Исследовательская работа «Игра и учёба – два различных вида деятельности или же две стороны одной медали?»
Оценка 4.8

Исследовательская работа «Игра и учёба – два различных вида деятельности или же две стороны одной медали?»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +1
2 кл
31.01.2017
Исследовательская работа  «Игра и учёба – два различных вида деятельности или же две стороны одной медали?»
Исследовательский продукт - Памятка школьнику
Игра и учёба.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №9»

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

 «Игра и учёба – два различных вида деятельности или же две стороны одной медали?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Курдюмова Ксения

ученица 2 В класса

Научный руководитель:

Брагина Яна Михайловна

 

 

 

 

Биробиджан

2016

 

Введение

 

Жизнь современного младшего школьника очень насыщенна. Нужно многое успеть в течение дня – вовремя выполнить все задания на уроках, подготовить домашнюю работу,  позаниматься в кружках и секциях. Для этого требуется серьёзная подготовка и выносливость. Но и о своих играх и увлечениях тоже нельзя забывать. Ведь без отдыха и радости жизнь кажется серой и однообразной.

Я условно поделила жизнь учащегося младших классов на две части: учебную и досуговую, так как они занимают в жизни школьника примерно равные части.

Во время учебной деятельности младшие школьники осваивают новые знания, учатся применять их на практике. Учебная жизнь строго организована. На каждый урок отводится определённое количество времени. Учебной деятельностью руководит учитель, а также сам ребёнок, когда готовит домашнее задание.

 Свой досуг школьники строят по своему усмотрению. Здесь тоже многое нужно успеть: выделить время для хобби, посмотреть любимые телепередачи, погулять во дворе и обязательно поиграть. Игровая деятельность всё ещё занимает значительное место в досуге младшего школьника.

Учёные доказали, что игра развивает ребёнка, социализирует его. В игре маленький человек познаёт окружающий мир; игра является средством развития различных качеств человека; в играх дети отражают накопленный опыт, закрепляют своё представление о событиях, о жизни [6, 18].

Для того чтобы выяснить, каким образом детские игры оказывают влияние на учебную деятельность и связаны ли они между собой, я решила провести  исследование.

Проблема  моего исследования: бытует мнение, что учёба и игра –  вещи совершенно разные, не имеющие ничего общего. Так ли это?

Актуальность  исследования заключается в том, что как учёба, так и игра являются неотъемлемой частью жизни ребёнка. И мне, как ребёнку, эта тема близка и интересна.

Гипотеза: хочу предположить, что учёба и игра взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга, несмотря на то, что это различные виды деятельности.

Объектом  моего исследования  будут выступать  виды   деятельности младших школьников.

Предмет исследования – популярные детские игры.

 

Цель работы:

ü Выяснить, какова роль детских игр в учебной и внеурочной жизни учащихся младших классов?

Задачи:

ü выявить качества, которые требуются от младшего школьника во время учебной деятельности;

ü выявить виды и особенности детских игр разных поколений;

ü сравнить детские игры  родителей и моих сверстников;

ü выявить, какие полезные качества формируют популярные детские игры;

ü сравнить особенности учебной и игровой деятельности.

Методы исследования:

ü изучение литературы  о детских играх, их разновидностях;

ü проведение социологического  опроса   родителей;

ü анкетирование учащихся своего класса;

ü сравнительный анализ  игровой деятельности взрослых и детей;

ü сравнительный анализ учебной и игровой деятельности.

 

Средства исследования:

ü информационные источники: литература, телепередачи по теме исследования;  Интернет-ресурсы;

ü анкеты, опросники.

 

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты моего исследования помогут изменить отношение учащихся младших классов к учебной деятельности, и, в конечном итоге,  повысить их мотивацию.

 

Ход исследования

 

1.     Анализ учебной деятельности

 

Как показывают результаты анализа учебной деятельности, для того чтобы быть успешным в учёбе от ученика младшей школы требуются такие качества как собранность и сосредоточенность, умение владеть своим вниманием, серьёзное отношение к выполнению заданий, быстрота реакции, развитая память, логическое мышление, широкий кругозор, терпение и усидчивость, а также крепкое здоровье [11, 46].

