Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"
Оценка 4.6

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
история
9 кл
04.03.2018
Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"
Исследовательская работа посвящена изучению одной из составных частей истории ментальностей - отношению к смерти у средневекового человека. Особенностью данной работы является то, что в ее основе лежит анализ исторических источников таких как Библия и "Божественная комедия" Данте Алигьери. В результате работы стало возможным изучить закономерности появления Чистилища, как «промежуточного» отсека в потустороннем мире.
чистилище как феномен средневекового сознания.doc
Секция: история Название работы «Чистилище как феномен средневекового сознания» Автор работы: Мерзликина Светлана Место выполнения работы: ст. Григорополисская, МОУ СОШ №18, 9 класс Научный руководитель: Кострова Л.А., учитель истории МОУ СОШ №18 Григорополисская,2018 Содержание Введение. Глава I. Идеи Чистилища в поздней античности и Раннем Средневековье. Глава II.  «Промежуточный » мир XIIIв. Глава III.  Чистилище Данте. Заключение. Список литературы. Приложение. Введение. Историю человечества можно изучать по­разному. Ее можно представить как смену  экономических структур, историю культуры, историю научных воззрений. Но есть и еще  один исторический срез – это история самого человека к окружающему его миру и самому  себе – история ментальностей. Одной из составных частей истории ментальностей является восприятие смерти.  Проблема отношения человека к смерти и потустороннему миру ­ явление универсальное  затрагивающее каждого человека. Это один из самых загадочных и  таинственных  феноменов, постоянно привлекающих и гипнотизирующих человечество. Рано или поздно  мы все задумываемся над вопросом жизни и смерти. Проведя опрос в своем классе, я  выяснила, что каждый из них задавался вопросом о том, что ждет человека после смерти. (прил. 1) Возникновение Чистилища представляет социально – психический феномен Высокого Средневековья, т.к. этот пласт мировосприятия который отражает отношения человека к  времени и пространству, к личности и общности. Ныне в связи с возрастающим у историков интересом к социальной психологии и  мировоззрению человека, эта проблема стала особенно актуальной. Тем не менее, не  смотря на усилия многих специалистов, ее едва ли можно считать в достаточной мере  изученной. По итогам анкетирования я пришла к выводу о том, что только 35%  опрошенных могут объяснить роль Чистилища в инфернальном мире. 42% ­ слышали о  данном отсеке загробного мира, а 23% ничего не могут рассказать о данном месте.(Прил.2)  поэтому мне захотелось узнать о причинах появления и функциях «третьего» отсека  загробного мира. Целью данной работы является, раскрытие эволюции взглядов человека о Чистилище в XII­XIIIвв. Задачи: ­ Определить причины оформления идеи о Чистилище в к XII – н.XIIIвв.; ­   Установить   наличие   «Третьего»   загробного   отсека   в   поздней   античности   и   Раннем Средневековье; ­ Выделить особенности Чистилища Данте в «Божественной комедии». В ходе работы были использованы следующие методы: 1. Опрос. 2.Анкетирование. 3. Сравнительно – сопоставительный анализ полученной информации. 4. Математические и статистические методы. Объектом научно­исследовательской работы является мировосприятие людей  средневековья. Предмет исследования – историческая ситуация XIIIв. И преломление ментальных  стереотипов на переломном этапе истории. Хронологические рамки исследования к  XII­н.XIIIвв. обусловлены мнением  большинства исследователей, о том, что именно в этот период оформляется Чистилище. Исследование данной проблемы основано на изучении «Божественной комедии»  Данте. В своем произведении, Данте  представлен как человек, удостоившийся божьей  милости совершить путешествие к Господу через три царства загробного мира: Ад, Рай и  Чистилище. Данное произведение позволяет проследить переживания, надежды и страхи  людей переживаемой эпохи. До недавнего времени эта тема практически не изучалась, т.