Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
история
9 кл—11 кл
10.04.2017
Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса
Данная исследовательская работа "Государственный символ Российской Федерации –Гимн нашего государства " представлена на Районную научно-исследовательскую конференцию школьников «Первые шаги в науку» и заняла призовое место. Ученица изучила исторические закономерности создания Гимнов; • проанализировала особенности создания Гимнов; • собрала теоретический материал о Гимнах; • выявила уровень знаний символов, на примере обучающихся нашей школы.
Гимн РоссийскойФедерации.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРДЫНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ УСТЮЖАНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Районная научно­исследовательская конференция школьников  «Первые шаги в науку» ТЕМА Государственный символ Российской Федерации – Гимн нашего государства Научно­исследовательская работа по обществознанию ученицы 11 класса Трубниковой Валентины Николаевны Научный руководитель: Бурлакова Наталья Михайловна учитель истории и обществознания д.Устюжанино Оглавление 1. Введение. 2. Основная часть  2.1 История гимнов на Руси. Создание гимна российской империи. 2.2 Гимн Союза Советских Социалистических Республик. 2.3 Гимн новой России. 3. Заключение. 4. Выводы. 5. Литература. 2 Вступление            Для любого современного государства его символ существует в триединстве: герб, флаг и гимн (Приложение 1 ­ 3).  Подобное триединство в мировой практике начало складываться сравнительно поздно, с Х1Х века. Символы России… что это такое?  Сколько раз я об этом задумывалась. Слово «символ» происходит от греческого «знак, особая примета». Первым объектом изучения я выбрала один из основных  символов   страны   —   государственный   герб   России.   Любое торжественное   мероприятие   начинается   с  Гимна.  Мне   стало   интересно,  а   кто является   создателем   гимнов?     Знают   ли   наши   ребята   символы   Российского государства? Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто­то вспомнит   бескрайние   просторы   ­   луга,   поля.   Любители   русской   старины расскажут о древнем Московском Кремле и регалиях  царской власти. Конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную   площадь,  Покровский   собор  (храм   Василия   Блаженного).    А   кто­то, возможно, обратит свой мысленный взор к своей ''малой Родине'', где  он родился и вырос. Каждый по­ своему будет прав. И прежде всего из­за неоднозначности понятия   ''символ'',   его   многомерности.   Не   случайно   проблемами   символа   и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей ­ математики,  психологи,   лингвисты,   литературоведы,   историки,   искусствоведы. Вот   и   я,   решила   изучить   историю   создания   наших   символов   с   Гимна   родной страны.   А   затем   передать   свои   знания   ребятам   нашей   школы,   чтобы   они 3 гордились   своей   Родиной,   чувствовали   себя   всегда   гражданами   Российского государства. Гипотеза: вероятно, в ходе изучения истории создания гимнов российского государства, у меня возникнет интерес к изучению истории символов России.  Цель: изучить историю создания гимнов.          Задачи:      школы.  изучить исторические закономерности создания Гимнов; проанализировать особенности создания Гимнов; собрать теоретический материал о Гимнах; выявить   уровень   знаний   символов,     на   примере   обучающихся   нашей 4 История гимнов на Руси. Создание гимна российской империи. Государственный   гимн,   так   же   как   герб   и   флаг,   является   официальным символом суверенной страны. Гимн (от греческого слова ….. – торжественная песнь в честь божества). Если   говорить   о   государственном   гимне,   то   слова   его,   как   правило, патриотичны, прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем   достаточно   легко   воспроизводима   и   запоминаема,   может   быть   напета любым жителем страны.