Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства
Оценка 5

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
изобразительное искусство +1
Взрослым
20.01.2017
Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства
Чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное, надо самому ребенку "побыть автором". Собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению прекрасного. Таким образом, уроки и занятия по декоративно-прикладному искусству – это путь к творчеству, который представляет собой уникальную возможность. Проведение настоящей исследовательской работы обусловлено возрастающим вниманием к традициям декоративно-прикладного искусства, который является важным фактором эстетического воспитания в деле становления личности ребенка.для формирования у детей основ художественно-эстетической культуры.Обобщение опыта работы по ознакомлению обучающихся с истоками и развитием народного и декоративного искусства России и местных умельцев, и на этой основе автор пытается наметить пути художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
педчтения 2016 ДПИ.doc
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования  «Районная детская школа искусств» 1 Художественно­эстетическое воспитание детей средствами декоративно­прикладного искусства Автор: Сергеева Любовь Петровна,  Преподаватель художественного отделения РДШИ 2011 год СОДЕРЖАНИЕ Введение  Глава I.Значение декоративно­прикладного искусства в жизни человека. §1.Особенности занятий декоративно­прикладным искусством. §2.Приобщение к истокам народного творчества. Глава II. Пути и способы развития творческих способностей  обучающихся в декоративно­прикладном искусстве  §1.Использование приемов и методов дифференциации  §2.Коллективные и индивидуальные творческие задания на занятиях  декоративно­прикладного искусства Заключение  Список используемой литературы  Приложение «К народным традициям должно  быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать  всей душой, их надо осваивать» А.Б.Салтыков. Введение В   настоящее   время   появляются   тенденции   к   повышению   уровня художественно   –   эстетического   образования   детей.   Целью   образования становится   воспитание   человека–творца,   богатого   духовными   интересами   и запросами,   способного   к   творческому   труду   в   любом   виде   деятельности. Художественное–эстетическое   воспитание   в   состоянии   решать,   насколько важны задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности. Детское творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору   его   детства   и   является   фундаментом   успешной   жизнедеятельности   в будущем. Поэтому необходимо создание оптимальных условий для организации детского   творчества   с  самого   раннего   возраста.1  Таким   образом,   обучение   в рамках программы «Основы декоративно­прикладного искусства» способствует развитию   личностных   качеств   детей.2  Атмосфера   неформального   общения, 1 Народное и декоративно­прикладное искусство в системе ценностей культуры. Н.М.Сокольникова.  М.Академия.2003 год 2 Модифицированная программа «Основы декоративно­прикладного искусства», Сергеева Л.П. 2010 год царящая   на   занятиях,   поощрение   личной   творческой   активности   влияет   на формирование и проявление у детей творческой инициативы, нестандартности, гибкости мышления. В   процессе   обучения   имеются   большие   возможности   для   эстетического развития личности. Такие возможности заключены в содержании программного материала по изобразительному искусству и технологии в школе, в организации процесса  получения   дополнительного  образовании, в  применяемых  формах  и методах.   Работа   над   понятиями   красоты,   гармонии,   меры   должна осуществляться на каждом занятии. Чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное, надо самому ребенку "побыть автором". Собственный творческий опыт   является   лучшим   ключом   к   постижению   прекрасного.   Таким   образом, уроки   и   занятия   по   декоративно­прикладному   искусству   –   это   путь   к творчеству,   который   формирования у детей основ художественно­эстетической культуры.   представляет   собой   уникальную   возможность   для Главным   помощником   в   деле   художественно­эстетического   воспитания личности ребенка на уроках становится народное искусство, которое помогает восстановить гармонию духовной жизни ребенка, позволяет приобщить детей к ценностной   народной   культуре,   к   нравственным   основам   народного миропонимания. воспитания   многогранной   личности,  Дополнительное   образование   детей   ­   необходимое   звено   её   ранней   ее   образования, профессиональной ориентации. Оно многообразно, разнонаправлено и создает юному человеку условия для полноценной жизни в пору детства ­ если ребенок живет  полной  жизнью,  у него будет больше  успехов  и  достижений  в зрелом возрасте.3 И   не   случайно,  моя   работа   посвящена   теме   художественно­эстетического воспитания  средствами  декоративно­прикладного   искусства.   