Все эти качества тренируются на уроках  математики, русского  и иностранного языков, окружающего мира, музыки, физической культуры и др. Учебная деятельность сама по себе является подготовкой к будущей взрослой жизни.

Каждый из четырех основных видов деятельности, характерных для ребёнка младшего школьного возраста: учение, общение, игра и труд — выполняет специфические функции в его развитии. Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей. Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приёмы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Труд улучшает моторику кистей рук, развивает   практическое, пространственное и образное мышление, социализирует. Без активного участия ребёнка в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и неполным.

Немецкий психолог К. Гросс, первым предпринявший попытку систематического изучения игры, считал, что игра для ребёнка является изначальной школой поведения, школой жизни. Януш Корчак, польский педагог, врач и писатель считал, что игра – это возможность отыскать себя в обществе. Игра может рассматриваться как форма освоения социального опыта. [6,32]

В процессе игры у школьников вырабатывается привычка сосредоточиться, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, развивают фантазию. Даже самые пассивные ученики включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести одноклассников. [9,55]

         

                     Описание: https://otvet.imgsmail.ru/download/u_daaaf096493fa1771a934b05db55ff37_800.jpg

 

2.     Виды и особенности детских игр разных поколений.

В ходе исследования я провела анкетирование учащихся 2-х и 4-х классов своей школы. А также провела опрос родителей своего класса. В анкетировании участвовали 29 учеников. В анкете были сформулированы следующие вопросы:

 

Уважаемый ровесник!

Я провожу исследовательскую работу на тему

 «Детские игры в жизни школьника»

Прошу тебя ответить  на следующие вопросы.

Твой возраст_____________         Любишь ли ты играть?______________ _____

Твои любимые игры?_________________________________________________

____________________________________________________________________

Знаешь ли ты, в какие игры любили  играть  твои родители, бабушки и дедушки?

____________________________________________________________________

Как ты думаешь, чем полезны игры для учёбы?____________________________

____________________________________________________________________

Спасибо за помощь и потраченное время!

 

 

В результате анализа анкет учащихся и социального опроса родителей  были выделены следующие виды популярных детских игр разных поколений:

Таблица 1

 

 

Виды популярных детских игр современных детей

 

Виды популярных детских игр старшего поколения

1.     Компьютерные игры – 33%

2.     Подвижные игры – 21%

3.     Настольные игры – 14%

4.     Спортивные игры – 10%

5.     Словесные игры – 7%

6.     Ролевые игры – 6%

7.     Карточные игры – 5%

8.     Конструкторы – 4%

1.     Настольные игры – 25%

2.     Подвижные игры – 23%

3.     Дворовые игры – 17%

4.     Спортивные игры – 16%

5.     Ролевые игры – 7%

6.     Конструкторы – 6%

7.     Карточные игры – 3%

8.     Словесные игры – 3%

 

Самыми популярными играми современных детей являются:

·       в категории «Компьютерные игры» – игра «Minecraft»;

·       в категории «Подвижные игры» – игры «Догонялки» и «Прятки»;

·       в категории «Настольные игры» – игры «Шашки» и «Монополия»;

·       в категории «Спортивные игры» – игра «Футбол»;

·       в категории «Словесные игры» – игра «Города»;

·       в категории «Ролевые игры» – игра «Казаки – Разбойники»;

·       в категории «Карточные игры» – игра «Уно»;

·       в категории «Конструкторы» – конструктор «Lego».

