Исследовательская работа "Чисто там, где не мусорят"

Исследовательская работа "Чисто там, где не мусорят"

Исследовательские работы
doc
окружающий мир
4 кл
15.04.2018
Представлена исследовательская работа "Чисто там, где не мусорят". Цель работы: определение количества бытовых отходов, которые накапливает один поселок за год, проведение анализа их влияния на экологическое состояние. В ходе исследовательской работы выяснили о способах переработки твердых бытовых отходов, а также их вторичного использования.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

ЧИСТО ТАМ, ГДЕ НЕ МУСОРЯТ.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ХРАБРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» «ЧИСТО ТАМ, ГДЕ НЕ МУСОРЯТ» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Выполнили:  ученик 4 «А» класса МБОУ «Храбровская СОШ» Сторожук Илья Руководитель: Абраконова Маргарита Вячеславовна учитель начальных классов, первой квалификационной категории e­mail: margo.tta@mail.ru. пос. Храброво 2018 Содержание Введение……………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретическая часть. ……………………………………………6 1.1 Виды отходов………………………………………………………….6 1.2 Утилизация мусора……………………………………………………7 1.3 Раздельный сбор отходов……………………………………………..9 1.4. Вред от мусора для планеты …………………………………………9 1.5. Пути уменьшения мусора  ………………………………………….10 Глава 2. Практическая часть  ……………………………………………11 2.1 Анкетирование………………………………………………………..11 2.2 Изучение ТБО в домашних условиях……………………………….12 2.3 Что разлагается быстрее всего?..........................................................14 Глава 3.  Выводы…………………………………………………………17 Глава 4. Литература и интернет – источники…………………………..18 Приложения……………………………………………………………….19 Введение Есть просто храм, есть храм науки. 2 А есть еще природы храм– С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй ее святынь. С.Смирнов Актуальность Проблема отходов стала сегодня одной из самых важных экологических  проблем, с которой столкнулось человечество. После появления  искусственных материалов, наши отходы будут оставаться на свалках  десятки и сотни лет, отравляя землю, воду и воздух.  Проблема исследования По мнению специалистов, в настоящее время на каждого жителя планеты  приходится в среднем около одной тонны мусора в год. Увеличение количества  бытовых отходов связано со следующими причинами: ­ рост производства товаров массового потребления одноразового  использования; ­ увеличение количества упаковки; ­ повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи  заменить новыми. Большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или  имеет очень длительный срок разложения.  Мы видим, как загрязнены мусором территории вокруг домов, завалены обочины автомобильных и железных дорог. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных  банок изуродовали ближайшие леса и побережье Балтийского моря. Меня  3 заинтересовало, куда же девается этот мусор? Что с ним происходит? Нам  больно смотреть, как загрязняются улицы, поэтому мы решили провести  исследование по этой проблеме. Гипотеза исследования Мусор при переработке может превратиться во вредные вещества, которые  могут повредить человеку и природе. Цель исследования: Определение количества бытовых отходов, которые накапливает один поселок  за год, проведение анализа их влияния на экологическое состояние. Задачи исследования:  Познакомиться с данными в разных источниках по этой проблеме;  Изучить, что такое мусор, какие его виды существуют;  Выяснить, куда отвозят мусор мусоровозы;  Взвесить количество отходов, которые накапливаются в одной семье;  Вычислить среднее  количество отходов для поселка за год;  Провести анкетирование среди жителей поселка;  Выявить влияние отходов на безопасность здоровья и экологическое                     состояние окружающей среды.  Выяснить, какие отходы разлагаются быстрее;  Познакомиться со способами переработки бытового мусора, а именно с  самым безопасным ­ способом утилизации;  Выяснить, как можно вторично использовать мусор.  Подготовить памятку о видах мусора, наиболее опасных для жизни.  Выполнить презентацию проекта;  Представить результаты проектно­исследовательской работы в классе; 4  Провести в школе конкурс плакатов – призывов « Сделай свой мир чище!»   