Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
история +2
8 кл—11 кл +1
02.06.2017
Иконопись - одна из признанных вершин мирового искусства, величайшее духовное достояние нашего народа. Интерес к ней огромен, как огромны и трудности ее восприятия для нас. В исследовательской работе раскрываются следующие вопросы: как создавалась икона на Руси, какое место она занимает в домах жителей села, Откуда возник этот образ? Как пишутся иконы? Кто имеет право писать иконы? Почему данный Образ несёт такую святость?
Иконопись. Русская икона.docx
VII межмуниципальная научнопрактическая конференция
обучающихся общеобразовательных организаций
«Школьная исследовательская инициатива»
Секция ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Иконопись. Русская икона.
Проект
Выполнила
ученица 8 д класса
МКОУ Новомеловатская СОШ
Деркачева Алеся
Руководитель:
Учитель истории
Шмигирилова С.М. Новомеловатка
2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………….………………………..3
Русская икона……………………………………………………………………..5
2.1. Техника написания иконы………………………………………………….5
2.1.1.Подготовка доски для иконы……………………………………………....5
2.1.2. Грунты, их состав и свойства………………………………………….6
2.1.3. Способы нанесения рисунков на левкас………………………………….6
2.2. Отличие православной от католической иконы……………………………7
2.3.
Освещение икон…………………………………………………………8
2.4. Символика икон, что означают иконы………………………………………9
2.4.1. Символика жестов…………………………………………………………..10
2.4.2. Символика цвета…………………………………………………………….11
2.4.3. Небо и земля в иконе……………………………………………………….12
2.4.4. Круг в иконописи…………………………………………………………...12
2.4.5. Типы изображения Богородицы……………………………………………13
2.5. Чудодействие икон…………………………………………………………....13
2.5.1. Икона Казанской Божьей Матери…………………………………………..13
2.5.2. Тихвинская икона Божьей Матери………………………………………....14
2.5.3. Иверская икона Божьей Матери…………………………………………….15
2.5.4. Курскокоренная икона Божьей Матери…………………………...………15
2.5.5. Владимирская икона Божьей Матери……………………………..………..16
2.5.6. Теодоровская икона Божьей Матери…………………………….…………16
2.5.7. Семистрельная……………………………………………………………….17
2.5.8. Троеручица…………………………………………………………………...17
2.5.9. Достойно есть………………………………………………………………...17
2.5.10. Святая троица……………………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………….19
Литература…………………………………………………………………………..21
Приложение…………………………………………………………………………22
I.
II.
III.
IV.
V.
2 I. Ведение.
Иконопись одна из признанных вершин мирового искусства, величайшее духовное
достояние нашего народа. Интерес к ней огромен, как огромны и трудности ее восприятия
для нас.
Русская икона постоянно привлекала и привлекает до сих пор самое пристальное внимание
искусствоведов, художников и просто любителей живописи своей необычностью и
загадочностью. Это связано с тем, что древнерусская иконопись своеобразное,
неповторимое явление. Она обладает большой эстетической и духовной ценностью. И, хотя
в настоящее время издается масса специальной литературы, неподготовленному зрителю
расшифровать закодированный смысл иконы весьма затруднительно. Чтобы это сделать,
необходима определенная подготовка.
Иконы есть у нас почти в каждом доме, но знают ли жители историю появления икон в
доме, значения красок, названия икон, историю иконы Божией Матери?
Целью моей работы было следующее: узнать, как создавалась икона на Руси, какое место
она занимает в домах жителей села, Откуда возник этот образ? Как пишутся иконы? Кто
имеет право писать иконы? Почему данный Образ несёт такую святость? Меня
заинтересовала данная тематика. Чтобы ответить на эти вопросы, я поставила следующие
Задачи:
1. изучить литературу по данному вопросу;
2. посетить храмы (действующие и недействующие) в нашем районе;
3. рассказать о полученных результатах на страницах дневник. Ру и школьном сайте;
4. познакомить ребят из нашей школы с историей происхождения иконы;
5. собранные и обобщённые материалы подарить школьному краеведческому музею.
Оказывается, первое изображение Христа по преданию появилось в 6 в. Названо оно
Нерукотворным Образом, т.к. возникло от соприкосновения ткани (полотенца, платка) с
ликом Христа. В сказаниях 6 в. Рассказывается, что Авгарь, царь города Эдессы, болевший
проказой, послал своего слугу к Христу с просьбой либо прийти в Эдессу и исцелить его,
либо позволить написать с Него портрет. В ответ на эту просьбу Христос омыл Своё лицо,
приложил к нему полотенце, и лик чудесным образом отпечатлелся на полотне. Получив
3 нерукотворный портрет Христа, Авгарь выздоровел, после чего прикрепил его к доске и
поместил над городскими воротами Эдессы. В 944 году Нерукотворный Образ был
перенесен в Константинополь. После разгрома Константинополя крестносцами в 1204г,
Образ исчез.
