Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Соликамский социально - педагогический колледж
имени А.П. Раменского»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПМ.01Преподавание по программам начального общего образования
ПМ. 04 Методическое обеспечение образовательного процесса
Тема: |
«Воспитание патриотических чувств у младших школьников посредством рассматривания памятников архитектуры и скульптуры на уроках изобразительного искусства» |
||
|
|||
|
|||
Выполнила: |
Онучина Юлия Александровна |
Ш - 46 |
|
|
(фамилия имя отчество) |
(группа) |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
44.02.02 Преподавание в начальных классах |
||
|
(наименование специальности) |
||
Руководитель: |
Якушева Галина Ивановна, преподаватель колледжа |
|
(Фамилия имя отчество, должность) |
Защита состоялась «___»____________2024 г.
Оценка ____ (________________)
Соликамск, 2024
Содержание
Введение……………………………………………………..………………..
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания патриотических чувств у младших школьников на уроках изобразительного искусства посредством памятников архитектуры и скульптуры……………………………………………………………………..
1.1. Особенности воспитания патриотических чувств у младших школьников на уроках изобразительного искусства…………………………
1.2. Архитектура и скульптура как виды изобразительного искусства, их место в программах по изобразительному искусству начальных классов…………………………………………………………………………..
1.3. Педагогические условия воспитания патриотических чувству младших школьников на уроках изобразительного искусства посредством памятников архитектуры и скульптуры……………………………………….
Вывод по первой главе…………………………………………………………
Глава 2. Опытно-исследовательская работа изучения проблемы рассматривания памятников архитектуры и скульптуры в воспитании патриотических чувств у младших школьников на уроках изобразительного искусства……………………………………
2.1 Выявление начального уровня воспитания патриотических чувств у детей второго класса школы МАОУ «Гимназия «Солнечная радуга» города Соликамск (констатирующий этап)......................................................
2.2 Опыт рассматривания памятников архитектуры и скульптуры по воспитанию патриотических чувств у младших школьников на уроках изобразительного искусства……………………………………………………
2.3.Анализ результатов работы на контрольном этапе исследования……….
Вывод по второй главе………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………….……………..
Введение.
Актуальность темы:
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.
Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан. Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины. Это заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.
. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. ]
Педагоги и психологи работают по данной проблеме, потому что это актуально во все века. Общество нуждается в образованных, высоконравственных сформированных личностях с ценностными установками нормами морали. Под ценностными отношениями авторский коллектив под руководством П.И. Пидкасистого понимает «ценностные отношения и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностные для жизни». Патриотизм они рассматривают как «отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к её людям, с которыми он проживал события жизни, говорил на одном языке, с которыми его объединяет нечто общее в общем, их отношении к жизни». [Педагогика. /Под. ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. С. 427-428]
Патриотизм, как базовая национальная ценность, раскрывается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России через систему нравственных ценностей – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству. [Данилюк А. Я. Д Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138- 2]
1. Одним из принципов государственной политики в области образования является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Согласно ст. 7 Закона РФ «Об образовании» ФГОС должны обеспечить «преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования» [«Закон Российской Федерации об образовании» Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. – М., 2013. – 79 с.]
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предоставляет ясное и конкретное руководство относительно воспитания патриотических чувств у младших школьников. В соответствии с ФГОС НОО, воспитание патриотизма является одной из ключевых задач образования в начальной школе, направленной на формирование гражданственности и патриотизма. [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2022 г. ГАРАНТ: О применении ФГОС НОО см. письма Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. N АЗ-113/03 и от 8 августа 2022 г. N ТВ-1517/03 См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах]
Патриотизм является важным элементом в образовании молодого поколения и описывается как один из личностных результатов, которые должны быть сформированы у выпускников на разных ступенях образования. В "портрете выпускника" начальной школы, основного общего и среднего (общего) полного образования отражены различные характеристики патриотизма. Для выпускника начальной школы важно, чтобы он был "любящим свой народ, свой край и свою Родину". Это означает формирование уважения к родной стране, культуре и народу. На ступени основного общего образования патриотизм проявляется через "любовь к своему краю и своей Родине, знание русского и родного языка". Здесь акцент делается на гордости за родной край, понимании важности своего родного языка и культуры. Для выпускника среднего (общего) полного образования патриотизм заключается в том, чтобы любить "свой край и свою Родину, уважать свой народ, осознавать свою причастность к судьбе Отечества". Это включает в себя уважение к собственной нации, гордость за страну и осознание своей исторической идентичности.
Таким образом, формирование патриотизма в учащихся является важной задачей образования, направленной на развитие гражданской и национальной идентичности, уважения к культуре и истории своего народа.
В примерных программах приведено общее определение патриотизма как «чувства и сформировавшейся гражданской позиции верности своей стране и солидарности с её народом, гордости за своё Отечество, город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался, готовности к служению Отечеству». [Патриотизм / Н. К. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.]
Понятие патриотизма действительно часто трактуется, как «любовью к родной стране, активным участием в ее истории, культуре, природе, а также сознательным отношением к современным вызовам и проблемам общества». Патриотизм, таким образом, отражает нравственные убеждения и эмоциональную привязанность к своей Родине. Идея воспитания патриотизма и гражданственности важна для государства. Таким образом, патриотизм как нравственная категория идеологически поддерживается государством с целью укрепления национальной идентичности, уважения к культурным ценностям и активного участия граждан в жизни общества.
