Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Оценка 4.7

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
31.07.2018
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
презентация к исследовательской работе о роли социального педагога в современном образовательном процессе.
Совместная работа семьи и школы.docx
Сафронова Юлия Вячеславовна, выпускница 2018 года   ФГБОУ   ВО   «Курганский   государственный университет», педагогический факультет «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, Исследовательская работа  функции социального педагога» План 1.Введение: социально­педагогическое взаимодействиесемьи и школы  в системе деятельности социального педагога в школе. 2.Основные функции и  направления работы социального педагога. 3. Содержание деятельности социального педагога,формы работы  с семьей. 4.Основные методы работы социального педагога с семьей учащегося. 5.Заключение. 6.Список использованной литературы. «Ребёнок   ­   зеркало   семьи;как   в   капле воды   отражается   солнце,   так   в   детях отражается нравственнаячистота матери и отца. Задача школы и родителей­дать каждому ребёнку счастье...Только вместе с   родителями,   общими   усилиями, учителя   могут   дать   детям   большое человеческое счастье». В.А.Сухомлинский (1)   в 1.Введение:социально­педагогическое   взаимодействие   семьи   и   школы   системе деятельности социального  педагога в школе.  Значительная   роль   в   процессе   воспитания   подрастающего   поколения   отводится сотрудничеству  семьи и школы. Семья   должна   оказывать   помощь   школе   в   успешном   осуществлении   закона   об образовании   в   организации   деятельности   учащихся.   Но   на   современном   этапе мешает социальному воспитанию и школьной адаптации слабое знание родителями основ   педагогики.   Поэтому   в   настоящий   момент   необходимо   углублять взаимодействие   семьи   и   школы,   повышать   ответственность   отцов   и   матерей   за воспитание   детей.   И   организовать   эту   работу   должна   школа.   В   связи   с   этим возрастает значение работы социального педагога, учителя, психолога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов. 1 Семья и школа ­ два основных и равноправных субъекта воспитания и социализации личности   в   период   детства   и   отрочества.   Говоря   о   взаимоотношениях   между школой и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на принципах   взаимосвязи,   взаимопреемственности   и   взаимодополнения.  Не разграничение   функций,   не   снижение   ответственности   семьи,   а   углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива ­ единственно   правильный   путь   повышения   качества   образования   и   воспитания. Родительская   общественность   должна   чувствовать   себя   соратником педагогического   коллектива   при   разработке   и   реализации   конкретных воспитательных   задач,   программ   педагогического   воздействия   с   учетом контингента   данного   образовательного   учреждения   и   его   семейно­бытового окружения.  Основа   любого   взаимодействия   ­   реализация   потребностей   его участников. Основные интересы семьи и образовательных учреждений по развитию личности и социализации   ребенка   объективно   совпадают   ­   это    создание   благоприятных условий  для  личностного  развития  ребёнка  (физического, социального, духовно­ нравственного,   интеллектуального),   оказание   ему   комплексной   социально­ психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Как,   известно,   в   современной   школе   родители   и   дети   чаще   общаются   только   с учителем и представителями администрации. Но для того, чтобы процесс обучения и воспитания был более успешный и продуктивный, в современной школе еще есть социальный  педагог.  Часто  родители  даже  не знают, что  входит  в  должностные обязанности и с какими вопросами они могут обращаться за помощью. Кто же такой социальный педагог в школе,  каковы функции,   направления, содержание, формы работы?Наименование   специалиста   социальный   педагог   производно   от понятия «педагог».   Прежде   всего,   педагога   и педагога   социального   сближает   объект деятельности ­ребёнок.   Социальный   педагог   ­   это   человек,   обеспечивающий взаимодействие между семьей, образовательным учреждением, в котором обучается их ребенок и другими организациями.Социальный педагог выступает посредником. Связующим звеном   между педагогами,   ребёнком иродителями, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или   его   окружением.Он   проводит   социальную   диагностику   семей,   составляет программу   помощи   семье,   просвещает   родителей   в   вопросах   воспитания детей.Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие   ее,   обеспечить   превентивную   профилактику   различного   рода негативных   явлений   (социального,   физического,   социального   и   т.   