Твёрдо­бытовые отходы Объект исследования  Бытовые отходы, возможность, их вторичного использования и переработки. Предмет исследования План работы: 1 этап. Узнать о бытовом мусоре: что это такое, виды мусора, способы  утилизации мусора. 2 этап. Провести  анкетирование жителей поселка. 3 этап. Практическая работа по выявлению количества мусора в отдельно  взятой семье. 4 этап. Провести анализ полученных результатов и изученной информации и  создать памятку. Сроки исследования Ноябрь 2017 года ­ март 2018года Методика исследования   поиск информации в интернете по проблеме;  наблюдение;  опрос;   описание различных способов переработки мусора;   анкетирование; 5   анализ полученной информации;   составление памятки. Глава 1. Теоретическая часть Чем больше город, тем больше в нем мусора, львиная доля которого приходится на так называемые твердые коммунальные отходы (ТКО), или твердые бытовые  отходы (ТБО) – то есть мусор из жилых помещений, то, что оставляем после  себя мы с вами. Соответственно, чем больше в стране городов и чем больше в  стране городских жителей, тем острее «мусорная проблема». Но не только в больших городах существует эта проблема. И в маленьких  посёлках она тоже имеет место быть.  1.1 Виды отходов Бытовые отходы – это более 85% всего мусора, который постоянно  утилизируется в связи с потерей потребительских качеств. Бытовые отходы  бывают биологическими (пищевыми) или небиологическими (искусственного  происхождения). В категорию бытового мусора входят: 1. Синтетический мусор (бумага, древесина, фасовочные материалы). 2. Биологический (помои, остатки продуктов, кости). 3. Нефтепродукты (текстиль, резина, пластик). 4. Металлы. 5. Стеклянный мусор. Биологические отходы Биологические отходы – это мусор естественного происхождения,  перерабатывающийся в природной среде за оптимальное время. Он безопасен и  не несет никакого вреда внешнему миру. Однако, с развитием пищевой  6 промышленности, перед человечеством встал вопрос об утилизации даже  природных отходов. К биологическим видам мусора относятся: 1. Конфискаты после проверок ветеринарами. 2. Неподходящие для еды отходы птице­ и мясозаводов.   Промышленные отходы К группе мусора промышленного происхождения относятся остатки некоторых  видов сырья, ставшие непригодными для дальнейшей эксплуатации.  Промышленные отходы – это остатки строительных материалов после  ремонтных работ, металлолом, опилки, непригодные детали и запчасти на  устройства, бракованные вещи из резины или пластика, строительные краски и  лаки, покрытия.  Радиоактивные отходы К категории радиоактивных отходов относятся химические вещества,  содержащие в своем составе изотопы радиоактивных компонентов. Согласно  закону Российской Федерации, завоз в Россию отходов указанной категории  запрещен.   Медицинские отходы В группу медицинских отходов относят весь мусор, появляющийся в процессе  работы лечебных или профилактических учреждений, фармацевтических сетей.  Медицинский мусор представляет собой отходы, полностью или частично  состоящие из животных или человеческих тканей, их крови, экскрементов и  прочих органических веществ. 7 Помимо этого, в данную группы входят непригодные для использования бинты,  марля, гипс, просроченные фармацевтические препараты и прочие отходы  медицинской промышленности.  1.2 Утилизация отходов С тем, что мусор лучше всего перерабатывать, никто не спорит. Но далеко не  всякий мусор можно переработать, а для некоторых способов утилизации  отходов, как мы только что сказали, просто нет подходящей инфраструктуры.  Между тем что­то делать с горами твердых коммунальных отходов (ТКО)  нужно прямо сейчас. А чтобы выбрать из разных способов утилизации, нужно  знать их плюсы и минусы. Мусоросжигание  Термическая переработка – один из самых распространенных методов  утилизации отходов, хотя доля сжигаемого мусора разнится в разных странах:  США сжигают 13% отходов, ЕС – 27%, Китай – 30%, Япония – 80%.   Недостаток мусоросжигания заключается в том, что при горении образуются  шлак и зола. А еще выбрасываются в воздух оксид и диоксид азота, аммиак,  оксиды металлов и бензол.  