к. считалась не  актуальной. В 1992 году была переведена на русский язык монография Ф. Ариеса «Человек перед лицом смерти», написанная в н. XXв. Эта работа являлась отправной точкой для  последующей разработки этой проблемы, и на данный момент является одним из немногих  фундаментальных исследований проблемы смерти. Ф. Ариес значительное внимание  уделил возникновению Чистилища. Он обосновывал появление этого отсека загробного  мира из вестготских источников  V­VIIвв. Он пришел к выводу о том, что возникновение  Чистилища является процессом закономерным, т.к. с V по XIIIвв. идет индивидуализация  сознания и изменения представлений о смерти как о единичном явлении. Г. Эйкин в своем труде «История средневекового миросозерцания», говорил о том,  что Чистилище являлось местом, где человек обретал надежду попасть в Рай, т.е. этот  «промежуточный» мир выполнял роль умиротворенного начала и снимал панический страх  перед смертью. Основоположником исторического антропологизма  в отечественной историографии  является А.Я. Гуревич. В работе «Категории средневековой культуры» он рассматривает  эволюцию представлений о времени и пространстве, и затронул тему Чистилища,  предложив свою теорию его появления.  В большинстве случаев этой проблемой занимались философы, однако сейчас  современная танатология представляет одну из «горячих» точек естествознания и гуманитарного знания. Это обусловлено ситуацией глобального цивилизационного кризиса, который может привести к самоуничтожению человечества.     Глава I.  Идеи Чистилища в поздней античности и Раннем Средневековье. Время и пространство Чистилища организуется между IIIв и к. XIIв. Создание  Чистилища является результатом достаточно рано возникшей уверенности христиан в  возможности на определенных условиях искупить ряд грехов сразу после смерти. Эта  уверенность засвидетельствована в литургических текстах и надгробных надписях.  Теологам пришлось искать в Писании обоснование для Чистилища. Из Ветхого завета был  взят рассказ о жертвоприношении, совершенном по приказу Иуды Маккавея ради  искупления грехов воинов, павших в битве. «39 На другой день бывшие с Иудою пошли, как  требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих  гробницах. 40 И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским  идолам вещи, что закон запрещал Иудеям; и сделалось всем явно, по какой причине они  пали. 41 Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, 42 и  обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине  падших. 43 Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в  Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно,  помышляя о воскресении; 44 ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении  воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. 45 Но он помышлял, что  скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда — какая святая и  благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да  разрешатся от греха.»[1. 997] В истории бедного Лазаря и злого богача, где ничего не говориться о собственно  Чистилище, тем не менее упомянуто временное пристанище в потустороннем мире. «22Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и  похоронили его. 23И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и  Лазаря на лоне его24и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли  Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в  пламени сем. 25Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни  твоей, а Лазарь ­ злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам  не могут, также и оттуда к нам не переходят.» [1. 1122] Хотя христиане позднеантичного периода не проявляют большого интереса к времени между смертью и воскрешением, между судом индивидуальным и последним Страшным  судом, однако уже в вестготских литургических текстах можно почувствовать  усилившиеся опасения верующих за свою загробную участь. С VI – VII вв.  распространяется представление о том, что и святые, ведущие изнуряющую битву с  дьяволом, могут проиграть ее и погубить свою душу. Именно тогда, когда страх перед  дьяволом стал казаться более вероятным, более угрожающим, были открыты способы  предупредить его в надежде склонить на сторону милосердие Божье. В это время получает  распространение, быть может, не новая но по крайней мере не имевшая прежде влияния  идея заступничества живых за мертвых. Однако для того, чтобы мысль о возможности  молитвами изменить к лучшему участь умерших могла утвердиться в религиозном  сознании, необходимы были глубокие перемены в менталитете средневекового человека.  