Программа кружок " Юный художник"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 24.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа рассчитана для детей 11-13 лет, для обучению искусству
Иконка файла материала Юный художник Мергель Л.А.docx

 

 Департамент образования администрации Новосибирской области

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества

 

 

 

Принята на заседании

Методического(педагогического)совета

от «____»__________20___ г.

Протокол № _______

 

Утверждаю:

Директор МОУ ДО ДДТ

 

_____________ Л.Д. Зайцева

Приказ № _______

от «____»__________20__ г.

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественно направленности

«Юный художник»

 

Возраст обучающихся: 10-13 лет

Срок реализации: 3 года

 

 

 

Автор-составитель:

Мергель Людмила Андреевна ,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           г. Карасук, 2020

Пояснительная записка

По своему функциональному назначению программа «Юный художник» является общеобразовательная. Программа создает условия для творческого самовыражения детей 10-13 лет посредством знакомства с различными техниками декоративно-прикладного искусства и практической деятельностью по созданию творческих работ.

Направленность программы художественная, так как в ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают отечественную культуру и культуру других стран, приобретают практические навыки работы с художественными материалами и инструментами.

Актуальность и педагогическая целесообразность

программы

Различные виды искусства делает художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими руками. Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет его. Педагоги А.Коменский, И.Песталоцци, Ф.Фребель, придавали большое значение детскому рисованию. Они считали, что «оно доставляет детям удовольствие, и нельзя лишать их этой полезной забавы». Обучение детей рисованию рассматривалось как подготовка руки и глаза к письму, а также первая ступень общей системы обучения изобразительному искусству. предметов на плоскости доказывают, что предметы эстетического цикла, в частности декоративно-прикладное искусство, обладают большими возможностями эмоционально-нравственного влияния на человека, поскольку:

во-первых, декоративное искусство (от лат. «украшаю») вносит эстетическое, образное

начало в окружающую человека материальную предметно-пространственную среду;

 во-вторых, в произведениях изобразительного искусство исторически закреплены образцы   нравственной, эстетической, гражданской культуры;

Предлагаемая образовательная программа «Юный художник» реализует идею развития мотивации детей к свободному выражению своих творческих замыслов, мотивации к деятельности по эстетическому преобразованию среды и сохранению национальных традиций в современной жизни. Программа позволяет каждому ребенку почувствовать себя творцом. Таким образом, актуальность предлагаемой программы обусловлена следующими факторами:

-  целью современного образования, в котором дополнительному образованию отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании обучающихся, удовлетворении его индивидуальных потребностей, развитии творческого потенциала, адаптации в современном обществе, повышении занятости детей в свободное время;

-  особенностью современной ситуации, когда искусству и культуре отводится значимая роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании его мировоззрения на лучшие и достойные подражания образцах искусства, в том числе и декоративно-прикладного;

-  необходимостью формирования ценностных эстетических ориентиров подрастающего поколения;

-  потребностью в творчестве, заложенной в каждом ребенке, желанием созидать, создавать прекрасное своими руками;

-  необходимостью сохранения, развития и изучения российской духовной и материальной культуры, живого наследия народа, являющегося частью современной жизни.

Содержание программы «Юный художник» педагогически целесообразно, так как,

 во-первых, направлено на овладение основами творческой деятельности, на формирование художественно-эстетической оценки, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности;

 во-вторых, оно практически значимо. Дети могут применять полученные знания и творческий опыт в практической работе по оформлению интерьера собственной комнаты, класса, создавая изделия декоративно-прикладного искусства из доступных материалов, участвуя в художественно-эстетической организации среды.

Новизна, отличительные особенности данной программы 

от уже существующих образовательных программ

Общеобразовательная программа «Юный художник» составлена с учетом требований, предъявляемых к программам дополнительного образования, на основе последних достижений и исследований детского прикладного творчества, педагогической практики. Различные виды изобразительного и прикладного творчества используются во многих программах школьного и дополнительного образования. При составлении данной программы по использованы некоторые разделы существующих программ и рекомендаций, например, авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной, «В мире художественных технологий». Крыш Л.П. «Народное творчество».

