Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1» городского округа город Салават
Республики Башкортостан
«История моей страны в истории моей семьи»
(Исследовательская работа)
Выполнил:
ученик 8 а класса
МБОУ «Гимназия № 1»
Бактыбаев
Дмитрий Константинович
Руководитель:
учитель башкирского языка
и литературы
МБОУ «Гимназия № 1»
Рахматуллина
Альфинур Рифовна
г.Салават - 2017
План.
1. Введение
1.1. Краткая характеристика работы................................................ 3 стр.
2. Основная часть
2.1.Что такое шежере? …………………………………………………5 стр.
2.2. О племени Усерган и присоединении башкир племени Усерган к Русскому государству ……………………………………………………..….6 стр.
2.3. Башкиры моего рода в Отечественной войне1812 г
2.4. История моей страны в истории моей семьи…………………… 7-8 стр.
3. Заключительная часть
3.1.Родословная – живая история семьи, рода ………………..….8-9 стр.
4.Список используемой литературы...................................................... 9 стр.
5. Приложения ……………………………………………………….
1. Введение
1.1. Краткая характеристика исследовательской работы
Я – Бактыбаев Дмитрий Константинович, учусь в 8 а классе в МБОУ «Гимназия № 1» г. Салавата Республики Башкортостан. Меня заинтересовала моя родословная, и я начал заниматься исследовательской работой под руководством моего учителя башкирского языка и литературы Рахматуллиной Альфинур Рифовны. Объектом исследования моей работы является село Акъяр Хайбуллинского района Республики Башкортостан. Предмет исследования – род Бактыбаевых, родившиеся в этой деревне и принадлежащие к племени Усерган. Актуальность темы моей работы в том, что издавна башкиры знали и изучали историю своей родословной. Значит, и я должен знать своё шежере, чтобы передать его своим детям и внукам. Актуальность данной темы не вызывает сомнения ни у ученых, ни у представителей любого рода и племени башкирского народа, интересующихся родословной. Гипотеза исследования: как в капле воды отражается океан, так и в истории семьи отражается история страны. Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что в результате изучения родословной у детей с родителями, у семьи с родными установится более тесная связь во взаимоотношениях. Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач, как повышение уровня самооценки человека, становление духовно-нравственной личности, воспитание чувства гордости за своих предков. Я знаю, что нынешние фамилии людей – это имена предков шестого-седьмого поколений. Значит, и у меня был предок по имени Бактыбай. А если был, тогда что о нем известно? Есть ли славные сыновья рода Бактыбаевых? Найти ответ на эти вопросы – значит решить проблему моей исследовательской работы. Тема работы: «Истоки моих корней – в башкирском племени Усерган». Цель: установить, что родоначальником моей фамилии является урядник Бактыбай сын Бикбирде племени Усерган.
Задачи:
-найти, изучить материалы архива, касающиеся рода Бактыбаевых племени Усерган;
-составить дерево рода, родословную;
-установить, что я праправнук деда восьмого поколения Бактыбая;
-узнать, к какому племени принадлежит род Бактыбаевых;
-собрать материалы о моем прадедушке Гарифьяне Бактыбаеве, участнике Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Структура и объем исследовательской работы: работа состоит из трех частей — вводной, основной и заключительной. Так же имеется план работы, список используемой литературы и приложения.
По интересующим меня вопросам я обратился сначала к родителям, к бабушке,родственникам, затем к художественным, документальным книгам, архивным документам.
Основными источниками для моей работы послужили архивные материалы, собранные Ишимовым Салихьяном Сагидулловичем, 1927 года рождения (уроженец Хайбуллинского района), а один из его четырёх сыновей, Ишимов Рашит Салихьянович был одноклассником моего деда Бактыбаева Фуата Гарифьяновича. Ему по наследству передалась уникальная вещь – шежере племени Усерган. «Будучи ребёнком, я вспоминаю слова Салихьяна Сагидулловича, когда он говорил нам: «Вы должны жить в дружбе, в согласии, поддерживать друг друга и помогать в трудную минуту, потому, что вы сыновья одного народа, одного племени, одного рода - рода Усерган», - рассказывал мне мой дед Фуат Гарифьянович.
