Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
музыка
8 кл
31.03.2017
Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"
Великая Отечественная война - одна из самых трагичных страниц в истории нашей страны. Выстоять в борьбе и победить мощнейшую из развитых стран того времени - фашистскую Германию - стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Страна превратилась в единый боевой лагерь. Всё было направлено на борьбу с врагом. В стороне не остался никто. Война унесла миллионы жизней, опалила кровавым дыханием каждую семью. Война и песня: что может быть общего у этих понятий? Казалось бы тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. Но ещё А. В. Суворов говорил: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громкогласною музыкой брал я Измаил». Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, передохнуть в редкое затишье между сражениями, а в решительные минуты помогала собрать свои силы, сплотиться, справиться с болью. Считалось, что фронтовая песня-это вторая винтовка, что враг ее боится больше, чем огнестрельного оружия. Песни военных лет… Сколько их: прекрасных и неотделимых от русского человека? В них есть все: и горечь отступления в первые дни войны, и радость долгожданной победы, и надежда на скорую встречу с близкими. Военная песня- это, к счастью не только война. Это и народная память, и призыв к сплочению и братству всех нас, живущих на Земле.
Музыка опаленная войной.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области                                                                  Исследовательская работа Музыка, опаленная войной.                                                                                                                                                                    Выполнила: учащаяся 8 «А» класса                                          ГБОУ СОШ №2                                         Дубовицкая Дарья               Руководитель: учитель музыки                                              Бакулина Т.С. с. Приволжье  2017  Введение………………………………………………………………………………..4  I.Особенности  музыкального искусства военных лет……………………………..5 Содержание  II.История создания военной музыки………………………………………………..8  II.1. История создания песни………………………………………………………....8  II. 2. История создания симфонии…………………………………………………..11  II.3. История создания балета……………………………………………………….12  II.4. История создания оперы………………………………………………….……12  II.5.История создания музыки к кинофильму……………………............................14  III. Популяризация военной музыки среди учащихся …………………………….16  Значение военной музыки для молодежи…………………………………...………17  V. Популяризация военной музыки среди учащихся   ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье…..……………………………………………….…..19  Заключение………………………………………………………………………........20  Список используемой литературы………………...…………………………….......22 Приложение  «Анкета»……………………………………………………………..…23 2 Введение Я бы с песни начала свой рассказ, С той, которая на всех фронтах звучала… В холод, стужу сколько раз Эта песня нас в землянках согревала. Если песня, значит, рядом друг, Значит, смерть отступит, забоится… И казалось, нет войны вокруг, Если песня над тобой кружится. С. Островой. Великая Отечественная война ­ одна из самых трагичных страниц в истории нашей страны. Выстоять в борьбе и победить мощнейшую из развитых стран того времени ­ фашистскую Германию ­ стало возможным только ценой огромного напряжения сил и   величайших   жертв.   Страна   превратилась   в   единый   боевой   лагерь.   Всё   было направлено на борьбу с врагом. В стороне не остался никто. Война унесла миллионы жизней, опалила кровавым дыханием каждую семью. Война   и   песня:   что   может   быть   общего   у   этих   понятий?   Казалось   бы   тяготы   и страдания военного времени не оставляют места для песен. Но ещё А. В. Суворов говорил:   «Музыка   удваивает,   утраивает   армию,   с   развернутыми   знаменами   и громкогласною   музыкой   брал   я   Измаил».   