копьё и меч, когда до него  дошла очередь принести жертву, и ,обличая идолослужение, воскликнул:  «Отселе я перестаю служить вашим императором». Он был казнён.       Вторым эдиктом, изданным также по настоянию Галерия в 303 году,  запрещались богослужебные собрания, книги Священного Писания  повелевалось отбирать и сжигать , церкви разрушались, все христиане,  отказавшиеся от жертвоприношения, лишались своих должностей и  гражданских прав. Любые политические возмущения в провинциях уже  одряхлевшей империи приписывались действию христиан. Спешно, один за  другим издаются ещё три эдикта, из которых первым предписывалось  заключать в тюрьму духовных лиц, вторым и третьим все христиане  обязывались к принесению жертв. 2      Следующий верховный император Лициний и его соправителя,  Максимиан на востоке и Максентий на западе, пытаются возобновить  гонения, однако уже в 312 году Максентий  потерпел поражение от своего  1 Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви с.9 2 Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви с.11 7 западного соперника святого Константина, который в 313 году издал эдикт  веротерпимости для всех религий в государстве.      По всей империи произошёл поворот в пользу христианства.     Именно в Римской империи началось гонение на христиан.  Христианство преследовалось  по политическим и религиозным   соображениям. I.1.основные периоды гонений на Русскую Православную Церковь Гонение на Церковь Христову в России началось ещё до захвата власти  большевиками. Уже с 1905 года в газетах стали появляться сообщения о  первых жертвах грядущего преследования.1      Особое место в общей репрессивной политике советского государства  занимали репрессии по отношению к духовенству. Как «социально­чуждые» элементы, не вписывающиеся в новую структуру общества, как носители  враждебной большевикам идеологии, священнослужители по определению  подлежали ликвидации. Уничтожение духовенства как влиятельного  сословия, было необходимым для большевиков условием ликвидации  Церкви и «религиозных пережитков» в народе.           Можно выделить несколько периодов в гонениях на РПЦ (Русскую  Православную Церковь): 1) Церковь и большевистская революция (1917–1920гг.); 2) религиозный НЭП (1921–1927 гг.); 1 Моруков, М. Правда о ГУЛАГе из первого круга / Михаил Моруков. – М.: Алгоритм. – 2006. – 187 с. 8 3) воинствующее безбожие и большевистский террор (1928–1941 гг.)2      Первый период интенсивных гонений (1917–1920 гг.) В это время  большевики, согласно учению Маркса, искренне верили, что Церковь, как  идеологическая “надстройка” эксплуататорского общества, исчезнет сама  собой с разрушением последнего. Для этого надо лишить ее поддержки  государства. В соответствии с этим было проведено отделение Церкви от  государства, она лишилась элементарных гражданских прав, произошел ряд прямых репрессий, осуществлялись пропагандистские кампании.       В период религиозного НЭПА  (1921–1928 гг.)  большевики были  вынуждены временно отказаться от широкомасштабных репрессий против  Церкви. Теперь они сделали ставку на развал Церкви изнутри, провоцируя и поддерживая расколы внутри нее.     Самый страшный    период интенсивных гонений (1935–1938 гг.) Это  было время самых страшных испытаний для РПЦ. За всю историю  христианства не было гонений, которые по своему размаху были бы  сопоставимы с гонениями на Русскую Церковь в эти четыре года.  Советское государство решило полностью уничтожить религиозную жизнь  на своей территории. Именно в это время РПЦ как организованная  структура была почти полностью разгромлена. Лишь начало Второй  мировой войны вынудило Советскую власть начать с Церковью мирный  диалог.      Начало репрессивной церковной политике советской власти было  положено декретом СНК «Об отделении церкви от государства» от 23  января 1918 года. Он послужил основой для полного произвола на местах  по отношению к церкви и ее служителям. Таким образом, 1918 год стал  2 Павлов, С. М.  