Исследовательская работа на тему: «Почему нам интересна история Хазарского каганата?"
Оценка 5

Исследовательская работа на тему: «Почему нам интересна история Хазарского каганата?"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
история
10 кл
24.03.2017
Исследовательская   работа   на тему: «Почему нам интересна история Хазарского каганата?"
Цель работы: исследовать особенности развития Хазарского каганата и определить значение его достижений для развития нашего края. Задачи: 1. изучить различные информационные источники по истории Хазарского каганата; 2. провести соцопрос школьников и определить уровень знаний по истории малой Родины. Методы исследования: 1. описательный метод; 2. анализ изученных материалов; 3. сравнительный метод; 4. метод опроса (анкетирование); 5. синтез как самостоятельная часть исследования (соединение отдельных сторон предмета в единое целое). Гипотеза: Допустим, если знать историю своей Малой Родины, то сможешь ею гордиться.
Khazaria.docx

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    г. АСТРАХАНИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ       РАБОТА  

на тему: "Почему нам интересна история Хазарского каганата?"

                                                                                             

 

 

                                                                                                                         Выполнили:

                          ученики   10 «А» класса МБОУ «СОШ№36                                                                                                              Утегенова Тахмина. Борисов Ярослав

 

                                                                                             Руководитель:

                                                                                  Марочкина   Елена Алексеевна   

                                                                                учитель истории и обществознания

 

         

 

 

 

 

                                             Астрахань – 2017 г.

 

Оглавление                 

Введение.   . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………………стр. 1 - 3

Глава 1.  Научные   проблемы    в   изучении   истории   Хазарского   каганата…стр. 4 - 6

Глава 2 Экономика и основные занятия населения. . . . . . . . . . . . . . . . . . …………стр. 7- 9

Глава 3 Государственный строй.    . . . . . . . . . . . ……………………………………..стр. 9 - 11

Глава 4.  Религия Хазарского каганата . . . …………………………………………стр. 11  - 12

Глава 5.  Роковое столкновение с Русью………………………………………………стр.12 -13

Заключение.   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  …………………………стр. 13 - 14

Список литературы.  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  …………………………стр.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 

Вышел великий народ хазар

и стал господствовать на всей земле

Феофан Исповедник. 680 г.

  Актуальность: Любить свой край, знать его богатства, его особенности, его историю, на этих лучших чувствах к родным местам и воспитывается подлинный патриотизм. Знание своего исторического наследия обогащает духовный мир современного человека, воспитывает бережное отношение к тому, что его окружает, к людям, которые живут рядом. Каждый человек должен любить свою малую Родину, знать ее историю.  Любовь к родной земле неоспорима.               Каждый любит ее по -своему. Но невозможно по-настоящему любить то, что не знаешь.                          Древняя история человечества хранит много загадок. Даже при современном уровне технологий             в изучении большинства вопросов еще присутствуют белые пятна. Кем были хазары? Это одна из таких задач без точного ответа. Мы знаем о них немного, но даже если собрать все существующие упоминания об этом народе, то появляется еще больше вопросов.                                                       Наша исследовательская   работа знакомит с новыми страницами истории родного края, помогает прикоснуться к прошлому, осмыслить настоящее, заглянуть в будущее.  Из малых родин состоит Россия. Наша исследовательская      работа   помогает осознать себя частицей великого.                                                                          История   Астраханского края начинается   с образования Хазарского государства (650 г.).  Еще до революции в отечественной науке сформировался взгляд на Хазарское государство как на самое могущественное в Европе, в подчинении которого находились все народы, населявшие ее в VIII – IX вв. Зачем вообще люди изучают историю? Чтобы учиться на опыте предыдущих поколений? Вряд ли. Человечество давно все знает, все проходило, но повторяет одни и те же ошибки из века в век. Главный урок истории в том, что она, история, никого ничему не учит.  Тогда зачем и почему? Самый простой ответ и самый близкий к истине – любопытство.               Быть любопытным – это так по-человечески! Людям интересно узнавать о себе, о своем прошлом, о жизни предков, об истории своих народов, земель, государств, просто интересно, даже если от познания нет никакой практической пользы. И это – лучшая, самая чистая мотивация для изучения истории. Поверьте, никакой прагматической цели не нужно; таковая, напротив, способна только испортить вкус чистого наслаждения познанием и исказить истину. Поскольку речь пойдет об истории, то есть о прошлом, следует сразу признать, что мы не знаем, как все было на самом деле. И никогда не узнаем наверняка. О прошлом, как и о будущем, мы можем только догадываться или, иначе говоря, строить гипотезы и создавать из них теории.                                                 1

