Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»
Оценка 4.7

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
обществознание
9 кл—11 кл
15.02.2018
Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»
Необходимость активного использования косвенных вопросов при анализе распространения девиантного поведения во многом обусловлена тем, что не всегда являются искренними ответы на прямые вопросы. Как видим, выделяются 5 преобладающих видов отклоняющегося поведения, которые требуют наибольшего внимания при организации профилактической и воспитательной работы, выработки мер административного противодействия. Это пьянство, уголовные преступления, наркомания, хулиганство и насилие над личностью подростка их рейтинг превысил 50%.Разрабатывая меры по противодействию различным группам девиантов, важно учитывать специфику отношения молодежи к каждой из них. Проанализируем отношение подростков и молодых людей к основным группам девиантов. Это отношение выражается в выборе нейтральных, более жестких, либо более мягких, щадящих мер социального воздействия. Жесткими мерами называется наказания, вплоть до телесного, мягкие (щадящие) меры воспитательного воздействия, либо оказание помощи, лечение и т.п.
Девиантное поведение среди молодежи..doc
1 Номинация «Обществознание». Исследовательская работа на тему: «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков» Автор:                                             «Лицей №83­Центр Образования» Приволжского района г. Казани                                                                          учитель истории и обществознания                                                                      высшей квалификационной категории                                                                              Ануфриева Лариса Анатольевна 2 Казань – 2018 СОДЕРЖАНИЕ: I. II. III. АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ…………………………………………………….…….  стр.3 ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...……..… стр.4 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:  ГЛАВА 1. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ………...…. стр.5 1)Распространение различных видов отклоняющегося поведения среди подростков и молодежи. 2)Факторы, определяющие поведение молодежи (по самооценке учащихся). ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И  ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ………………….………………………………….… стр.6  1)Семейные отношения и положение подростков в семье. 2)Межличностные отношения. 3)Дружеские компании и мотивы включенности в них молодых людей.  ГЛАВА 3. НАСИЛИЕ И ПРЕСТУПНОСТЬ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ… стр.9 1)Проявление агрессии и насилия в подростковой среде и по отношению к подростку 2)Молодежная преступность  ГЛАВА 4. НАРКОМАНИЯ, КУРЕНИЕ, ПЬЯНСТВО В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ…….. стр11 1)Факторы, способствующие распространению пагубных привычек в молодежной среде. IV.  ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………… стр12 V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..  стр13 VI.  ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………..……………………………..  стр14 3 АННОТАЦИЯ  Цель данного исследовательского проекта:  1)изучение степени и причин распространения различных видов отклоняющегося (девиантного)  поведения среди учащихся  2)выработка мер противодействия. Задачи:  1)раскрыть проблему девиантного поведения; 2)провести социальный опрос среди учеников 9­11 классов для выявления более  распространенных видов отклоняющегося поведения; 3)найти эффективные методы преодоления и искоренения социальных проблем подростков. Актуальность темы: Девиантные проявления молодежи не являются уникальными и новыми, однако их исследование  становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития  современного общества. В наше время взаимодействие личности, семьи и социума  осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые  вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной  жизни. В современной России состояние девиантности школьников вызывает тревогу у народа,  общественности, врачей, педагогов и, конечно, у самих родителей. Об этом свидетельствуют  материалы средств массовой информации о положении детей, а также Федеральная программа  развития образования 2000 года, в которой отмечается, что «в последние годы отчетливо  проявляются тенденции увеличения делинквентности детей». Статистические данные  показывают, что в конце XX ­ начале XXI века за время обучения в школе количество  детей с  отклоняющимся поведением увеличивается в 2­4 раза. Методы исследования: ­ анализ учебных планов, программ и учебников, психологической и социальной литературы;  ­ обобщение полученных данных; ­ социальный опрос школьников 9­11 классов, анкетирование; Объект исследования: Учащиеся, а также сама школа в социальной сфере.                                                                              