Исследовательская работа "Что такое гризайль?"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
изобразительное искусство
4 кл
23.03.2018
Исследовательская работа "Что такое гризайль?"
Исследовательская работа "Что такое гризайль?" предназначена для учащихся 4-х классов начальной школы. Данный материал можно использовать на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности. Работа раскрывает понятие "гризайль", историю появления гризайль, приемы и способы работы в технике гризайль, описание и анализ результатов исследованияИсследовательская работа на тему "Что такое гризайль?"
Исследовательская работа Гризайль.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа с.Стерлибашево МР Стерлибашевский район РБ Секция: Изобразительное искусство Исследовательская работа Тема: Что такое гризайль  1 Бикмухаметова Айсылу,  Хасанова Милена,  ученицы 4 «Б» класса МБОУ НОШ с.Стерлибашево МР Стерлибашевский район  РБ Руководитель: Иксанова Эльвира Зуфаровна  Стерлибашево, 2016 г. Оглавление 1.Введение …………………………………………………………………..3 2.Основная часть.  2.1.Теоретическая часть.  2.1.1.Что такое гризайль?...........................................................4 2.1.2.История появления гризайль……………………………5 2.1.3.Приёмы и способы работы в технике гризайль ……….9 2.1.4.Виды работы в технике гризайль……………………….9 2.1.5.Секреты мастеров школы искусств……………………11 Выводы  2.2.Практическая часть. Экспериментальное исследование  основ техники гризайль  2 2.2.1.Описание и анализ результатов исследования …….12 2.2.2.Описание продукта исследовательской работы…13  Выводы  3.Заключение ……………………………………………………………14 Список источников информации ……………………………..14 Приложения  Приложение 1. Анкета  Приложение 2. Репортаж  Приложение 3. Мастер­класс «Рисуем в технике гризайль»  Приложение 4. Альбом с работами в технике гризайль Введение Для усердия и искусства нет ничего невыполнимого. Джон Сэмюэл Мир прекрасен и удивителен для того, кто умеет смотреть. Посмотрите, какой  прекрасный     мир  вас  окружает!  А   художник   умеет  видеть   мир   по­ особому. Художник настоящий волшебник. Он умеет изобразить небо, землю, птиц и зверей. Самое главное для него – увидеть красоту природы, людей, животных и суметь передать её в своих произведениях, выразить своё к ней отношение. Дорога в искусство начинается в твоей душе, в твоём сердце. Когда появляется какой­то навык в рисовании, хочется научиться новому. Вот и  у нас появилось желание научиться чему­то новому.  Тема    исследовательской   работы  «   Что   такое   гризайль».                С научной точки зрения, актуальность данной работы заключается в том, что овладение навыками художественной деятельности, разнообразными способами   изображения   дает   возможность   творческого   самовыражения   и самоутверждения,  способствуют   развитию   образного   мышления,  зрительно­ образной памяти, эмоционально­эстетического восприятия действительности, а также способствует психологической разгрузке. 3 С   социальной   точки   зрения,   работа   актуальна,   так   как,   занятия акварельной   живописью   формируют   устойчивый   интерес   к   искусству, воспитывают культуру восприятия произведений изобразительного искусства. Для нас лично работа актуальна тем, что мы очень любим рисовать, и  планируем свою будущую профессию связать с изобразительным искусством.  Кто­то из нас обязательно станет успешным дизайнером или знаменитым  художником. Объектом исследования является изобразительное искусство.  Предметом исследования является  живопись в технике гризайль.  Гипотеза исследования: изучение и освоение техники гризайль,  способствует развитию художественного творчества школьников и дает  возможность овладеть мастерством работы в технике гризайль. На   основании   выше   изложенного   мы   ставим   пред   собой следующую цель: исследовать технику гризайль в живописи. Для   реализации   поставленной   цели,   мною   были   выдвинуты следующие задачи:   теоретические:   изучить литературу о технике гризайль;   эмпирические:   взять интервью у педагогов  дополнительного образования;  провести анкетирование по теме исследования;   разработать мастер­класс «Рисуем в технике гризайль»;   организовать в школе выставку рисунков;   создать альбом;   посетить выставку Школы искусств  и написать репортаж в  школьную газету.  В исследовании были использованы следующие методы:  ­ анализ и синтез источников информации по теме исследования.  ­ интервьюирование;  ­ анкетирование учеников школы с целью сбора  дополнительной  информации;  ­ метод  мысленного моделирования альбома;                 ­ обобщение данных в ходе исследования.         Практическая значимость данной работы определяется тем, что  материал можно использовать для проведения классного часа, уроков ИЗО,  МХК, а так же он будет полезен всем, кто интересуется искусством.         Результатом (продуктом) нашей работы стали: ­ репортаж в школьной газете; ­ выставка работ в технике гризайль в школе; ­ альбом лучших рисунков в технике гризайль; ­ мастер – класс «Рисуем в технике гризайль»; ­ участие в фестивалях детского творчества в сети  Интернет. 4  2. Основная часть. 2.1.Теоретическая часть. 2.1.1. Что такое гризайль?        Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой исключительно в сером, белом и чёрном цвете. (Википедия) То есть это живопись одним цветом. Чаще всего серым. И всеми оттенками, которые дает черная краска. Гризайль является  переходным звеном  между рисунком и живописью. Первое учебное задание по живописи для тех, кто только начинает обучаться рисованию, это гризайль. Почему так? Самое сложное для того, кто только начинает работать с краской — это передача тона с помощью цвета. Обычно, любой   нормальный   человек   может   легко   назвать   цвет   предмета,   хотя   бы приближенно   —   красный,   зеленый   и   так   далее.   Но   с   трудом   может определить, как несколько предметов соотносятся между собой тонально — что темнее, что светлее, а если светлее, то насколько… Это не всегда легко определить даже профессиональному художнику, поэтому   часто   используется   простая   логика,   которая   присутствует   и   в рисунке и в живописи: то, что ближе — светлее и контрастнее, дальше — более   размыто   и   однородно   по   тону.   Но,   понятно,   что   решать   задачи светотеневой   моделировки   намного   проще   используя   только   один   цвет. Скажем,   привычный   цвет   карандаша   —   тогда   переход   к   краскам   будет гораздо легче.  2. 1.2. История появления гризайль Этот вид живописи появился в 1250 году и стал широко применяться в  XVII и особенно в XVIII столетиях в архитектуре классицизма, главным  образом в монументальной живописи — росписи стен и плафонов. Только  оттенков серого цвета человеческий глаз различает до 150! Если рисовать  только оттенками серого, то есть размывая черную краску, то картина  получается уже не плоской. А скульптурной, рельефной, выпуклой. Еще в  XVIII веке, это заметили французские художники. И назвали такую живопись  гризайль.   Дело в том, что первоначально гризайль была призвана имитировать  скульптуру, точнее, скульптурные рельефы на стенах, соответственно, это  была интерьерная роспись. 5   Роспись Таврического дворца Павильон "Миловида", Царицыно, Москва Начало XIX века.      Архитектор Еготов. Кстати,   вот   пример   современного   художника,   создающего   иллюзии скульптуры на фасадах: 6 Eric Grohe Помимо   скульптуры,   живописцы   создавали   имитации   архитектурных деталей — колонны, кессоны, арки, разнообразные бордюры и лепнину — все это   в   сочетании   с   многоцветной   росписью…   Удивительно,   насколько объемными   кажутся   иногда   такие   иллюзии,   часто   на   глаз   невозможно отличить, где живопись, а где скульптура.           Постепенно гризайль заняла свое место и в так называемой «станковой» живописи  (живопись,   созданная   на   станке   (мольберте))—   вначале,   как вспомогательный инструмент, для эскизов, а потом и как самостоятельный вид живописи. Соответственно, расширилась и палитра. Появилась «сепия» —  краска,   которую изготавливали из   чернильного   мешка   морского   моллюска каракатицы.   Использовалась   она   европейскими   художниками   с   середины XVIII  века   при   рисовании   пером   и   кистью. Затем гризайль стала   синей, красноватой.  7 Художники  XVIII  –XIXвеков использовали  «гризайль» на первом этапе   работы   над   картиной.   Они использовали   серую   и   охристую краски   и   получали   объём, рельефность  и тоновые отношения частей   в   композиции.   После гризайли   художник   приступал   к работе   с   масляными   красками (А.Иванов   «Явление   Христа народу» Фрагмент). Геллера, Алтарь созданный Маттиасом    Грюневальдом   и Альбрехтом   Дюрером   по   заказу богатого   франкфуртского   купца   Современные художники используют   для гризайли любой цвет,   который   соответствует задумке работы.  