МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1
Р. П. МОКРОУС ФЁДОРОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Горжусь кадета званьем»
исследовательская работа
Выполнила: Горланева Александра,
ученица 5 «А» класса
Руководитель: В. В. Маловичко,
учитель музыки 2018 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Происхождение слова «Кадет»
История возникновения кадетского движения в России
Учебно – воспитательная работа в кадетских корпусах
Знаменитые выпускники кадетских корпусов России
Анкетирование учащихся 5х классов МОУ СОШ №1
Заключение
Библиография
3
4
6
7
10
19
19
21
~ 2 ~ ...Горжусь кадета званьем, я не скрою!
И не хотел бы я другой судьбы!
Ведь нас учили не хожденью строем,
А Чести, Славе, Вере и Любви!
Игорь Савин
Введение
В этом учебном году класс, в котором я учусь, стал кадетским, первым в
истории Фёдоровского района.
В моей жизни изменилось многое: поменялся режим дня; меньше стало сво
бодного времени, ежедневно нужно ходить в специальной форме, быть
подтянутой и аккуратной.
«Что значит для меня быть кадетом?» Быть человеком слова, всегда
доводить начатое дело до конца. Кадет человек с "большим сердцем",
патриот, он всегда честен и справедлив, как к себе, так и по отношению к
другим. Кадет всегда должен быть впереди: и в учебе, и в других не менее
важных делах. В начале года многие из нас ещё не понимали значение слова
«кадет». И я решила выяснить, что же всётаки означает это слово.
Актуальность. Так как в России происходит множество реформ, измене
ний, войн и конфликтов, стране требуется много патриотов и защитников.
Кадетские классы, корпуса, школы постепенно набирают активность. На это
существует несколько причин. Вопервых, стране требуются талантливые, об
разованные и патриотически воспитанные люди. Вовторых, обучение в кадет
ском классе в какойто мере решает такие проблемы как: наркомания,
преступность и другие не полезные для общества склонности подростков. В
третьих, все родители стремятся не только дать ребёнку хорошее
образование, но и развить в нём такие черты характера как: ответственность,
самостоятельность, трудолюбие, эстетическую культуру и прочие моральные
качества.
Этой работой я хотела вызвать интерес у людей, которым не безразлична
славная история вооруженных сил нашей страны и рассказать об истинном
значении слова "кадет" учащимся нашей школы.
Объект исследования: слово "кадет".
Цель: узнать историю кадетских классов настоящего и прошлого времени.
~ 3 ~ Задачи:
определить происхождение слова «кадет»;
узнать, есть ли такое слово в других языках;
изучить информацию об истории кадетского движения в России;
проанализировать дальнейшую судьбу знаменитых выпускников кадетских
корпусов;
изучить учебно – воспитательную работу в кадетских корпусах;
провести анкетирование учащихся 5 классов;
обобщить полученные результаты;
оформить полученные результаты в виде исследования.
Решаемая проблема: отсутствие полного и всестороннего понимания слова
"кадет".
Методы исследования: аналитическое чтение; теоретический анализ литера
туры;
сравнительный анализ;
анкетирование; обобщение.
Гипотеза исследования: обучение в кадетском классе (корпусе, школе) спо
собствует формированию личности ребёнка.
контекстуальный анализ;
поисковый,
Происхождение слова «Кадет»
Вот, что можно прочесть в словарях:
Большой Энциклопедический Словарь:
1) Кадеты (от франц. cadet младший) 1) в феодальной Франции и Пруссии
молодые дворяне на военной службе в солдатских чинах до производства их в
офицеры. 2) В дореволюционной России и некоторых иностранных государ
ствах звание воспитанников кадетских корпусов, а в 80х гг. 20 в. – курсантов
военноучебных заведений (США, Франция и др.).
2) Кадеты (конституционнодемократическая партия; название также "пар
тия народной свободы") одна из основных политических партий в России
в190517. Программа: конституционнопарламентарная монархия, демократи
ческие свободы, принудительное отчуждение помещичьих земель за выкуп,
законодательное решение «рабочего вопроса». Лидеры: П. Н. Милюков, А. И.
Шингарев, В. Д. Набоков и др. Печатные органы: газ. «Речь», журнал
«Вестник партии народной свободы». В 1й и 2й Государственных думах
занимали главенствующее положение. Поддерживали политику правительства
в1й мировой войне, инициаторы создания Прогрессивного блока. В кон. 80х
нач. 90х гг. в России созданы организации, объявившие себя наследниками
идей кадетов.
Большая советская энциклопедия
Кадеты (от фр. cadet младший) – 1) В феодальной Франции и Пруссии
молодые дворяне на военной службе в солдатских чинах и дети феодальной
~ 4 ~ знати, зачисленные на военную службу, до производства их в офицеры. 2) В
России (с 1732) и в других государствах К. – звание воспитанников
кадетского корпуса.
Кадеты
члены контрреволюционной конституционно
демократической партии, оформившейся в октябре 1905, главной партии
империалистической Буржуазии в России.
Викисловарь
Кадет
(к.д.)
1. истор. военн. молодой дворянин, пребывающий на военной службе в
солдатских чинах до производства в офицеры (в ряде западноевропей
ских стран)
2. истор. военн. воинское звание, соответствовавшее русскому подпрапор
щику (в АвстроВенгрии до 1914)
3. истор., совр., военн. воспитанник закрытого среднего военноучебного
заведения — кадетского корпуса (в Российской империи, Российской
Федерации и некоторых других государствах)
4. военн. курсант военноучебного заведения
5. истор. разг. перен. мн. ч. офицеры и воинские части белой гвардии (в
Гражданскую войну, у красных на юге России)
Школьный словарь иностранных слов
Кадет, а, м. (фр.cadet). Воспитанник закрытого среднего военноучебного за
ведения (кадетскогокорпуса) в России. Произведен я в офицеры и получил по
веление отправляться в полк, в местечко В. Давно ли я был еще кадетом?