Полученные данные, выводы:  ­ определены и охарактеризованы задачи, содержание формирования адекватного и стабильного  поведения у старшеклассников; 4 ­ создан процесс самообразования старшеклассников, системообразующим компонентом  которой является овладение нормами поведения; ­ выявлены положительные результаты формирования здорового образа жизни у  старшеклассников, они обусловлены тем, что было определено содержание культуры здорового  образа жизни старших школьников, формируемой в учебной и внеклассной работе,  использовались педагогические технологии, позволяющие учащимся осознать здоровье как  личностную и общественную ценность и самостоятельно повышать уровень личной культуры  здорового образа жизни. ВВЕДЕНИЕ  Девиантное (отклоняющееся) поведение это поведение, отклоняющееся от общепринятых,  социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных  сообществах в определенный период их развития. Наиболее опасными видами девиантного поведения являются наркомания, уголовные  преступления, пьянство, но есть и менее асоциальные проявления девиантности, например,  курение, употребление нецензурной речи и т.д. Существуют различные виды отклоняющегося поведения в среде детей и подростков. Этот  социально­негативный процесс обусловлен несколькими взаимосвязанными факторами. Среди  них наиболее существенны по своим негативным воздействиям на социализацию детей и  подростков, на вовлечение их в различные формы девиантного, а порой и преступного  поведения, три основных факта: 1) безответственность родителей по отношению к своим детям; 2) недостаточный уровень материальной обеспеченности многих семей; 3) педагогическая запущенность части учащихся школ; «Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются: — преступность; — алкоголизм; — наркомания; — самоубийство; — «преддевиантный синдром»  комплекс определенных симптомов, приводящих человека к  стойким формам девиантного поведения.                                                                                                А именно:   аффективный тип поведения; семейные конфликты;    агрессивный тип поведения; ранние антисоциальные формы поведения; отрицательное отношение к учебе;  низкий уровень интеллекта. 5 ГЛАВА 1. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ 1. Распространение различных видов отклоняющегося поведения среди подростков и  молодежи. Для оценки социологическими методами степени распространения отклоняющегося поведения  можно использовать как прямые вопросы (например, «как часто ты употребляешь спиртные  напитки?»), так и косвенные. Например, «какие виды отклоняющегося поведения ты считаешь  наиболее распространенными в молодежной среде?». Необходимость активного использования  косвенных вопросов при анализе распространения девиантного поведения во многом  обусловлена тем, что не всегда являются искренними ответы на прямые вопросы. Как видим, выделяются 5 преобладающих видов отклоняющегося поведения, которые требуют  наибольшего внимания при организации профилактической и воспитательной работы, выработки мер административного противодействия. Это пьянство, уголовные преступления, наркомания,  хулиганство и насилие над личностью подростка их рейтинг превысил 50%.Разрабатывая меры  по противодействию различным группам девиантов, важно учитывать специфику отношения  молодежи к каждой из них. Проанализируем отношение подростков и молодых людей к  основным группам девиантов. Это отношение выражается в выборе нейтральных, более жестких, либо более мягких, щадящих мер социального воздействия. Жесткими мерами называется  наказания, вплоть до телесного, мягкие (щадящие)  меры воспитательного воздействия, либо  оказание помощи, лечение и т.п. Демонстрация нейтрального отношения (не обращать внимания) по существу означает отрицание девиантности. Отношение молодежи к различным группам  девиантов (%)  Исследование показало, что наименее девиантным видом отклоняющегося поведения молодежь  считает курение.  Алкоголиков, наркоманов и бродяг, по мнению большинства опрошенных,  следует лечить. Учет специфики восприятия подростков различных мер, воздействия на каждую 6 из выделенных групп девиантов, является важным условием эффективности проводимой с ними  работы. 