Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"
Оценка 4.7

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
религиоведение
11 кл
15.01.2017
Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"
Знание истории невозможно без любви к родному краю, к своей малой Родине. Мы должны знать свои корни, традиции, помнить жизнь и быт предков. И конечно, хранить память об этом: от деда к отцу, от отца к сыну. Но очень часто, как я в этом убедилась, прошлое забывается. И никогда не поздно начать восстанавливать утраченное, забытое. На территории города Астрахань по улице Магнитогорская находится мужской монастырь, у которого есть своя древняя и очень увлекательная история. Речь идет о Иоанно – Предтеченском монастыре.
Исследовательская Монастырь.docx
Астраханская митрополия Отдел религиозного образования Министерство образования и науки астраханской области МБОУ «Осыпнобугорская СОШ» Исследовательская работа ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ Иоанно­Предтеченский монастырь Алмакаева Дарина Ученица 11 класса МБОУ «Осыпнобугорская СОШ» Тел.: 8 917 193 67 39 Проверила Учитель русского языка и литературы Кириченко Светлана Георгиевна Тел.: 8 967 334 90 73 1 Астрахань 2016 Раздел I. ВВЕДЕНИЕ 1.1.Обоснование актуальности темы исследования Есть Бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в себя вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога. Н. Гумилев Изучение истории края, в котором мы живем, так же важно, как и изучение истории  родной страны. История монастырей и монашества в России тесно переплетается с  историей нашего Отечества. Это признает и Конституция РФ, в которой есть статья  «О свободе совести и о религиозных объединениях». В Государственном гимне  России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная  земля». Нам, детям, необходимо знать жизненный путь своих отцов и дедов, знать   историю. А история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской  Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в  воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного  семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина. Вся отечественная культура зиждется на духовной основе. Патриотические чувства  начинаются с уважения к святыням. Очень точно заметил философ Иван Ильин: без  святынь «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца».  Знание истории невозможно без любви к родному краю, к своей малой Родине. Мы  должны знать свои  корни, традиции, помнить жизнь и быт предков. И конечно,  хранить память об этом: от деда к отцу, от отца к сыну. Но очень часто, как я в этом  убедилась, прошлое забывается. И никогда не поздно начать восстанавливать  утраченное, забытое. На территории города Астрахань по улице Магнитогорская находится мужской  монастырь, у которого есть своя древняя и очень увлекательная история. Речь идет о  Иоанно – Предтеченском монастыре. Я много о нем слышала, но истинную историю  не знала. А когда в школе провела опрос, выяснилось, что подавляющее большинство респондентов плохо знакомы с историей какого­либо храма, часовни, монастыря в  нашем городе. Каждый второй уверен, что можно считаться человеком, знающим  свою национальную историю, не имея при этом познаний в истории православной  2 культуры. Третья часть респондентов затруднилась ответить на вопрос «Что такое  монастырь?». 92% опрошенных ничего не знают об истории  монастыря нашего края. Многие учащиеся школы не знают даже о существовании Иоанно­ Предтеченского  монастыря, не знают истинного его названия, а называют «церковь на Больших  Исадах», поскольку монастырь расположен недалеко от крупного астраханского  рынка «Большие Исады». Поэтому я решила провести своё исследование, собрать и  изучить все материалы, которые связаны с Иоанно­Предтеченским монастырём. 