Главными изображениями Христианского искусства были образы Христа, они
изображались на стенах храмов и на иконах. Самыми многочисленными по типам стали
иконы Богоматери.
На Руси иконы появляются вместе с принятием христианства во времена княгини Ольги и
князя Владимира Святославовича. Братья преподобный Кирилл и святой Мефодий были
первыми, кто принёс христианскую веру на Русь. Они переводили с греческого на
славянский язык богослужебную литературу, а Мефодий к тому же был и иконописцем. Он
написал такие иконы, как «Второе пришествие Христово», «Страшный суд с Геенной» и
другие.
Первым известным иконописцем был Алимпий Печерский, монах КиевоПечерского
монастыря (кон.11 – нач.12 вв). В 1417 вв. прославились Феофан Грек, Андрей Рублёв,
Прохор с Городца, Даниил Черный, Дионисий, Феодосий, Симон Ушаков.
В 1547 году в Москве произошёл большой пожар, уничтоживший почти все лучшие
произведения иконного искусства.
Москва начала отстраиваться заново. А так как главным украшением домов и церквей
являлась икона, то спрос на неё повысился. Появилась большая потребность в
иконописцах.
Не любой художник мог писать иконы. Над ним требуется не только благословение, над
художником читается особая молитва, призывающая помощь Божию в написании икон,
духовных картин. Когда пишут иконы, их пишут не с папиросой в зубах, а с молитвой на
устах. Человек, желающий писать иконы, обязательно должен быть смиренным. На Афоне
монахи с таким смирением и благоговением писали иконы, что иконы и без освящения
сразу становились чудотворными. Иконы писать имеет право только тот человек, который
является православным христианином, постоянно ходит на службы, исповедуется,
причащается, постится. Икону писать можно только постясь! Нужно, чтоб у иконописца
душа была чистая, и тогда и изображение на иконе будет чистое. А если душой человек
мертв, то какой бы он не был мастерпрофессионал, он напишет мертвую икону ¹.
В 1617 вв на Стоглавом соборе (1551г) и на Соборах 16671674гг утверждается
иконописный канон. В русских «узаконениях» ² строго оговаривалось, что допускать до
4 иконописания можно лишь людей, искусных в художестве, отличающихся добрым
поведением, нравственных, а сами иконы писать с древних образов., «от своего же
смышления и по своим догадкам Божества не писать». За образец иконописного канона на
Руси принимались иконы работы Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова.
_____________________________________________________________________________
¹ http://www.kelturologia.ru/blogs/201113/19313/
II. Русская икона.
2.1. Техника написания иконы.
2.1.1. Подготовка доски для иконы.
Основой любой иконы, как правило, служит деревянная доска. В России для этих целей
чаще всего употребляли липу, клен, ель, сосну. Выбор вида древесины в различных районах
страны диктовался местными условиями. Так, на севере (Псков, Ярославль) пользовались
сосновыми досками, в Сибири сосновыми и лиственничными, а московские иконописцы
применяли липовые или привозные кипарисовые доски. Конечно, предпочтительнее всего
были липовые доски. Липа мягкое, легко поддающееся обработке дерево. Она не имеет
ярко выраженной структуры, что уменьшает риск растрескивания подготовленной для
обработки доски. Основа икон выполнялась из сухого, выдержанного дерева. Склейка
отдельных частей доски производилась столярным клеем. Сучки, попадавшиеся в доске,
как правило, вырезались, так как при сушке левкас в этих местах растрескивался. На место
вырезанных
вклеивались
вставки.
сучков
До второй половины XVII века на лицевой части доски выбирали небольшое углубление,
которое называлось "ковчегом" или "корытом", а уступ, образуемый ковчегом, носил
название "лузги". Уже со второй половины XVII века доски, как правило, изготовлялись
без ковчега, с ровной поверхностью, но при этом поля, обрамляющие изображение, стали
закрашивать какимлибо цветом. В XVII веке икона потеряла и цветные поля. Их стали
вставлять в металлические оклады, а в иконостасах обрамлять рамой в стиле барокко.
Для подготовки доски под грунт ("левкас") мастера пользовались животным клеем,
желатиновым или рыбьим. Лучший рыбий клей получали из пузырей хрящевых рыб: белуг,
осетров и стерляди. Хороший рыбий клей обладает большой вяжущей силой и
эластичностью.
5 На тщательно обработанную и проклеенную доску наклеивался слой ткани (паволоки).
Для этих целей шла ткань из льняного, пенькового волокна, а также прочный сорт марли.
Чтобы подготовить ткань к наклеиванию, ее сначала вымачивали в холодной воде, затем
кипятили в крутом кипятке. Предварительно пропитанную клеем паволоку накладывали на
проклеенную поверхность доски. Затем после тщательной просушки паволоки приступали
к нанесению левкаса.
