Исследовательская работа на тему: «Патриотизм российской молодёжи: традиции и современность»
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
история
6 кл—10 кл
20.04.2017
Исследовательская работа патриотической направленности « Герои Отечества – пример патриотизма: от Александра до наших дней» на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто».одна из важнейших задач современной школы. Работа на развитие патриотического воспитания, формирования у школьников не только чувства любви к своей Родине, но и готовность ее защищать, трудиться на благо своей страны, своего народа.Целью своей деятельности, образа жизни наша школа ставит воспитание гармонически развитой личности и её творческих способностей в условиях адаптивной образовательной среды. Эта цель, на наш взгляд, отвечает современным требованиям общества, когда в основу всего процесса воспитания положены гуманистические ценности: человек, семья, Отечество, земля, мир, знания, труд, культура. Поэтому воспитательная система нашей школы строится по этим направлениям.исследовательская работа по истории
конкурс никто не забыт.docx
Муниципальное заочный этап краевой научно-
практической
Конференции
«Патриотизм российской молодёжи: традиции и
современность»
СЕКЦИЯ: « Герои Отечества – пример патриотизма: от
Александра до наших дней»
Тема «Никто не забыт, ничто не забыто»
Автор: Понжайло Арина Игоревна
Ученица 8 А класса
МБОУ СОШ № 5
им. В.И.Данильченко
Научный
руководитель:
Нефёдова
Светлана Павловна,
МБОУ СОШ № 5
учитель истории
Ст. Стародеревянковская – 2015 год Обелиски погибшим
героям
От любой непогоды
хранит
Многолетнюю тайну
откроет
И
расскажет о ней следопыт…
Введение
Современная общеобразовательная школа многообразна и
сложна,
Неизменной,
традиционной остается потребность в патриотическом
воспитании юных граждан России.
она непрерывно изменяется.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения -
одна из важнейших задач современной школы. Детство и
юность – самое лучшее время, чтобы привить человеку
священное чувство любви к Родине. Актуальностью выбранной
темы является патриотическое воспитание – это постепенное
формирование у школьников не только чувства любви к своей
Родине, но и готовность ее защищать, трудиться на благо своей
страны, своего народа.
В стране в течение ряда лет действует государственная
программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации»,
определяющая основные направления
патриотического воспитания. В.В. Путин на встрече с
представителями общественности по вопросам духовного
состояния молодёжи и ключевым аспектам нравственного и
патриотического воспитания сказал: «Сама история российской
многонациональной государственности свидетельствует о том,
что настоящий патриотизм не имеет ничего общего с идеями
расовой, национальной и религиозной исключительности.
Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных
ориентиров закладывается в человеке в детстве и
юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и
всему обществу. И конечно, образовательной, культурной
политике самого государства».
Школа – целостный социальный организм, упорядоченный
относительно своей важнейшей функции – воспитания. Поэтому
системообразуюшим стержнем всей работы школы является воспитательная деятельность. Воспитание же нами понимается
как управление процессом развития личности через создание
благоприятных условий. В связи с этим считаем, что важными
интегративными характеристиками воспитательной системы
школы являются образ жизни школьного коллектива (всех его
составляющих субъектов) и психологический климат внутри
«школьной семьи»[3].
В МБОУ СОШ № 5 сложились свои традиции и обычаи,
позволяющие создать такие благоприятные условия для
развития личности школьника. Целью своей деятельности,
образа жизни наша школа ставит воспитание гармонически
развитой личности и её творческих способностей в условиях
адаптивной образовательной среды. Эта цель, на наш взгляд,
отвечает современным требованиям общества, когда в основу
всего процесса воспитания положены гуманистические
ценности: человек, семья, Отечество, земля, мир, знания, труд,
культура.
В нашей школе разработана и действует программа
«Патриот»,
в соответствии с которой ведется вся
воспитательная работа. Программа предложена группой ребят
музейно-поисковой группы. Цель программы – комплексное и
непрерывное патриотическое воспитание, сохранение и
пополнение культурного наследия школы и края, возрождение
нравственных ценностей, создание и развитие в школе единой
системы формирования патриотических чувств.
