2 ВВЕДЕНИЕ
Вслушайтесь, как звучат слова, которые произносите вы сами и окружающие вас люди. Любое слово, начиная от самого
прекрасного слова «мама» и кончая длинными и трудными «взрослыми словами», такими, например, как воздухоплавание или
землетрясение, состоит из разных звуков. Но каждый звук прозвучит и исчезнет. Какието секунды – и его нет. Попробуйте
произнести любой звук или любое слово, и вы в этом убедитесь сами.
А если какнибудь остановить звуки, чтобы их можно было потом встретить еще много раз? Люди придумали буквы
письменные фигурки, значки для звуков. Вы, конечно, знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки в царстве того,
что мы слышим, а буквы – в царстве того, что мы видим.
Мы дружим с книгой давно. Сначала для нас читали мамы и папы, а теперь мы сами можем в любое время сесть и прочесть
какуюнибудь сказку или стихотворение. С тех пор как мы научилась читать, мы стали чувствовать себя самостоятельней .
АКТУАЛИЗАЦИЯ
Наверное, каждый ребёнок, начиная читать, не раз задавался вопросом: «Откуда взялись буквы? Кто их придумал?» Трудно
ответить на вопрос, когда впервые люди дали название буквам. Ясно одно произошло это в далёкие времена, когда древние
люди еще охотились на мамонтов и отвоевывали у медведей и львов пригодные для жилья пещеры.
Человек всегда пользуется буквами, даже не задумываясь, как они произошли. Если бы не было букв, мы не могли бы
написать своё имя, фамилию, отчество.
(Слайд2) “Если хочешь познать истину, начни с азбуки”. Последовав умному совету этой пословицы
Гипотеза: (Слайд2) мы предположили, что знание алфавита имеет важное значение в нашей жизни.
Для подтверждения или опровержения своего предположения мы решила провести исследовательскую работу.
3 (Слайд3) Объект исследования: русский алфавит.
Предмет исследования: история создания русского алфавита.
Цель нашей работы: создать собственную азбуку и модель алфавит.
Для того чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи: (Слайд4)
выяснить, что означают слова «алфавит» и «азбука ;
какая бывает азбука и где живёт алфавит;
создать модель алфавита и модель книги, как один из способов запоминания букв алфавита;
сходить на экскурсию к людям разных профессий, чтобы узнать, где им помогает знание алфавита;
провести анкетирование с целью выяснения значимости знания алфавита.
ГЛАВА I. О РУССКОЙ АЗБУКЕ И АЛФАВИТЕ
1.1. ИСТОРИЯ АЛФАВИТА И РУССКОЙ АЗБУКИ
(Слайд5) Мы решила узнать побольше об истории возникновения алфавита, ведь его история хранит немало тайн.
(Слайд6) Работая по учебнику «Азбука», мы обратили внимание на то, что определенный порядок следования букв в
русском языке мы называем поразному: то алфавит, то азбука. Решили выяснить: как же правильно говорить: азбука или
алфавит?
В «Словаре школьника» мы узнали, что слово «Алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая
буква называлась «альфа», а вторая «вита», из двух названий получилось слово «алфавит».
4 Слово «азбука» появилась из двух первых букв древнерусского алфавита: буква а называлась «аз», б – «буки». Так
получилось новое русское слово «азбука».
(Слайд6) В энциклопедии «Я познаю мир» сказано, что у англичан алфавит состоит всего из 26 букв, у греков из 24, а у
русских целых 33 буквы! А ведь 33 буквы в русском алфавите не так давно с 1918 года, а раньше...
Русский алфавит, которым мы пользуемся , произошел от славянского алфавита. (Слайд 7) Его составили были два монаха –
Кирилл и Мефодий. Было это очень давно – в 9 веке. Было в ней 43 буквы, у каждой свое название аз, буки, веди, глаголь,
добро, есть, живете, зело, земля, и так далее.
Выглядела она так:(рис.1) (Слайд 7)
Мы узнали, что сначала учитель заставлял детей запоминать названия букв,
затем складывать из них слоги, потом слова.
Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслетеазмыслетеаз». Что получилось?
Оказывается – «мама». Мы не случайно выбрала такое непонятное слово. Ведь в те
времена не было специальных рассказов для детей. И дети учились читать
непонятные им тексты молитв. Представляете, как трудно было тогда научиться
читать? Только самые усидчивые и настойчивые дети могли читать. Поэтому
братьямонахи стали думать, как легче детям выучить непонятные буквы. Азбуки
стали оформлять красивыми рисунками. Название букв упростили и придумали
азбуку, в которой были рисунки предметов, названия которых начинались на ту или
другую букву алфавита. Этот способ пользуются до сих пор. Конечно, написание
букв сильно изменилось, некоторые исчезли из современной азбуки. Но основа
осталась. Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них
похожи.