Складирование твердых коммунальных отходов на полигонах  В нашей стране свыше 90% твердых коммунальных отходов отправляют на  полигоны ТКО. Полигоны вредят окружающей среде потому, что захороненные отходы  разлагаются и выделяют биогаз, кроме того, на полигонах возникают очаги  самовозгорания, загрязняющие атмосферу продуктами горения ТКО. В результате загрязнения атмосферы в ходе эксплуатации полигонов ТКО  повышается риск развития заболеваний органов дыхания, иммунных и  онкологических заболеваний, возникновения пороков развития. 8 Каждый год в России территория под свалки увеличивается на площадь, равную  Москве и Санкт­Петербургу взятым вместе! Это при том, что мусорные свалки  в России уже занимают пространство, вдвое большее, чем Швейцария. Стоки с  этих свалок попадают в подземные воды, а люди, живущие рядом с ними,  чувствуют удушливый запах. К тому же отходы периодически горят и  отравляют воздух. Сжигание мусора на специальных заводах приводит к росту  онкологических заболеваний. 1.3 Раздельный сбор мусора Получить выгоду от отходов возможно только при раздельном сборе мусора.  Для Европы и других стран селективный сбор отходов уже давно не новость.  Разноцветные мусорные контейнеры стоят и прямо на улицах, и на площадках  для сбора бытовых отходов. Некоторые страны уже перерабатывают до 70% отходов, а у нас в стране  — меньше 5% отходов. Всё остальное идет на свалку или мусоросжигательный  завод. В России переработка вторсырья тоже становится одним из приоритетных  направлений. В некоторых регионах в качестве эксперимента уже установлены  отдельные контейнеры для бумаги, стекла, пластика, бытовой техники. В  некоторых местах производится сбор и утилизация батареек, ламп накаливания,  просроченных лекарств. 1.4 Вред от мусора для планеты А чем же, в действительности, может навредить мусор?  1. Пластик, в отличие от всех природных материалов, может разлагаться  миллионы лет, выделяя при этом в атмосферу различные вредные вещества. 2. При сжигании  мусора образуются: а) тяжёлые металлы, которые разрушают озоновый слой планеты; 9 б) ядовитый дым попадает в лёгкие человека и животных, проживающих в  непосредственной близости от свалки, и наносит непоправимый вред здоровью; в) продукты разложения пластика поднимаются в атмосферу и впоследствии  выпадают обратно на Землю в виде кислотных дождей. 3. Любой занимает очень много места, которое можно было бы использовать в  сельскохозяйственных целях. 4. Использовать землю, на которой хотя бы в течение нескольких лет была  свалка отходов жизнедеятельности человека, практически невозможно — в  почве за этот срок накапливается огромное количество веществ,  препятствующих росту растений.  Пути уменьшения количества мусора: Вот простые и нехитрые рекомендации, выполнение которых позволит резко  уменьшить количество мусора на нашей планете. 1. Никогда не стоит верить рекламе, которая окружает нас буквально везде и  настойчиво предлагает купить тот или иной продукт. Нужно запомнить один  простой принцип: вещь можно выбросить только тогда, когда она окончательно  сломалась или совершенно перестала быть необходимой. Приобретать новый  продукт только из­за того, что он чуть­чуть совершеннее старого, не нужно. 2. Вещи, которые в один момент стали ненужными, можно подарить или продать кому­то, кому они нужны (практически все вещи, которые выбрасываются по  причине ненадобности, находятся в рабочем состоянии и могли бы послужить  ещё многим людям).  3. Всегда, когда срок годности продукции истёк или она окончательно перестала выполнять свои функции, сдавать её на переработку. Современные товары на 60­ 10 80% производятся из материалов, пригодных для переработки, а значит, сдача  их в специализированные центры абсолютно оправданна. Глава 2. Практическая часть. 2.1 Анкетирование Мы провели анкетирование среди учащихся 4 классов. Ученикам была предложена  анкета (см. Приложение 2) об их понимании проблемы загрязнения окружающей  среды. В анкетировании участвовало 26 человек. № Вопросы да нет Разделяете ли Вы мусор перед тем, как его  выбрасываете? Выбрасываете ли Вы не нужные вещи: технику,  одежду, обувь, игрушки, в хорошем состоянии? Знаете ли Вы, как утилизируется мусор? Знаете ли Вы, как можно использовать вторично  мусор? Знаете ли Вы, что можно изготовить из бытового  1 2 3 4 5 11 мусора? 