Основополагающей же ценностью гуманизма является
ЧЕЛОВЕК. Эта ценность может проявляться в двух ипостасях:
признания ценности другого человека и осознания ценности
собственного «я» (телесного, душевного, духовного). Поэтому
воспитательная система нашей школы строится по основным
направлениям:
1.
2.
«Я – гражданин и патриот»
«Малая моя Родина» «Моя семья – моя крепость»
«Здоровым быть – долго жить»
Воспитание по данным направлениям способствует
личностному росту школьников – процессу постепенного
вхождения растущего человека в мир, определения своего
места среди других людей и восхождения к собственной
свободе. Вершиной собственного роста является активизация
поиска смысла жизни, позволяющая ребенку в будущем без
поддержки взрослых личностно расти. Воспитание, таким
образом, запускает механизмы и самовоспитания личности[2].
Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни
страны зависит от уровня сформированности гражданской
позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-
нравственном совершенствовании, уважения к историко-
культурному наследию своего народа и всех народов России.
Поэтому приоритетным в деятельности МБОУ СОШ № 5
признано направление «Я – гражданин и патриот». Основной
задачей
развитие
патриотического чувства личной ответственности за службу
Отечеству, верности интересам Родины, готовности к военной
службе.
программы «Патриот»
является
3.
4.
При выполнении этих задач учитывается преемственность в
воспитательном процессе, программа ориентирована на
учащихся 1 - 11 классов. Ребята работают по направлениям «Мы
патриоты своей семьи и школы», «Патриоты станицы и края»,
«Патриоты своей страны».
Для успешной реализации программы по гражданско-
патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы
все условия. Разработана система традиционных общешкольных
мероприятий и творческих проектов. В школе действует
ученическое самоуправление «Мы вместе». Оно призвано не
только привить навыки самоуправления, быть активными,
целеустремленными, уметь дружить, помогать младшим и
старшим, но и растить патриотов своего края, своей страны. В
целях реализации программы «Патриот», является собранный
материал о наших выпускниках 1941 года, которые являются
для подрастающего поколения примером для подражания. Основная часть
1. В поисках выпускников 1941 года школы № 5.
В 1978 году 19 февраля в средней школе № 5 открыта комната
Боевой славы- первая в районе. Огромный вклад в её открытие
внесли учителя Деревянко Мария Федотовна, Галушкина
Антонина Федотовна, Козлова Людмила Васильевна и
организатор внеклассной и внешкольной работы Серебрякова
Людмила Никитична, которые с поисковыми группами, отрядом
красных следопытов собрали ценный материал: о тех, кто
отстоял независимость нашей Родины в период Великой
Отечественной войны. Это выпускники 1941 года, которые
после бала ушли на фронт вместе с директором школы
Турьянским Иваном Степановичем. Ещё с начала учебного года
группа юных следопытов поставила перед собой цель- отыскать
всех первых выпускников нашей школы. Многие ребята взялись
за неё с энтузиазмом. Большинство выпускников ребятам не
были известны, поэтому о них стали расспрашивать местных
жителей. Весь их жизненный путь связан с героическими днями
нашей Родины. Некоторые погибли , защищая свою Родину.
Всем известно имя Виктора Данильченко, которому посмертно
присуждено звание героя Советского Союза. Многие адреса
следопытам подсказали: Перменова Нина, Устич Ольга
Андреевна, Деревянко Мария Федотовна. По найденным
адресам были отправлены письма в разные концы нашей
Родины. И как ребята радовались, получая ответы от бывших
выпускников. Первым откликнулся Шевченко Фёдор, после
стали приходить письма от других выпускников, в которых они
подробно описывали свою жизнь, рассказывали о своих
одноклассниках [1].
Десятый класс первого выпуска ( 1941 года ) средней школы
№5 станицы Стародеревянковской состоял из 32 учащихся из
них 14 мальчиков и 18 девочек. Класс был очень дружный все
были участниками художественной самодеятельности.
