«История и
суеверия»
Юрьевна, учитель истории МОУ СОШ № 10
Казакова Наталья
1 Оглавление
I. Введение ……… ………………………………………………………………………... с. 3
II. Основная часть………………………………………………………………………….с.313
1. Половцы: народ и судьба……......................................................................................... с. 48
2. «Каменные бабы» памятники половецкой культуры……………………………….с. 69
3.Отношение к «каменным бабам» в последующие века……………………………….с. 911
III. Заключение …………………………………………………………………………..с.1113
Библиография и источники..………………………………………………………………...с. 13
Приложения ………………………………………………………………........................с.1416
2 I. Введение
В поселке Радуга в 2004 г. открылся свой музей. Самый ценный экспонат музея был
расположен у входа на улице – это половецкая «каменная баба», сделанная из песчаника. И
пусть у скульптуры не было головы, время ее не пощадило, она была ценна уже тем, что
его возраст около 700800 лет. Весной 1989 года это изваяние нашел в полях между 1
м и 2м отделениями поселка тракторист Петр Петрович Сухинин и доставил ее в
мехотряд. Посмотреть на находку сбежался весь поселок (Приложение №1). Понимая
ценность находки, педагоги школы еще тогда пыталась пристроить находку в
краеведческий музей, но не нашлось средств и транспорта, чтобы его погрузить и туда
отвезти. В краеведческом музее просили находку привести самостоятельно, в крайнем
случае, обещали помочь пристроить ее в районный музей, который тогда только
создавался. На том дело и закончилось. Даже перевести находку на школьный двор было
проблемно, т. к. «баба» оказалась достаточно тяжелой. Но однажды в школу приехал
писатель С. Бойко, которому рассказали о находке, и он попросил руководителей
хозяйства организовать доставку экспоната на школьный двор. Известному человеку не
отказали, изваяние перетащили трактором на территорию школы, где оно и пролежало до
открытия музея. Но вот в 2012г. ктото решил, что изваяние это приносит поселку
несчастье, его вывезли в поле и закопали якобы в том месте, где нашли. Я, как и многие
ученики и учителя, была таким поступком местных властей удивлена. Что за суеверия в
век высоких технологий!? Поэтому заинтересовалась следующими вопросами:
кто такие половцы и зачем ставили они свои изваяния?
где еще, кроме, Ставрополья их можно встретить?
как к их изваяниям относились люди раньше?
насколько правдиво уверение в том, что «каменная баба» может приносить несчастья.
Для написания работы использовались в основном эмпирические методы и научные
методы (анализ, синтез).
3 Усиление ненаучного сознания в последние годы это давно установленный факт.
Поэтому моя работа о том, как суеверия людей, порой совсем необоснованные, связаны с
нашей историей, вполне актуальна. Ею мне бы хотелось привлечь внимание
общественности к судьбе памятника половецкой культуры, которому место не в поле под
землей, а в музее. Если сама земля, скрывавшая его многие годы в своих глубинах, явила
его людям, значит, они должны его видеть.
II. Основная часть
1. Половцы: народ и судьба
Первоначально родиной половцев были земли севернее Алтая в Прииртышье. Затем,
вследствие изменения политической и климатической обстановки, после долгих мытарств
половцы оказываются в Поволжье и Придонье.
Существуют разные версии происхождения названия «половцы
В исторической литературе объяснение слова «половец» первым предложил в 1875г. А.
Куник. Русское название «половцы» происходит от древнерусского половь «жёлтый». С
тех пор в науке прочно укоренилось мнение, что название народа половцы не этническое,
служит лишь для обозначения цвета волос народа.
Другая версия заключается в том, что древние жители Руси половцами называли просто
жителей поля, независимо от их племенной принадлежности. Эта версия встречается в
русских исторических источниках до начала XIXв.