2. Факторы, определяющие поведение молодежи (по самооценке учащихся). Для выявления факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на поведение молодежи  в современных условиях, несомненный интерес представляет самооценка этих факторов самой  молодежью. Проведем опрос, что же сегодня влияет на поведение молодежи (%). Приведенные сведения из таблицы заставляют по­новому взглянуть на факторы, которые влияют на поведения молодежи. Оказывается, доминирующее влияние на ее поведение оказывают не  бедность, не конфликты с учителями и не трудности переходного возраста, а зависть и  агрессивность, негативные характерные черты, насилие в самой подростковой среде, влияние  негативных примеров и образцов поведения, известных подросткам из повседневной жизни, а  также из телевидения и компьютерных программ. Очевиден вывод, что на противоправные  действия подростков и молодых людей чаще толкает не бедность сама по себе, а отсутствие  необходимых денежных средств на различные развлечения, алкоголь, наркотики, престижные в  их среде вещи, которые постоянно маячат перед глазами, но недоступны большинству.   Подростки чувствуют свою ущемленность в материальном плане относительно других. Эта  ущемлённость находит выход в повышенной агрессивности и противоправных действиях, в том  числе в отношении ровесников и младших сверстников. А примеры результативности такого  типа поведения способствуют его дальнейшему распространению. ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ. 1.  Семейные отношения и положение подростков в семье.     Общепризнано, что одной из важнейших причин распространения девиантного поведения  подростков и молодежи является семейное неблагополучие. Это потребовало пристального  внимания в ходе исследования к положению и проблемам семьи, характеру взаимоотношений  детей и родителей, а также родителей между собой. Большинство подростков стоят на  внутришкольном учете из­за конфликтной ситуации с родителями.  Внутришкольный учёт ведётся с целью ранней профилактики школьной дезадаптации,  девиантного поведения обучающихся. Для исследования положения подростков я решила  обратиться к школьному социальному педагогу, чтобы узнать количество неблагополучных  семей в школе, с целью сравнить, снизилось или увеличилось  количество детей, стоящих на  учете.                                                                                                                                                            Таким образом, можно сделать вывод о том, что за год увеличилось кол­во детей, стоящих в  Комиссии по делам несовершеннолетних, но также увеличилось количество неблагополучных  семей. Эта проблема является одной из злободневных проблем нашего общества.                      Существуют определенные различия в отношениях с родителями у юношей и девушек, а также  молодых людей разного возраста. По мнению психологов у девушек отношения с родителями  носят более проблематичный характер, чем у юношей. Причем речь идет об отношениях как с  отцом, так и с матерью. Они же более критично оценивают отношения родителей между собой.  Очевидно, во многом связано это с тем, что девушки более требовательны к семье, характеру 7 семейных отношений, чем юноши. Так проявляется их большая ориентация на ценность семьи в  жизненных планах. Другая тенденция, выявленная при изучении семейных взаимоотношений, –  рост негатива в отношениях с родителями у части молодых людей по мере их взросления.  Многие дети не могут найти контакта с родителями и начинают искать так называемые объекты  идентификации. И находит, в том числе в лице таких авторитетных личностей и групп, которые  не отличаются позитивной социальной направленностью.                                                        Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят не только от возраста и пола  ребенка, но и от ряда характеристик семьи:                                                                                             Личностные ресурсы семьи (определяются составом семьи, а также состоянием здоровья  старших членов семьи, характер, уровень образования, ценностные ориентации)                    Цели семейного воспитания (привитие младшим гигиенических навыков, элементарных  бытовых умений, культуры, интеллектуальное развитие)                                                           Стиль воспитания (выделяю 4 типа взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство,  сотрудничество). Каждый выбирает свой метод воспитания, но я более приемлю  сотрудничество с ребенком, при котором старшие стремятся установить теплые  отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и  самостоятельность. К сожалению, в современном российском обществе наметилось снижение воспитательного  процесса семьи. Вероятно, это происходит из­за увеличения семей с неполным составом и  недостаточного уровня знаний родителей по воспитанию детей. Родительский авторитет давно  уже не является абсолютным.                                                                                                                                        2. Межличностные отношения.    Межличностные отношения в группе/классе/компании ­ это сложная система связей личности с  группой/классом/компанией и каждым ее членом.  