Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"
Оценка 4.9

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
искусство
9 кл
05.04.2017
Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"
Презентация к исследовательской работе "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"
Исследовательская работа часы Павлин Эрмитаж.docx
«Эрмитаж»   ­   слово   французское,   означает   «уединенный   уголок»   или «приют отшельника». Такие «приюты» в XVIII веке предназначались для отдыха и   увеселений   дворянской   знати.   Очень   часто   эрмитажи   украшались произведениями искусства. Скорее всего, это слово так незаметно и ушло бы в историю, если бы не русская императрица Екатерина  II, большая поклонница живописи. Из своего «уединенного   уголка»   в   Зимнем   дворце   в   Санкт­Петербурге   она   не   сделала настоящий музей. Я   как   зачарованная   ходила   по   залам   Эрмитажа.   Здесь   собирались   не только   картины,   но   и   гравюры,   рисунки,   античные   ценности,   работы декоративно­прикладного   искусства,   драгоценные   резные   камни, нумизматические   коллекции,  медали   и   книги.  Люди   приходят   сюда,  подолгу стоят   перед   любимыми   произведениями   искусства.   Шедевры,   как   магнит, притягивают к себе, хочется увидеть их снова и снова.  Так   приобретенные     картины   Александром   I   Рембрандта   и   Рубенса   с одинаковым   названием   "Снятие   с   креста",   "Ферма"   Поттера,   полотна   Клода Лоррена,   "Бокал   лимонада"   Терборха   и   "Завтрак"   Метсю,   а   также   статуи, 1 созданные Кановой: "Психея и Амур", "Парис", "Геба" и "Танцовщица", Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года и т.д.  Но   что   меня   поразило   больше   всего   так   это   Павильонный   зал  Малого Эрмитажа. Мне показалось, что я попала в   восточную сказку. Все светлое­ светлое с золотистым отливом. Сколько здесь света! Он льется из многих окон, его лучи преломляются в хрустальных подвесках громадных люстр, создают в них   игру   всех   цветов   солнечного   спектра.   О   восточной   сказке   говорят   и установленные   у   стен   раковины­фонтаны,   подобные   тем,   которые   украшали дворцы восточных шахов. Собирающаяся в раковинах вода легкими каплями падает   вниз.   Часть   пола   Павильонного   зала   покрыта   мозаикой.     На   которой изображены фантастические сцены из античной мифологии. В центре — голова чудовища Медузы Горгоны, у которой вместо волос ядовитые змеи. Дальше по окружности — борьба греков с кентаврами — полулюдьми, полутенями. По краю изображены фантастические морские существа: нереиды — дочери царя Нерея   и   тритоны   —   мужчины   с   рыбьими   хвостами.   И   вдруг   я   слышу удивительный   звон   колокольчиков.   Я   ищу,   откуда   идет   этот   звук,   и   вижу сверкающего золотом павлина. Это часы «Павлин». Актуальность   темы:  Чьи   же   руки   создали   этот   прекрасный   шедевр, вдохновение   какого   мастера   побудило   его   создать   такую   замечательную композицию?   Кому   через   века   надо   сказать   спасибо   за   эту   красоту,   за фантастическое зрелище, которым мы можем насладиться и сегодня?  Считается,   что   эта   восхитительная   механическая   редкость   сделана английским мастером Джеймсом Коксом во второй половине XVIII века и была предназначена князем Григорием Александровичем Потемкиным для подарка русской   императрице   Екатерине   II.   История   «Павлина»   и   его   появление   в России, бесспорно, связаны с именами этих трех, по­своему великих людей. Как и положено в историях редкостей, да еще связанных с именами сильных мира сего, судьба  2 «Павлина» полна тайн и загадок. Вряд ли можно найти в Эрмитаже более «знаковый» экспонат, который непременно приковывает внимание посетителей. Как возникли идея и программа именно такой механической «игрушки», есть ли во всем этом символика и какова она, какую роль в истории «Павлина» сыграли Светлейший   князь   Григорий   Потемкин   и   императрица   Екатерина   Великая, наконец,   как   и   когда   попало   это   чудо   в   Россию?   Эти   и   другие   вопросы волновали исследователей многие годы, но даже сегодня не на все из них можно найти   однозначный   ответ.   Впрочем,   это   естественно   —   такие   уники,   как «Павлин», должны быть окутаны тайной мифов, предположений и версий.   Цель исследования:  Изучить и проследить историю создания экспоната государственного музея Эрмитаж – часов «Павлин». Исходя   из   поставленной   цели,   мной   были   сформированы   следующие задачи: 1. Изучить историю создания экспоната государственного музея Эрмитаж – часов «Павлин»; 2. Познакомиться с последовательностью работы часов «Павлин»; 3. Узнать, как реставрировались часы «Павлин». Объект исследования: экспонат государственного музея Эрмитаж – часы «Павлин». Предмет  исследования:  история   создания   экспоната   государственного музея Эрмитаж – часов «Павлин». Практическая значимость  моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы  школьниками для повышения образовательного уровня. Структура работы: Работа состоит из введения трех глав и заключения. В конце имеется список использованной литературы. 3 Глава 1. Теоретическая часть 1.1.Пробуждение солнечного веселого утра. Когда   заводят   часы   "Павлин",   первой   "просыпается"   сова,   сидящая   в клетке.   Хрустальным   звоном   начинают   петь   колокольчики,   подвешенные   на клетку, сова двигает головой и вращает глазами, а лапкой словно бы дирижирует в такт музыке. Сова еще с античных времен ­ символ мудрости и ночи. Она безраздельно   царствует   во   тьме   леса,   когда   все   живое   крепко   спит.  Кстати, фигура совы выполнена из чистого серебра. Блеск благородного серебра во все времена   ассоциировался   с   мягким   лунным   светом.   Механизм   совы   работает дольше   остальных   фигур   ­   ее   движения   и   мелодичное   позвякивание колокольчиков сопровождают все действие. Но вот настала пора пробуждения солнечного веселого утра ­ очередь уже за павлином. Он грациозно кланяется маленькой   изящной   головкой   и   распускает   свой   прекрасный   хвост.   Золотым блеском сверкают роскошные перья ­ символ солнца. В восточных верованиях павлин   ассоциировался   с   небом,   непостижимым,   загадочным   космосом, сверканием жаркого солнца и таинственным, холодноватым  сиянием  далеких звезд.   Вот   павлин   поворачивается,   и   мы   видим   "изнанку"   его   хвоста   ­ посеребренную   поверхность,   символизирующую   ночь.   Птица   словно   хочет сказать нам: все меняется и повторяется вновь и вновь, день сменится ночью, за тьмой снова приходит свет, а за светом вновь темнота. Сделав поворот, павлин возвращается в исходное положение и закрывает хвост, а мудрая сова все так же продолжает   смотреть   на   нас,   вертеть   головой   и   звенеть   своими   чудесными колокольчиками. Последним оживает петух. Зал оглашается хрипловатым, но жизнерадостным   кукареканьем,   и   все   замирает.   В   различных   религиях   его наделяли   то   божественными,   то   дьявольскими   качествами.   Но   все   мифы   и 4 легенды сходились в одном: крик петуха возвещает начало нового дня, прощание с ночью, время радостных надежд, пробуждение к чему­то хорошему. И этот маленький   механический   спектаклик   тоже   выстроен   по   тому   же   принципу: помни о недолговечности и изменчивости жизни, где за днем приходит ночь, за радостью – печаль. Возрождение к жизни, рассвет и время ждать чего­нибудь замечательного   может   прийти   в   любое   время,   в   любом   возрасте   человека. Словно нахальный петух, в твой дом с громкими криками и шумом рано или поздно   ворвется   радостная   весть,   а   какая   именно   ­   знать   не   дано.   Порой ожидание счастья приятнее самого хорошего события, каким бы оно ни было. Конечно же, такой символ не мог существовать без часов! Часы символизируют ход   времени,   его   бесконечный   поток.   По   круглой   шляпке   гриба   движется стрекоза   ­   крохотная   секундная   стрелка.   Снова   и   снова   она   возвращается   в исходную точку, чтобы тут же продолжить свое движение по кругу, ведь все события   нашей   жизни   замыкаются,   словно   окружность,   даже   наша   планета постоянно вращается. И этому не будет конца. Впечатления   от   необычного   творения   Джеймса   Кокса   усиливает музыкальное   сопровождение,   наполняющее   механических   персонажей   неким живым духом, наделяя их некой таинственной силой. Каждый «житель» часов исполняет   отведенную   роль   под   собственное   звуковое   сопровождение. Сочетание   нот   подчеркивает   символизм   конкретной   птицы,   и   звук останавливается синхронно ее движениям. Есть описания из которых известно о неординарности   музыкального   сопровождении   механизмов   произведенных   в мастерских Кокса. Мелодии всегда были смелыми ­ они восхищают и по сей день.   