Песни   были   необходимы   солдатам   на войне. В   минуты   отдыха   песня   позволяла   расслабиться,   передохнуть   в   редкое   затишье между   сражениями,   а   в   решительные   минуты   помогала   собрать   свои   силы, сплотиться,   справиться   с   болью.   Считалось,   что   фронтовая   песня­это   вторая винтовка, что враг ее боится больше, чем огнестрельного оружия. Песни военных лет… Сколько их: прекрасных и неотделимых от русского человека? В них есть все: 3 и   горечь   отступления   в   первые   дни   войны,   и   радость   долгожданной   победы,   и надежда на скорую встречу с близкими. Военная песня­ это, к счастью не только война. Это и народная память, и призыв к сплочению и братству всех нас, живущих на Земле. Предмет исследования : творчество композиторов и поэтов военного времени. Цель исследования : ­ изучение значения музыки в годы Великой Отечественной войны и в наше время. Задачи:  I. Выявить особенности музыкального искусства военных лет. II. Охарактеризовать историю создания военной музыки. III.Определить значение военной музыки для молодежи. V. Популяризировать военную музыку среди учащихся ГБОУ СОШ №2 с.  Приволжье Методы:          1.Изучение;          2.Исследование;          3.Анкетирование;           4 музыкального искусства военных лет  Особенности    I.                  Музыка военных лет! Иной раз задумаешься: за что её так любят и помнят в народе, за что берегут, как святыню хранят? Должно быть не только за простоту и душевность,   мелодичность   и   красоту   поэтического   и   музыкального   языка. Безусловно,   и   это   все   важно,   но   главное   их   достоинство   –   стойкий   оптимизм, неиссякаемая вера в добро, в извечные человеческие ценности, за которые люди шли на подвиг и смерть. Стремясь   раскрыть   и   запечатлеть   в   музыке   глубочайший   смысл происходящих   событий,   наши   композиторы   сумели   горячо   и   вдохновенно откликнуться в самых разных жанрах на животрепещущие темы боевых дней. Мною составлена классификация жанров военной музыки (рис.1). Наиболее распространенным   музыкальным    жанром  в  военное  время  была  песня. Родились песни­гимны,   песни­марши,   песни­повествования,   лирические   и   шуточные   песни, песни­монологи и песни­воспоминания (рис.2). 5 Классификация жанров военной музыки 6 Увертюра (Р.М.Глиер «Дружба народов») Балет (А.И.Хачатурян «Гаянэ») Песня (Н.В.Богословский «Темная ночь») Военная музыка Симфонии (Д.Д.Шостакович «Симфония №7», С.С.Прокофьев «Симфония №5») Оперетта (К.Я.Листов «Севастопольский вальс») Опера (К.А.Караев и Р.Гаджилев «Родина», М.В.Коваль «Севастопольцы», Д.Б.Кабалевский «Семья Тараса» И.И.Дзержинский «Судьба человека» Рис 1. 7 Классификация  военных песен Песни-монологи (‘‘Журавли”, «На безымянной высоте”)Песни-марши (“Марш артиллерии”, “Морская гвардия”) Песни-воспоминания (“Память сердца” “Хатынь”) Военные песни Шуточные (“Смуглянка”, “Вася-Василек”) Песни-гимны (“Священная война”, “Моя Москва’’) Лирические (“Моя любимая”, “Темная ночь”) -повествования Песни-марши Песни-повествования (“Песня смелых”, “Заветный камень”) Рис. 2 8 II   .История создания военной музыки II   .1. История создания песни «Священная война»                                                                   стихи поэта В. И. Лебедева­Кумача                                                                          музыка А. В. Александров                                                                                                          1941 г.          Солнечным июльским утром 1941 года через площадь  у Белорусского вокзала стройными рядами прошли военные, неся в руках блестящие на солнце музыкальные инструменты.   Мало   кто   обратил   особенное   внимание   на   это   шествие,   пока музыканты не выстроились у платформы в чётки строевой порядок, а за ними не встал большой, состоящий также из военных, хор. Тут только и набежала публика, спрашивая друг у друга, по какому случаю ожидается концерт? Когда зазвучали первые аккорды песни, мелодию сразу узнали все:  Слушатели   замерли,   охваченные   воспоминаниями.   Для   старших   это   были трудные   годы   войны,   окопы,   атаки,   горечь   утрат,   радость   побед.   