В настоящее время становится очевидным, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из наиболее актуальных. Своевременность данного направления деятельности педагогов подтверждают созданные за последнее время нормативные документы.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». 34 Проект направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта развиваются воспитательная работа в образовательных организациях общего и профессионального образования и проводятся мероприятия патриотической направленности.
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О Национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года». В документе тема воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций определена в качестве национального приоритета в развитии государства.
Чувство патриотизма, изначально связанное с привязанностью к родным местам и укладу жизни, было характерно для древности и сохраняется по сей день. С течением времени содержание понятия "патриотизм" в России эволюционировало под влиянием различных эпох, каждая из которых оставила свой след.
Важной трудностью в современном воспитании патриотизма является необходимость постоянного пересмотра и переосмысления его смысла в соответствии с современными реалиями. В школе целенаправленная воспитательная работа должна формировать у детей элементы гражданственности и идеологического компаса с самого раннего возраста. Это важно для построения их мировоззрения и понимания понятия "Родина" уже с младшего школьного возраста.
В связи с этим, использование уроков изобразительного искусства как площадки для формирования патриотизма у младших школьников является отличным решением. На уроках ИЗО, дети могут изучать и рисовать изображения символов своей страны, знаков независимости, патриотических пейзажей и сцен из истории родной страны.
Такие уроки позволят детям визуализировать и увидеть связь между своей личной жизнью и общественными ценностями, развивать чувство принадлежности к своей стране и гордость за ее достижения. Кроме того, благодаря урокам ИЗО, дети смогут выразить свою любовь к родине через творчество, что поможет им лучше понять и ценить историю и культуру своей страны.
Выбор темы "Воспитание патриотических чувств у младших школьников через рассмотрение памятников архитектуры и скульптуры на уроках изобразительного искусства" для диплома обусловлен несколькими важными аспектами. Во-первых, изучение и анализ памятников архитектуры и скульптуры позволяет детям погружаться в культурное наследие своей страны, узнавать о ее истории, традициях и ценностях. Это способствует формированию у них патриотических чувств, любви к своей Родине и гордости за нее. Во-вторых, изучение памятников искусства на уроках изобразительного искусства развивает эстетическое восприятие учащихся, способствует формированию их художественного вкуса и культуры. Это важно для их развития как личности и формирования гармоничного мировоззрения. Кроме того, знакомство с памятниками архитектуры и скульптуры на уроках изобразительного искусства помогает учащимся лучше понимать и ценить произведения искусства, развивает их творческие способности и вдохновляет на собственные художественные эксперименты.
Таким образом, выбор темы о воспитании патриотических чувств у младших школьников через рассмотрение памятников архитектуры и скульптуры на уроках изобразительного искусства для диплома является актуальным и значимым для развития личности учащихся, их патриотического воспитания и формирования художественной культуры.
Проблема исследования: каким образом рассматривание памятников архитектуры и скульптуры на уроках изобразительного искусства влияют на воспитание патриотических чувств у младших школьников.
Объект исследования: процесс воспитания патриотических чувств у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования: памятники архитектуры и скульптуры в воспитании патриотических чувству младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Цель выпускной квалификационной работы – теоретическое обоснование и практическое подтверждение роли памятников архитектуры и скульптуры в воспитании патриотических чувств у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза – мы предполагаем, что рассматривание памятников архитектуры и скульптуры на уроках изобразительного искусства окажет влияние на воспитание патриотических чувству детей младшего школьного возраста, если для этого создать следующие условия:
- Проводить беседы о памятниках архитектуры и скульптуры, используя разные приемы;
- …….;
- ……..;включим условия тогда, когда напишешь теорию. Одно условие я сформулировала, без этого никак нельзя!
Задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике педагогики с целью выявления малоизученных аспектов.
2. Изучить особенности воспитания патриотических чувству младших школьников на уроках изобразительного искусства.
3. Определить содержание рассматриваемых памятников архитектуры и скульптуры в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» (автор Б.М. Неменский).
4. Выявить педагогические условия, оказавших влияние на воспитание патриотических чувств у младших школьников посредством памятников архитектуры и скульптуры на уроках изобразительного искусства.
5. Провести опытно-исследовательскую работу по влиянию рассматривания памятников архитектуры и скульптуры на воспитание патриотических чувств младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Методы исследования:
ü анализ литературы по теме исследования;
ü анализ продуктов деятельности детей;
ü диагностические материалы по воспитанию патриотических чувств младших школьников;
ü синтез: оформление выводов, результатов исследования;
ü наблюдение за детьми в процессе выполнения практической работы.
Теоретическая значимость: в работе были изучены Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, а также теоретический и практический материал об архитектуре и скульптуре.
Практическая значимость: была проведена опытно-исследовательская работа по воспитанию патриотических чувств у младших школьников, материалы работы могут быть использованы учителями начальных классов по проблеме воспитания патриотических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства. Кроме этого практические наработки по теме исследования могут быть использованы студентами педагогических факультетов и преподавателями колледжа.
База исследования: МАОУ «Гимназия «Солнечная радуга» г. Соликамск.