Хазарии посвящено множество исследований, но, пожалуй, почти все, что мы действительно знаем, укладывается в одну короткую статью из БСЭ (Большой советской энциклопедии).   Хазарский каганат, раннефеодальное государственное образование, возникшее в середине VII в.  на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа в результате распада Западно-Тюркского каганата. Столицей Хазарского каганата до начала VIII в.был г. Семендер в Дагестане, а затем г. Итиль на Нижней Волге…                                                                                                                                        В долине Нижней Волги развивалось земледелие и садоводство. Столица каганата Итиль стала важным центром ремесла и международной (в том числе транзитной) торговли.                                                                                                                               Нет ни одного документа на хазарском языке, ни одной хазарской рукописи, ни одного камня                        с надписями на хазарском языке. Это невероятно и даже странно. Все цивилизации, и более поздние, и более ранние, оставляли памятники письменности. У нас есть глиняные таблички Междуречья, берестяные грамоты Руси, папирусы и стелы Египта, у инков и майя, у кельтов                    и бриттов – у всех были какие-никакие письменные памятники и свой язык. А хазары, жившие сравнительно недавно и в окружении уже полностью окультуренного и обученного письменности мира, не создали ни одного литературного произведения и ни одного официального документа на хазарском языке либо создали, но на таких носителях, что они   растворились во времени, и не осталось ни списков, ни переводов.                                                                                                                           Однако существование единого государства было бы невозможно в отсутствие официального языка и языка международного общения. И таким языком, безусловно, было тюркское наречие, еще со времен Тюркского каганата. На тюркских наречиях говорила значительная часть населения Хазарии, но, что более важно, это был язык элиты, язык правителей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                    То, что Хазария была многонациональным государством, вовсе не означает, что в ней не было господствующей этносословной группировки. Хазарией правила ветвь тюркской династии Ашина, и все каганы были тюрками. Таким образом, в Хазарии главным языком, скорее всего, была некоторая версия тюркского языка. К началу XX в. знания о Хазарии расширились – благодаря переводу арабских сочинений и уникального хазарского документа, письма царя Хазарии Иосифа испанскому еврею Хасдаи ибн Шафруту. Из них следовало, кроме прочего, что хазарская знать исповедовала иудаизм.                                                                                                              Практическая направленность: материалы исследования могут быть использованы на уроках истории, исторического краеведения, во внеклассной работе. Они помогают в воспитании высоких нравственных качеств личности, патриотический чувств, гражданской позиции.                            Цель работы: Исследовать особенности развития Хазарского каганата и определить   значение его достижений для развития нашего края.

2

Задачи:

1.  Изучить   различные информационные   источники по истории Хазарского каганата.

 2. Развить интерес к изучению родного края

3. Сформировать представление о месте Астраханского края в отечественной истории, культуре.          4. Провести    соцопрос школьников о знании истории своей малой Родины, определить   отношение школьников к своей малой Родине.                                                                                                   5. Составить    диаграмму анкетирования школьников о том, зачем нужно знать историю своей малой Родины.

Методы исследования: 1.  описательный метод; 2. анализ изученных материалов;
3.  сравнительный метод; 4. метод   опроса (анкетирование); 5.
синтез как самостоятельная часть исследования (соединение отдельных сторон предмета в единое целое).

 Гипотеза: Если знать историю своей Малой Родины, то сможешь ею гордиться.

Для достижения цели   были использованы самые различные источники, начиная от известного учебника Р. Фахрутдинова и заканчивая работами Л.Гумилёва. Так же большое внимание изучению данного вопроса уделяли такие авторы, как Артамонов М. И. в «История хазар», Кёстлер А. в своей работе «Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие», Магомедов М.Г. «Образование Хазарского Каганата», Новосельцев А. П. – «Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа и др.  Основным источником    мы   считаем известную работу М. Артамонова «История хазар». Несмотря на то, что данная работа была написана в 60-е годы ХХ века, она до сих пор остается одним из наиболее полных исследований по истории Хазарского Каганата.

 

 

 

 

 

 

 

3

Глава 1. Научные   проблемы    в   изучении   истории   Хазарского   каганата.                                     Вряд ли какому народу история уготовила судьбу, подобную хазарам.  Просуществовав чуть более 300 лет и исчезнув в X веке практически бесследно, они продолжают вызывать неподдельный интерес в кругах специалистов и увлеченных любителей истории. Как сказано в путеводителе по Астраханской области: «От Царицына до Астрахани и за нею до Каспийского моря местность пустынная, песчаная и непригодная для хлебопашества». Страна хазар канула в безвозвратное прошлое, не оставив о себе никакой запечатленной в материи памяти, кроме развалин крепостей, определенно находившихся на территории каганата. Язык хазар не сходен с языком турок и персов, и вообще он не похож на язык ни одного из народов. Хазарские руны похожи на тюркские, но ключ к хазарскому языку до сих пор не найден, и все «послания» хазар остаются немыми для нас.  Первым феодальным государством на территории Астраханской области было Хазарское ханство (каганат). В 7 – 10 веках оно занимало территорию Нижней и Средней Волги, простиралось до Азовского моря и Кавказских гор, покоряя соседние племена, и распространило свое господство на донские, причерноморские степи и крымские города, вторгалось в страны Закавказья и в Иран. Возникновение и развитие Хазарского каганата является одним из интереснейших моментов в истории человечества. Принятие же хазарами иудаизма на государственном уровне практически беспрецедентно. Естественно, что время породило массу историй и легенд об этом удивительном народе. Чтобы разобраться, где же здесь правда, а где вымысел, мы обратились к различным   историческим источникам. Хазария во многом государство-фантом. Если, по утверждениям историков в исторических хрониках о ней множество упоминаний. То в музеях свидетельств её существования вы, практически, не найдёте. И даже тех что есть катастрофически мало, несмотря на то что Хазария по историческим меркам существовала сравнительно недавно. По крайней мере позже Римской Империи, Древней Греции, не говоря уже про Вавилон и Египт. Археология занялась хазарами в 19201930 годах. Собственно, хазарские находки крайне редки: археологи, как правило, ориентируются по форме и типологии керамических сосудов. Поскольку в каганат входили и кочевники, и оседлые народы, то в хазарских поселениях соседствуют предметы этих несходных между собой культур. Список хазарских древностей, которые ученые однозначно приписывают хазарам, исчерпывается несколькими десятками предметов. В ряду хазарских находок наиболее «знамениты» ритуальный ковшик с изображенными на нем сценами мифической битвы,    несколько реликвариев со столь же богатыми сказочномифологическими изображениями, кирпич из крепости Саркел с планом святилищалабиринта, каменная плита с рунической надписью на ней и еще несколько подобных, но только более коротких и отрывочных надписей на черепе быка и осколках посуды.                                                                                                                            4

