Данная работа содержит исследовательскую работу с фотографиями этапов исследования. Будет интересна педагогам дошкольного образования и учителям начальных классов при изучении зимующих птиц. Работа достаточно интересна. Получила высокую оценку экспертов. Может быть использована как в урочной так и внеурочной работе. Написана учеником совместно с педагогом.Документ
Районный конкурс исследовательских работ среди учащихся начальных классов.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа села Фатеево Кирово Чепецкого района Кировской
области.
«Пищевые пристрастия зимующих птиц».
Работу выполнил: Русаков
Данил Александрович ученик
3 класса МКОУ ООШ
с.Фатеево КировоЧепецкого
района
Руководитель:
Салахутдинова Ольга
Ивановна, учитель
начальных классов МКОУ
ООШ с.Фатеево Кирово
Чепецкого района
Кировской области.
с. Фатеево 2013 год.
1 Содержание.
Введение. – 3.
Изучение литературы по проблеме зимующих птиц. – 4.
Проведение эксперимента по изучению пищевых
1.
2.
пристрастий птиц. – 8.
Заключение. – 10.
Список литературы. – 12.
2 Введение
Наступила зима. Большинство птиц улетели в тёплые края. Тихо стало на улице, как
будто вымерло всё. Изредка каркнет глухо ворона, даже стрёкота сорок не слышно.
Где вы, птицы, неужели никого не осталось?
Завыли метели, по утрам стало пригревать ласковое солнышко, и послышалась звонкая
трель синицы. А в лесу застучал дятел. А у окна впервые засуетился снегирь. Так вот
они птицы! Где же они прятались всё это время?
Мне стало очень интересно, почему зимующие птицы появляются у жилища человека
не с самого начала зимы, а гдето с середины. Для чего они летят к жилищу человека?
Почему одни птицы улетают, а другие остаются зимовать? Какие виды птиц остаются
зимовать и нуждаются в нашей помощи?
Я стал искать ответы в учебниках и специальной литературе.
Мы много говорим о том, что птицам нужно помогать. А много ли мы делаем для
этого? Всегда ли мы делаем то, что действительно нужно птицам?
Объект исследования – пищевые предпочтения зимующих птиц.
Предмет –разнообразные корма для птиц.
Гипотеза моего исследования не всякий вид корма одинаково любим птицами. Цель
проекта: создать условия для кормления птиц в зимний период, определить их
предпочтения в пище.
Задачи:
Сделать и развесить кормушки для птиц.
Провести разъяснительную работу среди учащихся о необходимости
1.
2.
кормления птиц зимой.
Организовать работу по изготовлению кормушек силами учащихся.
3.
Развесить готовые кормушки.
4.
Организовать сбор корма для птиц.
5.
6.
Вести наблюдение за птицами, во время посещения ими кормушек.
Делать записи в дневнике о поедаемости птицами разных видов кормов.
7.
Используя различную литературу, изучить жизнь и повадки птиц,
зимующих в нашем крае.
При выполнении работы использовались различные методы: моделирования,
наблюдения, статистический, теоретический анализ источников.
3 1.
Изучение литературы по проблеме зимующих птиц.
В первую очередь мною была собрана информация о тех видах птиц, что остаются
зимовать в нашем крае. Для этого я изучил в библиотеке литературу по
проблеме.
Из книги А.И. Рахманова «Птицы наши друзья» я узнал, что период бескормицы
наступает с момента промерзания почвы и выпадения снега и продолжается до
схода снежного покрова и появления первой свежей зелени.
Главная цель подкормки защита птиц от голода, сохранение их высокой
жизнеспособности и предупреждение или значительное снижение выклёвывания
почек плодовых деревьев.
Другая положительная сторона привлечение птиц в те места, где это необходимо
человеку, так как большинство птиц остаётся в районах подкормки, там же
выводит и выкармливает птенцов.
Наиболее сильно страдают от бескормицы насекомоядные птицы(синицы,
корольки).
Для подкормки птиц используют специальные кормушки, которые подвешивают
на столбах или деревьях на высоте 12 метра.
Конструкции кормушек разнообразны.
Самыми первыми посетителями обычно бывают синицы. Здесь кормятся также
воробьи, снегири, чижи, зеленушки, щеглы и поползни.
Кормушку следует ежедневно очищать от шелухи, мусора, снега.
Из книги В.Н.Сотникова «Птицы Кировской области и сопредельных
территорий» я узнал, что зимовать у нас остаются сороки(семейство врановые),
но специальной подкормки они не требуют, так как являются всеядными.
Галки же покидают пределы области, откочёвывая к югозападу, и появляются
весной одновременно с грачами.
