Исследовательская работа по этнографии "Из народных источников"
Оценка 5

Исследовательская работа по этнографии "Из народных источников"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
искусство +1
10 кл—11 кл +1
10.11.2018
Автором работы по этнографии является Иванова Татьяна Юрьевна, обучающаяся 10 класса. Ручная вышивка всегда ценилась очень высоко, особенно в наше время, когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд. Поэтому я считаю очень важным для себя перенять опыт многих поколений и научиться вышивать, как когда-то - то многие века назад и до наших дней вышивали ловкие мастерицы. Цель моей работы: 1. Поиск вышивальщиц на территории нашего поселка. 2. Изучение культуры, быта, традиций народа нашего региона через вышивку. 3. Привлечь других школьников к активной работе в области этнографии. 4. Формирование знаний, умений, а также определенных эстетических качеств у учащихся в рамках этой работы. 5. Проследить, как традиционное народное творчество - вышивка развивается и приобретает новые декоративные черты на развитие и становление подрастающего поколения, воспитания толерантности, патриотизма и любви к Крыму и России.Уже в течение нескольких лет я знакомлюсь и изучаю искусство вышивания, а именно вышивание рушников, картин, орнаменты вышивки, их значения. Но мои знания были лишь теоретическими, следовательно, недостаточными. Именно поэтому я решила узнать, есть ли в нашем родном поселке настоящие вышивальщицы, чтобы кое-чему у них научиться.Автор работы познакомилась с местной вышивальщицей, пообщалась с ней, узнала много интересного. С женщиной легко и интересно было общаться. Она представила свои вышитые работы, ответила на вопросы. Вышивка - это её хобби, занятие для души.
работа ОТЕЧЕСТВО.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ  И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НИЖНЕГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Республиканский этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся образовательных учреждений Республики Крым

                                                   «ОТЕЧЕСТВО»

Номинация    «Этнография»

 

« ИЗ  НАРОДНЫХ  ИСТОЧНИКОВ»

 

 

                                                                                   Подготовила:

                                                                     Иванова Татьяна Юрьевна,

                                                                     обучающаяся 10 класса

                                                                     МБОУ «Нижнегорская СОШ № 2»,

                                                                     297100   п.Нижнегорский,

                                                                     ул. Придорожная, 3

                                                                     Домашний адрес: 297100 

                                                                     Республика Крым,   

                                                                     Нижнегорский район, 

                                                                     п.Нижнегорский

                                                                     ул. Первомайская, 53

                                                                     +79788504205

                                                                     vanasigl@gmail.com

                                                                     Руководитель:

                                                                     Миронюк Светлана Николаевна,

                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                                     высшей категории,

                                                                     МБОУ «Нижнегорская СОШ № 2»,

                                                                     297100   п.Нижнегорский,

                                                                     ул. Придорожная, 3, +79788452038

 

 

п. Нижнегорский – 2018

ТЕЗИСЫ

             Автором  работы по этнографии является   Иванова  Татьяна Юрьевна, обучающаяся 10 класса МБОУ «Нижнегорская СОШ № »,   п.Нижнегорский, ул. Придорожная, 3. Руководитель: Миронюк Светлана Николаевна,  учитель русского языка и литературы высшей категории, МБОУ «Нижнегорская СОШ № 2».

              Ручная вышивка всегда ценилась очень высоко, особенно в наше время, когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд. Поэтому я считаю очень важным для себя перенять опыт многих поколений и научиться вышивать, как когда-то - то многие века назад  и до наших дней вышивали ловкие мастерицы. Цель моей работы:

1. Поиск вышивальщиц на территории  нашего поселка.

2. Изучение культуры, быта, традиций   народа нашего региона через вышивку.

3. Привлечь  других  школьников  к активной работе в области этнографии.

4. Формирование знаний, умений, а также определенных эстетических качеств у учащихся в рамках этой  работы.

5. Проследить, как традиционное народное творчество -  вышивка развивается и приобретает новые декоративные черты на развитие и становление подрастающего поколения, воспитания толерантности, патриотизма и любви к Крыму и России.

           Уже в течение нескольких лет я знакомлюсь и изучаю искусство вышивания, а именно вышивание рушников, картин, орнаменты  вышивки, их значения. Но мои знания были лишь теоретическими, следовательно, недостаточными. Именно поэтому я решила  узнать,  есть  ли в нашем родном поселке настоящие вышивальщицы,  чтобы кое-чему у них научиться.