 Хазарский каганат или Хазария – в 650969 годах средневековое государство, созданное кочевым народом – хазарами. Столицей Хазарского каганата был город Итиль. Хазарский каганат - мощнейшее государственное объединение Восточной Европы, существовавшее в VII-X вв.,                         не имел аналога в раннем средневековье по стремительности вхождения в геополитические отношения указанного исторического периода. Он на равных участвовал во многих войнах, внешнеторговой деятельности, хозяйственном освоении территорий, в выработке концепций государственного управления, создания над     племенных культурно-этических парадигм   с могущественной Византией, динамичным Арабским халифатом.   Археологи обнаружили в Астраханской области столицу древнего Хазарского каганата - город Итиль, существовавший с восьмого по 14-й века. Согласно   данным   СМИ, в сентябре 2008 года археологи из совместной экспедиции Астраханского государственного университета и Института этнологии РАН объявили о том, что они нашли столицу Хазарского каганата – город Итиль. По мнению ученых, Итиль ‑ это Самосдельское городище в Астраханской области (село Самосделка, 40 км от Астрахани). Работы на городище велись с 2000 года. Культурный слой составляет около трех с половиной метров. Археологам удалось установить очертания кирпичной крепости‑цитадели, выявить жилые кварталы, характерные для хазарского времени "юртообразные" жилища, специфическую керамику. Нижние слои городища датируются VIII‑IX веками, то есть хазарским временем. Найден также слой большого пожара, который, возможно, соответствует времени разрушения Итиля киевским князем Святославом Игоревичем (960‑е годы). Общая площадь предполагаемой хазарской столицы велика: около двух квадратных километров. В таком поселении одновременно могли жить 50‑60 тысяч человек. По средневековым меркам, это очень крупный город. По мнению ученых, Итиль прекратил существование не после падения каганата, а позже – примерно в XIV веке, когда его затопила Волга: следы предмонгольского и золотоордынского этапов в жизни города зафиксированы археологически. Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Во главе государства стоял каган (правитель). Формально он обладал всей полнотой военной и административной власти. Каган являлся главой языческого культа и наделялся в глазах подданных сверхъестественными способностями. Его власть считалась установленной небом. Центральной частью страны было Нижнее Поволжье. Здесь жили собственно хазары. По этой территории проходили кочевки кагана и хазарской знати. Большая часть территории управлялась без административного вмешательства. Подчиненные народы: аланы, болгары, буртасы, венгры, славяне и др. сохраняли собственную социальнополитическую структуру. Они имели своих правителей, которые были обязаны собирать и отправлять в Хазарию дань.  Население каганата делилось на "белых" (свободные) и "черных" (податные) хазар. Верхушку "белых" образовывала родовая аристократия (владельцы крупных стад).                    5                           Внутри нее существовала сложная иерархия, поскольку хазары не уничтожали знать покоренных племен, а включали ее через систему вассальных отношений в состав правящей элиты.

Хазарский каганат имел:

1) письменность;

2) монотеистическую религию (иудаизм);

3) хорошо организованное правительство и отличающуюся широкими взглядами администрацию;

4) цветущую торговлю;

5) дисциплинированную армию.

Хазары - народ, живший под властью каганов из рода Ашина, и еврейские беженцы, уходящие в различные периоды истории от террора властей стран, где находилась их диаспора, составили единую политическую общность Хазарского каганата.
Далее было время последовательного сближения различных этнических групп каганата, сосуществование иудаизма и местных традиций. При этом военными вождями становились бывшие беженцы. В конечном счете, устройство Хазарского каганата оказалось связано с обращением хазар в иудаизм.  Ключевой научной проблемой в изучении истории Хазарского каганата является распространение иудаизма в Хазарии. Археологи стремятся найти материальные подтверждения бытования в Хазарии иудаизма и оценить, в какой степени им было затронуто хазарское общество. В настоящее время в мировой историографии наблюдается несовпадение мнений. Российские и украинские специалисты считают, что в иудаизм перешли только царский род и некоторая часть высшей знати. В свою очередь западные и, в том числе, израильские историки настаивают на широком бытовании этой религии среди всех хазар, а также на ее проникновении в среду подчинённых хазарам народов.
В VII-VIII вв. иудаизм уже был престижной религией. Его авторитет опирался, в частности, на развитое еврейское право, систему морально-этических ценностей, вобравших в себя опыт многих поколений, проживающих в диаспоре, т. е. имеющих возможность на базе своих религиозно-национальных традиций усваивать лучшее из опыта обществ и народов, среди которых они проживали. Еврейское право образовало структуру, включившую примерно 300 тыс. вопросов и ответов - фиксированных судебных решений по самым различным жизненным проблемам.
Иудаизмом был введен и поддерживался кодекс из 613 предписаний для тех, кто считал себя евреем. Все это составляло правовую основу деятельности общин раннего средневековья, разбросанных по всему миру, и могло представлять мощный стимул для хазарских каганов     идеологически обеспечить независимую позицию в геополитической схеме конфликтного        6 противостояния мусульманского мира и Византии. Ко времени принятия каганами иудаизма процесс кодификации еврейского права был закончен. Принять иудаизм в раннем средневековье - значило войти в сферу развитого законодательства, упорядочить многие стороны общественных, семейных, этических, хозяйственных, политических отношений..."