1.2. Цели и задачи. Методы исследования. Объект исследования­ Иоанно­Предтеченский  монастырь. Предмет исследования – обработка исторических, краеведческих и архивных  документов. Цель исследования: изучить историю монастыря, который является одним из  древних исторических памятников на территории Астрахани. Задачи исследования: Познакомиться с историей создания Иоанно­Предченского монастыря. Изучить влияние исторических событий на судьбу храма и насельников. Описать современное состояние Иоанно­Предтеченского мужского монастыря. Показать роль монастыря в истории нашего города. Обобщить и систематизировать изученный материал. Подобрать фотографии с видами монастыря . Для достижения цели исследования  использовала  следующие формы и методы  исследовательской работы: ­ изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных  материалов, газетных материалов;  ­ ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого  материала; ­ установление связей с работниками монастыря  с целью получения консультаций,  уточнения сведений, проверки достоверности фактов; ­ фотосъемка объектов исследования. 3 Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Иоанн Предтеча и Креститель Господень Меня заинтересовало название монастыря, в честь кого он так называется? В  различных Интернет ресурсах я нашла сведения о святом Иоанне Предтече. ИОАНН ПРЕДТЕЧА ­ Предтеча Иисуса Христа и его Креститель ­ величайший  христианский святой. В Деисисе только он изображается наравне с Девой Марией ­ в  особой близости к Христу. Для православия он идеальный образец аскета,  пустынника, приобретающий черты «ангела пустыни».  Сведения об Иоанне Предтече восходят к Евангелию. В нем  говорится, что родителям и Иоанна Предтечи были священник  Захария и его жена Елизавета. Само рождение Иоанна  описывается как чудо и знак Господень. Захария и Елисавета  долго были бесплодными, страстно мечтали о сыне, и наконец­ то их молитва была услышана Богом. Весть о чудесном зачатии  возвещается Захарии во время его служения в Иерусалимском  Храме архангелом Гавриилом: «...жена твоя Елисавета родит  тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн. И будет тебе радость и  веселие, и многие о рождении его обрадуются». Захария удивился и не поверил  архангелу. «За это,­ объявил архангел,­ ты будешь молчать, пока все не свершится».  Так и случилось. Захарий действительно не мог говорить и объяснялся только  знаками. Окончив дни своей службы в храме, он вернулся домой. Жена его  Елисавета, зачав после этих дней, таилась пять месяцев и говорила: «Так сотворил  мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение  между людьми». По прошествии шести месяцев к Елисавете пришла в гости ее родственница Дева  Мария, зачавшая в это время Спасителя Иисуса Христа. Во время этой встречи  «взыграл младенец «во чреве Елисаветы», приветствуя Спасителя во чреве Марии, и  Елизавета исполнилась Святого Духа и воскликнула громким голосом:  «Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева твоего». Когда  наступило время, Елисавета родила сына, которого и нарекли именем Иоанн. После  4 этого «отверзлись уста онемевшего Захарии «и начал он пророчествовать, говоря о  том, что сбывается предсказанное древними пророками: «И ты, дитя мое, будешь  назван пророком Всевышнего, потому что будешь идти впереди Господа, чтобы  приготовить путь  Ему, дать Его народу познание о спасении через прощение грехов,  по любви и милости нашего Бога, который придет к нам с небес, как восходящее  солнце, чтобы дать свет живущим во мраке смерти и направить наши пути к миру!».  Ребенок рос и укреплялся духом. Он жил в пустынях, но о его жизни там известно  лишь то, что он носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах  своих и ел дикий мед и акриды (саранчу), то есть пищу бедных людей, исполняя  таким образом самое строгое покаяние. Прошло почти тридцать лет, прежде чем  слово Господне извлекло его из уединения, и он явился на Иордане, проповедуя  крещение, покаяние и пришествие Мессии. Народ стекался к нему со всех сторон. Полный силы и убежденности, он заставлял  всех выслушивать строгие истины. Иоанн обращал свои грозные и призывающие к  покаянию проповеди не только к простому народу. Он смело изрекал их перед  земными властями. Он призывал всех обратиться к Богу за прощением грехов и  принять крещение в подтверждение своего покаяния. Всех, кто исповедовал свои  грехи, он крестил в реке Иордане. Вокруг него образуется община, состоящая из  верных ему учеников, ведущих, как и он, аскетический образ жизни. К Иоанну  Крестителю приходят многие люди, и он обличает, как и ветхозаветные пророки,  показное благочестие, требует соблюдения в первую очередь заповедей милосердия и взаимопомощи, заботы о бедных. И спрашивал его народ: «Что же нам делать?». Он  сказал им в ответ: «У кого две одежды, тот дай неимущему; у кого есть пища, делай  то же». Но близок уже был конец славного поприща Предтечи. В одной из своих проповедей  он публично осуждает царя Ирода, который взял себе в супруги жену своего брата,  хотя тот был жив и не дал ей развода, и имел от нее детей. Иоанн не мог равнодушно  взирать на это, восстал против царя и публично указал ему на беззаконие его.  Оскорбленная Иродиада, жена Ирода, поклялась отомстить Иоанну и принудила  своего супруга заключить его в темницу. Царь, однако, боялся казнить Предтечу, так  как и сам отдавал должное святости этого человека и считал его пророком.  Иродиада же искала случая погубить этого строгого обличителя ее беззакония. И  случай вскоре представился. Когда Ирод праздновал день своего рождения, дочь Иродады танцевала перед  гостями, и так понравилась Ироду, что он обещал ей дать все, что она пожелает. 5 По наущению своей матери девушка просит подать ей сюда на подносе голову  Иоанна Крестителя. Царя это очень опечалило, но так как он поклялся перед всеми  гостями, то он повелел исполнить ее желание. И Иоанн был обезглавлен. Голову его  принесли на подносе и отдали девушке, а та отнесла ее матери. Так закончил свои  дни Иоанн Предтеча. Память святого, честного. Славного пророка Предтечи,  Крестителя Господня Иоанна празднуется церковью семь раз: Зачатие 23 сентября. Рождество 24 июня. Усекновение честной главы 11 сентября. Собор 7 января. Первое и второе Обретение честной главы (первое двумя монахами в доме Ирода,  второе в царствование Маркиана в 452 году) 24 февраля ­ третье (в царствование Михаила и Феодоры, при патриархе Игнатии) 25  мая. Память перенесения из Мальты в город Гатчину правой руки его в 1799 году 12  октября. «Концом пророков» называют Иоанна христиане и высоко чтут его. Церковные  песнопения прославляют его и его мученичество за правду. 2.2 Обитель на волжском берегу. Иоанно – Предтеченский монастырь. Монастыри... Само это слово полно какой­то  притягательной силы. С незапамятных времен они  пользуются особой любовью на Руси. В них душа  православного верующего искала и находила  поддержку, успокоение и религиозное воодушевление. Монастыри начали строиться в России в XI веке, а к  1914 году их насчитывалось 1025. Многие монастыри  ведут свою летопись не одно столетие. Наш монастырь не исключение. Его трехсот двадцатилетняя история ­это перипетии судеб его  храмов, построек, его братии, игуменов, старцев и истории Астрахани, а подчас и  всей России. 6 В середине XVII века рядом с земляным валом, защищавшим Астрахань от набегов  степных кочевников, была основана обитель. Своим рождением она обязана  епархиальному владыке митрополиту Савватию, из личных средств  финансировавшему первые постройки. В архиве сохранились документы,  свидетельствующие о том, что в 1688 году на территории монастыря началось  строительство храма в честь Иоанна Предтечи, руководимое старцем Александром и  осуществлявшееся руками самой же братии. Но, видно, прогневался в ту пору Господь на жителей волжских городов. Попустил  Он в 1692 году разразиться страшной эпидемии чумы, которая охватила также и  Астрахань. Иоанно­Предтеченский мужской монастырь (так он именовался со дня  своего основания) разделил общую участь – из всех его насельников в живых  остались лишь два иеромонаха. Но на всё воля Божья. Умерших погребли на братском кладбище, а на их место  вскоре пришли другие иноки и послушники, которые продолжили начатое дело и в  1697 году завершили строительство храма. Тогда же была возведена и двухъярусная  колокольня над святыми вратами – западным входом в Иоаннов монастырь, а вся  территория обнесена прочными стенами со сторожевыми башнями по углам. Время  было неспокойное, и зачастую святым обителям проходилось выступать в роли  военных укреплений. Так произошло и на этот раз. 2.3. Иоаннов монастырь в осаде мятежников В 1706 году полки мятежных