В прошлом году на башкирском телевидении проходила литературная акция «Аленький цветочек», посвященная 225 - летию С.Т. Аксакова. Мы с удовольствием слушали отрывки из сказки, которые читали знаменитые люди нашей республики. Поэтому нам захотелось прочитать сказку и, с тех пор она стала моим любимым произведением.
Актуальность моей работы связана с углубленным изучением творчества Сергея Тимофеевича Аксакова.
Цель: изучить документальные источники о жизни и творчестве С.Т. Аксакова.
Задачи:
1. Познакомиться с биографией С.Т. Аксакова и историей памятных мест в городе Уфа, посвященных писателю.
2. Проанализировать источники литературы.
3. Провести анкетирование учащихся вторых классов.
4. Разработать экскурсионный буклет «По аксаковским местам»
5. Обобщить материалы.
Объект исследования: творчество С.Т. Аксакова
Предмет исследования: Аксаковские места в городе Уфа.
Гипотеза. Мы предполагаем, что аксаковские места в городе Уфа это не только напоминание о жизни и творчестве писателя, но и символ добра,Исследовательская работа на тему: "По аксаковским местам"
Исследовательская работа
ПО АКСАКОВСКИМ МЕСТАМ
Георгадзе Елизавета
МБОУ Школа № 70, 2В класс
Руководитель:
Шаяхметова Альфия
Хатмулловна, учитель
начальных классов МБОУ
Школа №70, г. Уфа РБУфа 2016
2Оглавление
Введение
Глава I Творчество С.Т. Аксакова
1.1 Биография С.Т. Аксакова
1.2 История возникновения сказки «Аленький цветочек»
Глава II По аксаковским местам
2.1 Памятные места, посвященные С.Т. Аксакову в
городе Уфа
2.2 Легенда об «Аленьком цветочке»
2.3. Анализ анкетирования учащихся.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
3
6
8
10
12
13
16
17
18
Введение
3В прошлом году на башкирском телевидении проходила литературная
акция «Аленький цветочек», посвященная 225 летию С.Т. Аксакова. Мы с
удовольствием слушали отрывки из сказки, которые читали знаменитые люди
нашей республики. Поэтому нам захотелось прочитать сказку и, с тех пор она
стала моим любимым произведением.
Актуальность моей работы связана с углубленным изучением творчества
Сергея Тимофеевича Аксакова.
Цель: изучить документальные источники о жизни и творчестве С.Т.
Аксакова.
Задачи:
1. Познакомиться с биографией С.Т. Аксакова и историей памятных мест
в городе Уфа, посвященных писателю.
2. Проанализировать источники литературы.
3. Провести анкетирование учащихся вторых классов.
4. Разработать экскурсионный буклет «По аксаковским местам»
5. Обобщить материалы.
Объект исследования: творчество С.Т. Аксакова
Предмет исследования: Аксаковские места в городе Уфа.
Гипотеза. Мы предполагаем, что аксаковские места в городе Уфа это не
только напоминание о жизни и творчестве писателя, но и символ добра,
4любви, благодарности, которые помогают детям знать и помнить творчество
С.Т.Аксакова так как:
1. Имеются памятные места С.Т. Аксакова в городе.
2. Основная мысль сказки «Аленький цветочек» это добро, любовь,
благодарность.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы
использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ литературы;
Эмпирические методы, включающие анкетирование, методы обработки
данных: количественный анализ с использованием методов математической
статистики и качественный анализ результатов исследования, наблюдение,
математические расчёты.
Исследование проводилось на базе МБОУ Школа №70 г. Уфы среди
учащихся 2 классов и включало три этапа:
1 этап. Постановочный на этом этапе изучалась, анализировалась
литература по данной теме. Рассматривалась терминология, задачи, ставилась
цель, обозначался объект, предмет, выдвигалось предположение.
2 этап. Опытноэкспериментальный систематизируется полученный
материал, происходит отбор методов и методик, определяется порядок
применения методик, интерпретация полученных результатов, разработка и
применение преобразующего эксперимента.
3 этап. Апробация результатов исследования, корректировка работы,
литературное оформление.
5Теоретическая значимость работы в том, что мы рассмотрели
основные человеческие ценности, описанные автором в сказке «Аленький
цветочек».
Практическая значимость работы в том, что изучение памятных мест,
позволит создать виртуальную экскурсию, информацию которой мы можем
использовать на уроках, во внеурочной деятельности и как памятный подарок
гостям города.
В ходе исследования мы опирались на статьи Бегунова Юрия
Константиновича, Машинского Семёна Иосифовича, Кошелева Вячеслава
Анатольевича. [2,3,5 ]
Работа состоит из двух глав и 17 страниц.
