Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».
Оценка 5

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
история +1
5 кл—8 кл
20.03.2018
Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».
В работе представлены неизвестные страницы жизни К.Э.Циолковского в городе Боровске. Жизнь Циолковского в Боровске, по сути, белое пятно в его биографии. Многие гости Калуги, да и кто-то из ее уроженцев, считают город над Окой родиной ученого. Опрос учащихся нашей школы показал те же результаты. Большинство из них имеют скудные знания об ученом и, соответственно о его жизни в Боровске. Боровск остается в тени областного центра. Это, конечно, несправедливо. Поэтому приоткроем страницы жизни Циолковского в Боровске. Об этом будет интересно услышать на уроках истории, краеведения и на внеурочных занятиях.Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».
К.Э.Циолковский.docx
Городская конференция обучающихся, посвященная памяти К. Э. Циолковского Предметная секция: наследие К. Э. Циолковского Название работы «К. Э. Циолковский и Боровск» Автор работы: ученица 8 «А» класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Калуги  Бондаренко Эллина Научный руководитель: учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Калуги  Н.В. Зобова Калуга, 2013г. 1 Содержание. Введение……………………………………………………………………..3 Глава I …………………………………………….………………………….3 – 7 Создание семьи…….…………………………………………………………3 – 5 Работа в училище……………………………………………………………..5 ­ 6 Первые научные публикации………………………………………………..6 ­ 7 Заключение…………………………………………………………………….7 ­ 8 Список использованных источников………………………………………..9 Приложения. 2 К.Э. Циолковский и Боровск.  Введение. Жизнь Циолковского в Боровске, по сути, белое пятно в его биографии.  Многие гости Калуги, да и кто­то из ее уроженцев, считают город над Окой родиной ученого. Опрос учащихся нашей школы показал те же результаты. Большинство из них имеют скудные знания об ученом и, соответственно о его жизни в Боровске.   Боровск остается   в тени областного центра. Это, конечно, несправедливо. Поэтому приоткроем страницы жизни Циолковского в Боровске. Об этом будет интересно услышать на уроках истории, краеведения и на внеурочных занятиях. В Боровске Циолковский жил и преподавал с января 1880 года до середины февраля 1892 года.  Здесь он создал семью, приобрёл друзей, написал свои первые научные работы. В это время начались его контакты с российским научным сообществом, вышли первые публикации. Глава I. 1.Создание семьи Вернемся в суровую русскую зиму 1880 года… Быстрые санки привезли молодого учителя, направленного в Бороское уездное училище преподавателем арифметики и начал геометрии, к берегу Протвы, маленькой речушки, на которой стоял старинный русский город, неофициальная столица старообрядчества.  При въезде   Циолковский   увидел   стены   знаменитого   Боровского   монастыря,   основанного преподобным Пафнутием в 1444 году.( Приложение I).  Константин Эдуардович  остановился "в номерах" местной гостиницы или, как говорили в старину,   "на   постоялом   дворе",   расположенном   на   центральной   площади.   Здесь   же возвышается величественный храм ­ Благовещенский собор (XVII в.), который позже "по царским дням" посещал Константин Эдуардович. В гостинице Циолковский провел одну бессонную ночь (мешали клопы) и на следующий день пошел искать квартиру. Снять комнату или квартиру оказалось непросто: староверы чужаков   не   жаловали,   на   постой   не   пускали,   хотя   многие   дома   в   городе   пустовали. Наконец, после долгих хождений и уговоров Циолковскому уступили огромный пустой бельэтаж.  Первая  же  ночь  чуть не  стала  трагической:  хозяева  натопили  печку, раньше времени закрыли заслонку трубы, и молодой учитель угорел – да так, что едва жив остался. 