Структура ВКР: работа состоит из введения, основной части, включающей теоретические и практические вопросы, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания патриотических чувств у младших школьников на уроках изобразительного искусства посредством памятников архитектуры и скульптуры
1.1. Особенности воспитания патриотических чувств у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
В толковых словарях, термин «патриот» (от греческого «земляк, соотечественник») обозначает человека любящего свою отчизну, преданного своему народу, действующего в интересах Родины [Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов ; РАН, Ин-т лингвист. исслед. – Санкт-Петербург : Норинт, 1998. – 1535 с. – ISBN 5-7711-0015-3.]
Рассмотрим понятие «патриотизм» и дадим ему характеристику.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – «патриотизм» — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. [Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. – 24 с] .
В толковых словарях также есть определения патриотизма. Например, «Толковый словарь» В.И. Даля трактует патриотизм как «любовь к Отчизне» . В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова патриотизм определяется как «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». «Толковый словарь» под редакцией Л.Я. Дятченко определяет это понятие как «чувство привязанности к стране рождения или проживания, выражающееся в готовности созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы».
Интерес представляют определения сущности и содержания патриотизма, данные авторами диссертационных исследований, посвященных патриотической проблематике. Так, Ю.Н. Трифонов рассматривает патриотизм как «исторически сложившуюся и развивающуюся категорию социальной философии, отражающую положительное отношение людей к своему Отечеству, выраженное в чувствах и идеях любви к нему, проявляющееся в деятельности на его блага, в реализации которого участвуют государственные и общественные организации».
Р.Я. Мирский определяет патриотизм как «основанное на естественной связи людей со своей Родиной деятельное отношение к Отечеству».
А.А. Крупник считает, что сущностью патриотизма является «основывающееся на сознании и чувствах патриотического долга деятельное отношение субъекта к объекту патриотизма, вызывающее целенаправленное и желаемое изменение в объекте».
Современное понимание патриотизма имеет еще одну особенность, которую очень точно подметил И. Аксаков. «Время и обстоятельства требуют от нас патриотизма иного качества, нежели в прежние годины народных бедствий», что «надо уметь стоять за Россию не только головами (как на войне), но и головою», то есть пониманием происходящего, «не одним оружием вещественным, но и оружием духовным; не против одних видимых врагов, в образе солдат неприятельской армии, но и против невидимых и неосязаемых недругов... Для патриотизма важны не только воинские подвиги, но подвиги духа». [ Беседа "ПОНЯТИЕ "ПАТРИОТИЗМ" И "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ" В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ" Щёкотов Владимир Викторович. ]
Патриотизм - это сложное и многогранное понятие, которое играет важную роль в формировании личности и гражданской идентичности. В данных определениях, главным образом, отражается различные отношения личности к Родине. Они имеют более широкий смысл, и включают в себя определенную сферу мотивации индивида, его патриотическое сознание и поведение. Следовательно, патриотизм следует считать как качество нравственности человека, которое выражается в его любви и преданности к своей Родине. В стремлении в любых условиях сберечь ее честь и достоинство.
Особая роль в патриотическом воспитании всегда принадлежала школе. Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснения каждому его личных интересов» .
К.Д.Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он отмечал огромное влияние труда на формирование личности: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Ученые, педагоги и писатели акцентируют внимание на важности воспитания патриотизма и гражданской идентичности у детей с раннего возраста. Они отмечают, что патриотическое воспитание способствует формированию у детей уважения к своей стране, культуре, истории, а также развитию гражданских ценностей и ответственности. Гражданская идентичность, в свою очередь, помогает детям понимать свою принадлежность к определенному обществу, формирует у них чувство принадлежности и ответственности за свое окружение.
Важно отметить, что гражданская идентичность формируется под влиянием различных факторов, включая семью, образовательные учреждения, среду обитания и социокультурные особенности. Ученые и педагоги рекомендуют использовать разнообразные методики и подходы к воспитанию патриотизма и гражданской идентичности у детей, включая изобразительное искусство как один из инструментов формирования этих ценностей.
Патриотическое воспитание школьников - непрерывный процесс на протяжении всех лет обучения, который требует активного участия тех, на кого этот процесс направлен, а также демократичности и бережности тех, кто его осуществляет.
Основные задачи патриотического воспитания школьников младших классов представляют собой:
1. Формирование и закрепление у школьников системы знаний о своем родном крае, который можно представить в виде схемы: природоведческие и географические данные, сведения о жизни своего народа, социальные сведения, отдельные исторические сведения.
2. Развитие у младших школьников заинтересованности к окружающему миру, эмоционального участия на события общественной жизни. В данном контексте предполагается активизация эмоциональной сферы личности, развитие таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
3. Подключение учащихся в практическую деятельность с применением полученных знаний. Предполагается развитие у школьников младших классов конкретных навыков и умений: умение отобразить имеющиеся знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принимать участие в общественно направленном труде, умение с осторожностью относится к природе, результатам труда других, умение выражать знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Патриотическое воспитание через искусство представляет собой сложный и дифференцированный процесс, учитывающий возрастные особенности учащихся. Оно осуществляется как в рамках учебного процесса, так и во внеурочное время. Разговаривая с ребенком о том, что для него значит Родина, можно услышать ответ, что Родина начинается с пейзажа. Русский народ издревле отличался особым уважением к своей природе, родине и краю. Приобщение школьников к творчеству изобразительного и декоративно-прикладного искусства способствует пробуждению и развитию у них мировоззренческих, эстетических, нравственных и патриотических чувств и убеждений. Это позволяет детям правильно воспринимать и осмысливать свое отношение к окружающему миру, культурному наследию и истории своей страны.
