Исследовательская работа по экологии для 11 класса " Влияние света на живые организмы"
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
экология
11 кл
09.03.2017
Для выполнения данного исследования проверялась гипотеза: если свет является важнейшим биоэкологическим фактором, то в ходе эволюции у многих живых организмов выработались приспособления для более полного использования света.
Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретический материал, в котором представлены различные взгляды ученых на происхождение и протекание физических процессов в живом организме.
2.Проанализировать и сопоставить различные физиологические механизмы, ле¬жащие в основе физиологических процессов, связанных с воздействием света.
3.Найти черты сходства в механизмах светового воздействия на организм челове¬ка, животных, растений.
4.Экспериментально доказать, что свет является экологическим фактором, влияющим на такой процесс, как рост и движение растений.
5. Создать общую для всех организмов модель, отражающую механизм протека¬ния химических реакций, связанных с воздействУчебная исследовательская работа по экологии для 11 класса "Влияние света на живые организмы"
Влияние света на живые организмы.doc
Государственное общеобразовательное учреждение кадетская школаинтернат
«Ачинский кадетский корпус»
Влияние света на живые организмы
ВЫПОЛНИЛИ: Шахворостов Сергей
11 класс, Писарев Артем 11 класс,
Ковальчук Вадим 11 класс, Бурлаков
Кирилл 11 класс
РУКОВОДИТЕЛЬ. Малиновская Е.А.,
учитель биологии
г. Ачинск – 2006 2
План
Введение.
1 .Теоретическая часть. Влияние света на организм человека, животных,
растений. 1.1 .В объятиях солнца. Избирательность действия света.
1.2. Ультрафиолетовое излучение. Влияние на человека.
1.3. Видимый свет.
а) Лечение желтухи у новорожденных.
б) Фотопериодизм у животных.
в) Гормоны водители фотопериодических ритмов.
г) Органы рецепторы.
2. Самостоятельное исследование 1
Влияние света на развитие и рост растений.
2.1. Свет как сигнальный управляющий энергетический фактор.
а) Движение растущих органов.
б) Фототропизм.
Методика проведения исследования 1а.
в) Геотропизм.
Методика проведения исследования 16 и 1в.
г) Поведение растений в состоянии невесомости.
д) Ростовые вещества растений.
е) Хемотропизм.
ж) Гидротропизм.
з) Тигмотропизм.
к) Прочие тропизмы.
3. Самостоятельное исследование 2. Влияние различных концентраций
ауксина на рост побегов у растений. Методика проведения исследования 2
Выводы.
Список литературы. 3
Введение
Актуальность исследования. Одно из популярных направлений биоло
гических исследований в настоящее время изучение влияния света на
жизнь живых организмов. Основы фотобиологических наук заложены
крупнейшими учёными: Д.Дьюсбери, К.Лоренц, Ф.Кегель. Несмотря на
наличие большого количества научных работ по этой проблеме, многие
вопросы до сих пор ещё недостаточно исследованы.
Ежедневно живые организмы подвергаются воздействию солнечного
света и света от искусственных источников. Под действием света в клетках
организмов осуществляются многие очень важные фотобиологические
процессы.
Наше солнце — это огромный светящийся газовый шар. Оно освещает и
нагревает нашу планету. Без этого была бы невозможна жизнь на ней не
только человека, но и даже микроорганизмов. Солнце главный двигатель
происходящих на Земле процессов. Основной поток солнечного излучения в
видимом — инфракрасном диапазоне необходим для существования
биосферы, но солнечное, рентгеновское и ультрафиолетовое излучения
губительны для живой материи. К счастью, от потока солнечных
космических лучей и солнечного ветра Землю защищает магнитный щит.
Хотя эту оболочку невозможно увидеть, люди издавна ощущали земное
магнитное поле. Хорошо знакомы нам и фотобиологические процессы.
Многие из нас обгорали под действием солнечного света, после чего
развивается стойкое покраснение кожи.
