СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение ……………………………………………………………………2
II. Основная часть ……………………………………………………………4 1) Становление школы на селе……………. ….…………………………….4-5
2) Первые учителя………………………………..….…..................................5-6
3) Школа в наше время….…………………………………..………………..6-8
III. Заключение…………………………………………………………..........8
IV. Список литературы …………………………………………….....………9
V. Приложение ……………………………….……………………………….10
I. Введение
Моей малой родиной является село Камышенка, что раскинулось в живописной местности Завьяловского района на берегу озера Грачиное. Здесь я учусь в школе, в которой учится так же моя младшая сестренка и будет учиться братик. А как появилась школа в селе, в какое время это произошло? Этот вопрос заинтересовал меня. Я провел анкетирование среди учеников школы, и данные представил на диаграмме (в опросе принимало участие 30 учащихся 5-9 классов):
Цель работы: изучить историю своей школы с момента появления до сегодняшних дней, узнать ее прошлое и настоящее.
Гипотеза: На протяжении многих десятилетий сельская школа оставалась культурным центром русской деревни. Многие люди вкладывали силы, душу, здоровье на поддержание жизни сельской школы. В условиях современной России такая школа остаётся важнейшим связующим элементом всей общественной жизни села. Если исчезнет школа, можно стирать с карты и село.
Задачи:
ü - Собрать материал об истории появления школы в селе Камышенка.
ü -Опираясь на воспоминания односельчан, собрать сведения о педагогах и роли школы в жизни села.
ü -Осветить школьную жизнь.
Объект исследования: Камышенская школа
Предмет исследования: История школы, школьная жизнь.
Актуальность исследования: Эта тема была особенно актуальна, так как в 2013 году по источникам школа праздновала юбилей — 105 лет.
Методика исследования.
Работая над исследованием, я обратился за помощью в наш школьный музей, в котором были собраны и бережно сохраняются материалы по истории села Камышенки: сведения старожил села, фотографии (приложение №1).
В ходе исследования я брал интервью о школе и школьных традициях у выпускников различных лет. Своими воспоминаниями о школе со мной поделились старожилы села Камышенка Туркин Иван Иванович, Шанина Зинаида Ивановна. Они предоставили в мое распоряжение старинные школьные фотографии из семейных альбомов (Приложение №2). Из школьного музея я использовал воспоминания Стародубцевой Марии Павловны.
Чтобы проследить историю школы, я воспользовался архивными материалами Камышенского сельского совета (Приложение №3).
II. Основная часть
1. Становление школы на селе.
Безбрежная Алтайская степь… Край нетронутых земель, некошеных трав, непуганых птиц. Сюда-то в начале 80-х годов девятнадцатого века, убегая от нужды и голода в малоземельных губерниях центральной России и Украины приехали первые переселенцы. Не с богатством пришли они в новые края, поэтому и новые села не отличались ни отделкой домов, ни красивой планировкой.
В 1873 году (1871 г.) таким же образом было создано село Камышенка (Приложение №4). Выросло оно на берегу озера Грачиного у густых зарослей камыша. Землей Алтая с 1747 года управлял «кабинет его императорского величества». Доходы распределяли между членами царской фамилии. Остатки крепостничества сохранились на Алтае дольше, чем в центре России. Вот что рассказывала старейшая жительница села Стародубцева Мария Павловна: Правительство было заинтересовано, чтобы жители алтайской степи оставались как можно дольше изолированными от остальных районов России, чтобы не проникла сюда «крамола» и «смута», начавшие распространяться по всей стране в 90-е годы XIX века с особой силой. Поэтому первой в селе была построена церковь, которая организовала церковно-приходскую школу. Учил в этой школе детей священник, больше мальчиков. Девочек не учили. Зато всех учили молитвам. (Приложение № 5) Одевались в то время в домотканые «холоданы», на ногах носили самодельные кожаные обутки. (Приложение № 6) Много позже, в 1908 году, не будучи в состоянии остановить тягу народа к грамоте, к знаниям, было открыто в Камышенке одноклассное училище Министерства просвещения, сохранились сведения о том, что в 1908 году учительницей в школе была Носонова Анна Александровна.