Еще одна версия, выдвинутая Е. Ч. Скржинской, отвергает предыдущие версии, связывая
происхождение названия с географическим местоположением «Половецкого поля». По её
мнению, корень слова «половцы» «полъ» («половина»). Жители правого берега Днепра,
где находился Киев, так называли кочевников с левого берега, с «той стороны», «той
поли». При этом она ссылается на древненовгородское обозначение «люди с другой
стороны» (Волхова), которое имеет вид ониполовици. Но в нем, есть, правда, указание
на другую сторону онъ полъ.
Нет ни одного надежного свидетельства, что у этого народа когдалибо существовало
общее самоназвание. «Куманы», «команы», «кыпчаки», «кипчаки», «половцы» – все эти
этнонимы сохранились исключительно в письменных памятниках соседних народов, без
указания на то, что они взяты из словарного обихода самих степняков. В ХIIв. это было
время господства половцев в южнорусских степях, оно именовались «Дештикыпчак», т.е.
«поле Половецкое» (в него входил и север Ставрополья). Это позволяет предположить,
4 что, возможно, кыпчаки (кипчаки) было самоназванием этого народа. К определению этого
степного сообщества не подходит и термин «племенной союз», т. к. в нем отсутствовал
какойлибо объединяющий центр – господствующее племя, надплеменной орган
управления или «царский» род. Были лишь отдельные кипчакские ханы.
Половцы вторглись в южнорусские степи в середине XI в., их появление впервые отмечено
русской летописью в 1055г. В течение последующих 200 лет история половцев
представляет собой нескончаемые войны с русскими княжествами, на которые они
постоянно совершали набеги, уводя пленных женщин и детей.
В 1061г. Всеволод Ярославич потерпел поражение от хана Искала, а Переяславская земля
подверглась разорению. В 1068г. произошло первое нашествие половцев на Русь, они
разбили в сентябре войско Ярославичей в битве на Альте, разорив южнорусские
княжества. Но в ноябре Святослав Ярославич, имея 3 тысячи ратников, разбил 12 тысяч
половцев в битве на реке Снове. После этого военные походы половцев на русские земли
(нередко в союзе с кемто из русских князей, т.к. междоусобицы на Руси в это время стали
довольно частым явлением) приобретают регулярный характер. Половцы, приведенные
Олегом Святославичем и Борисом Вячеславичем в 1078 г., разгромили Всеволода
Ярославича на реке Сожице (Оржице). В битве с половцами на Нежатинной Ниве в 1078г.
погиб Изяслав Ярославич Киевский. В 1091г. половцы вместе с русским князем Василько
Ростиславичем оказали помощь Византии в войне с печенегами, разбив их в битве при
Лебурне. Уже в 1092 г., во время болезни Всеволода Ярославича, половцы начали второе
широкомасштабное наступление на Русь, в следующем году одержали победу в битве на
реке Стугне над соединёнными войсками Святополка Изяславича Киевского, Владимира
Всеволодовича Мономаха и Ростислава Всеволодовича Переяславского, причём, последний
князь утонул в реке во время бегства. Повторное сражение под Киевом в 1093г. также
окончилось поражением. В 1094г. половцы вместе с Олегом Святославичем осадили
Владимира Мономаха в Чернигове, и он вынужден был оставить город. В 1096г. половцы
потерпели первое сокрушительное поражение от русских, погиб хан Тугоркан.
В 1099г. Давыд Игоревич на реке Вигор у Перемышля с помощью половецких
ханов Боняка и Алтунопы нанес поражение венграм во главе с королевичем Коломаном.
В начале XIIв. половцы были вытеснены Святополком Изяславичем и Владимиром
Мономахом за Дон и Волгу, на Кавказ. После крестового похода русских дружин под
предводительством Владимира Мономаха в 1111г. и побед над донскими ордами хана
Отрака, половцы обосновались степях Предкавказья, в т.ч. и на Ставрополье. Этот
5 факт, по мнению известного археологакраеведа Т. М. Минаевой, объясняет наличие столь
большого числа половецких «каменных баб» в нашем регионе. В 11161117гг. Владимира
Мономаха совершил поход к половецким зимовьям, после чего часть половцев откочевала
в Грузию, где поступила на службу к грузинскому царю Давиду Строителю и помогла ему
очистить Грузию от туроксельджуков, составив ядро грузинской армии.