Зная, что фотобиологические явления есть в животном и растительном
изучить некоторые
мире,
фотобиологические процессы, влияющие на физиологические процессы
организма или вызывающие какиелибо особенные явления в организме
человека, животного, растения, связанные с воздействием света.
Гипотеза: Если свет является важнейшим биоэкологическим фактором,
то в ходе эволюции у многих живых организмов выработались
приспособления для более полного использования света.
Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретический материал, в котором представлены
различные взгляды ученых на происхождение и протекание физических
процессов в живом организме.
мы поставили перед собой
цель: 4
2.Проанализировать и сопоставить различные физиологические механизмы,
лежащие в основе физиологических процессов, связанных с воздействием
света.
3.Найти черты сходства в механизмах светового воздействия на организм
человека, животных, растений.
4.Экспериментально доказать, что свет является экологическим
фактором, влияющим на такой процесс, как рост и движение растений.
5. Создать общую для всех организмов модель, отражающую механизм
протекания химических реакций, связанных с воздействием света.
1. Теоретическая часть. Влияние света на организм
человека, животных, растений
1.1. В объятиях солнца
Избирательность действия света
Биологический эффект зависит от длины волны электромагнитного
излучения, включая ультрафиолетовый и видимый свет.
Граница солнечного света у поверхности Земли над уровнем моря
определяется длиной волны 285 нм. Особенно важная роль в фильтрации
солнечного излучения принадлежит слою атмосферного озона.
К фотобиологическим относятся процессы, начинающиеся с поглощения
кванта света биологически важной молекулой и заканчиваются какойлибо
физиологической реакцией (позитивной или негативной) на уровне
организма. Ясно, что фотобиологический процесс инициирует только при
условии поглощения кванта света подходящей молекулой акцептором.
Например, бактерицидные эффекты возникают в результате поглощения
света молекулами ДНК в клетках бактерий и последующих химических
реакций,
Следовательно,
бактерицидные эффекты можно вызвать только тем светом, который
поглощают молекулы ДНК.
На этом основана избирательность действия света важная черта фото
биологии, выгодно отличающая ее от радиобиологии.
Поглощение квантов рентгеновского или гаммаизлучения
осуществляется не молекулами, а атомами и не зависит от того, в состав
каких молекул эти атомы входят, поэтому поглощение ионизирующего
излучения происходит в основном теми элементами, которых в организме
больше. А так как наш организм на 80% состоит из воды, то
радиохимические процессы приводят преимущественно к появлению
свободных радикалов воды, которые в дальнейшем повреждают белки,
нуклеиновые кислоты и другие биомолекулы. Отсюда понятно, что
ионизирующее излучение не может действовать избирательно.
запасающих энергию квантов света.
1.2. Ультрафиолетовое излучение. Влияние на человека 5
Ультрафиолетовые лучи практически полностью поглощаются эпидерми
сом, едва проникая в кожу человека.
Эритема
Эритема зависит от интервала времени между окончанием облучения и
проявлением покраснения. Дело в том, что фотохимические реакции,
ответственные за возникновение эритемы, протекают в глубине эпидермиса.
На пути ультрафиолетового света к молекулам лежит поверхностный
роговой слой, состоящий из уплотненных мертвых клеток. Роговой слой из
за высокого в нем содержания белков и нуклеиновых кислот исполняет
роль светофильтра.
Под действием ультрафиолетового света в эпидермисе происходит
фотохимическое разрушение витамина Е, который является природным
антиоксидантом, защищающим клетки от процессов пероксидного
окисления насыщенных липидов.
Загар
Ультрафиолетовое излучение, кроме эритемы, вызывает гиперпигмента
цию кожи загар. Загар является замедленным процессом и начинает разви
ваться в коже через 3 суток после облучения, достигая максимума на 1321
день и затем угасать за несколько месяцев. Ультрафиолетовое излучение
запускает сложную цепь реакций биосинтеза меланина в
специализированных клетках меланоцитах. Появление меланина в коже
является важной защитной реакцией организма.