2.1.2. ГРУНТЫ, ИХ СОСТАВ И СВОЙСТВА
Известно, что еще за 4 тысячи лет до н. э. древние египтяне, стараясь обеспечить
умершим фараонам и их приближенным жизнь в загробном мире, бальзамировали тело и
помещали его в деревянный саркофаг, обклеенный материей. Саркофаг грунтовали
составом наподобие левкаса и писали темперными красками лицо умершего. Очевидно,
навык и традиция нанесения левкаса на дерево пришли именно оттуда.
Левкас приготавливали из хорошо просеянного мела в смеси с рыбьим клеем. Хотя и гипс,
и алебастр, и белила иногда употреблялись для изготовления левкаса, но мел в этом случае
предпочтительнее, так как он дает очень качественный грунт, отличающийся белизной и
крепостью.
В наше время в реставрационных мастерских применяют грунт, подготовка которого
начинается с подогревания рыбьего клея до температуры 60°С и добавления в него
небольшими порциями тонко измельченного сухого мела. Состав тщательно
перемешивается металлическим шпателем. К полученному составу добавляют небольшое
количество полимеризованного льняного масла или масляносмоляного лака (на 100 мл
массы несколько капель).
Для накладывания грунта на доску применяли деревянную или костяную лопатку
"шпатель", а также щетинные кисти. Левкас наносился на доску тонким слоем. Каждый
слой тщательно просушивался. Иногда мастера наносили до 10 слоев.
Слои грунта наносились очень тонко, чем тоньше, тем меньше был риск его
растрескивания. После окончательного высыхания грунт выравнивали различными
лезвиями и заглаживали пемзой, распиленной на плоские куски. Полировали поверхность
6 левкаса стеблями полевого хвоща, который содержит большое количество кремния,
позволяющего употреблять его в качестве полирующего материала.
К концу XVII и в начале XVIII века грунт стали класть прямо на доску. Это было связано
с тем, что темперу начали заменять масляными красками и в грунт добавляли масло и
олифу. Иногда левкас готовился на яичном желтке с клеем и большим количеством масла.
Так получали подготовленную под живопись основу.
2.1.3.СПОСОБЫ НАНЕСЕНИЯ РИСУНКА НА ЛЕВКАС
Прежде чем приступить к нанесению красочного слоя, на основу необходимо было
перевести рисунок. Это весьма ответственный момент работы. В старых иконописных
мастерских нанесение рисунка поручалось наиболее опытным мастерам "знаменщикам",
которые "знаменили" рисунок, то есть переносили его на левкас.
Способы нанесения рисунка на левкас весьма разнообразны. Раньше знаменщики могли
делать на грунте сначала легкий набросок углем, затем детально прорисовать его черной
краской. Многие старые иконописцы, держа перед глазами оригинал, могли наносить
рисунок на доску сразу кистью. Это давало им возможность творчески перерабатывать
принятый в иконописи канон.
Ученики или менее опытные мастера пользовались так называемыми "прорисями" или
"переводами".
Прорись это схематический линейный контур, несущий в себе общий строй изображения,
а также относительно разработанные детали: лики, складки, одежды, палаты, пейзажи и так
далее.
Для того чтобы перевести рисунок с прориси, ее обратную сторону натирали углем или
графитом и передавливали с помощью затупленной иглы. Прием процарапывания иглой
хорош тем, что углубления остаются заметными даже после нанесения красочного слоя.
Это помогает мастеру использовать их как вспомогательные линии при окончательном
прорисовывании голов, рук, одежды и прочих элементов композиции.
Чтобы приготовить необходимую краску, надо взять сухой пигмент жженой кости или
сажи и тщательно перетереть его на чесночном соке или меде в деревянной ложке. Затем
желтком куриного яйца, смешанным с квасом, протереть красочную поверхность иконы.
После высыхания желтка приготовленной краской прорисовать линии рисунка, соблюдая
при этом все толщины линий оригинала. Когда рисунок просохнет, на него накладывают
лист чистой бумаги. Чтобы рисунок четко пропечатался на бумаге, его "придувают", то
7 есть согревают дыханием. Это придает ему способность давать "отлипь". Прорисовывать
рисунок на левкасе удобнее не краской, а тушью. Если какойлибо ошибочно положенный
красочный слой потребуется удалить, то рисунок тушью сохранится, а рисунок краской
нет.
2.2. ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ОТ КАТОЛИЧЕСКОЙ ИКОНЫ
Специалисты искусствоведения и религии находят отличие православных икон от
католических в той же разнице, что существует между иконописью и живописью.
Иконописные традиции католиков и православных имеют огромную пропасть, они
складывались независимо несколько столетий, поэтому отличить иконы друг от друга не
составляет труда.
Школа православной иконописи основана на византийской традиции, исповедующей
строгую монументальность, плавность и медлительность движений. Ее иконы полны
торжества и небесной радости, они служат для молитвы. Это образ, за которым всегда
стоит Первообраз – Бог.