Серые вороны так же являются кочевыми птицами и чаще всего покидают наши
места, более консервативными являются старые самцы и могут оставаться в
наших краях на зимовку.
Тем самым я нашёл ответ на вопрос, почему привычных нам птиц осенью
становится меньше.
В зимний период встречаются в нашей области и свиристели, но в нашем Кирово
Чепецком районе их не увидишь, так как отдают предпочтение они северным
4 районам(Лузскому, Подосиновскому, Верхнекамскому, Нагорскому). А по мере
поедания ягод откочёвывают и оттуда.
Хотя нам повезло и стайку свиристелей мы видели в окрестностях нашей школы.
По берегам рек нашего района многие исследователи встречали такую редкую
птичку как оляпка.
Зимовать у нас остаются и дятлы, а слышим мы их ближе к весне потому что они
начинают строить свои гнёзда.
Дятлы очень полезные птицы для леса. Они уничтожают много вредных
насекомых, доставая их из древесины деревьев, как зимой, так и летом. Осенью и
зимой, когда не хватает насекомых, они питаются семенами хвойных деревьев,
устраивая своеобразные «кузницы», около которых на земле множество шишек.
Поползень птица кочующая, довольно редко встречается он в наших краях. Крик
поползня можно перепутать с криком дятла. И повадки их так же очень схожи. В
зимний период питается семенами ели.
Ещё одной зимующей птицей, которая нуждается в нашей помощи, является
снегирь. Пищей для снегиря являются семена деревьев и трав, ягоды. Насекомых
и пауков используют только в качестве дополнительного корма. Птенцов
родители кормят размягченными семенами. Зимой поедают почки.
ЩЕГОЛ одна из красивых и часто встречающихся птиц наших лесов. Он мельче и
стройнее воробья, весит около 20 г. В оперении щегла бросаются в глаза красные
лоб и горло, а также яркожелтые полоски на черных крыльях. Спина коричневая,
коричневый оттенок заметен и на груди. Темя, затылок и скобочки вокруг белых
щек черные. Самка окрашена сходно с самцом, но чуть побледнее. Осенью и
зимой щеглы ведут кочующий образ жизни, дальних перелетов не совершают.
Весеннее оживление в стайках кочующих щеглов наступает очень рано, в
феврале. Щеглы питаются семенами, птенцов выкармливают насекомыми.
Истреблением вредных насекомых, особенно тлей, а также уничтожением семян
сорняков эти птицы приносят пользу сельскому хозяйству.
ОБЫКНОВЕННАЯ ОВСЯНКА.
Признаки: Каштаново бурое надхвостье, у самца лимонножелтая, а у самки
бледно желтая голова. Молодые птицы напоминают самок. Свои песни они
исполняют на конце ветки поблизости от гнезда.
Ареал: Сельские районы: поля, луга, полевые дорожки с изгородями. Гнездятся
также в питомниках и на опушках лесов. Основную часть жизни проводит на
земле, но может сидеть и на ветвях, но не прыгает с ветки на ветку. Пища:
насекомые и еще зеленые семена трав и зерновых.
Воробьи.
5 Воробей – удивительная птица, и везде он одинаков – на севере Норвегии и на
Азорских островах: юркий плут, воришка, забияка, драчун, сплетник и первейший
нахал. Проведёт он всю зиму нахохлившись под застрёхой или в глубине густой
ели, питаясь тем, что найдёт на дороге, а чуть весна, лезет в чужое гнездо, что
поближе к дому, в скворечье или ласточкино. А выгоняют его – он как будто ни
при чём… Человек уже хорошо знает воробьёв: знает, что они едят и где живут,
что в большинстве мест эта птица оседлая, но кое–где и перелётная: например, из
Якутии и Туруханска на зиму отправляются в жаркие страны. Некоторые воробьи
приносят вред человеку, нападая на посевы подсолнечника, конопли и других
семян, а другие, наоборот, спасают города от вредных насекомых.
Воробьи отважно защищают свои гнёзда от других птиц. Они хорошие родители,
добывают еду для своих птенцов и в жару, и в холод.
Прекрасно работает воробьиное бюро погоды. В хорошую погоду птицы
подвижны, драчливы. Перед дождём воробьи становятся вялыми, сидят
нахохлившись, купаются в земле; если они зачирикают в продолжительное
ненастье – можно ждать тёплой погоды.
Далее я перешёл к поиску ответов на вопрос: для чего птицы летят к жилищу
человека. Помог мне в этом интернет.