Итак, перед вами история одного рода, которую я начал изучать, заинтересовавшись происхождением своей фамилии.
2.Основная часть
2.1. Что такое шежере?
Шежере - родословная, генеалогическая летопись башкирских племён и родов, в которую вносились имена предводителей родов по мужской линии, сведения об исторических событиях, важнейших фактов жизни родов и племён. И наличие шежере у башкир было обязательно, как и родовых атрибутов: тамги, птицы, дерева и клича. Согласно обычаям башкиры должны были запоминать имена своих предков до 10-15 колен. Потерять шежере рода считалось большим позором и толковалось как забвение принципов родовой солидарности, памяти отцов. Поэтому родовое шежере строго охранялось, редко, кому показывалось, за пределами рода его местонахождение почти никому не было известно…
В виде синонимов слова «шежере» в башкирской письменности часто выступали такие слова, как «насабнаме», «насапхат», «силсиля» и «тайра». После принятия ислама генеалогические записи у башкир стали называться арабским словом «шежере», что в дословном переводе на русский язык означает «дерево», в смысловом же переводе — «родословие». Известный этнограф Р. Г. Кузеев, ставший одним из первых исследователей башкирских шежере, перевел это понятие как «генеалогическая летопись». Кузеев особо акцентировал внимание на том, что шежере является именно летописью, а не просто родословной, так как оно содержит не только имена представителей рода и годы их жизни, но и важные исторические сведения.
Если обратимся к башкирским легендам, преданиям и родословным - шежере, то из них следует что каждое племя или род обязательно считало себя самым древним, то есть тем, кто положил начало всему башкирскому народу. С точки зрения реальной истории, разумеется, это не совсем так. Из истории Башкортостана мы знаем, как различные башкирские роды и племена сложились в разные времена и в разных условиях исторического развития, пока, наконец, они не стали осознавать себя частью башкирского народа. Примером тому является и история башкирских племен усерган, тангаур, бурзян, юрматы, кипчак, тамъян, айли, катай, табын, мин и другие.
2.2. О племени Усерган и присоединении их к Русскому государству
Башкиры, населяющие Хайбуллинский район Республики Башкортостан, в основном являются представителями племени Усерган, которые также проживали на территории Зилаирского, Зиянчуринского, Баймакского районов республики Башкортостан, а также частично на территории Оренбургской области (приложение № 1). Усерган – очень древнее башкирское племя и свое начало берет от древних ираноязычных народов Урала, Западной Сибири и Алтая. Слово «Усерган» переводится как «телохранитель», «охранник». Родовые атрибуты племени усерган: тамга (знак) в форме стрелы, птица - журавль, дерево – рябина, клич – «туксаба!» (приложение № 2).
Племя Усерган — одно из самых крупных в южной Башкирии. Интересной особенностью шежере этого племени является его стихотворная форма (приложения № 3, 4). В этом отношении данное шежере до настоящего времени единственное в своем роде. Вероятно, составление родоплеменных генеалогий в форме стиха у кочевников-башкир было обычным явлением, но большинство этих памятников устно-поэтического творчества не дошло до нас. Шежере в форме стиха легче заучивалось и с меньшими искажениями передавалось из поколения в поколение. Время от времени к шежере прибавлялась родословная современников. В шежере включены имена усерганцев, живших во второй половине XIX в.
В середине XVI века в Среднем Поволжье произошли серьезные изменения. Постепенно набирало силу Русское государство. Царь Иван Грозный после длительной осады 2 октября 1552 года взял Казань. Положение башкирских племен осложнилось тем, что сибирские ханы начали претендовать за власть над северо-восточными башкирскими племенами. В этих условиях башкирам необходим был союз с сильным государством. Выбор пал на Русское государство.