Отношения человека по своей направленности делятся на три группы:  а) отношение к людям, обычно это система взаимоотношений;  б) отношение к самому себе;  в) отношение к предметам внешнего мира, к природе, вещам.  Доминирующими являются отношения к людям и соответственно их ответные отношения к  человеку, т.е. система взаимоотношений. С социально­педагогической точки зрения первичным в этом смысле является отношение к руководителю, педагогу, т.е. к тому, кто указывает нормы,  правила поведения. Рост личности заключается в переходе от зависимого действия (ради  руководителя, педагога) к самостоятельному действию (ради нормы, правила). Понятно, что в  школе тем руководителем, который указывает нормы и правила и к тому же оценивает их  выполнение, является учитель. А поэтому в процессе социализации особенно важно то, какие  отношения складываются с ним у учащихся. Для того, чтобы определить отношения подростка в школе, я провела опрос среди учащихся, с  целью выяснить, что устраивает в школе, а что нет. По данным проведенного опроса, как благоприятные оценивают свои отношения с учителями  15% школьников. С другой стороны, тот факт, что 17% не устраивают их отношения с  учителями и преподавателями, является свидетельством не слаженности в системе "учитель­ ученик", наличия в ней определенных противоречий. Выше, чем с учителями, оценивают 8 учащиеся свои отношения с классным руководителем: удовлетворены ими 20% школьников.  Однако, если представить среднестатистический класс (около 25 человек) и учесть, что с  шестью учениками у классного руководителя нет взаимопонимания, то нельзя не прийти к  выводу, что морально­психологического климата в таком классе точно не будет. Что касается  отношений со сверстниками, то ими удовлетворены19% школьников. Ниже оценка отношений со старшеклассниками. Устраивают они 9% школьников, что говорит о не очень хорошей  сплоченности учеников друг с другом. Статистически значимых различий в характере  отношений с педагогами, сверстниками и старшеклассниками у разных групп учащихся не  выявлено. Оценивая приведенные данные, надо учитывать, что нормальные отношения со  сверстниками в школе ­ важное условие успешной социализации. Присущий молодым людям  комфорт в отношении к своей возрастной среде, который является скорее правилом, чем  исключением, представляет первый опыт нормативного поведения. Он тем более ценен, что  нормативные требования исходят не от взрослых, а, значит, не навязываются, а как вырождаются самой молодежной средой, ее субкультурой. Выпадение из молодежной среды означает  отверженность, отсутствие друзей, непризнание и одиночество. В такой ситуации понятны  попытки найти себя в иной, внешкольной среде, в каких­нибудь дворовых компаниях. Школа,  конечно, пытается предотвратить подобный исход, однако своевременно обнаружить разлад в  отношениях со сверстниками, а тем более не допустить изоляцию, отверженность кого­то из  учеников довольно трудно. Но усилия в этом направлении в высшей степени оправданы, ибо  каждый случай разрыва со школьными сверстниками, одноклассниками не только нарушает  процесс социализации, но и, как правило, означает начало такого явления, как десоциализация,  т.е. потеря тех социальных навыков и качеств, которые уже были усвоены молодым человеком. 3.  Дружеские компании и мотивы включенности в них молодых людей.                           В жизненном самоопределении и самоидентификации молодежи важную роль на определенном  этапе социализации начинают играть компании сверстников. Подростковый и юношеский этапы  социализации характеризуются, как правило, снижением значимости и роли родителей, семьи,  учебных заведений как агентов социального влияния. Важнейшими авторитетами в этот период  становятся друзья, ровесники, дворовые группировки и т.п. Именно в пределах дружеских  компаний формируются системы ориентиров, в рамках которых складываются вполне  определенные ценностные приоритеты, поведенческие стереотипы, нравственно­эстетические  предпочтения. Дружеские компании молодых людей являются своего рода «культурными  аренами», где подростки проходят процесс социализации и формируют свое отношение к другим людям. Это связано с тем, что для человека, вступающего во взрослую жизнь, характерно  стремление, связанное с желанием самоутвердится и завоевать авторитет именно в среде своих  ровесников, а не в глазах взрослых. Поэтому резко возрастает значимость дружеских компаний  на этом этапе социализации, в которые включены практически все подростки. Характерными  чертами такой группы, на мой взгляд, являются следующие: близкий возрастной состав ее  членов, в большинстве случаев территориальность (проживание в одном районе, дворе, обучение  в одной и той же школе), совместное проведение досуга, отсутствие жесткой внутренней. От  дружеской компании следует отличать так называемую молодежную группировку, которая  характеризуется жесткой организацией, способностью воспроизводить свое существование,  несмотря на смену группового состава, вовлеченностью в противоправные действия. 