История и суеверия
Казакова Наталья
Юрьевна, учитель
истории МОУ СОШ №
10
Исследовательская работа "История и суеверия"
Половецкая
«каменная баба»
Исследовательская работа "История и суеверия"
Цель работы
кто такие половцы и зачем
ставили они свои изваяния?
где еще, кроме Ставрополья, их
можно встретить?
как к их изваяниям относились
люди раньше?
Исследовательская работа "История и суеверия"
Актуальность темы
Этой работой мне бы хотелось привлечь
внимание общественности к судьбе
памятника половецкой культуры, которому
место не в поле под землей, а в музее.
Если сама земля, скрывавшая его многие
годы в своих глубинах, явила его людям,
значит, они должны его видеть.
Исследовательская работа "История и суеверия"
Происхождение
названия «половцы»
В исторической литературе объяснение слова «половец»
первым предложил в 1875г. А. Куник. Название
«половцы» происходит от древнерусского «половь»
«жёлтый», т. к. у половцев волосы были светлые, цвета
половы.
Другая версия заключается в том, что древние жители Руси половцами называли всех
жителей поля, независимо от их племенной принадлежности. Эта версия была
распространена в исторических источниках до начала XIXв.
Еще одна версия, выдвинутая Е. Ч. Скржинской, утверждает, корень слова «половцы»
«полъ» («половина»). Жители правого берега Днепра, где находился Киев, так
называли кочевников с левого берега, с «той стороны», «той поли».
Нет ни одного надежного свидетельства, что у этого народа когдалибо существовало
общее самоназвание.
«Куманы», «команы», «кыпчаки», «кипчаки», «половцы» – все эти этнонимы
сохранились исключительно в письменных памятниках соседних народов, без
указания на то, что они взяты из словарного обихода самих степняков.
В ХIIв. это было время господства половцев в южнорусских степях, оно именовались
«Дештикыпчак», т.е. «поле Половецкое» (в него входил и север Ставрополья). Это
позволяет предположить, что, возможно, кыпчаки (кипчаки) было самоназванием
этого народа.
Исследовательская работа "История и суеверия"
Половцы
– выходцы из Азии
В тайге под Иркутском
охотник из Братска
обнаружил каменных
«половецких баб»
Исследовательская работа "История и суеверия"
Половцы
– выходцы из Азии
Половецкое изваяние возле
Томского государственного
университета
Исследовательская работа "История и суеверия"
Половцы вторглись в южнорусские степи в середине
XI в., их появление впервые отмечено в летописи в
1055г.
Исследовательская работа "История и суеверия"
Последующие 200 лет история половцев это
нескончаемые войны с русскими княжествами
Исследовательская работа "История и суеверия"
После крестового похода русских дружин под предводительством
Владимира Мономаха в 1111г., половцы обосновались степях
Предкавказья. Этот факт, по мнению известного археологакраеведа Т.
М. Минаевой, объясняет наличие столь большого числа
половецких «каменных баб» в нашем регионе.
В Краснодарском
краеведческом музее
собрано 69 половецких
изваяний. Начало
коллекции положил
Евгений Дмитриевич
Фелицын (18481903)
исследователькавказовед
(историк, археолог,
статистик, общественный
деятель), кстати,
выпускник
Ставропольской мужской
гимназии
Исследовательская работа "История и суеверия"
После смерти Владимира Мономаха в 1125г. половцы
вновь стали активно участвовать в междоусобной
борьбе русских князей. Борьба с ними воспета в «Слове
о полку Игореве», картине В. М. Васнецова…
Исследовательская работа "История и суеверия"
В начале XIIIв. половцы были покорены
монголами, которые включили в состав
Золотой Орды территорию их проживания
(в т.ч. на Северном Кавказе)
Исследовательская работа "История и суеверия"
Составив большую часть населения Орды, половцы вскоре канули в
небытие. Одна часть их откочевала в сторону Руси, Поэтому памятники
половецкой культуры можно увидеть почти в каждом городе
юговосточной Украины.
Днепропетровск
Исследовательская работа "История и суеверия"
Саки
Одесса
Исследовательская работа "История и суеверия"
Луганск
Исследовательская работа "История и суеверия"
Запорожье
Изюм
Запорожье
Исследовательская работа "История и суеверия"
Половцы были хозяевами степи на протяжении столетий, поэтому их «каменные бабы»
широко известны от Монголии до Центральной Европы. Они устанавливали их на
местах святилищ, на курганах, на перекрестках дорог и водоразделах.
Есть также точка зрения, что поставленные на перекрестках дорог, они,
служили географическими ориентирами.
Исследовательская работа "История и суеверия"
«И пред идолом гнётся кипчаков спина ...
Всадник медлит пред ним, и, коня придержав,
Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав,
Знает каждый пастух, прогоняющий стадо,
Что оставить овцу перед идолом надо»
/Низами/
Исследовательская работа "История и суеверия"
Слева – женские изваяния,
справа – мужские
Исследовательская работа "История и суеверия"
К моменту освоения Ставрополья переселенцами в конце XVIII в. в полях
стояло около тысячи каменных изваяний. При вспашке степей сотни были
уничтожены. Мест их обнаружения в нашем крае установлено более 50. В
XXв. сведения о них впервые обобщила археолог Т. М. Минаева.
Спасено было лишь чуть более 100 «каменных баб»
Каменные бабы в музеях нашего края
Исследовательская работа "История и суеверия"
«Каменные бабы» вдохновляли поэтов....
«От зноя травы сухи и мертвы
«….Стоит с улыбкою недвижной,
Вот остов лошадиной головы,
Вот снова каменная баба.
Как сонны эти плоские черты!
Как первобытно, грубо это тело!
Но я стою, боюсь тебя…, а ты,
Мне улыбаешься несмело…»
/И. Бунин/
Забытая неведомым отцом,
и на груди ее булыжной
Блестит роса серебряным сосцом»
/В. Хлебников
Исследовательская работа "История и суеверия"
Велимир Хлебников
Могила поэта на
Новодевичьем
кладбище
Исследовательская работа "История и суеверия"
Ставропольский краеведческий
музей им. Г.К. Праве
и Г.Н. Прозрителева
Исследовательская работа "История и суеверия"
Ставропольские земли в историко-географическом
отношении – часть южнорусской степи Восточной
степи кочевники – это наша вами
Европы. Все сменявшиеся на протяжении столетий в
история
Исследовательская работа "История и суеверия"
Библиография и источники
1. Авксентьев История городов и сел
2. История Ставропольского края
Ставропольского края. – Ставрополь, 2004.
(под ред. В. П. Невской). – Ставрополь,
книжн. издво, 1996.
3. Мартынов А. И. Археология СССР. – М., Высшая школа, 1982.
4. Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968
5. Плетнева С. А. Кочевники южнорусских степей в эпоху
средневековья IVXIII века. Воронеж, 2003.
6. Рыбаков Б. А. Первые века русской истории. М., 1964
7. Фёдоров Георгий. Дневная поверхность. М., «Дет. лит.», 1977
9. Энциклопедический словарь Ставропольского края / гл. ред. В. А.
Шаповалов. – Ставрополь: Изд во СГУ, 2006.
http:// http://rupoem. ru/bunin/all.aspx
http://www.silverage.ru/poets/chleb_poet.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.