Башкирские племена входили в состав Русского государства не одновременно. Первыми приняли русское подданство западные и северо-западные башкирские племена Байляр, Еней, Гирей, Уран и Гайна. В начале 1556 года послы четырех юго-восточных башкирских племен во главе с усерганским князем Бикбау бием прибыли в Казань, выработали с наместником царя условия вхождения башкир в состав Русского государства. В 1557 году башкирская делегация была принята в Москве царем Иваном IV, где получили от царя «Жалованные грамоты на владение землями отцов и дедов».
2.3.Башкиры моего племени в Отечественной войне 1812 года и жизнь после войны.
Напуганные мощным национальным движением башкир в Крестьянской войне 1773 -1775 г.г. колониальные власти решили внести коррективы в свою политику в Башкирии. Новая политика проводилась под названием «Внедрение кантонной системы управления в Башкирии».
Первоначально усерганские башкиры входили в 10-й кантон с многочисленными юртами (воинскими командами) территориально близких аулов Оренбургского, Стерлитамакского Бузулукского уездов. Зафиксированные оренбургскими чиновниками аулы усерганского рода и другие усерганские волости были в составе 5-го и 6-го юрты 9-го кантона.
В Отечественную войну 1812 года мужчины уходили, будучи призванными по спискам юрт (воинских команд) № 5 и № 6, в том числе других башкирских казаков. Естественно, мы не знаем всех участников Отечественной войны 1812 года, однако нам известно, что все воины были награждены медалью «За участие в войне 1812 -1814 годов».
В связи с 25-летием победы над наполеоновской Францией власти провели учет участников Отечественной войны 1812-1814 годов, награжденных орденами и медалями. Среди них есть и башкиры моего племени:
1. Рядовой Кылысбай Куланбаев – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
2. Рядовой Тляусура Кильдибаев – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
3. Зауряд – сотник Умурзак Кинзябаев – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
4. Рядовой Кунакас Сайпанов – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
5. Рядовой Хусаин Абубакиров – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
6. Рядовой Кунаккуза Искандаров – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
7. Зауряд – сотник Аманбай Турушев - награжден орденом Святого Георгия и медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
8. Рядовой Насир Абдуллин - награжден орденом святой Анны 4-й степени и медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
9. Хорунжий Ишберды Ишкинин – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
10. Зауряд – хорунжий Сайфулла Ишбирдин – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
11. Рядовой Утарбай Султангулов – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
12. Рядовой Мухаметгали Утарбаев – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
13. Рядовой Кагарман Сукбаев – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
14. Рядовой Кылысбай Куланбаев – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
15. Рядавой Тляусура Кильдибаев – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
16. Зауряд – сотник Умурзак Кинзябаев – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
17. Рядовой Кунакас Сайпанов – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
18. Рядовой Хусаин Абубакиров – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
19. Рядовой Кунаккуза Искандаров – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
20. Зауряд – сотник Аманбай Турушев - награжден орденом Святого Георгия и медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
21. Рядовой Насир Абдуллин - награжден орденом святой Анны 4-й степени и медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
22. Хорунжий Ишберды Ишкинин – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
23. Зауряд – хорунжий Сайфулла Ишбирдин – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
24. Рядовой Утарбай Султангулов – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
25. Рядовой Мухаметгали Утарбаев – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
26. Рядовой Кагарман Сукбаев – награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года и « В память о войне 1812 года».
Многие участники Отечественной войны 1812-1814 годов до 1836-1839 годов не дожили, а некоторые были не учтены по вине кантонных юртовых чиновников.
Во всех событиях жизни усерган активно участвовали внуки и правнуки Шишая, основавшие на своих вотчинных землях аулы: Акназар (Ниязгул, Биксура), Байгускар (Кускар) и другие.
В результате укрупнения небольших утаров Хайбуллино, Биресбаш, Шыкыр, Кутанай в1836 – 1843 годах образовался аул, который был назван Хайбуллой. Первыми жителями стали Хайбулла Фаткуллович Уралов, Сынтяш Уралович Шакиров, Ишкильды Сагинбаевич Кусяков, Гали Байгускарович Ягафаров, наш предок Абдулзалил Юлдашбаевич Бактыбаев.