Художественное воспитание рассматривается как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, способствующий формированию художественных чувств, вкуса, любви к искусству и способности к его пониманию. Искусство активно помогает воспитывать в школьниках доброту, жизнерадостность, любовь к Родине, сплоченность народов и пробуждать патриотизм к своей стране. Особую роль в патриотическом воспитании школьников играет изобразительное и декоративно-прикладное творчество, что подчеркивает целесообразность изучения и использования произведений народного творчества в современной школе. Народное искусство обладает большим творческим потенциалом и педагогическим значением, способствуя эффективному патриотическому воспитанию школьников.
Процесс патриотического воспитания юного художника неотделим от эстетическо-нравственного воспитания и формирования его мировоззрения, определяющего его дальнейшую жизнь. Воспитание патриотизма на уроках изобразительного искусства способствует развитию целостного взгляда творческой личности на мир и окружающую действительность. Этот процесс имеет важное значение для судьбы текущего и будущих поколений, поскольку молодежь должна быть не только знатоком, но и зрелым духовно и интеллектуально развитым человеком.
Основная цель изобразительного искусства в патриотическом воспитании – это формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и воспитание готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества.
Задачи патриотического воспитания на уроках изобразительного искусства таковы:
· формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
· сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
· воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов;
· воспитание любьви к родному краю, Родине, её истории, культуре, традициям;
· способствование изучению истории своей семьи, школы, района, культуры народов мира, своей страны;
· развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, культуру;
· формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
[СТАТЬЯ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. – Анна Коркина https://www.institute-of-education.com/methodlib/2021/211948 ]
По словам В.И. Сухомлинского «ребенок должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями». Его слова актуальны и в наши дни. Деятельность педагогов направлена на формирование устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию нравственности и патриотизма. Для качественных уроков изобразительного искусства необходимо учитывать особенности проведения.
Особенности патриотического воспитания на уроках изобразительного искусства:
· Знакомство с творчеством известных русских художников. На
таких уроках дети учатся анализировать произведения искусства, проводя аналогии с окружающим миром.
· Рассказ о памятниках архитектуры и природных достопримечательностях родного края. Это можно сделать в
процессе проведения выездных экскурсий или демонстрации презентации, видеофильма.
· Изучение традиций, обычаев, культуры разных народов. Это
позволяет развивать любовь к Родине, своему народу и культуре.
· Выполнение заданий на тематические сюжеты. Например,
«Великая Отечественная война», «День космонавтики», «День Матери», «Масленица», «День Победы».
· Знакомство с декоративно-прикладным народным искусством.
На таких уроках дети учатся различать стили известных видов декоративной живописи, понимать характерные особенности изделий различных народных промыслов. Изучение национальных художественных традиций: учителя могут знакомить учеников с национальными художественными шедеврами, фольклором, народными ремеслами. Это помогает формировать уважение к национальной культуре и истории.
· Творческие проекты с патриотической тематикой: рисование и
лепка объектов культурного наследия, пейзажей родного края, героев национальной истории, праздничных сцен.
· Анализ художественных образов с патриотическим подтекстом:
обсуждение произведений искусства, нацеленных на воспитание гордости за свою страну, ее культуру, традиции.
· Интерактивные мероприятия: проведение тематических
конкурсов, фестивалей, выставок детского творчества, на которых учащиеся могут продемонстрировать свои работы с патриотическим содержанием.
· Работа с символикой: знакомство с государственными символами,
флагами, гербами, патриотическими песнями и стихами, создание собственных символов, связанных с любимой страной.
· Обсуждение актуальных событий: анализ и обсуждение с детьми
современных событий, происходящих в их стране, формулирование своего отношения к ним через художественное творчество.
[«Нравственно-патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства» Автор: Попов Роман Борисович Дата: 30.05.2023 https://kopilkaurokov.ru/iskusstvo/prochee/nravstvenno_patrioticheskoe_vospitanie_na_urokakh_izobrazitelnogo_iskusstva ]
Важно, чтобы воспитание патриотических чувств на уроках изобразительного искусства было осуществлено в творческой и понятной форме, не навязывая ученикам определенных убеждений, но стимулируя любознательность, уважение к истории и культуре своей страны.
При воспитании патриотизма у младших школьников через предмет изобразительное искусство могут возникнуть следующие особенности и трудности:
· Понимание национальных традиций: у детей может быть
ограниченное представление о культуре и истории своей страны, что потребует дополнительного объяснения и демонстрации для формирования полного и точного представления о традициях.
· Эмоциональная загруженность: работа с историческими
событиями или национальными символами может вызвать у детей разные эмоции, включая удивление, сопротивление или даже непонимание. Педагогам нужно уметь обрабатывать эти эмоции и помогать детям разобраться в них.