Голгофа: [очерки о политических репрессиях] / С. М. Павлов. – М.. ­ 2008. ­ 367 с. 9 первым годом массовых репрессий против духовенства и верующих.  Духовенство рассматривалось большевиками наряду с кулаками, «спецами» как «социально чуждый элемент», они под разными предлогами были  выброшены на обочину нового общества, лишены гражданских прав,  изгнаны с работы, оставлены без жилья, спущены вниз по ступеням  социальной лестницы, отправлены в ссылку.     В первые годы советской власти восемь тысяч православных  священников пали жертвами большевистского террора. Киевский  митрополит Владимир был изуродован, а затем расстрелян. Жестоким  пыткам был подвергнут Пермский архиепископ Андроник. Ему вырезали  щеки, выкололи глаза, обрезали нос и уши и в таком изувеченном виде  водили по городу. Расправлялись и с другими священнослужителями.     Репрессии против духовенства продолжались на протяжении всех  последующих десятилетий. По официальным данным  в 1937–1938 годах  было репрессировано около 165 тысяч православных священнослужителей,  из них расстреляно 106 800 человек. 1     По распоряжению Наркомата юстиции в 1919­1920 гг. было проведено  вскрытие святых мощей и их освидетельствование, что стало настоящим  потрясением для церковного народа. Этот акт проводился особыми  комиссиями в присутствии священников, результаты пропагандировались в  сугубо антирелигиозном ключе. 11 апреля 1919 года в Троице­Сергиевой  лавре властями производится вскрытие святых мощей преподобного  Сергия Радонежского. Невзирая на протесты верующих, большевики  продолжали свое черное дело. Всего за период с 1 февраля 1919 года по 28  1 Край Оренбургский. Стопами православия» Оренбург. 2006  с­36­47 10 сентября 1920 года было произведено 63 публичных вскрытия святых  мощей.2      Также одним из направлений репрессивной политики большевиков  против церкви являлось закрытие и разрушение церквей, закрытие  монастырей, ликвидация монастырских кладбищ, передачи зданий  сельскохозяйственным коммунам или трудовым колониям для малолетних.  По всей стране снимали колокола, сжигали иконы и богослужебные книги,  колокольный звон и крёстные ходы были запрещены. Все храмы были  закрыты 1930­е гг.,  церкви после их закрытия зачастую разбирали и  материалы использовали на постройку школ, гаражей, клубов.      Итак, репрессивная церковная политика советской власти стала  духовной и нравственной катастрофой для народа в целом.  Террористический план уничтожения значительной части духовенства и  церковного актива привел к росту насилия и агрессивности, к обострению  социальных конфликтов.  2. репрессии в городе  Бугуруслане  Изучая книгу, посвящённую Константину   Сухову, знакомясь с   архивными материалами, предоставленными нам благочинным протоиереем отцом Владимиром, мы понимаем, что происходило в  период репрессий и  насколько кропотливым был труд  правнука  Константина Сухова, Дмитрия Владимировича Свиркина.        Всё началось с запроса Д.В. Свиркина в Управление ФСБ по Самарской области по поводу обстоятельств гибели деда­ Леонида Константиновича  2 Воронов А.М. «Мученики, исповедники и храмы Оренбургской епархии XX века»,– Образование в  Оренбуржье: история и современность : материалы науч.­практ. конф. — Оренбург, 1997. — С. 11—14. 11 Сухова, незаконно репрессированного в 1937­м году и впоследствии  реабилитированного. С детства было известно по рассказам матери­  Марины Леонидовны Суховой и дяди­ Константина Константиновича  Сухова: дед был расстрелян по доносу, но немалую роль в его осуждении  сыграло то обстоятельство, что он являлся сыном священника, тоже  расстрелянного «за контрреволюционную деятельность» в 1918 году в  Бугуруслане.1    Священник Константин Сухов был признан Юбилейным Освящённым  Архиерейским Собором священномучеником, а значит, поиск новых  материалов о нём, как и обо всех новомучениках и исповедниках  Российских, является прямым долгом благочестивых православных  христиан.  