3 Вскоре Циолковский «попал на хлеба к одному вдовцу с дочерью, жившему на окраине города»   –   Евграфу   Николаевичу   Соколову,   священнику   единоверческой   церкви. Новоиспечённому учителю сдали 2 комнаты. Дочь Соколова Варя была почти ровесницей Циолковского   (моложе   его   на   два   месяца)  –   девушка   застенчивая   и   бесприданница. Певуньей в округе слыла, на гуслях себе подыгрывала и вообще была натурой тонкой, художественной. Её характер, трудолюбие пришлись по душе Константину Эдуардовичу, и вскоре, а именно 20 августа 1880 г., они поженились. «Венчаться мы ходили за 4 версты пешком   (церковь   Рождества   Богородицы   с.   Роща)   (Приложение  II),   не   наряжались.   В церковь никого не пускали. Вернулись – и никто о нашем браке не знал... Помню, в день венчания купил у соседа токарный станок и резал стекло для электрических машин. Всё же про   свадьбу   как­то   пронюхали   музыканты.   Насилу   их   выпроводили.   Напился   только венчавший поп. И то угощал его не я, а хозяин». Вскоре после свадьбы молодая семья поселилась в   тесной и дорогой квартирке вблизи училища.   Затем   переехали   на   Калужскую   улицу   в   дом   пекаря   Баранова.   «Зажили превосходно…».  Варвара Евграфовна всю свою долгую жизнь была преданным другом и помощником  своему мужу. Создавая ему условия для спокойной и плодотворной работы, она брала на  свои плечи большую часть бытовых забот ( Приложение II) . Все проблемы, связанные с  воспитанием детей, тоже лежали на ней.  В Боровске у Циолковского родилось четверо детей. В 1881 году появилась на свет дочь  Любовь, в 1883 – сын Игнатий; потом родились еще два сына – Александр (в 1885 году),  Иван (в 1888 году)  (Приложение II).  На второй год жизни в Боровске Циолковский  получил известие о смерти отца, но на похороны не успел, так как письмо пришло с  большим запозданием... Однажды в доме, в котором жили Циолковские, случился пожар. Кроме нехитрой утвари сгорели и рукописи ученого. В своих воспоминаниях жена учёного Варвара Евграфовна рассказывает об этом так: «В день его возвращения в Боровск из Москвы случился пожар. Это было 23 апреля. Ночью я услыхала крик у соседей. Подбежала к окну и увидела страшное   пламя:   горел   сарай   с   сеном...   Загорелось   и   у   нас.   Мы   едва   успели   одеться, выбежали и отнесли детей к соседям. Константин Эдуардович нёс старшую девочку Любу и младшего мальчика Сашу, а я несла среднего – Игнашу. Когда мы пришли назад, у нас уже   горела   крыша,   и   меня   не   пустили   в   дом.   Комод,   кровать,   столы   сгорели,   вещи растаскали.   Библиотека   Константина   Эдуардовича   пропала.   Пожар   был   страшный,   и пришлось переносить детей дальше, к смотрителю уездных училищ Ладожину. Там мы прожили два дня». Очередные поиски квартиры вновь возвращают погорельцев в тот край города, где семь лет назад познакомились КЭ и В Е. Снова они на самом берегу Протвы, на улице Круглая (ныне ул. Циолковского д.49) (Приложение III), снимают первый этаж дома огородницы М.И.Помухиной. «21 апреля 1889 года разлилась Протва. Вода подошла к нашему дому, залила пол. Лёд шёл и гремел, задевая ставни. Константин Эдуардович велел детям сесть на кровати, а на пол положил доски. В комнатах была вода. Константин Эдуардович сделал из досок помост. Он   ходил   по   нему   и   так   доставал   из   буфета   пищу.   На   другой   день   вода   ушла. 4 Осенью того же года мы переменили квартиру, переехав на Молчановскую улицу» (ныне ул.Коммунистическая, д.14) (Приложение III)  вспоминает Варвара Евграфовна.  