Нужно было найти альтернативу идее непосредственного решения участи мертвых. Религиозное сознание к тому времени уже долго колебалось между представлениями  о невозможности изменить небесный приговор и желанием как­то смягчить судьбу  проклятых. Некоторые авторы того периода воображали себе, что адские муки, оставаясь  вечными, могут прекращаться по воскресеньям. Однако, теологи очень скоро развеяли  подобные представления. К XIIIв. Эти представления получили богословское оформление  в концепции Чистилища. Жизнь каждого человека все больше воспринималась не как звено в цепи  коллективной судьбы человечества, а как сумма градуированных элементов: добрых, менее добрых, дурных, менее дурных, которые могут быть точно оценены и поэтому искуплены. Глава II. «Промежуточный» мир XIIIв. На переходе от XII к XIII веку, произошло усложнение ментальных структур, в свою  очередь связанных с перестройкой западноевропейского общества. Решающий фактор  заключался в росте городов и городского населения, представители которого более  рационалистично смотрели на этот мир. К самым важным изменениям следует отнести пробудившуюся тягу христиан к  земным благам, перемещения сосредоточения их интересов с неба на землю. В XIII в.  С XIIIв. Смерть стала суровой повседневностью. Средняя продолжительность жизни  не превышала 20­30 лет, и лишь половина поколения достигала 20­летнего возраста. [8. 327] Обострение страхов находило самые разные выражения – от распространения  массовых самобичеваний и еврейских погромов до истерических плясок, с помощью  которых хотели преодолеть страх смерти. Люди желали жить не в ожидании страшного Суда, а в наслаждении жизнью на этой  земле. Поэтому вырабатывались идеи, могущие « приручить» смерть, сделать ее не  слишком страшной. Именно в это время официально оформилась идея Чистилища. По мнению А.Я. Гуревича, утверждение чистилища в структуре потустороннего мира  произошло в значительной мере под давлением потребности верующих в сохранении  надежды на спасение, хотя бы ценою мук, которые душа испытывает в течение более или  менее длительного времени. [5.131] На протяжении длительного времени теологи не решались сформировать  определенную идею Чистилища, т.к. «третье место» не было предусмотрено в Писании и  отрицалось церковью. Однако XIIIв. Стал для церкви веком испытаний. Церковь была  вынуждена смириться с появлением времени, не имеющего отношения к религиозной  жизни, со временем, связанным с деловой активностью, с трудом городских корпораций  ремесленников. Поэтому Церкви необходимо было компенсировать утрату власти над  земным временем. Она стала распоряжаться временем Чистилища, т.к. была организатором этого системы.  Августин Блаженный и Григорий Великий разработали теоретические основы для  создания нового отсека в потустороннем мире. Августин первым обосновал его  необходимость с теологической точки зрения. Базируясь на видениях и явлениях, папа  Григорий подвел теоретический фундамент под воображаемое строение Чистилища, но  разместил его на земле. Однако, создавая воображаемый образ Чистилища, теологи не  пошли дальше идеи об огне, расположенном не слишком понятным образом во времени и  пространстве. Старания парижских теологов из школы Нотр­Дам новый отсек загробного мира  получает свое название; первыми теоретиками Чистилища становятся богословы Петр  Певчий и Симон из Туриэ. Чистилище завоевывает прочное место в  христианстве: догмат  о Чистилище утверждается в писании папы Иннокентия IV легату Эду де Шатору (1254г.)  и в постановлениях II Лионского собора (1274г.) в рамках объединения латинской и  греческой Церквей. [6. 116] В процессе формирования «промежуточного мира» было определено и время  пребывания в нем. Изначально христианство связывало историческое время жизни и  первую смерть с вечностью, не принимая во внимание существующего между ними временного промежутка. Теперь возникла необходимость определить конкретные сроки  пребывания души в Чистилище и ее вступление в вечную жизнь.  Схоласты XIIIв. Говорят о том, что , чтобы очистится от грехов после смерти, надо  испытать муки. Поэтому время Чистилища – это не время покаянное, а время карающее. Продолжительность пребывания в Чистилище для каждого обитателя этого  загробного отсека зависела от тяжести проступков, которые надо было искупить, а также  от усердия живых, готовых своими молитвами сократить срок осужденного на пребывание  в этом отсеке загробного мира.  