В мировой истории нет подвига, равного подвигу Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли родной город. Вера в победу, в добро и справедливость, в мирную жизнь помогала им преодолевать немыслимые испытания, превозмогать голод и холод, бороться во имя счастливого будущего нашей Родины. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы. Среди них были и маленькие ленинградцы. В исследовательской работе "Дети блокады" отображается выживание детей-ленинградцев в долгие блокадные дни.
ХантыМансийский Автономный округ – Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования и молодежной политики
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
Исследовательская работа
«ДЕТИ БЛОКАДЫ»
Автор:
Преснякова Алеся Николаевна
11лет, обучающаяся 5 класса
Руководитель:
Бартова Наталья Егоровна,
учитель начальных классов
МКОУ «Унъюганская СОШ №1»
02018г
Содержание
Введение
I. План действий……………………………………………………………………………….…....2
II.Дети блокадного Ленинграда……………………………………………………………………3
II.1. Сбор материала из Интернета и литературных произведений о детях блокады.....…….. 3
II.2.Воспоминания о детстве в блокадном Ленинграде моей прабабушки ……….…..….…….3
II.3. Cнятие блокады………………………………………………….......………..……….….……4
III. Подведение итогов ………………………………………………………..…………………...5
Вывод……………………………………………….………………………….………………..… ..5
Литература……………………………………………………………...……………………….…..5
1«Помните!
Через века,
Через года, помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, помните!..»
Исследовательская работа
«ДЕТИ БЛОКАДЫ»
Введение
Мой проект – это дань уважения памяти погибших детей в Великой Отечественной
войне и выживших в суровейших условиях блокадного Ленинграда. Ведь среди них была моя
прабабушка Наталья Степановна. Мой проект я посвящаю памяти о ней.
В мировой истории нет подвига, равного подвигу Ленинграда в годы Великой
Отечественной войны. 900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли родной город. Вера в
победу, в добро и справедливость, в мирную жизнь помогала им преодолевать немыслимые
испытания, превозмогать голод и холод, бороться во имя счастливого будущего нашей
Родины. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы.
Среди них были и маленькие ленинградцы.
Цель: Больше узнать о жизни детей блокады.
Задачи:
1. Изучить литературу о жизни блокадных детей.
2. Восстановить воспоминания о детстве моей прабабушки.
3. Воспитывать нравственнопатриотические чувства, гордость за свой народ, за
страну.
Гипотеза исследования:
2Если мы больше узнаем о выживаемости детей блокады Ленинграда, то больше будем ценить
мир на земле.
Актуальность исследования:
Данная проблема актуальна, так как весь мир праздновал 70летие Великой Победы.
Объект исследования: Дети блокады Ленинграда.
Предмет исследования: Выживание детей в трудное военное время.
В качестве методов исследования применялись: поиск материала о жизни и выживании
детей в блокадном Ленинграде в справочной литературе, Интернете, беседавоспоминание с
родными.
Исследование проводилось в период с 10 февраля до 1 мая.
Результаты работы:
1. Сделана презентация к исследовательской работе «Дети блокады».
2. Выступила с презентацией на конференции «Школьная ЭЛИТА XXI века».
I.
План действий
1. Поиск литературы в библиотеке.
2. Работа с другими материалами в Интернете.
3. Сбор воспоминаний моих родственников о прабабушке.
4. Обработка материала.
5. Оформление проекта.
6. Выполнение презентации к проекту.
II.
Дети блокадного Ленинграда
II.1. Сбор материала из Интернета и
литературных произведений о детях блокады
Почти 900 дней: с 8 сентября 1941г. По 27
января 1944 года. Ленинград жил и боролся во
вражеском кольце. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни
небывалой истории блокады. Выживали как могли.
Особенно тяжёлым был первый год блокады. Зимой 194142годов Ленинград сковала
лютая стужа. Не было топлива и электричества. От голода люди умирали прямо на улицах.
В день рабочие получали лишь до 125 граммов суррогатного хлеба, а служащие,
иждивенцы и дети всего 125 граммов! Муки в этом хлебе не было. Его выпекали из мякины,
отруби, целлюлозы.
125 блокадных грамм…
С огнём и кровью пополам!
3Чудовищный голод, который унёс жизни примерно полтора миллиона ленинградцев, сравним
с самыми тяжёлыми гуманитарными катастрофами XX века.
Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей
и подростков. В 1215 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы
и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и
сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Дети работали по 1620
часов у станков, наравне со взрослыми.
Дети войны – это последние свидетели тех трагических дней. Что должно было
случиться с детским сердцем, увидевшем все ужасы войны. Ребёнок, прошедший через ужасы
войны, ребёнок ли?
Например, жизнь Тани Савичевой.
Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой: «Бабушка
умерла 25 января...», «Дядя Алеша 10 мая...», «Мама 13 мая в
7.30 утра...», «Умерли все. Осталась одна Таня».
Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в
эвакуации, стали одним их грозных обвинений фашизму, одним из
символов блокады.
II.2. Воспоминания о детстве в блокадном Ленинграде
моей прабабушки
Особенно трудно маленьким детям, оставшимся без
родителей. В том числе и была моя прабабушка ….
Когда в дом моей прабабушки упал снаряд, он сразу убил и маму и папу. Моя
прабабушка в 6 лет осталась с 10летней сестрой Лидой. Они жили в подвале соседнего дома
вместе с другими жителями. В подвалах были старые одеяла, подушки, на которых они спали
прямо на каменном полу. Питались тем пайком хлеба 125г и остатками всякой травы. Им
пришлось пережить голод, холод, гибель родных и все это в таком малом возрасте. Но они
держались и держались до конца. Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, что
происходит: почему нет папы, почему мама все время плачет, почему постоянно хочется есть,
почему по визгу сирены надо было бежать в бомбоубежище … много детского почему? Так
же как мои прабабушки выживали тысячи детей.
К сожалению, моя прабабушка не дожила до наших дней. Она умерла в возрасте 68 лет,
у неё одна дочь – моя бабушка Ирина …, двое внуков и трое правнуков. Мы часто
4вспоминаем её трудное блокадное голодное и холодное детство, любим и гордимся нашей
прабабушкой Натальей Степановной.
II.3. Cнятие блокады
27 января День полного освобождения Ленинграда от блокады.
За залпом залп, гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Не утешать людей не надо.
Их радость слишком велика
Гремит салют над Ленинградом!
В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль «За оборону Ленинграда».
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом
Паспорта.
III. Подведение итогов
Мы всем классом начали подготовку к Уроку Мужества. Наталья Егоровна
рассказывала нам о Великой Отечественной войне. Мы много смотрели фильмов о Великой
Отечественной войне, читали книги, провели несколько интересных мероприятий в классе,
школе и пос. библиотеке.
Вывод:
Знать историю своей Родины важно.
Помнить тех, кто ковал победу на фронте и в тылу, кто шел к ней и пал в борьбе за
Отечество, ныне живущих ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной
войны, необходимо, ради нашего мирного будущего.
Благодарю за внимание.
5Литература:
Буров, А.В. Блокада день за днём. [текст] / А.В.Буров. – Л.: Лениздат, 1979. – 477с.
Добротворская, К. Блокадные девочки. [текст] / К. Добротворская. – М.: Новое издательство.
2013. 125с.
Дмитриев, В.К. …Была война, была блокада.: рассказы для детей. [текст] / В.К.Дмитриев,
Санкт – Петербург: Корона принт, 2013. 240с.
Лебедев, Ю.М. По обе стороны блокадного кольца.[текст] / Ю.М. Лебедев. Санкт –
Петербург: Нева. 2005. – 303с.
6