Еще в 1850 году деревня Хайбуллино состоял из двух аулов Ташлинский Хайбулла и Таналыкский Хайбулла. В Таналыкской Хайбулле жили в основном Бактыбаевы, Давлетбаевы, Кусяковы, Узенбаевы, Султангужины.
В 1901 году Акъяр считается центром Усерган – Хайбуллинской волости. Уточним, что в Старо – Хайбуллино вошли улицы Биресбаш (где проживали Бактыбаевы), Кутанай, и Шыкыр, то есть та часть Акъяра, в которую люди переселились в 1840 – 1843 годах, а остальная часть считалась селом Ново – Хайбуллино.
2.4. История моей страны в истории моей семьи
22 июня 1941года, хайбуллинцы, как и весь советский народ, поднялся на защиту Отечества от германского фашизма. Советские люди были уверены, что путь к свободе и независимости лежит только через победу над фашизмом. Поэтому люди с первых же дней стремились на фронт. Прошлое не стареет, оно вечно. Время из своих глубин являет нам имена замечательных акъярцев, вставших на защиту Родины. За годы войны на различных фронтах сражались 6377 хайбуллинцев, из них более 2500 человек погибли и пропали без вести, а 252 наших земляка умерли в госпиталях от полученных ран. Их имена внесены в республиканскую Книгу Памяти.
И мне есть чем гордиться. Мой прадед Бактыбаев Гариф Абдрахманович (1912-1971 г.г.) (приложение № 5) является участником Великой Отечественной войны. Командир взвода Бактыбаев Гариф Абдрахманович награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «За победу над Германией».
В 1942 году прадед Гариф Абдрахманович, воевавший на Калининградском фронте, получив ранение, возвращается домой. Работает председателем Рай ОСАВИОХИМа, одновременно инструктором в военкомате. Но в 1943году его вновь призывают на фронт, во время войны он был трижды ранен, три месяца находился в госпитале города Челябинск, где его признают инвалидом Отечественной войны II группы. Несмотря на потерю правой ноги, Гариф Бактыбаев не падает духом, работает заведующим райсобесом, а с 1948 года до пенсии - счетоводом.
Бабушка Гарифа во все тяжелые минуты была опорой для мужа.30 лет старательно и терпеливо ухаживала за ним, одновременно успевала работать и воспитывать девятерых детей. Я горжусь своим прадедом и прабабушкой.
А мой дед Фуат Гарифович, после того как получил высшее образование, начал работать учителем. Преподавал физику в Салаватском педагогическом колледже, за добросовестный труд награжден Почетными грамотами (приложение № 6).
Мой отец Константин Фуатович работает начальником участка по ремонту электрооборудований в ОАО «Газпромнефтехим Салават» (приложение № 7).
Итак, моя родословная выглядит так. Во главе племени стоит Усерган, сын Усергана – Таймас, Сын Таймаса – Шишай, Сын Шишая – Юнысбабай, сын Юнысбабая – Бикбирде, сын Бикбирде – Бактыбай, сын Бактыбая – Юлдашбай, сын Юлдашбая – Альмухамет, сын Альмухамета – Галиахмет, сын Галиахмета – Абдрахман, сын Абдрахмана_- Гариф,сын Гарифа – Фуат, сын Фуата – Константин, сын Константина – Дмитрий, то есть я (приложение № 8).
3.Заключительная часть.
3.1. Родословная – живая история семьи, рода
Акъярцы из рода шишай племени Усерган заслуживают и восхищения и преклонения. Вся история существования юго-восточных башкирских племен, как и всего башкирского народа, была историей великой борьбы за выживание как народа. Башкирский народ, войдя в политическую орбиту Российской империи добровольно, пожелал стать равноправным среди других народов России, сосуществуя с ними в атмосфере терпимости и толерантности. Именно в составе многонациональной России башкиры вступили межнациональные отношения с русскими, татарами, чувашами, удмуртами и другими народами России, что содействовали прогрессивному развитию нашего края.