Зимой птицы предпочитают жить около жилья людей и нуждаются в том, чтобы
их подкармливали. Так как известно, что сытого и мороз не очень пугает. Но в
зимнее время года, пища для птиц – нелегкая находка.
Не секрет, что много птиц не в силах пережить без корма и несколько холодных
дней, поэтому мы просто обязаны помогать им зимой. Когда деревья
покрываются льдом, птицам стает чрезвычайно трудно, так как при таких
условиях они не могут питаться естественным кормом.
Некоторые птицы больше всего любят семена злаков и их растений. Увидев в
кормушке овес или зерно, к ней сразу же прилетят щеглы, воробьи, зеленушки и
другие птички – любители зерна. Не откажутся от зерна и голуби. Универсальным
кормом и важным источником энергии за счет большого количества растительных
жиров считаются семена подсолнуха. Его едят почти все птицы.
Снегири и свиристели отдают предпочтение боярышнику и рябине в сушеном
виде. Хлеб и хлебные крошки едят все птицы, без исключения.
Можно специально сделать корм птицам из недорогих продуктов, которые имеет
каждая семья. Вспомните о пернатых, прежде чем выкидывать неиспользованную
еду. Ведь они так нуждаются в высококалорийном корме, который поможет им
пережить зиму.
6 Зимой повышается смертность птиц (например, в холодное время года живыми
остаются только 10% синиц). В среднем 7 из 10 птиц умирают во время морозов,
и это несмотря на способность их адаптироваться к плохим погодным условиям.
Поэтому, покормив птиц во дворе или повесив кормушку на балконе, вы
поможете пернатым выжить.
Следующий ответ на вопрос: почему одни птицы остаются, а другие улетают,
отыскался в учебнике по окружающему миру.
Птицы улетают не только изза холода. Многие птицы питаются только
насекомыми. Но зимой насекомые спрячутся под кору деревьев. Другие птицы
питаются рыбой. Но зимой вода в реке замёрзнет и рыбу не достать. Поэтому
многие птицы вынуждены улетать. И главной причиной того, что птицы улетают,
становится голод.
Мне очень понравилось стихотворение Елены Благининой и я сделал его девизом
нашего проекта.
Морозы жестокие
В этом году…
Тревожно за яблоньки
В нашем саду!
Тревожно за Жучку,
В ее конуре –
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц –
За наших воробышков,
Галок, синиц!
У нас приготовлено
Все для зимы:
Рогожей укутаем
Яблоньки мы.
Побольше сенца
В конуру принесем:
Беднягу – дворнягу
От стужи спасем.
Но птицы! Возможно ли
Птицам помочь?
Смотрите, какая
7 Студеная ночь!
Поможем! Их надо
Кормить, и тогда
Им будет легко
Пережить холода.
1.Проведение эксперимента по изучению пищевых пристрастий птиц.
Начиная свой проект, я ставил перед собой ряд задач. Для реализации таких
задач, как:
1. Сделать и развесить кормушки для птиц.
2.Провести разъяснительную работу среди учащихся о необходимости
кормления птиц зимой.
3. Организовать работу по изготовлению кормушек силами учащихся.
4. Развесить готовые кормушки.
5. Организовать сбор корма для птиц.
6. Вести наблюдение за птицами, во время посещения ими кормушек.
Делать записи в дневнике о поедаемости птицами разных видов кормов.
Я пригласил на помощь своих одноклассников. Вместе мы принесли кормушки из
дома и развесили их под окнами нашего класса, но этого оказалось недостаточно.
Тогда на помощь к нам пришли первоклассники. С Ольгой Ивановной они
изготовили кормушки из картона и все вместе повесили их. Мы разделились на
группы, которые отвечали за корма. Ребята принесли из дома такие корма как:
сушёные яблоки, семена подсолнуха, семена овса, крупу перловую, пшено,
ржаной хлеб, печенье, конфеты, гречневую и ячневую крупы.
Мы разделили кормушки по видам корма и стали ежедневно, после уроков
подкладывать корм в кормушки. Старый корм мы убирали, при этом измеряли
сколько корма мы положили и сколько его осталось. Все результаты записывали
в дневник наблюдений.
Этапы нашей работы представлены в таблице №1.
Этап.
Проведение беседы среди
учащихся о
необходимости
подкармливать птиц
Время проведения.
16 января 2013 год.
Результат.
Беседа проведена.
8 зимой.
Развешивание кормушек,
принесённых из дома.
Изготовление кормушек в
классе.
Развешивание
дополнительных
кормушек.
Деление на группы,
ответственные за
кормление птиц,
определённым видом
корма.
Сбор корма.
21 января 2013 год.
Развесили.
21 23 января 2013 год.