[1] Древняя Русь получила свое богослужебное пение из Византии вместе с   крещением в конце Х в. Князь Владимир по возращению из Корсуни, где ,по преданию, он крестился, привез с собой из Киева вместе со священниками также певцов. В «Повести временных лет» говорится о первых славословиях на Руси в   честь Иисуса Христа: «…скажем вместе с Давидом: « Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу вся земля; пойте Господу, благословляйте имя его, благовествуйте со дня на день спасения его. Возвышайте в народах славу его, во всех людях чудеса его, ибо велик Господь и достохвален»». Как   уже   отмечалось,   гимны   входили   в   состав   песнопений   при богослужении в Византии. Особенно велико значение византийских песнопений 5 для тех стран, в которых был принят византийский строй богослужения, в том числе для Руси. Христианское   церковное   песнетворчество   продолжалось   во   все   время существования русской церкви. Все канонизированные святые русской церкви имеют особые песнопения, славящие их.  [1] – Государственная символика России. И.В. Можейко. М., 2003 стр. 63 В XVI – XVII вв. сначала в Польше, затем на Украине и в Русском государстве появляется   особая   разновидность   гимнов   –   торжественные   канты,   которые создавались на религиозные тесты, но постепенно их тематика расширяется – патриотические, лирические, «виватные», они становятся светскими.   В   период   создания   единого   Русского   государства   неоднократно   не упоминавшийся   уже   великий   московский   князь   Иван  III  Васильевич   создал профессиональный хор «государственных певчих дьяков». Он пел в 1479 г. ( год освещение Успенского  собора в Кремле). В последующие столетия этот хор исполнял   духовные   песнопения   характера   во   время   церковных     праздников, царских величаний и других событий общегосударственной значимости. Во   время   правления   Петра  I  получают   распространение   «   виватные канты», прославляющие царя и « молодую Россию»: «Виват, Россия, именем преславна»,   «   Радуйся,   российский   орле   двоеглавый»   ­   эти   песнопения исполнялись в знак  петровских побед на суше и на море.   К концу правления Петра  I, был создан неизвестным композитором  «   что   в   екатерининское   время Марш   Преображенского».   Известно, Преображенский марш пелся на слова поэта С.Марина: Пойдем, братцы, за границу бить Отечества врагов. Вспомним матушку­царицу, вспомним век ее каков! 6 А   во   второй   половине   ХIХ   в.   Этот   же   марш   исполняли   на   слова солдатской песни: «славны были наши деды! Знают турки  нас и шведы!»   В конце  XVIIIв. появился еще один марш всероссийского значения. По первой   строке   стиха   он   назывался   «Гром   победы».   Стихи   написал   яркий представитель русского классицизма, первый поэт того времени Г. Р. Державин: Гром победы, раздавайся! Веселися, Храбрый Рос! Звучной славой украшайся, Магомета ты потрес! Появление   в   российской   империи   официального   гимна   связано   с   победой   в отечественной войне 1812г. и  прославлением императора Александра I. В 1815 В.А.Жуковский   написал   и   опубликовал   в   журнале   «Сын   Отечества» стихотворение под названием «молитва русских», посвященное Александру  I. Первая строка начиналась словами «Боже, царя храни». Но он исполнялся на английскую   музыку.   Почти   20   лет   в   Российской   империи   использовали мелодию английского гимна.    официально Обычно историю создания официального гимна Российской империи  объясняют прихотью императора Николая I.         Автором музыки царь выбрал близкого и преданного ему человека –  Алексея Фёдоровича Львова.        А.Ф. Львов родился в Ревеле в аристократической и музыкальной семье. Он  получил хорошее музыкальное образование, учился игре на скрипке, но волею  судьбы попал на военную службу. Львов не раз пытался уйти со службы и  заняться только музыкой. Однако не мог отказать шефу жандармов А.Х.  Бенкендорфу и перешёл на службу в Министерство внутренних дел.         В 1826 г. он был прикомандирован к свите Николая I, затем стал  управляющим делами Императорской квартиры. Он принимал участие в войне с  Турцией 1828­1829 гг., участвовал в боях под Варной, получив свои первые  боевые награды. В 1832 году Львова зачисляют в почётный Кавалергардский  полк.