стрельцов захватили Астрахань. Иоанно­Предтеченский мужской монастырь, насельники которого оставались верными царю, стал в эти дни  опорной базой для прибывавших правительственных войск. Когда же стало известно,  что в его стенах находится сам фельдмаршал Шереметьев, то бунтовщики пошли на  приступ, желая обезглавить верные Петру I силы. В эти дни были проверены на прочность стены обители. Сквозь прорезанные в них  амбразуры защитники вели огонь, отражая атаки стрельцов, а через святые врата  совершали вылазки, обращая в бегство своих противников. Лишь с большим трудом  удалось отбросить неприятеля от стен и спасти Предтеченский монастырь от пожара  и разграбления. 2.4. Богопротивные деяния губернатора Однако и после того, как утихли стрелецкие мятежи, недолго воцарились в обители  мир и покой. В двадцатых годах того же XVIII века возмутителем спокойствия стал  астраханский губернатор А. П. Волынский. Он, как известно, покровительствовал  7 католическим миссионерам, развернувшим в Поволжье свою деятельность. На этой  почве у него возник конфликт со всеми представителями духовенства, выражавшими недовольство его действиями. В их числе оказался и архимандрит Иоасаф, возглавлявший Иоанно­Предтеченский  мужской монастырь (Астрахань). Заточив в темницу служителя Божьего, он пытался  силой заставить выдать ему монастырскую казну и прочие ценности, заранее  спрятанные от возможного расхищения. Лишь случайность позволила настоятелю  бежать и тем спасти свою жизнь. Не преуспев в своём злодеянии, богопротивный губернатор тем не менее добился в  1723 году закрытия обители и учреждения в её стенах военного госпиталя. Все иноки были изгнаны, а монастырский храм получил статус приходского. Богослужения в  нём продолжались, но находился он в руках белого, то есть не монашествующего  духовенства. Лишь через четыре года после настоятельных требований  епархиального владыки епископа Варлаама Иоанно­Предтеченский мужской  монастырь (Астрахань) вновь продолжил свою деятельность. 2.5. Строительство и благоустройство монастыря В течение всех последующих десятилетий XVIII века на территории монастыря шло  интенсивное строительство. Были возведены настоятельский корпус и новая  каменная ограда, первый ярус колокольни переоборудован в храм Иоанна­Воина, и  построена церковь иконы «Всех скорбящих радость». Были произведены и другие  работы. Но наиболее масштабное строительство развернулось столетием позже, когда в 1895  году был заложен величественный Сретенский храм. В тот же период все деревянные  братские кельи снесли, а на их месте построили новые каменные. 3. Годы атеизма и богоборчества 3.1 Декрет большевиков Но вот наступило то время, о котором прорекали великие духоносные мужи ­время  кровавое и непостижимое в своей поистине сатанинской жестокости. Одним из  первых декретов, пришедших к власти большевиков, был Декрет СНК о свободе  совести, церковных и религиозных обществах, принятый уже 20 января (2 февраля)  1918 года. Проект декрета явился ответом победившей власти на постановление  Синода «О юридическом статусе Русской православной церкви» от 2 декабря 1917  8 года, в котором содержалось требование не принимать никаких законов,  относящихся к церкви, без предварительной консультации с нею и без ее санкции. Но, ни на какие переговоры с православием советское государство идти не  собиралось. Декрет лишал Церковь права юридического лица, все ее имущество было объявлено «всенародным достоянием», что означало безнаказанность его  разграбления во все последующие годы. Начавшаяся согласно тому же декрету  конфискация имущества монастырей лишила монахов и монахинь средств к  существованию. К концу 1921 года в стране было закрыто свыше 600  монастырей. Как правило, их закрытие сопровождалось  поруганием святых мощей. Совершались зверские убийства  священнослужителей и простых верующих. С октября 1917  по конец 1921 года общее число жертв среди духовенства и  мирян, стоявших вне гражданской войны, превысило 10 тыс.  человек. Но впереди были еще и изъятие церковных  ценностей, и новые расстрелы, ссылки, лагеря... Так  победившая власть обеспечивала «свободу совести» на  территории величайшей православной державы.    