· Техническая сложность: использование различных
художественных материалов и техник может потребовать дополнительной помощи и объяснений со стороны учителя, поскольку младшие школьники могут столкнуться с трудностями в их использовании.
· Индивидуальные интересы: ученики могут иметь разные
предпочтения в отношении изобразительного искусства, поэтому важно предложить разнообразные темы и подходы, учитывающие индивидуальные интересы каждого ученика.
· Эстетический вкус: восприятие и оценка художественных
произведений могут различаться у разных детей, что потребует терпимости и понимания со стороны педагога.
В целом, воспитание патриотизма через изобразительное искусство требует внимания к индивидуальным потребностям и особенностям каждого ученика, понимания их эмоциональных реакций и готовности к творческому процессу.
Изобразительное искусство может стать мощным инструментом для формирования у младших школьников патриотических чувств и уважения к своей стране.
Из перечисленных особенностей воспитания патриотизма у младших школьников через предмет изобразительное искусство следует, что этот процесс требует тщательного педагогического подхода. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечивать адекватную поддержку в освоении технических аспектов художественного творчества, и грамотно взаимодействовать с эмоциональными реакциями учеников. Педагоги должны проявлять гибкость и терпимость в отношении вкусовых предпочтений и оценок художественных работ, способствуя формированию у учащихся патриотических чувств через творческий процесс. Четкое понимание этих особенностей поможет создать благоприятные условия для успешной реализации воспитательных задач, связанных с развитием патриотизма у младших школьников через изобразительное искусство.
1.2. Архитектура и скульптура как виды изобразительного искусства, их место в программах по изобразительному искусству начальных классов
Архитектура и скульптура - это два основных вида изобразительного искусства, которые имеют свои уникальные особенности и выражение.
Архитектура и скульптура - это два из самых древних видов искусства, которые имеют богатую историю и развитие на протяжении многих тысячелетий.
История архитектуры начинается с появления первобытных жилищ, созданных из природных материалов, таких как дерево, камень, кости и шкуры животных. С развитием цивилизаций архитектура стала символом мощи и культуры народов, выражая их религиозные, социальные и культурные ценности. От древних храмов и пирамид до современных небоскребов и сооружений, архитектура отражает эволюцию технологий, стилей и вкусов.
Скульптура, в свою очередь, начала свое развитие с древних времен как искусство создания трехмерных изображений. Первые скульптуры были выполнены из камня, дерева, глины и металла и изображали божества, героев, животных и людей. Скульптура играла важную роль в религиозных и обрядовых практиках, а также служила для украшения зданий и памятников.
Искусство архитектуры и скульптуры тесно связано с историей и культурой различных народов и эпох. Оно отражает эстетические предпочтения, технологические достижения и духовные устремления людей. Со временем архитектура и скульптура стали неотъемлемой частью нашего мира, олицетворяя красоту, силу и глубину человеческого творчества и вдохновляя нас своим великолепием и значимостью.
Рассмотрим определение архитектуры и скульптуры в частности.
Архитекту́ра, — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека. [А. В. Иконников. Архитектура // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская Энциклопедия, 1970. — Т. 2. Ангола — Барзас. — С. 296—302.] Архитектура связана с созданием пространств, которые люди занимают и используют для различных целей, будь то жилища, общественные здания, храмы или памятники. Архитектура объединяет в себе элементы дизайна, инженерии, искусства и функциональности, стремясь создать гармоничные и удобные пространства.
Объект архитектурного творчества: Здания, архитектурные ансамбли (группа зданий выполненные в едином стиле), сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т.д.).
Основные виды архитектурной деятельности:
1. Градостроительство – раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические проблемы.
2. Зодчество – основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.
3. Ландшафтная архитектура – раздел архитектуры, посвящѐнный организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность.
4. Дизайн интерьеров – раздел архитектуры, связанный с оформлением интерьера зданий, то есть непосредственно среды обитания человека.
Как вид изобразительного искусства архитектура представляет собой художественное проектирование разнообразных сооружений. Она основывается на трех основах: прочность, польза и красота.
Основные архитектурные области:
· Объёмное проектирование – любое масштабное создание зданий и сооружений;
· Градостроительство - строительство и планировка зданий городского предназначения;
· Зеленая архитектура - основная цель ее заключается в минимализации расхода энергетических ресурсов в процессе применения сооружений;
· Ландшафт – оформление садов, парков и другой растительной среды;
· Дизайн интерьера – оформление домов, квартир и павильонов изнутри.
Как вид изобразительного искусства, архитектура объединяет в себе элементы эстетики, функциональности, технической грамотности и культурного контекста. Архитектура отражает исторические, социокультурные и технологические аспекты общества, являясь своеобразным отражением его духовных и материальных ценностей.
Художественное воплощение архитектурных форм и композиций позволяет архитекторам и дизайнерам выразить свое видение и концепцию, создавая уникальные и проникновенные пространства.
Архитектура воплощает в себе красоту, гармонию, функциональность и инновации, отражая современные тенденции и стили, а также сохраняя традиционные архитектурные ценности. Как вид изобразительного искусства, архитектура взаимодействует с окружающей средой, создавая уникальные архитектурные ансамбли, городские пейзажи и пространства, которые оказывают влияние на наше восприятие и эмоциональное состояние.