Основным успехом ребят было то что ни одного человека в этом
классе не было отстающего, а если кто прихрамывал в учёбе –
одноклассники принимали экстренные меры. В этом классе
была крепкая дружба и взаимопомощь. Весь класс участвовал в
художественной самодеятельности. Учась в восьмом, девятом и
десятом классах ( в школе был большой ансамбль , струнный
оркестр и хор) учащиеся на фестивалях среди школ занимали
первые места. Также был драматический кружок. Учащиеся ставили на сценах школы и станицы пьесы Фонвизина. «
Недоросль», «Бедность не порок», даже пробовали ставить
такие вещи, как « Наталка – Полтавка». Руководителем
драмкружка была Панасенко Ольга Семёновна – учительница
немецкого языка. Активными участниками были: Багно Михаил
Максимович( он же и баянист хорового кружка), Колесников
Анатолий, Шевченко Фёдр, Юрченко Николай, Гринько
Надежда, Щиклина Валентина и другие. Кроме того в школе
действовал спортивный коллектив девочек и мальчиков,
занимавших первые места в районе.
Классным руководителем был Волощук Павел Яковлевич,
который проживал в станице Каневской, преподавал химию.
Алгебру, геометрию, тригонометрию вел Кирилл Александрович
Панасенко, он же и заведующий учебной частью школы.
Немецкий язык вела его жена Панасенко Ольга Семеновна.
Литературу вел директор школы Иван Степанович Турьянский,
который ушёл добровольцем на фронт, где и погиб. Историю
вел Иван Васильевич Кравченко, русский язык вела Виктория
Григорьевна Ольховская.
В 1941 году был выпускной вечер. На долю выпускников выпало
трудное счастье. Буквально на второй день после выпускного
вечера и и расставания со школой. Фашистская Германия
напала на нашу Родину и выпускникам предстояли тяжёлые
испытания. Многие ребята сразу ушли на фронт, в военные
училища. Шевченко Ф.А. и Колесникова А.П. направили на
учёбу в Сызранское танковое училище, которое окончили в
1942 году и были направлены на фронт. На фронте погибло
много одноклассников. Баянисты Миша Багно, Колесников
Анатолий, Данильченко Виктор Ткаченко Григорий.
Из писем и бесед с выпускниками 1941 года Шевченко Ф.А.,
Юрченко Н., Погорелого В., Сорокиной Е., Балагура М.,
Мужневской М., Переминовой Н [1]
2. Собранный материал в целях реализации программы
«Париот»
Виктор Данильченко
Выпускник Стародеревянковской СШ № 5 В 1941 году окончил среднюю школу, а вскоре попал на фронт.
В течении всего времени пребывания на фронте участвовал в
боях за освобождение Кавказа и Крыма от немецко-фашистских
захватчиков. Своим личным примером и мужеством
Данильченко Виктор воодушевлял бойцов в боях (фото 1).
Данильченко Виктор Иванович геройски погиб в боях за
освобождение города Севастополь. За геройский подвиг,
проявленный при выполнении боевых заданий, командование
представило к высшей награде-званию героя Советского Союза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945
года Виктора Ивановича Данильченко посмертно присвоено
звание героя Советского Союза. Его имя носит наша школа.
Хотий Любовь
В 1942 году училище было военизировано и образована группа
по обучению радиооператоров. После окончания курсов Люба
попала на корабль « Полторацк», который подвозил боеприпасы
к городам Сталинград и Астрахань. Вскоре Любу перевели на
другой военный корабль «Орлёнок»,23 ноября 1943 года на
корабле « Орлёнок» произошёл взрыв. Люба погибла как герой
на своём боевом посту (фото 2)
Мария Коновалова
Зверски замученная фашистами в оккупированном фашистами
селе Фёдоровка Западной Украины (фото 3)
Балагура Мария Андреевна
Окончила СШ № 5в 1941 году. Мечтала стать учителем,
помешала Великая Отечественная война. Окончила курсы
бухгалтеров в г. Краснодаре и работала бухгалтером в сельпо
ст. Александровской, а также в бухгалтерии совхоза
«Красногвардеец».