Описание: http://www.gazetesabun.com/wp-content/uploads/2015/10/school5.jpg             

Самыми популярными играми старшего поколения являлись:

·       в категории «Настольные игры» – игры «Шашки» и «Шахматы»; «Домино»;

·       в категории «Подвижные игры» – игра «Классики», «Резинка»;

·       в категории «Дворовые игры» – «Гигантские шаги»; «Краски»; «Али-Баба»;  «Колечко, выйди на крылечко»;

·       в категории «Спортивные игры» – игры «Футбол»; «Хоккей»; «Лапта»;

·       в категории «Словесные игры» – игра «Города»;

·       в категории «Ролевые игры» – игра «Дочки – Матери»;

·       в категории «Конструкторы» – «Самоделкин»; авиа-моделирование; электро-конструкторы.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что лидерами среди игр современных детей являются компьютерные игры, а лидерами среди игр старшего поколения являлись настольные и дворовые игры.

Интересно, что в ролевую игру «Школа»  играют дети разных поколений. В эту пору своей жизни многие мечтают стать учителем.

    

 

              

                 

Описание: http://avivas.ru/img/news/201110/4210843297.jpgОписание: http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2014/05/kidsgames02.jpg       

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание: http://wiki.ru/upload/iblock/0c3/0c3a797b6d2f4eea334901e9ed95c25a.jpg

 

 

 

 

 

 

 

3.     Анализ игровой деятельности младших школьников

        

В ходе исследования  выявились следующие полезные человеческие качества, которые формируются у детей в процессе игровой деятельности:

Ø популярные компьютерные игры современных детей развивают фантазию, концентрацию внимания;

Ø подвижные игры укрепляют здоровье, восполняют двигательную активность;

Ø настольные  игры развивают логическое мышление и учат работать в команде;

Ø спортивные игры формируют быстроту реакции и учат побеждать;

Ø ролевые игры учат общаться, как поступать в жизненных ситуациях;

Ø словесные игры расширяют кругозор и словарный запас;

Ø дворовые игры способствуют сплочению, формируют навыки коллективного взаимодействия;

Ø игры-конструкторы развивают пространственное мышление и воображение.

К тому же, по мнению участников социологического опроса, детские игры тренируют терпение, ловкость и сообразительность, умение проигрывать, а также помогают отдохнуть перед учёбой и приобрести друзей.

Необходимо также отметить и негативные особенности. Несмотря на популярность компьютерных игр у детей современного поколения, всё же они могут оказывать отрицательное влияние на здоровье. Известны факты, когда у  детей развивалось психическое заболевание под названием «Компьютерная зависимость».

          

Кроме того, наблюдение показало, что среди игр старшего поколения совершенно отсутствуют  компьютерные игры, а среди игр современных детей очень мало дворовых игр. Это говорит нам о том, что современные дети всё меньше учатся взаимодействию и сплочению, и всё больше находят интересы не в общении со сверстниками, а в технических новинках и проживании несуществующей жизни. В то время как наши родители проводили большую часть свободного времени со своими друзьями.

 

Сравнительный анализ учебной и игровой деятельности.

 

         В процессе исследования  я сравнила учебную деятельность с игровой  и пришла к  следующим выводам:

1.     Игра способствует росту познавательной активности и, следовательно, умственному развитию. Включение элементов игры в обучение играет большую роль в развитии отставших детей. Занятия становятся для них интереснее, они чувствуют радость успеха в учёбе и ощущают равенство своих возможностей с возможностями сверстников.

2.     И учебная деятельность, и игра – это подготовка ребёнка к взрослой жизни. С той разницей, что учёба готовит его  к профессиональной жизни, а игра  помогает в учёбе. Во время учебной и игровой деятельности формируются качества, необходимые для индивидуального роста и развития человека.

3.     В учёбе присутствуют элементы игры, а в игре – элементы учёбы. Например, на страницах учебников присутствуют различные сказочные герои, которые делают обучение более увлекательным. Иногда в формулировках учебных задач содержатся элементы игры, а также в игровой форме  наши учителя иногда проводят  уроки. А во время некоторых детских игр ребёнок учится тому же, чему учат  в школе – читать, писать, считать, понимать задачу, мастерить и многому другому.