9 На этой диаграмме показаны причины, по которым подростки включаются в те или иные  компании. Если анализировать мотивы, которыми руководствуются молодые люди в выборе дружеской  компании, то можно заметить следующее. Девушки, значительно чаще, чем юноши, ставят на  первое место такой мотив, как общие взгляды на жизни, а для юношей значительно более  важным оказывается интерес к общему делу. По всем остальным позициям существенных  различий в зависимости от пола не наблюдается. Распределение ответов на вопрос о причинах, связывающих молодого человека с компанией в  зависимости от его возраста, выглядит следующим образом. Для всех возрастных групп  свойственно выдвигать такие мотивы, как общие взгляды на жизнь – так ответили 60%  опрошенных в возрастной когорте от 15 до 17 лет, интерес к общему делу (47%). Зато  представители более младших возрастных групп значительно чаще, чем старшеклассники,  называют в качестве причины, которая связывает их с компанией, свободу общения, отсутствие  всяких норм и правил, принятыми у взрослых. Подросткам в возрасте от 15 до 16 лет компания  значительно чаще, чем представителям более старших возрастных категорий, дает чувство  защищенности – так ответили 24% респондентов из этой группы и только 2% ­ из старшей возрастной категории. Школа существенного влияния на мотивацию юношей и девушек в выборе дружеской компании не влияет. ГЛАВА 3. НАСИЛИЕ И ПРЕСТУПНОСТЬ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ. 1. Проявление агрессии и насилия в подростковой среде.                                                     Как подтвердили результаты исследования, очевидной становится интенсификация проявлений  агрессии и насильственных действий в подростковой среде. Агрессивное поведение по  отношению к подросткам со стороны взрослых (родителей, учителей и др.), проявляющееся в  злобных окриках, угрозах и т.п., очень часто предшествует и предопределяет последующие  насильственные действия со стороны молодежи. То же самое, но только в гораздо большей  степени интенсивности, проявляется в отношениях между подростками­сверстниками.  Социологическое исследование, выявило некоторые, чаще других встречающиеся проявления  насильственных деяний ­ драки. Оказалось, что постоянно участвуют в драках 5% опрошенных,  причем активность участия в драках возрастает по мере взросления, редко –38 % респондентов,  в возрастной категории 15–17 лет доля не участвующих в драках превысила 50 %, что говорит о  морально­этических принципах подростка и его благоразумии. Теперь проверим, какие насильственные действия преобладают над подростками: Опрос показал, что отнятие денег является главным подростковым насилием, чаще всего эти  действия проявляются между самими подростками. Моральное унижение также присутствует в  жизни молодежи, избиение и навязывание наркотиков в меньшей степени проявляются в этой 10 среде. Не следует ни в коем случае закрывать глаза на то, что насилие порождает другое, более  озлобленное и более масштабное насилие, способствует росту агрессивности поведения,  девиантных и преступных видов действий в нашем обществе. Все это требует первостепенного  внимания и принятия конкретных воспитательных и иных мер со стороны органов государственного управления, прежде всего местных администраций, учреждений  образования, здравоохранения, правоохранительных органов. В системе школьного воспитания  следует обратить первоочередное внимание на формирование у учащихся такой иерархии  ценностей, в которой (в отличие от сегодняшней ситуации) ценности гуманитарные  и  гражданские превосходили бы над ценностями насилия. Добиваться, чтобы гуманитарные и  гражданские ценности усваивались не только словесно, но и превращались в привычки в  повседневном поведении детей и подростков. В практике семейного и школьного воспитания обратить внимание на необходимость избегать  доминирования наказывающих приемов и средств воспитания (окрик, унижение,  рукоприкладство и др.), отдавая преимущество принципам гуманизма, милосердия,  толерантности. В семейном и школьном воспитании целеустремленно и настойчиво отказываться от насильственного принуждения детей следовать определенному образцу  поведения, желаемому родителями или учителями, понуждая их определенным образом  одеваться, вести себя в отношении ко взрослым, сверстникам в школе, дома или на улице. В процессе воспитания детей прививать им (начиная с младших лет) внимание и терпимость к  другим людям, их суждениям, оценкам, а порой и к ошибкам. Наконец, сократить показ по  каналам телевидения фильмов, в которых демонстрируются сцены насилия, жестокости,  убийств. 