Глава   2.   Экономика и основные занятия населения.

«Примитивное государство кочевников-хазар, долгое время, существовавшее лишь благодаря тому, что превратилось в огромную таможенную заставу, запиравшую пути по Северному Донцу, Дону, Керченскому проливу и Волге» (Фахрутдинов Р.Г.).

Об экономике Хазарии мы пока можем говорить лишь в самых общих чертах, преимущественно на основании письменных источников. К сожалению, исключая некоторые стороны городского хозяйства, археологи еще не обеспечивают нас достаточным и, главное, комплексным материалом по этой проблеме. Основу хозяйственной деятельности рядового населения составляло кочевое скотоводство.   Для правящей верхушки основным источником обогащения первоначально была военная добыча, получаемая путем грабежа соседних стран. Интересно, что, согласно ярду свидетельств, хазары не убивали ремесленников завоеванных стран.  Постепенно у хазар произошла переориентация на невоенные источники доходов. Это стало возможным в результате того, что во 2‑й половине VIII ‑ начале IX веков начался подъем международной торговли. Хазарский каганат находился на пересечении караванных и речных путей:                                                                1) из Китая в Европу – в обмен на золото и европейские товары в Европу ввозился шёлк. Через Хазарию пролегала древняя магистраль караванной торговли – «Великий шелковый путь», по которому везли шелк и другие товары из Китая в Европу.                                                                        2) из Биармии (Великой Перми) в Багдадский халифат – обмен мехов на серебро.                                  3) из варяг и немец в хазары – закупались у норманнов славяне-рабы (сакалиба) с последующей перепродажей в мусульманские страны. Часто, хазары сами захватывали аборигенов восточной Европы в рабство, или покупали их и у половцев. Для пополнения запасов, хазарам часто приходилось делать набеги на славянские племена и угонять пленников для продажи. Контроль над важными транзитными путями привел к тому, что в IX‑X веках основной источник доходов Хазарии стали составлять торговые пошлины. Столица Хазарии – Итиль – превратился в крупнейший торговый пункт. При этом сами хазары сохраняли традиционный кочевой уклад и международной торговлей не занимались. Город Итиль был не только административным, но и торговым и ремесленным центром Хазарии.  Довольно   быстро    он    стал     крупнейшим международным      торговым центром, куда съезжались купцы из      многих     стран. 

7

Город Итиль был окружен стеной, и он состоял из двух частей, разделенных рекой Итиль (Волгой). В городе имелись базары и бани. Дома были построены из дерева или войлока. Глина, как строительный материал, применялась мало. Только царский дворец, расположенный на острове и соединенный с западной частью города плавучим мостом, построен из кирпичей. Частным лицам не разрешалось использовать кирпич, как строительный материал. Западная часть города предназначалась для придворных сановников, а восточная была обычным городом, населенным ремесленниками и торговцами разных религий — мусульманами, христианами, евреями и язычниками. Обе разные части хазарской столицы назывались Аль-Байда, буквально Белый город, по-хазарски Сарыгшин (Ибн Руста). “Страна хазар — пишет арабский географ — не производит ничего, что могло бы вывозиться на юг, за исключением рыбьего клея. Продукция, получаемая Персией из Хазарии — мед, воск, меха — вывозится вниз по Итилю из Руси и Волжской Булгарии. Хазары не производят текстильные изделия и носят одежду, вывозимую с южных берегов Каспийского моря, из Византии и др. соседних стран. Доход Хазарии состоит из дани и налогов, уплачиваемых путешествующими купцами и пошлины, с товаров взимаемой, на всех дорогах, ведущих в столицу”. Торговля была для хазар выше политики: купцы из враждебных им стран свободно приезжали, жили и отправляли свои религиозные обряда в Хазарии.  На вопрос о роли хазар в экономической жизни Восточной Европы можно ответить словами профессор Готье: “В этом обменном рынке, которым являлась столица Итиль, хазары были как хозяевами домов, предоставлявшими приют, так и опекунами, гарантировавшими безопасность сделок. За эти услуги взимались налоги и пошлины, на которые хазарское государство содержало себя”. Хазары непосредственно не участвовали в производительном труде, и их материальная культура целиком была импортирована и иностранного происхождения. Роль посредника, а не производителя, весьма типична для хазар. Так, в слое хазарского времени в Итиле попадается наибольшее количество византийских монет, много привозной посуды. Тогда же возникли в городе собственные гончарные мастерские. Константин Порфирородный считал Итиль большим торговым центром. Всё это говорит о больших торговых связях между Византией и Хазарским каганатом.  Сама Хазария поставляла на рынки скот, рыбу, рыжий клей. Другой важной статьёй государственных доходов, была дань, взимаемая с покорённых народов.        Она могла быть в денежном эквиваленте («шляг», «по серебряной монете с дыма»), собираться мехами («по беле с дыма»), или виде ребёнка в рабство.  Занятия Хазарского каганата были не слишком затейливыми. Как обычно, хазары разводили скот — в основном, быков и баранов в силу религии. Его же и продавали. Еще продавали рабов, избыток которых постоянно ощущался после набегов и войн. На экспорт уходила и дань с завоеванных народов — меха соболей, горностаев, лис, бобров.

