Исследовательская работа «Орнамент как «буква» выражающая мысль»
Оценка 4.7

Исследовательская работа «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
изобразительное искусство
5 кл—7 кл
25.01.2019
Исследовательская работа   «Орнамент как «буква» выражающая мысль»
Тема исследовательской работы "Орнамент как "Буква" выражающая мысль", отражает тему связанную непосредственно с накоплением опыта работы с детьми. тема отражает основы традиции культуры, пути развития историко-культурного процесса в целом. "Плох тот народ, кто не знает и не ценит своей истории",- говорил русский художник Васнецов.
исследовательская работа .docx
Исследовательская работа «Орнамент как «буква» выражающая мысль» Садретдинова  Лилия Анасовна, учитель ИЗО МБОУ Школа № 137городского округа город Уфа РБ Уфа 2018 Оглавление I. Введение II. Основная часть         2.1. Что такое орнамент?   2.2. Символика исламского орнамента.  III.Заключение IV. Список используемой литературы V.           Приложение I. Введение «Плох тот народ, кто не знает и не ценит своей истории», ­ говорил русский художник Васнецов. Мы полностью согласны с этим высказыванием и поэтому поставили перед собой цель ­ изучить исламский орнамент, чтобы помнить свои корни; ведь наши предки ­ отражение давно минувших дней. Что такое «орнамент»?  Слово «орнамент» ­ латинского происхождения, в переводе   означает   «узор»,   «украшение».   Древнейшая   функция   орнамента   ­ магическая: человек разрисовывал свое тело, лицо, личные предметы теми или иными узорами, выступающими в роли защиты, оберега. Декоративная функция узора – узор как украшение; информационная функция сводится к получению того или иного сведения о человеке, предмете или явлении.   К   культурным   ценностям   любого   народа   относятся   орнаменты,   которые широко распространены в быту.  Основным   источником   создания   орнамента   явилась   природа.   Орнамент   в традиционной  исламской культуре играет важную роль не только в качестве украшения   всевозможных   бытовых   и   ритуальных   предметов,   но   и   обладает многоаспектным семантическим смыслом.   Надо многое учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы,   самостоятельно   ставить   цели   и   задачи,   продумывать   способы   их осуществления и многое другое, что входит в содержание исследовательской работы.       Актуальность: Актуальность выбранной темы непосредственно связано с накоплением опыта  творческой деятельности и опыта ­ эмоционального отношения к   окружающему миру, а так же для понимания основ традиционной культуры,  путей развития историко­культурного процесса в целом. Цель исследовательской работы:  ­ расширение кругозора в процессе изучения данного вида декоративно­ прикладного искусства; ­ изучение орнаментов как культурных ценностей любого народа; ­ продолжить развивать свои  умения выполнять композиции из папье­маше; ­ установление связи объекта исследования с предметом изобразительного  искусства, теорией и методикой руководства изобразительным творчеством,  ручным трудом Задачи: ­ ­ изучить понятие «орнамент»; изучения всех этапов развития исламского орнамента; ­     видеть в своих работах художественную и практическую ценность. Объект исследования  ­ стало изучение  исламского орнамента Предмет исследования – орнаменты с различными формами. Методы исследования:  ­ изучение дополнительной литературы по данному вопросу ­ описательный метод с приемами наблюдения. ­ сравнительный метод. Гипотеза:  Если общество ознакомится с понятием, символикой, значением орнамента, как одного из символик культуры в традиционной культуре ислама, то это позволит понять свои истоки.   Практическая значимость ­ использовать в школьном курсе «Изобразительное искусство»,  «Технология», «ОДНК»,  ­для повышения образовательного уровня, учителем истории и культуры  Башкортостана, технологии,  объяснения тем и проведения занимательного  урока. 2.1 Что такое орнамент? Орнамент – национальный вид искусства для многих народов. Издавна славились ими художники. Орнамент в традиционной культуре играет важную роль не только в качестве украшения всевозможных бытовых и ритуальных предметов,   но   и   обладает   многоаспектным   семантическим   смыслом. Орнаментальный декор соответствует форме предмета и чаще всего имеет значение оберега, талисмана, благопожелания. Пожелание здоровья, долгих лет   жизни,   многочисленного   потомства,   богатства,   счастья.   Вот   главный смысл декора.  Слово   «орнамент»   ­   латинского   происхождения,   в   переводе   означает «узор», «украшение». Латинский корень ­ cultus (культ, культура) восходит к древности, связан с почитанием духов, богов, напоминает о связях орнамента с представлениями человека о Вселенной. Древнейшая функция орнамента ­ магическая: человек разрисовывал свое тело, лицо, личные предметы теми или иными узорами, выступающими в роли защиты,   оберега.   Декоративная   функция   узора   –   узор   как   украшение; информационная функция сводится к получению того или иного сведения о человеке, предмете или явлении. Мастера,   сравнивая   создание   орнамента   с   трудом   ученого,   говорили своим ученикам: «Если ученый творит, нанизывая в строку буквы, то для нас, погруженных   в   мир   красок   и   цветов,   имеющих,   как   и   каждый   завиток орнамента,   свой   смысл,   цвет,   то   орнаменты   ­   те   же   буквы,   которыми   мы выражаем свои мысли, свое отношение к предмету». Орнамент как явление культуры нашел свое наибольшее воплощение в народном   творчестве.   