За 12 лет пребывания в Боровске Циолковский успел пожить в более чем в десятке мест. 2. Работа в училище. В   Боровском   уездном   училище   Циолковскому   довелось   учительствовать   почти одиннадцать лет (Приложение IV). Согласно современным архивным изысканиям, помимо преподавания традиционных арифметики и геометрии, ему приходилось также, замещая коллег,   вести   еще   черчение   с   рисованием   и   историю   с   географией,   а   однажды   даже замещать   смотрителя   (то   есть,   говоря   по­современному,   исполнять   обязанности директора). Училище долгое время не имело своего постоянного места: собственное здание сгорело еще во время оккупации города наполеоновскими войсками, и долгое время для классных   занятий   приходилось   арендовать   помещения,   принадлежащие   Спасо­ Преображенской церкви (что на взгорье) (Приложение IV) . Затем на самом краю древнего Городища, на месте бывшей тюрьмы, было отстроено новое здание уездного училища. Оно располагается недалеко от захоронения боярыни Морозовой и ее сестры – княгини Урусовой (по девичьим фамилиям они еще именуются – сестры Соковнины). В   Боровске   у   Циолковского   раскрылся   природный   дар   педагога,   наставника.   Он чувствовал почти отцовскую ответственность за судьбу неугомонной школьной детворы. Даже в глубокой старости Константин Эдуардович с удовольствием вспоминал о начале своей учительской карьеры. Преподавание для него было забавой. Он сам придумывал задачи, где состязались козы и зайцы, ежи подсчитывали заготовленные на зиму яблоки, белки – орехи, а мыши – горох. Молодой учитель никогда не повышал голос, не наказывал, не унижал человеческого достоинства подростков, и его беспрекословно слушались не из боязни, а из уважения. «У меня в доме сверкали электрические молнии, гремели громы, звонили   колокольчики,   плясали   бумажные   куколки,   вертелись   колеса,   блистали иллюминации. Посетители любовались и дивились на электрического осьминога, который хватал всякого своими ногами за нос или за пальцы, и тогда волосы становились дыбом, и выскакивали искры из любой части тела «испытуемого». Коллеги по училищу подозревали, что К. Э. Циолковский делает и бомбы. Поэтому и называли его «Желябкой» (по фамилии народовольца Желябова, убившего Александра II в 1881 году). Однажды, с помощью пантографа (чертежный аппарат позволяющий снимать копии карт, рисунков, схем и т. д., увеличивая их в 2, 4, 6 и т. д. раз)  Циолковский сделал большого бумажного ястреба — увеличенную в несколько раз копию складной японской игрушки — раскрасил его и запускал в городе, причём жители принимали его за настоящую птицу. « Мой раскрашенный чернилами ястреб прекрасно летал. Можно было даже прикреплять к нему небольшие грузы. Нитка, на которой он запускался (как змей), почти не была видна, и игрушку часто принимали за живую птицу. Особенно была велика иллюзия, когда я подергивал за нитку. Тогда крылья ястреба колебались, и он очень походил на живую летящую птицу. Я много раз замечал, как большие белые птицы (вроде цапель) подлетали на некоторое расстояние к игрушке, а затем, разочаровавшись, поворачивали и улетали. Дети и взрослые толпой шли глядеть, как я запускал по нашей улице своего ястреба. (Приложение V). 5 Раз  как­то   движение   толпы   даже   обеспокоило   квартального.  Он   полюбопытствовал, куда это бежит народ? Когда же приблизился и увидал не только игрушку, но и нитку, с досадой сказал: «Ну, кому придет в голову, что это не настоящая птица!» Другие думали, что я на нитке пускал прирученную птицу, и спрашивали: «Небось, мясом кормишь ястреба?» Ночью я его запускал с фонарем. Тогда с местного бульвара видели звезду и спорили: что это, Венера, или чудак­учитель пускает свою птицу с огнем? Бились даже об заклад».   