Для   среднего поколения – воспоминания о родных, не вернувшихся с фронтов, для юных это был музыкальный символ трудных лет Великой Отечественной войны, с которым связаны рассказы старших, книги и кинофильмы, поиски отрядов следопытов, и для всех вместе – это была песня Родины, призвавшей своих сыновей на борьбу с вероломным врагом. И стояли люди, слушали песню, забыв на какое­то мгновение о том, что уже сорок лет прошло с тех первых страшных дней начала войны. Песня живо напомнила все то, что довелось пережить и перечувствовать дедам, отцам, братьям. Так вот и состоялось   через   сорок   лет   после   ее   создания   юбилейное   исполнение   песни Александра   Васильевича   Александрова   «Священная   война»,   судьба   которой началась в июне 1941 года 9 На рассвете 22 июня 1941 года война обрушилась на мирную страну. Не было тогда человека  в Советском Союзе,  который  бы  не хотел  хоть  чем­то  помочь фронту, помочь стране, народу выстоять в этой страшной борьбе. Композитор   А.В.   Александров   –   профессор   Московской   консерватории, руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии создал эту песню. К моменту начала войны А.В. Александрову исполнилось 58 лет.         В  то  время  ансамбль  представлял   собой  большой  концертный  коллектив,   в котором было более двухсот музыкантов и певцов. И уже в первые дни войны весь коллектив   был   разделен   на   группы,   которые   отправились   на   фронт.   Лишь   одна группа осталась в Москве для обслуживания московского гарнизона, для проводов частей,   уходящих   на   фронт.   Этой   группе   и   предстояло   исполнить   на   перроне Белорусского   вокзала,   откуда   уходили   эшелоны   на   запад,   новую   песню Александрова «Священная война», созданную в считанные часы24 июня 1941 года. А это было так…Артисты ансамбля, руководители оркестровой и   танцевальной   групп,   а   также   А.В.Александров   с   первых дней войны находились на казарменном режиме. Они должны были проводить все время в Доме Красной Армии, чтобы в любой момент выступить с песней, концертом или с оружием в руках ­ что потребуют сложившиеся обстоятельства. Здесь однажды   к   руководителю   ансамбля   подошел   с   газетой   в руках один из политработников.                                                                                                  ­   Вот,   Александр   Васильевич,   для   Вас   есть   подходящий текст. Может быть, напишите песню?            Александров взял газету. Это были «Известия» от 24 июня, он быстро просмотрел название и обратил внимание на имя   автора   –   Василий   Иванович   Лебедев   –   Кумач.   Стихи 10 сразу же завладели его вниманием. Он отложил все дела, взял газету и срочно уехал домой, чтобы работать над песней.        А.В.Александров Через   несколько   часов   музыка   была   готова.   Александр   Васильевич   вернулся   в ансамбль и сыграл новую песню. «Музыка с призывным звучанием, ­ рассказывал Борис   Александрович   Александров,   сын   композитора,   работавший   в   то   время   в ансамбле,­ буквально потрясла нас. От волнения перехватило горло, в глазах стояли слезы. Интонации клича, мужественного зова вызывали у слушателей решимость тут же идти в бой на врага.           Затем, когда А.В. Александров убедился, что песня отражает идею стихов, что она   воплотила   и   его   чувства   патриота   и   гражданина,   вызывая   ответное сопереживание     у слушателей, он отдал приказ учить песню по хоровым партиям. Тут же, на доске в классе, где проходили занятия хора, расписали песню на голоса. Музыканты   уже   делали   оркестровую   обработку.   К   ночи   песня   была   выучена   и исполнена группой ансамбля. И все, кто слышал ее в те минуты, поняли, что родился боевой гимн редкой призывной силы.       С   этим   глубоким   и   святым   чувством   отправились   мы   на   следующее   утро   к перронам Белорусского вокзала, чтобы исполнить песню «Священная война» перед бойцами, отправлявшимися на фронт».            Гудит толпа. Слезы прощания, бодрые выкрики уезжающих слились в общем гуле.   