Исследовательская работа "Использование энергии света"
Оценка 5

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
физика +1
Взрослым
06.01.2017
Исследовательская работа "Использование энергии света"
Рассуждение о солнечных батареях, солнечных электростанциях, их пользе в выгодном расположении, развитие солнечной энергетики в Казахстане. Описание исследования, его результаты и обсуждения. Цель: показать принцип работы солнечных батарей, их преимущества и практическое применение в больших городах. Задачи: привлечь интерес жителей к проблемам энергосбережения, правительства страны и общественности в целом. Актуальность использования солнечных батарей в столице состоит в том, что исчерпаемые ресурсы в будущем могут закончиться, а солнечная энергия вечна, по крайней мере, на ближайшие 5 млрд.лет., она бесплатна и за небольшой срок будет видно, как это выгодно. Практическая значимость работы состоит в том, что использование солнечной энергии посредством солнечных батарей в больших городах вполне осуществимо. Даже при небольшом бюджете и малом количестве квалифицированных кадров установка , использование солнечных батарей будет возможна.
научная работа.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИК КАЗАХСТАН  УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ УЗУНКОЛЬСКОГО РАЙОНА КОМУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   «АРЗАМАССКАЯ  СРЕДНЯЯ ШКОЛА» АВТОР: ХАТУНЦЕВ   НИКИТА КЛАСС: 7 Проектно­исследовательская работа на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЛНЕЧНОЙ ЭНЕРГИИ» НАПРАВЛЕНИЕ: НАУЧНО­ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС­ КАК  КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СЕКЦИЯ: ФИЗИКА   РУКОВОДИТЕЛЬ : ХАТУНЦЕВА   ВЕРОНИКА  РУСЛАНОВНА Оглавление  с.Ряжское 2016 год Введение                                                                                           5 Методика исследования и материал                                             6­9 Результаты исследований и их обсуждений                               10­21 Рекомендации и результаты работ                                               22 Использованная литература                                                          25 2 Абстракт  В начале исследования перед нами стояла проблема  ресурсо и  энергосбережения. В течении всего пути я максимально старался найти пути  для её решения, а найдя его, показать насколько все это актуально и  практически применимо. Я выбрал тему для исследований, поставил перед собой цели и задачи. В ходе исследования поразмышлял о солнечной энергетике в целом, её  возможном использовании в Казахстане. Я полностью описал принцип работы моего нового устройства и показал , что у меня в итоге получилось. А получилось незаменимое устройство для  энергосбережения. В заключении хотелось бы сказать, что я проделал небольшой путь ,  длиною в месяц для того , чтобы разобраться в вопросах энергосбережения,  изобрел устройство для сбережения электричества , много рассуждал о  солнечной энергетике в целом. Сейчас, находясь в конце пути, я доволен, что  у меня все получилось, что я выполнил поставленные передо мной задачи и  цели. 3 Abstract  At the beginning of the study we were facing the problem of resource and energy conservation. Throughout the way, I tried as much as possible to find ways to solve it, and finding it, to show how all of this is relevant and practically applicable. I chose the topic for research, set goals and objectives. In the study, reflect on the solar energy sector as a whole, its possible use in Kazakhstan. I completely describe the principle of my new device and found that I had finally happened. And it turned an indispensable device for energy saving. In conclusion I would like to say that I did a small way, the length of a month in order to understand the issues of energy efficiency, invented a device for saving electricity, talked a lot about solar energy as a whole. Now, being in the end of the road, I'm glad that I got all that I have done before me set goals and objectives. 