Это   актуальный, значимый аспект в деле воспитания подрастающего поколения. 3 Бабушкины уроки. Рогозина Н.И. Архангельск. 2006 год Таким   образом,   проведение   настоящей   исследовательской   работы обусловлено возрастающим вниманием к традициям декоративно­прикладного искусства,   который   является   важным   фактором   эстетического   воспитания   в деле   становления   личности   ребенка.   К   тому   же,   система   эстетического воспитания несовершенна. Следовательно,   перечисленные   выше   проблемы   и   противоречия   в эстетическом воспитании являются предпосылкой исследования, определяя его актуальность. ЦЕЛЬ   ИССЛЕДОВАНИЯ:   Обобщить   опыт   работы   по   ознакомлению обучающихся   с   истоками   и   развитием   народного   и   декоративного   искусства России и местных умельцев, и   на   этой   основе   наметить   пути   художественно­эстетического   воспитания младших школьников средствами декоративно­прикладного искусства.  ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1.   Проанализировать   методическую   и   научно­популярную   литературу   по теме «Декоративно­прикладное искусство в жизни человека». 2.Выявить   уровень обучающихся объединения.   художественно­эстетической   воспитанности 3.   Провести   работу   по   повышению   уровня   художественно­эстетической воспитанности младших школьников и на этой основе доказать эффективность программы по основам декоративно­прикладного искусства. ОБЪЕКТ   исследования:   ознакомление   обучающихся   с   истоками   и   развитием народного и декоративного искусства России.  ПРЕДМЕТ исследования: творческая деятельность обучающихся объединения дополнительного образования. БАЗА исследования: объединение «Основы декоративно­прикладного  искусства» при МОУ «Седановская средняя общеобразовательная школа». МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ   ОСНОВОЙ   исследования   явились   труды известных   ученых   о   закономерностях   формирования   и   развития   ребенка   в процессе   труда,   познание   творчества.   В   качестве   теоретических   источников были использованы работы Салтыкова А.Б., Неменского Б.М., Лихачева Б.Т., в которых   большое   значение   имело   философское   обоснование   сущности художественно­эстетического воспитания. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ исследования. В процессе работы были использованы следующие методы: 1.Накопление   фактов:   изучение   литературы   и   документов,   беседа, наблюдение, анкетирование учащихся. 2.Педагогическое обследование обучающихся. Исследование шло в три этапа: 1).Проводился   теоретический   анализ   проблемы   на   основе   философской, педагогической,   психологической   литературы.   Изучалось   реальное   состояние художественно­эстетического   воспитания   детей   на   основе   документов, отражающих практическую деятельность. 2).На   основе   программы   «Основы   декоративно­прикладного   искусства» разрабатывалась   система   художественно­эстетического   воспитания   детей средствами декоративно­прикладного искусства. В   исследовании   выдвигается   следующая  гипотеза:   повысить   уровень художественно­эстетической   воспитанности   школьников   можно   средствами декоративно­прикладного искусства. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения,  списка литературы, приложения и творческой работы «Вышивка лентами». Глава I. Значение декоративно­прикладного искусства в жизни человека. §1.Особенности занятий декоративно­прикладным искусством Занятия   декоративно­прикладным   искусством   сочетает   в   себе   основы многих   наук,   имеющих   главное   значение   в   политехническом   развитии   детей. Декоративно­прикладное искусство позволяет одновременно с вооружением их техническими   знаниями,   развитием   у   них   трудовых   умений   и   навыков, психологической   и   практической   подготовкой   к   труду,   к   выбору   профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их   высокое   мастерство   и   искусство,   формировать   эстетический   вкус   и эстетический   идеал.   Таким   образом,   специфика   декоративно­прикладного искусства,   выражающаяся   в   единстве   формы   и   практического   назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно­ эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий   декоративно­прикладным   искусством,   определяет   органическое единство трудового и эстетического воспитания детей. Известный педагог В.