В настоящее время установлены три механизма защитного действия
меланина:
а) меланин служит оптическим экраном, поглощающим ультрафиолетовый
свет, таким образом, он физически защищает клетки кожи от пагубного
действия ультрафиолета.
б) Два химических механизма под действием ультрафиолета в коже
образуют свободные радикалы, запускающие цепные реакции пероксидного
окисления липидов. С одной стороны, меланин является перехватчиком
свободных радикалов и за счет этого он обрывает цепные реакции
окисления. С другой стороны, меланин способен связывать ионы
двухвалентного железа. И железо утрачивает способность к окислению.
Практический смысл вышесказанного в следующем: попав весной на
пляж, нельзя забывать, что кожа за зиму утратила меланиновую защиту, и не
следует злоупотреблять пребыванием на солнце.
Ультрафиолетовый свет вызывает не только красивую пигментацию
кожи, но и нежелательный эффект старения кожи. Последствием
хронического облучения может стать рак кожи. 1.3. Видимый свет
6
а) Лечение желтухи у новорожденных
Синий свет используется в родильных домах для лечения желтухи у но
ворожденных. Это заболевание является следствием резкого повышения в
организме концентрации биллирубина, придающего коже желтоватый
оттенок. Если новорожденных детей освещать синим светом, то
фотоизомерация биллирубина происходит в кровеносных сосудах.
б) Фотопериодизм у животных
Вся жизнедеятельность животных периодична. Внешними факторами,
регулирующими ритмы, являются суточные и годовые колебания
интенсивности света, температуры, уровня шумов и другое. Однако
периодичность освещения, соотношения длительности дня и ночи является
важным синхронизатором суточных и годовых ритмов жизнедеятельности
организмов.
в) Гормоны водители фотопериодических ритмов
Биохимический механизм изменение под действием света
содержания в организме ряда гормонов. Важная роль эндокринной системы
доказывается тремя группами фактов.
Вопервых, хирургическое удаление некоторых желез внутренней
секреции снимает фотопериодические реакции.
Вовторых,
некоторых гормонов.
вызывается светом.
г) Органы рецепторы света при фотопериодической регуляции
Они существенно отличаются у разных животных. Так, у птиц это
средняя часть мозга. У рыб, амфибий, рептилий эпифиз. Фоторецептор у
рыб расположен в области гипоталамуса гипофизарного тракта. У
млекопитающих глаза.
обнаружены зависимые от света процессы биосинтеза
экзогенное поведение животных
Втретьих,
2. Самостоятельное исследование 1
Влияние света на развитие и рост растений
2.1. Свет как сигнальный управляющий энергетический
фактор
а) Движение растущих органов растений
Особое значение в жизни растения имеет свет. Вопервых, он может вы
звать одни движения и препятствовать другим, кроме того, солнечный свет
это источник биологической энергии. Для понимания процессов,
обусловленных внешним светом, я решил несколько ближе познакомиться с
основными теоретическими положениями, проверяя их несложными
исследованиями. 7
У живых существ самое заметное проявление в жизни это движение.
Это относится и к растениям. В растительном мире свойствами свободного
передвижения обладают лишь низшие растения одноклеточные водоросли.
Но это не типично для остальных растений. Хочу отметить, что
способность к быстрым движениям не является признаком высокой
организации это следствие способа питания. Растению нет необходимости
гоняться за пищей, так как углекислый газ, минеральные соли, вода и свет
есть повсюду в окружающей среде.
