Сафронова Юлия Вячеславовна, выпускница 2018
года ФГБОУ ВО «Курганский государственный
университет», педагогический факультет
«Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность,
Исследовательская работа
функции социального педагога»
План
1.Введение: социальнопедагогическое взаимодействиесемьи и школы
в системе деятельности социального педагога в школе.
2.Основные функции и направления работы социального педагога.
3. Содержание деятельности социального педагога,формы работы с семьей.
4.Основные методы работы социального педагога с семьей учащегося.
5.Заключение.
6.Список использованной литературы.
«Ребёнок зеркало семьи;как в капле
воды отражается солнце, так в детях
отражается нравственнаячистота матери
и отца. Задача школы и родителейдать
каждому ребёнку счастье...Только вместе
с родителями,
общими усилиями,
учителя могут дать детям большое
человеческое счастье».
В.А.Сухомлинский (1)
в
1.Введение:социальнопедагогическое взаимодействие семьи и школы
системе деятельности социального педагога в школе.
Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится
сотрудничеству семьи и школы.
Семья должна оказывать помощь школе в успешном осуществлении закона об
образовании в организации деятельности учащихся. Но на современном этапе
мешает социальному воспитанию и школьной адаптации слабое знание родителями
основ педагогики. Поэтому в настоящий момент необходимо углублять
взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за
воспитание детей. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим
возрастает значение работы социального педагога, учителя, психолога в школе по
организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем
и вопросов.
1 Семья и школа два основных и равноправных субъекта воспитания и социализации
личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между
школой и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на
принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения.
Не
разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление
воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива
единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания.
Родительская общественность должна чувствовать себя соратником
педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных
воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом
контингента данного образовательного учреждения и его семейнобытового
окружения.
Основа любого взаимодействия реализация потребностей его участников.
Основные интересы семьи и образовательных учреждений по развитию личности и
социализации ребенка объективно совпадают это
создание благоприятных
условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно
нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально
психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве.
Как, известно, в современной школе родители и дети чаще общаются только с
учителем и представителями администрации. Но для того, чтобы процесс обучения
и воспитания был более успешный и продуктивный, в современной школе еще есть
социальный педагог. Часто родители даже не знают, что входит в должностные
обязанности и с какими вопросами они могут обращаться за помощью. Кто же такой
социальный педагог в школе, каковы функции, направления, содержание, формы
работы?Наименование специалиста социальный педагог производно от понятия
«педагог». Прежде всего, педагога и педагога социального сближает объект
деятельности ребёнок. Социальный педагог это человек, обеспечивающий
взаимодействие между семьей, образовательным учреждением, в котором обучается
их ребенок и другими организациями.Социальный педагог выступает посредником.
Связующим звеном между педагогами, ребёнком иродителями, ребёнком и его
окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком
или его окружением.Он проводит социальную диагностику семей, составляет
программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания
детей.Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по
возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины,
порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода
негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана).
Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической
форме он сам «выходит» на контакт с семьей. Объектом воздействия социального
педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом,
как коллектив.Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог это педагог,
исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание
всех возрастных групп и социальных категорий людей.(2)
2 Таким образом, деятельность социального педагога прослеживается во всех
направлениях воспитательной системы школы и является связующим звеном в
совместной работе школы с семьёй.
2.Основные функции и направления работы социального педагога.
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной
характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает,
что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс
мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности
в учреждениях и по месту жительства обучающихся.
Нормативноправовой базой, определяющей основные направления, цели и задачи
социальнопедагогической деятельности в образовательном учреждении являются:
Всеобщая декларации прав человека, согласно которой дети имеют право на особую
заботу и помощь;
Конституция Российской Федерации, гарантирующая государственную поддержку
семьи, материнства и детства;
Принципы Декларации прав ребёнка;
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 2017 годы (утв.
Указом Президента РФ от 1 июня 2012г. № 761), определяющая основные
направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые
механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах
международного права;
Тексты административных документов по социальнопедагогической работе;
Законы и подзаконные акты по осуществлению прав ребенка.