(Пушкин). Кадетский.
У этого слова есть рус.омоним – кадет, образованный путем сокращения
названия конституционный демократ (кд) – член конституционно
демократической партии, оформившейся в России в 1905 г.
Толковый словарь Кузнецова
кадет КАДЕТ
1. КАД Т, а; мн. род. кад т; (разг.) тов; м. [франц. cadet]
1. В России до 1917 г.: воспитанник привилегированного среднего учебного
заведения закрытого типа для подготовки детей офицеров, военных и граж
данских чиновников к офицерской службе.
2. В России после 1991 г.: воспитанник закрытого среднего военноучебного
заведения для подготовки детей к поступлению в военные училища.
◁ Кад тский, ая, ое. К. мундир. К. корпус, уч...
ЕЕ
еЕ
еЕ
В своем исследовании «О феномене русского кадета» Игорь Андрушкевич
пишет, что в некоторых современных языках словом кадет обозначают млад
шую категорию любой профессии или занятия. Например, в испанском языке
так называют несовершеннолетних членов спортивных клубов и самую низ
шую должность в администрациях частных фирм, приблизительно в смысле
~ 5 ~ нашего выражения "мальчик на побегушках". Слово "кадет" французского
происхождения и по своему общему смыслу обозначает "младший". В свою
очередь, это французское слово происходит от уменьшительного "капдет" на
гасконском наречии, производимого от латинского "капителлум", что бук
вально значит "маленький капитан" или "маленький глава". Таким образом,
более точный смысл этого слова в данном случае гласит: маленький или буду
щий возглавитель. Впервые это слово встречается в Указе короля Людовика
XIV, от 1682 года, об учреждения первых кадетских школ.
В музее "Дорогой корпус" российских кадет в Париже сохранялась гра
вюра, на которой был воспроизведен этот документ 1682 года, подписанный
королем Людовиком XIV, содержащий текст его Указа об учреждении первых
кадетских рот во Франции.
Однако, сбор дворянских детей в военные соединения, для их обучения во
енному делу, в России начался раньше, чем во Франции. Уже в 15 и 16 веках в
России существовали полки дворянских детей, которые даже принимали уча
стие, в качестве вспомогательных частей, в военных действиях. Эти полки и
являются прямыми отечественными предшественниками русских кадетских
корпусов. Значит, хотя слово "кадет" и взято из французского языка, сама
идея создания специальных военных соединений (корпусов) для обучения
детей впервые возникла в России. Этот исторический факт тоже является
своего рода символической предпосылкой для правильного понимания этого
исключительного русского явления.
История возникновения кадетского движения в России
Зарождение в России закрытых военноучебных заведений началось по
воле Императора Петра Великого; в 1701 году, вернувшись из заграничного
путешествия, царь основал в Москве Школу Математических и Навигацких
Наук, будущий Морской Корпус. В 1712 году, также в Москве, Петр I
основал Инженерную Школу, за которой через несколько лет последовали и
другие, Инженерные и Артиллерийские Школы в С. Петербурге. Эти Школы,
соединенные вместе, после ряда переформирований, были преобразованы в
1762 г. в Артиллерийский и Инженерный Шляхетный кадетский корпус,
который в 1800 г. утратил свое значение специального учебного заведения и
получил наименование 2го кадетского корпуса. В 1732 году, Императрицей
Анной Иоанновной было открыто в С. Петербурге училище для подготовки
офицеров в части сухопутной армии, названное при основании "шляхетским
корпусом кадетов", а в 1800 г. получившее наименование Первого кадетского
корпуса. В 1778 г. Императрица Екатерина Великая основала в Москве 1й
Московский кадетский корпус.
Эти четыре старейших военноучебных заведения были родоначальниками
следующим за ними корпусам, постепенно создававшимся по всему простору
~ 6 ~ сплоченные между собой,
необозримой России. В царствование Императора Александра I были созданы
еще два корпуса (Пажеский и 1й Сибирский в Омске), при Николае I восемь
кадетских корпусов (ОренбургскийНеплюевский, Нижегородский., Полоц
кий, Петровский Полтавский, Орловский, Воронежский, 2й Московский и
Владимирский Киевский), при Александре II девять кадетских корпусов (3й
Московский, Вольский, Ярославский, 2й Оренбургский, Псковский, Тифлис
ский, Николаевский и Александровский в С. Петербурге, и Симбирский), при
Александре III один кадетский корпус (Донской) и при Николае II семь ка
детских корпусов (Суворовский в Варшаве, Одесский, Сумский,
Хабаровский, Владикавказский, Ташкентский и Иркутский). От Варшавы до
Хабаровска и от С. Петербурга до Тифлиса, по всему протяжению
Российской Империи, в различных местностях и окруженные различными
условиями жизни в областях необозримой России, эти 31 кадетских корпуса
жили совершенно одинаковой внутренней жизнью и имели совершенно
одинаковую систему образования и воспитания кадет. Кадетские корпуса в
России были ни с чем не сравнимым, особым миром, из которого выходили
крепкие духом,
образованные и
дисциплинированные будущие офицеры, воспитанные в идеях непоколебимой
преданности Царю и Родине.
Но наибольшее значение и развитие кадетские корпуса получили в начале
нашего столетия, когда в 1900 г., волею Императора Николая II, во главе всех
ВоенноУчебных Заведений Империи встал Великий Князь Константин Кон
стантинович, со званием их Главного Начальника, а с 1910 г. и до дня своей
кончины в 1915 г. Главного Инспектора. Являясь одним из наиболее куль
турных людей России того времени, человек большой гуманности и обладая
даром привлекать к себе сердца молодежи, которую Он и любил, и понимал,
Великий Князь открыл ей свое большое сердце и посвятил ей лучшие силы
своей исключительно красивой души. Кадеты быстро оценили Его идеи и Его
заботы о них и ответили на них такой беспредельной любовью, таким дове
рием, что Великий Князь быстро завоевал их сердца и заслужил название Отца
всех кадет.