Боровчане   с   изумлением   наблюдали,   как   по   замёрзшей   речке   мчался   на   коньках учитель уездного училища Циолковский. Он воспользовался сильным ветром и, распустив зонт, катился со скоростью курьерского поезда. «Сколько раз в бурю (с зонтом) я мчался по льду, влекомый силою ветра! Это было восхитительно».  Вскоре по тому же принципуЦиолковский сделал сани с парусом. «По реке ездили крестьяне. Лошади пугались мчащегося паруса, проезжие ругались матерным гласом. Но по глухоте я долго об этом не догадывался.  Потом уж, завидя лошадь, заранее поспешно снимал парус». ( Из автобиографии К. Э. Циолковского).   Он удивлял ребят интересными историями, каких не было в учебниках, фантазия его казалась   неистощимой.   Так   было   всегда,   пока   уже   в   глубокой   старости   Циолковский вообще   не   оставил   учительства.   "Он   умел   рассказывать   детям   так,   –   писал   Виктор Шкловский, – что они, как будто вместе с ним светлой стайкой, держась друг за друга, улетали в звезды". «Помню, однажды я поздно возвращался от знакомого. Это было накануне солнечного затмения, в 87­м году. На улице был колодец. Возле него что­то блестело. Подхожу и вижу в первый раз — ярко светящиеся большие гнилушки. Набрал их полный подол и пошел домой. Раздробил гнилушки на кусочки и разбросал их по комнате. В темноте создалось впечатление звездного неба. Позвал кого можно, и все любовались. Утром должно было быть затмение. Оно и было, но случился дождь. Ищу зонтик, чтобы выйти на улицу. Зонта нет. Потом уже вспомнил, что зонт оставил у колодца. Так и пропал мой новенький, только что купленный зонтик. За это получил гнилушки и звездное небо...» 3.Первые научные работы и публикации. Жители   Боровска   не   понимали   Циолковского   и   сторонились   его,   смеялись   над   ним, некоторые   даже   опасались,   называли   «сумасшедшим   изобретателем».   Чудачества Циолковского,   его   образ   жизни,   кардинально   отличавшийся   от   образа   жизни патриархального,   купеческого  Боровска,   часто   вызывали   недоумение   и   раздражение. Необходима была величайшая вера в прогресс науки и техники, чтобы в таком окружении и в тяжёлых, почти нищенских условиях ежедневно работать, изобретать, двигаться вперёд. К   сожалению,   поделиться   своими   научными   идеями  полуглухому   провинциальному учителю, не имеющему   связи ни с научным миром, ни с редакциями газет и журналов, было не с кем. К   счастью   для   него,   в   1886   г.   В   Боровск   приехал   Павел   Михайлович   Голубицкий, изобретатель телефона. Услышав от боровских жителей о «чудачествах» Циолковского, он 6 навестил «чудака» (жили тогда Циолковские в доме Баранова на Калужской улице в 1883– 1887 гг.) и поразился убожеством домашней обстановки и богатством творческих замыслов этого человека. Эта встреча   помогла К.Э. Циолковскому познакомиться с профессором Московского университета Александром Григорьевичем Столетовым. Поездка в Москву к профессору состоялась в апреле 1887 г. На заседании Московского общества любителей естествознания   в   здании   Политехнического   музея   Константин   Эдуардович   выступал   с докладом   о   своём   металлическом   управляемом   аэростате.   Доклад   «Теория   аэростата» заинтересовал   слушателей,   виднейших   ученых.   Воодушевлённый,   в   приподнятом настроении возвратился Константин Эдуардович из Москвы. И в этот же день в его доме случился   пожар.   Погибло   всё   имущество,   сгорели   модели   аэростата   и   почти   весь рукописный материал, за исключением рукописей «Свободное пространство»  и «Теория аэростата». (Приложение V). После пожара Боровский изобретатель впал на некоторое время в отчаяние и депрессию. Но жажда истины и сила воли победили. После переселения на новую квартиру опыты и расчеты продолжились с утроенной силой.  