8

Среди земледельческих занятий преобладало виноградарство, и хазарские вина были в цене.  Интересно, что еще одной статье доходов государства был экспорт рыбного клея. Хазария, как могла, использовала свое приморское положение. Но самым выгодным основным занятием населения Хазарского каганата была торговля. Торговые пути просто-таки пронизывали каганат вдоль и поперек. Торговые караваны шли по пути «из немцев в хазары», от городов Регенсбург, Прага, Краков; по морю Каспийскому пролегал путь от арабов к Балтике и Скандинавии. Через море Черное шел отрезок Великого шелкового пути из Китая в Европу, а по степям средней Азии тянулись на Урал караваны.  И все эти «ниточки», связывающие европейские цивилизации с восточными, держали в руках хазары. Верховодили торговлей евреи. «Валюта» Хазарского каганата, шэлэг, высоко ценилась в странах Средней Азии, что указывает на достаточно «продвинутый» уровень экономики.

Глава 3.  Государственный строй.                                                                                                    Проблема государственного строя Хазарин весьма интересна, но, несмотря на обильные показания источников, не во всем ясна. Это прежде всего касается так называемого двоевластия у хазар.   В литературе утвердилась схема, согласно которой у тюркских народов по крайней мере в I тыс. н. э. господствовала династия рода Ашина, к ней возводится и династия хазарских хаканов.                      В ранний период истории хазар их верховный правитель, как и до того властитель Тюркского каганата, именовался хакан или   каган.  Что же касается общего значения титула "хакан", то у собственно тюрок VI—Х вв. он означал верховного правителя, которому подчинялись другие властители. Поэтому хаканами, например, называли китайских императоров, и сам этот титул отождествляется с императором феодальной эпохи. Интересны сведения о владыке хазар первой половины VIII в., сообщаемые ал-Куфи, который в отличие от других арабских писателей IX—Х вв. подробно повествует об арабо-хазарских войнах. Ал-Куфи называет правителя и хаканом, и царем (малик), но ясно, что это одно и то же лицо. В некоторых же случаях историк просто пишет о хакане хазар. Это доказывает, что в первой половине VIII в. хакан обладал всей полнотой власти, именно его иностранные авторы и называли царем. Хакан опирался на хазарскую знать (тарханов). Следующим после хакана лицом был шад, из числа ближайших родственников хакана (VII в.).  Шад командовал войском, и, возможно, в его руках находились (или в его руки переходили) внешние сношения. Поражение в войне с арабами в 30-х годах VIII в. привело к конфликту среди хазарской знати, в результате чего шад постепенно оттеснил хакана на второй план, приняв титул бака (бека, царя). Именно в IX в. в Хазарии существовало своеобразное двоевластие, которое сменилось властью бака (бека), лишившего хакана всякой реальной власти и влияния. В устройстве верховной власти хазар существовала одна характерная черта—двоевластие.                                                                                                                              9

Изначально, где-то в 7-ом веке, главой каганата был каган. Но позже он превратился в знаковую, сакральную фигуру — символ Хазарии. Реальная власть принадлежала беку (шаду), военному вождю. Он ведал не только войсками, но и экономикой страны, сбором дани и податей. Такое управление Хазарского каганата сформировалось в первой половине 8-го века.                                          И бека, и кагана избирали на определенный срок. Как назначали кагана? Кандидата начинали душить шелковым шнуром и при этом спрашивали, сколько лет он хочет «быть на царстве». Когда он в полузадушенном состоянии называл цифру, его утверждали. Если каган умирал раньше назначенного срока — повезло, а если «задержался на посту» — его убивали. Власть верховного правителя Хазарии (хакана, затем шада-бека) была, по сути дела, неограниченной, хотя есть основания полагать, что даже в последний период существования Хазарской державы роль родовых традиций была сильна, главным образом в плане обязательной принадлежности правителя к определенной семье — роду.  В Хазарии существовал центральное управление, из которого нам известны судьи для людей разных вероисповеданий. Основные функции центрального управления сводились к руководству войском, сбору налогов и пошлин, судопроизводству и культу (точнее, культам). Представители центральной власти на местах назывались тудунами. Титул этот происходит из китайского tu't'ung—"начальник гражданской администрации". К тюркам он попал через восточноиранские (сако-хотанские) языки, где означал "близкий помощник. У хазар тудуны — первоначально что-то вроде ближних людей правителя. Власть в провинциях- «климатах» принадлежала тудунам. Это звание примерно соответствует понятию «наместник», т.к. тудуны подчинялись напрямую беку. Есть сведения, что тудуны некоторых городков сами называли себя шадами и беками, поэтому у историков вопрос о единстве Хазарии остается открытым.                                                                                                                                  Военная организация у хазар рисуется такими чертами: «царь их возложил на зажиточную и богатую обязанность поставлять всадников, сколько могут они по количеству имущества своего». Воины выступали в поход в полном вооружении, со знаменами и копьями, одетые в прочные брони. Во главе хазарского народа стоял хан, его окружали привилегированные группы бегов (князья) и тарханов (лица, свободные от государственных повинностей).