Католические иконы – это не образ, а картинка, иллюстрация на религиозную, библейскую
тематику. Она очень живописна и часто носит характер поучительный, назидательный. В
ней все понятно с первого взгляда. Православная икона не учит и не рассказывает ни о чем,
лишь указывая на другой мир, из нее верующий сам черпает смысл, понятный и видимый
только ему. Поэтому всегда такая икона требует расшифровки. Ее написание подчинено
строгому канону, не допускающему отклонений в цвете, способе изображения отдельных
лиц.
Еще одно отличие – перспектива, на католической иконе она прямая, а на православной –
обратная.
2.3. ОСВЕЩЕНИЕ ИКОН
В наше время по традиции иконы после написания или изготовления освящаются в храме.
Священник читает особые молитвы и окропляет образ святой водой. Икона свята потому,
что на ней изображены Господь, Богородица или святые.
На протяжении многих веков специального чина освящения икон не существовало. Икона
создавалась в Церкви, была неразрывна с Церковью и признавалась святой своим
соответствием иконописному канону, то есть своду правил, согласно которым
8 определяется подлинность священного изображения. С древности икона признавалась за
святой образ благодаря надписанию на иконе имени изображаемого.
Современный чин освящения икон возник в эпоху оскудения православного иконописания,
во время заимствований из светской и западной живописи, которые вносились в
православную икону. В это время для подтверждения святости изображаемого иконы стали
освящать. Собственно данный чин можно понимать как свидетельство Церкви о
подлинности иконы, что изображен именно тот, кто надписан.
Сейчас зачастую приносят освящать вышитые иконы, но тем, кто этим решил всерьез
заняться, необходимо поговорить со священником и взять благословение на предстоящее
занятие, поинтересоваться иконописными канонами. Создание икон — серьезный труд,
требующий духовной подготовки. Нельзя относиться к нему как к увлекательному хобби.
2.4. СИМВОЛИКА ИКОН. ЧТО ОЗНАЧАЮТ ИКОНЫ
Если провести сравнительный анализ иконописи Византии и Киевской Руси, то
исследование литературы и других исторических источников показывает, что с принятием
христианства на Руси происходит процесс активного вторжения византийской культуры —
массовое копирование художественных предметов христианского культа, в том числе и
икон. В процессе визуального исследования икон, несмотря на их одинаковые названия,
копирование форм, иконы Киевской Руси можно было сразу отличить от византийских.
Если в византийских иконах ставился основной акцент на внешней красоте, красках, то в
иконах Киевской Руси просматривается направление более глубокого содержания: лики
святых не так красивы внешне, но, всматриваясь в икону, можно оценить не просто
техническую работу художника, но и умелое отображение им духовного состояния целой
нации (например, реализм, трагические оттенки).
Икона – явление совершенно уникальное в средневековой культуре.
Иконописец имел задачу, которая определялась особенностями средневекового
миропонимания:
вывести сознание человека в мир духовный,
изменить сознание,
возбудить ощущение реальности идеального мира,
помочь человеку найти свой путь преображения.
9 Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона
или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно
ее содержание. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому
верующему с детства.
Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы, не зная
который трудно оценить значение икон.
Одежда на иконах – не средство для прикрытия телесной наготы, одежда – символ. Она –
ткань из подвигов святого. Интересны сведения о характере одежд и облачений, в
которые одеваются персонажи икон. Каждый образ имеет одежду, характерную и
присущую только ему. Одна из важных деталей – складки. Характер расположения
складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII – XIV
веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных
переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV – XVI веках складки рисуют
прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной
энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.
Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах
изображают сияние в форме круга, которое называется нимб.
Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и
человека, соединившегося с Богом.
На иконах отсутствуют тени.
Каждый предмет в иконе символ:
2.4.1. СИМВОЛИКА ЖЕСТОВ
Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание.
Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию.
Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.
Две руки, поднятые вверх – моление о мире.
Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.
Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.
Дуб (Приложение 1) – древо жизни.
Дом – символ домостроения, созидания.
Гора – символ возвышенного, знак духовнонравственного восхождения.
10 Красный крест (Приложение 2) – символ мученичества (и Возрождения).
Цветок анемона – знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и
«Снятие с Креста»).
Посох у ангела (Приложение 3) – символ небесного вестника, посланника.
Золотой венец – символ духовной победы.
Правая и левая сторона на иконе или фреске – тоже зачастую символичны.
Средневековый зритель знал, что слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные.
Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно
происходит внутри храма или здания.
На иконах могут быть изображены церковные таинства:
Сосуд с водой – таинство крещения.
Алавастр (особый сосуд) – таинство миропомазания.
Чаша и дискос – таинство причащения.
Два глаза – таинство покаяния (исповеди).
Рука благословляющая – таинство священства.
Рука, держащая руку – таинство венчания.
Сосуд с елеем – таинство елеоосвящения (соборования).
Обучаясь у византийцев, русские мастераиконописцы приняли и сохранили символику
цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии.
Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней
Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.
Каждый цветовой оттенок на иконе имеет в своём месте особое смысловое оправдание и
значение.
2.4.2. ЦВЕТ В ИКОНЕ:
Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото (ассист) на иконе
символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога.
Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его.
Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто
его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.
Пурпурный, или багряный, цвет был очень значимым символом в византийской культуре.
Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог
11 подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он
носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или
деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет
присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной.
Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни,
животворной энергии. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В
красных одеждах изображали на иконах мучеников.
Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На
иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди,
добрые и честные, живущие «по правде».
Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий
цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во
многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.
Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды,
вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась
жизнь – в сценах Рождества.
Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного.
Серый цвет, который никогда не использовали в иконописи. Смешав в себе черное и
белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не
было места в лучезарном мире иконы.
Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы
могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны.
Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних
удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Основой цветовой символики православной иконы, как и всего церковного искусства,
является изображение Спасителя и Матери Божией.
Для изображения Пресвятой Богородицы характерны темновишневый омофор – одеяние,
носимое на плечах, и синий или темносиний хитон (Приложение 5) . Хитон – греческое
название нижней одежды, платья, одежды вообще у древних народов.
Образу Спасителя присущи темнокоричневокрасный хитон и темно
синий гиматий (плащ, накидка) (Приложение 14). И здесь, конечно, присутствует
определенная символика: синий — это Небесный цвет (символ Неба).
12 У Спасителя синий гиматий — символ Его Божественности, а темнокрасный хитон —
символ Его человеческой природы.
Темнокрасный цвет одежд Богородицы — символ Богоматеринства.
Святители на всех иконах изображаются в белых или несколько голубоватых ризах.
2.4.3. НЕБО И ЗЕМЛЯ В ИКОНЕ
Веками Русь переживала тяжелые испытания: войны, разрушения, голод. Дни благополучия
были редкими и недолгими. Но даже в самые мрачные времена русские иконы утешали
своим мудрым покоем. В иконе живут рядом два мира – горний и дольний. Слово «горний»
означает «небесный, высший». В старину так говорили о чемто, что находится наверху.
«Дольний» (от слова «дол», «долина») – то, что расположено внизу. Именно так строится
изображение на иконе. Легкие, почти прозрачные фигуры святых тянутся ввысь, их ноги
едва касаются земли. В иконописи она называется «позем» и пишется обычно зеленым или
коричневым цветом. Иногда земля почти исчезает, растворяясь в небесном сиянии.
Например, в иконе XII в. «О Тебе радуется» Богоматерь славят и люди, стоящие внизу, и
ангелы, окружающие трон Богоматери.
2.4.4. КРУГ В ИКОНОПИСИ
Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает
Вечность. Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ
Божественной славы (Приложение 4). А затем очертания круга повторяются снова и
снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти
невидимых небесных сил на самом верху иконы.
2.4.5. ТИПЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ
Один из основных типов изображения Богоматери – Оранта. (Приложение 5)
Он представляет собой Богородицу, с приподнятыми и раскинутыми в стороны руками,
раскрытыми наружу, т. е. в традиционном жесте заступнической молитвы. От прочих
13 иконографических типов изображения Богородицы, Оранту отличает величественность и
монументальность.
Также основным типом изображения Богородицы является Одигитрия –
путеводительница (Приложение 6).
2.5. ЧУДОДЕЙСТВИЕ ИКОН. САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ИКОНЫ НА РУСИ.
20 ноября – день явления иконы Божьей Матери Угрешской «Взыграние Младенца»
(Приложение 7) . Перед Куликовской битвой великому князю Дмитрию Донскому явилась
икона Николая Чудотворца. Князь это явление воспринял как особый Божий знак и
воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» и дал обет построить монастырь, если станет
победителем. Через некоторое время был построен Угрешский монастырь, а немного позже
там явилась икона Божией Матери, которая получила название «Взыграние». Несмотря на
все утверждения и домыслы скептиков, явление икон остается неизученным и загадочным
проявлением нечеловеческой силы. Я хочу остановиться на самых известных на Руси
иконах.
2.5.1. Икона Казанской Божией Матери
Икона Казанской Божией Матери (Приложение 8) была обретена 8 июля 1579 года в
Казани. Прошло 25 лет после того, как Иван Грозный покорил Казанское ханство. И
случился в Казани страшный пожар, превративший в пепелище половину Казанского
кремля и часть города. Мусульмане злорадно заявляли, что Всевышний прогневался на
христиан, но оказалось, что казанский пожар стал предзнаменованием бесповоротного
утверждения православной веры на земле Золотой Орды.