Н. Шацкая   определяла   детское   творчество   как   метод   наиболее   совершенного овладения   определенным   видом   искусства   и   формирования   творческой личности.   Устойчивое   сохранение   у   детей   интереса   к   изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и   навыков   в   области   изобразительного   искусства,   содействует   расширению общего умственного кругозора. Многие   произведения   народных   мастеров   являют   собой   образцы подлинного   искусства,   в   которых   форма,   декор   и   содержание   находятся   в нерасторжимом   единстве.   Народ   веками   отбирал   в   природе   совершенные формы, радостные сочетания цветов, стилизовал их и создавал новые, удивляя и радуя   своей   изобретательностью   и   вкусом.   Блестящего   расцвета   достигло искусство   всех   народов   нашей  многонациональной   России.  Его  многообразие ярко   выражено   в   местных   национальных   художественных   традициях,   что удобнее всего проследить по росписям мастеров Хохломы, Городца, Жостова, Семенова, Дымкова, Гжели, по узорам вологодского кружева и русской набойки. Красоту форм и оптимистического мироощущения использую в работе с детьми в целях воспитания художественного вкуса, любви к родной природе, к народу и его искусству и, конечно, для развития технических и композиционных умений и навыков.   Дети   знакомятся   с   особенностями   декоративно­прикладного искусства,  у  них  формируются  творческие   умения   и  навыки  самостоятельно выполнять   разнообразные   декоративно­оформительские   работы.   Особое внимание   уделяется   раскрытию   учащимся   художественной   выразительности народного искусства. 4 Основной   целью   художественного   образования   считаю   развитие творческой   личности   ребёнка,   которое   способствует   психическому   и физическому оздоровлению. В процессе занятия прикладным творчеством дети постепенно   учатся   разговаривать   на   языке   художников,   воспринимать терминологию по изобразительному искусству. Данная программа составлена с учётом   интересов   детей   к   декоративно­прикладному   искусству,   его востребованности в современном мире, в быту и других ситуациях. Занятия по данной программе включают разнообразные игры (творческие, дидактические, импровизированные,   познавательные),   направленные   на   развитие   творчества, фантазии, воображения, логического мышления, художественно­эстетического вкуса   детей.   Игровая   обстановка   способствует   созданию   комфортной эмоциональной   обстановки   в   детском   творческом   объединении,   когда   дети входят   в   образы   художника,   мастера,   гончара,   скульптора   (появляются возможности   для   профессиональной   ориентации).   Новые   области   народного творчества   раскрывают   перед   детьми   разнообразные   выразительные возможности     орнаментальной   и  сюжетной   композиции.  Простые  и  красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить родную природу, ценить традиции 4 Дети и народное творчество. Шевчук Л.В. М.Просвещение. 2008 год родных   мест,   уважать   труд   взрослых.   В   содержание   программы   включены различные виды деятельности: ­Работа с бумагой и картоном (аппликация, бумагопластика); ­Художественная обработка ткани (аппликация, вышивка лентами); ­Роспись   по   мотивам   народных   промыслов   (городецкая,   хохломская, гжель); ­Лепка из глины и солёного теста (дымковская игрушка, барельеф, маска, гжельская керамика); ­Проект (праздник, компьютерная презентация). Каждый вид деятельности имеет свои выразительные особенности. Лепка способствует   развитию   наблюдательности,   воображению,   эстетического отношения к предметам и явлениям. Аппликация вырабатывает умение видеть и передавать красоту действительности  в композиции  творческой работы, учит чувствовать материал, фактуру, развивает умение правильно выбирать тот или иной   материал.   Вышивка   развивает   чувство   прекрасного,   формирует эстетический   вкус,   воспитывает   усидчивость,   терпение,   уважение   к   труду. Работы, выполненные на занятиях, часто имеют практическое применение: они украшают комнату ребёнка, могут быть подарком. Это радует не только детей, но и взрослых. §2.Приобщение к истокам народного творчества. Российское народное искусство является частью многогранной духовной жизни народа, характерной чертой которого являются процессы взаимовлияния и  взаимообогащения   искусства   различных   наций   и   народностей.  Приобщая   к народному искусству, можно развить не только духовно­ нравственную, но и творчески мыслящую личность. Народное искусство ­ богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии. С позиции искусствознания путь художественного воспитания детей с помощью народного искусства представляется верным по двум причинам:5 1).