1 Ю. Изъятский  «Священномученик Константин Сухов». Опыт составления жития на фоне эпохи",  Ладомир   12 II. За веру пострадавшие      Константин родился 7 мая 1867 года по старому стилю. На свет он  появился в селе Жемковка Сызранского уезда тогда ещё Симбирской  губернии, в семье священника Ивана Петровича Сухова.    Обучался будущий пастырь в Симбирской Духовной семинарии и 18 июля 1887 года окончил полный курс богословских наук. По прошению епископа  Симбирского и Сызранского Варсонофия Указом Симбирской духовной  консистории № 6687 от 13 октября 1887 года был определён псаломщиком  в село Ясашную Ташлу Симбирского уезда. 17 сентября 1888 года  Преосвященным Варсонофием был рукоположен в диаконы храма села  Михайловка Сенгилеевского уезда, а затем 25 сентября того же года  был  определён в село Оалиха Симбирского уезда. 1     Вскоре судьба молодого батюшки оказалась навсегда связанной с  Самарской епархией. По собственному прошению 17 мая 1890 года он был  принят в клир нашей епархии и определён служить в церковь села Старо­ Дворянки (или по другому написанию –Старо­Дворяновка) Самарского  уезда. 1 февраля 1896 года «для пользы службы», как написано в Указе  Преосвященного Гурия, Епископа Самарского и Ставропольского, отец  Константин был перемещён в село Царевщина Самарского уезда. Изучая  выписки из метрических книг церкви села Царевщина, нашлись записи о  двух подряд детских смертях в семье священника Сухова. Четырёхлетний  сын Виталий умер от дифтерита 12 декабря 1896 года, а спустя два месяца  умерла крошечная дочка Нина. Можно себе представить, как боялась  матушка Софья Васильевна, жена Константина, за здоровье десятилетнего  Николая, четырёхгодовалого Василия, двухлетней Валентины и особенно  грудной Верочки! Малышка Вера, в которой родители нашли утешение  1 Из архива Успенского храма г. Бугуруслана 13 после смерти двух своих детей, отошла к Господу спустя четыре месяца.  Так Господь готовил праведника к приятию мученического венца, ведя его  путём скорбей и смирения.      Не одни лишь несчастья, конечно, сопровождались жизненный путь отца  Константина. Рос и укреплялся приход, всё больше сельских ребятишек  посещали школу при церкви, где учительствовал батюшка. Матушка Софья  Васильевна вскоре, в 1901 году, подарила супругу сына Бориса. Этому  мальчику предстояло погибнуть, как бы предвосхищая мученичество отца.   Восприёмником младенца Бориса при Крещении, стал дядя Александр  Иванович, младший брат Константина , тоже священник. Ему было суждено умереть совсем молодым и не увидеть своими глазами ужасов революции. А в 1902 году у отца Константина рождается ещё один сын­ Леонид.1      Осенью 1903 года после смерти одного из священников освободилось  местно в клире большого Спасо­ Вознесенского собора города Бугуруслана. Преосвященный Гурий, памятуя о давнем желании Константина сменить  место жительства, и предложил батюшке переехать в Бугуруслан. 12  октября 1903 года вышел соответствующий Указ Правящего Архиерея, и  отец Константин повёз семью к месту своего последнего и самого высокого  служения «даже до крове»…      Сразу же после своего нового назначения отец Константин стал  представителем от духовенства в земском собрании Бугуруслана, а в 1910  году был уже депутатом Бугурусланской  Думы. Он состоял заведующим и  законоучителем церковноприходской школы Спасо­ Вознесенского собора.  В 1908 году открывает в Бугуруслане ещё одну школу, где преподает Закон Божий.  1 Ю. Изъятский  «Священномученик Константин Сухов». Опыт составления жития на фоне эпохи",  Ладомир   14 Прошли годы…. К власти пришли большевики и эсеры, их сменили  белочехи, Комитет членов Учредительного собрания (Комуч), затем на  Волгу вновь ворвались большевитсткие орды., пришло страшное известие  Царской Семьи, а отец Константин всё так же исполнял свой  священнический долг, молился у престола Божия о земле русской, о  каждом заблудшем человеке, об упокоении душ тех, кто уже погиб а  начавшейся кровавой братоубийственной Гражданской войне. Находясь в  Бугуруслане, на переднем крае борьбы большевизма  с белыми и  казачеством, отец Константин ни разу не попросил о переводе туда, где  спокойнее. Он помнил завет преподобного Серафима Саровского: « Стяжи  в себе дух мирен, и тысячи возле тебя спасутся.»      