п.   плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей. Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как   коллектив.Согласно   А.В.   Мудрик,   социальный   педагог   ­   это   педагог, исследующий   социальное   воспитание   в   контексте   социализации,   т.е.   воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей.(2) 2 Таким   образом,   деятельность   социального   педагога   прослеживается   во   всех направлениях   воспитательной   системы   школы   и   является   связующим   звеном   в совместной  работе школы  с семьёй.  2.Основные функции и  направления работы социального педагога. Содержание   работы   социального   педагога   в   соответствии   с   квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся. Нормативно­правовой базой, определяющей основные направления, цели и задачи социально­педагогической деятельности в образовательном учреждении являются: Всеобщая декларации прав человека, согласно которой дети имеют право на особую заботу и помощь; Конституция Российской Федерации, гарантирующая государственную поддержку семьи, материнства и детства; Принципы Декларации прав ребёнка; Национальная   стратегия   действий   в   интересах   детей   на   2012   ­   2017  годы   (утв. Указом   Президента   РФ   от   1   июня   2012г.   №   761),   определяющая   основные направления   и   задачи   государственной   политики   в   интересах   детей   и   ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права; Тексты административных документов по социально­педагогической работе; Законы и подзаконные акты по осуществлению прав ребенка. Целью   работы   социального   педагога   является   создание   условий   для   успешной социализации   личности  детей  и  подростков  в  современных  условиях  и  развития коммуникативной   культуры   в   составе   классного   коллектива   и   неформальной группы   общения.   В   создании   условий   для   совершенствования   возможностей ребенка и его окружения в решении проблем социальной жизни. Главная  задача социального педагога  ­ это разрешение проблем социальной жизни детей. Основные  функции вработесоциального педагога: Организационно­коммуникативная.  Социальный   педагог   способствует   вовлечению   добровольных   помощников, населения в социально­педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и   личностные   контакты.   Социальный   педагог   непосредственно   работает   с профилактическим советом, с социальной комиссией родительского комитета.   Управленческая: 1.Участие в педагогических советах. 2.Консультирование классных родителей. 3.Участие в разработке плана работы службы сопровождения. 4.Участие в работе методического объединения классных руководителей. 5.Помощь в получении паспортов учащимся, достигших 14 лет. 6.Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства, с правоохранительными органами. 3 7.Организация досуга детей через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования. 8. Ответы на запросы в различные инстанции. 9.Составление отчетов и справок. 10.Участие   в   совещаниях,   семинарах   и   рабочих   группах   для   повышения результативности своей работы  и налаживании контактов. Предупредительно­профилактическая и социально­терапевтическая:  Социальный   педагог   учитывает   и   приводит   в   действие   социально­правовые, юридические,   психологические   механизмы   предупреждения   и   преодоления негативных   влияний.   Организует   социотерапевтическую   помощь   нуждающимся, обеспечивает защиту их прав.  1.Выявляет семьи, нуждающиеся в социальной защите, формирует списки учащихся, воспитывающихся:  ­ в многодетных семьях;  ­ в семьях матерей­одиночек;  ­ в семьях ликвидаторов аварии ЧАЭС;  ­ в семьях, являющихся переселенцами;  ­ в семьях, чьи родители участвовали в локальных военных действиях;  ­ в неполных семьях;  ­ в семьях, потерявших кормильца;  ­ в малообеспеченных семьях.  2.Изучение контингента учащихся (социальный состав школы). 3.Изучение социума детей: ­выявление  детей­группы риска; ­контрольные проверки семей учащихся, состоящих  на учете в КДН; ­обследование семей опекаемых в  осенний и весенний периоды. 4.Участие в работе службы сопровождения: ­ патронаж детей, состоящих на внутри школьном учете; ­работа с родителями учащихся. 5.Профилактическая работа с учащимися для предотвращения антиобщественных поступков  и беседы, направленные на культуру поведения в общественных местах. Вовлечение учащихся в кружки, секции, студии,ГПД. 6.Профориеттационная   работа   (посещение   молодежной   ярмарки   профессий   и организация   «Дня   открытых   дверей»   в   школе   с   привлечением   специалистов различных учебных заведений.). 7.Ведение   банка   данных   учащихся,    не   посещающих   уроки   по   неуважительной причине. Прогностическая.  