Целью работы социального педагога является создание условий для успешной
социализации личности детей и подростков в современных условиях и развития
коммуникативной культуры в составе классного коллектива и неформальной
группы общения. В создании условий для совершенствования возможностей
ребенка и его окружения в решении проблем социальной жизни.
Главная задача социального педагога это разрешение проблем социальной жизни
детей.
Основные функции вработесоциального педагога:
Организационнокоммуникативная.
Социальный педагог способствует вовлечению добровольных помощников,
населения в социальнопедагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые
и личностные контакты. Социальный педагог непосредственно работает с
профилактическим советом, с социальной комиссией родительского комитета.
Управленческая:
1.Участие в педагогических советах.
2.Консультирование классных родителей.
3.Участие в разработке плана работы службы сопровождения.
4.Участие в работе методического объединения классных руководителей.
5.Помощь в получении паспортов учащимся, достигших 14 лет.
6.Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной
защите семьи и детства, с правоохранительными органами.
3 7.Организация досуга детей через связь с детскими объединениями и учреждениями
дополнительного образования.
8. Ответы на запросы в различные инстанции.
9.Составление отчетов и справок.
10.Участие в совещаниях, семинарах и рабочих группах для повышения
результативности своей работы и налаживании контактов.
Предупредительнопрофилактическая и социальнотерапевтическая:
Социальный педагог учитывает и приводит в действие социальноправовые,
юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления
негативных влияний. Организует социотерапевтическую помощь нуждающимся,
обеспечивает защиту их прав.
1.Выявляет семьи, нуждающиеся в социальной защите, формирует списки учащихся,
воспитывающихся:
в многодетных семьях;
в семьях матерейодиночек;
в семьях ликвидаторов аварии ЧАЭС;
в семьях, являющихся переселенцами;
в семьях, чьи родители участвовали в локальных военных действиях;
в неполных семьях;
в семьях, потерявших кормильца;
в малообеспеченных семьях.
2.Изучение контингента учащихся (социальный состав школы).
3.Изучение социума детей:
выявление детейгруппы риска;
контрольные проверки семей учащихся, состоящих на учете в КДН;
обследование семей опекаемых в осенний и весенний периоды.
4.Участие в работе службы сопровождения:
патронаж детей, состоящих на внутри школьном учете;
работа с родителями учащихся.
5.Профилактическая работа с учащимися для предотвращения антиобщественных
поступков и беседы, направленные на культуру поведения в общественных местах.
Вовлечение учащихся в кружки, секции, студии,ГПД.
6.Профориеттационная работа (посещение молодежной ярмарки профессий и
организация «Дня открытых дверей» в школе с привлечением специалистов
различных учебных заведений.).
7.Ведение банка данных учащихся, не посещающих уроки по неуважительной
причине.
Прогностическая.
Социальный педагог участвует в проектировании процесса социального развития
микросоциума школы.
Защитноохранная;
1.Осуществляется патронаж вновь прибывших учащихся (школьная адаптация).
2.Организация получения льготных проездных документов для учащихся.
3.Контроль за организацией помощи детям из группы риска.
4 4.Организация летнего отдыха учащихся.
5.Трудоустройство учащихся на летний период.
Аналитико диагностическая:
1.Сбор информации об учащихся, задержанных полицией.
2. Анализ работы социального педагога на начало и конец учебного года.
3.Изучение новых воспитательных технологий с целью достижения максимальной
эффективности в работе.
Для того чтобы выполнять свою работу, социальный педагог имеет право:
быть представителем и защитником интересов детей в службах муниципальных
органов и в органах власти (в суде, полиции);
собирать информацию о семье, делать социологические опросы и диагностику.
Правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту
ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту.
Кроме того, что социальный педагог по правовым аспектам консультируется с
юристом, перед ним встает целый ряд жизненных вопросов, на которые он должен
отвечать.
Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при
физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной
ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в
результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без
помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия.
Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда
детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Он также должен уметь решать
вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными
детьми. Он должен помнить, что приемные дети в подростковом возрасте, в период
своего взросления, повышенной возбудимости, чаще всего вступают в конфликты с
приемными родителями.
Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это
тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих
обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко
обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку
или попечительство.
Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности подростков,
несовершеннолетних за преступления. Ему следует знать, как ведутся судебные
разбирательства, как осуществляется защита и так далее.