На первый взгляд кажется, что растение не способно к
самостоятельному движению. Однако при внимательном наблюдении
можно заметить, что оно обладает ясно выраженной подвижностью
У растения очень медленно движутся органы: листья, стебли, корни, цве
ты. Движутся они путем изгиба или скручивания. Движения органов
растений многообразны. Я остановился на некоторых из них. Меня очень
заинтересовало движение, связанное с ростом. Ростовые движения
возникают под влиянием односторонних внешних факторов, их называют
тропизмы
Термин этот пришел из греческого языка, в котором „тропо" означает
поворот. В зависимости от характера раздражения (свет, сила тяжести,
прикосновение, химикаты, вода, электрический ток, тепло, ранение)
повороты, представляющие собой тропизмы, называют: фототропизмы,
геотропизмы,
термотропизмы,
тигмотропизмы, травмотропизмы. Характер ответной реакции может быть
разным. Те органы, которые поворачиваются к источнику раздражения,
оказываются положительно тропичными, а в противном случае
отрицательно тропичными.
В основе тропизмов лежат, как правило, процессы роста. Поэтому к дви
жениям способны лишь растущие органы и их части.
б) Фототропизм
Среди факторов вызывающих проявление тропизмов, свет был, бесспор
но, первым, на действие которого человек обратил внимание. Греческий
философ Теофраст, которого считают основоположником научной
ботаники, упоминал, что все листья обращены своими верхними сторонами
к свету (286 г. до н. э.). Римский ученый Варрон (27 г. до н. э.) отмечал, что
цветки некоторых растений с утра обращены в сторону восходящего
солнца. Фототропные реакции растений можно наблюдать в природе и у
комнатных растений. Комнатные растения особенно часто реагируют на
одностороннее освещение ростовыми движениями характерным
положением стебля и листьев.
хемотропизмы,
гидротропизмы,
Методика проведения исследования1
Для исследования я взял растение Колеус. 8
Все листовые пластинки были обращены к окну, к свету. Я развернул это
растение на 90°. На следующий день уже было заметно движение листьев,
через 15 дней появился изгиб стеблей в сторону света к окну. Особенно
ясно, что вызываемые светом движения можно наблюдать у молодых
проростков пшеницы, если их прикрыть картонной коробкой с небольшим
отверстием в одной из стенок.
Через 4 дня все проростки резко согнулись по направлению к падающему
на них через это отверстие свету. Я повернул чашку с проростками так,
чтобы они оказались обращенными от света, и увидел через 3 дня, что
проростки согнулись в обратную сторону, но опятьтаки направленному к
свету
Знакомство ботаников с явлением фототропизма привело к новым откры
тиям. Были открыты новые вещества, названные фотогормонами, или
ростовыми веществами.
Опыты Дарвина с канареечной травой подтвердили мысль о том, что в ос
нове фототропизма лежит распространение вдоль проростка некоторого
вещества, содержащегося в его верхушке. Верхушка проростка поставляет
некое химическое вещество, и его перемещение определяет изгиб при
одностороннем освещении. Академик Н.Г. Холодный и голландский ученый
Ф. Вент в 1928 году дали объяснение изгибам проростков. Они создали
гормональную теорию
тропизма, суть ее в следующем: под влиянием одностороннего освещения
гормон смещается на затемненную сторону проростка. Повышение его
концентрации вызывает усиление роста, и проросток изгибается по
направлению к свету. Доктор Ф. Вент обнаружил этот гормон в верхушках
колеоптилий овса. Это основной гормон роста ауксин.
Результаты исследования
По углу искривления судят о концентрации гормона. Чем больше угол,
тем больше гормона ауксина в этих клетках
в) Геотропизм
После того, как мы рассмотрели многообразие влияний света на
растения, обратимся теперь к тому источнику раздражения, который мы не
можем ни увидеть, ни услышать, ни понюхать, ни попробовать на вкус, ни
потрогать, но всетаки чувствуем его. Сила его воздействия на земле
повсюду одинакова. Наряду со светом он представляет основной фактор,
определяющий положение растений в пространстве. Речь идет о
способности всех растений воспринимать земное притяжение и реагировать
на него. Это называют геотропизмом.