          Зоя Савельевна Климук оказалась очень приятной женщиной, коммуникабельной. С ней легко и интересно было общаться. Она представила нам свои вышитые работы, ответила на  вопросы. Вышивка - это её хобби, занятие для души.

Произведения мастерицы дарят эстетическое наслаждение, учат уважать традиции своих предков.

Зоя Савельевна - ветеран строительства Северно - крымского канала. Ее имя занесено в Книгу Почета. Мастер декоративно - прикладного искусства, настоящая берегиня   народной вышивки. В свои почтенные годы Зоя Савельевна продолжает сеять прекрасное, доброе  и вечное! Своим творческим трудом, воодушевлением она продолжает возносить на  высокий уровень нашу национальную культуру, нашу духовность, пополняет ее казну своими неоценимыми полотнами, вышитыми сердцем и любовью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Тезисы…………………………………………………………………………….. 2

Вступление ..............................................................................................................5

История вышивальщицы........................................................................................6

Техника вышивания...............................................................................................8

Творческие  наработки.........................................................................................13

Свадебные рушники.............................................................................................15

Энтузиазм Зои Савельевны.................................................................................16

Рабочее место мастерицы...................................................................................18

Вывод....................................................................................................................19

Приложения……………………………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

               Седеют  и рождаются годы, проходят века, но  вечным  есть и  будет народная вышивка. Она - наш давний символ, древнейшая традиция, это символ гостеприимства. И хоть сегодня  уже не встретишь  вышивку в нашем  доме, ее спрятали, как вещь  ненужную, все же она сопровождает нас всю  жизнь.                        Кажется странным, но еще остались мастерицы, которые создают шедевры нитью и иглой. Этот талант подарен им Господом. Ручная вышивка всегда ценилась очень высоко, особенно в наше время, когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд. Поэтому я считаю очень важным для себя перенять опыт многих поколений и научиться вышивать, как когда-то  многие века назад  и до наших дней вышивали ловкие мастерицы.

               Уже в течение нескольких лет я знакомлюсь и изучаю искусство вышивания, а именно, вышивания рушников, картин, орнаменты  вышивки, их значения. Но мои знания были лишь теоретическими, следовательно, недостаточными. Поэтому я решила  узнать,  есть  ли в нашем родном поселке настоящие вышивальщицы,  чтобы кое-чему у них научиться. За помощью я обратилась к  руководителю  этнографического  кружка  Миронюк  Светлане Николаевне.  Мы узнали, что в нашем поселке  проживает талантливая, творческая женщина, которая является не просто вышивальщицей, а мастерицей - Климук Зоя Савельевна. Мы договорились о встрече, и я с нетерпением ожидала этого момента - прикосновения к живой  народной культуре.

 

 

 

 

ИСТОРИЯ ВЫШИВАЛЬЩИЦЫ

 

            Настало  время, и мы со Светланой Николаевной отправились в гости к мастерице. Зоя Савельевна оказалась очень приятной женщиной, коммуникабельной. С ней легко и интересно было общаться. Она представила нам свои вышитые работы, ответила на наши вопросы.

                    - Зоя Савельевна, откуда Вы родом, кто Ваши родители?

- Я родилась 15 марта 1948 года в Крыму в селе Щелкино Ленинского района. Мои родители -Кравченко Антонина Терентьевна - домохозяйка и Кравченко Савелий Иванович, который всю свою жизнь работал в рыболовецкой артели.

                 - Расскажите немного о себе.

 - Закончила одиннадцать классов, гидромелиоративный техникум в Мелитополе. С мужем  я познакомилась в Нижнегорском тогда, когда работала здесь по распределению. Владимир Васильевич - тракторист из Волынской области, вместе работали на строительстве Северо - Крымского канала.  За добросовестный и долговременный труд на строительстве награждена многими грамотами и дипломами. На данный момент живу в поселке. У меня два сына, трое внуков - ребят. Сейчас занимаюсь предпринимательством. Вышивка – это мое хобби, занятие для души.

              - Расскажите, пожалуйста, чем увлекались в школьные годы? Кто научил Вас вышивать?

-Я увлекалась живописью, литературой - всем, только не вышивкой. Вышивала в школе понемногу, на уроках. А с 90 -х годов начала вышивать рушники. В основном это были рушники  свадебные. Готовила их на свадьбу своим сыновьям.