Основные работы Циолковского в Боровске были   связаны   с   четырьмя   большими   проблемами:   научным   обоснованием цельнометаллического   аэростата   (дирижабля),   обтекаемого   аэроплана,   поезда   на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. Систематически занимался разработкой теории движения реактивных аппаратов и предложил несколько их схем.   Им   была   написана   повесть   «На   Луне»  (впервые   была   опубликована   в   приложении   к журналу «Вокруг света» в 1893 году, неоднократно переиздавалась в советское время)  и работа   «Свободное   пространство»,   в   которой   Циолковский   описал   полет   к звездам. (ПриложениеVI). В 1892 Циолковский переехал в Калугу Проводы   семейства   Циолковских   также   запомнились   многим.   Вместительный   возок окружила толпа народа. От имени училища подарили серебряную икону «Св. Константин и Елена» – в память о небесном покровителе Константина Эдуардовича. Хор мальчиков, бывших его учеников, звонко грянул «Многая лета». Кто­то произнес традиционное «С Богом!»,   все   перекрестились,   и   санный   возок,   потихоньку   набирая   скорость,   тронулся вперед, увозя Циолковского навстречу прижизненной и посмертной славе… Заключение. 19   сентября   1997   г.   В   единственной   сохранившейся   боровской   квартире   Циолковских (ул.Циолковского, дом №49) был торжественно открыт Музей­квартира ученого – отдел Государственного   музея   истории   космонавтики   имени   К.Э.   Циолковского.  (Приложение VII). Так К.Э. Циолковский возвратился в Боровск. Первая экспозиция располагалась только в нижнем этаже, второй этаж использовался для выставок.   28   марта   2006   г.   на   первом   этаже   была   отрыта   новая   экспозиция   взамен временной. В её основу легли автобиографические заметки Константина Эдуардовича, его научные труды, воспоминания родных и близких учёного, архивные документы о научном творчестве   К.Э.   Циолковского   в   Боровске,   о   жизни   семьи   Циолковских,   о   друзьях, коллегах, знакомых.  Основной   целью   при   создании   музея   был   рассказ   о   внутреннем   мире   молодого Циолковского, о бытовой обстановке и об атмосфере, царившей в доме.  7 На   втором   этаже   с   2003   г.   действует   экспозиция,   посвященная   учителю   К.Э. Циолковскому.   Экспозиция   знакомит   посетителя   с   педагогическими   методами   К.Э. Циолковского,   с   его   принципами   и   формами   преподавания.   В   основу   экспозиционного построения   положены   результаты   многочисленных   архивных   изысканий,   строки   из воспоминаний учеников К.Э. Циолковского. За 40 лет работы учителем, по словам ученого, им было дано 40000 уроков. Он обучил 1500 девочек и 500 мальчиков. И при этом всегда руководствовался своим основным педагогическим принципом: «Самое... главное, чтобы учитель сумел привлечь учащихся, заинтересовать их знаниями и зажечь их сердца высоким идеалом жизни, чтобы люди жаждали знаний, как пищи, чтобы знание было источником возвышенного слёз». источником   мук счастья, а   и       не     8 Список используемых источников. Арлазоров     Алтайский рассказывает,Тула,1977. 1 2. 1967. 3. Зиновкина Н.В. К вопросу о размещении Боровского уездного училища // Боровск. Боровск, Страницы №1. 4.Космодемьянский А.А., К.Э. Циолковский. М, 1988. М.   Циолковский рассказывает. Циолковский истории.   М.,   К., 1999.                   5. Позднякова О.Д. Воспоминания. Архив БМ КОКМ. Рукопись   6.Самойлович 1969. 7. Циолковский К.Э. Черты из моей жизни// Грёзы о земле и небе. Тула, 1986. С.387– 418.   Калуга, Вселенной. Гражданин С.И.       9 Приложения. 10 I 11 II 12 III 13 IV 14 V          15 VI 16 VII 17

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».

Проектно-исследовательская работа «К. Э. Циолковский и Боровск».
Скачать файл