2. Молодежная преступность. Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на  совершение преступлений, но часто совершают их в проблемных, конфликтных ситуациях или  при благоприятных для этого условиях.  Причины, по которым подростки совершают противоправные действия: ­мотивы корысти; ­агрессивности; ­самоутверждения; ­влияние групповой зависимости и преступных авторитетов; ­психические отклонения личности; Во всех неформальных молодежных компаниях четко прослеживаются лидерские процессы.  Авторитет лидера держится на уважении к опытности, «бывалости», волевых качествах, и  нередко и физической силе. Влияние опытных преступников является один из путей  криминализации подростковых и молодежных групп. Причины, которые толкают школьников на противоправные действия: Стремление к «легким деньгам» Самоутверждение личности. Влияние наркотиков и алкоголя. Влияние «дружеских» компаний. Неадекватные подростки. Выброс адреналина. 11 Влияние преступных элементов. Проведя небольшой соц. опрос, я выяснила, что основными факторами, которые формируют молодежную преступность, являются сегодня стремление к «легким деньгам» и воздействие  алкоголя, наркотических веществ. Их решающую роль упомянул фактически каждый второй  опрошенный. Ниже оценивается роль в развитии преступности особенностей характера и  психического состояния подростка. Негативное влияние взрослых преступников отметило около 15% опрошенных. При характеристике молодежной преступности особое внимание обращалось  на ее преимущественно групповой характер. Кроме того, возникает дополнительный мотив  преступных действий, заключающийся в поисках средств на спиртные напитки. Приобщение к  алкоголю заметно повышает криминогенную опасность подростковых и юношеских групп. Более 80 % преступлений совершается молодыми людьми в нетрезвом состоянии. К счастью, по  результатам опроса выяснилось, что большинство учащихся не употребляют алкогольные  напитки, хотя от этого преступных деяний в нашей стране не уменьшается. Отмечалось, что  особенно развита групповая преступность у 14­15­летних, но к 17­ти годам она снижалась. С  каждым годом вовлечение подростков в преступную деятельность постепенно изменяется в  сторону экономической направленности.  Для того, чтобы снизить масштаб вовлеченности  подростков в экономические преступления родителям и учителям необходимо ориентировать   детей в том, что источником богатства и благополучия человека является труд и упорное  старание в учебе.   ГЛАВА 4. НАРКОМАНИЯ, КУРЕНИЕ, ПЬЯНСТВО В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ. 1. Факторы, способствующие распространению пагубных привычек в молодежной среде.  Роль дружеской компании Самым главным фактором, способствующим распространению пагубных привычек, будет  являться социальной окружение, в котором живет молодежь. У большинства школьников есть  дружеские компании, в которых они являются непосредственными участниками. Теперь  выясним, каким образом такие компании будут влиять на подростка и почему молодые люди  приобщаются к пагубным привычкам именно в своих группах.                                                            Что связывает школьников со своими компаниями, с которыми у них совместные пагубные  привычки? (%) Для подростков наиболее весомым основанием дружеских отношений является общность  взглядов на жизнь (63%). На втором месте у подростков­ это взаимопонимание друг друга,  одобрительно отношение к тем или иным привычкам (58%). Привычка быть всегда рядом также  преобладает в молодежных группах, некая привязанность (51%). Свобода общения,  самовыражения, нецензурная речь при «друзьях» привлекает подростка и привязывает его к 12 своей компании (42%). На последнее место школьники поставили «чувство защищенности» в  дружеских группировках (37%). По мере усугубления пристрастий к вредным привычкам роль  компании как определенного защитного элемента усиливается.  Роль семьи и ее влияние Самое близкое окружение подростка­ это его семья. Психологами доказано, что наибольшее  количество подростков, у которых родители имеют пагубные привычки, сами становятся  жертвами этих негативных пристрастий.   Использование не по назначению своего свободного времени. От того, как школьники проводят свое личное время, во многом зависит характер поведения  подростков. Выясним, как ученики проводят свое свободное время, имея пагубные привычки  (%): Из таблицы следует, что по мере усиления пристрастия к пагубным привычкам уменьшается  позитивных вид досуговой деятельности. Так, доля подростков, тяготеющих к учебе,  интеллектуальному развитию по мере перехода от 1­ой группы к последней уменьшается более  чем в два раза — с 52% до 25%. То же можно сказать о занятиях спортом. Помощь по хозяйству  у представителей последней группы стоит на последнем плане. Зато в обратном направлении  достаточно ясно возрастает увлечение клубами, гуляньями, бездельем.   