Направления работы социального педагога:
Работа с детьми "группы риска";
Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения;
Профилактика бродяжничества;
Работа с детьмисиротами;
Работа с детьми, находящимися под опекой;
Работа с неполными семьями;
Работа с детьми, родители которых алкоголики;
Работа с детьмиактивистами;
5 Работа с детьмиинвалидами и т.д.
Социальный педагог имеет дело со следующими проблемами:
Алкоголизм.
Наркомания.
Табакокурение.
Социальная депрессия.
Бродяжничество.
Безработица.
Инвалидность.
Вынужденная миграция.
Стихийные бедствия.
Душевные потрясения.
Социальная дезадаптация.
Социальный педагог становится организатором внеурочного времени школьника,
объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он координирует работу
педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей
социальной микросредой и общественностью микрорайона. Без связи со школой
развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод
банален: необходимо сотрудничество взаимодействие во имя интересов ребенка,
когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому не
доступное. Методику такого взаимодействия еще предстоит совершенствовать
ученым и практикам. Но вовсе не кажется парадоксальной мысль, что судьба
социального педагога во многом зависит от школы и, наоборот, успех последней
прямо связан с умелыми действиями социального педагога.(3)
3.Содержание деятельности социального педагога,формы работы с семьей.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих
социально педагогической помощи: образовательную, психологическую и
посредническую.(4)
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности
социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем
и формирование педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с
родителями путем их консультирования, а так же с ребенком посредством
создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной
помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее
воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально педагогической помощи включает в
себя два компонента: социально психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период
кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье
существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его
6 нервно психического и физического состояния. До недавнего времени этому
явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится
запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение
доверия.
Посреднический компонент социально педагогической помощи включает в себя
три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в
себя: организацию выставок продаж поношенных вещей, благотворительных
аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов,
курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по
совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного
ребенка.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по
вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы
могут касаться как жилищного, семейнобрачного, трудового, гражданского,
пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем,
которые существуют внутри семьи.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник информирует семью о важности и возможности взаимодействия
родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические
советы по воспитанию детей.
Консультант консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам
межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах
воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы
создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в
семье.
Защитник защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с
полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое
отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта,
отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям. В организации
своей работы даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе,
гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей
каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную
полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей,
принимает меры к их решению. Поддерживает постоянную связь с семьями
учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской
жестокости, эгоизма, вседозволенности.(5)
Одна из форм работы социального педагога с семьей социальный патронаж,
представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими,
контрольными, адаптационно реабилитационными целями, позволяющая
установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее
проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
7 социальных,
бытовых),
оказание конкретной образовательной,
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что
позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение
патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа
самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности,
поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем
визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов
риска (медицинских,
исследование сложившихся
проблемных ситуаций;
контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с
семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения
родителями рекомендаций и пр.;
адаптационнореабилитационные:
посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего
асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какойто мере
дисциплинирует их,
а так же позволяет своевременно выявлять и
противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального
педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с
семьей.
Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания
помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении
жизненных задач.
Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее
распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение,
убеждение, художественные аналогии, мини тренинги и пр.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться
групповые методы работы с семьей (семьями) тренинги.
Социально психологический тренинг определяется как область практической
психологии, ориентированная на использование активных методов групповой
психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с
другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в
группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене
информацией развивает активность и уверенность родителей.
Еще одна форма работы социального педагога с семьей социально
педагогический мониторинг семьи это научно обоснованная система
периодического сбора, обобщения и анализа социально педагогической
информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе
стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: полнота,
системность
информации; оперативность получения сведений и их систематическая
достоверность,
8 анкетирование,
актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается
единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание
обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социальнопедагогического мониторинга семьи состоит в комплексном
использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни,
как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по
собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение,
сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе
специально организованного исследования (опрос,
метод
экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на
выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)
Важную роль в осуществлении социально педагогического мониторинга играет
умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные
результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из
них.
Поскольку семья это сложная система, социальный педагог принимает во
внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и
подсистемами.