История кадетских корпусов в России трагически оборвалась в октябре
1917 года. Для новой власти даже само слово кадет было ненавистно, как
один из символов свергнутого имперского мира. Кадеты были самыми юными
участниками гражданской войны. Они оказались и самыми твёрдыми в своих
убеждениях, были готовы принять смерть, но не могли, не хотели отказаться
от того чему их учили. Для победителей кадеты были, классовыми врагами и
поэтому кадетскому воспитанию не было места в новой стране. От этого
наследия старого мира, от этого уникального двухвекового педагогического
опыта, большевики отказались бесповоротно. Кадетские корпуса, как
система, как идея должны были бесследно исчезнуть. Но оказавшись на
чужбине, иммигранты сумели создать для своих детей новые кадетские
~ 7 ~ корпуса. В Югославии, во Франции за корпусными стенами дышала русская
культура, укоренялись русские обычаи, пульсировала настоящая русская
жизнь. Великая сила традиции, помогла нескольким поколениям иммигрантов
сохранить в своём сердце Родину.
В годы Великой Отечественной войны похожие учебные заведения были
созданы в Советском Союзе. В Указе, подписанном Сталиным,
подчёркивается по типу старых кадетских корпусов. Суворовские и
Нахимовские военные училища заменили семьи многим тысячам военных
сирот. Воспитали блестящих военачальников, выдающихся учёных,
инженеров, художников, музыкантов, писателей, космонавтов. Время всё
расставляет по местам. В конце ХХ века во многих городах России,
создаются кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские классы.
Открывается новая страница в истории кадетского воспитания и образования.
Учебно – воспитательная работа в кадетских корпусах
Ещё в указе императрицы Анны Иоанновны о создании первого в России
кадетского корпуса было записано: «...кроме воинского, в государстве не
меньше нужно политическое и гражданское обучение, того ради надо иметь у
кадетов учителей чужестранных языков, истории, географии, юриспруденции,
танцевания, музыки и прочих полезных наук...»
Система военного образования в России традиционно строилась как
единство воспитания (ему отводилась главенствующая роль) и образования.
Важное значение уделялось эстетическому воспитанию. В решении его задач
ведущая роль отводилась художественному воспитанию. Одним из главных
инструментов эстетического развития воспитанников кадетских корпусов было
приобщение к музыке.
В обсуждении этого важного вопроса принимали участие М. А. Балакирев,
директор придворной певческой капеллы, профессор пения А. Д. Бутовский,
профессор консерватории Н. А. РимскийКорсаков, другие преподаватели
придворной певческой капеллы. 27 июля 1890 г. утверждается для временного
руководства, впредь до издания инструкции, главным начальником военно
учебных заведений генералмайором В. К. Махотиным общая программа
распределения времени и наставление для ведения внеклассных занятий в
кадетских корпусах. Согласно этой программе занятия были обязательными
для кадет в течение всего периода обучения.
От разрозненных коллективов, которые существовали во многом
усилиями педагоговэнтузиастов, сделали переход к системе обязательного
музыкального образования. В кадетских корпусах оно было, например,
рассчитано на все семь лет пребывания в корпусе. Существовала классно
урочная система обучения с первого по седьмой класс. Много внимания
уделялось спорту (плаванию, фехтованию, гимнастике, верховой езде и др.).
~ 8 ~ Весь комплекс внеклассных занятий оказывал огромное педагогическое
воздействие на формирование личности будущего офицера, охватывал весь
спектр интересов юношества.
По сложившейся традиции кадет обучали пению, как наиболее
массовому искусству. Это было необходимо,
вопервых, для развития музыкального слуха, насколько возможно;
вовторых, для сообщения первоначальных сведений по элементарной
теории музыки в таком объеме, чтобы на основании этого можно было
продолжить обучение наиболее способных;
втретьих, для приобщения всех кадет, обладающих слухом и голосом, к
исполнению богослужебных песнопений и молитв, многоголосных пьес как в
сопровождении, так и a capella, а также более сложных пьес светского
характера. Для этого кадет первого и второго классов обучали основам
теории музыки и постановке пения по два часа еженедельно, без различия
способностей. Учреждены были смешанные хоры из кадет с третьего по
седьмой класс, где они занимались хоровым пением по одному часу в неделю.
Из наиболее способных составлялся церковный хор, который
обеспечивал церковные праздники и службы.
При обучении пению особое внимание уделялось разъяснению
музыкального значения разучиваемого произведения, что являлось
немаловажным в деле воспитания и образования учащихся: через пение
осуществлялось приобщение кадет к основам музыкального искусства, приви
вался интерес к музыке, давались первоначальные сведения о ней. Подбор
репертуара как для церковного, так и для смешанного хора был делом очень
существенным, так как благодаря ему поддерживался интерес юношей к пе
нию, особенно это касалось репертуара церковного хора.
Церковный хор кроме обычного пения литургии, всенощной, молебнов и
панихиды, кроме гласовых распевов церковных песнопений исполнял
произведения, содержавшиеся в рекомендованных сборниках. В них были
заключены лучшие образцы духовной музыки, принадлежавшие известнейшим
композиторам: Д. С. Бортнянскому, А. Ф. Львову, Г. Я. Ломакину.
Важно отметить, что репертуар пьес для церковного хора, как и для
разрабатывался в специальной комиссии
общего корпусного,
Педагогического музея военноучебных заведений.