После октябрьского переворота 1917 г. Взбунтовалась и самая тихая  провинция, такие сёла, как Царевщина, такие городки, как Бугуруслан. По  улицам ходили теперь не только под пение «Марсельезы», а под оружейную пальбу. Редкие люди ещё сохраняли христианское благочестие.      Благодаря авторитету отца Константина Сухова, настоятеля,  бугурусланский Спасо­Вознесенский собор всё ещё часто был полон,  особенно по праздникам. Отец Константин живет неподалеку, на Соборной  площади. Сразу после своего назначения он представляет духовенство в  городском Земском Собрании, а 1910 год отец Константин встретил уже  депутатом Бугурусланской Думы. Как земец он много сделал для жителей  уезда, особенно для крестьян.1 В местном филиале Оренбургского областного архива сохранились  сведения о том, что при отце Константине уездное земство держало  первенство в целой губернии по приросту ассигнований на медицину.  Бюджетные суммы, направлявшиеся на охрану народного здоровья, в том  1 Из архива Троицкого храма г. Бугуруслана 15 числе и на борьбу с детскими болезнями, выросли в 43 раза. Сам  потерявший троих детей, унесенных эпидемиями, священник всю силу  пастырского влияния употребил на то, чтобы объяснить истинное  положение дел со здравоохранением другим земцам – людям в большинстве своем благополучным и далеким от жизни простого народа.1      Священник с думской трибуны обращался к совести законодателей и  часто добивался своего. Другим направлением, в котором преуспело  бугурусланское земство при отце Константине, стало сооружение  хлебохранилищ. По этому показателю уезд был лучшим в губернии и одним из самых развитых в Среднем Поволжье. Возможность сохранить  выращенное зерно от сырости и огня пригодилась местным крестьянам и  позже, при грабительской продразверстке.      Все его усилия по облегчению жизни народа лишь больше разжигали  ненависть к пастырю в большевистских агитаторах, которыми кишел уезд,  как и вся Самарская губерния. Еще больше раздражало смутьянов то, что  будущий священномученик неутомимо трудился на ниве народного  просвещения: состоял заведующим и законоучителем церковно­приходской школы Спасо­Вознесенского собора, в клире которого служил, а также  окрестных деревень Васильевки и Ключевки. В 1908 году он открыл в  городе еще одну школу, где преподавал Закон Божий. За особое усердие в  служении отец Константин был удостоен последней в своей земной жизни  награды – камилавки. Его авторитет как священника, просветителя,  ходатая за простой народ все возрастал. Спасо­Вознесенский собор в  центре Бугуруслана был полон не только по праздникам. Мудрый пастырь,  наделенный к тому же редким даром убеждения, разъяснял людям и в  проповедях с амвона, и с думской трибуны, чем грозят стране и народу  1 Воронов А.М. «Мученики, исповедники и храмы Оренбургской епархии XX века»,– Образование в  Оренбуржье: история и современность : материалы науч.­практ. конф. — Оренбург, 1997. — С. 11—14. 16 отступничество от православной веры и измена Всероссийскому  Самодержцу. Малолетний Боря, сын Константина, пошёл однажды погулять и не  вернулся. Вскоре его тело обнаружили на берегу Кинеля. Нашлись «  свидетели», показавшие на следствие, что мальчик стал жертвой  случайного выстрела, попал под пулю. Большинство не сомневалось ­ этот  подлый выстрел целил в сердце не одного лишь невинного отрока : главной  мишенью был его отец…Следствие забуксовало, дело закрыли, но только на сердце у батюшки осталась ещё одна кровотощая зарубка.      