Вывод: Таким образом, эволюцию верховной власти у хазар можно представить следующим образом. В VII — первой половине VIII в. во главе государства стоял хакан, в руках которого находилась вся власть. Хакан опирался на хазарскую знать (тарханов).  Следующим после хакана лицом был шад, из числа ближайших родственников хакана (VII в.). Шад командовал войском, и, возможно, в его руках находились (или в его руки переходили) внешние сношения.  Поражение в войне с арабами в 30-х годах VIII в. привело к конфликту среди хазарской знати, в результате чего шад постепенно оттеснил хакана на второй план, приняв титул бака (бека).                                                                                                                                         10                                                         

Именно в IX в. в Хазарии существовало своеобразное двоевластие, которое в Х в.  сменилось властью бака (бека), лишившего хакана всякой реальной власти и влияния.                                       Глава 4. Религия Хазарского каганата.                                                                                            Хазары, как и этнические компоненты, вошедшие в их состав (тюрки, угры, иранцы), первоначально были язычниками, или, как их именовали мусульманские писатели, "ахл ал-аусан" (лоди, поклоняющиеся идолам, идолопоклонники). О хазарском язычестве довольно подробно рассказывает Мовсес Каланкатваци, ссылаясь на албанского епископа Исраэла.    Исраэл, как христианский священнослужитель, с возмущением описывает язычские обряды и, возможно, порой их искажает, желая показать "хонов" дикарями и, как он пишет, "преданными сатане". Так, описывая похоронные обряды, епископ отмечает, что "хоны" били в барабаны над трупами, наносили себе раны на лице, руках, ногах; нагие мужчины бились мечами у могилы, состязались в конной езде, а затем предавались разврату. В седьмом и восьмом столетии нашей эры иудаизм через Константинопольских раввинов стал проникать в Хазарию, сперва в высшие классы населения, а потом распространился и среди народа. Прошло немногим более сотни лет, и мусульманские источники фиксируют иудаизм в качестве государственной религии Хазарии. Именно к этому времени (приблизительно 50-70-е годы IX в.) относится сообщение, согласно которому, в Хазарии исповедовали иудаизм "высший глава" (т. е. хакан), шад, а также вожди и знать, остальной же народ придерживался веры, похожей на религию турок. Таким образом, во второй половине IX в. знать Хазарии исповедовала иудейскую религию, тогда как народ продолжал придерживаться старых языческих культов. Приняв за дату иудаизации хазарской знати приблизительно последнюю четверть VIII в., посмотрим, какие причины привели к этому событию. Хазарский шад, ставший его инициатором, имел выбор среди трех монотеистических религий: христианства, ислама и иудаизма. Из них две первые были государственными религиями двух крупнейших держав той поры, с которыми Хазария имела самые разнообразные сношения, - Византии и Арабского халифата. Христианство имело широкое распространение среди подданных Хазарии - жителей Крыма. Эту веру исповедовала большая часть обитателей Закавказья - Армении, Грузии, Кавказской Албании. Казалось бы, именно принятия христианства хазарами и следовало ожидать, тем более что попытка такого рода уже имела место в VII в. . И все-таки были причины, этому не способствовавшие. Если еще в первой половине VIII в. Византия являлась союзницей Хазарии против арабов, то во второй половине этого столетия ситуация изменилась. Хазары вмешались в закавказские дела и помогли абхазскому князю Леону, отец которого был женат на дочери хакана, стать независимым от империи. Это случилось в 80-х годах VIII в. Более того, Леон II Абхазский (758-798 гг.) присоединил к своим владениям Эгриси, т. е. значительную часть Западной Грузии. Это был сильный удар по Византии, и для того чтобы между ней и Хазарией восстановились хорошие отношения, понадобилось полсотни лет.                                 11

 В таких условиях о принятии христианства вряд ли могла идти речь, тем более что христианские страны Закавказья во второй половине VIII в. по крайней мере дважды подвергались хазарским нашествиям. Столь же неблагоприятны были условия для принятия ислама. Халифат оставался главным противником хазар, хотя больших арабо-хазарских войн во второй половине VIII в. не было. А вот для принятия иудейской религии обстоятельства складывались благоприятно. В условиях Европы, пришедшей в упадок после варварских нашествий, еврейские общины и еврейский торговый капитал не только сохранили свою силу и влияние, но и практически монополизировали европейскую торговлю. Особое покровительство оказывали еврейским купцам Каролинги, которые при нужде в деньгах всегда обращались к еврейским ростовщикам. Очевидно, такой же значимостью еврейского купечества в европейской торговле объясняется покровительство ему со стороны испанских Омейадов. В IX в. именно еврейские купцы держали в своих руках транзитную торговлю между Европой и Азией. Это были предприимчивые торговцы, говорившие на разных языках (арабском, персидском, греческом, "франкском", испано-романском, славянском). Один из их путей пролегал через Чехию, Венгрию, Русь и Волжскую Булгарию и вообще Поволжье в пределы Хазарского каганата. Многонациональный состав обеспечил множество конфессий. То есть, поклонники различной веры чувствовали себя в каганате неплохо. Изредка только мусульмане подвергались гонениям, но это было связано с непрекращающимися арабо-хазарскими стычками и войнами. Религией правящей верхушки и основного слоя хазарского общества был иудаизм. Откуда же он пришел? Напомним, мусульманство появилось в 613-ом году, и хазары, хоть и тяготели к Востоку, о нем просто не знали. Зато с юга начали в 450-х годах прибывать этнические иудеи. Да, прямо оттуда, откуда их согнали злые ассирийцы, насильно насаждавшие зороастризм. Есть мнение, что это было одно из десяти исчезнувших колен израилевых, ведущее своей род от Шим’она (сын Иакова).            Так или иначе, хазары принимали евреев и смешивались с ними. Может быть, это и стало основной причиной принятия иудаизма в одной отдельно взятой загадочной восточной стране.                                                                                                                                                    Глава V.  Роковое столкновение с Русью. В VII-VIII в., скорее всего, часть восточных славян платила хазарам дань (по серебряной монете или шкурке зверей с дыма, то есть со двора). Однако ещё в конце VIII-IX вв. поляне освободились от хазарского ига, а вокруг Киева стало складываться самостоятельное мощное государство. Походы русов на Каспийское море (913, 943 гг.) убедительно свидетельствуют: Хазария в Х в. уже недостаточно сильна, и не может противостоять Руси. Этим обстоятельством в полной мере воспользовался Святослав, нанесший смертельный удар Хазарии. Святослав в 960-х годах (скорее всего, в 965 и 968/69 гг.) совершил два похода в Хазарию.                                                                                                                                               12