5 В память о великом подвиге Кирилла и Мефодии 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности.
(Слайд 8) Сравните современный и старославянский алфавит. (рис.2)
Теперь нам понятна пословица: Сначала аз да буки, а потом и науки.
Значит, слова «азбука» и «алфавит» обозначают буквы, расположенные в
определенном порядке.
ГЛАВА I. О РУССКОЙ АЗБУКЕ И АЛФАВИТЕ.
1.2.КАКАЯ БЫВАЕТ АЗБУКА И ГДЕ ЖИВЁТ АЛФАВИТ?
Мы знаем, что азбука – это книга, в которой описаны полезные вещи, помогающие
нам познать окружающий мир. Нам стало интересно, какая бывает азбука.
Мы учимся в первом классе и на уроках изучаем звуки, буквы, правила русского
языка. Мы знакомы с русской азбукой.
Мы знаю, что бывает азбука иностранных языков. Во2 классе мы будем изучать
немецкий алфавит.
(Слайд 9) На классных часах наша учительница рассказывала нам о правилах поведения на дорогах, о дорожных знаках.
Приезжая, в другую страну и не зная языка, люди ориентируются по знакам, картинкам и указателям. Мы думаем, что, в этом
случае нам не обойтись без дорожной азбуки.
6 (Слайд 9) В школе проходят уроки музыки, где обучают нотной грамоте, знакомят с музыкальными произведениями.
Значит, существует музыкальная азбука.
(Слайд 9) В будущем, мне хочется стать военным. Я знаю, что военные изучают специальную азбуку – азбуку Морзе, которая
состоит из звуковых сигналов. Это, наверное, очень интересно.
Девочки из нашей школы занимаются танцами. Они рассказывали, как на занятиях изучают хореографическую грамоту:
правильное положение спины, рук, стоп в каждой позиции. Наверное, это очень трудная азбука.
(Слайд 9) А так же мы узнали, что есть алфавит для слепых. Буквы для слепых людей пишут при помощи выпуклых точек.
В нём используются шесть точек.
Теперь мы знаем, что бывает азбука русского языка и иностранных языков, азбука Морзе, дорожная, хореографическая,
музыкальная азбуки, алфавит для слепых.
(Слайд 10)
«алфавит» и «азбука», какая бывает азбука и где живёт алфавит.
Вывод: в ходе проделанной нами работы мы узнали историю создания азбуки, что означают слова
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ.
2.1. ВЫЯСНЕНИЕ РОЛИ АЛФАВИТА НА РАБОТЕ И В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ.
Итак, какую же роль играет алфавит в жизни людей?
(Слайд 11) Для выяснения ответа на вопрос «Какова роль алфавита в жизни людей?» мы провели опрос среди учащихся 14
классов нашей школы. Всем предлагалось ответить на четыре вопроса:
Любите ли читать?
Знаете ли вы, что такое алфавит?
Кто придумал алфавит?
7 Зачем нужен алфавит?
В опросе приняли участие 28 человек. Результаты опроса следующие:
1. Любят читать 28 (100%)
2. Знают, что такое алфавит 2 (20%)
3. Знают, кто придумал алфавит 0
4. Знают, зачем нужен алфавит 28 (100%).
Нас порадовало, что наши ученики начальной школы тоже любят читать. Значит, мы можем не только обмениваться книгами,
но и обсуждать прочитанное. Но в тоже время и удивило и огорчило нас то, что учащиеся неверно отвечали на вопрос: что такое
алфавит. Как мы и предполагали, никто из них не знает, кто и когда придумал алфавит. Мы решили поделиться своими знаниями
об истории алфавита с одноклассниками на классном часе. Также мы составила для них интересные задания, помогающие
понять, насколько познавателен и интересен был наш рассказ.
8 (Слайд 12) С нашим учителем мы побывали в кабинете у секретаря нашей школы Галины Вальтеровны Фишер, от которой
узнали, что в школе существует алфавитная книга учащихся. В этой книге фамилии всех учеников расположены в алфавитном
порядке, благодаря чему очень легко найти ту или иную фамилию. Узнали также, что самое больше количество учащихся в
нашей школе, фамилии которых начинаются на букву «Б» их оказалось 13.
(Слайд 12) Классный руководитель Татьяна Андреевна показала нам классный журнал, в котором список учащихся нашего
класса сделан в алфавитном порядке.
(Слайд 12) В школьной библиотеке Ольга Леонидовна Кригер показала нам, как можно облегчить себе поиск книги, если
знаешь алфавит.