Рекомендовались к исполнению и другие песни:
Патриотические: «Боже, Царя храни»; «Коль славен»; «Гром победы,
раздавайся»; «Многие лета, многие лета».
Исторические: «Было дело под Полтавой»; «Уж столице возвестили»;
«Знают турки нас и шведов»; «Грянул внезапно гром над Москвою».
Военные и маршевые: «Взвейтесь, соколы, орлами»; «Гренадеры
молодцы»; «Солдатушки ребятушки»; «За Царя, за Русь святую».
~ 9 ~ Было рекомендовано к исполнению 56 народных песен, в числе которых:
«Во поле береза стояла»; «Ах ты, поле мое»; «В темном лесе»; «Вниз по
матушке по Волге».
Предпочтение
нравственного,
патриотического и религиозного содержания, имеющим воспитательное и
художественное значение. Пение рассматривалось как отрасль образования.
отдавалось
произведениям
Обучение музыке (игре на различных инструментах) устанавливалось в
кадетских корпусах с той же целью музыкального развития, что и обучение
пению. Особо оговаривалось, что главное — не образование солистов, а приоб
щение самых широких групп кадет к музыке.
Таким образом, обучение было добровольнообязательное, сочетавшее
личные желания и закрепленное распорядком жизни корпуса. Более
подготовленные ученики занимались со слабыми. Существовала определенная
преемственность, которая переходила из поколения в поколение.
Знаменательно то, что молодой кадет Н. А. РимскийКорсаков имел
возможность заниматься композицией, обучаясь в Морском кадетском корпусе
у знаменитого пианиста Ф. Канилле. Занимался композицией также и
выпускник кадетского корпуса А. Н. Скрябин, а его брат, капитан второго
ранга, командир военного корабля, прекрасно играл на фортепиано, был на
стоящим виртуозом.
Названные формы музыкального воспитания
способствовали организованному и эстетически наполненному проведению
досуга воспитанников, были направлены на их гармоническое развитие,
поднимали общий культурный уровень будущих офицеров.
Знаменитые выпускники кадетских корпусов России
Знаменитые путешественники, первооткрыватели новых земель, их
именами названы острова и моря, великие полководцы, фельдмаршалы и
адмиралы, прославившие русское оружие, писатели и поэты, композиторы и
художники, выдающиеся учёные, государственные деятели. Сотни великих
имён, тысячи биографий, очень разных, но с одним началом, одним истоком –
кадет. Позаимствованная у Франции в начале XVIII века форма обучения и
воспитания, принятая в кадетских корпусах, дала России адмирала Павла
Нахимова,
генерал фельдмаршала Михаила Кутузова и Петра
Александровича Румянцева, флотоводцев Ф. Ф. Беллинсгаузена и Ф. Ф.
Ушакова, героя Великой Отечественной войны Дмитрия Карбышева,
композиторов А. Н. Скрябина и Н. А. РимскогоКорсакова, писателей Н. М.
Карамзина, Н. С. Лескова, В. Даля, президента Российской академии
художеств Алексея Оленина и многих других выдающихся государственных
деятелей, ярких представителей науки и культуры.
Без выпускников кадетских корпусов из нашей истории исчезли бы
самые яркие страницы. России действительно сегодня нужны люди, готовые
служить ей самоотверженно и честно. Трудно назвать поименно всех кадет,
~ 10 ~ достойно послуживших Отечеству. В каждом кадетском корпусе на
мраморных досках высекались имена георгиевских кавалеров их сотни, в
одном только Пажеском корпусе за 100 лет его существования высшим
знаком воинский доблести были удостоены 103 офицера. На черных досках в
корпусных церквях значились имена сложивших головы на полях брани, их
тоже сотни. Эти офицеры отдали самое дорогое молодые жизни, и кто знает,
каких блистательных имен лишилось любезное им Отечество? В списке
выдающихся кадет представлены полководцы и флотоводцы, военачальники и
министры, генералгубернаторы и генералпрокуроры, путешественники и
мореплаватели, академики и архиепископы, писатели и поэты, художники и
композиторы широк и разнообразен круг интересов бывших кадет, многие
вершины покорены ими.
Аракчеев Алексей Ан
дреевич
Государственные деятели России
1769
1834 2 КК 1787
Барабаш Яков Фёдоро
вич
1838
1910
Александровский
Брестский 1858
Бобриков Николай Ива
нович
1839
1904 1 КК 1858
Ванновский Петр Семе
нович
Васильчиков Виктор
Илларионович
Вяземский Александр
Алексеевич
1822
1904 1 МКК 1840
1820
1878
1727
1793
1 КК 1744
Пажеский 1839
Гейден Федор Логгино
вич
1821
1900 Пажеский 1835
Голицын Александр Ни
колаевич
1773
1844 Пажеский 1783
Генерал от артиллерии Военный ми
нистр
Оренбургский губернатор и наказной
атаман Оренбургского казачьего
войска в 18991906 годах, генерал от
инфантерии, присутствующий в Се
нате
Российский государственный и во
енный деятель, генерал от инфанте
рии. С 1898 г. – Финляндский гене
ралгубернатор и командующий вой
сками Финляндского военного округа.
С 1900 г. – член Государственного
совета
Генерал от инфантерии Военный ми
нистр, министр народного просве
щения
Князь, управляющий военным ми
нистерством
Генералпрокурор
Граф, генерал от инфантерии, фин
ляндский генералгубернатор, ко
мандующий войсками Финляндского
военного округа, член ГосСовета
Оберпрокурора Святейшего Синода,
министр народного просвещения,
главноначальник.