4 Введение Рассуждение о солнечных батареях, солнечных электростанциях, их  пользе в выгодном расположении, развитие солнечной энергетики в  Казахстане. Описание исследования, его результаты и обсуждения. Цель: показать принцип работы солнечных батарей, их преимущества и  практическое применение в больших городах. Задачи: привлечь интерес жителей к проблемам энергосбережения,  правительства страны и общественности в целом. Актуальность использования солнечных батарей в столице состоит в  том, что исчерпаемые ресурсы в будущем могут закончиться, а солнечная  энергия вечна, по крайней мере, на ближайшие  5 млрд.лет., она бесплатна  и за небольшой срок будет видно, как это выгодно. Практическая значимость работы состоит в том, что использование  солнечной энергии посредством солнечных батарей в больших городах  вполне осуществимо. Даже при небольшом бюджете и малом количестве  квалифицированных кадров установка , использование солнечных батарей  будет возможна. 5 Методика исследования  и материал В начале своей работы я еще не представлял, как буду проводить  исследование, собирать материалы и оборудование, какую методику  выберу для этого и вообще насколько все это полезно для обычных людей.  Но с самого начала я был уверен что выберу солнце, а точнее буду  исследовать солнечную энергию и её практическую выгоду в больших  городах. Во многом мне помогла мой научный руководитель , а еще мой  учитель Вероника Руслановна. Именно она подсказала, какую методику  выбрать для своей работы. И я выбрал следующую методику: мой способ  энергосбережения доступен каждому. Её суть состоит в том, что надо  создать такой способ энергосбережения, который будет доступен в каждом городе, в каждом доме. Я хочу создать такие солнечные батареи, которые  будут легки в использовании, не повлекут за собой много затрат и будут  работать бесперебойно для всех. Затем мне нужно было собрать материал для исследования. На сбор  всего материала ушла примерно неделя. И после всего этого я приступил к  самой работе. Но перед этим все о солнечной энергии, её преимуществах и  актуальности её использования в Казахстане. Бесплатная энергия 21 века! Вы наверняка обращали внимание, что  обычный калькулятор работает при минимальной освещенности любой  лампой. Сравнивая размер солнечного элемента калькулятора и солнечной  батареи, мощность излучения (солнце/ лампа)  можно представить  производительность. И это не учитывая, спектр солнечного света, который  значительно шире излучения лампы. Здесь и инфракрасный (который жарит на пляже), и ультрафиолетовый (дающий загар). Этот пример наглядно  показывает как солнечная батарея, от рассвета до заката, «молча» делает  свое дело. Одной из наиболее перспективных технологий солнечной энергетики  является создание фотоэлектрических станций с солнечными элементами  на основе кремния, которые преобразуют в электрическую энергию  прямую и рассеянную составляющую солнечной радиации с КПД 15%.  Лабораторные образцы имеют  КПД 23%. Мировое производство  6 солнечных элементов превышает 50МВт в год и увеличивается ежегодно на 30%. Солнечные электростанции с аккумуляторами идеально подходят для производства и хранения электроэнергии в местах с  отсутствием  энергосбережения. Способность производить, накапливать и хранить  электроэнергию делает такие солнечные электростанции надежным  источником энергии в любое время, независимо от погодных условий и  времени суток. В течение дня, солнечные электростанции заряжают  аккумуляторы, а затем накопленная энергия по мере надобности подается  на ввод. Контролер заряда регулирует степень зарядки аккумуляторов и  помогает продлить их эксплуатационный срок. Важнейшей частью  солнечного элемента являются полупроводниковые слои, потому что  именно там высвобождаются электроны и возникает электрический ток. В  различных типах солнечных элементов используются различные виды  полупроводниковых материалов, каждый из которых имеет свои  преимущества и недостатки. Стоимость и сложность изготовления  солнечных элементов зависит от используемых материалов и конструкции  устройства. Главным элементом фотоэлектрических станций являются  солнечные батареи. Они состоят из тонких пленок кремния или других  полупроводниковых материалов и могут преобразовывать солнечную  энергию в электрический ток. Полное количество солнечной энергии, поступающей на поверхность  Земли за неделю, превышает энергию всех мировых запасов нефти , газа,  угля и урана. И в Казахстане наибольший теоретический потенциал имеет  солнечная энергия. Несмотря на такой большой потенциал