Новизна программы заключается в том, что в ней охвачены несколько направлений декоративно-прикладного искусства с их углубленным изучением. В рамках программы осуществляется интеграция со смежными дисциплинами – историей, основами композиции, основами цветоведения, что значительно расширяет кругозор у детей и способствует углублению знаний по предметам. Реализация творческого потенциала обучающихся происходит через активное участие в выставках, конкурсах, и в других мероприятиях.

Цели и основные задачи программы

Цель программы – развитие творческой личности, способной к эмоционально образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства

 Основные задачи:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

1. Чувство гордости за культуру и искусств Родины, своего города.

2. Уважительное отношение к культуре и искусству других народов.

3.Сформировать эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

4.Сформированность потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств.

5.Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников под руководством педагога.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

1.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

2.Формирование умения понимать причины успеха неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

3.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

 4.Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно–творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса:

1.Осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку;

2.Понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

3.Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека;

4. Передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу.

Выпускник получит возможность научиться:

Выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

Определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

Оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение).

 Различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выпускник научится:

видеть и осмысленно рассматривать окружающий мир и других людей

уметь любоваться красотой мира, явлениями природы

передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;

Выпускник получит возможность научиться:

Ценить и понимать красоту природы своей Родины;

Осознавать необходимость создания художественного образа и в архитектуре, и в дизайне;

осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

 понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и Отрицательных сторон жизни в художественном образе;

 Осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

 понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

        Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник научится:

 Эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;

 Различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные Состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

Понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

 Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы;

 Использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

 Использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

 Анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе;

Анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа;

Понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

 Анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства

Выпускник научится:

Различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и Приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

 Различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:

Определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

Определять и различать произведения конструктивных видов изобразительного искусства;

 Прогнозируемые результаты:

Знать:

1) Разные приёмы рисования;

2) Хохломскую, Городецкую и Полхов – майданскую роспись;

3) П«стилизация»;

4) Нетрадиционные техники рисования;

5) Воздушную и линейную перспективу.

Уметь:

1) Работать в различной технике рисования;

2) Пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;

3) Самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;

4) Творчески подходить к выполнению работы.

По окончании обучения, обучающиеся оформляют выставку.

Педагогические принципы, определяющие теоретические подходы

к построению образовательного процесса

Реализация программы «Юный художник» основывается на общедидактических принципах научности, последовательности, системности, связи теории с практикой, доступности. При разработке программы учитывались также основные принципы дополнительного образования:

1.                      Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для детей идентификации себя с Россией, российской культурой, природой родного края. Реализация этого принципа предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных действий по отношению к Отечеству, стимулирование переживаний, которые ориентируют ребенка на действия, приносящие благо Отечеству).

2.                      Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие происходит в процессе такого взаимодействия педагога и обучающегося, содержанием которого является обмен эстетическими ценностями, а также совместное продуцирование художественных ценностей. Диалогичность образования не предполагает равенства педагога и обучающегося. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия. При использовании данного принципа формируются субъект – субъектные отношения в коллективе.

3.                      Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение ребенка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел – реализация – рефлексия.  В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. Если ему уже задано то, к чему он должен прийти, то для него нет проектирования. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские, художественные, социальные и творческие, исследовательские проекты обучающихся.  

4.                      Принцип цикличности - постепенное усложнение и расширение учебного материала от возраста к возрасту.

5.                      Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для еѐ исправления.

6.                      Принцип творчества (креативность) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Основные характеристики образовательного процесса

Программа рассчитана на работу с детьми 10-13 лет. При реализации программы учитываются возрастные особенности детей, которым адресована программа. Принцип набора в группы – свободный на обучение принимаются все желающие дети

Срок реализации программы - 1 год. Количество обучающихся в группе – не более 15 человек. Учебные занятия могут проводиться со всем составом объединения и по группам (с наиболее способными детьми при подготовке к конкурсным мероприятиям или с детьми с особыми возможностями здоровья).