С 1917 года стала работать учительницей дочь местного попа Бессонова Мария Валентиновна. (Приложение №7) В связи с тем, что в Сибири шла гражданская война, условия для учебы были тяжелые. Вместо парт были столы и скамейки, писали не на тетрадях, а на книгах. Вместо мела использовали белую глину и обожженные птичьи перья, кости. Чернила делали из сажи, паслена. Учебный год начинался, когда выпадал снег, а заканчивался, как только снег начинал таять, потому что учащиеся работали в хозяйстве.
В 1917 году в школе было 137 учеников. Среди учеников стало больше девочек. В это время учились Ножкин Г.В., Корниенко А., Клименко Е. и др.»
Из воспоминаний Бессоновой Марии Валентиновны: «Пришла работать в школу в 1917 году. Школа была одноклассная, из трех отделов. 1 отдел – обучали грамоте, учили по букварю, арифметике. 2 отдел – программа усложнялась. Здание школы было деревянным, класс был разделен на две половины. Большая половина приходилась на раздевалку, кладовку, сени. Здесь же была учительская квартира, позже из нее сделали класс.
Всего было 137 учеников. Три года работала одна. Потом назначили еще двоих учителей: Евтушенко Георгия Афанасьевича и мою сестру Серафиму Валентиновну. Занятия вела параллельно, учебников было мало. Грифельная доска - небольшая, писали на ней грифелем, с нее можно было стереть написанное. Были доски различной формы.
Второй учитель взял 2 класс. Из третьего отдела помню учеников Приходько Константина Демьяновича, Барило Петра Тихоновича (1917 г.), Щербакова Андрея (1918 г.).
Занятия в школе начинались в 9.00 часов утра. Полевые работы заканчивались, начинался учебный год. Начинались полевые работы – заканчивался учебный год. Девочек было совсем мало, их отдавали в няньки, заставляли прясть. Наглядных пособий не было. Летом ходили заниматься неграмотные женщины. Ликвидировали неграмотность, ходили на занятия по воскресеньям и праздникам. Женщины ходили потому, что им надо было писать письма мужьям на фронт. Отапливали школу кизяком, часто учителя топили сами».
Из рассказа Стародубцевой Марии Павловны: «До 1935 г. в селе имелась большая церковь. После закрытия церкви из нее сделали новую школу, под полами которой хранились на «черновом полу» иконы. (Приложение №8) В 1976 году было построено и введено в эксплуатацию новое здание школы. Когда в 1976 году школа переехала в большое типовое кирпичное здание и старую школу разобрали, иконы разнесли по домам старушки. Они поныне хранятся в сельских хатах, согревая души нашим пожилым односельчанам».
2. Первые учителя
Первой учительницей, как я уже упоминал, была Бессонова Мария Валентиновна. В 1917 году с дипломом учительских курсов приехала она в далекое глухое село, да так и осталась в нем учить детей грамоте, пониманию жизни. Тянулись к молодой учительнице люди. Вечерами молодые парни и девчата собирались у Машеньки Бессоновой поиграть в «колечко», попеть задушевные песни.
Эта юная, хрупкая девушка была инициатором многих интересных дел комсомола, заведовала ликбезом, выпускала газеты. А какие замечательные пьесы Горького, Чехова ставила под ее руководством камышенская молодежь. (Приложение №9).
Шли годы, росло педагогическое мастерство Марии Валентиновны. Ее ученики растили хлеб, варили сталь, строили новые города. Но пришел грозный 1941 год. И оборвалась мирная жизнь советского народа. Родина в опасности! И все отступало перед этим, все становилось уже не таким важным, даже собственная жизнь. А Родина с ее городами и селами, могучими реками и бескрайними полями, дымом заводов и пением птиц на рассвете, Родина давала силы, благословляла своих сыновей.