           - Что подтолкнуло к созданию таких шедевров?                                              -В 2005 году у меня началась черная полоса в жизни. Через каждые две недели со мной что-то случалось (то ногу подверну, то заболею, то проблемы в семье и тому подобное). Подруга посоветовала мне сходить в церковь. Я прислушалась к ее совету. Когда пришла в церковь, в первую очередь мне бросилась в глаза картина "Тайная вечеря ". Я захотела ее вышить. 19 января этого же года была в Мелитополе у сестры, рассказала ей о своей мечте. Она  мне посоветовала посмотреть журнал " Вышивка". В нем я нашла то, что мне нужно было - картину "Тайная вечеря ", схему к ней, детальное описание последовательности вышивания. Вот с того времени и вышиваю. Без этого занятия уже не могу жить.

     - Какая Ваша цель, когда создаете  эти  работы ?

- Вышиваю я для себя, для души, для семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНИКА ВЫШИВАНИЯ

 

              - Зоя Савельевна, какие ткани и нити вы используете?

 - В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом  для нанесения креста нитями. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шелк, лен, хлопок, смеси и даже пластик) Также есть более жесткая ткань с большими дырами. Называется страмин. Применяется для вышивания крестом шерстью или в технике ковровая вышивка. Очень хорошая  для начинающих, так как  большие дыры. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов и тому подобное. Наравне с канвой популярна и ткань равномерного переплетения, основное отличие которой в том, что она не размечена в клетку. Лен и смешанные льняные  ткани состоят из одиночных нитей, с переплетением, в котором нить проходит под перпендикулярной ей и над следующей перпендикулярной. Вышивка на ткани равномерного переплетения выходит более детализированной. Накладная канва - это канва, предназначенная для вышивания на ткани, которая не имеет равномерного переплетения. Также для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки ее достаточно опустить в теплую воду и канва растворится. В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют "печатный крест". Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется «счетный крест» (вышивальщице придется самой отчислять количество крестиков).

Нити использую мулине ДМС (DMC), изготовленные из высококачественного длинноволокнистого египетского хлопка. Цветная гамма позволяет передавать любые цветовые нюансы и переходы при вышивке картин. Двойная мерсеризация и высококачественная расцветка добавляет нитям удивительный блеск, светлый и термостойкость.

            - Какой техникой вышивки Вы владеете?

 - Я владею крестом и полукрестом. Техника вышивания полукрестом выглядит таким образом. Выполняем прямой проход слева направо (игла - к себе, два проколы), обратный проход не выполняем, а сразу переходим на другую строку. Идем справа налево. Чтобы сохранить тот же наклон, делаем проколы не к себе, а от себя (это не очень привычно и неудобно). Для удобства можно перевернуть полотно "вверх ногами" и вышивать как всегда, то есть иглой к себе. Как правило, техника вышивания швом полукрест используется на тонкой основе или толстой вышивальной нитью, потому, чтобы закрыть клеточку, необходимо взять более толстую нить (шерсть, полушерсть или акрил).

           Мой опыт показывает, что вышивка полукрестом лучше выглядит на крупных клеточках. Современная техника вышивания использует полукрест и как самостоятельный шов для заполнения фона, для создания пространства в картине, для обозначения тени предмета. Это значительно обогащает вышивку, делает ее легкой и живописной, а также значительно экономит время. Техника вышивания швом полукрест практически одинаковая по виду и содержимому с гобеленовым швом, потому многие называют шов полукрест - гобеленовым. Вышивка крестом - один из видов рукоделия, искусство которого достигает корнем в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежку каменными иглами при шитье одежды из шкур животных. Сначала материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы. Поскольку вышивание крестом выполняется с помощью иглы - основного инструмента, я на нее обращаю особенное внимание: подбираю нужный размер в зависимости от нити.

         Зоя Савельевна рассказала интересную историю иглы. Оказывается,  они изготовлялись из разнородных материалов, пока не стали металлическими, из дерева, костей, рыбьих  костей и тому подобное.

- В основном в своих вышивках я пользуюсь простым крестом. Простой крест начинают вышивать слева снизу по диагонали направо вверх, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. Редко, но использую полукрест - первый стежок шитья обычного крестика. Продленный крест - техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, лишь крестик заполняет не одну клеточку канвы, а две или три клеточки, расположенных вертикально. Славянский крест - продленные крестики, которые перекрещиваются с наклоном.