Режим занятий по учебному курсу: «Искусство и ты»-проходит два раза в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность образовательного процесса: – 36 учебных недель (начало занятий 5 сентября, завершение 31 мая), в год (144) часа.

В соответствии с СанПиНом 2.4.4.3172-14 длительность одного учебного часа для детей школьного возраста– 40 мин.

Отбор и структурирование содержания, направления и этапы образовательной программы, формы организации образовательного процесса

Программное содержание, методы, формы, средства обучения отбирались с учетом выше обозначенных принципов и основных направлений развития дополнительного образования, отраженных в Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

Содержание программы ориентировано на:

1. Удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном и художественно-эстетическом развитии;

2. Формирование и развитие творческих способностей, обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых детей;

 3.Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития и творческого труда обучающихся;

4.Социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

5. Формирование общей культуры обучающихся.

Посредством данной программы обучающихся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

Искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. 

Содержание учебного курса «Искусство, и ты» способствует:

1.Раскрытию и развитию творческих способностей обучающегося;

2.Формированию интереса к художественной деятельности;

3. Формированию эстетического вкуса;

4.  Развитию пространственного воображения и мышления;

5. Формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

6.Умению видеть, чувствовать, оценивать, и создавать по законам красоты; умению использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.

Взаимодействие педагога с родителями

При работе с ребенком одна из задач педагога - установить доверительные отношения с родителями. Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным.

В работе с родителями:

1.Не сравнивать детей друг с другом;

2.Находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить его от души;

3.Уметь устанавливать гибкие, доверительные, доброжелательные отношения с родителями;

      4.Доступным языком доводить до них результаты диагностического отслеживания;

       5Уучитывать рекомендации родителей;

       6.Привлекать по возможности родителей к творческо-образовательному процессу (в качестве оператора видеосъемки занятий и т. д.). 

Необходимо осуществлять связь родители – ребенок - педагог, что позволит создать для детей условия самораскрытия (т. е. добиться успехов). 

В конце каждого учебного года проводится анкетирование родителей «Удовлетворенность результатами посещения ребенком занятий объединения».

 

Ожидаемые результаты освоения программы освоение личностных результатов по окончании обучения у обучающихся будут сформированы:

1. Эстетические потребности; ценностные отношения к искусству;

2.Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

3. Осознание своей этнической и национальной принадлежности;

4.Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Освоение метапредметных результатов по окончании обучения у обучающихся будут сформированы:

1.      Умения сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

2.       Установки на безопасный труд.

Освоение предметных результатов

Предметные результаты освоения программы описаны в пояснительных записках учебных курсов.

 

Педагогический мониторинг результатов

образовательного процесса

Текущий контроль осуществляется в форме мини-выставок творческих работ, обсуждений. Для     оценки            сформированности   практических            умений           обучающихся применяется метод экспертной оценки. Эксперт (педагог, зам по воспитательной части) оценивает творческую работу по следующим критериям.

 Критерии оценки творческой работы:

1.                 Владение материалом (кистью, цветом, карандашом, красками).

2.                 Знание основных законов композиции, названия красок.

3.                 Воображение.

4.                 Оригинальность исполнения.

5.                 Творческая активность.

Отслеживание итогов образовательного процесса производится следующим образом:

1.Анализ выполнения практических работ;

2.Выставка, организованная на ранней стадии обучения (ноябрь, декабрь), и итоговая (в конце учебного года) покажет возрастание уровня выразительности и творческой свободы работ;

3. Участие в выставках и конкурсах на уровне учреждения, города и области. 

Для учѐта участия детей в выставках и конкурсах автором используется следующая таблица:

Ф.И. обучающегося

Дата

Название конкурса, выставки

Название                работы

(художественный материал)

Результат

 

 

 

 

 

 

Отслеживание результативности образовательного процесса производится следующим образом:

1.Выявление и разбор ошибок в конце каждого занятия;

2.Опросы по теории – для выявления усвоения терминологии;

3.Открытые занятия;

4.Выполнение практических работ;

5.Выставка, организованная на ранней стадии обучения (ноябрь, декабрь), и итоговая (в конце учебного года) покажет возрастание уровня выразительности и творческой свободы работ;

6.Участие в выставках и конкурсах на уровне учреждения, города и области. 