Архитектура - это не просто здания и сооружения, это искусство, которое вдохновляет, восхищает и объединяет людей вокруг себя, создавая уникальные и неповторимые образы и миры.
Скульпту́ра (лат. sculpture, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы. [Шмидт И.М. Беседы о скульптуре. М., Искусство, 1963 Елатомцева И.М. Станковая скульптура. Минск, «Вышэйшая школа», 1975 История зарубежного искусства. М., Изобразительное искусство, 1984 Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., Изобразительное искусство, 1985 История мирового искусства. БММ АО, М., 1998] Она может быть выполнена из различных материалов, таких как камень, металл, дерево, глина или пластик. Скульптура может представлять различные формы, от абстрактных до реалистичных, и обладает способностью передавать эмоции, идеи и символику через физическую форму.
Виды скульптуры:
· Круглая скульптура (статуя, скульптурная группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон и окружённая свободным пространством.
· Рельеф, где фигура представляется отчасти погружённой в плоский фон и выступающей из него.
В зависимости от предназначения скульптура делится на:
1. Монументальная скульптура (памятники, монументы), связанная с архитектурной средой.
2. Монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов.
3. Станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.
В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа).
Скульптура, как искусство, имеет свои особенности и возможности для творчества, вдохновляя зрителей и вызывая у них эстетическое восхищение и восприятие. Она является важным элементом культурного наследия и истории и продолжает вдохновлять и волновать людей своей красотой и глубиной выражения.
Оба вида искусства играют важную роль в культуре и истории человечества, они являются способом выражения и интерпретации мира, делая его более красивым, функциональным и значимым для нас.
Архитектура и скульптура - это важные виды изобразительного искусства, которые могут быть включены в программы по изобразительному искусству для начальных классов. Эти предметы не только расширяют понимание детей о различных формах искусства, но и способствуют развитию их воображения, творческих способностей и культурного разнообразия.
При изучении архитектуры, дети могут узнавать о различных архитектурных стилях и элементах зданий, исследовать и создавать модели зданий из различных материалов. Что касается скульптуры, то дети могут изучать различные техники и материалы, используемые в создании скульптур, а также создавать свои собственные произведения.
Включение архитектуры и скульптуры в учебные программы помогает расширить кругозор учащихся и способствует развитию их творческих навыков, что важно для всестороннего развития личности.
В начальной школе дети могут изучать основные принципы архитектуры через рисование и создание моделей зданий или изучение основ скульптуры через работу с глиной, пластилином, бумагой, графическими и живописными материалами. Есть также программы, которые подчеркивают значимость изучения искусства как исторического и культурного явления, включая изучение архитектурных и скульптурных шедевров различных эпох и культур.
Рассмотрим тематику уроков в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» (под редакцией Бориса Михайловича Неменского) по классам. С понятием «архитектура», «архитектор», «скульптура» и «скульптор» дети знакомятся в первом классе. Они рассматривают и изображают не только современные дома, но и сказочные терема, украшенные узорами. Дети начинают гордиться трудом и мастерством архитекторов, скульпторов.
Во втором классе дети начинают рассматривать исторические памятники архитектуры и скульптуры. Например, Грановитую палату в Московском кремле, рассматривают древние памятники архитектуры Древней Руси: Псковский Кремль, Дмитриевский собор во Владимире, Башни, Храмы.
Но особую роль рассматриванию памятников архитектуры и скульптуры Б.М. Неменский отводит в третьем и четвертом классах. В этих классах дети рассматривают архитектурные и скульптурные пмятники как единое целое в пространственной среде. Дети путешествуют по разным городам России, знакомятся с историческими и культурными памятными местами, площадями, мемориалами, курганами. В четвертом классе в разделе «Истоки родного искусства» идет ознакомление с деревянным зодчеством Древней Руси, как истоком каменного зодчества. Школьники знакомятся с русскими народными мотивами в украшении деревянного дома. А в разделе «Древние города нашей земли» идет ознакомление с русскими городами – крепостями, кремлями, посадами. Рассматриваются памятники архитектуры и скульптуры этих городов, например, Москвы, Пскова, Владимира, Суздаля, Новгорода. Кроме этого, в четвертом классе идет знакомство не только с особенностями культурных и исторических памятников искусства русского народа, но и других народов, проживающих на территории Российской Федерации. В области скульптурного искусства рассматриваются памятники исторических личностей, героев. Например, памятник И.Мартоса «Памятник Минину и Пожарскому» в Москве на Красной площади. Дети иначинают понимать, что скульптурные памятники создаются для почитания великих личностей, героев, а также для отражения национальных традиций и обычаев.
Темы уроков по изучению искусства архитектуры и скульптуры в 1-4 классах представлены в приложении 1.
С точки зрения воспитания патриотических чувств, изучение архитектуры и скульптуры на уроках изобразительного искусства может быть важным, поскольку эти искусства являются частью культурного наследия каждой страны и могут отражать её историю, традиции и ценности.
Изучение архитектуры позволяет детям узнавать о знаменитых архитектурных памятниках своей страны, которые могут быть символами её достижений, истории и национальной гордости. Работа с архитектурными формами и стилями также может способствовать пониманию значимости сохранения и развития архитектурного наследия своей страны.