Но после смерти Владимира Мономаха в 1125г. половцы вновь стали активно участвовать в
междоусобной борьбе русских князей. Иногда русские вели с половцами и наступательную
войну, предпринимая походы вглубь Половецкой земли. Когда такие походы становились
общерусскими мероприятиями (при Святополке и Мономахе, при Мстиславе Изяславиче,
Святославе Всеволодовиче, Всеволоде Большое Гнездо, Романе Мстиславиче, Всеволоде
Чермном), они неизменно оканчивались успешно. Но бывало и иначе. Примером неудачных
наступательных действий является поход Игоря Святославича в 1185 г. героя «Слова о
Полку Игореве»
Затем, с 1190х гг. наступил недолгий период мирного сосуществования и даже частичной
христианизации половецкой знати. А в 1223г. половцы были разгромлены монгольским
войском на Северном Кавказе. В битве на реке Калке, в которой вместе с половцами
участвовали и русские князья, им было нанесено последнее поражение. После похода
Батыя в 12361242гг. на Русь и в некоторые страны Европы, половцы прекратили
существование как самостоятельная этническая и политическая группа, но составили
основной массив тюркского населения Золотой Орды наряду аланами и хазарами.
Монголов, которые включили «Половецкую степь» и Северный Кавказ в свои владения,
здесь было немного. Даже ярлыки монгольских ханов (Тохтамыша и других) были записаны
на кипчакском языке. Половцы внесли немалый вклад в формирование таких этносов,
как татары, киргизы, узбеки, казахи, сибирские татары, башкиры, крымские
татары, кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы. Разгромленные половцы «укрылись в
болотах, в горах». Одна часть их откочевала в сторону Руси, Поэтому, в частности,
памятники половецкой культуры половецких «каменных баб» можно увидеть почти в
каждом городе юговосточной Украины. Другая часть переселилась в Закавказье,
Малую Азию, еще часть на Балканский полуостров (в Македонию Фракию) и Венгрию.
Венгерский король Бела IV принял половцев, пришедших под предводительством хана
Котяна тестя князя Мстислава Мстиславича Галицкого, а наследник венгерского
престола Стефан V женился на дочери Котяна, вскоре половцы заняли в Венгрии видное
положение, в частности, в охране границ королевства. Наконец, еще одна часть половцев
6 перебралась в далекий Египет, где они также хорошо устроились в египетском войске;
некоторые египетские султаны были половецкого происхождения. Вообще, их раньше
очень часто использовали как наёмные элитные военные части, потому что от они
отличными наездниками, превосходными стрелками, храбрыми и дисциплинированными
воинами. Эта практика сложилась с тех времен времен, когда еще правители Арабского
халифата набирали свою тяжелую кавалерию из племен сарматов, скифов и других
кочевых племен.
2. «Каменные бабы» как памятники половецкой культуры
Половцы были хозяевами степи на протяжении ряда столетий и поэтому их памятники –
«каменные бабы» широко известны от Монголии до Центральной Европы. Они
устанавливали их на местах святилищ, на курганах, где были захоронены знатные половцы,
на перекрестках дорог и водоразделах, поэтому «бабы» всегда привлекали к себе внимание
современников. Проезжая через половецкие кочевья в 12531255гг. посол французского
короля Гильом Рубрук наблюдал, как половцы хоронят умершего, и записал «…насыпают
холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку…». Все
проезжающие, по свидетельству посла, были обязаны приносить им жертвы. Собственно
слово «баба» происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дедотец».