Для оценки сформированности практических умений, обучающихся применяется метод экспертной    оценки.           Оценка           дается             по        пятибалльной            системе, выводится среднеарифметическая оценка по девяти параметрам, и данные заносятся в таблицу.

 Диагностика сформированности практических умений и навыков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урове нь

 

 

 

 

Эскизы и готовые декоративные композиции и работы оцениваются по следующим показателям:

1.Декоративность, красочность, орнаментальность;

2.Бессюжетность (как правило);

3.Стилизация, трансформация форм, пропорций, масштабов;

4.Плоскостность изображения;

5.Эмоциональное воздействие;

6.Цветовая гармония;

7.Равновесие композиции;

8.Условность, ассоциативность эмоционально-образного решения темы.

Подведение итогов реализации программы

В качестве форм подведения итогов по программе используются: 

1)  Итоговая выставка достижений учащихся.

2)  Итоговая аттестация

Диагностика усвоения содержания программы проводится педагогом в течение всего учебного года, и результаты ее заносятся в журнал критериальных оценок.

Данные о результатах обучения доводятся до родителей и анализируются с детьми на итоговом занятии. 

Учебно-тематический план первого года обучения

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/ контроля

Теория

Практика

(зачет, творческая работа, выставка, конкурс,

фестиваль и др.)

1

Чем и как работает художник?

2

48

Входная диагностика знаний и практических навыков

2

Ты изображаешь, украшаешь, строишь.

3

32

 

3

О чем говорит искусство?

2

28

 

4

Как говорит искусство?

3

26

Итоговая диагностика знаний и практических навыков

 

Итого:144

10

 134

 

 

Программное содержание обучения «Искусство, и ты»

Цель: Развивать важнейшее для художественного творчества умение изображать и видеть мир глазами творца - художника. 

Основные задачи:

1.Научить пониманию образности самих художественных материалов;

2.Помочь овладеть приемами рисования красками, мелками, тушью; конструирования из бумаги;

3.Донести до понимания детей, о чем говорит искусство;

4.Научить детей цветом и линией передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с красками.

Предполагаемый результат первого учебного года:

1.Узнают, чем и как работает художник;

2.Научатся изображать, украшать, конструировать;

3.Смогут понимать, о чем говорит искусство;

4.Научатся говорить посредством художественного языка.

Введение     

 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство детей друг с другом и с учителем. Беседа с детьми о содержании, целях и задачах первого года обучения.  Определение начального уровня знаний, умений и навыков детей.

1. Чем и как работает художник?

Художник работает красками. С какими ещё материалами работает художник? Гуашь. Как работать кистью? Цветовой спектр. Что такое цветовой круг. Волшебная белая. Волшебная чёрная. Волшебные серые. А серые могут быть цветными! Графические материалы. Художник рисует мелками и тушью. Пастель. Восковые мелки. Что может линия? Что такое скульптура? Лепим из теста. Бумага, ножницы, клей. Что такое аппликация? Аппликация и коллаж. Неожиданные материалы. Фабрика пятен.

Что ты знаешь и умеешь?

2.Ты изображаешь, украшаешь, строишь.

 Мастер Изображения всматривается в природу. Линия горизонта.  Узоры и украшения в природе. Мастер украшения фантазирует. Растительные формы в росписи народных мастеров. Что такое орнамент. Символы славян. Солярные знаки в изображении народных мастеров. Изображения животных и растений в росписях народных мастеров. Приёмы изображения птиц и рыб. Приёмы обобщённых форм изображения человека на древних образах. Мастер постройки. Постройки в природе. Конструируем природные формы. Образ здания.  Что ты знаешь и умеешь?

3.О чем говорит искусство?

 Природа и её творец. Пространство жизни. Художник изображает природу весёлой, таинственной, нежной, грустной. Времена года. Художник изображает настроение. Художник выражает характер и настроение животных. Образ человека и его характер в живописи и графике. Образ человека и его характер в скульптуре. Человек и его украшения. Как могут говорить украшения?