Через несколько дней после пожара стрелец Даниил Онучин решил начать на месте
сгоревшего дома новую стройку. Но его 10летняя дочь Матрона казала, что во сне ей
явилась Богородица и повелела возвестить, чтобы они обрели её на месте недавнего
пожара. Словам девочки значения не придали, то Богородица явилась к ней и во второй
раз, и в третий. Настояниям девочки вняли и, разгребая пепелище, нашли икону Казанской
Божией Матери. Икона исцеляла болящих (началось всё с прозрения слепцов Никиты и
Иосифа), вдохновляла русскую рать в Смутное время, перед ней накануне Полтавы
молился Пётр I, а в 1812 Михаил Кутузов.
14 В 1904 Казанскую чудотворную икону Божией Матери похитили и, сняв с неё
драгоценные ризы, уничтожили. Многочисленные древние списки с этой иконы разошлись
по всему миру. Сегодня РПЦ прилагает огромные усилия, чтобы вернуть эти святыни на
Родину. Самый ранний список этой иконы сегодня можно увидеть в Третьяковской
галерее.
2.5.2. Тихвинская икона Божией Матери
Ещё одной весьма почитаемой в России иконой является Тихвинская икона Божией
Матери (Приложение 9). Согласно преданию, икона была написана Лукой. В летописях
говорится, что в 1383 году икона Божией Матери с Богомладенцем появилась над озером,
и неведомая сила переносила её по воздуху. Остановилась икона близ Тихвина. Там и
построили храм из камня, а позже на этом месте появился Тихвинский Богородице
Успенский мужской монастырь.
В 1944 году икона была вывезена в Европу, а затем и в США. В 1982 году архиепископ
Иоанн наказал протоиерею Сергию Гарклавсу вернуть икону в Россию, когда в стране
изменится отношение к Церкви и восстановят Тихвинский монастырь. В июне 2004 года
икона вернулась в Россию.
Написана евангелистом Лукой.
Икона считается детской, ещё её называют «путеводительницей». Она помогает детям в
болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей,
ограждает от дурного влияния улицы.
Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми, то есть дети не бросают
родителей в старости.
Женщинам помогает при родах и в период беременности.
2.5.3. Иверская Икона Божией Матери
Ещё одна легендарная икона Иверская Икона Божией Матери (Приложение 10). Первое
упоминание о ней датируется еще Византийскими источниками, относящимися к IX веку.
Тогда икона находилась в доме благочестивой вдовы, которая жила неподалёку от города
Никеи (Турция). В то время злобствующие еретики уничтожали по приказу властей святые
15 иконы Богородицы. Когда они явились в дом вдовы, та упросила их оставить ей святыню за
вознаграждение. Корыстолюбцы согласились, но уходя, один из них ударил в лик копьём, и
из иконы потекла кровь. Вдова поспешила с иконой к морю и опустила её в воду, но та не
легла на воду,
Через 200 лет на Афоне монахи увидели огненный столп, доходящий до неба, в основании
стоя вертикально.
а двинулась
по морю,
которого была эта икона. По легенде, после молебна старец Гавриил пошёл по воде, как и
повелела ему во сне Богородица, взял икону, и её повесили в храме.
О чудотворной Иверской Иконе Божией Матери хорошо знали в России. Во 17 веке Никон,
архимандрит Новоспасского монастыря, ставший впоследствии Патриархом всея Руси,
испросил благословения на Афоне прислать список этой иконы. Писал икону для России
священник Иамвлих Романов. После великого молебна с вечера до рассвета, участие в
котором принимали 365 монахов, святой водой окропили легендарную икону, а потом
новую доску из кипарисного дерева. Писали икону красками, смешанными с частицами
мощей.
Хранилась икона в Иверской часовне у Воскресенских ворот, и русские государи, перед
тем, как войти в кремль, обязательно молились перед этой чудотворной иконой. В 1929
часовня была разрушена, и икона исчезла. Сохранилась только передвижная икона, которая
сегодня находится в Сокольниках,
в храме Воскресения Христова.
2.5.4. КурскаяКоренная икона Божией Матери
Эта икона явилась жителям Курска после разорения города войсками хана Батыя в 1295
году. Согласно преданию, икону нашли охотники, недалеко от города под пнем в корнях.
Несколько раз приносили её в городской храм, но она чудесным образом исчезала и снова
оказывалась в том же месте, где её нашли. Тогда на месте явления иконы построили
часовню. Следующий раз КурскаяКоренная икона (Приложение 11) упоминается в 1383
году. Тогда икона попала к ордынцам в руки, они разрубили её пополам. Священник,
нашедший икону, с верой сложил половинки, и они срослись. Часовня была отстроена, и
икона там и оставалась. Позже на этом месте появился монастырь Коренная пустынь.
Ещё одна попытка уничтожить икону состоялась в 1898 году. Злоумышленники взорвали
храм, но КурскаяКоренная икона Божией Матери осталась невредимой. Не пострадало
даже стекло.
16 Во время Октябрьской революции чудотворный образ вывезли из России, и сегодня он
является одной из главных святынь РПЦ за границей.