Роль СМИ (средства массовой информации) Еще одним видом окружения подростка может выступать виртуальное окружение, т. е. средства  массовой информации. Большинство подростков утверждают, что просмотр телевизора и  интернет являются для них одним из основных занятий в свободное время. Среди детей и  подростков также весьма широко распространено увлечение компьютерными играми и  посещение соц. сетей, которые очень активно вторгаются в жизнь молодежи. Информация,  модели поведения и жизненные приоритеты, транслируемые с экрана телевизора и монитора  компьютера, в настоящее время являются одним из важнейших причин, негативно влияющих на  поведение молодежи. Это подтверждают и сами школьники, утверждавшие, что интернет открыл им границы  дозволенного. ВЫВОДЫ Итак, результаты исследования позволяют сделать следующие основные выводы:  ­ результаты опроса показывают, что самыми распространенными видами отклоняющегося  поведения являются пьянство, уголовные правонарушения, наркомания, нарушение  общественного порядка и преступления нравственного характера. Исследование показало, что наименее отрицательным видом отклоняющегося поведения  молодежь считает – курение. Хотя за последние время число его противников резко  увеличилось. Сейчас жесткая позиция («наказывать») преобладает в отношении к хулиганам и  нарушителям правопорядка, но только наказаниями эту проблему не решить. Степень  распространения девиантного поведения в значительной мере зависит от того, как проходит  социализация личности, т.е. процесс, включения индивида в общественную жизнь и усвоения им  ценностей общества.  В нашей школе ведется определенная работа с учащимися (беседы,  классные часы на правовую тематику, встречи с правоохранительными органами), но, мне  кажется, этого не достаточно. Самое главное нужно увлечь  ребят с девиантным поведением по 13 интересам, поэтому, побеседовав с нашим социальным педагогом, мы пришли к выводу, что надо создать театральный кружок и привлечь туда таких ребят. В декабре мы создали такой кружок, и закипела работа по подготовке Новогодних представлений для разных возрастных категорий  учащихся. Все ребята очень старались. Представления прошли на высоком уровне, а самое  главное в него были вовлечены все учащиеся, стоящие на внутришкольном учете. Также было  проведено мероприятие «За здоровый образ жизни», и, к удивлению большинства, в этой  спортивной программе приняли участие многие ребята, имеющие пагубные привычки, но теперь  благодаря этому мероприятию многие из них отказались от курения и алкоголя навсегда! Я  считаю, что если это получилось в нашей школе, то можно и в городе для молодежи создать  больше бесплатных секций (с хорошими тренерами), театральных кружков, клубов по интересам. Чтобы молодежь чаще могла встречаться, обмениваться мнениями, а главное знать, что они  делают что­то нужное, потому что сейчас общение людей проходит больше в интернете, а не  реально. Такого мнения придерживается основная масса учеников нашей школы! СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Обществознание под ред. Боголюбова, 10 класс. Раздел: Личность. Межличностные  отношения. 2. Бандура, Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных  отношений. 3. Обществознание под ред. Боголюбова, 6­7 класс. Межличностные отношения. 4. Хомич ­ Психология девиантного поведения 5. Хьелл и Зиглер ­ Теории личности 6. Купер К. ­ Индивидуальные различия 7. Семенюк Л.С. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и  условия его коррекции. 14 ПРИЛОЖЕНИЕ. Виды отклоняющегося поведения Процентное содержание Пьянство  Уголовные преступления Наркомания Нарушение общественного порядка, хулиганство Преступления нравственного характера  Токсикомания Кражи, грабежи Бродяжничество, нищенство, утрата связи с обществом Культурный вандализм (разрушение памятников культуры,  истории) 89% 64% 62% 69% 57% 47% 40% 15% 42% 15 Группы девиантов Отношение Воспитыват Наказывать Не обращать  Лечить Курящие Бродяги, попрошайки Употребляющие нецензурную речь Наркоманы Пьющие алкогольные  напитки Совершающие  правонарушения ь 19% 10% 53% 7% 15% 18% 8% 12% 16% 17% 16% 75% внимания 48%  25% 34% 9% 15% 8% 30% 60% 7% 76% 63% 8% Факторы, влияющие на поведение Опрошенные молодежи Бедность Трудности переходного возраста Жажда «острых» ощущений Конфликты в семье Отсутствие интереса к образованию Негативные качества человека Конфликты с учителями 27% 23% 30% 35% 28% 45% 17%

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»

Исследовательская работа «Девиантное поведение среди молодежи. Проблемы социализации подростков»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018