над почтовым
департаментом, член ГосСовета
Игнатьев Алексей Алек
сеевич
1877
1954
Пажеский 1896
Граф. Генераллейтенант Дипломат
~ 11 ~ Игнатьев Алексей Пав
лович
1842
1906
Пажеский 1859
Игнатьев Николай Пав
лович
1832
1908 Пажеский 1849
коновницын Петр Пет
рович
1764
1822 1 КК 1788
Муравьевамурский
Николай Николаевич
1809
1881 Пажеский 1827
Новосильцев Николай
Николаевич
Прозоровский Алек
сандр Александрович
Редигер Александр Фе
дорович
Репнинволконский
Николай Григорьевич
Ростовцев Яков Ивано
вич
1768
1838 Пажеский 1783
1732
1809 1 КК 1754
1853
1918 Пажеский 1872
1778
1845 1 КК 1796
1803
1860
Пажеский
Ростопчин Федор Васи
льевич
1763
1826 Пажеский 1792
Румянцев Петр Алексе
евич
СвятополкМирский
Петр Дмитриевич
Сухозанет Николай
Онуфриевич
Сухомлинов Владимир
Александрович
1725
1796 1 КК 1740
1857
1914
1794
1871
1848
1926
2 КК 1811
Пажеский 1874
1 КК 1866
Хилков Михаил Ивано
вич
1843.
...
Пажеский 1860
Чевкин Константин Вла 1802 Пажеский
~ 12 ~
Граф, генерал от кавалерии, генерал
адъютант, генералгубернатор Киев
ский, Волынский и Подольский, член
ГосСовета
Граф, дипломат и государственный
деятель, генерал от инфантерии, ге
нераладъютант
военный
Генерал от инфантерии,
министр, Герой Отечественной войны
1812 г.
Генерал от инфантерии Генерал гу
бернатор Восточной Сибири Осно
ватель Хабаровского КК
Президент Академии наук Председа
тель ГосСовета и Кабинета Мини
стров
Сенатор Генералфельдмаршал
Генерал от инфантерии Военный ми
нистр
Генераллейтенант,
Генералгубер
натор Саксонии и Малороссии Орга
низатор Полтавского КК
Генераладъютант, начальник штаба
ВУЗ, начальник ВУЗ
Граф, Великий канцлер ордена Св.
Иоанна Иерусалимского, директор
почтового департамента, первопри
сутствующий в Коллегии иностран
ных дел, член Совета императора, ге
нерал от инфантерии главнокоман
дующий в Москве
Генералфельдмаршал, генералгу
бернатор Украины и Малороссии
Полный Георгиевский кавалер
Генераладъютант,
ренних дел
Генерал от артиллерии, военный ми
нистр
Генерал от кавалерии Военный ми
нистр
Заведующий службой Трансатл.ж/д в
Южной Америке, Министр путей
сообщения, торговли и земледелия
Болгарии, Министр путей сообщения
России
Главный управляющий путей сооб
министр внут 1754
1841 Морской 1771
1762
1831 1 КК 1780
димирович
1875
Василий
Козен Петр Андреевич
Шишков Александр Се
менович
Щербатов Павел Петро
вич
Герои Отечественной войны 1812 года
1780
Богдановский Андрей
1864
Васильевич
1794
Бурцев Иван
Григорьевич
1829
Властов Егор Иванович 1769
1837
1762
Дорохов Иван Семено
1815
вич
Дохтуров Дмитрий Сер
1756
1816
геевич
1785
Иловайский Василий
Дмитриевич
1860
1778
1853
Костенецкий
1769
Григорьевич
1831
Кульнев Яков Петрович 1763
1812
Кутузов Михаил Илла
1745
1813
рионович
1780
Писарев Александр
Александрович
1848
1781
Потемкин Яков Алексе
1831
евич
Рудзевич Александр
1776
1829
Яковлевич
1780
Сеславин Александр
Никитич
1858
1777
1842
1752
1816
1787
1813
1784
1840
Тормасов Александр
Петрович
Фигнер Александр Са
мойлович
Храповицкий Матвей
Евграфович
Толь Карл Федорович
1 КК 1795
щения, член ГосСовета, председатель
департамента экономики,
пред
седатель комитета по делам Царства
Польского
Адмирал, писатель, министр народ
ного просвещения
Сенатор Герольдмейстер
Генераллейтенант
Генералмайор Герой закавказских
войн
Генераллейтенант
Генераллейтенант
Генерал от инфантерии
Генераллейтенант
Генерал от артиллерии Начальник
ракетноартиллерийского управления
Генераллейтенант Герой Отече
ственной войны 1812 г
Генераллейтенант Герой Отече
ственной войны 1812 г
Генералфельдмаршал
Генераллейтенант
Генераллейтенант
Генерал от инфантерии
Генераллейтенант
Генерал от инфантерии Генерал
квартирмейстер
Генерал от кавалерии
Полковник Герой отечественной
войны 1812 г.
Генерал от артиллерии, герой Отече
ственной войны 1812 г.
СШКК 1798
2 КК 1811
Греческий 1790
2 КК 1787
1 КК 1774
АИШКК 1801
АИШКК 1796
АИШКК 1786
1 КК 1785
Артилл. и Инж. Шк.
1759
СШКК 1796
СШККПажеский
1799
Гимназия Чуж.Ед.
1792
2 КК 1798
Пажеский 1771
2 КК 1805
СШКК 1797
Военачальники
~ 13 ~ Вл.Киевский 1893 Генераллейтенант. Главковерх
Воронежский 1875 Генерал от кавалерии
Генерал от инфантерии, Главноко
мандующий русской армией в войне
со Швецией, петербургский генерал
губернатор
Генерал от кавалерии Верховный
Главнокомандующий
Генералфельдмаршал Герой русско
турецкой войны 187778 гг. (см. также
О.Хазин. Пажи. Кадеты. Юнкера.)
Генералфельдмаршал
Адмирал. Полярный исследователь.