23 января.
Изготовили 1 класс с
нашей помощью.
Развесили.
24 января 2013год.
Распределились,
назначили ответственных.
2528 января 2013 год.
Кормление птиц. Ведение
дневника наблюдений.
28 января 2013г.28
февраля 2013г.
Анализ работы. Выводы.
15 марта 2013 год.
Корм собран, хранится в
классе.
Корм заменялся
ежедневно. Записи в
дневнике делали старшие
групп.
Совместно, с помощью
руководителя.
Салахутдиновой О.И.
Во время проведения эксперимента нами были получены следующие результаты.
Таблица№2.
Поедаемость различных видов корма птицами.
Вид корма.
Съедали всё.
Съедали
половину.
Съедали
малую часть.
Оставляли не
съеденным.
+
+
+
Крошки
ржаного хлеба.
Овёс.
Семена
подсолнечника.
Греча.
Пшено.
Печенье
сахарное.
Конфеты
«зернушка»
Сушёные
яблоки.
+
+
+
+
+
9 +
+
Крупа
перловая.
Ячневая крупа.
Таким образом, наши птички предпочли из всех предложенных нами кормов:
овёс, ржаной хлеб(в виде крошек, целые куски они не расклёвывали), семена
подсолнечника, чуть меньше им понравились сушёные яблоки, полностью птицы
отказались есть печенье, конфеты и перловую крупу, ячневая, гречневая и
пшённая крупа птицами поедались, но нравились меньше остальных видов корма,
которые они ели.
Из чего следует, что, несмотря на холод и бескормицу, птицы предпочитают одни
виды кормов другим, а некоторые корма есть, вообще отказываются.
Заключение.
В начале нашей работы мы выдвинули гипотезу, что у птиц есть пищевые
предпочтения и не все виды корма будут поедаться ими одинаково.
Целью проекта было: создать условия для кормления птиц в зимний период,
определить их предпочтения в пище.
Для проведения исследования нами был определен ряд задач:
Сделать и развесить кормушки для птиц.
Провести разъяснительную работу среди учащихся о необходимости
1.
2.
кормления птиц зимой.
Организовать работу по изготовлению кормушек силами учащихся.
3.
Развесить готовые кормушки.
4.
Организовать сбор корма для птиц.
5.
6.
Вести наблюдение за птицами, во время посещения ими кормушек.
Делать записи в дневнике о поедаемости птицами разных видов кормов.
7.
Используя различную литературу, изучить жизнь и повадки птиц,
зимующих в нашем крае.
При выполнении работы мы использовали различные методы.
Мы считаем, что в результате проведённой работы гипотеза была полностью
доказана, все задачи решены, а цель достигнута.
Дальнейшие перспективы нашей работы в том, чтобы провести анализ
биологической ценности кормов, которые так полюбились птицам, сравнить их
питательность и сделать выводы, почему именно эти корма так полюбились
птицам и зависит ли это от их биологического состава. Кроме того мы будем
продолжать работу по кормлению птиц и наблюдению за ними. Будем проводить
10 беседы и разъяснительную работу среди учеников нашей школы о необходимости
кормления птиц зимой. Выступим с докладом перед товарищами.
За месяц, проведённый в наблюдении за птицами, мы узнали для себя много
интересного. Мы стали дружнее, научились работать в группах, достигать
поставленных целей и ставить перед собой реальные задачи.
А ещё мы узнали, что увидеть у кормушки щегла или поползня это большая
удача и чаще всего посетителями наших «столовых» бывают воробьи и синицы,
залетали к нам на обед и снегири, а вблизи от школы мы видели свиристелей, но,
к сожалению, не у наших кормушек.
В ходе работы над проектом, мы узнали много нового о птицах. Узнали, что
птицы привыкают к местам кормления и если кормушку перевесить даже на
соседнее дерево, то долго не могут её найти. Для того чтобы птицы привыкли и
«рассказали» о появлении новых мест кормления другим птицам должно пройти
достаточно времени (иногда до месяца).
А в заключении я хочу сказать слова А.Я. Яшина , которые давно известны всем:
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
11 Список литературы.
Рахманов А.И. Птицы наши друзья.М.: Росагоропромиздат, 1989.
Сотников В.Н. Птицы Кировской области и сопредельных
1.
2.
территорий. Киров: ООО «Триада плюс», 2006. Воробьинообразные
часть1. Тогм2.
3.
территорий. Киров: ООО «Триада С», 2002. Неворобьиные. Часть 2. Том 1.
4.
Сотников В.Н. Птицы Кировской области и сопредельных
Ресурсы интернета.
12
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.