Геотропизм это такое движение, при котором корни и стебли
располагаются по прямой, направленной к центру земли при условии
равномерного питания и освещения. 9
Растение всегда строго определенным образом расположено в
пространстве. Корни его идут вниз, в землю, а стебли поднимаются вверх и
раскидывают свои листья, подставляя их солнечным лучам. Кому не
приходилось наблюдать, как поднимаются вверх стволы вековых сосен и
елей, как прямо вверх выносят свои колосья хлебные злаки, как ровно
стоят стебли подсолнечника или кукурузы.
Семена растений падают на землю в различных положениях, строго вер
тикальное положение стеблей достигается не тем, как ляжет семя при
своем падении на землю, а направленными движениями вверх молодых
растущих проростков. Эти движения обнаружить очень легко.
Методика проведения исследования16
Я взял крупные семена гороха, намочил в воде и дал им наклюнуться,
т.е. дождался того, чтобы корешок показался из кожуры и самые сильные
поместил в стеклянную трубку. Чтобы прорастающие семена были во
влажной среде, поместил трубку с семенами в чашку Петри, на дне которой
была вода. И стал наблюдать за поведением молодого корешка и стебелька.
Через 5 дней вытянувшийся корешок и стебелек приняли горизонтальное
положение.
Через 7 дней я увидел, что корешок проростка изогнулся вниз, а стебелек
принял положение вверх.
Я повернул трубку и проросшее семя на 180°, чтобы корешок был
направлен вверх, а стебелек вниз.
Через 7 дней было видно, что корешок и проросток опять изменили свое
положение. Корешок проростка направлен вниз, а стебелек изогнулся
вверх.
При этом растение приняло причудливую форму. Повернем еще раз
опять получим новые изгибы.
Методика проведения исследованияlв
Я проделал такое же исследование с более взрослыми растениями:
Бегония и Катарантус.
Комнатные растения в горшке положили на бок. Через несколько дней
побег согнулся, и его верхняя часть снова приняла вертикальное
положение.).
Результаты исследования
Проведенные исследования показывают, что изгибы корня и стебля
следствие одностороннего действия силы тяжести.
г) Поведение растений в состоянии невесомости В 1974 1975 годах на
борту орбитальной станции „Салют4" проводились эксперименты по изуче
нию влияния факторов полета на прорастания семян и рост растений.
Опыты с горохом показали, что начальная фаза роста проростков в космосе 10
не отличается от земных. В дальнейшем рост проростков в условиях
невесомости замедлялся, и они погибали на разных стадиях развития.
Следовательно, сила тяжести необходимый экологический фактор для
роста и размножения растений.
Это способность всех растений воспринимать земное притяжение и
реагировать на него.
Растения, в отличие от животных, не имеют нервной системы. Передача
принятых раздражений у растений идет, не в виде пробегающего по нервам
биотока, как происходит у животных, а в виде растекающегося из точки
роста потока, особого вещества ауксина.
д) Ростовые вещества растений
Изгибы стеблей совершаются следующим образом: пока стебель растет
прямо, выделяемый ауксин из растущей верхушки спускается вниз по
стеблю, равномерно распределяясь по всем его сторонам, которые растут с
одинаковой скоростью. Но если стебель положить горизонтально, ауксин
начнёт концентрироваться преимущественно на нижней стороне, которая
станет расти быстрее и стебель изогнется к верху. Изгиб будет
продолжаться до тех пор, пока верхушка не примет снова вертикальное
положение, и ауксин окажется вновь равномерно расположенным по всем
сторонам стебля.
Немецкий химик Ф. Кегель в 1932 году определил химическую природу
растительного гормона ауксина. Природный ауксин представляет собой
индолил 3 уксусную кислоту сокращено ИУК. Индолилуксусная
кислота образуется у всех высших растений.