Скульптура также может играть важную роль в формировании патриотических чувств учащихся, поскольку скульптуры часто создаются для почитания великих личностей, героев, а также для отражения национальных традиций и обычаев. Изучение и создание скульптурных произведений, отражающих историю и культуру своей страны, может способствовать формированию уважения к своей нации и её ценностям.
Архитектура и скульптура играют значительную роль в системе образования начальной школы, влияя на развитие у детей эстетического восприятия, творческого мышления, культурного образования и патриотических чувств. Включение изучения архитектуры и скульптуры в учебную программу начальной школы позволяет детям познакомиться с историей искусства, развить воображение, чувство прекрасного и эстетический вкус. Эти виды изобразительного искусства помогают детям понять окружающий мир, выразить свои чувства и мысли через творчество, а также развить уважение к культурному наследию и традициям.
Архитектура и скульптура вносят важный вклад в формирование личности ребенка, способствуя его гармоничному развитию и обогащению духовного мира. Поэтому включение изучения архитектуры и скульптуры в программу начальной школы является необходимым шагом для создания основы культурного образования, развития творческих способностей и формирования ценностного отношения к искусству и культуре.
"Скульптура и архитектура - это не только искусство, но и способ воспитания чувства прекрасного, творческого мышления и гармонии в детях." - Лев Выготский.
1.3. Педагогические условия воспитания патриотических чувств у младших школьников на уроках изобразительного искусства посредством памятников архитектуры и скульптуры.
"Учитель – это тот, кто не только дарит знания, но и вдохновляет на исследование, понимание и любовь к искусству и культуре, формируя патриотические чувства у своих учеников." – Роберт Фрост.
Чтобы эффективно и грамотно прийти к результатам патриотического воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства посредством изучения архитектуры и скульптуры, необходимо учителя придерживаться педагогических условий воспитания.
Подготовка учителя к проведению уроков изобразительного искусства, где используются памятники архитектуры и скульптуры для формирования патриотических чувств у младших школьников, играет важную роль в успешной реализации учебного процесса. Вот некоторые аспекты подготовки учителя к таким урокам:
· Изучение материала: Учитель должен иметь глубокие знания о
памятниках архитектуры и скульптуры, которые планируется использовать на уроке. Это включает в себя изучение истории, значимости, стилей, техник и символики этих произведений искусства.
· Разработка урока: Учитель должен разработать детальный план
урока, включающий цели, задачи, методы работы, последовательность действий, использование визуальных материалов и практических заданий.
· Подготовка материалов: Учитель должен подготовить
необходимые материалы для урока, такие как: иллюстрации, презентации, дидактические пособия, модели и т.д., чтобы визуализировать информацию и сделать урок более интересным и понятным для учеников.
· Создание стимулирующей обстановки: Учитель должен создать
атмосферу, способствующую вовлечению учеников в урок и стимулирующую их интерес к изучаемым памятникам архитектуры и скульптуры.
· Профессиональное развитие: Учитель должен постоянно
совершенствовать свои знания и навыки в области изобразительного искусства, посещать семинары, мастер-классы, конференции и обмениваться опытом с коллегами.
Подготовка учителя к урокам изобразительного искусства с использованием памятников архитектуры и скульптуры для воспитания патриотических чувств у младших школьников требует тщательной подготовки, профессионализма и творческого подхода, чтобы обеспечить эффективное и интересное обучение детей.
При проведении уроков, направленных на формирование чувства патриотизма, необходимо заранее продумать его организацию, можно выделить и предусмотреть несколько особенностей.
Организация уроков изобразительного искусства с использованием памятников архитектуры и скульптуры для воспитания уважения к истории и культуре своей страны предполагает комплексную методику обучения, которая включает в себя следующие этапы и методы:
· Введение в тему: Урок начинается с введения в тему, где учитель
рассказывает об истории и значимости выбранного памятника архитектуры или скульптуры. Ученикам предоставляется контекст и информация для понимания произведения и его места в культуре страны.
· Изучение произведения: Ученики изучают изображения и
Описания памятника, а также его характеристики, стиль, автора, исторический контекст и символическое значение. Обсуждается техника исполнения, материалы, использованные при создании произведения.
· Анализ и интерпретация: Учащиеся анализируют произведение,
обсуждают его эмоциональное воздействие, форму и содержание, пытаются интерпретировать символику и идеи, лежащие в основе произведения.
· Творческие задания: Ученики выполняют творческие задания,
связанные с изучаемым памятником архитектуры или скульптуры. Это может быть рисование, моделирование, создание коллажей, макетов, скульптур или даже малых архитектурных форм.
· Дискуссии и обсуждения: Учитель проводит дискуссии и
обсуждения с учениками о значимости произведения, его месте в культуре и истории страны, о том, как оно влияет на людей и какие чувства оно вызывает.
· Практические занятия: Ученики могут участвовать в практических
занятиях, где им предлагается самим создавать произведения, вдохновленные изученными памятниками архитектуры и скульптуры.
· Закрепление знаний: Урок завершается закреплением полученных
знаний и впечатлений, рефлексией учеников о прошедшем уроке, а также домашним заданием или проектом, связанным с изученным произведением.
Таким образом, организация уроков изобразительного искусства с использованием памятников архитектуры и скульптуры для воспитания уважения к истории и культуре своей страны предполагает интегрированный подход, сочетающий теоретическое изучение, анализ, творчество и дискуссии, чтобы обогатить понимание искусства учениками.