 

 Разгромив болгар и буртас, князь спустился вниз по Волге и разграбил   Итиль, а потом добрался до Семендер и опустошил его. «В год 6473 (965) пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их».  Это была не бессмысленная авантюра и не просто грабительский набег. Святослав не только разгромил хазар, но и овладел территориями на Волге, а также закрепился на Дону и в Керченском проливе.  Святослав подвел своим походом черту под вековым противостоянием Руси и Хазарии, под двумя столетиями хазарского ига.                   В результате этих походов Хазария лишилась базы для своего существования. Как следствие, каганат начал стремительно терять своё былое величие. Влияние Руси, напротив, резко возрастает. Опорным пунктом русичей в этой части Евразии становится Тмутаракань. На протяжении второй половины Х – ХI вв. Тмутараканское княжество играет особую роль во внешней торговле Руси. Хазары же упоминаются в источниках исключительно в контексте Тмутараканского княжества. В ХI-XII вв. они окончательно исчезают со страниц истории не только как политическое образование, но и как народ. Внутренние противоречия каганата не позволили хазарам продлить своё существование. Сыграв важную роль в ограничении арабской экспансии вглубь Евразии, Хазария сумела утвердить свою самобытность слишком дорогой ценой. Отчуждение знати от народа ослабило каганат, который оказался неспособен противостоять возрастающей силе Киевской Руси.  Наследство Хазарского каганата: Административную систему каганат позаимствовала Киевская Русь: так, два столетия (до Владимира Святославовича) великих князей величают «каганами», при том, что существует вторая ветка власти — военная, во главе с «воеводой».  Русские заимствовали и налоговую систему — в том плане, что брали тот же размер дани с бывших хазарских «подданников».  Историк В.Мавродин утверждал, что докириллическая письменность русов была создана на основе хазарских символов.  В Киеве сохранились названия объектов, оставшиеся еще со времен хазар-иудеев — Сионские горы, река Иордан.   Возможно, самоназвание общины «казаков» произошло от названия «хазары» («козары» по-древнерусски). Заключение.   В ходе   нашего исследования было установлено:

-     Хазарский   каганат -   одна из четырёх сверхдержав раннего Средневековья (тремя другими были Арабский халифат, держава Карла Великого и Византия) находилась на территории Астраханского края.                                                                                                                                                        -   Хазары остановили продвижение арабских армий в Восточную Европу, тогда, когда Карл Мартелл остановил их продвижение в Западную Европу.                                                                              -  Хазарский каганат сыграл ключевую роль в распространении монотеистических религий на территории нашей страны.                                                                                                                    13

-   Каганат стал первым государством, включившим в свой состав славянские племена.                                              Первое христианство пришло в пределы будущей России ещё в IX в. из Византии на территорию каганата, первый ислам вместе с арабскими завоевателями через Дербент также на территорию каганата, да и истоки иудаизма на территории нашей страны – тоже каганат, в котором он был принят как государственная религия.                                                                                                                   -  Хазарский каганат был интереснейшим, единственным в своём роде раннегосударственным конгломератом тюрок, кавказских народов, славян и евреев и хазарская веротерпимость.                                         -  Целый ряд вопросов истории Хазарского каганата остаются остро дискуссионными.                Родину, как известно не выбирают, мы живем   в   Астраханской области, которая является субъектом РФ.    Любим свой город Астрахань, поэтому для нас он не просто точка на карте. Здесь родной дом и семья, верные друзья, здесь все то, что называется малой Родиной.   И если мы так ценим и любим, то место, где родились и живем, то в связи с этим возникает   вопрос: «Знаем ли мы об истории нашего края?» Как мы относимся к своим истокам, знаем ли о них.                            В ходе   нашего исследования, мы провели соцопрос, используя метод анкетирования.                  Цель социологического   опроса: определить   насколько хорошо   ученики   нашей школы знают о прошлом   нашего края   и вызывает ли у них интерес история   Астраханского края?

Анкета (письменные ответы на вопросы).  бланки анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.                                                                                                                                                   

Вопросы анкеты

Да

Нет

 

1.      Владеете ли вы   историческими знаниями                                           о прошлом Астраханской земли?