На вере в то, что молитвы и мессы, приношения даров могут сократить срок  пребывания души в Чистилище, строилась практика завещаний, которая начала  распространяться в XIIIв. Со временем количество заупокойных месс стало достигать  сотен и даже тысяч, причем большинство надлежало обслужить сразу же после кончины и в первые месяцы пребывания в Чистилище. Бесчисленные мессы за упокой души свидетельствуют о том, что мысль о Чистилище  страшила и побуждала сделать все возможное для сокращения мук в «третьем месте». Однако полностью вытеснить старое представление о инфернальном мире идея  промежуточного пространства между раем и адом смогла лишь на исходе средневековья в   XVIIв. Глава III. Чистилище Данте. Данте Алигьери родился во Флоренции в 1265 году. Его главным увлечением была  поэзия и уже в начале 80х годов XIIIв. написал много лирических стихотворений. В  возрасте 20 лет он пережил глубокую личную драму – умерла Беатриче, девушка в  которую он влюбился в 18 лет. В 1302 году новый удар упал на поэта. По вымышленному  обвинению во взяточничестве его приговорили к большому штрафу. Эти несчастья он воспринял как знак мировой катастрофы. Поэтому задумал  произведение, которое рассказало бы людям об устройстве вселенной, о месте в ней  человека, о путях преодоления мирового несовершенства. Данте начинает работу над «Божественной комедией», в которой он выразил то, что  являлось по суть нравственной, религиозной и космологической парадигмой  средневековья. В «Комедии» представлена вся христианская иерархия бытия – от Сатаны и  Преисподней, сокрытых в мрачных глубинах земной материи, далее – от Горы Чистилища  до сменяющих друг друга ангельских сонмов и, наконец, до самого Бога, царящего в Раю, в высочайшей небесной сфере. Если Ад и Рай Данте – это обобщение всех представлений о потустороннем мире  существовавших на данный период, то Чистилище, о котором мы читаем в «Божественной  комедии», полностью создано фантазией Данте. Свое Чистилище Данте располагает в Южном полушарии, в точке диаметрально  противоположной Иерусалиму. В отличие от прежних представлений о Чистилище, как об очищающем огне, у Данте  оно представлено в виде горы, высочайшей из земных гор и недоступной для живых:  (прил.3) К вершине было не взнестись очам, А склон был много круче полуоси, Секущей четверть круга пополам. [2. 197] Для того чтобы войти в Чистилище необходимо получить разрешение от его стража –  тени древнеримского республиканца Катона: И некий старец мне предстал пред очи, Исполненный почтенности такой, Какой для сына полон облик отчий. [2. 182] Береговая полоса и нижняя часть горы образуют Предчистилище, где ожидают  доступа к искупительным мукам души умерших под церковным отлучением и души  нерадивых, медливших с покаянием. Туда душа попадали, приплывая на челне, которым  управлял ангел. Выше располагались врата, охраняемые ангелом­ключником: Я увидел перед собой врата, И три больших ступени разных цветом, И вратника сомкнувшего уста. [2. 220] Над вратами расположены семь концентрических уступов, опоясывающих верхнюю  часть горы. Это – семь кругов Чистилища, по числу смертных грехов (гордость, зависть,  гнев, уныние, скупость и расточительство, чревоугодие, сладострастие). Кара соразмерна  греху и состоит в осуществлении соответственной добродетели. В каждом круге грешники  видят, слышат или сами вспоминают назидательные примеры той добродетели, которой  они пренебрегали, и устрашающие примеры того греха, в котором они были повинны.  Положительные примеры возглавляются каким­либо поступком Девы Марии. На первом выступе искупают свои грехи гордецы,  Круговая тропа идет вдоль  мраморной стены горного склона, украшенная барельефами, на которых изображены примеры смирения. Души гордецов низко согнувшись, несут на спине тяжелые камни. Так  они упражняются в смирении: Но присмотрись и зрением расчлени, Что движется под этими камнями: Как бьют они самих себя, смотри! [2. 229] От каждого круга к следующему ведет крутая лестница, охраняемая лучезарными  ангелами, которые напутствуют восходящему пением одной из евангельских «Заповедей  блаженства». На втором выступе находятся завистники. Он закруглен круче, чем первый, потому  что его радиус меньше. В круге завистников незримые голоса призывают к любви.  