презентация к исследовательской работе о роли социального педагога в современном образовательном процессе.
Сафронова Юлия Вячеславовна, выпускница 2018
года ФГБОУ ВО «Курганский государственный
университет», педагогический факультет
«Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность,
Исследовательская работа
функции социального педагога»
План
1.Введение: социальнопедагогическое взаимодействиесемьи и школы
в системе деятельности социального педагога в школе.
2.Основные функции и направления работы социального педагога.
3. Содержание деятельности социального педагога,формы работы с семьей.
4.Основные методы работы социального педагога с семьей учащегося.
5.Заключение.
6.Список использованной литературы.
«Ребёнок зеркало семьи;как в капле
воды отражается солнце, так в детях
отражается нравственнаячистота матери
и отца. Задача школы и родителейдать
каждому ребёнку счастье...Только вместе
с родителями,
общими усилиями,
учителя могут дать детям большое
человеческое счастье».
В.А.Сухомлинский (1)
в
1.Введение:социальнопедагогическое взаимодействие семьи и школы
системе деятельности социального педагога в школе.
Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится
сотрудничеству семьи и школы.
Семья должна оказывать помощь школе в успешном осуществлении закона об
образовании в организации деятельности учащихся. Но на современном этапе
мешает социальному воспитанию и школьной адаптации слабое знание родителями
основ педагогики. Поэтому в настоящий момент необходимо углублять
взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за
воспитание детей. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим
возрастает значение работы социального педагога, учителя, психолога в школе по
организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем
и вопросов.
1Семья и школа два основных и равноправных субъекта воспитания и социализации
личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между
школой и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на
принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения.
Не
разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление
воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива
единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания.
Родительская общественность должна чувствовать себя соратником
педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных
воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом
контингента данного образовательного учреждения и его семейнобытового
окружения.
Основа любого взаимодействия реализация потребностей его участников.
Основные интересы семьи и образовательных учреждений по развитию личности и
социализации ребенка объективно совпадают это
создание благоприятных
условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно
нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально
психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве.
Как, известно, в современной школе родители и дети чаще общаются только с
учителем и представителями администрации. Но для того, чтобы процесс обучения
и воспитания был более успешный и продуктивный, в современной школе еще есть
социальный педагог. Часто родители даже не знают, что входит в должностные
обязанности и с какими вопросами они могут обращаться за помощью. Кто же такой
социальный педагог в школе, каковы функции, направления, содержание, формы
работы?Наименование специалиста социальный педагог производно от понятия
«педагог». Прежде всего, педагога и педагога социального сближает объект
деятельности ребёнок. Социальный педагог это человек, обеспечивающий
взаимодействие между семьей, образовательным учреждением, в котором обучается
их ребенок и другими организациями.Социальный педагог выступает посредником.
Связующим звеном между педагогами, ребёнком иродителями, ребёнком и его
окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком
или его окружением.Он проводит социальную диагностику семей, составляет
программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания
детей.Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по
возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины,
порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода
негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана).
Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической
форме он сам «выходит» на контакт с семьей. Объектом воздействия социального
педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом,
как коллектив.Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог это педагог,
исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание
всех возрастных групп и социальных категорий людей.(2)
2Таким образом, деятельность социального педагога прослеживается во всех
направлениях воспитательной системы школы и является связующим звеном в
совместной работе школы с семьёй.
2.Основные функции и направления работы социального педагога.
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной
характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает,
что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс
мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности
в учреждениях и по месту жительства обучающихся.
Нормативноправовой базой, определяющей основные направления, цели и задачи
социальнопедагогической деятельности в образовательном учреждении являются:
Всеобщая декларации прав человека, согласно которой дети имеют право на особую
заботу и помощь;
Конституция Российской Федерации, гарантирующая государственную поддержку
семьи, материнства и детства;
Принципы Декларации прав ребёнка;
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 2017 годы (утв.
Указом Президента РФ от 1 июня 2012г. № 761), определяющая основные
направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые
механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах
международного права;
Тексты административных документов по социальнопедагогической работе;
Законы и подзаконные акты по осуществлению прав ребенка.