С это времени он становится близок не только к императору, но и к его  семьи, аккомпанирую на скрипке пение княжны, участвую в домашних  7 концертах императорского семейства. Именно к нему обратился через  Бенкендорфа Николай I с предложением попробовать написать «гимн Русский». Львов вспоминал, что задача показалась весьма трудной. « я чувствовал  надобность – писал Львов, ­ создать гимн величественный, сильный  чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности,  годный для церкви, годный для войск, годный для народа­ от ученого  до  невежды». Жуковский предоставил практически уже имеющие слова, «подогнав» их под  мелодию. Так появился шедевр Жуковского – Львова. Текст состоял всего из 6  строчек: Боже, царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу нам; Царствуй на страх врагам, Царь православный Боже царя храни! Однако благодаря возвышенной хоральной мелодии он звучал исключительно мощно.11   декабря   1833г   в   большом   театре   в   Москве   оркестр   и   вся   труппа театра участвовали в представление « Русской народной песни» (так был назван в афише гимн « Боже, царя храни»). На следующий день в газетах появились восторженные отзывы. Вот что сообщает об исторической премьере директор Московских   Императорских   театров   М.П.   Загоскин:   «   сначала   слова   были пропеты   одним   из   актеров   Бантышевым,   потом   повторенный   всем   хором». (Приложение 4)   Музыка   гимна  «  Боже,  царя   храни»  стала   быстро   известна   в  Европе. Львов   обласканный   государем   (он   получил   драгоценную   табакерку   с бриллиантами,   а   позднее   –   девиз   в   герб:   «   Боже,   царя   храни»,   занимается активной   музыкальной   деятельностью,   пишет   церковную   музыку,   создает несколько опер, скрипичных концертов, песен. По военной службе он так же 8 получает   придворное   звание   флигель   –   адъютанта,   через   два   года   –   чин полковника, а в 1843г – генерал майора.  Авторство  в создание государственного гимна приняло, однако, А.В. Львову самую большую славу. Это прекрасно понимал его соавтор. Незадолго перед смертью   В.А.   Жуковский   написал   А.В.   Львову:   «   наша   совместная   двойная работа переживет на надолго. Народная песня раз раздавшись, получив право гражданства,   останется   навсегда   живою,   пока   будет   жив   народ,   который   ее присвоил.   Из   всех   моих   стихов,   эти   смеренные   5   благодаря   Вашей   музыке переживут   всех   братьев   своих.   Где   не   слышал   я   этого   пения?   В   Перми,   в Тобольске, у подошвы Чатырдага, Стокгольме, в Лондоне, в Риме?».[2] [2] – Государственная символика России. И.В. Можейко. М., 2003 стр. 69 Гимн Союза Советских Социалистических Республик Отречение государя – императора от престола сделало бессмысленным прославление   его   особы   «народной   песней».   Почти   сразу   же   принимаются   Русский   поэт   В.Я.   Брюсов   в попытки создать новый российский гимн.  марте 1917г написал статью «о новом русском гимне», которая, правда, была опубликована   лиши   осенью.  Он   считал,  что   следует   устроить   всероссийский конкурс, предлагая несколько вариантов подхода к написанию музыки и слов гимна новой России. Он писал: «Нужна краткая песнь, которая силою звуков, магией   искусства   сразу   объединила   бы   собравшихся   в   одном   порыве,   сразу настроила   бы   всех   на   один   высокий   лад…»   Брюсов   подчеркивал,   что   дух народа, обычно характерный для национальных гимнов стран с Единообразным населением, должен быть выражен по­другому в национальной Росси. Высказывалось   и   множество   других   предложений   относительно   нового гимна,   но   ни   одно   из   этих   предложений   не   было   принято   Временным   и   многочисленными   Особыми   совещаниями   деятелей правительством   искусства. 9 Более приемлемой казалась «Марсельеза». Она пришла в Россию в конце XVIII ­ начале XIXвв. Ее распевали декабристы, революционное студенчество, однако она была доступна лишь знающим французский язык.  Все поменялось, когда   видный   деятель   русского   революционного   движения   народник   П.Л. Лавров создал новый, русский, текст «Марсельезы». Под названием «Рабочей Марсельезы» песня стала хорошо известной с 1875г. В дни революции 1905­ 1907гг.   ее   пели   на   улицах   и   площадях.   Содержание   имело   мало   общего   с французской   «Марсельезой»   Руже   де   Лиля,   но   было   понятно   революционно настроенным массам: «Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног…»  К 1917г. песня стала общепризнанным гимном революционного движения, причем ее считали гимном революции и те, кто даже не знал ее содержание.   Между тем на митингах и собраниях все чаще звучал гимн социалистов «Интернационал». 14 марта 1917г. Петроградский Совет принял манифест « К народам всего мира», после чего оркестр заиграл сначала «интернационал», а затем «Марсельезу». 