6 7 Вы часто покупаете вещи, которые в скором времени  становятся не нужными? Знаете ли Вы, где у нас находятся места для сбора  вторичного мусора (пластиковые бутылки, картона,  бумаги, ртутьсодержащие лампы)? Для того, чтобы помочь ребятам разобраться в этой сложной теме, мы решили  подготовить памятку. В этой памятке показали, как можно избавиться от  мусора так, чтобы не навредить природе. 2.2 Изучение ТБО в домашних условиях Длительность проекта ­ 21 день.  Цель проекта ­ выяснение ситуации с ТБО у себя дома и обозначение пути  улучшения на уровне семьи Оборудование:   безмен,   целлофановые   пакеты,   коробки   для   разных   групп отходов. Я объяснил свои домашним необходимость и содержание проекта, убедил их в важности участия каждого члена семьи в проекте.  Подписал пакеты, повесил их рядом с мусорным ведром с помощью липкой ленты. 1­я неделя (7 дней) Определение количества отходов В   моем   доме   проживает   7   человек.   Мусор   выбрасывается   в мусорные   пакеты,   поэтому   взвешивать   мусорное   ведро   не   было необходимости; вес пакета с мусором заносили в графу протокола «Вес отходов».   Пищевые   отходы   использовались   для   корма   домашних животных. Каждый раз, прежде чем вынести полное мусорное ведро, взвешивали 12 его. В конце недели подсчитали количество отходов, которые образовались в нашей семье за неделю. Табл.№1 21.11.2017г. 1400 г Вес   отходов   за   1 неделю (В1) 23.11.2017г. 1700 г 5700г 26.11.2017г. 2600 г 2­я и 3­я недели  Табл.№2 Вид отходов Бумага Пластик Вес   группы   за   2 недели 1600г 4100г выброшенных Примеры   вещей Листы бумаги, фантики Бутылки   из­под   молока, Стекло Прочее 800г 8300г Вес отходов за 2 и 3 14800г недели (В2+В3) масла,   кефира,   машинки сломанные Банки, стакан Металлические   консервные банки,   шкурки   от   бананов, мандаринов Подсчитали среднее количество отходов в год на одного члена семьи (О) по результатам трех недель: О = В1+В2+В3  х 52 недели/ год = 50762г = 50 кг 762г.             К х 3 В   результате   жизнедеятельности   всей   семьи   из   семи   человек   в   год приходится: 50762 х 7 = 355334г = 355 кг.  13 В   нашем   посёлке     проживает   около   250   семей.     Подсчитав   количество производимого всеми мусора за год, получилось внушительное число: 88750 кг. Вывод:  в доме накапливается больше всего бытового мусора (бутылки из­ под молока, масла, кефира, машинки сломанные, банки, стакан, металлические консервные банки, шкурки от бананов, мандаринов, бумага газеты) 2.3 Практическая работа «Что разлагается быстрее всего?» Сроки проведения: две недели. Цель работы: определение времени разложения различных материалов. Инструменты и материалы:  прозрачные   банки   с   завинчивающимися   крышками,   почва,   различный   мусор (сердцевина яблока, кожура банана, кожура картофеля, яичная скорлупа, газета, полиэтиленовый пакет, бумажный пакет), перчатки, совок. Гипотеза – предположение: сначала разложится в земле яблоко, потом кожура банана, затем кожура картофеля, бумажный пакет, газета, яичная скорлупа, а полиэтиленовый пакет совсем не разложится. Ход эксперимента: 14 Второй день: кожура картофеля позеленела, кожура банана стала коричневой, газета   стала   влажной,   сердцевина   яблока   пожелтела,   бумажный   пакет   стал влажным, а пакет и яичная скорлупа не изменились. Третий день:   кожура   картофеля   побелела,   кожура   банана   почернела,   газета потемнела, сердцевина яблока и бумажный пакет почернели, а полиэтиленовый пакет и скорлупа остались без изменений. Четвертый   день:   кожура   картофеля,   бумажный   пакет,   газета   и   яичная скорлупа,   сердцевина   яблока,   полиэтиленовый   пакет   без   изменений,   кожура банана стала черной. Пятый   день:   кожура   картофеля,   кожура   банана,   бумажный   пакет,   газета   и   сердцевина   яблока   полупрозрачная, яичная   скорлупа   стали   мокрыми,   полиэтиленовый пакет без изменений. Шестой, седьмой день: без изменений. Восьмой   день:   разложилась, все остальное без изменений. Девятый день­ тринадцатый день: все без изменений. Четырнадцатый   день:   кожура   картофеля   стала   темной   бело­зеленой, сердцевина яблока стала зеленой, все остальное без изменений. Вывод: моя гипотеза не подтвердилась. В первую очередь разложилась кожура банана, полиэтиленовый пакет не изменился совсем.   