Только ли умершего изображали половцы или же это было божество? Возможно и то и
другое. Подавляющее большинство половцев на протяжении всей своей истории, вплоть до
самого падения, оставалось язычниками. Половцы верили в бессмертие души. Переходя в
иной мир, душа предка приобретала, по их мнению, особые возможности и силы для того,
чтобы помогать людям (обычно родным), приносящим ей жертвы. С этой верой, скорее
всего, и было связано сооружение над могилой каменных статуй. Бедные люди, которые
не могли поставить своим предкам каменные статуи, ставили деревянные или
ограничивались войлочным изображением предка, которое помещалось в обычной жилой
юрте. Возле каменной статуи, возведенной у могилы знатного половца, воздвигали
святилище, и каждый проезжающий мимо половец должен был принести жертву такой
статуе и поклониться ей, дабы заручиться её поддержкой. Святилища были квадратные
или прямоугольные, их размеры зависели, видимо, от количества чтимых в нем предков. В
центре святилища, ставили одну и больше мужских или женских статуй с лицами,
обращёнными на восток. Изредка попадались святилища со скоплением статуй в каждом
не меньше 1215. Возле подножия статуй исследователи находили кости баранов.
7 Поэтическое описание этого обряда оставил великий азербайджанский поэт XIIв. Низами,
жена которого была половчанкой:
«И пред идолом гнётся кипчаков спина ...
Всадник медлит пред ним, и, коня придержав,
Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав,
Знает каждый пастух, прогоняющий стадо,
Что оставить овцу перед идолом надо».
Есть также точка зрения, что поставленные на перекрестках дорог, они, возможно,
служили географическими ориентирами. Обычай возводить идолов зародился в VIVII
вв. в Монголии и на Алтае и распространился на запад, до Дуная. Ученые считают, что
изваяния они ставили только на землях своих кочевий, и делая их из камня (песчаника,
ракушечника). Мужчины и женщины изображались в натуральную величину или выше в
полусидячем положении. Воины в конических шлемах с перетянутым на груди ремнем с
бляхами, женщины – с отвислыми грудями, в шлемах с коническим верхом с широкими
полями или сложной прической. Ссутулились могучие плечи воинов, женские головы на
коротких шеях опущены вниз, раскосые глаза бесстрастно устремлены в степь. Женские
статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов, они давали им силу и
оберегали их. За это кочевники приносили им жертву. У всех руки сложены внизу живота,
держат чашу со священным напитком. По некоторым данным это чаша, которую держат
эти статуи в руках, служила для помещения части пепла от сожжения трупа умершего
(другую часть клали под основание статуи). Конец традиции установки «каменных баб»
положило монголотатарское нашествие, а, возможно, оно было связано с истреблением
половецкой знати в битве на р. Калке в 1223 г.
Первые свидетельства о «каменных бабах» содержатся в «Книге Большому Чертежу»,
составленной во времена царствования Бориса Годунова (XVI в.). А также в описаниях
академика Петербургской Академии наук ИА. Гильденштедта, других исследователей и
в документах XVIII начала XXв.
К моменту освоения Ставрополья русскоукраинскими переселенцами в конце XVIII в. в
полях еще стояли тысячи таких каменных изваяний. При вспашке степей на рубеже XIX
XX вв. сотни изваяний были уничтожены. Мест их обнаружения установлено в нашем крае
более 50. Они сосредоточены в основном в бассейнах рек. В XXв. сведения о них впервые
обобщила археолог Т. М. Минаева. Лишь чуть более сотни «каменных баб» спасено и
передано в музеи Ставрополя, городов КМВ, в другие районные и местные
8 самодеятельные музеи. В нашем районе половецкие «каменные бабы» есть в музеях г.
Новоалександровска, станиц Григорополисской, Расшеватской. По сути, эти идолы
остались одним из немногих следов воинственного народа.
Ученые выделяют следующие типы половецких каменных статуй
1. Изображения мужчин с усами и небольшой бородой (Приложение №2)
2. Изображения мужчин без шапок или в конических шлемах, иногда с одной или
несколькими косами до пояса. На некоторых фигурах одно или оба уха украшены
серёжками, изредка на шее гривна или ожерелье (Приложение №3).