Вот яркий (во всех смыслах)   пример   учебной   работы, выполненной   в   технике гризайль. (Натюрморт. Ольга Раскраскина) Якоба Геллера. Кисти Грюневальда принадлежат   внешние   створки,   на которых изображения святых имитируют скульптуру.    8   Гризайль сейчас не слишком популярна, она кажется более простой, по сравнению с «настоящей» многоцветной живописью. А мне она напоминает  черно­белую фотографию: та же лаконичная выразительность и очарование! А это работы Игоря Жданова из  курса «Живопись. Мастер  Гризайли»: 9 Гризайль —   не   только   самый   первый,   но   и   самый   важный   шаг   в живописи. Потому что чувство тона в конечном итоге переходит в чувство цвета. После знакомства с этой техникой, человек воспринимает цвета уже не однобоко, как просто красный или желтый, но и с точки зрения интенсивности и насыщенности тона. 2.1.3. Приемы и способы работы в технике гризайль Процесс даже учебной работы в технике рисования гризайль обладает своей спецификой.   Сначала   делается   набросок   карандашом.   Важно   при   этом аккуратно прорисовать все детали. Только после этого начинается настоящая гризайль. Здесь каждый сам себе хозяин. Для новичков оптимальный вариант – работа гуашью по бумаге. Главное – не использовать никаких цветов, кроме основного (это, например, черный с тонами серого) и белил. В дальнейшем можно перейти к использованию масляных красок для рисования на холсте. Правила,   впрочем,   при   этом   не   меняются   –   к   самой   работе   следует переходить только после завершения карандашного наброска. Для   сравнения   опишем,   как   приходилось   работать   в   технике   гризайль художникам Ренессанса. Сначала на картоне создавался набросок. Затем его нужно было перевести на штукатурку. Для этого на картоне делали дырки по контуру рисунка, после чего изображение прикладывали к стене и проводили по линиям специальным  мешочком, содержащим угольную пыль. Начинали работу   с   прорисовки   бликов   известковой   водой.   Завершить   рисование необходимо   было   в   течение   1­2   часов,   иначе   поверхность   затвердевала. Каждый мазок сопровождался известковой водой. Так   что   современные   методы   рисования   в   технике   гризайль   позволяют работать в несколько этапов и спокойно совершенствовать свое творение.  Если вы совершаете свои первые шаги в живописи, помните, что техника гризайль   может   сначала   показаться   сложной.   Действительно,   человеку свойственно привыкать к цветам окружающих предметов. Что вы сделаете, если нужно нарисовать море? Наверняка постараетесь синим цветом показать зрителю,   что   это.   А   техника   гризайль   учит   по­иному   смотреть   на   вещи, замечать фактуру и тон предмета, обращать внимание на блики.  В   некоторых   случаях   выразить   свою   идею   в   гризайли   даже   проще,   чем   с использованием  обширного колорита. Во­первых, не приходится подбирать сочетаемые друг с другом цвета. Во­вторых, можно сделать акцент на одном определенном предмете или же построить композицию на контрасте оттенков. 2.1.4. Виды работы в технике гризайль.  В технике гризайль можно изобразить следующие виды жанров живописи: 10  натюрморт  портрет  пейзаж   Портрет Девушки.Александр Головин. Натюрморт.Юля Краснова    Пейзаж. Сарана Евгений Петрович 11 По используемым художественным средствам рисования в живописи  можно выделить следующие типы гризайль: Типы гризайль акварельная гризайль   Старое дерево. Сарана Евгений  Петрович масляная гризайль  Натюрморт. А.И.Пахотин.  винная гризайль   гуашевая гризайль 12 Нельва Ричардсон    Анна Святкина 2.1.5. Секреты мастеров Школы искусств.  Техника  гризайль акварелью требует тщательного подбора материалов и в  частности бумаги. Акварельная бумага должна быть хорошего качества,  плотной. Поверхность бумаги для акварели не должна быть слишком гладкой, чтобы удерживать частички красителя. Акварель легка, тонка и прозрачна;  она незаменима в поездках, на пленэре. Специфика акварельной техники  заключена в ее прозрачности. В том, что основным изобразительным  средством здесь является не краска, а белый цвет бумаги. Белая бумага,  отражая лучи света сквозь прозрачные слои акварельных красок, придает  особую свежесть оттенкам. Не на всякую бумагу хорошо ложится акварельная краска. Нужны лучшие сорта отбеленной, имеющей зернистую фактуру  бумаги.  