Учителю, организующему уроки изобразительного искусства с использованием памятников архитектуры и скульптуры для воспитания уважения к истории и культуре своей страны, важно учитывать ряд педагогических условий, которые могут оказать влияние на эффективность образовательного процесса. Вот некоторые из них:
Воспитание патриотических чувств у младших школьников на уроках изобразительного искусства — это дифференцированный процесс, который осуществляется как в учебное, так и во внеурочное время.
Педагогические условия воспитания патриотизма:
достопримечательностей родного края. Учитель может показать их в процессе проведения выездных экскурсий или демонстрации презентации, видеофильма на уроке изобразительного искусства.
Например, И. И. Шишкина, И. И. Левитана.
культурно-историческому наследию.
могут быть партии из художественной, исторической, мемуарной литературы, материалы поисковой деятельности.
сохранять и приумножать информацию, переданную предыдущими поколениями. 3
работы. Это могут быть классные часы, экскурсии, праздники, индивидуальный и коллективный поиск, встреча со знатными земляками и т. д..
· Индивидуализация обучения: Учителю следует учитывать
индивидуальные особенности каждого ученика, их уровень знаний, интересы и потребности, чтобы адаптировать материалы и методы обучения под индивидуальные особенности каждого ученика.
· Мотивация и вовлеченность: Важно создать стимулирующую
обстановку, которая будет способствовать мотивации учеников к изучению искусства, вызывать их интерес к памятникам архитектуры и скульптуры, а также вовлекать их активное участие в уроке.
· Развитие творческих способностей: Учитель должен создать
условия для развития творческих способностей учеников, поощрять самовыражение и экспериментирование, способствовать развитию художественного вкуса и креативности.
· Использование разнообразных методов обучения: Учителю
следует применять разнообразные методы обучения, такие как обсуждения, анализ, творческие задания, практические занятия, чтобы обогатить учебный процесс и обеспечить полноценное усвоение материала.
· Создание поддерживающей обстановки: Важно создать
доверительные отношения с учениками, обеспечить комфортное и вдохновляющее окружение на уроке, где ученики могут свободно выражать свои идеи и чувства.
Учитывая эти педагогические условия, учитель сможет успешно организовать уроки изобразительного искусства, используя памятники архитектуры и скульптуры для воспитания уважения к истории и культуре своей страны, и обеспечить эффективное обучение и воспитание учащихся.
Рассмотрим педагогические условия
1. Создание атмосферы уважения к национальному культурному наследию среди учащихся.
2. Интеграция изучения памятников архитектуры и скульптуры в образовательный процесс.
3. Регулярная организация экскурсий к местам, где расположены памятники архитектуры и скульптуры.
4. Обсуждение истории и значения каждого памятника для культуры и истории страны.
5. Проведение интерактивных уроков, включая обсуждения, групповые проекты и творческие задания.
6. Организация тематических выставок произведений учеников, созданных под влиянием изучаемых памятников.
7. Использование исторических и художественных материалов для обогащения знаний учащихся.
8. Поддержка самостоятельного исследования учащихся путем проведения проектной деятельности.
9. Сохранение исходных материалов для создания работ, включая глину, гипс, мольберты и другие художественные инструменты.
10. Использование современных технологий для изучения и представления исторических фактов и материалов.
11. Создание ассоциаций и связей между изучаемыми памятниками и личным опытом учащихся.
12. Проведение дискуссий о значимости и роли памятников архитектуры и скульптуры в формировании национальной культуры.
13. Поддержка и поощрение творческого самовыражения учащихся через создание работ, вдохновленных национальным наследием.
14. Индивидуализация подхода к каждому учащемуся в процессе изучения и создания работ.
15. Внедрение в учебный план уроков изобразительного искусства, посвященных изучению и созданию работ, вдохновленных памятниками архитектуры и скульптуры.
Эти условия помогут привить младшим школьникам уважение к культурному наследию своей страны и формировать у них патриотические чувства через изобразительное искусство.
Данные условия необходимы для воспитания патриотических чувств у младших школьников на уроках изобразительного искусства посредством изучения памятников архитектуры и скульптуры по нескольким причинам.
Во-первых, изучение памятников архитектуры и скульптуры позволяет детям лучше понять и ценить культурное наследие своей страны. Рассмотрение и обсуждение их исторического значения помогает учащимся почувствовать себя связанными с историей и культурой своего народа.
Во-вторых, интерактивные методы обучения и творческие задания помогают учащимся лучше усваивать информацию и воспринимать тему на более глубоком уровне. Интересные и увлекательные уроки могут вызвать эмоциональное и художественное восхищение у учеников и способствовать формированию у них позитивного отношения к своей истории и культуре.
Третья причина заключается в том, что предоставление учащимся возможности самостоятельно исследовать объекты исторического наследия и создавать работы, вдохновленные памятниками архитектуры и скульптуры, развивает у них творческое мышление и умение самостоятельно выражать свои мысли и чувства через искусство.
Эти условия необходимы для того, чтобы учащиеся смогли осознать значение исторического наследия своей страны и формировать уважительное и патриотическое отношение к нему через изобразительное искусство.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.