3. Изображения мужчин, одетых в кафтан с треугольными отворотами и узкими рукавами.
На талии пояс с набором украшений, пряжек и бляшек. Реже в просторной одежде с
широкими рукавами без пояса и оружия.
4. Фигуры с кинжалом или саблей.
5. Фигуры женщины с подчёркнутыми детородными органами. «Чернухинская мадонна»
(найденная в п.Чернухино Луганской области на Украине) держит на руках ребёнка
(Приложение №4)
.
6. Каменные бабы с сосудами, которые они держат в правой руке или в обеих руках
(Приложение №1). Формы сосудов разнообразные: кубки, чаши, цилиндрические сосуды.
Старейшие типы статуй – это стеловидные плоские со слабой детализацией фигур или
совсем без неё. Таких статуй большинство. Это грубо обтёсанные каменные столбы,
контуры лица которых иногда вырезались в виде «сердечка» с закругленной или
заострённой в виде башлыка вершиной. Лица вообще не изображались, или наносились Т
образные брови и нос, глаза и рот в виде овальных углублений. Такие фигуры впервые
появились в половецкой степи приблизительно в первые десятилетия XI в. Со временем на
фигурах появились руки, которые держали на уровне живота чаши, и круглые выпуклости,
которые изображали грудь. Мужчины и женщины изображались и стоя, и сидя, всегда с
каноническим положением рук, с чашами для жертвоприношения или «угощения».
Благодаря именно этим очень полным изображениям можно точно представить себе, как
выглядели костюмы, украшения, оружие половцев. Мужские лица всегда изображались с
усами и даже с бородой; женские полные, круглые, как правило, с маленькими рыхлыми
губами. Женщины, как впрочем, и мужчины изображались с голой грудью, подчёркивая
основное назначение этого органа кормление потомства. Это очевидно имело ритуальный
характер.
9 Но с конца XIIв. происходит заметное упрощение и примитивизация статуй. Убрали
детализацию костюмов со спины, а потом и с лицевой стороны, перестали изображать
детали причесок. Нередко даже лица оставляли гладкими без необходимого, казалось бы,
рисунка лица. Чем это объясняется, неизвестно. Возможно, статуи раскрашивали. Очень
редко, но можно увидеть в особенно глубоких вырезах орнамента следы чёрной или
красной краски (Приложении №5).
3. Отношение к «каменным бабам» в последующие века
Всего до наших дней дошло свыше двух тысяч каменных баб. В течение многих столетий в
некоторых поселениях, в т. ч. в славянских, жила традиция отдавать почёт половецким
идолам, которые наделялись силой, способной влиять на успех общины, возрождение
природы, плодородность земли. Их воспевали в стихах поэты:
«От зноя травы сухи и мертвы
Вот остов лошадиной головы,
Вот снова каменная баба.
Как сонны эти плоские черты!
Как первобытно, грубо это тело!
Но я стою, боюсь тебя…, а ты,
Мне улыбаешься несмело», писал в начале ХХв. Иван Бунин.
«….Стоит с улыбкою недвижной,
Забытая неведомым отцом,
и на груди ее булыжной
Блестит роса серебряным сосцом» вторил ему поэт и прозаик «серебряного века»
Велимир Хлебников, посвятивший половецким идолам поэмы («Ночь в окопе» и
«Каменная баба»). Виктор Владимирович Хлебников (Приложение №6) реформатор
поэтического языка, один из теоретиков русского футуризма и авангардного искусства,
размышляя над ходом истории, пытался найти некие «основные законы Времени», так или
иначе влияющие на судьбу человечества. Увлекался мифологией и славянским
фольклором. Именно тогда поэт взял себе псевдоним – славянское имя Велимир. Стремясь
все время быть в центре событий, он много ездил по стране, работал в различных газетах и
издательствах, лишения и напряженная работа подорвали его здоровье. Весной 1922г. он
уехал к своей сестре в Новгородскую губернию, надеясь отдохнуть, но вскоре серьезно
заболел и умер. В 1960г. прах поэта перезахоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
10 Почему я так подробно останавливаюсь на судьбе поэта? Потому что поверх надгробной
плиты на его могиле положена «каменная баба», найденная археологами на озере Иссык
Куль (Приложение №7). Образ этой каменной бабы, стоящей среди степей в качестве
предвестника новых тяжелых испытаний, надвигающегося несчастья, горя, смерти,
встречается в его поэме «Ночь в окопе»:
«Тупо животное лицо
Степной богини...