               Прямой крест - состоит из вертикальной и горизонтальной линий. Крестики, которые чередуются - эта вышивка состоит из обычных крестиков и других прямых. Начинают вышивать слева направо; проводят нить через четыре вертикальных нити и между четырьмя горизонтальными сверху вниз. Двойной крест – чередование  простых крестиков и между ними маленьких прямых. Крест "Звездочка" - еще один вид перекрещивания, которое состоит из прямого крестика, на который накладывается четыре наклона диагональных стежков такого же или меньшего размера. Крест Левиафан (болгарский) - шов отличается от простого крестика тем, что  усложнен еще двумя линиями, которые перекрещиваются (вертикальной и горизонтальной).

                Рисовый шов - сначала заполняют весь фон большими крестами через  четыре нити, а потом лишь приступают к рисовым стежкам. Эти стежки, которые проходят через концы четырех разветвлений большого крестика так, что они сходятся в пространстве между крестиками, образовывая, в свою очередь, новый крестик. Для первых крестиков берут достаточно толстую нить, а для других - более тонкую нить другого цвета. Самый простой и мой любимый вид техники - это простой крест .

                - Зоя Савельевна, какими нитями вы пользуетесь? Какие журналы?

– Льняные  нити мулине ДМС арт.130, изготовленные из высококачественного длинноволокнистого льна. Состав: 100% вискоза, шестипрядная  нить, мерсеризация, высококачественная расцветка. Отличные характеристики: мерсеризация и высококачественная расцветка добавляет нитям удивительный блеск, свето-и термостойкость. Исключительный шелковый блеск мулине Сатин (SATIN) предоставляет вышивке особенной обворожительности. Новое мулине Сатин (SATIN) арт.1008f отличается особенным шелковым блеском и мягкостью. Состоит из шести,  легко делимых  нитей. Рекомендуется для всех видов вышивки.

 Пользуюсь профессиональными журналами "Вышивка", раньше - "Крестьянка". Здесь можно найти разные бесплатные схемы для вышивки, словари слов, которые используются в вышивке. Также интересный раздел "Галерея", где можно увидеть готовы вышитые работы. Теперь я не просто покупаю эти журналы, а выписываю, потому что часто пользуюсь журнальными схемами.

                  - Есть ли  у Вас подруги, коллеги, которые занимаются вышивкой?

- Таких немного, - говорит Зоя Савельевна. - Многие перестали вышивать в начале 90-х, когда наступили, в буквальном смысле слова, голодные времена.  Именно тогда заметно уменьшилось в Крыму мастериц, сейчас их - тех, кто занимается именно народной вышивкой, - не больше двух десятков. У меня две подруги - это Масленникова Наталия и Женя Моисеева. С ними я обсуждаю свои вышитые работы, обмениваемся опытом, мыслями,  друг другу советуем, как лучше это сделать. Иногда устраиваем своеобразные выставки вышивок прямо во дворе дома. Люди, не безразличные к творчеству, останавливаются и выражают свое удовольствие от увиденного. Часто они в восторге от наших работ.

                Зоя Савельевна свои работы ни в хорошие, ни в трудные времена не продавала. Хотя во время выставок за ней хвостом ходят люди, которым присмотрелась та или  иная вышивка. Одну из работ она подарила районному Дому  культуры при  Нижнегорской  администрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКИЕ  НАРАБОТКИ

 

           -Зоя Савельевна, на какую тематику вы вышиваете картины?                          - Так как толчком к этому искусству стала церковь, обращение к Богу, у меня многие картины на религиозные темы. Также я копирую картины Шишкина, Айвазовского.

           - На сегодняшний день сколько  творческих  работ у Вас?

- Всего у меня насчитывается тридцать картин. Многие работы религиозной тематики. Самая любимая  моя работа - это картина "Тайная вечеря". Вышита по мотивам известной картины Леонардо да Винчи, стенопись которой создана в период 1495-1497 лет в монастыре доминиканцев Санта-Мария-делла-грация в Милане. Изображает Иисуса Христа с апостолами и скорбное с ними застолье в вечер перед самим распятием. В картине использованы 54 оттенка нитей мулине.

             - Почему именно эта картина самая любимая?