Разные фронтовые судьбы у учеников Марии Валентиновны. 186 из них не вернулись с полей сражений. Солдатские их могилы есть под Москвой, Ленинградом, Курском, в Польше, Чехословакии, Германии. Многие из вернувшихся принесли с фронта заслуженные награды. Но победа над врагом ковалась не только на фронте, но и в тылу. Женщины, старики, дети растили для фронта хлеб, ковали оружие, поддерживали бойцов своими письмами. А как нужна была эта поддержка им самим, этим хрупким женщинам. Они шли за ней к учительнице, к Марии Валентиновне, и она своим словом, твердой своей верой в победу как могла, подбадривала подруг. И продолжала учить детей, твердо веря, что придет день, когда их знания потребуются Родине. И такой день пришел… Майским весенним утром мир узнал о великой победе нашего оружия, нашего духа. Как радовалась тогда эта уже умудренная жизненным опытом женщина, с какой энергией она снова принялась за работу. Родина высоко оценила труд Марии Валентиновны. В 1949 году она была награждена орденом Ленина. Сколько восторженных писем от бывших своих учеников получила она тогда! Многие из учеников Марии Валентиновны стали заслуженными людьми. Рыбалко Михаил Иванович, как и учительница, удостоен высшей награды Родины – Орден Ленина. Он и сейчас с благодарностью вспоминает свою первую учительницу. (Приложение №10)
3. Школа в наше время.
В 60 - 70-е гг. 20 века в СССР продолжалась быстрая урбанизация. В города из сельской местности переехали 35 млн. человек. В 1979 г. в городах проживало уже 62% населения страны. 60% населения составляли рабочие. Доля крестьянства сократилась до 15%. Но школы на селе никто не закрывал.
Уровень жизни в 60 - 80-х гг. заметно возрос. Значительная часть советских граждан получили отдельные квартиры, приобрели мебель, холодильники, телевизоры, радиоприемники, магнитофоны. На селе открываются новые школы, строят клубы, детские сады. Эти изменения не прошли мимо нашего села. Именно в этот период в Камышенке строятся новые двухквартирные дома, новая школа и детский сад, клуб.
В 1976 году Камышенская школа переехала в новое здание и стала 10-летней, а старое здание было отремонтировано и передано совхозу «Камышенский» под детский сад. Ученики старой школы с нетерпением ждали переезда. На последних этапах строительства нового здания они активно помогали убирать строительный мусор, огораживать территорию школы, принимать новое оборудование. (Приложение № 11). После переезда в новое здание в школе продолжали учиться дети из окрестных сёл: Чернавка, Александровка. В течение недели приезжие дети оставались в селе, в специально оборудованном новом интернате, где были спальные и игровые комнаты.
Выпускники разных лет с теплотой вспоминают своих педагогов, которые оказали значительное воздействие на их жизнь. Много сил на развитие школы отдали учителя нашей школы, работавшие в разные периоды жизни. (Приложение №12 фото учителей). К сожалению, рамки данного исследования не позволяют рассказать обо всех учителях школы, которые отдавали ей свои сердца и силы.
Большое внимание в нашей школе всегда уделялось спортивному развитию детей. В 20-30 годы, когда спортивных залов ещё не было, физкультура проводилась под открытым небом. К спортивным играм привлекались не только ученики школы, но и сельская молодёжь. (Приложение №13) Камышенская школа всегда славилась своими спортивными достижениями. Не забывали в школе и о подготовке будущих защитников Родины. Среди старшеклассников проходили учения по гражданской обороне, занятия по начальной воинской подготовке.
Спортивные и туристические традиции передавались от одного поколения выпускников к другому. После каждого выпускного вечера выпускники вместе с классным руководителем, отправлялись в туристический поход, иногда с ночёвками в палатках, с задушевными беседами у костра и песнями под гитару. (Приложение № 14) В нашей школе сложилась традиция называть классного руководителя «классной мамой». Эта традиция сохраняется и поныне.
Сельская школа готовила будущих тружеников. Все ребята проходили производственную практику, овладевали элементарными трудовыми навыками. Все ученики школы работали на совхозных полях, помогали убирать урожай зерновых и овощей, которыми славился совхоз «Куйбышевский». (Приложение № 15 Уборка урожая) Мальчики учились обращаться с сельскохозяйственной техникой. У выпускников школы не было проблем с трудоустройством.
Школа всегда поддерживала тесную связь с ветеранами, старожилами села Камышенки и других окрестных сёл. Пожилые люди – это частые гости на всех школьных праздниках.