Ауксин образуется в
быстрорастущих меристемах побегов, семяпочках, листьях. Количество
ауксина в растениях ничтожно мало. Много ауксина находиться в
созревших семенах злаков, особенно в кукурузе — до 100 миллиграммов на
1 кг семян.
Несколько труднее оказалось решить другой вопрос: почему корень
изгибается вниз, а не вверх. Ауксин в корне скапливается преимущественно
на нижней стороне.
Но здесь сказывается замечательное свойство ауксина: он усиливает
рост лишь до тех пор, пока его мало.
Различные органы растений не одинаково чувствительны к ауксину. Те его
количества, которые усиливают рост стеблей, могут тормозить рост корней.
Различная чувствительность корня и стебля к ауксину вот в чем лежала
разгадка их неодинакового поведения при горизонтальном положении
проростка гороха. Эту разгадку принесли нам исследования ученого
академика Н.Г. Холодного.
Способность растений изгибаться под влиянием одностороннего освеще
ния также вызывается неравномерным ростом. Быстрее растет сторона
проростка, удаленная от света, а задерживается в росте сторона,
обращенная к свету. Такие различия в скорости роста также связаны с 11
неравномерным распределением спускающегося по проростку ауксина. Под
влиянием света поток ауксина отклоняется на слабо освещенную сторону и,
усиливая рост, вызывает наклон всего проростка по направлению к свету.
е) Хемотропизм
Не только свет и сила тяжести, но и химические вещества тоже могут
вызвать направленные ростовые движения. Раздражение вызывают
растворенные и газообразные вещества. Если ответная реакция
обнаруживается при повышении концентрации говорят о положительном
хемотропизме, а в противоположных случаях об отрицательном. Корни
проявляют положительный хемотропизм к фосфатам, двуокиси углерода и
кислороду. Это помогает им находить богатые питательными веществами и
хорошо проветриваемые почвы. Все хемотропные ответные реакции
представляют собой ростовые движения.
ж) Гидротропизм
Если ростовые изгибы происходят под влиянием воды или уменьшения
влажности воздуха, то говорят о гидротропизме. Движения в направлении
более высокой влажности называют положительным гидротропизмом, а в
противоположном отрицательным.
Гидротропные ответные реакции экологически рациональны, так как
вода оказывает влияние на жизнь растений всей нашей планеты.
з) Тигмотропизм
Тигмотропизм это ответные направленные реакции растений, вызы
ваемые раздражением от прикосновения. Восприятие раздражений,
вероятно, связано с некоторой деформацией цитоплазмы.
к) Прочие тропизмы
Изменения положений органов растений могут быть вызваны электриче
скими, термическими и раневыми раздражениями. Эти тропизмы играют в
природе подчинённую роль. Если растение изгибается в сторону источника
тепла, то происходит положительная термотропная ответная реакция. Один
из феноменов, давно уже привлекавший к себе внимание исследователей,
это возможность вызвать у растений направленные движения с помощью
электрического тока. Однако сила используемого тока должна быть очень
небольшой. У корней особенно восприимчивы к действию тока их кончики,
а изгибаются корни при этом в направлении, поперечном движению тока,
отклоняясь в сторону положительного электрода. Положительно
электротропны также колеоптили овса.
Травматропные движения вызываются нанесением растению ран или
других повреждающих раздражений. Корни, в общем, отрицательно, а
колеоптилии положительно травматропны. Механической причиной
(например, надрезанием или уколом) или какойлибо другой (химической
или тепловой ожог и т.п.) вызвано раздражение значения не имеет. В
основе изгибов, появляющихся вследствие нанесения ранений, лежат
изменения в направлении роста. 12
3. Самостоятельное исследование 2
Влияние различных концентраций ауксина на рост
побегов
Методика проведения исследования2
1. Шесть пробирок и 6 чашек подписать буквами от А до Е.
2. В каждую пробирку внести 18 мл 2% раствора сахарозы.
3. Добавить в пробирку А 2 мл ИУК, перемешать.