3 апреля 1917г в Петроград из эмиграции вернулся В.И. Ленин.   На   перроне   финляндского   вокзала   его   встретили   соратники   пением «Марсельезы». Однако позднее Ленин якобы поморщившись, сказал: «Давайте петь «Интернационал».  «Буржуазная   Марсельеза»   и   социалистический   «Интернационал» конкурировали в России до созыва в январе 1918г Учредительного собрания и его разгона.  С того времени гимн пролетарского государства «Интернационал» существовал до 1943г., став гимном только Советского Союза. В   1943г.   «Интернационал»   стал   только   партийным   гимном   –   гимном партии большевиков, затеем – КПСС. Для гимна СССР была выбрана написанная в 1939г А.В. Александровым песня   «Гимн   партии   Большевиков».   В   ночь   на   1   января   1944г.   прозвучал   в первый раз по радио гимн Советского Союза со словами С.В. Михалкова и Г.Г. Эль­Регистана. С 15 марта 1944г гимн начал исполняться повсеместно. 10 После XX съезда КПСС текст, в котором несколько раз упоминался Сталин, отошел   на   задний   план,   остроумцы   даже   называли   гимн   "песней   без   слов". Очередной, поправленный теми же авторами вариант слов утвердился  в 1977 году после принятия новой Конституции СССР. (Приложение 2) Гимн новой России                   После   распада   Светского   Союза   на   суверенные   государства   у   них появились свои музыкальные символы. У России гимном стала «Патриотическая песня» М.И. Глинки, без слов. В 1991 году мелодия Глинки стала гимном новой, демократической России.  11 декабря 1993 года указом президента Ельцина было утверждено Положение о Государственном гимне РФ, на основании которого государственным гимном являлась мелодия, созданная на основе "Патриотической песни".   Весной   1999   года,   когда   сторонники   советской   символики   догадались разделить документ на три отдельных, им удалось принять в первом чтении проект закона "О государственном гимне РФ", который в целом принят уже нынешней Думой 8 декабря 2000 года. После   10   ­   летнего   перерыва   музыка   А.В.   Александрова   вновь   начала звучать как государственный гимн  ­ гимн РФ.  8 декабря 2000г  государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила государственная Дума, 20 декабря – Совет Федерации, а 25 декабря 2000г его подписал Президент РФ В.В. Путин. (Приложение 3) Слова   гимна   написал   уже   известный   Михалков.   Возращение   музыки советского гимна в обществе было воспринято неоднозначно, однако мелодия достаточно   знакома   «на   слух   и   легко   воспроизводится,   что   для   гимна немаловажно».  11 В   этих   обстоятельствах   принято   писать   об   авторах   главного музыкального   символа   страны.   О   С.В.   Михалкове   средства   массовой информации сообщают довольно часто. К сожалению, великий поэт нашей эпохи скончался в этом году. Биография же А.В. Александрова известна широкому слушателю меньше. И очень было приятно прочитать в одной из центральных газет   интервью   с   его   праправнуком,   25­летним   Олегом   Александровым. Публикация   называлась   «Возращение   Александрова».   Музыка   Александрова действительно вернулась, но по большому счету, она и не забывалась, ибо, как сказал потомок советского композита, «гимн наполнен народным духом», и как бы кто­ либо не относился к музыке  Александрова, всегда надо помнить, что гимн государства – одна из святынь Отечества. За музыку гимна страны авторы всегда получали награды. Достойно был  награжден и автор советского гимна. Он и до этого был известным человеком:  композитор и дирижер, профессор московской консерватории, доктор  искусствоведения, организатор и художественный руководитель  Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии. В 1943г он получил звание генерал – майор,  затем еще одну Сталинскую премию, а так же автомобиль ЗИС. Это все  известные из энциклопедии факты. Но мало кто знает, что Александров  происходил из семьи церковных служителей с Рязанщины, что он с детства  приобщился к церковной музыке, что поступил в Петербургскую консерваторию и учился у А. Глазунова, А. Лядова, в Московской консерватории у  итальянского певца Мазетти. Александров выиграл конкурс в революционном  1905г и стал регентом архиерейского хора в Твери. Был он и последним  регентом церковного храма  Христа Спасителя в Москве, пока Храм не закрыли. Вот какая биография у автора музыки нашего гимна. 