Социальный педагог участвует в проектировании процесса социального развития микросоциума школы.  Защитно­охранная; 1.Осуществляется патронаж вновь прибывших учащихся (школьная адаптация). 2.Организация получения льготных проездных документов для учащихся. 3.Контроль  за организацией помощи детям из группы риска. 4 4.Организация летнего отдыха учащихся. 5.Трудоустройство учащихся на летний период. Аналитико ­ диагностическая: 1.Сбор информации об учащихся,  задержанных полицией. 2. Анализ работы социального педагога на начало и конец учебного года. 3.Изучение новых воспитательных технологий с целью достижения максимальной эффективности в работе. Для того чтобы выполнять свою работу, социальный педагог имеет право: быть   представителем   и   защитником   интересов   детей   в   службах   муниципальных органов и в органах власти (в суде, полиции); собирать   информацию   о   семье,   делать   социологические   опросы   и   диагностику. Правовая   работа   социального   педагога   включает   в   себя   юридическую   защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту. Кроме   того,   что   социальный   педагог   по   правовым   аспектам   консультируется   с юристом, перед ним встает целый ряд жизненных вопросов, на которые он должен отвечать. Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом   и   сексуальном   насилии   над   детьми.   Он   должен   знать   об   уголовной ответственности  за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия. Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Он также должен уметь решать вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными детьми. Он должен помнить, что приемные дети в подростковом возрасте, в период своего взросления, повышенной возбудимости, чаще всего вступают в конфликты с приемными родителями. Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство. Социальный   педагог   должен   знать   об   уголовной   ответственности   подростков, несовершеннолетних   за   преступления.  Ему   следует   знать,  как   ведутся   судебные разбирательства, как осуществляется защита и так далее. Направления работы социального педагога: Работа с детьми "группы риска"; Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения; Профилактика бродяжничества; Работа с детьми­сиротами; Работа с детьми, находящимися под опекой; Работа с неполными семьями; Работа с детьми, родители которых алкоголики; Работа с детьми­активистами; 5 Работа с детьми­инвалидами и т.д. Социальный педагог имеет дело со следующими проблемами: Алкоголизм. Наркомания. Табакокурение. Социальная депрессия. Бродяжничество. Безработица. Инвалидность. Вынужденная миграция. Стихийные бедствия. Душевные потрясения. Социальная дезадаптация. Социальный   педагог   становится   организатором   внеурочного   времени   школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он координирует работу педагогического   коллектива   с   трудными   детьми,   семьями,   с   окружающей социальной  микросредой   и  общественностью   микрорайона.  Без   связи  со   школой развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество ­ взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому не доступное.   Методику   такого   взаимодействия   еще   предстоит   совершенствовать ученым   и   практикам.   Но   вовсе   не   кажется   парадоксальной   мысль,   что   судьба социального педагога во многом зависит от школы и, наоборот, успех последней прямо связан с умелыми действиями социального педагога.(3) 3.Содержание деятельности социального педагога,формы работы с семьей. Деятельность социального педагога с семьей  включает три основных составляющих социально   ­   педагогической   помощи:   образовательную,   психологическую   и посредническую.(4) Образовательная   составляющая   включает   в   себя   два   направления   деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь   в   воспитании   проводится   социальным   педагогом,   в   первую   очередь,   с родителями   ­   путем   их   консультирования,   а   так   же   с   ребенком   посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи   семье   в   целях   ее   укрепления   и   наиболее   полного   использования   ее воспитательного потенциала. Психологическая   составляющая   социально  ­  педагогической   помощи  включает  в себя два компонента: социально ­ психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция   межличностных   отношений   происходит,   в   основном,   когда   в   семье существует   психическое   насилие   над   ребенком,   приводящее   к   нарушению   его 6 нервно   ­   психического   и   физического   состояния.   До   недавнего   времени   этому явлению   не   уделялось   должного   внимания.   