Скажи, суровый известняк,
На смену кто войне придет?..»
Такой памятник в виде «каменной бабы» сделал Май Митурич – сын художника Петра
Митурича, женившегося на сестре Хлебникова Вере, племянник поэта. Эту его идею
подержал его друг поэт Борис Слуцкий и Союз писателей. Б. Слуцкий вспоминал:
«добыть «каменную бабу» оказалось очень трудным делом. Хотя, у меня, как у археолога,
было немало знакомых и даже друзей среди директоров музеев. Получить «каменную
бабу» из музея не было никакой возможности, ни один директор не был на это властен.
Но еще немало «каменных баб» высились на вершинах курганов. Провели разведку,
обнаружили целый ряд таких изваяний, относящихся к самым различным эпохам и
расположенных в разных местностях. Казалось бы, чего уж лучше! Выбирай, какая
понравится, и перевози ее в Москву. Вдруг выявилось совершенно неожиданное
обстоятельство. Все «каменные бабы», стоящие на вершинах курганов, пользуются у
местных жителей большой популярностью и находятся под их охраной. Их даже перед
праздниками частенько моют и белят. Более того, до недавнего времени эти «бабы» были
предметом поклонения. Они считались божествами плодородия. Им молились, прося о
хорошем урожае, верили, что «бабы» могут покарать за непочтение к ним… и другие
преступления перед обществом. Им приносили жертвы. Так, у подножия некоторых статуй
были найдены кости животных, множество монет XVIIIXIX вв. Дело осложнилось. Был
предложен проект похищения «каменной бабы». Намечен соответствующий объект в
Ставропольской степи, разработан план похищения, который должен был быть
осуществлен ночью, с помощью грузовой автомашины. Однако проект был отвергнут.
Нельзя обижать народ. Казалось, дело… зашло в тупик. И вот, после нескольких лет
бесплодных поисков и раздумий неожиданная удача. Мой друг и коллега, работающий в
Киргизии, на берегу огромного горного озера ИссыкКуль обследовал один из … курганов
и обнаружил редчайшую находку. Стоявшая на вершине кургана «каменная баба» какимто
11 образом соскочила с каменного пьедестала и стала постепенно погружаться, уходить в
глубь земляной насыпи кургана. Когда мой коллега обнаружил ее, в насыпи елееле
виднелась лишь самая макушка, совершенно неприметная для неспециалиста. Вот это
удача «баба» и не в музее, и не предмет почитания местных жителей, даже совсем им
неизвестная. «Баба» оказалась на редкость выразительной… Черты лица явно тюркские.
Это женщина с задумчивым, печальным лицом, скромная, спокойная. В правой руке ее
нечто напоминающее круглый сосуд…Скульптор, изваявший ее …, был подлинным
художником. Мы установили статую на могиле Хлебникова. Здесь находится она под
надежной охраной и достойно венчает могилу поэта».