2.5.5. Владимирская икона Божья Матерь(Приложение 12)
Написана евангелистом Лукой. Икона считается одним из наиболее чтимых образов
Пресвятой Богородицы на Руси. Перед этой иконой короновались цари и избирались
первосвятители.
Перед ней молятся о смирении враждующих, о смягчении злых сердец, об исцелении
немощи телесной и душевной, а также об исцелении бесноватых.
При обращении к иконе Владимирской Богородицы молятся об укреплении веры, об
избавлении от вражеских нашествий, о примирении враждующих, о сохранении
целостности Российского государства.
История иконы Владимирской богоматери уходит своими корнями в далекое прошлое.
Икона Владимирской Богородицы является великой святыней земли Русской,
свидетельствующая об особом покровительстве Божией Матери над Россией в 14, 15 ,16
веках при набегах татарских полчищ на святую Русь.
Существует предание о том, что икона была написана еще при жизни Богородицы.
Каждый из дней троекратного празднования иконы Владимирской богородицы
православной церковью связан с избавлением русского народа от порабощения, благодаря
молитвам, обращенным к иконе Владимирской богородицы.
Сегодня икона хранится в Третьяковской галерее.
2.5.6. Феодоровская икона Божией Матери (Приложение 13)
Кем была привезена в Россию эта икона, написанная евангелистом Лукой, неизвестно,
но уже в 1164 году она находилась в часовне рядом городом Городец и почиталась как
чудотворная. Во время нашествия Батыя часовня сгорела. Думали, что погибла и икона. Но
в 1239 году костромской князь Василий Юрьевич на охоте увидел эту икону на дереве. В
руки она ему не далась, поднявшись в воздух. После общей молитвы икону с дерева сняли.
С Феодоровской иконой восходил на царствование в 1613 году Михаил Феодорович
Романов, и с того времени она стала почитаться императорским Домом Романовых. Все
иностранные принцессы, которых брали в жёны русские великие князья и императоры,
после крещения получали отчество Феодоровна.
17 Сегодня икона находится в БогоявленскоАнастасиином кафедральном соборе, что в
Костроме.
2.5.7. Семистрельная (Приложение 15)
Это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком
она находится, от злых, завистливых людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет
враждующих, приносит мир, лад, её также берут на важные дела.
Дома она должна находиться напротив входной двери, чтобы видеть глаза входящего.
Перед установкой иконы надо прочитать молитву, впоследствии понаблюдать, кто
перестанет ходить в ваш дом.
На иконе Божией Матери “Умягчение злых сердец” Богородица изображается одна,
пронзённая семью мечами. Семь мечей символизируют полноту печали и сердечной
болезни, которые были перенесены на Земле Пресвятой Девой Марией.
Перед иконой молятся об умягчении сердца и у верующих облегчаются их душевные
страдания, смягчаются враждебные отношения, уступая место чувству милосердия.
2.5.8. Троеручица. (Приложение 16)
Чудотворный образ Божьей Матери был написан в восьмом веке в честь преподобного
Иоанна Дамаскина – церковного песнописца, невинно оклеветанного.
Перед иконой молятся об исцелении от болей рук или их увечий, от избавления от
пожара, а также от болезни, скорби и печали.
2.5.9. Достойно есть
Очень интересна история иконы в храме с.Семёновка Калачеевского района .
В селе Семеновка был красивый и величественный Владимирский храм, построенный в
1791 году. В 1934 году вышло постановление закрыть действующую церковь. Примерно в
1947 году церковь была разрушена, а в дальнейшем на её месте был построен сельский дом
культуры. Все большие иконы из храма были свезены в школьный сарай, а затем
использовались как строительный материал на хозяйственные нужды (на дрова в больницу,
18 на перегородки в коровьи ясли, на пол в здание сельского совета). Среди святынь была и
местночтимая чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть» (Приложение ,
написанная в ХIХ в. Эту святыню, как и многих других, коснулись репрессии советского
периода С болью в сердце люди вспоминают, как им приходилось ходить по ликам святых.
Люди пытались спасти святыни. Анастасия Васильевна Копыткова работала в школе
уборщицей. На дровяном складе, вместе со своим сыном Иваном Евдокимовичем ночью,
тайком взяли большую икону Божией матери «Достойно есть», чтобы спасти ее. Положили
икону под ноги корове, набросали на нее соломы. Два года пролежала она в навозной
жиже. Приходили к Копытковым несколько раз с обыском, но никто не мог подумать, что
святыня может находиться в таком месте. Конечно, условия хранения были таковы, что
краска исчезла, а изображение стало представлять собой контуры на белом фоне.
Повреждения были такими сильными, что невозможно было узнать какой образ изображен.
По возвращению её в храм она стала «обновляться». На данный момент на иконе не
проявились только глаза Богомладенца и Богородицы. Икона продолжает обновляться.
2.5.10. «СВЯТАЯ ТРОИЦА»
Символ «Троицы» это БогОтец, Богсын, БогДух Святой, или мудрость, разум, любовь.