Волошин Яков Михайлович
Родился в 1924 году.окончил СШ № 5. участник Великой
Отечественной войны. Имеет награды и благодарности от
Советского командования. После войны работал главным
конструктором на судостроительном заводе в Приморско-
Ахтарске (фото 4) Щиклина Валентина Ивановна
Родилась в 1921 году. Окончила СШ № 5 в 941 году. После
окончания школы работала
бухгалтером в колхозе в ст. Стародеревянковской.
Умерла в 1982 года.
Штепа Лидия Степановна
Родилась в 1923 году. Окончила СШ № 5 в 1941 году. В школе
была большой общественницей, хорошо училась. Жила в
г.Краснодаре.
Панасенко Клара Кирилловна
Родилась в 1923 году. Училась в СШ № 5 и в 1941 году её
окончила. После окончания школы работала пионервожатой.
Позже переехала в г. Ставрополь . Работала в редакции
краевой газеты (фото 5)
Таран Андрей Максимович
Родился в 1923 году.окончил СШ № 5 в 1941 году. После школы
был призван в армию.
На фронте был тяжело ранен. Длительное время находился в
госпитале, где ему ампутировали правую руку. После Великой
Отечественной войны, работал на заводе в г. Краснодаре (фото
6)
Сердюк Николай Андреевич
В 1941 году окончил 10 классов СШ № 5. В этом же году ушёл на
фронт. Участвовал в боях за Кавказ, Украину, Крым. Имеет
правительственные награды. После войны работал бригадиром
в совхозе « Кубанская степь».
Колесник Анатолий Поликарпович
В 1941 году окончил 10 классов СШ № 5.После окончания был
направлен в г. Сызранск, в военное училище, которое окончил в
1942 оду. В этом же году попал на фронт. Погиб смертью
храбрых в боях за нашу Советскую Родину в годы войны.
Мотько Зинаида Ивановна Родилась в 1923 году, окончила СШ № 5 в 1941 г. Ушла
добровольно на фронт в 1941 году, но по болезни была
демобилизована. Работала после болезни на маслосырзаводе в
ст. Стародеревянковской. В 1942 году умерла.
Перменова Нина Ильинична
Окончила СШ № 5 в 1941 г. Окончила в г. Орджоникидзе
пединститут.
Работала в СШ № 3 ст. Каневской учителем истории,
пропагандистом в колхозе « Калинина». Проживала в ст.
Каневской (фото 7)
Гринько Надежда Афанасьевна
Родилась в 1923 году. Окончила СШ № 5 в 1941 году. Окончила
педагогический институт. Работала учителем в г. Владивостоке.
Юрченко Николай
Родился в 1923 году. В 1941 году окончил СШ № 5. Участник
Великой Отечественной войны. После окончания войны
продолжал службу в рядах Советской Армии (фото 8)
Федорченко Виктор Евтифиевич
Окончил СШ № 5 в 1941 году. С первых дней войны ушёл на
фронт. После окончания Великой Отечественной войны окончил
Краснодарский пединститут. Работал учителем (фото 9)
Сорокина Екатерина Федотовна
Родилась в 1923 году. Окончила СШ № 5 в 1941 году. Война
помешала учёбе. После войны окончила Армавирский механико-
технологический техникум. Жила в г. Остре на Украине.
Калиниченко Евдокия Константиновна
Родилась в 1923 году. Хорошо училась, была общественницей.
Окончила Ростовский железно- дорожный техникум. Жила в г.
Сочи и работал по своей специальности.
Багно Михаил Николаевич
Окончил СШ № 5 в 1941 году. Был активным общественником.
Играл на баяне. Аккуратно выполнял все комсомольские
поручения. Как только началась Великая Отечественная война – ушёл на фронт. Погиб в боях за Советскую Родину в годы
Великой Отечественной войны.
Ткаченко Григорий Матвеевич
Окончил СШ № 5 в 1941 году. Был направлен в Пятигорскую
танковую школу. После её окончания участвовал на фронте
1941-1945 г.г. В последние дни войны пал смертью храбрых за
свою любимую Родину.