К   такому   виду   насилия   относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия. Посреднический компонент социально ­ педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя:   организацию   выставок   ­   продаж   поношенных   вещей,   благотворительных аукционов;   клубов   по   интересам,  организацию   семейных   праздников,   конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка. Помощь   в   информировании   направлена   на   обеспечение   семьи   информацией   по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут   касаться   как   жилищного,   семейно­брачного,   трудового,   гражданского, пенсионного   законодательства,   прав   детей,   женщин,   инвалидов,   так   и   проблем, которые существуют внутри семьи. Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях: Советник   ­   информирует   семью   о   важности   и   возможности   взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант ­ консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник  ­ защищает права ребенка  в случае, когда приходится сталкиваться с полной   деградацией   личности   родителей   (алкоголизм,   наркомания,   жестокое отношение к детям) и вытекающими  из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям. В организации своей   работы   даёт   приоритет   созданию   здорового   микроклимата   в   коллективе, гуманизации   межличностных   отношений,   способствует   реализации   способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную   деятельность,   изучает   специальные   проблемы   школьников   и   учителей, принимает   меры   к   их   решению.   Поддерживает   постоянную   связь   с   семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.(5) Одна   из   форм   работы   социального   педагога   с   семьей   ­   социальный   патронаж, представляющая   собой   посещение   семьи   на   дому   с   диагностическими, контрольными,   адаптационно   ­   реабилитационными   целями,   позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. 7 социальных,   бытовых),   оказание   конкретной   образовательной, Патронаж   дает   возможность   наблюдать   семью   в  ее  естественных   условиях.  Что позволяет   выявить   больше   информации,  чем   лежит   на   поверхности.  Проведение патронажа   требует   соблюдения   ряда   этических   принципов:   принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому   следует   находить   возможности   информировать   семью   о   предстоящем визите и его целях. Патронаж может проводиться со следующими целями: диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска   (медицинских,   исследование   сложившихся проблемных ситуаций; контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей   повторный);   анализ   хода   реабилитационных   мероприятий,   выполнения родителями рекомендаций и пр.; адаптационно­реабилитационные: посреднической, психологической помощи. Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных   семей,   постоянное   наблюдение   за   которыми   в   какой­то   мере дисциплинирует   их,   а   так   же   позволяет   своевременно   выявлять   и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Наряду   с   патронажем,   занимающим   важное   место   в   деятельности   социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей.  Консультирование,   по   определению,   предназначено   в   основном   для   оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Социальный   педагог,   работая   с   семьей,   может   использовать   наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини ­ тренинги и пр. Наряду   с   индивидуальными   консультативными   беседами,   могут   применяться групповые методы работы с семьей (семьями) ­ тренинги. Социально   ­   психологический   тренинг   определяется   как   область   практической психологии,   ориентированная   на   использование   активных   методов   групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Групповые   методы   работы   дают   возможность   родителям   обмениваться   друг   с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе.   Кроме   того,   возможность   принимать   на   себя   роль   лидера   при   обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.  Еще   одна   форма   работы   социального   педагога   с   семьей   ­   социально   ­ педагогический   мониторинг   семьи   ­   это   научно   обоснованная   система периодического   сбора,   обобщения   и   анализа   социально   ­   педагогической информации   о   процессах,   протекающих   в   семье,   и   принятие   на   этой   основе стратегических и тактических решений. Основные   принципы   мониторинга:   полнота,   системность информации;   оперативность   получения   сведений   и   их   систематическая   достоверность, 8 анкетирование, актуализация;   сопоставимость   получаемых   данных,   которая   обеспечивается единством   избранных   позиций   при   сборе   и   анализе   информации;   сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов. Сущность социально­педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной   инициативе;   непосредственное   и   опосредованное   наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально   организованного   исследования   (опрос,   метод экспертных   оценок,   биографический   метод,   психологические   методики   на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.) Важную  роль  в осуществлении  социально  ­  педагогического  мониторинга   играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них. Поскольку   семья   ­   это   сложная   система,   социальный   педагог   принимает   во внимание   подсистемы   внутри   семьи,   отношения   между   индивидами   и подсистемами. Родительская подсистема (мать ­ отец).  Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать ­ дети, отец ­ дети, стиль родительского отношения. Воспитательный   потенциал   семьи   во   многом   определяется   содержанием   и характером   функционирования   родительской   подсистемы.   Ошибки,   которые допускают   родители,   их   искаженные   ценностные   установки,   противоречия   в системах требований и влияние семьи на ребенка. Подсистема «братья ­ сестры».  Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной   роли   каждым   ребенком,   установившемся   в   семье   разделении обязанностей между братьями ­ сестрами. Отношения между детьми в семье ­ незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного   характера,   когда   обязательны   распределение   обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по   отношению   к   ним   заботу   и   внимание   взрослых,   и   многое   другое.   Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее   значимых.   Однако   здесь   скрыт   значительный   потенциал десоциализирующего   «семейная дедовщина».Моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое). Подсистема «родители ­ дети».  Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой.   подчинения,   влияния   (отношения 9 причин   семейных   конфликтов), Социально  ­  педагогическая  деятельность  с семьей  будет  эффективна, если  она будет   основана   на   комплексном   подходе.   Она   предполагает   изучение   и использование   данных   демографии   (изучение   рождаемости),   социологии   и социальной   психологии   (исследование   и   анализ   удовлетворенности   браком   и семейными   отношениями,   педагогики (воспитательная  функция   семьи),  права,  экономики (бюджет   семьи),  этнографии (быт, культурные особенности), истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.  О   роли   школы   в   организации   процесса   семейного   воспитания   детей   писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как   хочет,   мы   не   можем.   Мы   должны   организовать   семейное   воспитание,   и организующим   началом   должна   быть   школа,   как   представительница государственного   воспитания.Поэтому   воспитательная   часть   не   должна   пре­ небрегать даже самыми пустячными мелочами в материальном быту коллектива... создавая кодекс внутриколлективных правил, обязанностей и традиций и т. д.»(6) С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов с родителями: Систематическое   разностороннее   педагогическое   просвещение   родителей,   т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися. Привлечение родителей к активному участию в учебно­воспитательном процессе. Формирование у родителей потребности в самообразовании. Ознакомление   учителей   предметников   с   разнообразными   методами   семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта. Социально   педагогическое   исследование   семей,   дифференциация   их   на определенные типы.   Работа с детьми девиантного поведения. Обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе. При   проведении   этой   большой   и   ответственной   работы   учитываются   проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью: малочисленность семьи, воспитание в ней одного ребенка; отдельное   проживание   молодых   супругов   и   отсюда   ­   утрачивание   семейных традиций,   затрудненность   передачи   опыта   семейного   воспитания,   специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, продолжением учения молодых родителей; поглощение духовных интеллектуальных запасов так называемым "вещизмом". Правильное   педагогическое   руководство   семейным   воспитанием   возможно   при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по всем направлениям воспитания ­ идейно­политического, трудового, нравственного, эстетического, физического не только одно социального педагога. Современные   процессы   изменений   в   школьной   деятельности   характеризуются усложнением   позиционного   отношения   к   ученику.   Традиционная   для   прошлой 10 педагогики схема «Учитель­Ученик» постепенно заменяется гораздо более сложной позиционной схемой. Таким   образом,   сегодня   на   одном   материале   работают,   как   минимум,   четыре позиционных места: учитель, психолог, социальный педагог и  Классный   руководитель.   