Посетив сельскую администрацию, фельдшерскоакушерский пункт мы так же узнали, где знание алфавита используется
работниками в своей деятельности.( Слайд 13) (Видео)
На сегодняшний день через беседы с людьми разных профессий мы выяснили, что знать алфавит человеку необходимо для
скорости нахождения нужной информации. Узнали, что знание алфавита нужно не только тем людям, чья профессия связана с
образованием, но и всем другим.
Вывод: Это подтвердило гипотезу, что знание алфавита имеет важное значение в нашей жизни.
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ
2.2. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ АЛФАВИТА
Мы узнали, что способов запоминания алфавита много.
Один из способов – это запоминание алфавита при помощи рифм и стихотворений. В приложении к нашей работе даны два
стихотворения из «Русской азбуки», которые можно использовать тем, кто ещё не знает или уже забыл порядок букв в алфавите.
9 Ещё один способ это создание и дальнейшее рассматривание иллюстраций к каждой букве алфавит. ( Слайд 14) Одну из
таких моделей алфавита мы обнаружили в Букваре, который был выпущен в 1985 году. ( Слайд 14) Вторую модель нашли в
Русской азбуке, которая была выпущена в 2009 год.
Интересно то, что содержание иллюстраций к буквам практически не изменилось, несмотря на то, что разница между этими
иллюстрациями составляет 24 года.
Некоторыми из способов запоминания мы решили воспользоваться и создать модель алфавита. ( Слайд 15) Эта модель
необычна тем, что названия картинок начинаются с той буквы, что и словоотгадка. Загадки прилагаются в приложении работы.
Среди них есть загадки собственного сочинения. Мы составили свой алфавит растений и получили красочный алфавит.(Рис.3)
Быстрее всего мы нашли растения на гласные буквы. Названия растений на эти буквы оказалось у нас больше всех других.
Труднее всего оказалось заполнение таких букв, как « Э,Ю ».
Невозможным было найти растение для буквы «Й». А на буквы так же на буквы «Ь», «Ы» и «Ъ», потому что на эти буквы не
начинается ни одно слово. Тогда на буквы «Ь», «Ъ», «Ы» мы подбирали такие слова: ( Слайд 15)
«Ь», «Ъ»,
Знаки на письме удобны,
Но, признаюсь, несъедобны.
Чтото вкусное на «Ы»
Не придумали, увы.
За время работы мы запомнили алфавитный порядок, узнали много новых растений, таких как: эвкалипт, юзу.
( Слайд 16) Я и Егор решили создать книгуазбуку, как ещё один из способов запоминания букв алфавита.
( (Слайд 16) Мы подобрали стихи, сказки, загадки на каждую букву алфавита.
10 ( Слайд 16) Нашу книгу мы решили назвать «Ктокто в алфавите живёт?»
Сегодня мы хотим подарить наш алфавит растений и книгуазбуку учителю будущих первоклассников.
Я и Карина надеемся, что наш алфавит и книга принесут много пользы будущим первоклассникам, облегчит запоминание
букв русского алфавита.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы встречаемся с буквами на каждом шагу и настолько к этому привыкли, что почти не отдаем себе отчёта, насколько
важны они в нашей жизни.
( Слайд 17) Мы выяснили, что означают слова «алфавит» и «азбука», а также то, что эти слова часто употребляют в речи как
слова с близким значением.
( Слайд 17) Наше предположение о том, что знать алфавит и азбуку важно и нужно подтвердилось, так как знание алфавита
помогает быстро находить важную и необходимую информацию и этим облегчает её поиск.
( Слайд 17) Экскурсии к людям разных профессий и на различные предприятия позволили нам убедиться в том, что знанием
алфавита пользуются люди, разных профессий.
( Слайд 17) Анкетирование, проведённое нами с целью изучения роли алфавита в жизни людей, позволило узнать различные
точки зрения на эту проблему.
Используя энциклопедии, книги, интернет, ( Слайд 17) мы создали модель алфавита растений и книгуазбуку, которые
можно использовать с учащимися первого класса во время знакомства с буквами.
Чтение стало доставлять нам еще больше удовольствия.
11 ( Слайд 18)
Знание это сила!
И за это мы скажем АЛФАВИТУ: «Спасибо!
( Слайд 18) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Господин учитель Жук
К. Льдов
Както летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.
Вот стрекозы, мушки, мошки,
Пчёлы, осы и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки
На урок к жуку пришли.
«А» акула, «Б» букашка,
12 «В» ворона, «Г» глаза…
Шмель и муха, не болтайте!
Не шалите, стрекоза!
«Д» дитя, «Е» единица»,
«Ж» жаркое, «З» зима…
Повторите, не сбиваясь:
«И» игрушка, «К» кума!