в новой  энергетической программе Казахстана вклад возобновляемых источников  энергии определен в очень малом объеме. Существует широко  распространенное мнение, что солнечная энергия является экзотической и  её практическое использование­ дело отдаленного будущего. А я покажу,  что это не так, и , что солнечная энергия является серьезной альтернативой традиционной энергетике уже  в настоящее время. Срок службы солнечных батарей практически не ограничен. Автономные солнечные электростанции в основном используются в районах, где источники общего  энергосбережения недоступны или слишком дороги. Также солнечные  электростанции хорошо подходят для использования в целях, не  требующих больших энергетических затрат . удобство солнечных  электростанций заключается в их небольшом весе , компактности и  простоте установки. Например , солнечные электростанции , производящие до 500Вт весят менее 68кг. При выборе места расположения СЭС  (солнечных электростанций) на территории Казахстана использованы   данные со всей страны. Благоприятным местом  для размещения солнечных электростанций как раз является самый большой город нашей великой  страны, столица нашей республики, так как климат здесь резко­ континентальный , солнечных дней много, количество солнечного тепла,  7 получаемого летом землей, почти столь же велико, как в тропиках.  Продолжительность солнечных дней – 2200 часов в году. В то же время  можно рассмотреть и южную столицу нашей страны г Алматы, здесь  продолжительность солнечных  дней  выше всего на 192 часа – 2392 часа. Преимущества: ­ солнечные электростанции не загрязняют окружающую среду вредными  выбросами. ­ солнечная энергия, при определенных условиях может конкурировать с  невозобновляемыми энергоисточниками. ­ источник энергии солнца­ природа­ неисчерпаема. ­ разработка и монтаж солнечных батарей очень дорогая процедура, но  нужно учитывать такое преимущество, как  использование бесплатной  энергии солнца. Недостатки солнечной батареи • Зависимость от погоды и времени суток. • Как следствие необходимость аккумуляции энергии. • Высокая стоимость конструкции. • Необходимость постоянной очистки отражающей поверхности от пыли. • Нагрев атмосферы над электростанцией. Казахстан , обладая  весьма благоприятными условиями для развития  солнечной энергетики, а также большой потребностью в ней для  энергоснабжения целого ряда городов, населенных пунктов и отдаленных  аулов, лежащих в пустынной зоне, не обладал технической базой для развития отрасли. В Казахстане не было налажено производство кремния и  фотоэлектрических преобразователей.  На Казахстанский  рынок поставлялись импортные образцы техники  для солнечной энергетики. Это сильно сказывалось на ценах. В ходе  исследования я выяснил, что стоимость  фотоэлектрических систем  освещения (уличных фонарей с солнечной батареей) составляект 200­250  тысяч тенге. Переносные станции подзарядки : 170­200 тысяч тенге.  Автономные системы энергосбережения : от 830 тысяч до 21,6 млн.тенге.  электрические котлы : от 48 до 95 тысяч тенге. При подобном уровне цен,  солнечная энергетика доступна только наиболее богатой части общества ,  хотя все должно быть как раз наоборот, и солнечная энергетика в первую  очередь должна быть достоянием небогатых слоев общества. Это вызван тем, что подавляющее большинство образцов оборудования  имеет малую мощность. К примеру , автономные системы энергосбережения   на фотоэлектрических преобразователях , имеют мощность  диапазоне 0,3­ 3кВт, иногда до 5­8кВт. 8 3кВт – это потребление электроэнергии в одной квартире (холодильник,  телевизор, компьютер, 5­6 лампочек). Если мы берем сельский дом, где  требуется насос, нагрев воды и такк далее, то требуется мощность до 20кВт.  