Известия о кощунственных и кровавых преступлениях большевиков, о  захвате ими власти в Петрограде потрясли отца Константина. Народ вдруг  вновь словно бы проснулся, почувствовал угрозу всеми устоями своей  жизни..      25 февраля 1918 года – в день празднования памяти святителя Алексия  – настоятель Спасо­Вознесенского собора священник Константин Сухов  возглавил крестный ход, который после обычного обхода храма направился прямо к зданию Революционного совета, где заседали большевики.  Верующие таким образом ясно выразили свой протест против  кощунственных и кровавых преступлений беззаконной власти. Вскоре  новые руководители, ограбив казну, бежали из города, затаив страх перед  православным народом и ненависть к их пастырю.1     Поздней осенью 1918 года после поражения Чехословацкого корпуса и  эвакуации из Самары Комитета членов Учредительного собрания  (КОМУЧА) территория Самарской области была захвачена Красной  Армией. 22 октября, в воскресенье, передовые части дивизии Г.Д. Гая уже  1 Ю. Изъятский  «Священномученик Константин Сухов». Опыт составления жития на фоне эпохи",  Ладомир   17 ворвались в Бугуруслан, начались повальные расстрелы «врагов  революции». В «черные списки» попал и отец Константин Сухов.1 По семейному преданию Суховых, поныне бережно хранящемуся  потомками священномученика, отец Константин был взят в алтаре Спасо­ Вознесенского собора, когда он возносил за Божественной литургией  молитвы об упокоении недавно расстрелянных в Екатеринбурге  Царственных Мучеников, поминал православное воинство, противостоящее безбожникам. Прихожан собралась, как обычно, полная церковь. Весь народ шел за карателями, выводившими отца Константина на улицу, умоляя не  трогать батюшку. Невзирая на мольбы, они отвели священника в полном  облачении на берег реки Кинель, тем путем, которым сам он всегда на  праздник Крещения Господня ходил во главе Крестного хода. Во льду  делалась крестообразная прорубь – «иордань», благочестивые люди  погружались в освященную на молебне богоявленскую воду, а мальчишки  выпускали из клеток на волю голубей, символизирующих Святого Духа…2      22 октября 1918 года солдаты вывели его из алтаря под плач и  причитания немногочисленного народа, в основном женщин, пришедших к  ранней обедне. Выпал первый снег. Красноармейцы толкали батюшку  прикладами в спину, требовали « шевелиться быстрее»… Направились в  сторону реки.      И другой крестовый ход, наверное, вспомнился отцу Константину­ с  чудотворной Табынской иконой Божией Матери. Тогда по всему уезду  свирепствовал мор, особенно много жертв было среди детей. И вот  привезли Матушку­ Заступницу. Ходили крёстным ходом и Её иконой на  1 Ю. Изъятский  «Священномученик Константин Сухов». Опыт составления жития на фоне эпохи",  Ладомир   2 Из архива Троицкого храма г. Бугуруслана 18 родники, чтобы унять заразу, обошли весь город, спустились сюда же, на  Кинель, а от реки повернули назад к собору.     Теперь обратного пути не будет…     В роще, уже по­зимнему голой и неприветливой, отца Константина  заставили разуться, снять обличие. Оставшись в одном подряснике,  батюшка последний раз помолился, благословил плачущих в отдалении  прихожан, самих расстрельщиков, среди которых был даже один знакомый  комиссар..        Грянул нестройный залп. Люди, пришедшие из собора, перекрестились.  Настала торжественная тишина, смолкли даже рыдания женщин. Одна из  них подошла к командовшему расстрелом, что­то сказала. Тот нехотя  кивнул. Солдаты ушли, оставив тело на обагренном снегу…1     В советские годы на месте расстрела соорудили танцплощадку, открыли  лодочную станцию. Место убиения священномученика Константина долгое  время оглашалось звуками оркестра, весёлым криками танцующих, плеском купающихся горожан, скрипом уключин на прогулочных яликах. Сейчас на  этом месте установлен памятный крест, напоминающий об этих кровавых  событиях.     Похоронили отца Константина тайно, боясь осквернения могилы. Ее  местонахождение так и осталось неизвестным. Предполагается, что честные останки священномученика покоятся недалеко от Успенского храма,  который по сей день действует на старом кладбище Бугуруслана.     