Во многих городах страны в 1918 г. прошли крестные ходы в виде протеста против  захвата церковного имущества. В них принимали участие десятки тысяч людей. В  некоторых случаях крестные ходы были расстреляны красногвардейцами.  Расстрел безбожниками крестного хода в Астрахани. 3.2 Иоанно­Предтеченский монастырь в  годы кровавых гонений. Эту древнюю обитель, построенную в конце XVII века, не миновали бури ХХ  столетия. В годы гонений на веру она была закрыта, два храма, звонница и  монастырские стены разрушены. Единственный оставшийся храм использовался под  склад зерна, а палаты наместника и кельи братии были превращены в жилые дома.  Немного подробнее об этом…  В 1917 году викарием Царевским становится епископ Леонтий (фон Вимпфен), при  котором Иоанно­Предтеченский монастырь пережил смутные времена. Во время  январских боёв 1918 года в Астрахани между большевиками и белоказаками  Ивановский монастырь находился под контролем последних. Его охраняли 60  казаков. Здесь была похоронена часть погибших во время боёв офицеров, а также  некоторые расстрелянные большевиками представители купечества  [1]  9 В ночь на 25 мая 1919 года епископ Леонтий был арестован в своей келье и  отправлен в местную ВЧК. В ту же ночь был арестован и Астраханский архиепископ  Митрофан (Краснопольский). Чекисты вменяли им в вину создание в Астрахани  контрреволюционной организации, что было чудовищной ложью. Их расстреляли  вместе 23 июля того же года. Верующим удалось тайно выкупить их тела и  захоронить около Покрово­Болдинского монастыря[ 2]   В конце 1919 года в Астрахань, «объятую красным террором», приезжает новый  Астраханский архиепископ Палладий (Добронравов). По дороге в поезде его зверски  избивает и выкидывает из вагона банда молодчиков, нанятых чекистами, и владыку  привозят в Астрахань полуживым. Он останавливается в Иоанно­Предтеченском  монастыре не в силах управлять епархией из­за смертельной болезни. Здесь в  монастыре он и умирает 8 марта 1920 года [3]. Во время болезни архиепископа  Палладия монастырём управлял архимандрит Кирилл (Соколов), он также проживал  в Иоанно­Предтеченском монастыре.  Вскоре после этого несчастья на Православную Церковь и на Иоанно­Предтеченский монастырь обрушилась новая беда.  Монастырь стал прибежищем обновленцев.  Фактически с этого времени Иоанно­Предтеченский монастырь уже нельзя было  назвать обителью монахов. Большая часть братии покинула его, не желая смириться с обновленчеством своего настоятеля, тем более, что «живоцерковники» не очень­то  чествовали монашествующих, называя их «...паразитами, тунеядцами и отмирающим  придатком Церкви». Нельзя не рассказать о том, что на территории Иоанно­Предтеченского монастыря с  1919 по 1922 год находилось правление «Союза религиозных общин».  Этот «Союз» по сути своей представлял из себя православное братство, ставившее  своей целью восстановить на новой юридической основе уничтоженные властью  церковные институты. В уставе «Союза» были широко освещены его планы на  будущее: восстановление церковного образования для детей и взрослых; организация пастырских курсов, церковно­певческой школы; духовных библиотек и читален;  богадельни и многого другого . Не всё из намеченного удалось претворить в жизнь,  но из того, что было осуществлено, нужно отметить организацию при Иоанно­ Предтеченском монастыре церковной школы для детей, где преподавали и  настоятель обители архимандрит Кирилл (Соколов) и временно управляющий  Астраханской епархией епископ Анатолий (Соколов) .  10 Также «Союз религиозных общин» активно выступил против обновленчества,  представив из себя сплочённую группу из православных священнослужителей и  мирян . С начала 20­х годов большая часть служебных помещений монастыря  «национализируется» местными властями. В основном они стали использоваться под  жилой фонд. В ноябре 1921 года на территорию Иоанно­Предтеченского монастыря  был переведён детский дом № 6 [ 4 ] , но просуществовал он здесь недолго.  К концу 20­х годов стал подниматься вопрос о закрытии всех трёх действующих  монастырских храмов. 