Когда   артисты   ансамбля   появились   в   толпе,   на   них   почти   не   обратили внимание. Военная форма в те дни никого не удивляла. Но вот они выстроились полукругом, музыканты заняли свои места и над толпой загремел набат незнакомой песни. Словно невиданный клич позвал людей! Они встрепенулись, встали по стойке смирно, завороженные могучей силой  песни.         Такого они еще не слышали. Да ведь это сама сущность их гнева, это же то, о чем каждый из них думал! Песня высказалась за всех сразу, она вобрала их душевный огонь, их любовь к отчизне и преданность ей. С этого памятного дня и началась биография   песни   «Священная   война»,   которая   на   века   останется   музыкальным символом трудных лет Великой Отечественной войны. 11 II   . 2. История создания симфонии Седьмая симфония (Ленинградская)                                                                         Д.Д.Шостакович 1942г.          Осень.1941 год. Осажденный немцами Ленинград. История мирового искусства еще   не   знала   подобного   примера,   когда   величественное,   монументальное произведение   рождалось   под   впечатлением   происходящих   в   то   время   событий. Таковой   является   «Ленинградская   симфония»   Д.Д.Шостаковича.   «Музыка неудержимо рвалась из меня»,­ вспоминал композитор. Ни голод, ни начавшиеся осенние холода и отсутствие топлива, ни частые бомбежки не могли   помешать вдохновенному   труду.   Будто   механическая,   мертвящая   душу   музыка   передает звериный   облик   фашизма   в   его   наступательном,   агрессивном   движении, музыкальные образы становятся словно зримыми для слушателя. Общее содержание симфонии – противопоставление и борьба двух непримиримо враждебных образов. Это уже не  отвлеченные категории добра и зла, а вполне конкретные образы: мир советских   людей   и   фашизм.   9   августа   1942   произведение   было   исполнено   в блокадном  Ленинграде. Ее слышали  не только  жители  города,  но  и осаждавшие Ленинград противники. Много позже один из немецких солдат признался: "Тогда, 9 августа,   мы   поняли,   что   проиграем   войну.   Мы   ощутили   вашу   силу,   способную преодолеть голод, страх и даже смерть… " 12 Д.Д.Шостакович            II   .3.       История создания балета                                  Гаянэ           Жил   я   в   то   время   в   Перми   в   гостинице «Центральная». Когда я вспоминаю то время, я снова   и   снова   думаю,   как   трудно   тогда приходилось людям. Фронту требовалось оружие, хлеб, махорка.                 Хлеб, тепло ­ тылу. А в искусстве, пище духовной, нуждались все – фронт и тыл. И мы, артисты и музыканты, это понимали и отдавали все свои силы. Около семисот страниц партитуры «Гаянэ»   я   написал   за   полгода   в   холодной             гостиничной комнатушке,   где   стояли   пианино,   табуретка,   стол   и   кровать.   Крутился   в   своей  А.И.Хачатурян  маленькой комнатке между пианино и столом. Вот так я написал этот балет, посадив самого себя, что называется, под домашний арест. Нужно было обязательно успеть к сроку. Ведь все мы горели тогда желанием доказать, что хотя идет война, хотя враг и наступает, но культурная жизнь продолжается, создаются художественные ценности, дух народа крепок.                                                        А.И.Хачатурян (Вечерняя Пермь,1969, 16 декабря) II   .4. История создания оперы Севастопольцы 13 Опера «Севастопольцы»­ по существу, первый отклик советских композиторов в музыкально­драматическом   жанре   на   темы   величественной   борьбы   советских городов­героев   с   фашистскими   захватчиками.   Задумана   она   была   еще   в   дни незабываемой   севастопольской   эпопеи,   писалась   в   течении   ноября­декабря   1942 года, а к началу 1943 года была готова в первом, одноактном варианте. Этот акт послужил основой оперы «Последний катер», неоднократно исполненной по радио и показанной в концертном исполнении на эстраде Колонного зала Дома союзов. В полном   своем   виде   «Севастопольцы»­большое   музыкально­драматическое произведение(   четыре   акта   с   эпилогом),   охватывающее   значительный   отрезок времени   (1941­1944   годы)   и   посвященное   большим   историческим   событиям, разворачивавшимся   на   фоне   грандиозных   битв   Великой   Отечественной   войны. Автор, начав работу над оперой в 1942 году, продолжал ее 4 года, и 1946 году она была поставлена на сцене Пермского театра оперы и балета.          