Автор   намеренно   противопоставляет   неприродные   звуки   музыкального автомата   живой   музыке,   сочиненной   для   человека.   Озвучивая   механическую природу,   создатель   музыки   использует   острые   синкопированные   ритмы   и экзотические лады. 5 В   XVIII   веке   не   только   умели   создавать   потрясающие   автоматы,   но   и вкладывали в механические устройства смысловую нагрузку, тем самым вдыхая жизнь в свои творения. Часы представляют собой своеобразную механическую модель Вселенной, задачей которой является отсчет времени, следуя движениям небесных   светил.   Каждое   небесное   светило,   как   и   время   суток,   связаны   с определенными птицами, напоминающими о ходе времени. Павлин  в   астральной   символике   наиболее   значимая   фигура.   Он олицетворяет   солнце,   а   золотое   оперение   птицы   своим   блеском   еще   больше подчеркивает   значимость   фигуры.   Сцена   эффектного   раскрытия   хвоста   и быстрое   его   складывание   символизирует   единство   появления   и  исчезновения всего   живого   в   мире.   По   христианским   традициям   павлина   ассоциируют   с солнечным кругом и бессмертием. В восточных верованиях павлин символ неба, сверкания   жаркого   солнца   и   холодноватого,   таинственного   сияния   далеких звезд.  Сова  – символ мудрости, тишины и размеренности, но одновременно с тем символ ночи. Она спутница Мойры Антропос (Богини судьбы), рвущей нить жизни,   и   поэтому   является   знаком   тьмы,   печали   и   конца   жизни.   Фигура выполненная из серебра излучает благородный блеск, который во все времена ассоциировался с лунным светом, мягким и интригующим.  Петух, последняя оживающая   фигура,   возвещающая   своим   пением   восход   солнца.   Он символизирует рождение жизни и появления света. Вселяет надежду в светлое и доброе, и непременно радостное в жизни каждого. После первого беглого осмотра механических золоченых птиц возникает вполне   естественный   вопрос:   а   как   же   по   таким   часам   определять   время? Хитрость здесь заключается в том, что циферблат «спрятался» в шляпке самого большого гриба, что растет на холме прямо перед дубом. В прорези шляпки этого гриба видны римские цифры, обозначающие часы, и арабские – минуты. Бег секундной стрелки  6 олицетворяет собой стрекоза, вращающаяся на шляпке вокруг своей оси. Когда механизм заведен, стрекоза подпрыгивает, символизируя мимолетность существования.   Колокольчики   на   клетке   совы   отбивают   четверти   и   часы. Изначально   предполагалось,   что   движение   птиц   должно   осуществляться ежечасно,   но   сегодня   их   заводят   крайне   редко   для   лучшей   сохранности автомата. Часовой же механизм работает постоянно. Глава 2. Практическая часть 2.1. История необычного подарка Вот здесь и начинается самое сложное. Известно лишь время ­ XVIII век ­ и   страна   изготовления   часов   "Павлин"   ­   Англия.   Почти   со   стопроцентной уверенностью можно утверждать, что эти часы были изготовлены в мастерских знаменитого   на   весь   мир   Джеймса   Кокса,   который   собирал   вокруг   себя талантливейших мастеров, способствовал развитию изящных искусств и даже создал свой музей. Все то, будет сейчас сказано, не более чем научная гипотеза. В истории часов "Павлин" очень много непонятного: слишком мало осталось письменных   исторических   источников,   и   все   они   достаточно   противоречивы. Ученые до сих пор не могут точно назвать имя мастера­часовщика, создавшего такое чудо. Данное   исследование   проводилось   следующим   образом.   Были   изучены материалы в городской библиотеке им. Г.Тукая, школьной библиотеки, интернет ресурсы и была найдена следующая информация. В Петербург часы попали так. Часы «Павлин» были изготовлены в XVIII веке. В это время в Европе, в частности в Англии, был чрезвычайно популярен стиль шинуазри (по­русски — китайщина) и в моде были китайские товары: шёлк, фарфор, цветные лаки. Каждый год за ними снаряжались караваны судов, 7 которые,   обогнув   Европу,   Африку,   Индию,   доплывали   до   китайского   порта Кантон   (сегодня   это   Гуанчжоу)   —   единственного   доступного   в   ту   пору европейцам. Торговать с Китаем было непросто. Он считал себя «центром вселенной» и демонстрировал Европе свою полную независимость и самодостаточность — ему не нужны были ни английские сукна, ни изделия из металла, никакие другие европейские товары. В результате суда, идущие «за три моря», были заполнены в основном   балластом   и   расплачиваться   приходилось   не   товарами,   а   чистым серебром. Европейцам это было невыгодно. Так   продолжалось   до   тех   пор,   пока   китайский   император   не   увидел европейские механические часы с музыкой. Они произвели на него сильнейшее впечатление. Такого здесь ещё не было. В Китае часы назвали «самозвенящими колоколами»,   поскольку   самым   поразительным   оказалась   не   прозаическая способность измерять время (китайская система времяисчисления отличалась от европейской), парадоксальное, невиданное доселе проявление свойств живого в неживом.    