12 Заключение Чтобы узнать историю возникновения гимна нашего государства, потребовалось стать исследователем.  Сравнивая Гимны Российского государства, я выяснила, что символы государства имеют собственную историю.   В своем развитии они прошли   долгий   путь,   в   них   был   заложен   глубокий   смысл,   их   создателями двигали прекрасные и добрые идеи. Гордость и любовь к своей Родине выражена через уважение к ее символам. Без их почитания, без знания истории, без понимания заложенного в них смысла невозможно социальное и личное становление юного гражданина России.  Мне хотелось бы поделиться  следующими  выводами: 13  посредством Гимна выражаются определенные общественные отношения;  как всякий символ, они ­ социальные феномены и, следовательно, всегда  несут на себе печать своего общества;   в них явно отражено ''социальное лицо'' эпохи, конкретного исторического времени;   через их назначение можно определить уровень развития самого общества.         Чтобы узнать, какие знания у ребят нашей школы о символах государства,  я провела опрос, учитывая возрастные особенности (Приложение 6­9).  В анкетировании приняло участие 59 человек.  Результаты следующие:  затрудняются объяснять и  не знают регалии царской власти ­ (48%);  не объяснили, что такое триколор (80%); не знают  гимн (32%); старшеклассники не знают историю создания гербов, гимнов. На вопрос: «Знаете ли вы гимн Новосибирской области?», ребята отвечали, что не знают. Свои  гимны имеют две трети регионов страны, но Новосибирская область пока не в  их числе. В конкурсе по созданию гимна приняли участие творческие  коллективы и авторы нашей области, а также музыканты и поэты из других  городов. Всего было представлено 18 музыкально­литературных произведений и 44 стихотворных текста. Но по итогам конкурса секретарь комиссии Александр  Кошелев объявил, что ни один из представленных проектов не соответствует  условиям конкурса. Конкурс продолжается и предложено придумать гимн  профессиональным композиторам и поэтам. Проведённое исследование подтвердило, что знание символики нашего  государства может приносить максимум пользы, если оно основывается прежде  всего на знаниях, в воспитании патриотизма и любви к своей Родине.            Исследователем быть интересно! Мне удалось выполнить поставленные цели. Я проводила исследование, читала книги и статьи о символах государства, находила информацию в Интернете, анализировала знания школьников. 14 Мне удалось систематизировать материал по данному вопросу, опираясь на знания истории, обществознания, географии.         В моем исследовательском поиске встречались проблемы, но работа меня заинтересовала,   я   узнала   много   нового:   историю   создания   Гимна,   кто   и   как создавал   торжественный   символ.   От   чего   зависит   содержание   Гимна,   как меняется   с   течением   времени.   Очень   важно   помнить,   что   знание   истории символов государства помогает разобраться в мировоззрении людей минувших эпох,   а   также   вплотную   подойти   к   изучению   менталитета   разных   слоев населения, вопросам вызывающим большой интерес, но мало изученным. Историческая  память, причастность  к  деяниям   предков,  к исконным корням своим воскрешается в старых символах, которые важны нам, прежде всего, как памятники   прошлого.   С   этих   позиций   я   рассматривала     гимн   Российского государства (Приложение ­ презентация). Использованная литература 1. Н.А. Соболева, В.А. Артамонов. Книга о Российской символике.  М., «Панорама» 1993г. 2. И.В. Можейко, Н.А. Сивова. Государственная символика России. История и современность. – М.: ЦНСО, 2003г. 3. Ю.А.   Петров.   Научно­методический   журнал   «Преподавание   истории   в школе», №1, 1985 4. Н.А.   Соболева,   доктор   исторических   наук.   Научно­методический   журнал «Преподавание истории в школе», №8, 1994г. 5. Интернет­ресурсы. Символы Российского государства. 15 6. История.  [Электронный ресурс]:  Приложение к газете "Первое сентября". http://www.1september.ru/ru/art.htm 7. Положение   об   открытом   конкурсе   по   созданию   гимна   Новосибирской области. 16

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса

Исследовательская работа "Государственный гимн Российской Федерации" ученицы 11 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017