6Глава I.
Творчество С.Т. Аксакова
1.1. Биография С.Т. Аксакова
Аксаков Сергей Тимофеевич знаменитый русский писатель. Был одним
из выдающихся личностей, несущих в наш мир красоту русского слова,
проникновенный поэт природы, тонкий психолог отроческой души. Обладал
какимто непостижимым даром изображать природу и человека слитно, в
неразлучном единстве настолько многогранны его произведения, что любой
читатель сможет найти близкую для себя тему и не остаться равнодушным к
его творчеству.
Сергей Тимофеевич сын Тимофея Степановича Аксакова (1759 1832)
прокурора уфимского земского суда, принадлежащего к небогатой, но
старинной дворянской семье, и Марии Николаевны Зубовой, дочери
помощника оренбургского наместника. Родился в Уфе 20 сентября 1791
года. Детские годы Аксаков провел в Уфе и дедовском имении Ново
Аксакове, в широком раздолье степных просторов Заволжья. Любовь к
природе совершенно чуждую его матери, насквозь горожанке будущий
писатель унаследовал от отца. [2]
Серёжа Аксаков был очень одарённым мальчиком. В четыре года он уже
хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Сумарокова и
Хераскова, посвоему пересказывал и даже разыгрывал сказки «Тысячи и
одной ночи». Свои ранние годы С. Т. Аксаков провел в Уфе и в дедовском
7степном имении Новом Аксакове Бугурусланского уезда Самарской губернии
(сейчас это Оренбургская область).
Мать Сергея Аксакова Мария Николаевна была очень образованной
женщиной и приохотила своего сына к чтению. Сергей читал очень много.
Детских книг в то время не было, но был детский журнал «Детское чтение для
сердца и разума», откуда он узнавал много интересного, например, откуда
берутся гром, молния, дождь, облака и другие явления природы. Дошла
очередь и до арабских сказок «Тысяча и одна ночь», которые приводили
маленького Сережу в изумление, рождали в нем собственные фантазии.[3]
Отец – Тимофей Степанович, страстно любил природу. Сергей тоже был
неравнодушен к природе, и в этом заслуга отца, мягкого по натуре человека.
Он развил в сыне привязанность к охоте, рыбалке, общению с природой. [4]
Ключница Пелагея – прислуга в поместье Аксаковых, следила за
хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее
приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном для
маленького Сережи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей
очень любил сказку «Аленький цветочек». Он слышал ее в продолжение
нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась.
Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками,
ужимками, оханьем и вздыханием Пелагеи. [3].
Таким образом, мы можем сказать. Что каждый из его родных породил
какое либо увлечение:
мама – любовь к чтению (стал умным, образованным);
папа – любовь к природе (писал много о природе);
ключница Пелагея – увлечение сказками (написал сказку «Аленький
цветочек»);
8
поместье – любовь к родному краю
91.2. История возникновения сказки «Аленький цветочек»
«Аленький цветочек» – одна из самых добрых и мудрых сказок. «Сказка
ключницы Пелагеи» – значится в подзаголовке.
Както к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном
«деревенская Шахерезада», ключница Пелагея, «помолилась Богу, подошла к
ручке, вздохнула несколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая:
«Господи, помилуй нас грешных», села у печки, подгорюнилась одною рукой и
начала говорить немного нараспев:
«В некиим царстве, в некиим государстве жилбыл богатый купец,
именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров
заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и
было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше
всех…»[1]
Кто же была эта Пелагея? Крепостная крестьянка. В юности во времена
Пугачевского бунта со своим отцом она бежала от жестокого обращения
своего хозяинапомещика Алакаева из Оренбурга в Астрахань. В родные
места вернулась только через двадцать лет после смерти барина. Пелагея
была ключницей в доме Аксаковых. В старину ключница заведовала всеми
съестными припасами в доме, у нее хранились ключи от всех помещений, в ее
ведении была и домашняя прислуга.
Пелагея знала много сказок и была мастерица их рассказывать.
Маленький Сережа Аксаков часто слушал в детстве ее рассказы.
10Впоследствии писатель, работая над книгой «Детские годы Багровавнука»,
вспоминал ключницу Пелагею, ее замечательные сказки и написал «Аленький
цветочек».
Сам Аксаков так писал сыну Ивану: «Я теперь занят эпизодом в мою
книгу: я пишу сказку, которую я в детстве знал наизусть и рассказывал на
потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Пелагеи. Разумеется, я совсем
забыл о ней; но теперь, роясь в кладовой детских воспоминаний, я нашел во
множестве разного хлама кучку обломков этой сказки, а как она войдет в
состав «Дедушкиных рассказов», то я принялся реставрировать эту сказку».