17 июля 2001 года Священный Синод Русской Православной Церкви  постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских  1 Ю. Изъятский  «Священномученик Константин Сухов». Опыт составления жития на фоне эпохи",  Ладомир   19 ХХ века имена подвижников, и среди них имя нашего земляка –   священномученика Константина Сухова.1      В честь святого мученика Константина Сухова воздвигнут на территории Заволжского Свято­Ильинского женского монастыря  деревянный  однопрестольный храм .          С первых времен в Церкви христианской существуют повествования о  жизни и деяниях святых подвижников и исповедников. Особенным  почитанием окружались имена мучеников и исповедников за Христа.  Мучениками называются святые, убитые за исповедание христианской  веры. Под исповедниками обычно понимают христиан, пострадавших за  Христа от гонителей христианства. Новомучеником будут называть  человека, который пострадал за веру в XX веке. О таких людях мы хотели  бы рассказать. И хотя материал ничтожно мал, но если имя останется в  памяти народной –это будет оценкой деятельности этих новомученников.         Григорий­ Волженский       Волженский Григорий Петрович родился  29.01. 1888 года, окончил  Бугурусланское Духовное училище, а затем Самарскую духовную  семинарию в 1909 г., учился в  Казанском ветеринарном институте, затем на медицинском факультете Императорского Томского университета, с 1914  года, священник с. Неплюевки, с 1918 священник Михаило­Архангельской  церкви г. Бугуруслана, после прихода советской власти был «лишён  избирательных прав как служитель религиозного культа», в 1930 лишён  сана священника. Работал ветврачом в г . Бугуруслане, расстрелян в 1937  году, похоронен на городском кладбище около единственной  1 Из архива Троицкого храма г. Бугуруслана 20 сохранившейся в Советское время в г. Бугуруслане церкви Успения  Божией матери.1 Остроумов Алексей Петрович      Родился в 1886 году. Его отец Остроумов Пётр был чтецом в церкви  одного из сёл Кинель­Черкасского района Куйбывшеской области. Было у  отца три сына: Владимир, Алексей и Александр.  Владимир  и Алексей  закончили Самарскую духовную семинарию. Владимир в начале двадцатых  годов отказался от священнического сана, чтобы вторично жениться по  любви, работал бухгалтером в Кинель­Черкассах. В недоброй памяти 1937  года он разделит судьбу многих, исчезнувших в неизвестности.2      Алексий был посвящен во священники и получил назначение в только  что построенную церковь в мордовском селе Алексеевке Бугурусланского  уезда Самарской губернии.       В 1927 году по совету некоторых дальновидных прихожан семья  Остроумовых поселилась их приходского в собственный дом .Для этого в  одном из ближайших посёлков был найден домик на две комнаты,, который  разобрали, перевезли в Алексеевку и поставили. Надворные постройки  были поставлены только самые необходимые, так как в хозяйстве была  одна корова.3      Однако, принятые меры не спасли в 1931 году семью сельского  священника от экспроприации: семью просто выгнали из собственного дома и отобрали всё имущество, за исключением самого необходимого. По  1 Из архива Успенского храма г. БугурусланаИз архива Троицкого храма г. Бугуруслана 2 3 Из архива Троицкого храма г. Бугуруслана 21 Конституции СССР некоторые группы  населения были лишены права  голоса. В их число входили и служители культа, т.е. всё духовенство, а,  следовательно, и священник Остроумов Алексей и все его иждивенцы. В  народе их называли «лишенцами». В период с 1931 по 1936 год возросло  количество судебных процессов над духовными лицами. Сельским  священникам обычно предъявлялось обвинение в агитации против  коллективизации. 