Что ты знаешь и умеешь?4. Как говорит искусство?

 

Календарный учебный график

 

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Колво часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Ожидаемые результаты освоении курса

По окончании года, обучающиеся будут знать:

- основные способы смешения цветов; знать тёплые и холодные цвета;

- основные характеристики цвета: насыщенность, светлота, яркость; владеть понятиями о хроматических и ахроматических цветах;

простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков.

будут уметь:

- правильно определять и изображать цвет;

- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности цвета;

- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение,

основной цвет предметов;

-  правильно работать красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими

нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности).

Организационно- педагогические условия реализации программы

Кадровое обеспечение

Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями в области декоративно-прикладного творчества и опытом организации проектной деятельности детей, мастер-классов, профессиональные художники-прикладники, флористы, дизайнеры.

Педагогические технологии, методы, приемы и формы организации образовательного процесса 

Основная технология, применяемая при реализации программы – это система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, которая предполагает составление для каждого учащегося индивидуального плана творческой, исследовательской или проектной деятельности на год; практические упражнения на освоение техник декоративно-прикладного творчества; практическую работу по изготовлению изделия в какой-либо технике декоративно-прикладного творчества, экскурсии  на выставки, в художественную галерею.

В работе по программе применяются следующие методы обучения:

1.Репродуктивный: организуются задания на тренировку, упражнения на повторение;

2.Иллюстративный: – объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;

3Ппроблемный: педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения;

4.Эвристический: проблему формируют сами дети, ими и предлагаются способы ее решения; 5. Словесный: рассказ, беседы – на таких занятиях излагается теоретический материал о художественных приемах, техниках и направлениях, о материалах и технических средствах, применяемых в данном виде творчества;

6.Практический: организация рабочего места, приобретение и отработка навыков и приемов работы с материалами и инструментами.

Методы построения рисунка демонстрируются преподавателем на доске. Если в процессе самостоятельной работы обучающиеся испытывают трудности, проводится индивидуальная работа, педагогом выявляются ошибки, которые разбираются на доске. 

В конце каждого занятия проводится анализ работ, выявляются ошибки. Дети самостоятельно отмечают лучшие работы. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна претворять, и завершать оценку. 

Отчет о работе объединения проходит в форме выставки ―Наш вернисаж‖, где систематически вывешиваются лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Наличие

Печатные пособия

15

Портреты русских и зарубежных художников

 

+

+

+

 

+

 

 

18

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

19

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

20

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

Информационно-коммуникационные средства

22

Игровые художественные компьютерные программы

+

Технические средства обучения (ТСО)

25

Музыкальный центр

 

 

+

 

+

26

СD/DVD- проигрыватели

27

Проектор

28

Видеомагнитофон

29

Компьютер

  1. Учебно-практические оборудование

44

Краски акварельные

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

45

Краски гуашевые

50

Бумага А3, А4

51

Бумага цветная

52

Фломастеры

53

Восковые мелки

57

Кисти беличьи № 5, 10, 20

58

Кисти, щетина № 3, 10, 13

59

Ёмкости для воды

61

Пластилин/глина

62

Клей

63

Ножницы

 

 

 

Дидактическое и методическое обеспечение

(учебно-методический комплект)

Для   реализации    программы    «Юный художник»   сформирован учебно- методический комплект, который постоянно пополняется. Учебно-методический комплект имеет следующие разделы и включает следующие материалы:

 I. Методические материалы для педагога:

1.  Методические рекомендации, конспекты занятий, памятки:

1.1.  Перспективный план работы педагога на текущий год;

1.2.  Календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год;

1.3.  Отчет о деятельности педагога за прошедший учебный год.

1.4.  Инструкции по охране труда и технике безопасности.

2.  Диагностический инструментарий:

2.1.  Методика исследования мотивов посещения занятий в коллективе. Автор Л.В.Байбородова.

2.2.  Тест А.И.Доровского на определение самооценки одаренного школьника.

2.3.  Методики А.А.Мелик-Пашаева «Описание предмета», «Группировка картинок», «Группировка предметов», «Натюрморт» по исследованию способности к эстетическому обобщению.