Изучение истории своей семьи в современном мире является одной из наиболее значимых. В каждой семье есть бабушки и дедушки, но не в каждой семье помнят и чтят своих предков. Мы должны знать, как и где жили наши предки, чем они занимались. Мы должны знать свою родословную. В словаре Ожегова я прочитал, что родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства. Прямо как в бухгалтерии. Сухо, без эмоций. Когда речь заходит о семье, о дорогих тебе людях, с которыми тебя связывают не просто родственные отношения, а незримые теплые, добрые отношения, доверие, любовь, когда ты не можешь жить без дорогого человека, тогда ты смотришь на понятие «родословная» несколько иначе, под другим углом зрения. Ведь для тебя твоя родословная – это живая история твоей семьи, твоего рода. Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен, дороже будет и взрастившая нас земля. Легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.
Я горжусь, что являюсь продолжателем славного рода Бактыбаевых! Горжусь своим дедом Бактыбаевым Гарифьяном Абдрахмановичем, участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов! Мы помним тебя и гордимся тобой!
4. Список использованной литературы:
1. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн.2-3.Изд. 2-ое. Справочная книга. - Уфа: Китап, 1998.
2. Ишемов С.С. Шежере. - с. Акъяр,2005.
3. Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. - Уфа: Башкнижиздат, 1960.
4. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. - Москва: Наука,1974.
5. Насыров Р.Г. Наша далекая и близкая история. - ГУП РБ РИК « К новой жизни», 2006.
6.Насыров Р.Г. Страницы истории села Акъяр. - ГУП РБ РИК « К новой жизни», 2010.
Приложения
Приложение № 1. Карта расположения башкирских племен. Под № 18 записано племя Усерган.
Приложение № 2. Родовые атрибуты племени усерган: тамга (знак), птица - журавль, дерево – рябина, клич – «туксаба!»
Приложение № 3. Отрывок из шежере Усерган.
…Илебеҙҙә булған эш-
Сыңғыҙ хандың заманы,
Башҡортларҙың бабаһы,
Бей Туҡһаба балаһы,
Мөйтән тибеҙ беҙ аны...
Хан Сыңғыҙға ул барды.
Ғиззәтләне уны хан.
Андан ҡайтып бей Мөйтән
Үҙ илендә биләгән...
Мөйтән уғлы Үҫәргән,
Нәҫеле булған Үҫәрмән...
Бу заманда дүрт волосы
Үҫәргән исемен күтәргән…
Приложение № 4. В шежере имеется запись о присоединении к Русскому государству.
Приложение № 5. Мой прадед - командир взвода во время Великой Отечественной войны Бактыбаев Гариф Абдрахманович
Приложение № 6. Мой дед – Бактыбаев Фуат Гарифович, преподаватель Салаватского педагогического колледжа.
Приложение № 7. Мой отец Бактыбаев Константин Фуатович, моя мама, сестрёнка Карина и я, Бактыбаев Дмитрий Константинович
Приложение № 8. Моя родословная на городском конкурсе.
Приложение № 9. Моя родословная.
Во главе племени стоял Муйтан бий,
его сын – Туксаба,
сын Туксаба - Усерган,
сын Усергана – Таймас,
Сын Таймаса – Шишай,
Сын Шишая – Юнысбабай,
сын Юнысбабая – Бикбирде,
сын Бикбирде – Бактыбай,
сын Бактыбая – Юлдашбай,
сын Юлдашбая – Альмухамет,
сын Альмухамета – Галиахмет,
сын Галиахмета – Абдрахман,
сын Абдрахмана_- Гариф,
сын Гарифа – Фуат,
сын Фуата – Константин,
сын Константина – Дмитрий, то есть я.
Приложение № 10. Акъярцы из рода Шишай усерганского племени достойны восхищения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.