сердцевина   яблока   стала   зеленой,   банановая   кожура Особое место среди бытовых отходов занимают пластмассы и синтетические  материалы, так как они не подвергаются процессам биологического разрушения  и могут длительное время находиться в окружающей среде.  Так, например, оставленный нами полиэтиленовый пакет, будет лежать в земле  несколько веков. На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А  осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины « сработать» даже через  1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и  15 вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из ­ за битых стёкол, которые легко прорезают даже обувь. Виды мусора и сроки его разложения: Помет животных – до 10 дней Пищевые отходы – от 10 дней до 1 месяца (или 1­2 недели в летнее время) Бумажное полотенце – 2­3 недели Банановая кожура – 3­4 недели Бумажный пакет – 1 месяц Листья, семена, веточки – от 1 месяца до 1 сезона Газетная бумага – от 1 месяца до 1 сезона Огрызок от яблока – 2 месяца Апельсиновая кожура – 6 месяцев Картонные коробки – до 1 года Веревка – 1­1,5 года Бумага – 2 года Изделия из натуральных тканей – 2­3 года Шерстяной носок – 1­5 лет Коробка из­под молока – 5 лет Крупные ветки – до 10 лет Доски деревянные – до 10 лет Железная арматура – до 10 лет Железные банки – до 10 лет Окурок – 10­12 лет Железо – несколько десятков лет (1 мм в глубину за 10­20 лет) Синтетическая ткань, кожаная обувь – до 40 лет Пенопластовый стакан – 50 лет Жестяная банка – до 90 лет 16 Фольга – до 100 лет Обломки кирпича, бетона – до 100 лет Авто аккумуляторы – до 100 лет Металлические изделия – 100 лет и более Электрические батарейки – до 100 лет Резиновые покрышки – более 100 лет Пластиковые бутылки – более 100 лет Полиэтиленовая пленка – 200 лет Одноразовый подгузник – 500 лет Алюминиевые банки – 500 лет Стекло – более 1000 лет Конечно, все эти данные не абсолютно точные, а скорее ориентировочные. Так как,   например, пищевые   отходы бывают   разные,   как   и   разные   виды   пластика имеют   различный   состав.   Кроме   того,   срок   разложения   зависит   от местонахождения мусора (под землей, на поверхности или вообще в воде), от температуры и влажности и т. п.  Глава 3. Выводы Результаты моего исследования показывают, что моя гипотеза подтверждается.  Самые распространенные способы переработки мусора – хранение на свалке и  его сжигание могут навредить природе. Самым лучшим способом избавления от  мусора является его переработка.  Главная цель нашей работы – обратить внимание на чрезвычайную важность и  актуальность проблемы отходов и изменить свое отношение к мусору. Не  бросайте окурки и мусор себе под ноги, убирайте за собой после пикника,  17 сортируйте мусорные отходы, не кидайте бутылки или банки в водоемы!  Подумайте о том, что позже вы сами или ваши дети могут порезаться об  осколки!  Человечество   слишком   долго   вело   себя   на   планете   как   неразумный   хозяин. Создавая   удобства   для   комфортной   жизни,   мы   напрочь   забыли   о   том,   что ресурсы природы, увы, далеко не безграничны, что жить в городах, где воздух грязен и отравлен, придется нашим детям. Настало время вспомнить о том, что природа   не   прощает   ошибок.   Человек   должен   позаботиться   о   природе, вспомнить,   что   он   и   сам   –   часть   этой   природы.   Разумно   ли   пилить   сук,   на котором сидишь? Глава 4. Литература и интернет источники http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/waste/ http://m­trans.msk.ru/problemy­s­musorom­v­rossii/ https://www.nkj.ru/open/31823/ https://7dach.ru/NatashaPetrova/musor­razdelyay­i­vlastvuy­ 154990.html 18 http://www.mirprognozov.ru/prognosis/climate/zagryaznenie­planetyi­ musorom­globalnaya­problema/ http://www.pochitat.com/skolko­let­razlagayutsya­raznyie­vidyi­ musora.html 19 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПАМЯТКА 21 22
скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)