2.4.  Методика      А.А.    Мелик-Пашаева,       З.Н.     Новлянской   «Линия           горизонта»     по исследованию мотивации к постановке творческих задач.

2.5.  Методика С.Г. Воробьевой «Цвет и образ» изучения и корректировки межличностных отношений (семья, коллектив).

2.6.  Тест А.И. Доровского на самоопределение предпочтительных видов деятельности.

37. Анкета для родителей «Удовлетворенность результатами посещения ребенком занятий объединения».

II. Литература для педагога и учащихся

 Для детей:

1.                 Левин С.Д. Беседы с юным художником. - М.: 1988.

2.                 Флорковская А.К. История искусства для детей. Модерн. – М.: 2002.

3.                 Художественная галерея. Еженедельный журнал. Изд. Дом Бурда.

4.                 Художественная школа. Журнал 2008-2019.

5.                 Энциклопедический словарь юного художника. - М.:1983.

                                                    Для педагога:

Общепедагогическая литература

1)      Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство детям. - Дошкольное воспитание. 1997№3.

2)      Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. - М.: 1961.

3)      Изобразительное и декоративное искусство. /Под ред. А.М.Контора. -М.: 1997.

4)      Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М. : 1987.

5)      Амиржанова, А. Ш. Особенности эстетического восприятия на занятиях по декоративно-прикладному искусству  / А. Ш. Амиржанова // Омский научный вестник. – 2009. – № 3 (78). – С. 198–201.

Специальная литература для реализации курса «Искусство, и ты»

1)      Айзенбарт            Барбара.         Полный          курс    акварели.       Для     начинающих и       студентов художественных вузов / Пер. Н.Панкратовой. – М.: Внешсигма-Астрель, 2002. – 64с.:ил. – (Энциклопедия художника).

2)      Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М. : 1989.

3)      Блейк, Мэри Как рисовать. Пастель. Пошаговое руководство для начинающих / Мэри Блейк. - М.: Астрель, АСТ, 2003 

4)      Костерин Н.П. Учебное рисование. - М.: 1984.

5)      Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Пособие для учителей / В. С. Кузин. - М.: Просвещение, 1972 - 270с. сил.

6)      Маслов Н.Я. Пленэр – М.: 1989.

7)      Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве М.: 1983.

8)      Паррамон Х.  Основы живописи. – Испания: 1994.

9)      Программно–методические материалы. Изобразительное искусство. /Сост. В.С.Кузин. Программы дополнительного художественного образования детей - М. : Просвещение, 2009.

10)  Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия – М. : Просвещение, 1989.

11)  Светлова Л.П. Азбука орнамента. - М.: 2001.

12)  Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: 1999.

13)  Сокольникова Н.М. Основы живописи. Обнинск. 1996.

14)  Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996.

15)  Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Обнинск: 1996.

16) Шорохов Е.В. Основы композиции. - М.: 1989

III. Дидактические материалы для обучающихся:

1.  Наглядные пособия: 

1.1.  Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений: где работают художники; виды и жанры искусства; наш вернисаж; богатства земли Русской; техника безопасности; информация.

1.2.  Репродукции картин отечественных и зарубежных художников;

1.3.  Образцы изделий декоративно-прикладного творчества; 

1.4.  Альбом работ обучающихся объединения прошлых лет;

1.5.  Альбомы, плакаты по батику, валянию, квиллингу, пастели, декупажу.

2.  Медиапособия:

2.1.  Учебный видеофильм «Мастерство добрых рук»;

2.2.  Компьютерная презентация «Правила техники безопасности при работе на компьютере».

Интернет-ресурсы

http://www.7ya.ru/article/Psihologiya-obucheniya-risovaniyu/ - Психология обучения рисованию. http://festival.1september.ru/articles/214267/ - Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства:  

Список литературы использованной при составлении программы

1)      Горнова, Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества: программа, организация работы, рекомендации / Л.В.Горнова,  Т Л Бычкова , Т В Воробьева, Н Н Горбатова , Н П Конькова , И Н Пестова  - Волгоград: Учителдь, 2008. – 152 с. – (Дополнительное образование).