12 июня 1928 года на заседании Астраханского горсовета  было заявлено, что в отношении Ивановского монастыря следует проработать вопрос об изъятии его «как монастырский храм, по положению подлежащий  национализации»[ 5] .  22 ­23 декабря 1929 года Комиссией под председательством начальника адм. отдела  окрика (административный отдел окружного исполнительного комитета) А.Б.  Рыбакова был составлен акт «о закрытии храма Иоанна Предтечи и храма Иоанна  Воина над колокольней», так как, указывалось в акте, «оба здания ветхи, требуют  ремонта и церковный совет (обновленческий) отказывается от этих храмов» [6].   Закрытые Иоанно­Предтеченский монастырский собор и колокольня с церковью  Иоанна Воина тут же были снесены. Местной обновленческой общине был  предоставлен третий из монастырских храмов в честь Сретения Господня, но и он  оставался действующим недолго. В начале 30­х годов его закрыли, и впоследствии  Сретенский храм использовался под складское помещение реализационной базой  «Заготзерно» [ 7]  4. Иноческая жизнь, вернувшаяся в Астрахань Современная история монастыря началась с 1992 года, когда настоятелем церкви  стал отец Василий (Ценько). Первому настоятелю монастыря пришлось начинать  почти с нуля. Сам храм был в ужасном опустошении. Отсутствовала элементарная  инфраструктура монастыря, не хватало помощников. И монастырь едва ли был бы  сейчас полностью восстановлен, если бы не благодетели. Сначала были поставлены  купола из оцинкованного железа. Вокруг храма был залит бетон, построены новая  колокольня, котельная, склады. В храме была произведена роспись стен. В 1993 году  монастырь был готов к службе, в нем начала проводиться Литургия, и в храм  потянулись люди. 11 Первоначально церковь существовала как приход, но благодаря усилиям отца  Василия, 22 февраля 1995 года Священный Синод Русской Православной Церкви  принял решение о возрождении монашеской жизни в Иоанно­Предтеченском  мужском монастыре. Следующие наместники отец Иосиф (Марьян) и отец Филипп  (Трещев) занимались в основном благотворительной деятельностью, помогая  малоимущим и голодающим. Устройство обители еще надлежало привести в крепкий вид. В это время в жизни монастыря произошло очень важное событие: на  пожертвованные деньги был установлен центральный иконостас из резного дерева,  который требовалось еще отделать и установить в нем иконы. Восстановительные работы возобновились в начале 2001 года, когда наместником  монастыря стал иеромонах Петр (Барбашов). Было построено временное ограждение  территории монастыря, позволившее избавиться от любителей выпивки,  облюбовавших многочисленные его строения и закутки. За два года была  восстановлена вся инфраструктура монастыря: были построены новая баня,  двухэтажный братский корпус, который разместил в своих стенах не только кельи  для монахов и послушников, но и новую трапезную, столярку, гараж и лекционный  зал. Новый каменный забор заменил временное ограждение территории монастыря.  За 2004­2005 годы был произведен капитальный ремонт в двухэтажном игуменском  корпусе и в одноэтажном братском корпусе. Эти здания были переданы монастырю в связи с приездом в Астрахань Святейшего Патриарха Алексия Второго в октябре  2002 года. Большое внимание также наместник Петр уделил украшению храма. За небольшой  период времени взамен старых, сделанных из фанеры боковых иконостасов были  установлены новые резные, был построен подвесной клирос, значительно  увеличивший свободное пространство в храме. В декабре 2006 года  над храмом засияли золотые купола, ставшие украшением не только монастыря, но и всей Астрахани. Сам монастырь всегда открыт для общения с людьми. Иеромонахи  обители ведут еженедельные миссионерские беседы по изучению и  толкованию Нового Завета, встречаются с молодежью. При  монастыре действует воскресная школа, насчитывающая около 200  детей, имеется хоровая студия. Братский хор монастыря «Скимен»  стал лауреатом Всероссийского конкурса хорового пения и даже  выпустил свой диск. Детский хор мальчиков «Воскресение» неоднократно  становился победителем различных городских конкурсов. «Время собирать камни» и 12 «время говорить» наступило. Монастырь постепенно возвращает свое былое значение в жизни города.  