 

Таким образом,  подтвердилась выдвинутая мной гипотеза, что учебная деятельность и игра в жизни младшего школьника  взаимосвязаны и имеют много общего.

 

Вывод: учёба и игра – две стороны одной медали.

Они тесно связаны между собой, дополняя друг друга.

 

 

Но родителям и педагогам необходимо помнить, что в жизни младшего школьника игра  очень важна. Д.Б. Эльконин писал: «Случается и так, что уже при поступлении в школу у ребёнка есть какое-то увлечение, и школа становиться лишь обязанностью, отвлекающей его от интересных и предпочитаемых занятий. Словом, нельзя представлять себе дело так, будто учебная деятельность становится ведущей автоматически». [12,243]

Попытка насильственного изгнания взрослыми игры из жизни ребёнка вызывает у него стресс, протест, снижение интереса к школе, неуспеваемость, отклонения в поведении, а иногда и в развитии личности. Неприятие взрослыми любимых детьми игр, грубое их прерывание всегда нарушает атмосферу доверия к взрослым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография:

 

1.     http://rules.net.ru/vpodv.php

2.     http://www.fizkult-ura.ru/

3.     http://www.erudition.ru/referat/printref/id.32585_1.html

4.     http://www.rozhdestvenka.ru/horovod/natalyushko_hor.htm

5.     http://www.sacred-dance.narod.ru/circle.html

6.     http://www.zankov.ru/exp/article=2380

7.     Апинян Т.А. Игра в пространстве серьёзного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. - Спб., 2015

8.     Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР. www.psyparents.ru/index.php?view=book&item=1379&cat=5&sc=38&full

9.     Методическое пособие по играм: http://www.mio-divo.ru/lib1.shtml

10. Репинцева Г.И. Игра - ключ к душе ребёнка. Гармонизация отношений ребёнка с окружающим миром: методическое пособие. - М.: ФОРУМ, 2012.

11. Степанова О. Н. Педагогическое значение и характеристика подвижных игр.   

12. Тильман Михальски. Увлекательные детские игры. – Москва, 2011.

13.  Эльконин Д.Б. Психология игры. М., «Педагогика», 2014.


14. Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №9»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №9»

Введение Жизнь современного младшего школьника очень насыщенна

Введение Жизнь современного младшего школьника очень насыщенна

Актуальность исследования заключается в том, что как учёба, так и игра являются неотъемлемой частью жизни ребёнка

Актуальность исследования заключается в том, что как учёба, так и игра являются неотъемлемой частью жизни ребёнка

Интернет-ресурсы; ü анкеты, опросники

Интернет-ресурсы; ü анкеты, опросники

Без активного участия ребёнка в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и неполным

Без активного участия ребёнка в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и неполным

Уважаемый ровесник! Я провожу исследовательскую работу на тему «Детские игры в жизни школьника»

Уважаемый ровесник! Я провожу исследовательскую работу на тему «Детские игры в жизни школьника»

Компьютерные игры – 33% 2.

Компьютерные игры – 33% 2.

Конструкторы» – «Самоделкин»; авиа-моделирование; электро-конструкторы

Конструкторы» – «Самоделкин»; авиа-моделирование; электро-конструкторы

Анализ игровой деятельности младших школьников

Анализ игровой деятельности младших школьников

Кроме того, наблюдение показало, что среди игр старшего поколения совершенно отсутствуют компьютерные игры, а среди игр современных детей очень мало дворовых игр

Кроме того, наблюдение показало, что среди игр старшего поколения совершенно отсутствуют компьютерные игры, а среди игр современных детей очень мало дворовых игр

Таким образом, подтвердилась выдвинутая мной гипотеза, что учебная деятельность и игра в жизни младшего школьника взаимосвязаны и имеют много общего

Таким образом, подтвердилась выдвинутая мной гипотеза, что учебная деятельность и игра в жизни младшего школьника взаимосвязаны и имеют много общего

Библиография: 1. http://rules

Библиография: 1. http://rules
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017