ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИМЕРОВ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И БЫТА КАЛМЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
Оценка 5
Работа в классе +2
docx
Междисциплинарный 11
5 кл—11 кл +1
20.02.2018
В методической разработке показано использование примеров прикладного искусства и быта калмыков при обучении естественным наукам. На уроке по соответствующей теме зачитывается стихотворение о степи и быте степняков народного поэта Калмыкии Константина Эрендженова. Приводятся примеры использования местного материала в быту местных жителей.Файл представлен в формате Word 2010.
ИСП ПР ПРИК ИС-ВА КАЛМ-В.docx
Копилка методических находок учителя __________
Богаев Д.П., учитель физики
МОКУ «БагаЧоносовская СОШ им. Боован Бадмы»
Целинного района, отличник народного просвещения,
заслуженный учитель Республики Калмыкии
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИМЕРОВ ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА И БЫТА КАЛМЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ЕСТЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
Использование примеров прикладного искусства и быта калмыков при
обучении естественным наукам. На уроках по соответствующей теме
зачитывается стихотворение народного поэта Калмыкии Константина
Эрендженова:
Рис. 1 Изучая с учащимися теплопроводность, объясняем им, как раньше
калмыки применяли знания о тепловых явлениях, например, при постройки
жилища – кибитки (Рис. 2). Остов кибитки накрывался белым войлоком.
Белый войлок обеспечивал тепло в кибитке в холодное время года и –
прохладу в жаркое время года.
Рис. 3. Калмыцкая кибитка
Рис. 4. Верёвка из шерсти
Оно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней,
радуя глаз изысканными цветовыми сочетаниями и многообразием узоров.
Например, по рассказам калмыцкого учёного Кичикова А.Ш., цветовое
сочетание узора на манишке национального костюма соответствовало точному
сочетанию цветов радуги (Рис. 7). В воспитательных целях ставим перед
учащимися вопрос: «Что это? Природная интуиция, гармония с природой или
чтото другое?».
Объясняя тему о свойствах веществ, рассказываем о том, что калмыки
издавна использовали дерево в хозяйственных целях: делали арбы, колёса к
ним, рукоятки для топоров, кос, серпов, щиты для летних овечьих загонов,
бочки и многоемногое другое, необходимое в хозяйстве. Из дерева изготовляли различные предметы домашнего обихода, например, чашки (рис.
1), выдалбливая их из толстых поленьев.
Поясняем учащимся, что использовались деревянные ёмкости, потому
как они пропускают воздух и продукты, которым нужно «дышать», такие как
чай и крупы, лучше всего сохраняются в деревянных коробах.
Из шкур верблюдов мастераумельцы делали замечательную посуду –
бортхо (кувшины) (рис. 6): их можно было перевозить, не боясь разбить. В них
можно было наливать любую жидкость, сохраняя её теплой, а летом –
прохладной. Посуда из кожи заменяла калмыкам термос.
Рис. 5.
Рис. 6. Бортхо – кожаный кувшин.
Удивляет и восхищает учащихся следующий пример прикладного
искусства. В трудных условиях кочевой жизни, не имея элементарных
приспособлений, женщиныкалмычки создали замечательное искусство
вышивания. Рис. 6. Манишка на калмыцком национальном костюме
Литература:
1. 1. Богаев Д.П. Копилка методических находок. Предложения и
советы учителя физики, Эл., ЗАОр «НПП «Джангар», 2016, сс. 2429.
2. Богаев Д.П. Отражение в преподавании физики национальных
традиций и культуры калмыков, с. http://videouroki.net/filekom.php?
fileid=98670127, 03.12. 2013.
2. Эрендженов К.Э.
Золотой родник, Эл., Калмыцкое книжное
издательство, 1990, с.с. 4146.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИМЕРОВ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И БЫТА КАЛМЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИМЕРОВ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И БЫТА КАЛМЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИМЕРОВ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И БЫТА КАЛМЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИМЕРОВ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И БЫТА КАЛМЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.