а   именно   «механическая   жизнь»   —   удивительное, А  что   любо   императору —  жизненно  необходимо   всем  придворным.  В Англии   срочно   наладили   производство   роскошных   часов­игрушек,   заводных музыкально­анимационных   автоматов,   призванных   поразить   воображение сочетанием   «восточной   пышности   с   западной   гениальностью».   И   фирма Джеймса Кокса, которому приписывают авторство эрмитажного «Павлина», — один из основных поставщиков этого необычного товара. Конечно, организация подобного бизнеса — дело затратное, хлопотное и рискованное. Ведь прибыли, сколь   велика   бы   она   ни   была,   приходилось   ждать   минимум   два   года   плюс превратности   долгих   путешествий   и   непредсказуемость   реакции   покупателя. Джеймс Кокс как глава фирмы занимался тем, что набирал кредиты, нанимал мастеров, разрабатывал дизайн, организовывал производство, договаривался с 8 купцами и перевозчиками, формировал партии товара. Провожал корабли со своим необычным товаром. И ждал.  Известный политический деятель, фаворит императрицы Екатерины князь Г. А. Потемкин заказал такие часы в подарок для своей государыни. Потемкин был   одной   из   самых   ярких   личностей   своего   времени.   Он   любил   изящные, роскошные   вещи,   произведения   искусства,   а   сложные   механизмы   и   разные диковинки приводили его в неописуемый восторг. Естественно, его не могли не привлечь и работы из мастерской англичанина Д. Кокса, известного на весь мир своими замечательными изделиями. Не каждый коллекционер мог похвастать экземпляром   "от   Кокса":   его   произведения   стоили   баснословно   дорого. Удивительно,   но   на   часах   нигде   нет   подписи   мастера­изготовителя.   Лишь   в одном месте, на пружинном барабане фигуры петуха выгравирована буква J. Есть доказательства, что эта монограмма принадлежит английскому мастеру­ часовщику Фредерику Юри (Jury).  Фредерик Юри назван не часовщиком, но «изготовителем часовых машин», то есть механизмов для автоматов. Это объясняет тот факт, что именно он, человек, который досконально был знаком с устройством часов, привёз их в Петербург.   Скорее   всего,   для   лучшей   сохранности   часы   были   привезены   в разобранном состоянии. Значит, кто, как не автор, должен был здесь их собрать, настроить и продемонстрировать работу заказчику! Вероятно,   Джеймс   Кокс,   как   глава   фирмы,   осуществлял   общее руководство и финансирование проекта, возможно — общий замысел изделия, но не конструирование и изготовление. Потемкин   предполагал,   что   его   дар   произведет   настоящую   сенсацию   и станет самой главной достопримечательностью Эрмитажа. Но этому желанию не суждено   было   сбыться:   части   механизма   подверглись   повреждениям   при транспортировке и нуждались в ремонте. Весной 1781 года часы были отданы "по   частям"   различным   мастерам,   которые   пытались   их   отреставрировать.   9 Вскоре после его смерти императрица Екатерина II выкупила из казны все имущество Потемкина, в том числе и диковинные часы. Все части механизма еще   при   жизни   Потемкина   были   переданы   И.   П.   Кулибину,   который   сумел восстановить   его   лишь   после   смерти   князя.   Кулибин   подреставрировал "Павлина".                              2.2. Возрождение золотого павлина Интересна и история с реставрацией часов. К Ивану Кулибину "Павлин" был   доставлен   в   нескольких   корзинках   в   виде   груды   деталей.   Кулибин обнаружил, что многих частей композиции просто не достает!  Мастер принялся за работу ­ он рассортировал все детали, понял общие принципы работы механизма. Долгое время ему никак не удавалось разобрать фигуру   павлина.   Наконец,   Кулибин   заметил   на   павлиньей   спинке   одно отличающееся от других перышко ­ именно нажатие на него помогло открыть корпус   механизма.   