III. Заключение
С начала XI в. половцы (куманыкоманы или кипчакикыпчаки), захватили южнорусские
причерноморские степи, пройдя но широкому евразийскому степному коридору из глубин
Средней Азии и Монголии. Половцы вторглись в южнорусские степи в середине XI в., их
появление впервые отмечено русской летописью в 1055г». Борьба с ними воспета в
знаменитом древнерусском произведении «Слово о полку Игореве». В начале XIIIв. они
были покорены монголами, которые включили территорию их проживания (в т.ч. на
Северном Кавказе) в состав Золотой Орды. Они составили большую часть населения
Золотой Орды на Северном Кавказе. Вскоре после этого упоминание в летописях о
половцах прекращается, и они присоединяются к большой семье канувших в небытие
народов. Половцы, то воевавшие с русскими, то вступавшие с ними в союзы, то
ссорившееся, то заключавшие браки, неизменно в течение двух с лишним столетий
оказывавшие огромное влияние на всю жизнь Древней Руси, осваивавшие Предкавказье,
служившие грузинским царям, разгромленные монголами, они двинулись к Дунаю,
Балканам, в Малую Азию, Египет. Часть половцев укрылась на Руси. Прошли века.
Половцы растворились среди других народов. Так не раз бывало в истории, что кочевники,
гораздо более приспособленные к войне, одерживавшие верх над оседлыми земледельцами,
побеждали их. Однако земледельцы были гораздо больше приспособлены к мирной жизни,
к жизни вообще. Поэтому победители бесследно или почти бесследно растворялись в среде
побежденных, перенимая их язык, культуру и образ жизни.
Так было и с половцами. От них сохранились лишь отдельные слова в различных языках,
прежде всего в русском, например, слово «казак», в переводе означающий «страж»,
«передовой». Ведь в действительности бежавшие от всяких притеснений на границы с
12 половецкой степью русские поневоле должны были жить воинскими лагерями и играть
роль пограничной стражи русской земли. Отсюда и пошли казаки и казачьи станицы и сечи.
Сохранились у нас от половцев и сказания, и орнаменты, и персонажи летописей и былин.
Но, пожалуй, самое замечательное материальное свидетельство о половцах из далекого
прошлого это каменные статуи, которые еще до недавнего времени тысячами
возвышались па вершинах курганов по всей бескрайней причерноморской степи. Статуи
эти необычайно выразительны и носят в народе название «каменных баб». Многие из них
действительно изображают сидящих или стоящих женщин в одеяниях, украшенных
серьгами, браслетами, ожерельями. Название это весьма условно, т. к. среди «каменных
баб» нередко встречаются и статуи мужчин с усами, бородами, с оружием. Эти каменные
изваяния связаны с культом предков. Перед ними совершались различные церемонии,
приносились в жертвы. Интересно, что и после ассимиляции половцев с новыми хозяевами
степей монголотатарами и оседлыми земледельческими народами почитание
половецких «каменных баб» сохранялось: им молились для получения хорошего урожая.
Поставленные на вершинах высоких курганов, часто на перекрестках различных дорог,
иногда специально туда перетаскиваемые, они, эти каменные изваяния, издалека видные в
степных равнинах, играли роль постоянных и надежных дорожных ориентиров. Хотя
большинство «каменных баб» в южнорусских степях было возведено половцами, но далеко
не только одни половцы и вовсе не в одном лишь Причерноморье создавали такие статуи.
Подобные же каменные изваяния на необозримых просторах Средней Азии, Сибири,
ВосточноЕвропейской равнины ставили различные племена и народы еще со II тыс. до н. э.
Они бесценный материал, позволяющий судить об одежде, украшениях, оружии, бытовых
предметах, внешности, верованиях, обычаях как давно ушедших в небытие, так и ныне
здравствующих народов. Они и величественные памятники искусства этих народов.
«Каменные бабы» вдохновляли поэтов....
В Ставрополе почемуто никто не выкапывает каменные изваянии, стоящие у входа в
краеведческий музей, никто не собирается развезти по полям всех тех истуканов, что
хранятся в его внутреннем дворике музея…
В июле 2013г. близ посёлка Виноградный Новоалександровского района жители нашли две
каменных фигуры эпохи средневековья. На возвышенности берега реки Расшеватки в
глиняном карьере обнаружили каменные стеллообразные мужские изваяния. Высота 74 и
91,5 см. Изваяния принадлежали тюркоязычным кочевникамстепнякам.