Весной 1947 года постановку «Севастопольцев» осуществили оперные театры Новосибирска, Одессы, Харькова, Свердловска. Она была включена в репертуарный план еще нескольких театров.                      Сам   композитор   во   вступлении   к   либретто   оперы,   приготовленном   и напечатанном   Пермским   театром,   свидетельствует:   «Опыт   работы   над   крупными на на музыкальными   произведениями   на   новую   тематику   к   этому времени у меня уже был: я тогда закончил ораторию «Чкалов» текст В.В.Каменского и ораторию «Народная священная война» тексты советских поэтов.              Самое сложное было найти сюжет, который мог бы зазвучать в опере. Неоднократно передававшийся по радио очерк   писателя   Тевелева   «Последний   катер»   о   славных защитниках  города­героя  Севастополя  произвел   на  меня огромное   эмоциональное   впечатление,   и   я   решил   писать оперу    о севастопольцах. Либретто писали                   Коваль М.В. ленинградские поэты н.Браун и С.Спасский. 14 К январю 1943 года в основном уже был готов нынешний третий акт оперы. Он   в   то   время   мыслился   как   самостоятельная   одноактная   опера.   Но   тема   в одноактную оперу не укладывалась. Опера была продолжена…              Среди героев нет отрицательных персонажей. Все они – верные сыны своей Советской Родины, беззаветно любящие ее, готовые отдать за нее свою жизнь. Так как   я принимал   живейшее   участие  в работе  либреттистов  с самого  начала, то  к моменту работы над музыкой все действующие лица прошли передо мной, стали для меня реально ощутимыми. Признаюсь, я всех их очень полюбил, и когда работа над оперой подходила к концу и я должен был поочередно с ними расставаться, мне было грустно, как бывает грустна разлука с любимыми друзьями.              Я не решился пытаться отобразить в музыке полноту исторической эпопеи Севастопольской обороны. Не думаю, чтобы в форме оперного искусства это можно было удачно сделать».              Постановка Пермским театром оперы и балета «Севастопольцев» пришлась по сердцу зрителям, артисты с увлечением работали над созданием образов своих героических современников. Постановка была удостоена Государственной премии.                            Что обусловливало успех «Севастопольцев» при первых постановках? Правдивое   и   талантливое   выражение   благородного   советского   патриотизма, охватившего миллион наших людей.                                                                                               Г.Поляновский                                                          (Поляновский Г.Мариан Коваль. М.,1968) II   .5.История создания музыки к кинофильму Музыка к кинофильму «Сталинградская битва»                                                                                           А.И.Хачатурян 1949г           Героическая тема Сталинграда бессмертна в искусстве и не раз еще послужит художникам кисти, пера и музыкантам источником творческих исканий. 15 Величие этой эпопеи в ее подлинном масштабе можно отразить в различных аспектах.   Героика   Сталинграда   может   быть   передана   через   два­три   эпизода   – скажем, бои за вокзал, дом Павлова, переправа через Волгу. Представление о том, как  советский народ защищал  свою твердыню, можно создать, показывая  личные судьбы людей, боевой путь какой­либо одной воинской части.               Две серии фильма решали эту задачу в широком плане. Перед зрителями развернулась вся картина небывалого сражения. Следовательно, мой труд состоял в создании батальной музыки, очень мало оттененной (как это чаще всего бывает в кино) другими настроениями. Тут не нужно было ни лирики, ни отступлений  от главной темы. Только очень большое напряжение.               Материал такого размаха встал передо мной впервые. Два часа батальной музыки! Все, что приходилось делать в этом роде до сих пор, не шло ни в какое сравнение   с   нынешним   заданием,   как   и   сама   битва   превосходила   по   своим масштабам все известные до сих пор в истории.            