2)      Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г. [Электронный ресурс] / Самарский дворец детского и юношеского творчества. – Режим доступа: pionersamara.ru/sites/default/files/docs/metodrek_dop_rf15.doc. 

3)      Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ. Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 03.09.2015 г. № МО-16-09-01/826-ту [Электронный ресурс] / Самарский дворец детского и юношеского творчества. - Режим доступа: http://pionersamara.ru/content/metodicheskaya-deyatelnost .

4)      Положение о порядке разработки, экспертизы и утверждения дополнительной общеобразовательной программы МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти.

[Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа:

http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_programmah.pdf  

5)      Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля освоения дополнительных программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_formah attestacii.pdf .

6)      Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41г «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа :

http://dopedu.ru/poslednie-novosti/novie-sanpin-dlya-organizatsiy-dod. 

7)      Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. – Режим доступа :

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201811300034. 12) Программа дополнительного образования детей – основной документ педагога:

Информационно-методический сборник, выпуск №5 / Сост. Н.А. Леоненко, Т.В. Завьялова, А.В. Кузнецова. – СПб. : Издательство «Ресурсный центр школьного дополнительного образования», 2010. – 62 с.

8) Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. – 256 с. 

 

             

 

 

Приложение 1

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

1.1. Календарно-тематический план учебного модульного курса «Искусство, и ты» 

 

Сроки

Раздел, тема занятия

Форма занятия.

Форма подведения итогов

Количество часов

Раздел1.Чем и как работает художник?

 

1.

 Вводное занятие.

Беседа.  

0,5

2

 

2.

Художник работает красками

Практика

 

2

 

3.

С какими ещё материалами работает художник? Гуашь.

Практика

0,5

4

 

4.

Как работать кистью? Цветовой спектр

Практика

 

4

 

5.

Что такое цветовой круг

Практика

0,5

2

 

6.

Волшебная белая. Волшебная чёрная. Волшебные серые.

Практика

0,5

4

 

7.

А серые могут быть цветными!

Практика

  

4

 

8.

Графические материалы. Художник рисует мелками и тушью.

Практика

        

 4

 

9

Пастель. Восковые мелки.

Практика

 

2

 

10

Что может линия?

Практика

 

2

 

11

Что такое скульптура?

Практика

 

2

 

12

Лепим из теста.

Практика

 

4

 

13

Бумага, ножницы, клей.

Практика

 

2

 

14

Что такое аппликация?

Практика

 

2

 

15

Аппликация и коллаж.

Практика

 

2

 

16

Неожиданные материалы.

Практика

 

2

 

17

Фабрика пятен.

 

Практика

 

2

 

18

Что ты знаешь и умеешь?

 

Практика

 

2

Раздел 2. Ты изображаешь, украшаешь, строишь.

 

19

 Мастер Изображения всматривается в природу.

Беседа практика

0,5

2

 

20

Линия горизонта.

Практика

 

2

 

21

Узоры и украшения в природе

Практика

 

2

 

22

Мастер украшения фантазирует.

Практика

 

2

 

23

Растительные формы в росписи народных мастеров.

Практика

 

 

2

 

24

. Что такое орнамент.

Практика

0,5

 

2

 

25

Символы славян.

Практика

 

 

2

 

26

Солярные знаки в изображении народных мастеров.

Практика

 

 

2

 

27

Изображения животных и растений в росписях народных мастеров.

Практика

 

 

2

 

28

Приёмы изображения птиц и рыб.

Практика

 

 

2

 

29

Приёмы обобщённых форм изображения человека на древних образах.

Практика

0,5

 

2

 

30

Мастер постройки.

Практика

0,5

 

2

 

31

Постройки в природе.

Практика

 

 

2

 

32

Конструируем природные формы.

Практика

0,5

 

2

 

33

Образ здания.  

Практика

0,5

 

2

 

34

Что ты знаешь и умеешь?

 

Практика

 

 

2

Раздел 3. О чем говорит искусство?

 

 

35

Природа и её творец.

Практика

 

 

2

 

36

Пространство жизни.