Сегодня Камышенская школа остаётся культурным центром села. Под единым руководством администрации Камышенской школы объединены детское дошкольное учреждение, сельская библиотека. В школе уже не один год действует школьный музей, который собирает и бережно хранит историю села. Поддерживается тесная связь с Домом культуры, Камышенским сельским советом. (Приложение №16)
Заключение
Я рассмотрел историю зарождения и развития школы в селе Камышенка через призму истории образования в России. Сельская школа прошла путь от организованной на общественных началах и необязательной структуры до государственного образовательного учреждения. В 19 веке в умах интеллигенции прочно утвердилась мысль, что крестьянские дети нуждаются в образовании, хотя государство не считало его обязательным. После революции и гражданской войны советское государство поставило задачу всеобщего обучения. Уровень грамотности сельских жителей начал неуклонно расти. Всеобщее обучение коснулось и нашего села. Здесь действовала школа крестьянской молодёжи, изба читальня, позже появилась библиотека.
Трудности военного периода не смогли сломить стремление сельских жителей к образованию. Хотя необходимость помогать колхозу заставила некоторых детей забросить обучение. Однако им была предоставлена возможность вернуться на школьную скамью после войны.
Во второй половине 20 века сельская школа модернизируется. В село приходит 10 и 11 классное обучение. Уровень культурной жизни села приближается к городскому.
Множество людей отдали школе свои силы и сердца. Огонёк их сердец продолжает гореть в наших односельчанах. Сегодня невозможно себе представить село Камышенку без школы. Мое исследование позволяет понять, что школа – это необходимый связующий элемент всей общественной жизни села. Она сохраняет систему общения людей различных поколений. Именно здесь дети учатся любить свою малую родину, уважать старших, бережно относится к историческому наследию. Поэтому так важно начинать воспитание юного гражданина с традиций дома, семьи, родной школы, села.
Сегодня наша маленькая школа остаётся родным домом для 119 учащихся. Большую часть дня они проводят здесь. Ни один ребёнок не остаётся вне поля зрения и заботы школьных учителей. Дружной семьёй мы отмечаем все праздники и радостные события, вместе переживаем неурядицы и беды. Школа – это наш второй дом.
Источники:
1.Архивные документы Администрации Камышенского сельсовета (1950 г.-1952 год). Выписки из похозяйственных книг 1950, 1952 года
2. Альбомы из школьного музея.
3. Воспоминания Шаниной З.И., 1936 г.р., бывшей учительницы математики Камышенской средней школы, жительницы села Камышенки.
4. Воспоминания Стародубцевой Марии Павловны, жителя села Камышенки, записанные учениками школы.
Список литературы
1. Завьяловский район. История. События. Люди. Барнаул, 2000 г. – 480 с.
2. Летописи в школьном музее.
3. Материалы архива Камышенского сельского совета.
4. Влияние переселений на социально-экономическое развитие Сибири в эпоху капитализма: Межвузовский сборник научных трудов. — Новосибирск: Изд.НГПИ, 1991. — 144 с.
5. http://www.zavyalovo-altai.ru/KamyshSS/one-5125.html
6. http://ru.wikipedia.org/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Работа в школьном музее
Приложение №2
Воспоминания Стародубцевой Марии Павловны
Приложение №3
Работа с архивными документами
Приложение №4
Карта Завьяловского района
Приложение №5
Ученики церковно-приходской школы
Приложение №6
Одежда жителей тех времен.
Приложение №7
Бессонова М.В.
Приложение №8
Здание школы, построенное из церкви
Приложение №9
Сцены из спектакля к юбилею А.П. Чехова
Участники спектакля
Урожай 1959 г. В школьной библиотеке Аверина Е. В.
Праздник пионерии, 1964 г.
Приложение №10
Рыбалко М.И., ученик М.В. Бессоновой
Приложение №11
Новая школа, запуск в эксплуатацию – 1976 г.
Приложение №12
Учителя, работающие в 50-е годы
Учителя, работающие в 60-е годы
Учителя, работающие в 70-е годы
Учителя, работающие в 80-е годы
Коллектив учителей в 90-е годы
Коллектив учителей в начале XX века
Школьный коллектив в данное время
Приложение №13
Спортсмены вчера и сегодня
Приложение №14
В Горном Алтае Школьный турслет
Приложение №15
Бобы созрели Хороши помидоры Сбор яблок
Учебно-опытный участок сегодня
Приложение №16
Сцена: вчера и сегодня
Школьные смотры художественной самодеятельности
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.