Дыкань Иван Фёдорович
Родился в 1923 году. Окончил СШ № 5 в 1941 году. Учился в
лётном училище, а после окончания ушёл на фронт в качестве
военного лётчика. После Великой Отечественной войны жил в
Иркутске. До ухода на пенсию работал лётчиком гражданской
авиации.
Заключение
В
данной
попытка
описать результативность программы «Патриот»
по теме
«патриотическое воспитание как основная часть системы
государственной молодёжной политики».
сделана
работе
В работе рассмотрено понятие патриотического
воспитания, его сущность и содержание. Определены и
охарактеризованы методы формирования гражданско-
патриотических качеств личности, используемых автором в
педагогической деятельности.
Описана практическая
деятельность по формированию гражданско-патриотических
качеств воспитанников реализация программы «Патриот»,
направленных на развитие патриотизма через практическую
деятельность,
для
самореализации,
социализации подростков. Описанный
опыт позволяет сделать следующие выводы:
предоставление
возможностей
Используемая программа эффективна для формирования в
подростках качеств гражданина и патриота.
Старшеклассники проявляют интерес к занятиям
патриотического направления.
Таким образом, формируя систему патриотического
воспитания, необходимо учитывать «обратные связи» между
этой системой и обществом. Значение проявлений активности
общества, культуры, общественного и личного самосознания
настолько велико, что их нельзя отнести к разряду
«дополнительных условий» или внешних влияний среды.
Общественные устремления нельзя назвать и просто факторами или компонентами патриотического воспитания. Они являются
основанием патриотического воспитания – основанием,
коренящимся в потребностях человека в совместной
социальной
коллективистском
самоопределении, в существовании нравственного порядка в
обществе,
и
самосовершенствовании.
самоутверждении
личностном
деятельности
Патриотическое воспитание нельзя оставлять без
внимания, необходимо и дальше продолжать работу с
учащимися, ведь дети – это наше будущее, будущее нашей
страны!
и
в
Использованная литература
1.Архивные документы и фотографии школьного
музея
2. Государственная программа «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2010-
2015 годы». – М., 2010.
3. Новые методы подготовки кадров для организации и
проведения воспитательной работы по развитию
патриотизма с использованием компьютерных
технологий в воинских коллективах, учреждениях
образования и культуры. Методическое пособие. М.,
2010. Приложение
Выпускники 1941года Фото 1. Виктор Иванович
Данильченко
Фото 2. Хотий Любовь
Фото 3. Коновалова Мария Фото 4 Волошин Яков
Фото 5. Панасенко Клара
Фото 6. Таран Андрей Фото 7. Перменова Нина
Фото 8. Юрченко Николай
Фото 9. Федорченко Виктор
Исследовательская работа на тему: «Патриотизм российской молодёжи: традиции и современность»
Исследовательская работа на тему: «Патриотизм российской молодёжи: традиции и современность»
Исследовательская работа на тему: «Патриотизм российской молодёжи: традиции и современность»
Исследовательская работа на тему: «Патриотизм российской молодёжи: традиции и современность»
Исследовательская работа на тему: «Патриотизм российской молодёжи: традиции и современность»
Исследовательская работа на тему: «Патриотизм российской молодёжи: традиции и современность»
Исследовательская работа на тему: «Патриотизм российской молодёжи: традиции и современность»
Исследовательская работа на тему: «Патриотизм российской молодёжи: традиции и современность»
Исследовательская работа на тему: «Патриотизм российской молодёжи: традиции и современность»
Исследовательская работа на тему: «Патриотизм российской молодёжи: традиции и современность»
Исследовательская работа на тему: «Патриотизм российской молодёжи: традиции и современность»
Исследовательская работа на тему: «Патриотизм российской молодёжи: традиции и современность»
Исследовательская работа на тему: «Патриотизм российской молодёжи: традиции и современность»
Исследовательская работа на тему: «Патриотизм российской молодёжи: традиции и современность»
Исследовательская работа на тему: «Патриотизм российской молодёжи: традиции и современность»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.