Самое малое поизводство требует мощности источника энергосбережения  свыше 100кВт. Долгое время перспектива развития этой новой отрасли энергетики  была в большей степени нереальной, нежели реальной. Но в 21007 году были  сделаны первые шаги, по освоению новой отрасли, и были инициированы  проекты по строительству заводов, на которых будет выпускаться как  кремниевое сырье, так и готовые фотоэлектрические преобразователи. Первые шаги в масштабном освоении Казахстаном новой и  перспективной отрасли промышленности сделаны. Однако, строительство  крупных  предприятий по производству поликристаллического кремния еще  не означает, что Казахстан сделается лидером в использовании солнечной  энергетики. Пока что все проекты – экспортного назначения и  собираются  100% продукции экспортировать в Японию, Южную Корею, США, страны ЕС, как раз для производителей готового оборудования для солнечной  энергетики. Это дело нельзя оставлять на самотек, потому что есть риск, что  Казахстан так и останется производителем полуфабриката для кремниевой  промышленности, тогда как производство готовой продукции с очень высокой добавленной стоимостью (элементов микроэлектроники, солнечных батарей и так далее) останется за зарубежными партнерами. Казахстан тогда попадет в  очень неприятное положение, когда, имея крупное производство кремниевого  полуфабриката, окажется, вынужден платить высокую цену на импортные  солнечные батареи, сделанные из казахстанского же кремния. Потому нужно добиться того, чтобы эти предприятия , сразу же после  начала производства поликристаллического кремния, не увлекались  экспортными поставками, а сразу же осваивали  производство готовых  солнечных батарей для нужд казахстанского внутреннего рынка. Пусть на  первых порах они будут не столь высокого качества, как импортные , не столь высокого КПД,не столь совершенного дизайна. Главное, чтобы они были  доступны по цене и количеству, чтобы можно было начать масштабное  продвижение солнечной энергетики в те регионы Казахстана, которые больше  всего в ней нуждаются. Нужно добиться того, чтобы жители Казахстана привыкли к солнечной  энергетике, как к неотъемлемой части своей жизни. Это сформирует рынок и  даст возможность казахстанским производителям наращивать производство  солнечных батарей, совершенствовать их конструкцию и технические  характеристики. 9 Результаты исследований и их обсуждений В ходе работы я провел опрос среди учителей и школьников своей школы.  Результаты данного опроса ниже.   1. Задумывались ли Вы , что в скором будущем встанет проблема  получения энергии (нефть, газ, уголь)? Ответи ло  учител ей Процент  от числа  ответивш их Ответило  школьник ов 14 10 1 Да Нет Ред ко  56 40 4 3 14 6 Процент  от числа  ответивш их  школьник ов 13 60,9 26,1 Всего  ответи ли Процент  от общего  числа  опрошенн ых 17 24 7 35,4 50 14,5 10 2. Стараетесь ли Вы экономить энергию? Ответи ло  учител ей Процент  от числа  ответивш их Ответило  школьник ов 14 8 3 Да Нет Ред ко  56 32 12 10 12 1 Процент  от числа  ответивш их  школьник ов 43,5 52,2 4,3 Всего  ответи ли Процент  от общего  числа  опрошенн ых 24 20 4 50 41,6 8,3 3. Считаете ли Вы, что производство любого вида электроэнергии  наносит вред окружающей среде? Ответило  школьник ов Процент  от числа  ответивш их Ответи ло  учителе й Да 18 Нет 5 2 Не  зна 72 20,8 8 10 5 8 Процент  от числа  ответивш их  школьник ов 43,5 21,7 34,8 Всего  ответи ли Процент  от общего  числа  опрошенн ых 28 10 10 58,3 20,8 20,8 11 ю  Есть ли у Вас в доме энергосберегающие лампочки (например ,  галогеновые или лампы дневного света)? Ответило школьни ков Всего  ответи ли Ответи ло  учител ей Процент  от числа  ответив ших Процент  от числа  ответивш их  школьни ков 34 Процент  от общего числа  опрошен ных 28 58,3 Одна  или  несколь ко Много  Нет  20 5 0 80 20 0 8 2 13 8,6 56,5 7 13 14,5 27 Ответ ило  учител ей 4. Если Вы не используете их , то какова причина? Процент  от числа  ответив ших  школьни ков 7,6 Ответил о  школьни ков Процент от числа ответив ших Дорого 0 1 Всего  ответи ли 1 Процент  от  общего  числа  опрошен ных 7,6 12 Не  задумыв ался Мне не  нравится 0 0 10 2 76,9 15,3 10 2 76,9 15,3 Ответило  учителей 6. На что  , по Вашему мнению , затрачивается наибольшее количество электроэнергии? (отметить   3 самых основных) Ответило  Потребитель  наибольшего  школьников количества  энергии по  мнению  опрошенных Приготовление  пищи освещение Телевизор Стиральная  машина 1 Обогрев 0 Телефон Холодильник 0 Электротовары 0 1 Компьютер Затрудняюсь  0 ответить 1 2 2 1 0 3 26 10 9 8 2 10 8 0 24 0 1 8 Всего 2 2 2 1 1 3 13 7.