Владимир Солоухин в своем очерке «Аксаковские места» пишет о сказке
«Аленький цветочек»: «Главное в ней – доброта и любовь. И то, что
нехорошие чувства: жадность, зависть, себялюбие – не торжествуют, а черное
зло побеждено. Чем побеждено? Любовью, Добром, Благодарностью. Эти
качества живут в душе человека, они суть души и ее лучшие побуждения.
Онито и есть тот аленький цветочек, который посеян в душе каждого
человека, важно только, чтобы он пророс и расцветал».
«Как живописны и разнообразны, каждая в своем роде, лесная, степная
и гористая твоя полоса, особенно последняя, по скату Уральского хребта,
всеми металлами богатая, золотоносная сторона!» эти восторженные строки о
Башкирии принадлежат перу нашего земляка большого русского писателя
С.Т. Аксакова
11Глава II. По аксаковским местам
2.1. Памятные места, посвященные С.Т. Аксакову в городе Уфа
Актуальность моей работы связана с углубленным изучением творчества
данного писателя. Цели, которые я поставила: изучить документальные
источники о жизни и творчестве С.Т. Аксакова, познакомиться с историей
мемориального Домамузея С.Т. Аксакова, прочитать и проанализировать
его произведения (Приложение 4)
Мемориальный доммузей им. С. Т. Аксакова был создан в 1991 г., его
фонд на сегодняшний день насчитывает более 1,5 тыс. экспонатов —
предметов, тем или иным образом связанных с именем писателя. К слову, сам
музей располагается в очень живописном месте Уфы — на берегу реки Белой,
в старинном и прекрасно сохранившемся особняке 18 века. Сначала в этом
доме жила семья деда писателя по материнской линии, а маленький Сережа с
родителями и младшей сестрой поселились здесь в 1795 г. и жили до 1797 г.
(Приложение 4)
Вот как сам писатель описывает свои детские впечатления от дома в
автобиографической книге «Детские годы Багровавнука»: «Мы жили тогда в
губернском городе Уфе и занимали огромный зубинский деревянный дом...
Дом был обит тесом, но не выкрашен; он потемнел от дождей, и вся эта
громада имела очень печальный вид. Дом стоял на косогоре, так что окна в
12сад были очень низки от земли, а окна из столовой на улицу, на
противоположной стороне дома, возвышались аршина три над землей;
парадное крыльцо имело более двадцати пяти ступенек, и с него была видна
река Белая почти во всю свою ширину...»
Одно из самых красивых зданий Уфы связано с именем великого
Аксакова — это Башкирский государственный театр оперы и балета. В 1909
году, когда Россия отмечала 50летие со дня смерти великого русского
писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, Уфимская городская дума приняла
решение возвести очаг культуры и искусства — Аксаковский дом для
увековечивания его памяти. Был объявлен конкурс на лучший проект здания и
сбор средств на его сооружение. В 1920 году здание было достроено. Рядом с
театром установлен бюст писателя работы скульптора Тамары Нечаевой.
Одна из центральных улиц Уфы носит имя писателя еще с дореволюционных
времен. Парк имени Аксакова является любимым местом отдыха многих
уфимцев. Одно из лучших средних учебных заведений Уфы — 11я гимназия
— носит его имя.
В память о великом писателе в 1991 году в Уфе открыт мемориальный
Доммузей Сергея Тимофеевича Аксакова. В 1996 году учреждена
Всероссийская литературная премия имени С.Т. Аксакова, которая
присуждается один раз в три года российским писателям, публицистам,
литературным критикам. На протяжении последних лет в Башкортостане
ежегодно в сентябре проводятся международные Аксаковские праздники.
Видным государственным деятелем России стал сын Сергея
Тимофеевича — Григорий Сергеевич Аксаков (18201891), губернатор
Уфимской и Самарской губерний. Третий сын писателя, Иван Сергеевич
Аксаков (18231886), получил известность как видный поэт, публицист и
общественный деятель.
132.2. Легенда об «Аленьком цветочке»
Существует легенда, беспамятно влюбленный в прекрасную девушку
Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые
соперники пустили слух, будто его возлюбленная убита. Обезумевший от горя
Фархад погнал своего резвого коня на скалы и разбился насмерть. Именно в
том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие
красные цветы.
В летнее время сад часто посещают молодожены. Недавно здесь
появилась новая достопримечательность скульптура "Аленький цветочек"
или, как его еще называют, "Цветок любви". Идея его создания принадлежит
директору ООО "БАДИ" Н.Р. Майоровой, воплотил проект А. Николаев.