Этот путь позволяет воспитать у детей определённую культуру восприятия материального мира. Человек всегда жил среди вещей. Он создавал не только нужные,   полезные,   но   и   красивые,   выразительные   вещи.   Поэтому   и   сейчас человеку необходим красивый предметный мир. И для его создания каждому нужен   развитый   художественный   вкус.   Человек   обязательно   проявляет   здесь свои художественные наклонности в той мере, в какой обладает ими. Именно роль   народного   декоративно­прикладного   искусства   в   художественном воспитании просто неоценима. 2).Произведения прикладного искусства могут сыграть большую роль в развитии художественной культуры, в подготовке художественного вкуса к восприятию произведений   различных   жанров   искусства.   Народное   искусство   специфично синтезирует в себе выразительные средства скульптуры, архитектуры, графики и живописи,   поэтому   так   велико   его   значение   в   системе   эстетического   и художественного воспитания. Наибольший   воспитательный   эффект   дает   знакомство   обучающихся   с декоративно­прикладным   искусством   народных   художественных   промыслов. Изделия   народных   мастеров   отличаются   чувством   материала,   органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным   нравственно­эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда колоритом,     высокими (не   только   в   готовых   изделиях,   радующих   глаз,   но   и   в   самом   процессе,   в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с детьми. Задача педагога ­ направлять творческий процесс, ориентируя на изучение образцов народного декоративно­прикладного 5 Развитие художественной культуры учащихся в процессе приобщения к опыту народных мастеров. Ж.  «Изобразительное искусство в школе №2/2009 год, стр.75 искусства.   Принцип   ориентации   на   народное   искусство   заложен   в   основе содержания   занятий   с   детьми   различными   видами   декоративно­прикладного искусства.   Привлечение   народного   декоративного   искусства   как   активного средства   эстетического   воспитания   в   системе   дополнительного   образования имеет   свои   преимущества.   Изготовление   своими   руками   красивых   и   нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому   программа   «Основы   декоративно­прикладного   искусства»   ставит своими   основными   задачами:   сформировать   у   обучающихся   эстетическое отношение   к   труду,   научить   пользоваться   инструментами   и   оборудованием, ценить   красоту.   Эстетическое   воспитание   на   занятиях   основано   на   развитии интереса и творческих возможностей детей. Все учебные изделия выбирались с учетом   ряда   психологических   особенностей   обучаемых,   поскольку   только   в этом случае возникает интерес и появляется мотивация к дальнейшей учебно­ познавательной   деятельности.   Все   объекты   труда   подбираются   с   таким расчетом,   чтобы   они   были   максимально   познавательными   с   точки   зрения политехнического   обучения,   имели   эстетическую   привлекательность,   давали представление   о   традиционных   художественных   видах   обработки   материала. Кроме того, выбранные объекты труда открывают широкие возможности для развития творчества, которое может быть реализовано более полно в проектной деятельности, и, наконец, могут быть выполнены на занятиях. Декоративно­прикладное   искусство   является   предметом   национальной гордости, одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения   с   народным   искусством   происходит   обогащение   души   ребёнка, прививается   любовь   к   своему   краю.   Все   произведения   народного   искусства создавались   ручным   способом   от   начала   и   до   конца.   Тайны   мастерства хранились   и   передавались   и   совершенствовались   из   поколения   в   поколение. Искусство   народных   мастеров   помогает   раскрыть   детям   мир   прекрасного, развивает у них художественный вкус. Есть такие мастера­умельцы и у нас в посёлке: Сковпина З.Д., Лопатко В.А., Сысоева М., Баженова Н. Дети узнают о них, посещая Комнату народного творчества, побывав на выставках народного творчества,   которые   проходят   в   Центре   досуга,   из   рассказов   знакомых.   У многих родственники занимаются прикладным творчеством: вышивают, вяжут, ткут коврики, плетут корзины и сувениры, увлекаются резьбой по дереву, шьют кукол и наряды на них.  Полюбив то, что его окружает, ребёнок лучше понимает и ценит то, что присуще   народному   искусству,   в   зависимости   от   условий,   занятий   местных жителей   и   их   вкусов.   