1 Александр Венедиктович Мильтонов      Родился он 31 марта 1897 года в селе Ново­Якушево Самарской  губернии в многодетной семье дьякона Венедикта Александровича  Мильтонова. Был третьим из восемнадцати детей. Жили они скромно, иной  раз не было вдоволь хлеба. Несмотря не такую бедность, Венедикт  Александрович старался дать образование своим детям. Так Александр  Венедиктович в августе 1908 года поступил в Самарское духовное училище и в июне 1913 года успешно его закончил и продолжил обучение в  Самарской духовной семинарии. Разразилась гражданская война. В 1918  году был мобилизирован в армию Колчака, а в 1919 году перешёл в  Красную Армию. После демобилизации с 1920 учительствовал в Скобелеве  Бугурусланского района. 2      В 1921 году будущий пастырь женился на дочери священника Марии  Николаевны Троицкой. В августе этого же года ему была вручена  архиерейская грамота на священное служение в селе Ефремово­Зыково  Пономарёвского района Бугурусланского уезда. Затем служил  1 Из архива Троицкого храма г. Бугуруслана 2 Из архива  Троицкого храма г. Бугуруслана 22 священником в Русской Бокле Бугурусланского района, Радовке  Абдулинского Района.  3      29 февраля 1931 года сотрудники ОГПУ Средневолжского края  арестовали Александра Венедиктовича, обвинив в проведении  антисоветской агитации и причастности антисоветской группировки. Его  осудили к 10 годам лишения свободы  с отбыванием срока на строительстве Беломорско­Балтийского канала. Вместе с ним осудили его отца 1869 года  рождения  и брата Евгения, священника села Матвеевка, Абдулинского  района. Они были осуждены на пять лет, несмотря на то, что отец  Александра был уже пожилым и больным человеком. Умер он в самарской  тюрьме. Брата Евгения так же отправили в Карелию на строительство  Беломоро­Балтийского канала.      В 1936 году Александр Венедиктович вернулся из мест заключения и  получил назначение в храм села Комиссаровка Пономарёвского района. Не  имея собственного угла всю семью Мильтоновых приютил в своём доме  староста Яков Тихонович Морозов. На первых порах он им помогал.  Казалось, жизнь начала налаживаться. После голода они впервые поели  хлеба вдоволь.      Александр был счастлив , что молитвы его были услышаны и он вновь  стоял у престола Божьего и служил Ему каждый день, и в праздники и в  будни.      Но не долго длилась счастливая жизнь Мильтоновых, не долго они ели  хлебы вдоволь. 27 июля 1937 года нагрянули с обыском сотрудники  УНКВД Оренбургской области. Пять часов длился обыск, но так ничего  компрометирующего и не нашли.  Конфисковать на этот раз было нечего.  Были только медные монеты . который копили целый год и складывали в  3 Из архива Троицкого храма г. Бугуруслана 23 мешочек..Со словами: «а это мы вернём», забрали и гроши. Александра  вновь арестовали увезли.      Всего около 10 лет довелось отцу Александру служить верой и правдой  Русской Православной Церкви. Прихожане очень любили и уважали его. Он служил Божественную литургию каждый день, знал Библию почти наизусть. На службу люди приезжали из многих городов и весей. Своим образом  жизни отец Александр сделал великое дело­ привил многим прихожанам  доброту, чувство сострадания к ближним, неподкупную честность,  справедливость. Он делился с людьми последним­ отдавал рубашку.  Однажды он снял с себя сапоги и отдал их бедняку, а сам надел лапти и  сказал, что ему так удобнее ходить.1      Батюшка заботился о духовном воспитании своих детей. Около него  кормились сотни людей. Те кто дожили до нашего времени, до сих пор  вспоминают его добрым словом…2      27 сентября 1927 года в праздник  Воздвижения Честного и  Животворящего креста Господня Александр, как враг народа, был  расстрелян в г.Оренбурге. Свидетелем того, как отца Александра и других  верующих увозили на расстрел, была одна из монахинь Бугурусланского   Покровского монастыря…3      В свидетельстве о смерти местом захоронения указана Зауральная роща.  Он, и ещё десятки тысяч неугодных властям людей, расстрелянных,  замученных обрели в Зауральной роще вечный покой . Спустя годы,  скрываемые злодеяния обнажились. Воды разлившегося при весеннем  1 Из архива Троицкого храма г. Бугуруслана 2 Из воспоминаний дочери  А.