Примером любви и самоотречения является плеть, которая должна подстегивать  завистливых на пути к исправлению. Пример наказания – узда, сдерживающая греховное  чувство, а веки душ зашиты железной нитью: И добрый мой наставник: «Выси эти Бичуют грех завистливых; и вот Сама любовь свивает вервья плети Узда должна звучат наоборот»[2. 240] У всех железной нитью по краям  Зашиты веки, как для прирученья Их зашивают диким ястребам. [2. 242] Третий уступ Данте характеризует мягкостью ландшафта и царящей здесь печалью.  На этом уступе очищаются души гневных. Ослепляющий дым обволакивает души тех, кто в жизни ослеплен был гневом. Этот густой и едкий дым подобен плотному покрову с  колючим ворсом, души гневных не вправе выходить за пределы дыма. Грех уныния, состоящий в недостаточной любви к добру, искупается в четвертом  круге душевным рвением. Души грешников неутомимо обегают гору, торопя друг друга: Внезапный крик, и показались тени, За нами обегавшие утес. «Скорей, скорей, нельзя любвиобилью Быть вялым!» ­ сзади общий крик летел. [2. 261]  На пятом круге Чистилища очищаются души скупцов и расточителей. Они лежат в  пыли на краю уступа и горько рыдают. На шестом круге искупают грех чревоугодия. Души грешников мучаются от голода,  их лица искажены от мук, которые они испытывают. Глаза их были впалы и темны, Бескровны лица, и так скудно тело, Что кости были с кожей сращены. [2. 282] На последнем круге души очищаются от греха сладострастия, шагая в пламени,  которое вылетает из отвесной скалы, окаймляющей тропу слева, и пригибается обратно  силой ветра, бьющего с правой стороны, из обрыва. Чистилище заканчивалось плоской вершиной горы с зеленеющем пустынным лесом  Земного Рая. Сюда восходят очистившиеся души, а затем погружаются в волны Леты,  смывающей память о содеянных грехах. После этого они пьют от струи Эвнои,  возрождающей память о содеянном добре, и отсюда возносятся в Небесный Рай. После  Страшного суда над живыми и мертвыми Чистилище опустеет, поэтому муки в этом отсеке загробного мира не вечны. Образ потустороннего мира, созданный Данте сохраняется до наших дней, хотя он  трансформировался и изменялся на протяжении последующих столетий. Заключение В результате работы стало возможным  изучить закономерности появления Чистилища, как  «промежуточного» отсека в потустороннем мире. В анализ таких исторических источников, как Библия и «Божественная комедия»  Данте Алигьери показал, что переход от бинарной картины потустороннего мира к  троичной совершился на рубеже XII – XIIIвв. и отразил глубокие сдвиги в системе мысли и в конечном счете в социальном строе Европы этого периода. И если до XIIIв. Представления о Чистилище были нечеткими и размытыми, то Данте собрав все представления о «промежуточном» отсеке, создал свое Чистилище, определив  его географическое местоположение и описав наказания за содеянные грехи.  Представления Данте об инфернальном мире, в частности о Чистилище остаются  актуальными и в наши дни. В результате можно сделать вывод о том, что цели и задачи, поставленные в начале  работы, были выполнены.  На мой взгляд, одним из возможных путей усовершенствования данного исследования могло бы стать его углубление с привлечением большего количества источников  изучаемого периода, что позволило бы дать более значимые и надежные результаты. Данная работа может применяться на уроках истории, МХК, факультативах по  культурологии и философии.            Библиография Источники: 1. Библия. М., 1997 2. Данте Алигьери  «Божественная комедия». М., 2004  Литература: 3. Ариес Ф. Человек перед лицом смерти.  http://royallib.com 4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972 5. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.,  1989 6. Ж. Ле Гофф. Средневековый мир воображаемого. http://www.gumer.info 7. Тарнас Р. История западного мышления. http://www.gumer.info 8.Хейзинга Й. Осень средневековья.  http://lib.ru 9. Экейн Г.  «История средневекового миросозерцания».  https://eknigi.org Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3.

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"

Исследовательская работа на тему "Чистилище как феномен средневекового сознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018