- Потому что такую картину я увидела в церкви, и мне очень захотелось ее вышить. Это еще и самая большая по размерам картина в моей коллекции. Ее размер - 55х130 см. Над созданием этой картины я работала 9 месяцев. (Приложение А)

              Картина "Сикстинская Мадонна" по мотивам творения Рафаэля, что находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Является одним из самых известных произведений итальянского Ренессанса. Выполнена эта картина около 1512-1514 лет на заказ церкви святого Сикста в Пьяченце, отсюда и ее название. Тайная власть матери, которая несет своего ребенка людям, волновала веками, смущала сердца. Не удивительно, что Мадонну постоянно копировали. И у  Зои Савельевны дома висит на стене своя Мадонна. Размер- 42х59. Нити мулине. (Приложение Б)

          Картина "Золотая осень" вышита по мотивам одноименной картины И.Шишкина. Белые стволы и пылающие листья берез, прозрачная голубизна неба, рыжевато - желтая трава, холодная синь реки. От картины веет бодростью, которой заряжает нас этот погожий осенний день. И праздник золота и синевы. И печаль от того, что  закончится праздник, а за ним - увядание, черно-белый зимний сон. И радостная уверенность, что потом опять зелень и голубизна, потому что природа вечно живет и всегда прекрасна. На полотне - деревья, трава, река, небо. Размер картины - 32,5х23, 5. Нити мулине. (Приложение В)

              Картина "Ласточкино гнездо". Достопримечательность архитектуры и истории, расположенная на 40-метровой скале Ай -Тодорского мыса в пгт.  Гаспра. Строение напоминает средневековый рыцарский замок. Ласточкино гнездо является своеобразной эмблемой и визиткой Южного берега Крыма. Размер - 32,5х22. Нити мулине. (Приложение Г)

            Картина "Джоконда". " Джоконда" - портрет молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года. Картина является одним из самых известных произведений живописи в мире. "Мона Лиза" получила всемирную славу благодаря качеству работы Леонардо, которая поражает и почитателей, и профессионалов. Картина изучалась историками и копировалась живописцами, но она бы недолго оставалась известной лишь для знатоков искусства, если бы не ее исключительная история. Тому не удивительно, что "Мону Лизу" копировали чаще других картин. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Поэтому и мне захотелось вышить эту картину. Размер - 59х39, 5. Нити мулине.  (Приложение Д)

 

 

 

СВАДЕБНЫЕ РУШНИКИ

 

          - Зоя Савельевна, расскажите о свадебных рушниках.

- Как правило, вышивала на свадьбу несколько рушников, сколько - сказать могу лишь приблизительно. Схема такая - два рушника вышивают для сватов, один вышивают под хлеб, да еще один на икону, которой благословляли молодых. Рушник, который вышивался для молодых, стелили им под ноги во время венчания в церкви, и вешали над столом на свадьбе. Сейчас, в основном, вышивают лишь один свадебный  рушник и для росписи, и для венчания. Для вышивки хорошо подойдет ткань с мелким крестиком (типа АИДА 14). Размер в длину 2,5-3 метра, шириной 45-50 см. Ширину определяют повтором рисунка, а длину - количеством вышивки (должны поместиться жених  и невеста).

             Вышивают свадебный рушник с двух сторон разным, для жениха и невесты. Общее только оформление и размер вышитой части. По правилам вышивается свадебный рушник  обычно в три ряда. Первый ряд - это узоры дерева рода,  к которому еще вышивают дерево с парой птиц, второй ряд - пожелание для невест, третий - узоры оберега, также вышивают свадебный венок с инициалами молодых. Вариантов может быть огромное количество, это зависит от воображения и желания вышивальщицы. Когда я начала вышивать рушники, еще не знала всех нюансов, символов, каких обязательно  надо придерживаться. Теперь, прочитав много литературы, для своих внуков буду вышивать рушники  по всем народным правилам и традициям.

            В квартире Зои Савельевны хранится немало рушников. Это свадебные рушники сыновей; рушник "Девушка с коромыслом", созданный по мотивам народной украинской песни " Несет Галя воду"; рушники, вышитые  по теме русской пословицы " Не красна  изба углами, а красна пирогами".

 (Приложение Е)

ЭНТУЗИАЗМ ЗОИ САВЕЛЬЕВНЫ

 

               Зоя Савельевна - участница многих выставок декоративно - прикладного искусства. Награждена грамотами и дипломами. С удовольствием ездит по городам и селам, общается и делится опытом своей работы, обсуждает и анализирует работы других мастериц. Женщина постоянно находится в творческом поиске.