Кто учиться хочет с толком,
Пусть забудет в школе лень…
«Л» лисица, «М» мартышка,
«Н» наука, «О» олень.
«П» петрушка, «Р» ромашка,
«с» сверчок, «Т» таракан,
«У» улитка, «Ф» фиалка,
«Х» ходили, «Ц» цыган.
Так наш Жук, махая розгой,
Учит азбуке стрекоз,
Мушек, мошек и козявок,
Мурашей, шмелей и ос.
13 Песенкаазбука
Б.В. Заходер
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавиц,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
З, И, К, М, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха,
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –
Вот и все они, друзья!..
Познакомьтесь с ними, дети!
14 Вот они – стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Загадки.
Он большой, как мяч футбольный,
Если – все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбаз)
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Берёза)
15 Как гирлянды яркие,
Украшая сад,
Спелые и сладкие
Грозди в ряд висят.
Спеет, наряжается
В красочный наряд.
Каждый догадается Это … (Виноград)
Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож. (Груша) Лаук Егор
Желтокожая она,
Ароматна и вкусна.
Хорошо под солнцем ныне
На бахче живётся…. (Дыня)
Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
16 Темных ягодок сорвика.
Что за кустик? (Ежевика)
Зимой и летом,
Одним цветом. (Ёлка)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)
Я у бабушки Маши в саду
На прекраснейшей грядке расту.
Я и сочная, вкусная, сладкая,
И такая я вся ароматная.
На меня ты, Егор, поглядика,
Что за ягодка я? (Земляника)
Кудри в речку опустила,
А о чем грустит, никому не говорит.
17 (Ива)
Уродилась я на славу.
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них щи. (Капуста)
Жёлтый, кислый
С чаем пьют. (Лимон) Лаук Егор
Оранжевый спрятан корешок
Сверху виден лишь вершок.
А подцепишь ловко –
И в руках…… (Морковка)
Помню, в нынешнем году
Расцвели они в саду,
Разоделись, как актрисы,
18 В платья белые…. (Нарциссы)
В комбинезончиках зеленых,
Укрылись в листьях удальцы
Братишки вкусным помидорам,
Лихие хлопцы молодцы!
Как будто бы играют в прятки –
А ну, попробуй, отыщи!
Как не найдешь –
А вот на грядке, висят красавцы... (Огурец)
Посадили зернышко –
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем
Много зерен соберем,
Их поджарим, погрызем,
А приедут гости
Им дадим по горсти.
19 (Подсолнух)
Щеки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска)
Было зеленое платье атласное,
Нет, не понравилось, выбрала красное,
Но надоело также и это
Платье надела синего цвета. (Слива)
Золотая голова велика, тяжела;
Золотая голова отдохнуть прилегла;
Голова велика, только шея вот тонка.. (Тыква)
Кустик с запахом приятным,
Душистым, пряным, ароматным.
Он форму зонтика имеет,
20 Когда в нем семена созреют. (Укроп)
В огороде хоть росла,
Знает ноты "соль" и "фа" (Фасоль)
Яркорыжая она
К деткам славным прибежала
Мягкий, сочный, нежный, сладкий,
Ешьте, милые ребятки! (Хурма)
Нарядные сестренки.
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы)
Он кусает – но не пес. Зубок есть. Но, где, же рот?
Белый носит сюртучок. Что это... (Чеснок)
Гдето в чаще, дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
21 Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешены на ветке. (Шиповник)
Раньше был он сорняком,
А теперь на грядке
Всходит он густым пучком,
В щи идёт в достатке. (Щавель)
Ъ, Ь
Знак на письме удобный,
Но, признаюсь, несъедобный
Ы
Чтото вкусное на «Ы»
Не придумали, увы.
В нём почти сто метров роста:
22 На него залезть не просто!
Из Австралии был он.
К нам в Колхиду завезён.
У него одна работа —
Осушение болота. (Эвкалипт)
На вкус кислее лимонов и лаймов,
Аромат насыщенный, с хвойным и цветочным оттенком.
Имеет цвет от тёмно – зелёного, до золотистожёлтого.
Что это? (Юзу)
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Ягода)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
23 1. Азбука [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
%D0%90%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0
2. Алфавит [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB
%D1%84%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
4. Горецкий В.Г. Букварь. – М.: Просвещение, 1985. – 127 с.: ил.
5. Русская азбука. 1 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.
Виноградская. – М.: Просвещение, 2009. – 239 с.: ил.
6. « Я познаю мир»: Дет.энцикл.: Культура/ Н.В.Чудакова. М.: АСТ, 1996. с. 19.
7. Гранник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии – М., «Просвещение», 1991 г.
24
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Исследовательская работа "Кто-кто в алфавите живёт?" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.