Постепенно   складывались   устойчивые   формы   и принципы   построения   узора,   во   многом   определившие   национальные художественные традиции разных народов.   Каждая   эпоха,   каждый   стиль   в   архитектуре,   каждая   национальная культура выработали свою систему орнамента (мотивы, формы, расположение на украшаемой поверхности), поэтому часто по орнаменту можно определить, к   какому   времени   и   к   какой   стране   относится   то   или   иное   произведение искусства. Главной   особенностью   орнамента   является   то,   что   он   связан   с конкретным   предметом  (зданием,   домашней   утварью,   костюмом,  ковром   и т.д.). Он не может существовать самостоятельно, вне этого предмета. Основным   источником   создания   орнамента   явилась   природа:   человек давно   подсмотрел   у   природы   его   «образцы».   Всевозможными   узорами «расписала» она крылья бабочек, спинки гусениц и змей, создала листья и цветы множества разных растений. 2.2 Символика исламского орнамента В процессе работы нам удалось выявить, что исламский орнамент разных эпох   и   стилей   обладает   общими   характеристиками,   определяющими   его единую духовную сущность. Как   бы   ни   изменялись   внешне   орнаментальные   формы   тех   или   иных художественных   школ  мусульманского   мира,  они   доказывают,  что   на   всех этапах   развития   эти   формы   исходят   из   одних   и   тех   же   принципов   и подчиняются одной и той же системе. Это означает, что орнамент в контексте ислама представляет собой искусство, которое на всём пути своего развития не изменяло своих религиозных и философских основ. Существуют два основных вида мусульманского орнамента. Первый –  гирих – геометрический. Это жесткие прямоугольные и полигональные  непрерывные фигуры­сетки, узлы.      "Гирих" – в переводе с арабского означает "узел". Геометрический  орнамент по­арабски называется «гирих» или «узел», в его основе ­ геометрия круга, деление на равные части, с помощью которого в дальнейшем строятся  квадраты, прямоугольники, многоугольники. Все точно выверено с помощью  линейки и циркуля, орнамент создается повторением одного и того же  элемента бесконечное количество раз. Многие орнаменты также базируются  на правильных шестиугольниках, полученных из переплетения двух  равносторонних треугольников. Иначе говоря, гирих создается с помощью  циркуля и линейки. В композиции гириха соседствуют и соперничают между собой десятки  разнообразных геометрических орнаментов, полученных от многократного  наложения многоугольников друг на друга, многоугольников на круг, и т. п.  Любой гирих выверен математически, построен согласно рациональному  порядку, который дает возможность создать орнамент из одного бесконечно и механически повторяемого раппорта. Второе – ислими – растительный. Он представляет собой узор из гибких,  вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами. .  Наиболее ярко орнамент представлен в архитектуре, книгах, одежде и  росписях посуды. Изящный растительный орнамент "ислими", выполненный  темперными или масляными красками, украшает пудреницы и пеналы,  шкатулки и столики­хантахты, изготовленные в мастерских ремесленников.  Еще более тонкие узоры, часто декорированные твореным сусальным золотом, наносят на лаковые изделия из папье­маше художники ­ мусаввиры,  возродившие старинное искусство миниатюры.        Сами исламские орнаменты не являются однообразными, и содержат  национальный колорит в своих изображениях.  Гирих подчеркивает величие и мощь, недостижимость высот, оторванность от  земного существования, а ислими – доступность, приближенность, мягкость и  сплетения окружающего мира в каком­то теплом домашнем образе. Большей частью эти стили используются отдельно, но могут и соединяться,  когда все ячейки крупной геометрической сети гириха туго заполняют  упругие мелкие сплетения растительных завитков. Важная часть узора  каллиграфическое письмо ­ это цитаты из Корана или хадисов. Обычно с  гирихом сочетается куфический прямоугольный шрифт, а с ислими ­ закругления более позднего скорописного письма ­ насх. Во все времена  мечеть была одновременно и местом собраний, и школой­медресе. Если  снаружи более используемым был стиль гирих, то во внутренней отделке ­  ислими.       К примеру турецкий орнамент содержит больше растительных мотивов.  Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым "огуречным" рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также "турецким бобом", "индийским пальмовым листом", "персидским кипарисом". В народе  этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец»,  «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец».         А башкирский орнамент применялся чаще не для религиозных, а для  повседневной практике. Башкирский орнамент всегда симметричен, узоры  располагаются либо бордюрами, либо отдельными розетками, либо сплошной  сеткой или используется все эти примеры одновременно. В нем сохраняются  наслоения различных периодов культурного развития, следы сложных  взаимодействий и взаимовлияний между племенами и народами. Смысловое  древнее значение орнамента в основном забыто и современный человек  воспринимает как украшение, узор. В цветовом отношении башкирский  орнамент полихромный, т.