Я не могу пожаловаться на то, как был встречен этот фильм (да и моя работа, в   частности).   Но   мне   жаль,   что   музыка,   написанная   для   эпизодов,   связанных   с Гитлером и его ставкой, в фильм не вошла, и что прием контраста, помогавший мне выделить героику советского народа, применен был недостаточно последовательно.                      Надо сознаться, что после выхода в свет всякой новой работы меня не оставляют в покое мысли, что можно было сделать ее лучше. Но тут – и это еще одно специфическое качество кино! – исправлений уже не внесешь, вторую и третью редакцию   не   предложишь.   С   момента   записи   твой   труд   уже   отделен   от   тебя, переделывать   поздно.   Это   накладывает   огромную   ответственность   за   качество работы.             Единственное, что может в этом обстоятельстве утешить автора музыки – это создание   на   ее   основе   (если,   конечно,   такая   основа   более   или   менее   удачна) произведения для самостоятельного исполнения симфоническим оркестром. 16 Стремясь улучшить и разработать созданный для кино материал, я иногда так и поступаю. По музыке к двум сериям «Сталинградской битвы» я написал сюиту для большого симфонического оркестра.            Фильм толкнул меня к этой теме, помог сделать программное произведение, по­своему откликающееся на историческое событие.                                                                                             А.Хачатурян                                                 (Арам Хачатурян. Статьи и воспоминания.                                                                                         Сборник. М., 1980) III   . Значение военной музыки для молодежи.           Мною   была проведена диагностика среди обучающихся 8 классов ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье  с целью выявления знания военных песен и их значения для современной молодежи. Была разработана анкета (приложение 1) опрошено 56 учащихся.           Анализируя полученные данные я выяснила, что:    100%  учащихся считают,  что песни играли важную роль в жизни солдат:  придавали силы в битве, поднимали боевой дух (диаграмма 1); 17 да жизни солдат                                                 Роль песни в              Диаграмма 1   80% учащихся хотели бы узнать больше военных песен, познакомиться с  историей их создания (диаграмма 2)  Интерес к военной песне                                            18 Диаграмма 2 да нет  78% учащихся знают, что такое  патриотизм (диаграмма 3); Знание значения слова патриотизм. Диаграмма 3  88% учащихся знают песню «Катюша», 11% ­ «Песенка фронтового  шофера», 9% ­ «Три танкиста, 9% ­ «День победы», 5,4% ­ «Священная  война», 5,4% ­ «Синий платочек», 4% ­ «Враги сожгли родную хату»,4%  ­ «Эх, дороги», 2% ­ «Пора в путь дорогу», 2%­ «Сережка с малой  Бронной», 2% ­ «Смуглянка», 2% ­ «В землянке» (диаграмма 4);  19 90 80 Катюша 70 60 50 Эх, дороги 40 30 20 Смуглянка 10 0 Песенка фронтового шофера Три танкиста день победы Сережка с малой бронной В землянке Священная война Синий платочек Враги сожгли родную хату Пора в путь дорогу   Знание военных песен Диаграмма 4 20   96% учащихся считают, что нужно воспитывать у молодежи любовь к  Родине (диаграмма 5); 120 100 80 60 40 20 0 нужно нет Необходимость воспитания любви к Родине Диаграмма 5  V   . Популяризация военной музыки среди учащихся ГБОУ СОШ  №2 с. Приволжье Военная песня – это, к счастью, не только война. Это и народная память, и воспитание   лучших   патриотических   чувств   у   нашего   поколения,   и   призыв   к сплочению и братству всех, живущих на родной земле. Именно эти идеалы положены в основу организуемого на базе школы фестиваля «Песни, опаленные войной», в котором ежегодно принимают участие ученики 1­11 классов.   