Вождь Белого движения
Ген.лейтенант Руководитель обороны
ПортАртура
Вицеадмирал Герой обороны Сева
стополя
Генерал от инфантерии. Вождь Бе
лого движения
Ген.лейтенант. Атаман Войска Дон
ского. Писатель
Адмирал Герой обороны Севастополя
Буксгевден Федор Федо
рович
1750
1811
АИШКК 1767
Брусилов Алексей Алек
сеевич
Гурко Иосиф
Владимирович
Духонин Николай Нико
лаевич
Каледин Алексей Мак
симович
Каменский Михаил Фе
дотович
Колчак Александр Васи
льевич
Кондратенко Роман
Исидорович
Корнилов Владимир
Алексеевич
Корнилов Лавр Георгие
вич
Краснов Петр Николае
вич
Нахимов Павел Степа
нович
Паскевич Иван Федоро
вич
Самсонов Александр
Васильевич
Ушаков Федор Федоро
вич
Янушкевич Николай
Николаевич
1 КК 1756
Морской 1894
Полоцкий 1874
1853
1926 Пажеский 1872
1828
1901 Пажеский 1846
1876
1917
1861
1918
1738
1809
1873
1920
1857
1904
1806
1854
1870
1918
1869
1947
1802
1855
1782
1856
1859
1914
1744
1817
1868
1918
Морской 1823
Морской 1818
Морской 1766
Сибирский 1889
Александровский
1887
Пажеский 1800
Вл.Киевский 1875 Генерал от кавалерии Атаман Войска
Генералфельдмаршал Полный Ге
оргиевский кавалер
Донского
Адмирал, флотоводец
Николаевский 1885 Ген. от инф. начальник Ген штаба
Военные, политические и общественные деятели, воспитатели
Аверьянов Петр Ивано
вич
1867
1937 Тифлисский 1885
Адабаш Михаил
Алексеевич
1864
192х
Петр.Полтавский
1880
Адамович Борис Викто 1870– 3 МКК
~ 14 ~
штаба
Российский военный деятель, из
вестный русский военный востоковед,
Генерального
генерал
лейтенант.
Российский военачальник, известный
русский
востоковед,
Генерального штаба генералмайор,
специалист по Японии и японским
вооруженным силам.
Выдающийся военный педагог начала
военный рович
1936
Баланцев Владимир Ва
сильевич
1901
1972 Псковский 1918
Бердяев Николай Алек
сандрович
1874
1948 Вл.Киевский 1894
Беренс Евгений Андре
евич
1876
1928 Морской 1895
Беренс Михаил Андре
евич
1879
1943 Морской 1898
Драгомиров Михаил
Иванович
1830
1905
Дворянский полк
1849
XX века, начальник Виленского
пехотного ВУ, директор 1 РВККККК
в Югославии, генераллейтенант
Военный педагог, начальник Воро
нежского и Куйбышевского суворов
ских военных училищ, генералмайор
Политический и общественный дея
тель, религиозный философ, литера
тор, публицист
Известный деятель русского и совет
ского ВМФ. В 19101914 гг. – военно
морской атташе в Германии. Первый
начальник Морского Генерального
штаба советского ВМФ, с апреля 1919
г. – командующий морскими силами
Советской Республики.
Известный деятель русского флота,
контрадмирал. С 1921 г. исполняю
щий обязанности командующего
русской эскадры в Бизерте. Активно
помогал становлению и деятельности
Морского кадетского корпуса
Военный деятель, теоретик и педагог,
генерал от инфантерии. С 1889 г. –
начальник Академии Генерального
штаба, с 1898 г. – командующий Ки
евским военным округом, а также
киевский, подольский и волынский
генералгубернатор. С 1903 г. – член
Государственного совета
Ученые, исследователи, инженеры
Аносов Павел Алексан
дрович
1799
1851 Горный 1817
Артамонов Леонид
Константинович
1859–
1932
Вл.Киевский 1875
Генералмайор Горного КК, метал
лург и литейщик. Томский граждан
ский губернатор, начальник Алтай
ских горных заводов, «Отец русского
булата».
Российский выдающийся военный
действительный член
востоковед,
Императорского
географического
общества,
исследователь Турции,
Персии, Афганистана и Эфиопии, ге
нерал от инфантерии.
Беллинсгаузен Фаддей
Фаддеевич
1778
1852
Морской 1797
Адмирал, мореплавательгеограф
Бабков (Бобков) Иван
Федорович
1827
1905 Павловский
Первый председатель ЗападноСи
бирского отделения Императорского
Русского Географического Общества
~ 15 ~ Бранденбург Николай
Ефимович
1839
1902
Константиновский
1858
Бутаков Алексей Ивано
вич
1816
1869
Морской 1832
Валиханов Чокан Чин
гисович
1935
1865 Сибирский
Гобятко Леонид Никола
евич
засядко Александр
Дмитриевич
Ипатьев Владимир Ни
колаевич
1875
1915 4 МКК 1893
1779
1837 АИШКК 1797
1867–
1952 3 МКК 1884
Карбышев Дмитрий Ми
хайлович
1880
1945 Сибирский 1898
Георгий Еф
1848
Катанаев
1921
ремович
1842
Кропоткин Петр Алек
1921
сеевич
1770
Крузенштерн Иван Фе
1846
дорович
1788
Лазарев Михаил Петро
вич
1851
Мосин Сергей Иванович 1849
1902
1763
Оленин Алексей Никола
евич
1843
Пироцкий Федор Апол
лонович
1845
1898
Сибирский 1865
Пажеский 1862
Пажеский 1781
потанин Григорий Ни
колаевич
Сенявин Дмитрий Нико
лаевич
Шиллинг Павел Львович 1786
1835
1920 Омский 1852
1763
1831 Морской 1780
1837 СШКК 1803
Генераллейтенант, историк. архео
лог. Директор Артиллерийского му
зея
Известный русский путешественник,
гидрограф.