Целью работы социального педагога является создание условий для успешной
социализации личности детей и подростков в современных условиях и развития
коммуникативной культуры в составе классного коллектива и неформальной
группы общения. В создании условий для совершенствования возможностей
ребенка и его окружения в решении проблем социальной жизни.
Главная задача социального педагога это разрешение проблем социальной жизни
детей.
Основные функции вработесоциального педагога:
Организационнокоммуникативная.
Социальный педагог способствует вовлечению добровольных помощников,
населения в социальнопедагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые
и личностные контакты. Социальный педагог непосредственно работает с
профилактическим советом, с социальной комиссией родительского комитета.
Управленческая:
1.Участие в педагогических советах.
2.Консультирование классных родителей.
3.Участие в разработке плана работы службы сопровождения.
4.Участие в работе методического объединения классных руководителей.
5.Помощь в получении паспортов учащимся, достигших 14 лет.
6.Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной
защите семьи и детства, с правоохранительными органами.
37.Организация досуга детей через связь с детскими объединениями и учреждениями
дополнительного образования.
8. Ответы на запросы в различные инстанции.
9.Составление отчетов и справок.
10.Участие в совещаниях, семинарах и рабочих группах для повышения
результативности своей работы и налаживании контактов.
Предупредительнопрофилактическая и социальнотерапевтическая:
Социальный педагог учитывает и приводит в действие социальноправовые,
юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления
негативных влияний. Организует социотерапевтическую помощь нуждающимся,
обеспечивает защиту их прав.
1.Выявляет семьи, нуждающиеся в социальной защите, формирует списки учащихся,
воспитывающихся:
в многодетных семьях;
в семьях матерейодиночек;
в семьях ликвидаторов аварии ЧАЭС;
в семьях, являющихся переселенцами;
в семьях, чьи родители участвовали в локальных военных действиях;
в неполных семьях;
в семьях, потерявших кормильца;
в малообеспеченных семьях.
2.Изучение контингента учащихся (социальный состав школы).
3.Изучение социума детей:
выявление детейгруппы риска;
контрольные проверки семей учащихся, состоящих на учете в КДН;
обследование семей опекаемых в осенний и весенний периоды.
4.Участие в работе службы сопровождения:
патронаж детей, состоящих на внутри школьном учете;
работа с родителями учащихся.
5.Профилактическая работа с учащимися для предотвращения антиобщественных
поступков и беседы, направленные на культуру поведения в общественных местах.
Вовлечение учащихся в кружки, секции, студии,ГПД.
6.Профориеттационная работа (посещение молодежной ярмарки профессий и
организация «Дня открытых дверей» в школе с привлечением специалистов
различных учебных заведений.).
7.Ведение банка данных учащихся, не посещающих уроки по неуважительной
причине.
Прогностическая.
Социальный педагог участвует в проектировании процесса социального развития
микросоциума школы.
Защитноохранная;
1.Осуществляется патронаж вновь прибывших учащихся (школьная адаптация).
2.Организация получения льготных проездных документов для учащихся.
3.Контроль за организацией помощи детям из группы риска.
44.Организация летнего отдыха учащихся.
5.Трудоустройство учащихся на летний период.
Аналитико диагностическая:
1.Сбор информации об учащихся, задержанных полицией.
2. Анализ работы социального педагога на начало и конец учебного года.
3.Изучение новых воспитательных технологий с целью достижения максимальной
эффективности в работе.
Для того чтобы выполнять свою работу, социальный педагог имеет право:
быть представителем и защитником интересов детей в службах муниципальных
органов и в органах власти (в суде, полиции);
собирать информацию о семье, делать социологические опросы и диагностику.
Правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту
ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту.
Кроме того, что социальный педагог по правовым аспектам консультируется с
юристом, перед ним встает целый ряд жизненных вопросов, на которые он должен
отвечать.
Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при
физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной
ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в
результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без
помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия.
Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда
детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Он также должен уметь решать
вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными
детьми. Он должен помнить, что приемные дети в подростковом возрасте, в период
своего взросления, повышенной возбудимости, чаще всего вступают в конфликты с
приемными родителями.
Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это
тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих
обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко
обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку
или попечительство.
Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности подростков,
несовершеннолетних за преступления. Ему следует знать, как ведутся судебные
разбирательства, как осуществляется защита и так далее.
Направления работы социального педагога:
Работа с детьми "группы риска";
Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения;
Профилактика бродяжничества;
Работа с детьмисиротами;
Работа с детьми, находящимися под опекой;
Работа с неполными семьями;
Работа с детьми, родители которых алкоголики;
Работа с детьмиактивистами;
5Работа с детьмиинвалидами и т.д.
Социальный педагог имеет дело со следующими проблемами:
Алкоголизм.
Наркомания.
Табакокурение.
Социальная депрессия.
Бродяжничество.
Безработица.
Инвалидность.
Вынужденная миграция.
Стихийные бедствия.
Душевные потрясения.
Социальная дезадаптация.
Социальный педагог становится организатором внеурочного времени школьника,
объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он координирует работу
педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей
социальной микросредой и общественностью микрорайона. Без связи со школой
развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод
банален: необходимо сотрудничество взаимодействие во имя интересов ребенка,
когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому не
доступное. Методику такого взаимодействия еще предстоит совершенствовать
ученым и практикам. Но вовсе не кажется парадоксальной мысль, что судьба
социального педагога во многом зависит от школы и, наоборот, успех последней
прямо связан с умелыми действиями социального педагога.(3)
3.Содержание деятельности социального педагога,формы работы с семьей.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих
социально педагогической помощи: образовательную, психологическую и
посредническую.(4)
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности
социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем
и формирование педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с
родителями путем их консультирования, а так же с ребенком посредством
создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной
помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее
воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально педагогической помощи включает в
себя два компонента: социально психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период
кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье
существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его
6нервно психического и физического состояния. До недавнего времени этому
явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится
запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение
доверия.
Посреднический компонент социально педагогической помощи включает в себя
три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в
себя: организацию выставок продаж поношенных вещей, благотворительных
аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов,
курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по
совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного
ребенка.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по
вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы
могут касаться как жилищного, семейнобрачного, трудового, гражданского,
пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем,
которые существуют внутри семьи.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник информирует семью о важности и возможности взаимодействия
родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические
советы по воспитанию детей.
Консультант консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам
межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах
воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы
создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в
семье.
Защитник защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с
полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое
отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта,
отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям. В организации
своей работы даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе,
гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей
каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную
полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей,
принимает меры к их решению. Поддерживает постоянную связь с семьями
учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской
жестокости, эгоизма, вседозволенности.(5)
Одна из форм работы социального педагога с семьей социальный патронаж,
представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими,
контрольными, адаптационно реабилитационными целями, позволяющая
установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее
проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
7социальных,
бытовых),
оказание конкретной образовательной,
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что
позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение
патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа
самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности,
поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем
визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов
риска (медицинских,
исследование сложившихся
проблемных ситуаций;
контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с
семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения
родителями рекомендаций и пр.;
адаптационнореабилитационные:
посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего
асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какойто мере
дисциплинирует их,
а так же позволяет своевременно выявлять и
противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального
педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с
семьей.
Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания
помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении
жизненных задач.
Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее
распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение,
убеждение, художественные аналогии, мини тренинги и пр.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться
групповые методы работы с семьей (семьями) тренинги.
Социально психологический тренинг определяется как область практической
психологии, ориентированная на использование активных методов групповой
психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с
другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в
группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене
информацией развивает активность и уверенность родителей.
Еще одна форма работы социального педагога с семьей социально
педагогический мониторинг семьи это научно обоснованная система
периодического сбора, обобщения и анализа социально педагогической
информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе
стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: полнота,
системность
информации; оперативность получения сведений и их систематическая
достоверность,
8анкетирование,
актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается
единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание
обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социальнопедагогического мониторинга семьи состоит в комплексном
использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни,
как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по
собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение,
сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе
специально организованного исследования (опрос,
метод
экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на
выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)
Важную роль в осуществлении социально педагогического мониторинга играет
умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные
результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из
них.