Выводы ­ Техника работы акварелью требует тщательного подбора материалов и в  частности бумаги и кистей. ­ Овладение любой техникой требует от художника постоянной и упорной  работы. Главное не терять терпения и надежды, пробовать,  экспериментировать и помнить: не ошибается тот, кто не работает.  2.2.. Практическая часть. Экспериментальное исследование техники гризайль 2.2.1. Описание и анализ результатов исследования Исследование проводилось на базе МБОУ НОШ с.Стерлибашево,  участниками которого стали  ученики школы. Для записей результатов исследования определены следующие формы:  ­   таблица для записи данных полученных при интервьюировании. ­   диаграмма для записи полученных результатов при анкетировании.  В результате первичной обработки и анализа результатов исследования  было проведено анкетирование учащихся  Школы искусств и учащихся 4­х и  3­х классов начальной школы с.Стерлибашево, а также  взято интервью у  педагогов Школы искусств с.Стерлибашево. В процессе апробации результатов исследования были подготовлен  репортаж с выставки, проведен мастер­класс, организована выставка и создан  альбом рисунков в технике гризайль. В результате исследования, мы провели интервью с  педагогами Школы  искусств  и  Дома детского творчества. Были получены следующие, наиболее  значимые ответы: • Мы знаем, что в вашей школе учащиеся с удовольствием  занимаются живописью и применяют различные приёмы и техники  рисования. А вот нам интересно, используют  ли ребята  в творчестве  такую технику как гризайль? Да, используют. • Согласны ли Вы, что изучение освоение техники и способов работы  в технике гризайль, способствует развитию художественного творчества  школьников и дает возможность овладеть мастерством работы в  технике гризайль? Да, согласны.  Наглядность – самый короткий путь обучения. Поэтому, на  начальном этапе любой ученик самостоятельно ещё ничего не может. Он  учится и подражает тому, кто его учит. А учитель, таким образом, передает  наглядно свое мастерство. И если ученик под руководством учителя изучает  основы  живописи, осваивает техники и способы работы красками, все это  дает возможность овладеть мастерством работы красками, и несомненно  способствует развитию художественного творчества школьников. • Многие ваши ученики  успешно занимаются: у них получаются  замечательные картины, получают призовые места в различных конкурсах и фестивалях. Поделитесь, пожалуйста,  с нами секретами мастерства  вашей школы.  ­ Овладение любой техникой требует от художника постоянной и  упорной работы. Главное не терять терпения и надежды, пробовать,  экспериментировать и помнить: не ошибается тот, кто не работает.  Для сбора дополнительной информации по теме исследования нами  было подготовлено и проведено анкетирование. Для ответов на открытые  вопросы респондентам необходимо было применить собственные знания.  Всего в анкетировании участвовали 128 учащихся начальной школы и 11 учащихся художественного отделения Школы искусств, 10 ­ Дома детского  творчества. В результате исследования, в выше названной работе, были получены  следующие данные: Среди учащихся начальной школы были выявлены следующие  результаты. В основном респонденты любят рисовать– 90%  Любят рисовать акварельными красками, за их прозрачность, легкость,  яркие цвета ­42%. Гуашью ­  51% Маслом – 1% Респонденты не знакомы техникой гризайль  – 100% Среди учащихся дополнительного образования: Любят рисовать акварельными красками–51%. Гуашью ­  40% Маслом – 9% Респонденты  знакомы техникой гризайль  – 71% Диаграмма 1. Степень популярности техники гризайль среди учащихся  Вывод: Все ребята любят рисовать, рисовать акварелью, гуашью, маслом,  но  учащимся начальной школы не хватает знаний  о видах техник рисования в   области живописи, а в частности о гризайль. Для того, чтобы ученики нашей школы углубили свои знания и кое­чему  научились мы решили выпустить альбом, создать презентацию « Мастер­класс по рисованию гризайль» 2.2. 2.Описание продукта исследовательской работы Изучив историю возникновения и развития акварельной живописи, освоив  приемы и способы акварельной техники, посетив выставку учащихся Школы  искусств и взяв у педагогов  интервью, мы смогли написать репортаж в  школьную газету (см. приложение 2);  разработать и провести мастер­класс  «Рисуем в технике гризайль» (см. приложение 3), благодаря чему получились  необычные работы, что вызвало неподдельный интерес учеников. Нами была  организована выставка рисунков в технике гризайль и создан альбом. Также  мы  сейчас принимаем  участие в республиканском конкурсе «Птицы  Башкортостана», где надеемся, что наши рисунки будут отмечены грамотами  и сертификатами. 