Скульптура более 2 метров высотой, выполнена она в красночерных цветах.
На "стебле" цветка расположено сердце с отпечатками ладоней, чтобы,
приложив к ним свои руки, любящие пары скрепляли свои чувства, и их
никогда не покидало счастье.
142.3. Анализ анкетирования.
Среди учащихся вторых классов мы провели анкетирование c целью
изучения знаний детей содержания сказки «Аленький цветочек», памятных
мест в городе Уфа, посвященных С.Т. Аксакову.
В анкетировании приняло участия 66 учащихся вторых классов.
На вопрос «Кто написал сказку «Аленький цветочек»?». Мы получили
следующий результат:
Результаты изучения данных по вопросу «Кто написал сказку «Аленький
цветочек»?» (Приложение 1)
Вывод: из диаграммы видно, что не все ребята знают, что сказка
авторская и написал ее С.Т. Аксаков.
Из второго вопроса «Что символизирует «аленький цветочек»?» мы
получили такие результаты:
Результаты анкетирования по вопросу «Что символизирует «аленький
цветочек»?» (Приложение 2)
Вывод: по результатам исследования, мы выяснили, что не все дети
знают, что цветок – это символ любви и добра.
На вопрос
«Назовите родину С.Т.Аксакова?», ребята ответили так:
15Результаты по вопросу «Назовите родину С.Т.Аксакова?» (Приложение
3)
Вывод: по результатам анкетирования, мы убедились, что не все дети
знают родину С.Т.Аксакова.
Мы провели виртуальную экскурсию по аксаковским местам ребятам
вторых классов. Дети заинтересовались творчеством писателя: ходили в
библиотеку, ездили на экскурсию .(Приложение 10)
После проведенных мероприятий, мы снова провели опрос по творчеству
С.Т. Аксакова.
На вопрос «Где находится скульптура «Аленький цветочек» в городе
Уфа?», мы получили следующие результаты:
Результаты ответов на вопрос «Где находится скульптура «Аленький
цветочек» в городе Уфа?» (Приложение 4)
Вывод: из диаграммы мы видим, что ребята знают, где находится
скульптура «Аленький цветочек» и ее назначение.
Вопрос «Как звали сноху С.Т Аксакова, которая прославилась своей
благотворительностью?», позволил ребятам показать следующие результаты:
Результаты по вопросу «Как звали сноху С.Т Аксакова, которая
прославилась своей благотворительностью?» (Приложение 5)
Вывод: ребята с легкостью ответили на вопрос, так как соотнесли
памятное место «Софьюшкина аллея» с биографией писателя.
Из вопроса «Как называется парк, откуда маленький Сережа наблюдал
ледоход на Белой и широкий разлив реки по весне?», мы выяснили:
16Результаты по вопросу «Как называется парк, откуда маленький Сережа
наблюдал ледоход на Белой и широкий разлив реки по весне?» (Приложение
6).
Вывод: ребята ответили на вопрос, благодаря тому, что сами посетили
этот парк.
Таким образом, рассмотрев выводы по каждому вопросу анкетирования,
мы выяснили, что вертуальная экскурсия, экскурсия по «Аксаковским
местам», помогли детям обратить внимание на творчество писателя С.Т.
Аксакова, задуматься над главными жизненными ценностями, а значит наша
гипотеза подтвердилась.
17Заключение
Проводя исследования, мы убедились, что
1.«Аксаковские места» это образ родного дома, где писатель вырос. Образ,
который навсегда запечатлелся в его сердце. Сколько бы лет ни прошло, он
бережно хранит эти воспоминания в сказках. Это связь с его детством и
семьей.
2. «Аленький цветочек» сказка о любви. И в самом деле, цветочек аленький,
нежный, цвет загадочный. Автор очень просто и задушевно поведал нам
историю любви, которая может произойти с каждым.
3. Истоки произведений С.Т. Аксакова лежат в пережитом им личном опыте: в
семье, в которой он рос, и в семье, которую он создал. Он с детства проявлял
интерес к родовым преданиям, семейным традициям, с любопытством слушал
рассказы отца, как губка, впитывал семейные обычаи, передающиеся из
поколения в поколение.
Памятные места, посвященные С.Т. Аксакову, напоминают нам о хранении
этих ценностей.
Дальнейшее наше исследование, хотелось бы продолжить и посетить село
Аксаково.
18Список использованной литературы
1. Аксаков С.Т. Собрание сочинений: В 3 т. – М., 1986.