Взору   мастера   предстало   жалкое   зрелище:   поломанные шестеренки,   разорванные   пружины,   болтающиеся,   незакрепленные   детали. Работа   над   "оживлением"   движущихся   фигур   шла   полным   ходом,  как   вдруг Григорий Потемкин вызвал Кулибина для каких­то дел, и тот пробыл у него до самой кончины князя. Он наказал сыну не трогать механизм, но если случится 10 пожар, первым делом спасать "Павлина". И вот однажды ночью сын мастера проснулся от яркого света, шума и криков. Под окнами на набережной полыхало зарево   ­   загорелись   стоящие   на   причале   недалеко   от   дома   баржи   с   сеном.   Кулибин­младший   в   панике   начал   раскидывать   детали   по   корзинам.                    Все обошлось, но части "Павлина" были перемешаны в кучу, что­то затерялось, что­то смешалось с компонентами других механических устройств... И вот опять возрождение часов к жизни отодвинулось на бог знает какой срок. Какое­то   время   автомат   стоял   в   Таврическом   дворце,   и   лишь   в   1797   году наконец­то был доставлен в Эрмитаж. До прихода в Эрмитаж Михаила Гурьева, некому   было   починить   потрепанные   временем   знаменитые   часы.     Гурьев Михаил   Петрович,   часовой   мастер   музея,   преступил   к   реставрации   часов   в далеком 1995 году и за месяц привел их в действующее состояние. По началу часы отбивали каждый час, вернее устраивали шоу, ибо павлин совершает такое количество движений, что можно его рассматривать как живого!    Заключение В   заключении   хочу   сказать,   что   цель   исследовательской   работы достигнута,   я   узнала,   что   именно   в   1780   году   князь   Г.А.Потемкин   сделал письменный заказ фирме Дж. Кокса на изготовление механического автомата с часами,   который   он   предполагал   преподнести   в   дар   императрице   Екатерине Великой. Справедливости  ради надо отметить, что сведения о механике Дж. Коксе и его чудесных автоматах князь мог действительно получить от герцогини Кингстон во время ее приезда в Санкт­Петербург в 1777 году. В то же время князь   Г.А.   Потемкин   поддерживал   в   1779–1780   годах   довольно   тесные отношения с английским посланником сэром Дж. Харрисом. Посланник мог не только сообщить ему сведения о механических раритетах Дж. Кокса, но даже поспособствовать в заказе. В любом случае несомненно, что «Павлина» повелел 11 изготовить   князь   Г.А.   Потемкин.   Стоит   надеяться,   что   когда­нибудь   будут найдены документы, которые полностью  прояснят ситуацию. Мы же сегодня можем только высказать предположение, что, давая заказ, Светлейший князь изложил   в   нем   некую   программу,   которой   должен   был   следовать   механик. Действительно,  почему   были   выбраны   именно   эти   механические   птицы   и   их движения были соединены именно в такой последовательности?   Вопрос этот далеко не праздный, учитывая назначение подарка, его габариты и стоимость. Даже если Дж. Кокс исходил из имевшихся у него готовых автоматов, то он не мог   выбрать   их   произвольно,   по   своему   усмотрению,   без   предварительного согласования с заказчиком. И   конечно   же,   при   упоминании   авторства   никак   нельзя   списывать   со счетов нашего гениального мастера, Ивана Петровича Кулибина, подарившего часам "новую жизнь". Бегут недели, годы и века, часы стоят здесь уже третье столетие ­ они никуда не делись, исправно работают и радуют своей красотой, поражают   воображение   гостей   Петербурга. Список использованной литературы 1. Вилинбахов В. Г. Шедевры Эрмитажа. Санкт­Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2006 . 2. Зек Ю.Я., Семенов Ю.Н., Гурьев М.П. Часы «Павлин». СПб., 2011; Макаров В. Часы «Павлин» в Эрмитаже. Л., 1960. 3. 4. Знаки и символы. М.: Эксмо, 2008. Люлина   Р.Д.   Большой   Эрмитаж   и   корпус   Лоджий   Рафаэля   // Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. Л.: Стройиздат, 1989. С.365. 5. 6. Вписать название сайта http://inhoras.com/pavlin.html http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/12/2006/hm12_1_22.html 12 7.  http://www.hermitagemuseum.org/ 8. http://www.nkj.ru/archive/articles/24771/  (Наука и жизнь, Часы «Павлин» и другие диковины) 13

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"

Исследовательская работа "Часы "Павлин" экспонат музея Эрмитаж"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017