Какой самый эффективный способ сбережения энергии? (отметь  только один) Вариант ответов Ответило  учителей 3 Выключать  неиспользуемые  приборы Выключать свет  Меньше  использовать  электроприборы Меньше  смотреть  телевизор Утеплять  квартиру Исправная  проводка и  приборы Меньше  готовить на  плите 0 0 0 1 1 1 Ответило  школьников 10 Всего 13 8 2 1 0 0 0 8 2 1 1 1 1 14 0 Не использовать  электроприборы Ничего не иметь  1 Использовать  5 альтернативные  источники  энергии Не знаю 2 1 0 10 2 1 1 15 4 8. Как Вы считаете, возможно ли выгодное использование солнечных  батарей в больших городах? Ответило  учителей Ответило  школьников Всего  ответило Да  Затрудняюсь ответить Не знаю 20 3 2 13 8 2 23 11 4 Процент от  общего  числа  опрошенных 48 23 8 15 Обсуждение результатов Результаты социологического опроса показали, что учителей гораздо чаще  волнует проблема энергосбережения. Так, из опрошенных нами учителей на  вопрос : «Задумывались ли Вы, что в скором будущем встанет проблема  получения энергии ?»  утвердительно ответили 56% учителей и в 3 раза  меньше – 13% школьников и отрицательно 40% учителей и 60% школьников.  Следовательно, в школе уделяют мало внимания этой проблеме. В целом  задумываются над этим вопросом 35,4% опрошенных и 50% ­ не  задумываются. 16 Возможно, что учителя, несмотря на анонимность анкетирования,  хотели показаться перед нами более «правильными», но может быть, им чаще  приходится сталкиваться с энергетическими проблемами в повседневной  жизни. 72% всех опрошенных признают влияние производства электроэнергии  на состояние окружающей среды и 20,8 – не считают, что каждый из  существующих способов производства электроэнергии тем или иным  способом сказывается на окружающей среде. Энергосберегающие лампы имеют 58,3% опрошенных, причем 14,5;%  используют их активно. 27% не пользуются энергосберегающими лампочками. Из тех, кто их не использует, 76% ответили, что дорого, 15,3% эти лампы не  нравятся, причем многие, давшие этот ответ, сказали , что это вредно для  зрения 76,5% не задумывались, почему они не используют эти лампы. Большинство опрошенных считают (26 из 48) , что больше всего энергии  тратиться на приготовление пищи, и , в частности, на жарку мяса. Поэтому 10  опрошенных мяса не жарят и этим, по их мнению , они вносят  вклад в  экономию электроэнергию.  Причем, назвали плиту основным потребителем  энергии в основном учителя . школьники считают, что электроэнергия  затрачивается в основном на свет (10 ответов) и телевизор (8 ответов  школьников и 1 учитель). Учителя также назвали стиральную машину (8  ответов). Также были названы обогревательные приборы, холодильник,  электротовары вообще , и даже телефон (2 ответа).  На вопрос : «Какой самый эффективный способ сохранения энергии?»  половина опрошенных учителей затруднилась ответить. 10 человек ответили:  «Не жарить мясо» (учителя). Школьники предлагают выключать ненужные  приборы и свет (10 школьников и 3 учителя). Среди других способов  экономии электроэнергии были предложены утеплить жилище, использовать  исправную проводку и электроприборы, меньше смотреть телевизор, ничего  не иметь и использовать альтернативные источники энергии.  Совместно с научным руководителем я провел следующую работу:  я  изготовил мини­солнечную батарею небольшой мощности.   Процесс изготовления солнечной батареи довольно сложный и  трудоемкий. Поэтому зачастую, чем делать солнечную батарею своими  руками гораздо выгоднее заказать её у сторонних производителей.  Идея использования солнечных батарей для нужд людей, так привлекла  меня, что я решил смастерить макет дома из картона, освещаемого  светодиодом, который питается от солнечной батареи. Для этого я собрал  соответствующую схему электрической цепи. Для возможности  использования освещения в пасмурную погоду и в ночное время, в цепь,  возможно, подключить аккумуляторную батарею. 17 Макет дома с установленной на крыше мини солнечной батареей Окно в макете 18 Мини солнечная батарея (батарея калькулятора) Поместил дом в освещенное место 19 Укрепили светодиод  (лампочка) внутрь домика Лампочка светит 20 Солнечные лучи освещают мини солнечную батарею и загорается лампочка внутри дома 21 Обсуждение результатов исследований В конце исследований я пришел к такому выводу, что солнечная  энергетика имеет потенциал, она может развиваться, её нужно развивать.  Именно солнечные батареи обеспечат нас электрической энергией в  ближайшие и последующие годы.  