Деятельность   социального   педагога   обращена,   прежде всего, к личности ученика. Безусловно, что развитие личности ребенка не может быть рассмотрено вне социального контекста, однако задача социального педагога состоит не в адаптации учащегося, а в создании условий для развития его активного отношения к миру. Социальный педагог, пользуясь результатами деятельности психолога, работает с подростком   совместно   с   классным   руководителем,   прежде   всего,   занимаясь непосредственно разработкой и реализацией индивидуальной программы развития каждой конкретной личности.(7) Социальный   педагог,   работающий   в   школе,   в   своей   деятельности   должен руководствоваться следующей документацией: 1.   Тексты   административных   документов   по   социально­педагогической   работе. Законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка; 2. Должностная инструкция; 3. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю; 4.Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения; 5.   График   тематических   групповых   консультаций,   график   индивидуальных консультаций для отдельных групп населения; 6.   Проекты   или   программы   по   отдельным   наиболее   актуальным   направлениям социально­педагогической работы; 7.Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе;   по   освоению   индивидуальных   образовательных   маршрутов   детьми, стоящими   на   внутришкольном   контроле;   по   контролю   за   движением   учащихся; действий и результатов преодоления нарушений; 8.Документация   по   вопросам   опеки   и   попечительства,   регистрации   по   месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах; 9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем; 10.Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса,   школы,   социальных   ожиданий   родителей,   учащихся,   педагогов,   как субъектов образовательного процесса; 11.Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей; 12.Методические рекомендации для родителей; 13.Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем   социальной   жизни   ребенка   и   снятию   конфликтов   в   межличностных отношениях; 14.   Систематизированная   информация   по   городским   и   районным   службам   для родителей и детей о возможных путях решения их проблем.(8) 11 Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления,обобщения и   распространения   лучшего   опыта   семейного   воспитания.   Опыт   семейного воспитания в каждой семье педагог собирает по  крупинкам. В одной семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная организация досуга и т.д. Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной доброжелательной помощи школе ­ важная, насущная задача в работе социального педагога с семьей. Социальный   педагог,   осуществляя   свою   работу   в   рамках   педагогической   этики, профессиональной   конфиденциальности,   может   организовать   положительные устойчивые контакты с потенциальными клиентами ­ несовершеннолетними и с их родителями. Социальный   педагог   посещает   семьи   воспитанников,   изучая   на   месте   не толькобытовые   условия,   но   и   характер   организации   семейного   воспитания. Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося на дому следующие правила: • не идите непрошеным, постарайтесь любыми путями получить приглашение от родителей; • проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов; •  исключите   жалобы   на  ученика,   говорите   о   проблемах,  подсказывайте   пути   их решения; • беседуйте в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требуйте конфиденциальной встречи; • не предъявляйте претензий к родителям; • всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника; •   советы   и   рекомендации   давайте   не   навязчиво,   взвешивайте   уровень   своих требований и возможности семьи; • выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах; • не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержаны в сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм. Таким образом, чтобы в будущем рациональнее спланировать  и проводить работу, необходимонаметить   индивидуальный   подход   к   каждому   родителю,   найти   пути привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы. 4. Основные методы работы социального педагога с семьей учащегося.   Изучая семью, важно выяснить, как уживаются в ней такие понятия, как любовь, понимание,   жалобы,   трудности,   желания,   надежды,   отношение   к   современному состоянию общества в стране. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка. После изучения семьи стоит задача создать внутри нее новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд в саду, в огороде, в быту. 12 Первостепенное внимание при изучении семьи педагог обращает на положение в ней ребенка. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно вместе убедить ребенка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убеждения  педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации. В   практике   работы   некоторые   педагоги   составляют   «карту   семьи»,   где   дается характеристика каждого члена семьи, указываются даты рождения знаменательных событий   в   семье.   Определяется   статус   семьи,   ее   религиозная   и   национальная принадлежность, жилищные условия, соседство. «Карту» дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец   с   сыном,   проводят   ли   вместе   свободное   время,   что   читают,   посещают   ли клубы. Важно представить, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, каковы его мечты, с кем он дружит; какие у него отношения в классе, в школе, его любимый учитель, предмет; здоровье ребенка, его проблемы. Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье. Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отношения сводятся к приказам взрослых.   Социальному   педагогу   важно   учесть   все   отношения   внутри   семьи; отношения   взрослых   между   собой,   взрослых   и   детей,   родственников   и   других людей, которые живут в семье.  Работа социального педагога с родителями может осуществляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными родителями в центрах. Также,   самым   распространенным   и   естественным   является  метод   наблюдения. Именно   он   дает   педагогу   больше   всего   материала   для   воспитательной   работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со   сверстниками,   его   трудом.   Не   каждому   педагогу   удается   достичь   успеха   в общении   с   детьми.   Но   эту   способность   можно   развить.   Начинающему   педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя­ тремя   ребятами,   постараться   узнать   их.   Работая   с   группой   делать   пометки   об отдельных   ребятах,   стараясь   не   оставить   без   внимания   «незаметных».   Заметки помогут обратить внимание и на пассивных. Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее   вопросник   или   результаты   комиссии,   которая   сделала   заключение   при поступлении ребенка в данное учреждение. Поможет   составить   представление   о   ребенке   изучение   его   биографии,   его поступков и мотивов. 13 при   котором,  методсоциометрии, Исследователи   выделяют   еще   для математической   обработки   собираются   данные   бесед,   анкетирования,   опроса   и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка. При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния, того, что исследователи называют «ядром ребенка».(9) Таким образом, методы  совместной работы с родителямиразнообразны, но главное то, что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом. Работа социального педагога ­ это  как путь к горизонту: пройдешь десятки километров, сотни по полю проблем, а он горизонт, все равно впереди и все недосягаем.   И   каждый   «участок»   этого   поля   требует   новых   усилий,   глубоких раздумий и нестандартных решений. 5.Заключение. В   1990   г.   должность   социального   педагога   была   внесена   в   список   должностей рабочих и служащих. Получила, таким образом, признание новая профессия. Вслед за   тем   принято   решение   «Об   организации   социальной   службы   помощи   детям   и молодежи». В настоящее время в высших и средних специальных учебных заведениях введены специальности «Социальная педагогика» и «Социальная работа». Множество ВУЗов России приступили к подготовке соответствующих специалистов.(10) На   базе   образовательных   учреждений   созданы   центры   социальной   педагогики   и социальной   работы,     либо   введены   должности   социального   педагога,   которые занимаются   социально­педагогической деятельностью по работе с семьёй. Такие центры есть при многих школах, при учреждениях дополнительного образования и т.д. Совместная социально ­  педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в   систему   воспитания   детей   и   подростков,   которые   обеспечивает   оптимальные условия   для   их   личностного   становления,   социальной   защиты,   социализации   в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.(11) Снижение   жизненного   уровня   населения   сказалось   на   детях,   их   нравственном, физическом   и   психическом   здоровье.   Дети   и   подростки   оказались   наиболее незащищенными   среди   населения   страны.   Комиссия   по   делам   женщин,   семьи   и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей­сирот и детей­инвалидов увеличилось на 70%. Что касается детей­беглецов, то в основном это подростки 15­16 лет, чаще дети из городских семей, меньше – из сельских. Из детей,   убегающих   из   семьи,   56,7%   –   девочки,   43,3%   ­   мальчики,   8%   из   них прогуливают школу, 17% были исключены из школы.   