Это   соприкосновение   обогащает   ребёнка,   воспитывает гордость   за   свой   народ,   поддерживает   интерес   к   его   истории   и   культуре. Положительные   эмоции   влияют   на   развитие   творческих   и   интеллектуальных способностей, формируют эстетические чувства и художественный вкус6 Глава 2.Пути и способы развития творческих способностей обучающихся в декоративно­прикладном искусстве. §1.Использование приемов и методов дифференциации Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не   подавляя   авторитарно   ребенка,   его   волю,   воспитывать   самостоятельную личность,   учитывать   и   разумно   направлять   потребность   и   интересы   ребенка, стремиться понимать его внутренний мир.7  Учитывая пожелания детей и свой интерес   к   декоративно­прикладному   искусству,   я   решила   выбрать   этот   вид деятельности для своего объединения дополнительного образования. 6 Декоративно­прикладное творчество. Маркелова О.Н. Волгоград «Учитель», 2009 год 7 Создание ситуации успеха. Пожарская А.В. Волгоград.»Учитель», 2011 год Тщательно изучила материалы, касающиеся истории развития различных народных   промыслов;   уточнила   методы   и   приемы,   используемые   при художественной   обработке   различных   материалов.   Начала   с   организации развивающей   среды.   Изготовила   практический   материал:   разработала дидактические   пособия,   занятия,   таблицы   с   элементами   народных   росписей, создала условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, ткань и ленты), различный иллюстрированный материал, изделия и альбомы по декоративно­прикладному искусству.  Поставила перед собой задачи:  Вовлечение ребят в художественно­творческую деятельность;  Приобщение к эстетической культуре;  Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;  Развитие   художественно­творческих   способностей   у   детей,   привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;  Пробуждать фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи, вышивки;  Развитие мелкой моторики рук детей;  Обогащать словарный запас детей. Выбрала следующие направления в работе:  Расширенное   знакомство   детей   с   изделиями   народных   художественных промыслов.  Знакомство   с   символикой   русского   декоративного   искусства   и   её значением.  Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.                      В образовательной программе «Декоративно­прикладное искусство» промежуточная   диагностика   результатов   проводится   в   ходе   изучения   тем программы.   Итоговая   диагностика   –   в   конце   года.   Важным   показателем эффективности   реализации  программы   являются   выставки   творческих   работ, участие   в   конкурсах,   концертах,   фестивалях,   олимпиадах.   Для   определения возможностей   и   умений   ребёнка   при   наборе   в   объединение   проводилось первичное тестирование по выявлению исходного уровня владения навыками. Дальнейшее   отслеживание  результатов   обучения  проводится  по   контрольным занятиям в течение двух лет и итоговому занятию в конце обучения.  Использование приемов и методов дифференциации и индивидуализации на   различных   этапах   обучения   позволяет   педагогу   полнее   учитывать индивидуальные   возможности   и   личностные   особенности   ребенка,   достигать более  высоких   результатов   в  обучении   и  развитии   творческих   способностей. Применяются такие средства дифференциации: 1.Разработка заданий различной трудности и объема; 2.Разная мера помощи педагога при выполнении учебных заданий; 3.Индивидуальные и дифференцированные домашние задания. Практика   показывает,   что   на   каждом   этапе   занятия   возможно   и необходимо   использовать   приемы   и   методы   дифференциации   и индивидуализации. Основной   задачей   при   объяснении   материала   ­   является   актуализация полученных   ранее   знаний   обучающимися.   Форма   проверки   может   быть разнообразной. Например, ведется работа по ознакомлению с росписью изделий различных   мастеров,   с   художественными   особенностями   росписи:   на   этапе объяснения нового материала детям предлагается выбрать понравившееся ему изделие,   объяснить,   почему   он   выбрал   именно   его,   к   какому   промыслу   оно относится,   по   каким   признакам   он   это   определил.   Выполнить   это   задание ребёнок   может   самостоятельно   или   с   помощью   педагога,   но   при   этом   он получают разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, планов, памяток, но и успешно обучающиеся по данному предмету консультанты.  Использование коллективных и индивидуальных заданий при закреплении знаний,   умений   и   навыков   зависит   от   специфики   задач   занятия,   уровня подготовленности   и   интереса   к   обучению.   