Я из подручных материалов изготовил небольшую по размерам  солнечную батарею. Её принцип очень прост. Её мощность невелика, но  пользы от неё хоть отбавляй. Это устройство можно использовать не только  так как я описал в работе, а в самых различных ситуациях. Освещать большие  помещения,  обогревать большие объемы, накапливать запасы электричества.  При помощи таких простых устройств мы  запросто сможем сэкономить  электричество, сохранить природные ресурсы, а ведь именно эту цель мы  преследовали в начале работы. 22 Рекомендации и результаты работы Особых практических рекомендаций по применению этого устройства у  меня не имеется. Одно хочу заметить, что, делая эту батарею, необходимо  строго следовать тому , что написано. Картинки , изображенные в работе,  достоверно передают информацию и их можно использовать как подсказку. Возможно , вы выберете другие размеры, другие условия и прочее, но  одно я хочу сказать: материалы, из которых изготовлено устройство, не  должно заменяться другими­ это может повлечь за собой не тот результат,  который вы ожидаете увидеть, т.е. попросту устройство работать не будет. В обычной жизни данное устройство можно использовать так, как я его  использовал, а можно и в других целях. Оно просто в изготовлении и использовании. Было бы неплохо, если  материалы по размеру по больше и цели были бы более масштабными. 23 АННОТАЦИЯ В работе содержится полное описание исследования, целью которого было  показать и доказать, что использование солнечной энергии является наиболее  доступным и экономичным в нашей стране, в особенности в больших городах.  Также представлена методика исследования, краткая формулировка  результатов работы. Имеются картинки, фотографии, чертежи , диаграммы, таблицы и пр. в  ходе исследования был проведен опрос среди учителей и учащихся моей  школы. Также вашему вниманию представлено практическое применение и  заключение о ходе своей работы.  24 Annotation The paper contains a complete description of the study, whose purpose was  to show and prove that the use of solar energy is the most economical and accessible in our country, especially in big cities. As the technique of research, a  brief formulation of the results. There are pictures, photographs, drawings, diagrams, tables, etc. in the  course of the research survey among teachers and students of my school was held. Also, you can appreciate the practical application and the conclusion of its  deliberations. 25 Список использованной литературы и ссылки 1. http://www.google.kz 2. http://www.solar­batery.narod.ru 3. журналы «Экология» за 2008,2009,2010г 4. журнал «Умелые руки» 2009г 5. Ревелль П., Рувелль Ч., Среда нашего обитания. Энергетические  проблемы человечества,  стр 293 26 Отзыв руководителя Представленная   работа по теме «Использование солнечной энергии»,    выполнена    с    учетом    рекомендаций и требований к выполнению научно­ исследовательских   работ.            В работе  присутствуют   все   обязательные   элементы: цели, задачи,  методы исследования.             Определена суть изучаемой проблемы и ее актуальность, дан анализ  использованных источников информации.            В работе содержится полное описание исследования, целью которого  было показать и доказать, что использование солнечной энергии является  наиболее доступным и экономичным.  Представлена методика исследования,  краткая формулировка результатов работы. Имеются картинки, фотографии,  чертежи, диаграммы, таблицы.           Тема работы раскрыта. Продемонстрирован хороший уровень  понимания целей и задач исследования, знания специальных понятий,  способности к анализу и навыки определения проблем и поиска путей их  решения, хорошие навыки обработки информации. Изучен достаточный  большой объем источников.            В работе просматривается творческий подход, оригинальность и  элементы изобретательности. Практическая значимость работы состоит в том, что использование  солнечной энергии посредством солнечных батарей вполне осуществимо.             Структура изложения материала, грамотность оформления позволяют  оценить работу  учащегося  КГУ «Арзамасская средняя школа» Хатунцева  Никиты высокой положительной оценкой ­ «отлично». Материал работы может быть интересен для широкого круга читателей.  Учитель:           Хатунцева В.Р. 27

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"

Исследовательская работа "Использование энергии света"
Скачать файл