В. Мильтонова (Веры Александровны  Мироновой) 3 Из архива Троицкого храма г. Бугуруслана 24 паводке р. Урал размыли место захоронения и ,ужас и недоумение объяли,  всех жителей города, когда река наполнилась трупами, прибивая их к  берегу..В скором временя по распоряжению властей было прорыто другое  русло река.       Сейчас на месте массового захоронения жертв сталинских репрессий в  Зауральной роще г. Оренбурга над многочисленными могильными крестами, поросшими молодыми берёзками, возвышается курган, сооруженный из  большого серого камня, увенчанный православным крестом. В центре  кургана­ раскрытая книга, отлитая из металла, лежит на гранитной плите.  Надпись с той плиты гласит: «Вам, великомученикам, безвинно  расстрелянным в годы сталинских репрессий, погребенным здесь, вечная  память!»… 25 Заключение Изучив архивные и исторические материалы, проанализировав  воспоминания родственников репрессированных, мы пришли к выводам:       Во­первых, целью всех потрясений начала века было уничтожение  Православной Церкви. Сразу же после большевистского переворота  Русская Православная Церковь подверглась неслыханным гонениям, сила  которых не ослабевала целую четверть века. Церковь стоит на крови  мучеников. Это ясно подтвердилась в XX веке. Отдел по канонизации мучеников и исповедников Оренбургской епархии проводит огромную и трудоемкую работу, чтобы жители области знали о трагических событиях в годы репрессий.  Изучение   жизни   монастырей   и   храмов   Оренбуржья,   знакомство   с мучениками и подвижниками открывают нам глубину души и величие духа русского   человека.   Жизнь   и   судьба   священномучеников   Константина Сухова и Александра Мильтонова  говорят нам о нравственной чистоте, о любви к Богу и людям, об их преданности истине. В их жизненном пути, который   наполнен   страданиями   и   горем,   мы   находим   образ   Веры,   как пример жертвенной любви к Богу. Во­вторых,  победа Церкви над силами зла осуществилась благодаря  великому числу  новомучеников и исповедников Российских.  Среди них 36 человек новомучеников и исповедников российских, которые в годы  сталинских репрессий приняли кончину за православную веру на  Оренбургской  земле. Совместно с Оренбургской  и  Бузулукской    епархией на местах массовых расстрелов и захоронения репрессированных  сейчас строятся храмы. Также проводятся археологические раскопки, идет  работа с архивами по поиску имён жертв политических репрессий, по  26 поиску мощей оренбургских  новомучеников, которые отдали жизнь за веру и причислены Русской православной церковью к лику святых. Список литературы и источников Воронов А.М. «Мученики, исповедники и храмы Оренбургской  1.. епархии XX века»,– Образование в Оренбуржье: история и современность :  материалы науч.­практ. конф. — Оренбург, 1997. — С. 11—14. 2.  Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви 3. Ю. Изъятский  «Священномученик Константин Сухов». Опыт  составления жития на фоне эпохи", Ладомир   4.«Край Оренбургский. Стопами православия» Оренбург. 2006  с­36­47 Моруков, М. Правда о ГУЛАГе из первого круга / Михаил Моруков.  5. – М.: Алгоритм. – 2006. – 187 с. Павлов, С. М.  Голгофа: [очерки о политических репрессиях] / С. М.  6. Павлов. – М.. ­ 2008. ­ 367 с. 7. 8. Из архива Успенского храма г. Бугуруслана Из воспоминаний дочери  А.В. Мильтонова ( Веры Александровны  Мироновой) 9. Из архива  Троицкого  храма г. Бугуруслана 27 Приложение 1 28 Константин Сухов с матушкой Софьей Васильевной 29 Приложение 2 Константин Сухов 30 Приложение3 Храм   в   честь   священномученика   Константина Сухова в селе Подгоры   Самарская область 31 Приложение 4 Место расстрела Константина Сухова 32

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"

Исследовательская работа " За веру пострадавшие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017