Поскольку семья это сложная система, социальный педагог принимает во
внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и
подсистемами.
Родительская подсистема (мать отец).
Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в
качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений:
мать дети, отец дети, стиль родительского отношения.
Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и
характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые
допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в
системах требований и влияние семьи на ребенка.
Подсистема «братья сестры».
Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях
социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении
обязанностей между братьями сестрами.
Отношения между детьми в семье незаменимый опыт общения и взаимодействия
длительного характера,
когда обязательны распределение обязанностей,
терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую
по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для
большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер
наиболее значимых.
Однако здесь скрыт значительный потенциал
десоциализирующего
«семейная
дедовщина».Моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние
и многое другое).
Подсистема «родители дети».
Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия
между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие
нормой.
подчинения,
влияния
(отношения
9причин семейных конфликтов),
Социально педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она
будет основана на комплексном подходе. Она предполагает изучение и
использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и
социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и
семейными отношениями,
педагогики
(воспитательная функция семьи), права, экономики (бюджет семьи), этнографии
(быт, культурные особенности), истории и философии (исторические формы семьи,
брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.
О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал
А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то,
что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать,
как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и
организующим началом должна быть школа,
как представительница
государственного воспитания.Поэтому воспитательная часть не должна пре
небрегать даже самыми пустячными мелочами в материальном быту коллектива...
создавая кодекс внутриколлективных правил, обязанностей и традиций и т. д.»(6)
С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов с
родителями:
Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е.
ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с
учащимися.
Привлечение родителей к активному участию в учебновоспитательном процессе.
Формирование у родителей потребности в самообразовании.
Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами семейного
воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.
Социально педагогическое исследование семей, дифференциация их на
определенные типы.
Работа с детьми девиантного поведения.
Обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.
При проведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы,
выдвигаемые перед обществом самой жизнью:
малочисленность семьи, воспитание в ней одного ребенка;
отдельное проживание молодых супругов и отсюда утрачивание семейных
традиций, затрудненность передачи опыта семейного воспитания, специфика
влияния неполной семьи на ребенка;
дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей,
продолжением учения молодых родителей;
поглощение духовных интеллектуальных запасов так называемым "вещизмом".
Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при
условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по
всем направлениям воспитания идейнополитического, трудового, нравственного,
эстетического, физического не только одно социального педагога.
Современные процессы изменений в школьной деятельности характеризуются
усложнением позиционного отношения к ученику. Традиционная для прошлой
10педагогики схема «УчительУченик» постепенно заменяется гораздо более сложной
позиционной схемой.
Таким образом, сегодня на одном материале работают, как минимум, четыре
позиционных места: учитель, психолог, социальный педагог и
Классный руководитель. Деятельность социального педагога обращена, прежде
всего, к личности ученика. Безусловно, что развитие личности ребенка не может
быть рассмотрено вне социального контекста, однако задача социального педагога
состоит не в адаптации учащегося, а в создании условий для развития его активного
отношения к миру.
Социальный педагог, пользуясь результатами деятельности психолога, работает с
подростком совместно с классным руководителем, прежде всего, занимаясь
непосредственно разработкой и реализацией индивидуальной программы развития
каждой конкретной личности.(7)
Социальный педагог, работающий в школе, в своей деятельности должен
руководствоваться следующей документацией:
1. Тексты административных документов по социальнопедагогической работе.
Законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка;
2. Должностная инструкция;
3. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю;
4.Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем
учреждения;
5. График тематических групповых консультаций, график индивидуальных
консультаций для отдельных групп населения;
6. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям
социальнопедагогической работы;
7.Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в
коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми,
стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся;
действий и результатов преодоления нарушений;
8.Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту
жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных
органах;
9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими
проблем;
10.Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика,
класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов, как
субъектов образовательного процесса;
11.Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей;
12.Методические рекомендации для родителей;
13.Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению
проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных
отношениях;
14. Систематизированная информация по городским и районным службам для
родителей и детей о возможных путях решения их проблем.(8)
11Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления,обобщения
и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт семейного
воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной семье это
может быть оборудование детского уголка, в другой интересная организация досуга
и т.д.
Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной доброжелательной
помощи школе важная, насущная задача в работе социального педагога с семьей.
Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики,
профессиональной конфиденциальности, может организовать положительные
устойчивые контакты с потенциальными клиентами несовершеннолетними и с их
родителями.
Социальный педагог посещает семьи воспитанников, изучая на месте не
толькобытовые условия, но и характер организации семейного воспитания.
Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения
между членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося
на дому следующие правила:
• не идите непрошеным, постарайтесь любыми путями получить приглашение от
родителей;
• проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и
комплиментов;
• исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их
решения;
• беседуйте в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требуйте
конфиденциальной встречи;
• не предъявляйте претензий к родителям;
• всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;
• советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих
требований и возможности семьи;
• выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах;
• не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержаны в сложных случаях,
выражайте осторожный оптимизм.
Таким образом, чтобы в будущем рациональнее спланировать и проводить работу,
необходимонаметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути
привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы.
4. Основные методы работы социального педагога с семьей учащегося.
Изучая семью, важно выяснить, как уживаются в ней такие понятия, как любовь,
понимание, жалобы, трудности, желания, надежды, отношение к современному
состоянию общества в стране.
Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить
положение в ней ребенка. После изучения семьи стоит задача создать внутри нее
новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы
здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд в саду, в
огороде, в быту.
12Первостепенное внимание при изучении семьи педагог обращает на положение в ней
ребенка. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной
программы. Здесь важно вместе убедить ребенка в правильности выбранного пути
выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело.
Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет
правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного
поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы
воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.
В практике работы некоторые педагоги составляют «карту семьи», где дается
характеристика каждого члена семьи, указываются даты рождения знаменательных
событий в семье. Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная
принадлежность, жилищные условия, соседство.
«Карту» дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят
времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли
отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают ли
клубы.
Важно представить, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется,
что читает, каковы его мечты, с кем он дружит; какие у него отношения в классе, в
школе, его любимый учитель, предмет; здоровье ребенка, его проблемы.
Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья
и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье.
Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отношения сводятся к приказам
взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи;
отношения взрослых между собой, взрослых и детей, родственников и других
людей, которые живут в семье.
Работа социального педагога с родителями может осуществляться при посещении
семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными
родителями в центрах.
Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения.
Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы.
Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке,
со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в
общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу
помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя
тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об
отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки
помогут обратить внимание и на пассивных.
Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе
социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный
заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при
поступлении ребенка в данное учреждение.
Поможет составить представление о ребенке изучение его биографии, его
поступков и мотивов.
13при котором,
методсоциометрии,
Исследователи выделяют еще
для
математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и
алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического
и социального состояния, того, что исследователи называют «ядром ребенка».(9)
Таким образом, методы совместной работы с родителямиразнообразны, но главное
то, что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности
работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы
школы в целом. Работа социального педагога это как путь к горизонту: пройдешь
десятки километров, сотни по полю проблем, а он горизонт, все равно впереди и все
недосягаем. И каждый «участок» этого поля требует новых усилий, глубоких
раздумий и нестандартных решений.
5.Заключение.
В 1990 г. должность социального педагога была внесена в список должностей
рабочих и служащих. Получила, таким образом, признание новая профессия. Вслед
за тем принято решение «Об организации социальной службы помощи детям и
молодежи».
В настоящее время в высших и средних специальных учебных заведениях введены
специальности «Социальная педагогика» и «Социальная работа». Множество ВУЗов
России приступили к подготовке соответствующих специалистов.(10)
На базе образовательных учреждений созданы центры социальной педагогики и
социальной работы, либо введены должности социального педагога, которые
занимаются социальнопедагогической деятельностью по работе с семьёй. Такие
центры есть при многих школах, при учреждениях дополнительного образования и
т.д.