Большое   разнообразие   методов   и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого обучающегося. Задания можно классифицировать на три вида: ­  Тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной   конкретизацией.   Они   используются   с   целью   довести   до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки: упражнения по кистевой росписи, различные виды швов, способы обработки бумаги и ткани. ­ Частично­поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения и декорирования предметов. Для того, чтобы ребёнок действительно развивался в процессе занятий, нужно дать ему возможность самому придумывать, комбинировать, создавать, пробовать. ­ Творческие, где характерна новизна, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти   способ   изображения   заданного.   К   заданиям   творческого   характера относятся: роспись изделий по мотивам народных промыслов, вышивки лентами, сюжетные аппликации, изготовление сшивной куклы в праздничном народном костюме, лепка барельефов и народных игрушек из солёного теста и глины. §2.Коллективные и индивидуальные задания на занятиях декоративно­ прикладного искусства. В   содержание   декоративно­оформительских   работ   входит   выполнение узоров,   орнаментов,   эскизов   оформления   и   роспись   предметов   быта,   лепка, бумагопластика,   аппликация,   художественная   обработка   ткани,   вышивка лентами. Декоративные   рисунки   выполняются   на   основе   декоративной переработки,   обобщения   форм   изображаемых   с   натуры   объектов   ­   листьев, цветов, бабочек, жуков и составления из них узоров, орнаментов. В процессе выполнения   декоративных   рисунков   дети   начинают   понимать   тесную   связь практического   назначения   предмета   и   его   формы,   материала,   элементов украшения,   учатся   отличать   удачное,   выразительное   решение   декоративного украшения вещи. Тренировочные задания. В качестве наиболее подходящей формы словесного творчества подходит комплексное сочинение сказки, истории и является той ситуацией, при которой снимаются   барьеры   для   творчества.   Каждый   ребенок   чувствует   себя   его соучастником:   сочиненный   продукт   ­   это   его   продукт,   а   это   многократно увеличивает активность детей. Например: 1)   Детям   предлагается   по   данному   сюжету   создать   свою   композицию, аппликацию, вышивку. 2)  При закреплении изученных росписей предлагается по стилю узнать узор, к какому виду росписи относится:8 Простые по форме, а радуют взор. Богат и наряден чудесный узор. По золотому фону затейливой змейкой Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей­ка. А где­то кудрины по черному полю Мерцают, как звезды, в небесном раздолье.  (Хохломская роспись). Частично­поисковые задания. Наблюдательность,   анализ   и   синтез   материала   формируется   при 8 Весёлое слово «хохлома». Яхнин Р. М.Просвещение, 2006 год выполнении заданий на установление сходства и различия, на выявление какой­ либо закономерности, правила. Например: Проводится игра: «В гостях у народных мастеров». 1)  Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда; по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички. Игра: «Подбери пару». 2)  На доске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов линиями   в   зависимости   от   уровня   наблюдательности,   уровня   аналитико­ синтетической   деятельности   детей   на   рисунках   чашек   и   блюдец   можно варьировать цвет, рисунки, размеры. Творческие задания. Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу; закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях. 1)   Предлагаются   карточки   с   образцами   узоров,   где   предварительно допускается ошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи. 2) При закреплении определенного вида росписи предлагается сочинить свой узор, относящийся к какой­либо из росписей с определенным условием. Например:   нарисовать   двух   различных   птиц,   которые   между   собой   чем­то похожи.   Сходства   дети   могут   выявить   по   форме   и   узорам:   хохломская, гжельская, городецкая росписи. В процессе выполнения декоративных рисунков для росписи изделий по мотивам   народных   промыслов   обучащиеся   начинают   понимать   тесную   связь практического   назначения   предмета   и   его   формы,   материала,   элементов украшения,   учатся   отличать   удачное,   выразительное   решение   декоративного украшения вещи от неудачного.9 При обучении детей декоративному рисованию осуществляются следующие задачи в области их художественного восприятия: ­Воспитание у детей интереса к предметам искусства в быту. ­Передача простыми приемами мотивов растительного узора. ­Обучение   детей   композиционному   рассмотрению   узора   на   бумаге   разного формата. ­Воспитание у детей вкуса при подборе цвета в узоре в зависимости от фона. ­Формирование умений росписи изделия по собственному эскизу. Все эти задачи в той или иной мере осуществляются на каждом занятии по декоративному рисованию. Заключение Практика   показывает,   что   на   каждом   занятии   возможно   и   необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации, задания различной   трудности   и   объема.   