             - С какой целью Вы участвуете в выставках?

 - С целью популяризации  народной вышивки. Я ездила со своими вышивками в Феодосию, выставляла  работы  в Нижнегорском. Проведение моих выставок вызывает зрительский интерес к народной вышивке и желанию самим воссоздавать красоту на полотне. После выставок интерес к вышивке не угасает, а наоборот - крепнет. Это как цепная реакция. Музеи начинают проводить конкурсы на лучших вышивальщиц, открывают выставки вышивок - от республиканских к районным. И главное- к народному творчеству проявляет интерес  молодежь. Это очень важно в наш безумный технический век. Вышивка - это душа народа, изображенная маленькой иголочкой  и цветными нитями на материи.

            - Как вы оформляете свои работы?

- Картины, вышитые крестом, чаще всего размещаю в рамку, купленную или сделанную своими руками, и вешаю на стену. Чтобы оформить вышитый рисунок, можно взять обычную фоторамку и декорировать ее любыми аксессуарами: бусинами, кусочками стекла, камешками и тому подобное. Рамка может быть стилизована под особенности интерьера помещения или выполнена в соответствии с цветовой гаммой самой картины. Важно принимать во внимание тематику вышивки и с учетом этого подбирать рамку, например: исторические сюжеты, натюрморты, животные хорошо выглядят в рамках из дерева; морские пейзажи можно поместить в пластиковую рамку соответствующего цвета и декорировать черепашками или камешками; детские картинки можно оформить цветной веселой рамкой из картона или другого материала; мотивы цветов также можно помещать в деревянные рамки, но нужно тщательным образом подбирать цвет. В общем и целом рамка должна подчеркивать особенности рисунка вышивки, но не привлекать при этом основное внимание к себе.

          Форма рамки также зависит от вышивки, причем силуэт рамки должен повторять очертания вышитой композиции - овал, круг, прямоугольник. Размер рамки нужно подбирать правильно. Маленькие мотивы хорошо выглядят в таком обрамлении, от которого есть отступление не менее 2 см. Лучше всего избирать рамку на 2 - 3 см больше вышивки. Цвет рамки должен отображать цвет вышивки или наоборот ее оттенок. Я заказываю рамки по собственным эскизам в Феодосии, иногда покупаю у нас в Нижнегорском.

        Квартира Зои Савельевны украшена вышитыми картинами. Они органично вписываются в отделку интерьера современной квартиры. Художница иногда достаточно долго выбирает место для своего нового шедевра. Бывает и такое, что работа лежит длительное время свернутая, потому что вышивальщица никак не может найти ей место.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧЕЕ МЕСТО МАСТЕРИЦЫ

 

Зоя Савельевна показала нам свое рабочее место.

-Для того, чтобы вышивать было удобно, необходимо правильно организовать свое рабочее место. Стол со всеми приспособлениями и инструментами или кресло, диван, должны стоять так, чтобы свет падал на рабочее место. Наилучшее освещение, это естественный дневной свет, но не всегда есть возможность вышивать днем. У Зои Савельевны диван стоит у окна. И это очень удобно. Во-первых, днем можно вышивать при дневном свете. Глаза устают меньше. Расположение дивана относительно окна правильное - свет падает, как и принадлежит для правшей, слева.

Во-вторых, подоконник используется в качестве полочки, на которую я могу разложить необходимые материалы, схемы или журналы. Подвижная опора лампы позволяет направить свет именно туда, куда нужно. Этот рабочий уголок у меня появился не так давно, после того, как я сделала  ремонт в квартире. А до этого  приходилось "путешествовать". Где было свободное место, туда и садилась с рукоделием. Обожаю свой рукодельный уголок на диване. Вот так после дневной круговерти все подготовишь для вышивки, заберешься с ногами на диван и тик-тик-тик иголочкой. Жаль только, что хочется спать, а то бы сидела всю ночь.