Одна из трёх главных икон, которые должны быть в каждом доме. Перед иконой молятся о
прощении грехов. Она считается исповедальной.
Чудотворная икона Святой живоначальной Троицы написана в XV веке преподобным
Андреем (Рублевым). Это самая почитаемая святыня ТроицеСергиевой лавры и одна из
чудотворных икон России.
К ней приходят с проблемами, которые решают вашу судьбу. За помощью к этой иконе
человек обращается, когда окончательно загнан в угол и не находит выхода.
Господь справедлив, но может быть и суров с теми, кто хочет слишком многого для себя
и совсем не думает о других. Если ваша просьба преследует какието корыстные цели или
ущемляет интересы других людей, вы можете только ухудшить свое положение. Перед
молитвой Троице нужно разобраться в себе, четко и конкретно сформулировать просьбу.
III. Заключение.
19 Подводя итог данному исследованию. следует отметить, что на протяжении всей истории
христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы
берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царейиконоборцев. Икона это не
просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный
психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда
она была написана.
Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконописи XVXVII веков, когда
Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего
народа, освободились от греческого давления и лики святых стали русскими.
Иконопись это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок,
строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.
Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до
нас и являет собой историческую и духовную ценность.
Нет ни малейшего сомнения в том, что иконопись выражает собою глубочайшее, что есть в
древнерусской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших, мировых
сокровищ религиозного искусства. И, однако, до самого последнего времени икона была
совершенно непонятною русскому образованному человеку. Он равнодушно проходил
мимо нее, не удостаивая ее даже мимолетного внимания. Он простонапросто не отличал
иконы от густо покрывавшей ее копоти старины. Только в самые последние годы у нас
открылись глаза на необычайную красоту и яркость красок, скрывавшихся под этой
копотью. Только теперь, благодаря изумительным успехам современной техники очистки,
мы увидели эти краски отдаленных веков, и миф о «темной иконе» разлетелся
окончательно. Оказывается, что лики святых в наших древних храмах потемнели
единственно потому, что они стали нам чуждыми; копоть на них нарастала частью
вследствие нашего невнимания и равнодушия к сохранению святыни, частью вследствие
нашего неумения хранить эти памятники старины.
С этим нашим незнанием красок древней иконописи до сих пор связывалось и полнейшее
непонимание ее духа. Ее господствующая тенденция односторонне характеризовалась
20 неопределенным выражением «аскетизм» и в качестве «аскетической» отбрасывалась как
отжившая ветошь. А рядом с этим оставалось непонятым самое существенное и важное,
что есть в русской иконе та несравненная радость, которую она возвещает миру. Теперь,
когда икона оказалась одним из самых красочных созданий живописи всех веков, нам часто
приходится слышать об изумительной ее жизнерадостности; с другой стороны, вследствие
невозможности отвергать присущего ей аскетизма, мы стоим перед одной из самых
интересных загадок, какие когдалибо ставились перед художественною критикою.
21 IV. Литература:
1.Иллюстрированная энциклопедия. Изд. Олма 2008г. Москва 2008, с.218219.
2.Энциклопедия православной жизни. Изд. Имидж Принт. 2009г Тула, с.206210.
Интернетресурсы:
:// www
1. http
2. http://velikayakultura.ru/pravoslavniyugolok/russkayaikonasimvolyikanonyizhanryi
/201113/19313/
. kulturologia
. ru / blogs
syuzhetyi
3. http
:// velikayakultura
. ru / russkaya
zhivopis
/ tvorchestvo
a rubleva
novatorstvo
syuzhetyi
tsvetovaya
gamma
4. http://subscribe.ru/group/miriskusstvatvorchestvaikrasotyi/7164886/
5. http://www.kulturologia.ru/blogs/201113/19313/
6. http://blamag.ru/ikoni/247ikonabozhiejmateritroeruchica.html
7. http://www.ronl.ru/referaty/kulturaiiskusstvo/121559/
22 V. ПРИЛОЖЕНИЕ.
Приложение 1.
Приложение 2.
Красный крест на иконе.
23 Приложение 3.
Посох у ангела.
Приложение 4.
24 Круг в иконописи.
Приложение 5.
Оранта.
25
Приложение 6. Одигитрия –путеводительница
Приложение 7.
Икона Божьей Матери «Взыграние младенца».
26
Приложение 8 Икона Казанской Божьей матери.
Приложение 9.
Тихвинская икона Божьей матери.
Приложение 10.
27 Иверская икона Божьей Матери.
Приложение 11.
Курскокоренная икона Божьей Матери.
Приложение 12.
28 Икона Владимирской Божьей Матери
Приложение 13.
Феодоровская икона Божьей Матери.
29 Приложение 14.
Спас Вседержатель
Приложение 15.
Семистрельная
30
Приложение 16. Приложение 17.
Троеручица.
«Достойно есть»
31
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Исследовательская работа "Иконопись. Русская икона"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.