Думал ли кто­нибудь тогда, в первые дни Великой Отечественной войны, что в это страшное время будут написаны такие прекрасные песни? Известная   пословица 21 гласит: “Когда грохочут орудия, музы молчат”. Но случилось иначе. Были созданы песни, которые с честью послужили в военные годы и сохранились в людской памяти на десятилетия. Целью фестиваля является воспитание патриотизма. Задачи фестиваля:  Познакомить с песнями Великой Отечественной войны;  Охарактеризовать историю создания песен;  Разучить военные песни. На   фестиваль   мы   приглашаем   ветеранов   Великой   Отечественной     войны. Надеемся, что в канун 72­летия Дня победы для наших  героев­ветеранов вспомнить и услышать любимые песни будет  хорошим музыкальным подарком.                         Заключение 1.В   музыке   военных   лет   раскрываются   любовь   к   Отчизне,   призыв   служения своей Родине и своему народу. Каждое   музыкальное   произведение   –   это   особая   история,   отражающая   не только   определенный   период   войны,   но   и   судьбы   людей,   их   мысли,   чувства, переживания.   Автор   музыки   не   просто   отражает   происходящие   события,   а рассказывает историю страны и народа. Создает историю своей жизни, каждая нота, каждый   звук   –   это   слово,   сказанное   композитором,   это   мгновение,   которое   он никогда не забудет. 2.   Изучив   данную   тему,   я     классифицировала   жанры   военной   музыки, рассмотрела   историю   создания   песни   «Священная   война»   А.В.   Александрова, Симфонии   №7   Д.Д.   Шостаковича,   балета   «Гаянэ»   А.   Хачатуряна,   оперы «Севастопольцы» М.В. Коваль, музыки к к/ф «Сталинградская битва». 3. Анализ анкетирования показал, что среди учащихся 8 классов ГБОУ  СОШ №2 с. Приволжье  100% считают, что песни играли важную роль в жизни солдат; 80% хотели бы узнать больше военных песен, познакомиться с историей их создания; 78% 22 знают, что такое патриотизм; наиболее известная военная песня – «Катюша»; 96% считают, что нужно воспитывать любовь к Родине у молодежи. 5.Для   популяризации   военной   музыки   в   нашей   школе   ежегодно   проводится фестиваль «Песни, опаленные войной» для учащихся ГБОУ СОШ №2   и ветеранов ВОВ с. Приволжье. Список используемой литературы: 1.   Советской   Родине   посвящается:   Статьи,   рецензии   и   заметки   о   музыке/ Сост.И.Дорохова, Г. Прибегина, Н.Сафронова.­ М.: Сов. Композитор,  1985­400 с., с 2.   Вставай,   страна   огромная!/   Сост.,   автор   вступ.статьи   и   примеч.   В.С. Хелемендик;­   М.:   Сов.   Россия,   1985.   –   480   с.­   (Б­ка   рус.   худож. публицистики).   3.   Музыка.1­4кл.,   5­8кл,.   :   программы   для   общешкольного   образовательных учреждений / В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. – 4­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 90, (6) с.  4.   Программа   по   музыке   (с   поурочной   методической   разработкой)   для общеобразовательной школы 1­8 классы, М.: Просвещение, 1985г. 23 5.   И   сердцу   по   прежнему   горько…Песни/   Вступ.статья   Б.Маршалова; Составитель Б.П.Маршалов. – Юж. Урал. кн.изд­во, 1995. – 204 с. 6. Рассказы о песнях. Для школьников среднего и старшего возраста. Составитель О. Очаковская. – М.: Музыка, 1985. – 95 с., с ил. Использованные Интернет­ ресурсы http   ://   www   .  stihi    .  ru   /2011/12/20/6179           http   ://   sr   .  gallerix  .  ru   /109381388/  S  /1588719970       http   ://   images  .  yandex    .  ru   /?   lr   =16&   source    =   wiz      http   ://   yandex  .  ru   /  clck  /  jsredir    ?  from       =   yandex  .  ru              http   ://   www   .  d  10162.  edu   35.    ru   /  attachments      /  article    /836  http   ://   ru   .  wikipedia  .  org   /  wiki    Приложение А «Анкета» 1. Нужна ли была песня на войне? Зачем? 2. Хотел бы ты узнать больше военных песен и историю их создания? 3. Что такое патриотизм? 4. Какие военные песни ты знаешь? 5. Как ты думаешь, почему эти песни до сих пор известны? 6. Нужно ли воспитывать у молодежи любовь к Родине? 7. Как ты считаешь, есть ли чувство патриотизма у современной молодежи? 8. О чем твои любимые современные песни? 24 Будут ли они известны через 60 лет?      9. Знаешь ли ты современные патриотические песни? Назови их. 25

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

Исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017