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

 

Крым – перекресток  разных культур. Сегодня он возобновляет страницы своей  многовековой истории, которая уверяет нас в мысли о том, что источники народного искусства никогда не высохнут. Они живут и будут жить в памяти людей, в золотых ладонях  мастеров. В соответствии с собственными потребностями и вкусами, веянием переменчивой моды, вышивальщицы, стремясь добиться  выразительности своих произведений, широко вводили разнообразные современные элементы, расширяя традиционные рамки народного искусства. В современную эпоху заметное влияние оказывает профессиональная культура. Какие-то элементы народного искусства постоянно отмирают, другие рождаются и приобретают традиционные формы, но тот, кто почувствовал на себе животворное влияние народных, духовных сокровищ, будет стремиться  с честью придерживаться завещаний предков, утверждать добрыми делами свою родословную, строить в себе храм Добра, Правды и Красоты. Таким человеком является Климук Зоя Савельевна, простая женщина, жительница поселка Нижнегорского. Произведения мастерицы дарят эстетическое наслаждение, учат уважать традиции своих предков.

Зоя Савельевна - ветеран строительства Северо - Крымского канала. Ее имя занесено в Книгу Почета. Мастер декоративно - прикладного искусства, настоящая берегиня   народной вышивки. В свои почтенные годы Зоя Савельевна продолжает сеять прекрасное, доброе  и вечное! Своим творческим трудом, воодушевлением она возносит на  высший уровень нашу национальную культуру, нашу духовность, пополняет ее казну своими неоценимыми полотнами, вышитыми сердцем и любовью.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

«Приложение А»

      тайна вечеря

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

«Приложение Б»

 

                            сикстинская мадонна

 

 

 

 

 

              

 

 

 

«Приложение В»

 

    SAM_1673

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Приложение Г»

 

                     getImage (4)

 

 

 

 

 

 

 

 

«Приложение Д»

                          джаконда

 

 

 

 

 

 

 

            

 

«Приложение Е»

SDC14301 SDC14302

SDC14305 SDC14306

 

       SDC14303


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

ТЕЗИСЫ Автором работы по этнографии является

ТЕЗИСЫ Автором работы по этнографии является

Произведения мастерицы дарят эстетическое наслаждение, учат уважать традиции своих предков

Произведения мастерицы дарят эстетическое наслаждение, учат уважать традиции своих предков

СОДЕРЖАНИЕ Тезисы……………………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ Тезисы……………………………………………………………………………

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ВЫШИВАЛЬЩИЦЫ

ИСТОРИЯ ВЫШИВАЛЬЩИЦЫ

Что подтолкнуло к созданию таких шедевров? -В 2005 году у меня началась черная полоса в жизни

Что подтолкнуло к созданию таких шедевров? -В 2005 году у меня началась черная полоса в жизни

ТЕХНИКА ВЫШИВАНИЯ -

ТЕХНИКА ВЫШИВАНИЯ -

Какой техникой вышивки Вы владеете? -

Какой техникой вышивки Вы владеете? -

Зоя Савельевна рассказала интересную историю иглы

Зоя Савельевна рассказала интересную историю иглы

Зоя Савельевна, какими нитями вы пользуетесь?

Зоя Савельевна, какими нитями вы пользуетесь?

Зоя Савельевна свои работы ни в хорошие, ни в трудные времена не продавала

Зоя Савельевна свои работы ни в хорошие, ни в трудные времена не продавала

ТВОРЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ -Зоя

ТВОРЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ -Зоя

Картина "Золотая осень" вышита по мотивам одноименной картины

Картина "Золотая осень" вышита по мотивам одноименной картины

СВАДЕБНЫЕ РУШНИКИ -

СВАДЕБНЫЕ РУШНИКИ -

ЭНТУЗИАЗМ ЗОИ САВЕЛЬЕВНЫ

ЭНТУЗИАЗМ ЗОИ САВЕЛЬЕВНЫ

В общем и целом рамка должна подчеркивать особенности рисунка вышивки, но не привлекать при этом основное внимание к себе

В общем и целом рамка должна подчеркивать особенности рисунка вышивки, но не привлекать при этом основное внимание к себе

РАБОЧЕЕ МЕСТО МАСТЕРИЦЫ Зоя

РАБОЧЕЕ МЕСТО МАСТЕРИЦЫ Зоя

ВЫВОД Крым – перекресток разных культур

ВЫВОД Крым – перекресток разных культур

ПРИЛОЖЕНИЯ «Приложение А»

ПРИЛОЖЕНИЯ «Приложение А»

Приложение Б»

Приложение Б»

Приложение В»

Приложение В»

Приложение Г»

Приложение Г»

Приложение Д»

Приложение Д»

«Приложение Е»

«Приложение Е»

Исследовательская работа по этнографии "Из народных источников"

Исследовательская работа по этнографии  "Из народных источников"