е. яркий, многоцветный, преобладают красный,  желтый, черный, зеленый реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый.  Фон изделий чаще всего красный, черный реже желтый и белый. Эти цвета  башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем  красивым в природе. Узоры из сплетений арабской геометрической вязи европейцы называли  арабесками. Арабеска (ит. arabesco, фр. arabesque ­ "арабский") ­  европейское название сложного восточного средневекового орнамента,  состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и  растительных элементов и созданного на основе точного математического  расчета. Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов  о "вечно продолжающейся ткани Вселенной".       Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких  фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение  узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это  "боязнью пустоты").       Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской  или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике. Арабески  создавались на коврах и страницах книг, применялись в резьбе по камню,  дереву, чеканке по металлу, в мозаике. Сложный линейно­геометрический  узор, построенный на математически точном сочетании многоугольников и  многолучевых звезд. Включали растительные мотивы, вплетались надписи, изображения животных, птиц, фантастических существ. Линии плавны и  симметричны.  Соблюдается мерный ритм, повторяемость рисунка в пределах всей композиции. Бога в странах ислама изображать запрещалось, а можно было обозначать  буквами и знаками. Поэтому в искусстве получил распространение  геометрический орнамент, нередко состоявший из знаков и мотивов, имевших  символическое религиозное значение. Например, слово «Аллах» обозначалось  четырьмя вертикальными линиями, которые схематически выражали буквы  этого слова. Составленные в квадрат, они становились символами Каабы.      Два пересеченных квадрата образовывали восьмилучевую звезду ­ самый  распространенный элемент мусульманского орнамента. Разнообразное умножение квадратов рождало сложный многоугольный  рисунок. Треугольник обозначал око Бога. Пятиугольник символизировал  пять основных заповедей. Пронизанный символизмом, орнамент в  средневековом мусульманском обществе читался как открытая книга.       Таким образом, для мусульман орнамент ­ это возможность создания  искусства без картин, что особым образом решает основную задачу арабского  искусства ­ отражение красоты божественного мира, существенными чертами  которой являются симметрия и ритм. III. Заключение При работе с этой темой мы научилась анализировать и делать выводы,  ставить вопросы « А что дальше?», «Почему..?».  Также устанавливать  различные взаимосвязи и взаимодействия между элементами объекта.  Мы думаем, что полученные умения работать над темой,  нам пригодятся при  учебе в дальнейшем. Пусть,   этот   материал,   будет   иметь   познавательное   значение,   которым зачастую не владеет каждый человек. IV.Список используемой литературы 1. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. – М., 1977. ; Эстетическое  познание и религия. М., 1962; Эстетическое сознание искусство и  религия. М., 1969; Искусство и мировые религии. М., 1977.  2. Буткевич Л. М. История орнамента, М., Владос, 2008 г., 272 стр. 3.   Интренет ресурсы  .  ua›pc   /  islam   skij    ­  ornament    / 1.ornaments  .  com ://   www   .  artprojekt    .  ru   /  Civilization 2.   http  3.http://www.islamnaneve.com/mpage.php?p=art/mosque/mosqueanNabawi 4 rukomeslo.ru›…   pape .  ­  mashe  …izgotovleniya­izdelij­      iz   …    /0141.    html   V. Приложение Инструменты и приспособления                             Работа над эскизом   Выбор орнамента «ГИРИХ»    Этапы работы Пробная работа Результат нашей работы

Исследовательская работа «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа   «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа   «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа   «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа   «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа   «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа   «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа   «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа   «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа   «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа   «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа   «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа   «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа   «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа   «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа   «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа   «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа «Орнамент как «буква» выражающая мысль»

Исследовательская работа   «Орнамент как «буква» выражающая мысль»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2019