История и суеверия
Казакова Наталья
Юрьевна, учитель
истории МОУ СОШ №
10
Половецкая
«каменная баба»
Цель работы
кто такие половцы и зачем
ставили они свои изваяния?
где еще, кроме Ставрополья, их
можно встретить?
как к их изваяниям относились
люди раньше?
Актуальность темы
Этой работой мне бы хотелось привлечь
внимание общественности к судьбе
памятника половецкой культуры, которому
место не в поле под землей, а в музее.
Если сама земля, скрывавшая его многие
годы в своих глубинах, явила его людям,
значит, они должны его видеть.
Происхождение
названия «половцы»
В исторической литературе объяснение слова «половец»
первым предложил в 1875г. А. Куник. Название
«половцы» происходит от древнерусского «половь»
«жёлтый», т. к. у половцев волосы были светлые, цвета
половы.
Другая версия заключается в том, что древние жители Руси половцами называли всех
жителей поля, независимо от их племенной принадлежности. Эта версия была
распространена в исторических источниках до начала XIXв.
Еще одна версия, выдвинутая Е. Ч. Скржинской, утверждает, корень слова «половцы»
«полъ» («половина»). Жители правого берега Днепра, где находился Киев, так
называли кочевников с левого берега, с «той стороны», «той поли».
Нет ни одного надежного свидетельства, что у этого народа когдалибо существовало
общее самоназвание.
«Куманы», «команы», «кыпчаки», «кипчаки», «половцы» – все эти этнонимы
сохранились исключительно в письменных памятниках соседних народов, без
указания на то, что они взяты из словарного обихода самих степняков.
В ХIIв. это было время господства половцев в южнорусских степях, оно именовались
«Дештикыпчак», т.е. «поле Половецкое» (в него входил и север Ставрополья). Это
позволяет предположить, что, возможно, кыпчаки (кипчаки) было самоназванием
этого народа.
Половцы
– выходцы из Азии
В тайге под Иркутском
охотник из Братска
обнаружил каменных
«половецких баб»
Половцы
– выходцы из Азии
Половецкое изваяние возле
Томского государственного
университета
Половцы вторглись в южнорусские степи в середине
XI в., их появление впервые отмечено в летописи в
1055г.
Последующие 200 лет история половцев это
нескончаемые войны с русскими княжествами
После крестового похода русских дружин под предводительством
Владимира Мономаха в 1111г., половцы обосновались степях
Предкавказья. Этот факт, по мнению известного археологакраеведа Т.
М. Минаевой, объясняет наличие столь большого числа
половецких «каменных баб» в нашем регионе.
В Краснодарском
краеведческом музее
собрано 69 половецких
изваяний. Начало
коллекции положил
Евгений Дмитриевич
Фелицын (18481903)
исследователькавказовед
(историк, археолог,
статистик, общественный
деятель), кстати,
выпускник
Ставропольской мужской
гимназии
После смерти Владимира Мономаха в 1125г. половцы
вновь стали активно участвовать в междоусобной
борьбе русских князей. Борьба с ними воспета в «Слове
о полку Игореве», картине В. М. Васнецова…
В начале XIIIв. половцы были покорены
монголами, которые включили в состав
Золотой Орды территорию их проживания
(в т.ч. на Северном Кавказе)
Составив большую часть населения Орды, половцы вскоре канули в
небытие. Одна часть их откочевала в сторону Руси, Поэтому памятники
половецкой культуры можно увидеть почти в каждом городе
юговосточной Украины.
Днепропетровск
Запорожье
Изюм
Запорожье
Половцы были хозяевами степи на протяжении столетий, поэтому их «каменные бабы»
широко известны от Монголии до Центральной Европы. Они устанавливали их на
местах святилищ, на курганах, на перекрестках дорог и водоразделах.
Есть также точка зрения, что поставленные на перекрестках дорог, они,
служили географическими ориентирами.
«И пред идолом гнётся кипчаков спина ...
Всадник медлит пред ним, и, коня придержав,
Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав,
Знает каждый пастух, прогоняющий стадо,
Что оставить овцу перед идолом надо»
/Низами/
Слева – женские изваяния,
справа – мужские
К моменту освоения Ставрополья переселенцами в конце XVIII в. в полях
стояло около тысячи каменных изваяний. При вспашке степей сотни были
уничтожены. Мест их обнаружения в нашем крае установлено более 50. В
XXв. сведения о них впервые обобщила археолог Т. М. Минаева.
Спасено было лишь чуть более 100 «каменных баб»
Каменные бабы в музеях нашего края
«Каменные бабы» вдохновляли поэтов....
«От зноя травы сухи и мертвы
«….Стоит с улыбкою недвижной,
Вот остов лошадиной головы,
Вот снова каменная баба.
Как сонны эти плоские черты!
Как первобытно, грубо это тело!
Но я стою, боюсь тебя…, а ты,
Мне улыбаешься несмело…»
/И. Бунин/
Забытая неведомым отцом,
и на груди ее булыжной
Блестит роса серебряным сосцом»
/В. Хлебников
Велимир Хлебников
Могила поэта на
Новодевичьем
кладбище
Ставропольский краеведческий
музей им. Г.К. Праве
и Г.Н. Прозрителева
Ставропольские земли в историко-географическом
отношении – часть южнорусской степи Восточной
степи кочевники – это наша вами
Европы. Все сменявшиеся на протяжении столетий в
история
Библиография и источники
1. Авксентьев История городов и сел
2. История Ставропольского края
Ставропольского края. – Ставрополь, 2004.
(под ред. В. П. Невской). – Ставрополь,
книжн. издво, 1996.
3. Мартынов А. И. Археология СССР. – М., Высшая школа, 1982.
4. Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968
5. Плетнева С. А. Кочевники южнорусских степей в эпоху
средневековья IVXIII века. Воронеж, 2003.
6. Рыбаков Б. А. Первые века русской истории. М., 1964
7. Фёдоров Георгий. Дневная поверхность. М., «Дет. лит.», 1977
9. Энциклопедический словарь Ставропольского края / гл. ред. В. А.
Шаповалов. – Ставрополь: Изд во СГУ, 2006.
http:// http://rupoem. ru/bunin/all.aspx
http://www.silverage.ru/poets/chleb_poet.html