2. Всегда ли Вы с готовностью узнаете   новую информацию по краеведению самостоятельно?

3.      Преподают ли в школе историческое   краеведение?

 

 

4.       Знаете, ли вы   какое первое государство было на территории Астраханской области?

 

 

5.      Согласны ли вы   с   мнением, что   Хазарское государство было самое могущественное в Европе, в подчинении которого находились все народы, населявшие ее в VIII – IX вв?

 

 

6.      Известны ли вам основные достижения Хазарской   цивилизации?  …

 

 

 

14

В   опросе приняли участие 25 человек. Результаты опроса выявили:

1.      80% учащихся не   знают   историю    нашего края и только   20%   уверены, что владеют знаниями по историческому краеведению.

2.      К сожалению, лишь 18%   респондентов на уровне самообразования изучают   историю Астраханского   края.  Остальные 82% на уровне   самообразования изучают   основные предметы необходимые для сдачи ЕГЭ.

3.      73% респондентов считают, что   историческое краеведение изучают   в рамках   истории России     в   ограниченном    объёме, остальные 27%   ответили отрицательно, так   как    в учебном   плане нет    исторического краеведения.

4.       Из общего числа опрошенных правильный   ответ   дали 64%, а 36% ответили неверно.

5.      100% ответили   положительно, причем одни   респонденты   в своей   оценки опирались   на   исторические   факты, а другие на чувство   гордости за свой край.

6.      97% респондентов ответили   отрицательно, так   как в школьном учебнике   нет   информации                    о   достижениях   Хазарской   цивилизации.  3% -   ответили   положительно, так как в   многонациональном и многоконфессиональном   Хазарском каганате была веротерпимость                          и толерантность (терпимость) к   другим народам.

Вывод: по результатам опроса мы видим, что большая   часть респондентов плохо знает историю своего   Астраханского края.   Так вот, почему же    историческое    краеведение -непопулярный предмет?

Потому что, в целом, история сложна для понимания современных детей. Это какие-то отдаленные события, очень сложные, со множеством дат, терминов. И очень сложно реконструировать образ жизни. Вторая причина — это, конечно, то, что долгое время учитель был нацелены на подготовку школьников к экзамену в виде ОГЭ. Соответственно, учитель, пытался выкроить время на изучение вопросов истории всей страны, «пренебрегая» историей своего края.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.      Артамонов М. И. История хазар. — Л.,1962. 2-е Изд. СПб,2001.

2.      Бахтин A.T. Народы Среднего Поволжья – Казань: Татарское книжное издательство, 1980.с. 50-51.

3.      Голден П. Б. Государство и государственность у хазар: власть хазарских каганов. — В кн.: Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993

4.      Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии // Мир Гумилева. Вып. 6. Открытие Хазарии. М., 1996. с. 122-125.

5.      Худяков М.Г. Очерки по истории Хазарского Каганата. – М.: Инсан, 1991. – 320 с

 

 

 

15

15


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Оглавление

Оглавление

Введение. Вышел великий народ хазар и стал господствовать на всей земле …

Введение. Вышел великий народ хазар и стал господствовать на всей земле …

Хазарии посвящено множество исследований, но, пожалуй, почти все, что мы действительно знаем, укладывается в одну короткую статью из

Хазарии посвящено множество исследований, но, пожалуй, почти все, что мы действительно знаем, укладывается в одну короткую статью из

Задачи: 1 . Изучить различные информационные источники по истории

Задачи: 1 . Изучить различные информационные источники по истории

Глава 1. Научные проблемы в изучении истории

Глава 1. Научные проблемы в изучении истории

Хазарский каганат или Хазария – в 650 ‑ 969 годах средневековое государство, созданное кочевым народом – хазарами

Хазарский каганат или Хазария – в 650 ‑ 969 годах средневековое государство, созданное кочевым народом – хазарами

Внутри нее существовала сложная иерархия, поскольку хазары не уничтожали знать покоренных племен, а включали ее через систему вассальных отношений в состав правящей элиты

Внутри нее существовала сложная иерархия, поскольку хазары не уничтожали знать покоренных племен, а включали ее через систему вассальных отношений в состав правящей элиты

Византии. Ко времени принятия каганами иудаизма процесс кодификации еврейского права был закончен

Византии. Ко времени принятия каганами иудаизма процесс кодификации еврейского права был закончен

Город Итиль был окружен стеной, и он состоял из двух частей, разделенных рекой

Город Итиль был окружен стеной, и он состоял из двух частей, разделенных рекой

Среди земледельческих занятий преобладало виноградарство, и хазарские вина были в цене

Среди земледельческих занятий преобладало виноградарство, и хазарские вина были в цене

Изначально, где-то в 7-ом веке, главой каганата был каган

Изначально, где-то в 7-ом веке, главой каганата был каган

Именно в IX в. в Хазарии существовало своеобразное двоевластие, которое в

Именно в IX в. в Хазарии существовало своеобразное двоевластие, которое в

В таких условиях о принятии христианства вряд ли могла идти речь, тем более что христианские страны

В таких условиях о принятии христианства вряд ли могла идти речь, тем более что христианские страны

Разгромив болгар и буртас, князь спустился вниз по

Разгромив болгар и буртас, князь спустился вниз по

Каганат стал первым государством, включившим в свой состав славянские племена

Каганат стал первым государством, включившим в свой состав славянские племена

В опросе приняли участие 25 человек

В опросе приняли участие 25 человек

15

15
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017