Исследователь
Аральского моря. Действительный
член Императорского Российского
географического общества, контр
адмирал.
Выдающийся военный востоковед,
разведчик, путешественник, этнограф,
историк и публицист. Национальный
герой Казахстана
Генераллейтенант, инженер,
кон
структор, изобретатель. Создатель
миномета
Генераллейтенант. Создатель ракет
ного оружия
Академик, видный русский химик
органик, основоположник в России
военнохимической промышленности
Генерал. Председатель Инженерного
комитета Главного военноинженер
ного управления РККА. Герой Со
ветского Союза
Историк Сибирского казачьего вой
ска, краевед
Ученый, географ и геолог. Вождь
анархистов
Морской 1788
Адмирал, мореплавательгеограф
Адмирал. Мореплавательгеограф
Морской 1803
Воронежский 1867 Генералмайор Конструктор стрел
кового оружия
Историкархеолог Президент Акаде
мии художеств
Изобретатель электротрамвая, автор
проекта подземного электроснабже
ния
Географ,
Сибири. Монголии, Китая и Тибета
Константиновский
1863
этнограф исследователь
Адмирал. Мореплавательгеограф
Изобретатель телеграфа
~ 16 ~ Литераторы, поэты, музыканты, художники
Бенедиктов Владимир
Григорьевич
Бестужев Александр
Александрович
Боголюбов Алексей
Петрович
Булгарин Фаддей Бене
диктович
Верещагин Василий Ва
сильевич
Востоков Александр
Христофорович
Глинка Федор Николае
вич
Даль Владимир Ивано
вич
СШКК 1806
1807
1873 2 КК 1825
1797
1837 1 КК 1814
1824
1896 Морской 1842
1789
1859
1842
1904
1781
1864
1786
1880
1801
1872
Морской 1819
Морской 1860
1 КК 1798
1 КК 1802
Дмитриевский Иван
Афанасьевич
1734–
1821 1 КК 1756
Поэт
Писатель Декабрист
Русский живописецмаринист, ху
дожник Главного морского штаба
18541860
Издатель и литератор
Живописецбаталист
Филологлингвист. Поэт
Поэт, публицист
Писатель, ученый. Составитель Тол
кового Словаря
Выдающийся русский театральный
деятель XVIII в., основатель русской
театральной школы, руководитель
русского театра и его историк, дра
матург и переводчик
Историк. Публицист
Писатель. Художник
Долгоруков Петр Вла
димирович
Каразин Николай Нико
лаевич
Куприн Александр Ива
нович
Курочкин Василий Сте
панович
Мясковский Николай
Яковлевич
Надсон Семен Яковле
вич
Озеров Владислав Алек
сандрович
Писатель
1816
1868 Пажеский 1831
1842
1905 2 МКК 1859
1870
1938 2 МКК 1887
1831
1875
1881
1950 НГ КК 2 КК 1899 Композитор
1862
1887 2 КК 1879
1769
1816 1 КК 1787
1 КК Дв.полк
1949
Поэт
Поэт
Писатель. Драматург
Оленин Александр Ни
колаевич
1763
1843 Пажеский 1780
Директор Императорской Публичной
библиотеки,
Президент Импера
торской Академии художеств, созда
тель портретной галерей героев 1812
г. Зимнего дворца, член Государ
ственного совета
Порошин Семен Андре
евич
Радищев Александр Ни 1749 Пажеский 1766
1741
1799 1 КК 1758
Писатель Воспитатель Павла I
Общественный деятель, писатель
~ 17 ~ колаевич
Римскийкорсаков
Николай Андреевич
Рылеев Кондратий Фе
дорович
Скрябин Александр Ни
колаевич
Случевский Константин
Константинович
Суворин Алексей Серге
евич
Сумароков Александр
Петрович
Федотов Павел Андре
евич
Херасков Михаил Мат
веевич
Шервашидзе Александр
Константинович
Шильдер Николай Кар
лович
Шпажинский Ипполит
Васильевич
Ярошенко Николай
Александрович
1802
1844
1908
1795
1826
1872
1915
1837
1904
1834
1912
1717
1777
1815
1852
1733
1807
1867
1968
1842
1902
1848
1917
1846
1898
Морской 1862
Композитор
1 КК 1814
Поэт Декабрист
2 МКК 1889
Композитор
1 КК 1855
Поэт
Воронежский 1851 Журналист Издатель
1 КК 1740
Драматург
1 МКК 1834
Живописец. график
1 КК 1751
Нижегородский
1885
Пажеский 1860
Действительный тайный советник,
общественный деятель и писатель
Театральный художник
Историк Директор Публичной
библиотеки
Воронежский 1855 Драматург
Полтавский КК
1863
Художник. Генералмайор
Имена, известные Истории
Пажеский 1811
Один из вождей декабристов
Сибирский КК 1905 Государственный деятель РСФСР
Нижегородский КК Штабскапитан Летчикиспытатель
1888
Куйбышев Валериан
1935
Владимирович
1887
Нестеров Петр Николае
1914
вич
Пестель Павел Иванович 1793
1826
Мы помним слова Екатерины II о 1м кадетском корпусе как о «рассаднике
великих людей России». С расширением империи возникла потребность не
столько во взращивании элиты, сколько в культурном освоении приращенных
земель. Русский офицер, проникая в новые пределы, нес с собой не раз
рушение, а более совершенное устройство края. Кадетское и военное образо
вание помогало ему быстро ориентироваться в неведомых доселе областях
деятельности. Пример тому питомцы Омского кадетского корпуса, долгое
время являвшегося форпостом цивилизации в Сибири. Они производили то
пографические съемки, собирали статистические, географические и истори
ческие сведения, составляли карты; исполняли дипломатические поручения в
сношениях с соседними народами и склоняли кочевников к российскому под
~ 18 ~ данству; производили перепись; сопровождали торговые караваны и научные
экспедиции; организовывали управление в новоприобретенных землях. Ими
основан ряд городов: Верный, Акмолы, Каркаралинск, Кокчетав, Копал, Сер
гиополь... Многие из них превратившись впоследствии в крупные админи
стративные и культурные центры, изменили свои названия, и сейчас уже мало
кто знает, что АлмаАта, бывшая столица Казахстана, возникла из города Вер
ного, основанного российскими кадетами.