Совместная социально педагогическая работа позволяет вносить такие изменения
в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные
условия для их личностного становления, социальной защиты, социализации в
соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.(11)
Снижение жизненного уровня населения сказалось на детях, их нравственном,
физическом и психическом здоровье. Дети и подростки оказались наиболее
незащищенными среди населения страны. Комиссия по делам женщин, семьи и
демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детейсирот
и детейинвалидов увеличилось на 70%. Что касается детейбеглецов, то в основном
это подростки 1516 лет, чаще дети из городских семей, меньше – из сельских. Из
детей, убегающих из семьи, 56,7% – девочки, 43,3% мальчики, 8% из них
прогуливают школу, 17% были исключены из школы. Причиной побега являются
волнения ребенка изза неудач в достижении цели, конфликты в семье. Убегающие
девочки чаще беременны или пережили сексуальное насилие, их чаще всего
втягивают в раннюю половую жизнь. Медики часто сталкиваются с детскими
травмами, которые являются результатом плохого отношения к детям в семье.
Существует термин «синдром избитого ребенка». Очевидностью плохого обращения
14Вокруг и
являются следы побоев на теле ребенка. Виновниками плохого обращения являются
родители (92,2%), из них 85% родные родители.
Поэтому бесценным является опыт совместной работы школы и семьи с так
называемыми «трудными» детьми и с ещё, более «трудными» родителями, так как
«Взрослые это те же дети, только запретившие себя воспитывать», большинство
детей имеют свои проблемы изза собственных «взрослых» родителей. Деятельность
социального педагога в школе очень важна, так как в это тяжелое время правовой
незащищенности, роста жестокости в семье и детской преступности, детям очень
нужна социальнопсихологическая помощь для успешной социализации в
современном обществе.
Совместно семья и школа составляют содержательноорганизационное ядро
целостного воспитательного процесса.
внутри этого ядра
концентрируется все другие воспитательные силы, образующие во взаимодействии
целостность.
Многообразие форм и методов, которые социальный педагог использует в работе с
родителями, обеспечивает успешность, значимость воспитательного процесса.
Именно такая работа может способствовать созданию единого контекста
воспитательного процесса семьи и школы. Их взаимодействие и есть живой процесс
организации всей жизни детей.
Семья и школа ставят перед собой общую главную задачу – воспитание человека,
способного успешно адаптироваться в сложной социальной среде и реализовать
себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах.
Потребность в здоровом образе жизни, развитый интеллект и широкий кругозор,
интеллигентность в общении, эстетическое восприятие мира вот конечный
результат совместной воспитательной деятельности школы и семьи.
Принципы и подходы, которые должны работать на конечный результат,
реализуются в школе, но необходимо, чтобы вся жизнь школьника, воспитывающая
и развивающая, строилась на едином основании и в стенах учебного заведения, и
дома. Противоречия в воспитательных подходах семьи и школы пагубно
отражаются на эффективности воспитательного процесса.
Великий педагог, представитель детского парламентаАмонашвили Ш.А., в своём
выступлении обратился к взрослым со словами: «Дорогие наши воспитатели, мамы
и папы, учителя, милые люди, любящие нас и заботящиеся о нас! Берегите нас
такими, какие мы есть, и сделайте нас такими, какими должен стать каждый из
нас…."(12)
Таким образом,результат, на который рассчитывает школа и которого, естественно,
должны желать и родители, может быть, достигнут только совместными усилиями.
6.Список использованной литературы.
1.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Педагогика, 1983. 318 с.
2.Мудрик А. В.Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /Под ред. В.А.
Сластенина. 3е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
200 с.
15в системе общественного
3.Вульфов Б.З.
Социальный педагог
воспитания//Педагогика. 1992. № 5/6. С.45
4.Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. М.:
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 416с.
5.Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах
отечественного образования) 2ое изд. Издво ГФ “Полиграф.ресурсы”. М., 1998,
стр.14
6.Макаренко А.С.Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В
8т. М., 1983. Т. 1. С.297.
7.Учитель социальный педагог социальный работник и их практическая
деятельность: Сборник научных статей. Тамбов: Издво ТГУ им. Г.Р.Державина,
1997 С.42
8.Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение
в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. С. 210
9.Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах
отечественного образования) 2ое изд. Издво ГФ “Полиграф.ресурсы”. М., 1998,
С. 76.
10.Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. 1996. №
11/12. С.28.
11.Концепция о правах ребенка (в приложении к Обуховой Л.Ф. “Детская
психология”), Учебник. М.: Российское пед.агентство. 1996. № 5. С.356
12.Амонашвили Ш.А. Созидая человека М.,1982.С.26
16