2. Машинский С.И. С.Т.Аксаков: Жизнь и творчество. – М., 1973.
3. Кошелев В.А. Время Аксаковых//Литература в школе, № 4, 1993. С. 9 –16.
4. Вершины: книга о выдающихся произведениях русской литературы. – М.,
1981.
5.
Бегунов Ю.К.
Источники сказки С.Т.Аксакова «Аленький
цветочек»//Русская литература, № 1, 1083. с. 179 – 187
6. Интернет ресурсы:
1. alocvet.narod.ru/ak_plase/ak_plase.html
2. www.niworld.ru/Skazki/Skazki_liter/aksakov/al_cv1.htm
19Приложение 1
Приложение 2
20Приложение 3
Приложение 4
21Приложение 5
Приложение 6
22Анкета №1
1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»?
а) А.С.Пушкин б) С.Т.Аксаков в) русская народная сказка
2. Что символизирует « аленький цветочек»?
а) символ города б) добро и любовь в) украшение сада
3. Назовите родину С.Т.Аксакова?
а) Саратов б) Уфа в) Самара
Приложение 7
Приложение 8
Таблица№1 «Кто написал сказку «Аленький цветочек»?».
классы
2а
2б
2в
1 вопрос
а
10
10
4
б
2
3
10
в
10
9
8
2 вопрос
а
9
8
8
б
4
3
7
в
9
11
7
3 вопрос
а
9
8
8
б
5
4
7
в
8
10
7
23Приложение 9
Анкета№2
1.«Где находится скульптура «Аленький цветочек»
а) Сад им. С. Т. Аксакова б) Парк «Первомайский» в) Мемориальный
Доммузей С. Т. Аксакова.
2.Как звали сноху С.Т Аксакова, которая
прославилась своей
благотворительностью.
а) Ольга б) Мария в) Софья
3.Как называется парк, откуда маленький Сережа наблюдал ледоход на
Белой и широкий разлив реки по весне?
а) ) Парк на Случевской горе. Ныне парк им. Салавата Юлаева б) Парк
Победы в) Парк им. М. Гафури
Таблица №2
классы
2а
2б
2в
1 вопрос
а
16
18
22
б
2
1
0
в
4
3
0
2 вопрос
а
2
2
0
б
2
1
0
в
18
19
22
3 вопрос
б
а
1
19
17
3
0
22
в
2
2
0
24АКСАКОВСКИЕ МЕСТА
Приложение 10
1. Уфа. Столица Башкортостана. Родина писателя Сергея Тимофеевича
Аксакова.
2. Голубиная слобода. Ныне сад им. С. Т. Аксакова (угол улиц Пушкина и
Цюрупы). Здесь писатель родился в 1791 году, о чем повествует
памятный знак с его барельефом. На памятном знаке также указана дата
рождения его сестры: 1792 год. Сестра писателя Надежда Тимофеевна
Карташевская (урожденная Аксакова) – автор биографической повести
«Наташа»
253. Мемориальный Доммузей С. Т. Аксакова. Ранее – дом деда писателя
Николая Семеновича Зубова, екатерининского вельможи, исполнявшего
обязанность главы администрации Уфы в 1780х годах (товарищ
наместника Оренбургской губернии). Находится на улице Благоева ,
дом 4. События, происходившие в нем в конце 1780х – начале 1790х
описаны в повестях Аксакова «Семейная хроника» (1856 г.) и «Детские
годы Багровавнука» (1858 г.). Музей открыт в 1991 году к 200летию
со
дня
рождения
писателя.
264. Аксаковский Народный дом. Заложен в 1909 году в ознаменование 50
летия со дня смерти писателя. Строился на народные пожертвования.
Ныне – Башкирский государственный театр оперы и балета.
5. Дом губернатора. С 1860 года в нем жил сын писателя Григорий
Сергеевич Аксаков. Его жена Софья Александровна прославилась своей
благотворительностью. Его дочери Ольге (1848 г. рождения) посвятил
27повесть «Детские годы Багровавнука» и сказку «Аленький цветочек».
Ныне в этом доме располагается Министерство здравоохранения
Республики
Башкортостан.
6. Софьюшкина аллея. Липовая аллея, посаженная в 1860х годах по
указанию Софьи Александровны Аксаковой. Ныне улица Габдуллы
Тукая.
Парк на Случевской горе. Ныне парк им. Салавата Юлаева. Отсюда, с
высокого берега Белой любовалась широко простирающимися далями мать
28писателя Мария Николаевна Аксакова (урожденная Зубова). Отсюда же
маленький Сережа наблюдал ледоход на Белой и широкий разлив реки по
весне
29