Люди твердой нравственности могут придерживаться разных политических
убеждений, которые влияют на их историческую и общественную значимость,
но не на человеческую. Офицер, воспитывавшийся в кадетском корпусе,
военном училище, полковой семье, не мог быть бесчестным человеком;
запятнавшие свое имя безжалостно изгонялись военной средой. Твердые
нравственные правила усваивались им на всю жизнь, в каких бы новых обла
стях не приходилось затем работать, каких бы новых высот он не достигал.
Список выдающихся кадет оканчивается началом XX века. К началу первой
мировой войны офицерам этого поколения было 20 30 лет, они командовали
полуротами, ротами, батареями, сотнями, эскадронами подразделениями,
которые встречались с врагом лицом к лицу в прямом смысле этого слова.
Именно на них легла главная часть ужасной статистики по истреблению
кадрового офицерского корпуса.
Анкетирование учащихся 5х классов МОУ СОШ №1
Для решения поставленных в работе задач, было проведено анкетирование в
двух классах нашей школы. Всего было опрошено 16 учеников кадетского
класса и 21 ученик общеобразовательного класса. На первый вопрос «Что для
вас означает слово кадет?», учащиеся кадетского класса ответили:
кадет – это тот, кто готов защищать Родину, быть честным, никогда не
обижать других – 5 учащихся;
кадет – это смелый, честный, добрый, ответственный человек – 7 человек;
кадет это маленький капитан – 4 человека.
Ответы учащихся общеобразовательного класса:
не знаю – 13 человек;
кадет – это ктото, связанный с военной службой – 4 человека;
кадет – это дисциплинированный человек – 3 человека;
кадет – это тот, кто отвечает за всё – 1 человек.
На второй вопрос: «Что в вашем понимание означает слово Родина учащиеся
обоих классов ответили:
Родина – это место, где ты родился.
На вопрос: «Чем обличаются учащиеся кадетских классов от учеников
общеобразовательных классов?» Ребята кадетского класса ответили:
~ 19 ~ ученик кадетского класса должен быть примером для всей школы – 6
человек;
у кадетов в расписании есть дополнительные предметы и форма, отличная от
обычной школьной одежды – 10 человек.
Ответы учащихся общеобразовательного класса:
специальной формой – 13 человек;
дисциплиной и дополнительными предметами – 3 человека;
не знаю – 5 человек.
Четвёртый вопрос «Нравится ли тебе учится в кадетском классе?» был задан
учащимся 5 «А» класса. На этот вопрос все ответили однозначно «Да, мне
нравится!». Учащимся 5 «Б» класса был задан вопрос: «Хотели бы вы учится
в кадетском классе?» лишь 5 человек из 21 ответили утвердительно.
Наверное, это связано с тем, что ребята не очень хорошо знакомы с той
интересной жизнью, которой живёт наш кадетский класс.
Заключение
Развитие Кадетского образования и Кадетского движения – одна из тех стра
тегических задач, от решения которых зависит будущее нашей страны. Цель и
задачи исследования мною выполнены. Мне удалось изучить историю воз
никновения кадетского движения, определить происхождение слова «кадет»,
узнать, есть ли такое слово в других языках, проанализировать дальнейшую
судьбу знаменитых выпускников кадетских корпусов, изучить учебно – воспи
тательную работу в кадетских корпусах, провести анкетирование учащихся 5
классов.
В ходе исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза: обучение в кадет
ском классе (корпусе, школе) способствует формированию личности ребёнка.
Данная работа имеет практическую значимость. Её материалы можно исполь
зовать на классных часах, родительских собраниях, экскурсиях в школьном
музее, внеклассных мероприятиях, встречах с интересными людьми. Россий
ским кадетам ХХI века только предстоит вписать свои имена в историю Оте
чества. У нас всё ещё впереди!
~ 20 ~ Библиография
1. Владимир Даль. Толковый словарь в четырех томах, М., «Русский язык»,
1989 г., т.2, стр71.
2. Ефремова
Т.Ф.
Толковый
словарь
русского
языка.
http://www.onlinedics.ru/slovar
3. Новый словарь иностранных слов, Минск, «Современный литератор», 2005
год, стр. 398.
4. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, М.,
«Русский язык», 1990г, стр. 260.
5. М. Фесмер. Этимологический словарь русского языка, М., «Астрельаст»,
6.
2004 год, стр156.
Школьный словарь иностранных слов под редакцией В. В. Иванова, М.,
«Просвещение», 2005 г., стр110
~ 21 ~ 7. Большой энциклопедический словарь
8. Большая советская энциклопедия, том 19, стр 287
9. Толковый словарь Ушакова http://www.onlinedics.ru/slovar
10.Большой энциклопедический словарь http://www.onlinedics.ru/slovar
11.Толковый словарь Кузнецова` http://encdic.com/russaying/Kadet24648.html
12.Викисловарь http://ru.wiktionary.org/wiki
13.Игорь
«О феномене
Андрушкевич
русского кадета»
http://www.ruscadet.ru/backcomm/cadetsfenomen/common.htm
14.Выдающиеся питомцы кадетских корпусов
http://www.ruscadet.ru/names/cadets/fam_cad.htm
~ 22 ~
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Исследовательская работа "Горжусь кадета званьем"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.