Это   позволит   педагогу   полнее   учитывать индивидуальные возможности и личные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников. Работа по декоративному рисованию достигнет нужной цели только при условии   связи   с   работой   по   развитию   художественного   вкуса   детей,   их наблюдательности,   умения   видеть   в   окружающей   жизни   красивые   вещи, нарядные   узоры,   украшения   зданий,   сочетание   цветов   как   в   предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к таким предметам, как расписная посуда, ткани, ковры, народные вышивки и пр. В каждой местности есть свои особенности, своя неповторимая красота 9 Методика преподавания изобразительного искусства. Кузин В.С. М.Просвещение 2010 год природы, свои художественные  промыслы. Ознакомление детей с богатством родного   края   в   соединении   обучения   орнаментальному   рисунку   поможет воспитать чувство красоты и любви к народным художественным ремеслам и родной природе.10 Выводы: Декоративно­прикладное   искусство  ­   это   не   что­то   запредельное   ­   это абсолютно реально! Попробуйте! Мы учимся смело воплощать свои творческие замыслы   в   виде  декоративных  тарелочек   из   папье­маше,   расписанных   по мотивам гжельской и хохломской росписи, декоративных композиций из ткани и бумаги на самые различные темы, цветочных букетов из лент – и всё это делаем своими руками! Всё что нам для этого нужно – это бумага, ткань, ленты, нитки, краски   и   капелька   вдохновения.   Буквально   через   несколько   месяцев   дети осваивают   основные   приёмы   создания   привлекательных,   и   при   этом,   совсем незамысловатых   предметов   интерьера   или   игрушек,   которые   могут   стать прекрасным подарком друзьям или знакомым. Несмотря на то, что огромную роль здесь играет чувство вкуса, я убеждена, что постигая основы декоративно­ прикладного   искусства,   дети   смогут   развить   в   себе   чувство   прекрасного, научиться   видеть   обычные   предметы   с   необычных   сторон,   преобразовывать бытовые вещицы в произведения искусства! К тому же, поделки своими руками ­ это очень полезно (например, для развития   мелкой   моторики   детей),   а   также   удобно,   если   невозможно   найти подходящий   подарок   своим   друзьям.   Гораздо   интереснее   сделать  поделки своими руками! Поэтапная   результативность   усвоения   программы   отслеживается   на итоговом занятии по прохождению темы (практическая работа). По тому, каким образом   обучающиеся     самостоятельно,   без   помощи   педагога,   добиваются решения поставленной перед ними задачи, делается вывод об эффективности 10 Вишневская Н.В.. Русские художественные промыслы. ­ М.Просвещение, 2008 год применяемых   приёмов   и   методов   обучения   на   данном   этапе,   доступности материала, возросшему уровню творческого мышления. Общая   результативность   проявляется   в   следующем:   у   обучающихся возникает   устойчивый   интерес   к   занятиям   декоративно­прикладным искусством,   к   росписи   изделий   народных   промыслов,   вырабатывается избирательный художественно­эстетический вкус, развиваются воображение и фантазия, приобретаются навыки здорового образа жизни. Если человек только слышит, он может усомниться, если он только видит, он ещё может сомневаться, но если человек сделал что­то своими руками, он больше не сомневается. Слова на стене Белстсвила – США 1.Народное и декоративно­прикладное искусство в системе ценностей культуры. Библиография Н.М.Сокольникова. М.Академия.2003 год 2.Бабушкины уроки. Рогозина Н.И. Архангельск. 2006 год 3. Модифицированная программа «Основы декоративно­прикладного  искусства», Сергеева Л.П. 2010 год 4.Дети и народное творчество. Шевчук Л.В. М.Просвещение. 2008 год 5.Развитие художественной культуры учащихся в процессе приобщения к опыту  народных мастеров. Ж. «Изобразительное искусство в школе №2/2009 год,  стр.75 6.Декоративно­прикладное творчество. Маркелова О.Н. Волгоград «Учитель»,  2009 год 7.Создание ситуации успеха. Пожарская А.В. Волгоград.»Учитель», 2011 год 8.Весёлое слово «хохлома». Яхнин Р. М.Просвещение, 2006 год 9.Методика преподавания изобразительного искусства. Кузин В.С.  М.Просвещение 2010 год 10.Вишневская Н.В.. Русские художественные промыслы. ­ М.Просвещение,  2008 год

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа "Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017