Родительская подсистема (мать отец).
Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в
качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений:
мать дети, отец дети, стиль родительского отношения.
Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и
характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые
допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в
системах требований и влияние семьи на ребенка.
Подсистема «братья сестры».
Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях
социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении
обязанностей между братьями сестрами.
Отношения между детьми в семье незаменимый опыт общения и взаимодействия
длительного характера,
когда обязательны распределение обязанностей,
терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую
по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для
большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер
наиболее значимых.
Однако здесь скрыт значительный потенциал
десоциализирующего
«семейная
дедовщина».Моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние
и многое другое).
Подсистема «родители дети».
Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия
между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие
нормой.
подчинения,
влияния
(отношения
9 причин семейных конфликтов),
Социально педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она
будет основана на комплексном подходе. Она предполагает изучение и
использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и
социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и
семейными отношениями,
педагогики
(воспитательная функция семьи), права, экономики (бюджет семьи), этнографии
(быт, культурные особенности), истории и философии (исторические формы семьи,
брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.
О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал
А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то,
что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать,
как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и
организующим началом должна быть школа,
как представительница
государственного воспитания.Поэтому воспитательная часть не должна пре
небрегать даже самыми пустячными мелочами в материальном быту коллектива...
создавая кодекс внутриколлективных правил, обязанностей и традиций и т. д.»(6)
С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов с
родителями:
Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е.
ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с
учащимися.
Привлечение родителей к активному участию в учебновоспитательном процессе.
Формирование у родителей потребности в самообразовании.
Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами семейного
воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.
Социально педагогическое исследование семей, дифференциация их на
определенные типы.
Работа с детьми девиантного поведения.
Обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.
При проведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы,
выдвигаемые перед обществом самой жизнью:
малочисленность семьи, воспитание в ней одного ребенка;
отдельное проживание молодых супругов и отсюда утрачивание семейных
традиций, затрудненность передачи опыта семейного воспитания, специфика
влияния неполной семьи на ребенка;
дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей,
продолжением учения молодых родителей;
поглощение духовных интеллектуальных запасов так называемым "вещизмом".
Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при
условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по
всем направлениям воспитания идейнополитического, трудового, нравственного,
эстетического, физического не только одно социального педагога.
Современные процессы изменений в школьной деятельности характеризуются
усложнением позиционного отношения к ученику. Традиционная для прошлой
10 педагогики схема «УчительУченик» постепенно заменяется гораздо более сложной
позиционной схемой.
Таким образом, сегодня на одном материале работают, как минимум, четыре
позиционных места: учитель, психолог, социальный педагог и
Классный руководитель. Деятельность социального педагога обращена, прежде
всего, к личности ученика. Безусловно, что развитие личности ребенка не может
быть рассмотрено вне социального контекста, однако задача социального педагога
состоит не в адаптации учащегося, а в создании условий для развития его активного
отношения к миру.
Социальный педагог, пользуясь результатами деятельности психолога, работает с
подростком совместно с классным руководителем, прежде всего, занимаясь
непосредственно разработкой и реализацией индивидуальной программы развития
каждой конкретной личности.(7)
Социальный педагог, работающий в школе, в своей деятельности должен
руководствоваться следующей документацией:
1. Тексты административных документов по социальнопедагогической работе.
Законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка;
2. Должностная инструкция;
3. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю;
4.Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем
учреждения;
5. График тематических групповых консультаций, график индивидуальных
консультаций для отдельных групп населения;
6. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям
социальнопедагогической работы;
7.Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в
коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми,
стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся;
действий и результатов преодоления нарушений;
8.Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту
жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных
органах;
9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими
проблем;
10.Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика,
класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов, как
субъектов образовательного процесса;
11.Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей;
12.Методические рекомендации для родителей;
13.Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению
проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных
отношениях;
14. Систематизированная информация по городским и районным службам для
родителей и детей о возможных путях решения их проблем.(8)
11 Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления,обобщения
и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт семейного
воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной семье это
может быть оборудование детского уголка, в другой интересная организация досуга
и т.д.
Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной доброжелательной
помощи школе важная, насущная задача в работе социального педагога с семьей.
Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики,
профессиональной конфиденциальности, может организовать положительные
устойчивые контакты с потенциальными клиентами несовершеннолетними и с их
родителями.
Социальный педагог посещает семьи воспитанников, изучая на месте не
толькобытовые условия, но и характер организации семейного воспитания.
Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения
между членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося
на дому следующие правила:
• не идите непрошеным, постарайтесь любыми путями получить приглашение от
родителей;
• проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и
комплиментов;
• исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их
решения;
• беседуйте в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требуйте
конфиденциальной встречи;
• не предъявляйте претензий к родителям;
• всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;
• советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих
требований и возможности семьи;
• выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах;
• не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержаны в сложных случаях,
выражайте осторожный оптимизм.
Таким образом, чтобы в будущем рациональнее спланировать и проводить работу,
необходимонаметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути
привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы.
4. Основные методы работы социального педагога с семьей учащегося.
Изучая семью, важно выяснить, как уживаются в ней такие понятия, как любовь,
понимание, жалобы, трудности, желания, надежды, отношение к современному
состоянию общества в стране.
Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить
положение в ней ребенка. После изучения семьи стоит задача создать внутри нее
новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы
здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд в саду, в
огороде, в быту.
12 Первостепенное внимание при изучении семьи педагог обращает на положение в ней
ребенка. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной
программы. Здесь важно вместе убедить ребенка в правильности выбранного пути
выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело.
Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет
правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного
поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы
воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.
В практике работы некоторые педагоги составляют «карту семьи», где дается
характеристика каждого члена семьи, указываются даты рождения знаменательных
событий в семье. Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная
принадлежность, жилищные условия, соседство.
«Карту» дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят
времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли
отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают ли
клубы.
Важно представить, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется,
что читает, каковы его мечты, с кем он дружит; какие у него отношения в классе, в
школе, его любимый учитель, предмет; здоровье ребенка, его проблемы.
Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья
и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье.
Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отношения сводятся к приказам
взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи;
отношения взрослых между собой, взрослых и детей, родственников и других
людей, которые живут в семье.
Работа социального педагога с родителями может осуществляться при посещении
семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными
родителями в центрах.
Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения.
Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы.
Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке,
со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в
общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу
помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя
тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об
отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки
помогут обратить внимание и на пассивных.
Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе
социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный
заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при
поступлении ребенка в данное учреждение.
Поможет составить представление о ребенке изучение его биографии, его
поступков и мотивов.
13 при котором,
методсоциометрии,
Исследователи выделяют еще
для
математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и
алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического
и социального состояния, того, что исследователи называют «ядром ребенка».(9)
Таким образом, методы совместной работы с родителямиразнообразны, но главное
то, что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности
работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы
школы в целом. Работа социального педагога это как путь к горизонту: пройдешь
десятки километров, сотни по полю проблем, а он горизонт, все равно впереди и все
недосягаем. И каждый «участок» этого поля требует новых усилий, глубоких
раздумий и нестандартных решений.
5.Заключение.
В 1990 г. должность социального педагога была внесена в список должностей
рабочих и служащих. Получила, таким образом, признание новая профессия. Вслед
за тем принято решение «Об организации социальной службы помощи детям и
молодежи».
В настоящее время в высших и средних специальных учебных заведениях введены
специальности «Социальная педагогика» и «Социальная работа». Множество ВУЗов
России приступили к подготовке соответствующих специалистов.(10)
На базе образовательных учреждений созданы центры социальной педагогики и
социальной работы, либо введены должности социального педагога, которые
занимаются социальнопедагогической деятельностью по работе с семьёй. Такие
центры есть при многих школах, при учреждениях дополнительного образования и
т.д.