Раздел III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ История наших храмов, обителей – это история родного края. А знание истории  малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную  землю.  По­особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где  происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь города, твоих предков.  Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь  вреда, не поднимется рука их уничтожить.  История убедительно свидетельствует ­ монастыри на Руси имеют огромное  значение, выполняя духовные, культурно­просветительные, хозяйственные функции.  Иоанно­Предтеченский монастырь является центром христианского просвещения,  светочем православной культуры среди населения. Он учит людей: духовный мир  человека ­ хранилище нетленных сокровищ, перед которыми все богатства и царства  мира ­ ничто. Знакомясь с историческими фактами из жизни основателей обителей, подвижников  благочестия, тех, кто большим трудом восстанавливал порушенные храмы, учишься  понимать связь времён, преемственность поколений, ощущаешь причастность к  историческим событиям. ПРИМЕЧАНИЕ 1. 1  (Архив Астраханского УФСБ. ­ Д. 7991­с. ­ Т. 2. ­ Л. 18) 2. 2  (Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты: Кн. 1. ­ СПб.,  1994. ­ С. 392,397) 3. 3 (Кузнецов А.И. Архиереи Астраханской епархии (с 1912г.): рукопись.­ Астрахань, 1968.­С. 27) 4. 4 (ГААО. ­ Ф. 1. ­ Оп. 1. ­ Д. 215. ­ Т. 2. ­ Л. 658) 5. 5 (ГААО.­Ф. 1.­Оп. 1.­Д. 185.­Т. 1.­Л. 10­12) 6. 6  (ГААО. ­Ф. 2053. ­Оп. 1. ­ Д. 42. ­Л. 57) 7. 7 (ГААО. ­ Ф. 3371. ­ Оп. 1. ­ Д. 8 («Решения и распоряжения о  переоборудовании церковных зданий 1951 ­1955 гг.»). ­ Л. 14). 13 Приложение 1 Результаты социологического опроса школьников Количество респондентов – 45  Категория респондентов – учащиеся 9­11 классов Метод опроса ­ анкетирование Вопрос 1. Знаете ли вы историю какого­либо монастыря, храма нашего края? 14 25 20 15 10 5 0 Знаю Знаю мало Не знаю Вопрос 2. Что такое монастырь? 25 20 15 10 5 0 Вопрос 3. Как вы считаете, для чего люди ходят в монастырь? 15 25 20 15 10 5 0 Вопрос. Можно ли считаться духовно – нравственным человеком, не зная  историю православной культуры? 25 20 15 10 5 0 Нет Можно Затрудняюсь ответить Приложение 2 Иоанно­Предтеченеский монастырь 16 Звонница ОГЛАВЛЕНИЕ Раздел I. ВВЕДЕНИЕ  17 1.1.Обоснование актуальности темы исследования_______________стр. 1­2 1.2. Цели и задачи. Методы исследования_______________________стр. 2 Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Иоанн Предтеча и Креститель Господень____________________стр. 3­5 2.2 Обитель на волжском берегу.  Иоанно – Предтеченский монастырь___________________________стр. 5­6 2.3. Иоаннов монастырь в осаде мятежников____________________стр. 6 2.4. Богопротивные деяния губернатора________________________стр. 6­7 2.5. Строительство и благоустройство монастыря _______________ стр. 7 3. Годы атеизма и богоборчества 3.1 Декрет большевиков_____________________________________стр. 7­8 3.2 Иоанно­Предтеченский монастырь в  годы кровавых гонений.__стр. 8­9 4. Иноческая жизнь, вернувшаяся в Астрахань___________________стр. 10­11           Раздел III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________стр. 11             5. Примечание________________________________________________стр. 12            6. Приложение______________________________________________стр. 13­15 ЛИТЕРАТУРА 18 1. Монастыри Русской Православной Церкви. Справочник­путеводитель. М.,  2011. С.16­17. 2. Бухтоярова Л.Г. Дорога длиною в три столетия. Астрахань, 2012. 3. Энциклопедия для детей. Т.6, ч.1. Религии мира/ Э68 М.: Аванта+, 1996 ­   720с.:ил. 4. Аполлос. Описание Астраханского Иоанно­Предтеченского мужского  заштатного монастыря, составленное в 1851 году настоятелем сего монастыря.  – Астрахань. – 1851.      5. Астрахань. Новое время. Иллюстрированный журнал. 2003г. №№1­4, 2004. ­  №1­2. 6. Дубаков А.В. Астраханский мужской монастырь во имя святого Предтечи и  Крестителя Иоанна // Мир Православия. Вып. 3. – Волгоград. – 2000. – С.257­ 261. 19

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"

Исследовательская работа на тему "ОБИТЕЛЬ НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017