Причиной побега являются волнения ребенка из­за неудач в достижении цели, конфликты в семье. Убегающие девочки   чаще   беременны   или   пережили   сексуальное   насилие,   их   чаще   всего втягивают   в   раннюю   половую   жизнь.   Медики   часто   сталкиваются   с   детскими травмами,   которые   являются   результатом   плохого   отношения   к   детям   в   семье. Существует термин «синдром избитого ребенка». Очевидностью плохого обращения 14 Вокруг   и   являются следы побоев на теле ребенка. Виновниками плохого обращения являются родители (92,2%), из них 85% ­ родные родители. Поэтому   бесценным   является   опыт   совместной   работы   школы   и   семьи     с   так называемыми «трудными» детьми и с ещё, более «трудными» родителями,  так как «Взрослые ­ это те же дети, только запретившие себя воспитывать»,   большинство детей имеют свои проблемы из­за собственных «взрослых» родителей. Деятельность социального педагога в школе очень важна, так как в это тяжелое время правовой незащищенности, роста жестокости  в семье и детской преступности, детям очень нужна   социально­психологическая   помощь   для   успешной   социализации   в современном обществе. Совместно   семья   и   школа   составляют   содержательно­организационное   ядро целостного   воспитательного   процесса. внутри   этого   ядра концентрируется все  другие  воспитательные силы, образующие во взаимодействии целостность. Многообразие форм и методов, которые социальный педагог использует в работе с родителями,   обеспечивает   успешность,   значимость   воспитательного   процесса.  Именно   такая   работа   может   способствовать   созданию   единого   контекста воспитательного процесса семьи и школы. Их взаимодействие и есть живой процесс организации всей жизни детей. Семья и школа ставят перед собой  общую главную задачу – воспитание человека, способного   успешно   адаптироваться   в   сложной   социальной   среде   и   реализовать себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах. Потребность в здоровом образе жизни, развитый интеллект и широкий кругозор, интеллигентность   в   общении,   эстетическое   восприятие   мира   ­   вот   конечный результат совместной воспитательной деятельности школы и семьи. Принципы   и   подходы,   которые   должны   работать   на   конечный   результат, реализуются в школе, но необходимо, чтобы вся жизнь школьника, воспитывающая и развивающая, строилась на едином основании и в стенах учебного заведения, и дома.   Противоречия   в   воспитательных   подходах   семьи   и   школы   пагубно отражаются на эффективности воспитательного процесса.  Великий педагог,   представитель детского парламентаАмонашвили Ш.А., в своём выступлении обратился к взрослым со словами: «Дорогие наши воспитатели, мамы и папы, учителя, милые люди, любящие  нас и заботящиеся о нас! Берегите нас такими, какие мы есть, и сделайте нас такими, какими должен стать каждый из нас…."(12) Таким образом,результат, на который рассчитывает школа и которого, естественно, должны желать и родители, может быть, достигнут только совместными усилиями. 6.Список использованной литературы. 1.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. ­ М.: Педагогика, 1983. ­ 318 с. 2.Мудрик А. В.Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /Под ред. В.А. Сластенина. ­ 3­е изд., испр. и доп. ­ М.: Издательский центр «Академия», 2000. ­ 200 с.  15 в   системе   общественного 3.Вульфов   Б.З.   Социальный   педагог воспитания//Педагогика. ­ 1992. ­ № 5/6. ­С.45 4.Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. ­ М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. ­ 416с. 5.Василькова   Ю.В.   Лекции   по   социальной   педагогике   (на   материалах отечественного образования) 2­ое изд. Изд­во ГФ “Полиграф.ресурсы”. ­ М., 1998, ­ стр.14 6.Макаренко А.С.Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8т. ­ М., 1983. ­ Т. 1. ­ С.297. 7.Учитель   ­   социальный   педагог   ­   социальный   работник   и   их   практическая деятельность: Сборник научных статей. Тамбов: Изд­во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1997 ­ С.42 8.Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000.­ С. 210 9.Василькова   Ю.В.   Лекции   по   социальной   педагогике   (на   материалах отечественного образования) 2­ое изд. Изд­во ГФ “Полиграф.ресурсы”. ­ М., 1998, С. 76. 10.Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. ­ 1996. ­ № 11/12. ­ С.28. 11.Концепция   о   правах   ребенка   (в   приложении   к   Обуховой   Л.Ф.   “Детская психология”), ­ Учебник. ­ М.: Российское пед.агентство. ­ 1996. ­ № 5. ­ С.356 12.Амонашвили Ш.А. Созидая человека М.,1982.С.26 16

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»

Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2018