3. Заключение Гризайль – очень интересная техника, работа в которой требует  скорее не наличие художественных навыков, а умения выделить главное,  заметить блики и создать целый мир из одного цвета. Это сложно, но  увлекательно. Более того, работа гризайлью позволяет находить много нового в окружающей действительности и понять, что выделить какой­либо предмет  можно без использования ярких, вызывающих цветов. Даже серое иногда  бросается в глаза. Мы считаем, что поставленные задачи выполнены и цель достигнута. Мы познакомились с историей гризайль, исследовали разные приёмы и  способы техники гризайль; изучили литературу по данной проблеме. Мы  много узнали интересного  о живописи, о людях занимающихся живописью. А  также  поделились с друзьями своими открытиями.  Сделали такой вывод:  исследовательская  работа помогла нам самим стать любознательными,  трудолюбивыми, активными, ответственными; научила любить и видеть  красоту. Рисование помогает нам учиться, развивает творческие способности.  Рисование улучшает настроение, помогает успокоится.  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ САЙТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ       1.Т. Емельянова «Большая книга рисования» Астрель. Полиграфиздат. Москва 2010г. 2.Е.И.Коротаева «Искусство и ты» Москва «Просвещение» 2004г. 3.Б.М. Неменский «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2007г. 4.О.В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе»  Москва 5.Энциклопедия живописи. Редактор Кондратьев ISBN 978­5­273­00780­2;  2010 г.  6. Интернет­ресурсы: http://vk.com/animalreader. Журнал «Энимал Ридер» http://amideo.ru/historyrisunok.html http://art.1september.ru/article.php?ID=200802303 http://way­art.ru/istoriya­zhivopisi/istoriya­risunka http://etalonkurs.ru/statii/tekhnika­risovaniya­grizayl http://hudoshnik.in.ua›grisaille/ http://paintmaster.ru  http://liveinternet.ru›users/lotos­n/post195259947 http://artfound.ru/grizajl/ http://www.wisdoms.ru/64.html Приложения Вопросы для анкетирования 1 Любите ли вы рисовать красками?  2 Чем вы любите рисовать? (гуашь, акварель и т.д.) Почему?  (обоснуйте свой ответ)  ______________________________________________________ 3 Что такое гризайль?  ______________________________________________________ 4 В исполнении каких жанров вы используете гризайль?  _____________________________________________________ Вопросы интервьюрирования • Мы знаем, что в вашей школе учащиеся с удовольствием занимаются  живописью и применяют различные приёмы и техники рисования. А вот нам  интересно, используют  ли ребята  в творчестве такую технику как  гризайль?  _______________________________________________________________ • Согласны ли Вы, что изучение освоение техники и способов работы в  технике гризайль, способствует развитию художественного творчества  школьников и дает возможность овладеть мастерством работы в технике  гризайль? __________________________________________________________________ • Многие ваши ученики  успешно занимаются: у них получаются  замечательные картины, получают призовые места в различных конкурсах и  фестивалях. Поделитесь, пожалуйста,  с нами секретами мастерства  вашей школы.  _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Результаты анкетирования учащихся  Вопросы Начальная школа ДШИ, ДДТ Любите ли вы рисовать  красками?  90% 100% Чем вы любите рисовать? (гуашь, акварель и т.д.) Почему? Акварелью ­45%. Гуашью ­  54% Маслом – 1%  Акварелью–51%. Гуашью ­  40% Маслом – 9% Что такое гризайль? 0% 71% В исполнении каких жанров вы используете гризайль? 0% Натюрморт Диаграммы. Степень популярности техники гризайль среди учащихся  Начальная школа Любят рисовать красками Не любят рисовать красками 10% 90% ДШИ, ДДТ Любят рисовать красками Не любят рисовать красками 100% Начальная школа Чем вы любите рисовать? Акварелью Гуашью Маслом 1% 45% 54% ДШИ, ДДТ Чем вы любите рисовать? Акварелью Гуашью Маслом 9% 40% 51% Что такое гризайль? Начальная школа ДШИ, ДДТ

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"

Исследовательская работа "Что такое гризайль?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2018