Совместная социально педагогическая работа позволяет вносить такие изменения
в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные
условия для их личностного становления, социальной защиты, социализации в
соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.(11)
Снижение жизненного уровня населения сказалось на детях, их нравственном,
физическом и психическом здоровье. Дети и подростки оказались наиболее
незащищенными среди населения страны. Комиссия по делам женщин, семьи и
демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детейсирот
и детейинвалидов увеличилось на 70%. Что касается детейбеглецов, то в основном
это подростки 1516 лет, чаще дети из городских семей, меньше – из сельских. Из
детей, убегающих из семьи, 56,7% – девочки, 43,3% мальчики, 8% из них
прогуливают школу, 17% были исключены из школы. Причиной побега являются
волнения ребенка изза неудач в достижении цели, конфликты в семье. Убегающие
девочки чаще беременны или пережили сексуальное насилие, их чаще всего
втягивают в раннюю половую жизнь. Медики часто сталкиваются с детскими
травмами, которые являются результатом плохого отношения к детям в семье.
Существует термин «синдром избитого ребенка». Очевидностью плохого обращения
14 Вокруг и
являются следы побоев на теле ребенка. Виновниками плохого обращения являются
родители (92,2%), из них 85% родные родители.
Поэтому бесценным является опыт совместной работы школы и семьи с так
называемыми «трудными» детьми и с ещё, более «трудными» родителями, так как
«Взрослые это те же дети, только запретившие себя воспитывать», большинство
детей имеют свои проблемы изза собственных «взрослых» родителей. Деятельность
социального педагога в школе очень важна, так как в это тяжелое время правовой
незащищенности, роста жестокости в семье и детской преступности, детям очень
нужна социальнопсихологическая помощь для успешной социализации в
современном обществе.
Совместно семья и школа составляют содержательноорганизационное ядро
целостного воспитательного процесса.
внутри этого ядра
концентрируется все другие воспитательные силы, образующие во взаимодействии
целостность.
Многообразие форм и методов, которые социальный педагог использует в работе с
родителями, обеспечивает успешность, значимость воспитательного процесса.
Именно такая работа может способствовать созданию единого контекста
воспитательного процесса семьи и школы. Их взаимодействие и есть живой процесс
организации всей жизни детей.
Семья и школа ставят перед собой общую главную задачу – воспитание человека,
способного успешно адаптироваться в сложной социальной среде и реализовать
себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах.
Потребность в здоровом образе жизни, развитый интеллект и широкий кругозор,
интеллигентность в общении, эстетическое восприятие мира вот конечный
результат совместной воспитательной деятельности школы и семьи.
Принципы и подходы, которые должны работать на конечный результат,
реализуются в школе, но необходимо, чтобы вся жизнь школьника, воспитывающая
и развивающая, строилась на едином основании и в стенах учебного заведения, и
дома. Противоречия в воспитательных подходах семьи и школы пагубно
отражаются на эффективности воспитательного процесса.
Великий педагог, представитель детского парламентаАмонашвили Ш.А., в своём
выступлении обратился к взрослым со словами: «Дорогие наши воспитатели, мамы
и папы, учителя, милые люди, любящие нас и заботящиеся о нас! Берегите нас
такими, какие мы есть, и сделайте нас такими, какими должен стать каждый из
нас…."(12)
Таким образом,результат, на который рассчитывает школа и которого, естественно,
должны желать и родители, может быть, достигнут только совместными усилиями.
6.Список использованной литературы.
1.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Педагогика, 1983. 318 с.
2.Мудрик А. В.Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /Под ред. В.А.
Сластенина. 3е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
200 с.
15 в системе общественного
3.Вульфов Б.З.
Социальный педагог
воспитания//Педагогика. 1992. № 5/6. С.45
4.Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. М.:
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 416с.
5.Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах
отечественного образования) 2ое изд. Издво ГФ “Полиграф.ресурсы”. М., 1998,
стр.14
6.Макаренко А.С.Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В
8т. М., 1983. Т. 1. С.297.
7.Учитель социальный педагог социальный работник и их практическая
деятельность: Сборник научных статей. Тамбов: Издво ТГУ им. Г.Р.Державина,
1997 С.42
8.Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение
в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. С. 210
9.Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах
отечественного образования) 2ое изд. Издво ГФ “Полиграф.ресурсы”. М., 1998,
С. 76.
10.Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. 1996. №
11/12. С.28.
11.Концепция о правах ребенка (в приложении к Обуховой Л.Ф. “Детская
психология”), Учебник. М.: Российское пед.агентство. 1996. № 5. С.356
12.Амонашвили Ш.А. Созидая человека М.,1982.С.26
16
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.