4. Добавить в пробирку Б 2мл ИУК, перемешать.
5. Используя каждый раз другую пипетку, перенести 2 мл из пробирки Б в
пробирку В, перемешать; затем 2 мл из пробирки В, в пробирку Г, затем 2
мл из Г в Д.
6. В пробирку Е добавить 2 мл воды.
7. Перенести растворы из пробирок АЕ в чашку АЕ с проростками.
Измерить длину побега.
8. Чашки оставить в темноте на 4 дня при комнатной температуре.
9. Измерить длину побегов через 4 дня.
10. Построить график зависимости средней длины побегов от
концентрации ИУК.
Результаты исследования2
Рост проростков зависит от концентрации ауксина.
Ауксин стимулирует рост побегов и подавляет рост корней.
Выводы
Проведя анализ различных процессов, связанных с воздействием света
на живые организмы, можно сделать следующие выводы:
1.Весь оптический диапазон электромагнитного излучения Солнца и
искусственных источников активно воздействует на организмы: человека,
животных, растений.
2.Наиболее острые эффекты вызываются ультрафиолетовым светом.
Видимое излучение не вызывает патологических реакций и является 13
эффективным регулятором биологических ритмов, а в некоторых случаях и
терапевтическим эффектом.
3.Несмотря на огромные разнообразия и очевидные различия описанных
процессов можно выявить некоторые общие стадии и закономерности.
Протекание физиологических процессов, связанных с воздействием света.
Общая модель (схема)
►
передача сигнала
►
эффектор >.реакция
►
рецептор
раздражитель
(свет) (свето (ауксин)
чувствительные
молекулы)
Каждый фотобиотический процесс начинается с поглощения квантов
света. Второй этап образование фотопродуктов. Третий этап
фотопродукты вступают в темновые биохимические реакции. Они могут
приводить к локальным (на уровне отдельных органов и тканей) или
системным (на уровне всего организма) физиологическим эффектам.
Список литературы
1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. 2 том Москва. «Мир» 1996г.;
2. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. 2том «Пангея» 1994г.; 14
3. Владимиров Ю.А. Физикохимические основы фотобиологических про
цессов. Москва. Высшая школа. 1989г.;
4. Небель Б. Наука об окружающей среде. 1том «Мир» 1993г.;
5. Рейнхольд Вайнар Движения у растений. Москва. «Знание» 1987г.;
6. Максимов Н.А. Как живёт растение. Москва. «Колос» 1966г.;
7. Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. Москва. «Колос»
1984г.;
8. Справочник по биологии. Москва. «Олимп» 2000г.;
9. Дмитриев Е. "Течёт река солнечная" "Наука и жизнь" №7 2001г. 10.
Иванов Е. "Энергия солнечного света" Аванта +. Астрономия. 2000г.
Исследовательская работа по экологии для 11 класса " Влияние света на живые организмы"
Исследовательская работа по экологии для 11 класса " Влияние света на живые организмы"
Исследовательская работа по экологии для 11 класса " Влияние света на живые организмы"
Исследовательская работа по экологии для 11 класса " Влияние света на живые организмы"
Исследовательская работа по экологии для 11 класса " Влияние света на живые организмы"
Исследовательская работа по экологии для 11 класса " Влияние света на живые организмы"
Исследовательская работа по экологии для 11 класса " Влияние света на живые организмы"
Исследовательская работа по экологии для 11 класса " Влияние света на живые организмы"
Исследовательская работа по экологии для 11 класса " Влияние света на живые организмы"
Исследовательская работа по экологии для 11 класса " Влияние света на живые организмы"
Исследовательская работа по экологии для 11 класса " Влияние света на живые организмы"
Исследовательская работа по экологии для 11 класса " Влияние света на живые организмы"
Исследовательская работа по экологии для 11 класса " Влияние света на живые организмы"
Исследовательская работа по экологии для 11 класса " Влияние света на живые организмы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.