13 В ноябре 2015г. в Труновском районе края у села Безопасное местные жители обнаружили
огромную каменную статую женщины, датируемую XXII вв. Нашли трехметровую статую
в обычном поле местные фермеры, причем она едва не привела к печальным последствиям
и ДТП, так как застряла в тяжелом плуге трактора, обрабатывавшего поля. Статуя
оказалось очень тяжелой, вытащить из земли ее едва смогли четверо здоровых мужчин.
Пока древний памятник хранится в администрации Труновского района под замком в
местной подсобке. Это была богиня плодородия, матьземля, в руке у нее ритуальный
сосуд, говорит изучившая статую краевед Галина Радченко. Такие статуи половцы во
множестве ставили на стратегических перекрестках дорог в своей стране. Говорят, что у
таких статуй есть магическая сила женщины еще в XIX веке верили, что если дотронуться
рукой до этой каменной богини, то непременно у них будет много детей. Статую
половецкой богини планируют перевезти в Ставропольский краеведческий музей. Для
музея Труновского же района обещают сделать копию.
А вот в поселке Радуга почемуто к «половецкой бабе» иное отношение, как
предвестнику несчастья, горя, смерти, новых тяжелых испытаний. Именно такой образ
создал в своей поэме Велимир Хлебников. Но ведь поэма эта называлась в «Ночь в окопе»
и всем понятно, какими событиями она была навеяна. В Москве на Новодевичьем
кладбище на его могиле лежит подлинная «каменная баба» изваяние, сделанное
неведомым скульптором без малого полторы тысячи лет назад...
Ставропольские земли в историкогеографическом отношении – часть южнорусской степи
Восточной Европы. Все сменявшиеся на протяжении столетий в степи кочевники – это
наша вами история. И отношение к памятникам культуры должно быть бережное и
адекватное. В век высоких технологий и не стоит предаваться суевериям, убеждая себя в
том, что какието объекты (например, «каменные бабы») представляют собой знаки или
результаты воздействия невидимых сверхъестественных сил.
Библиография и источники
1. Авксентьев История городов и сел Ставропольского края. – Ставрополь, 2004.
2. История Ставропольского края (под ред. В. П. Невской). – Ставрополь, книжн. издво,
1996.
3. Мартынов А. И. Археология СССР. – М., Высшая школа, 1982.
4. Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968
5. Плетнева С. А. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья IVXIII века.
Воронеж, 2003.
14 6. Рыбаков Б. А. Первые века русской истории. М., 1964
7. Фёдоров Георгий. Дневная поверхность. М., «Дет. лит.», 1977
9. Энциклопедический словарь Ставропольского края / гл. ред. В. А. Шаповалов. –
Ставрополь: Изд во СГУ, 2006.
http://rupoem.ru/bunin/all.aspx
http://www.silverage.ru/poets/chleb_poet.html
Приложение №1
15 Половецкая «каменная баба», найденная на полях возле п.Радуга в 1989г.
Приложение №2
Приложение №3
16 Половец с косой
Приложение №4
«Чернухинская мадонна» (Луганск)
Приложение №5
17 Портрет половца XII век.
Приложение №6
Поэт Велимир Хлебников
Приложение №7
Могила поэта на Новодевичьем кладбище в Москве
18 19
Исследовательская работа "История и суеверия"
Исследовательская работа "История и суеверия"
Исследовательская работа "История и суеверия"
Исследовательская работа "История и суеверия"
Исследовательская работа "История и суеверия"
Исследовательская работа "История и суеверия"
Исследовательская работа "История и суеверия"
Исследовательская работа "История и суеверия"
Исследовательская работа "История и суеверия"
Исследовательская работа "История и суеверия"
Исследовательская работа "История и суеверия"
Исследовательская работа "История и суеверия"
Исследовательская работа "История и суеверия"
Исследовательская работа "История и суеверия"
Исследовательская работа "История и суеверия"
Исследовательская работа "История и суеверия"
Исследовательская работа "История и суеверия"
Исследовательская работа "История и суеверия"
Исследовательская работа "История и суеверия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.