Практика

 

 

4

 

37

Художник изображает природу весёлой, таинственной, нежной, грустной.

Практика

0,5

 

2

 

38

Времена года.

Практика

 

 

4

 

39

Художник изображает настроение.

Практика

 

 

2

 

40

Художник выражает характер и настроение животных.

Практика

 

 

4

 

41

Образ человека и его характер в живописи и графике.

Практика

0,5 

 

2

 

42

Образ человека и его характер в скульптуре

Практика

0,5 

 

2

 

43

Человек и его украшения.

Практика

 

 

2

 

44

Как могут говорить украшения?

 

Практика

 

 

2

 

45

Что ты знаешь и умеешь?

 

Практика

0,5 

 

2

Раздел 4. Как говорит искусство?

 

 

46

Композиция и её законы.

Практика

0,5

 

2

 

47

Что такое ритм пятен?

Практика

0,5

 

2

 

47

Ритм и движение пятен

Практика

 

 

2

 

49

Что такое ритм линий?

Практика

 

 

2

 

50

Характер линий.

Практика

0,5 

 

2

 

51

Ритм пятен, линий и форм — средство выразительности любой композиции.

Практика

 

 

2

 

52

Колорит. Тёплые цвета

Практика

0,5

 

2

 

53

Холодные цвета.

Практика

0,5

 

2

 

54

.Что выражают тёплые и холодные цвета?

Практика

0,5

 

2

 

55

Тихие цвета.

Практика

 

 

2

 

56

Свободное творчество.

Практика

 

 

2

 

57

Что ты знаешь и умеешь?

Практика

 

 

2

 

58

 Просмотр и обсуждение по блоку «Искусство, и ты».

 

Защита проекта

 

 

2

 

Всего часов:

10

 

134

 

ИТОГО:

 

144

 

 

Приложение 2

Оценочный материал

2.1. Контрольно-диагностические материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся по итогам первого года обучения учебного модуля «Искусство, и ты»

 

Форма проведения аттестации: выставка.  

Выставочные работы оцениваются экспертами по следующим критериям:

Разделы

Уровни  

Низкий  

Средний  

Высокий (2 балла)

Техника работы с материалами

Учащийся не знаком с элементарными знаниями и навыками рисования – 0 баллов. Не может соотнести геометрическую фигуру, другие формы   с их названием- 0 баллов.

Учащийся       знаком             с элементарными

знаниями рисования, может подобрать цветовую гамму для своей работы, но ему нужна незначительная помощь – 1 балл.

Делает незначительные ошибки в понимании цветов, оттенков – 1 балл.  

Учащийся       знаком             с элементарными знаниями композиции,             рисунка, живописи – 2 балла.  

Самостоятельно может смешивать краски для получения дополнительных цветов  – 2 балла.

Безошибочно называет холодные, тѐплые, хроматические,

ахроматические  цвета – 2 балла.  

Правильно передаѐт форму предмета, нарисованного с натуры – 2 балла.

Предметное и сюжетное изображение

Учащийся не может образно, логически мыслить - 0 баллов,

самостоятельно

подбирать       сюжет, композицию и колорит для своей работы - 0 баллов.

Учащийся передает общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Но не  может располагать их на листе самостоятельно – 1 балл.

Умеет образно и логически мыслить, передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с заданием –

2 балла. Развито художественное восприятие и воображение – 2 балла.

 

Определение уровня освоения программы первого года обучения:

0 - 4 балл – низкий уровень;

5-15 баллов – средний уровень;

15 - 25 баллов – высокий уровень

Задание.  Выберите к каждому из 16 вопросов один правильный ответ.

За каждый правильный ответ 2 балла.

1.      Композиция - это

1-важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника;

2-сочетание форм и объемов; 3- название творческой деятельности; 4 -все варианты вместе.

2.      Перспектива - это:

1-техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре;

2-название краски;

3-инструмент художника; 4-произведение искусства; 

3.      Мазок - это:

1-стиль в живописи;

2-часть живописной картины; 3- способ передачи цвета; 4- все варианты подходят.

4.      Граттаж - это:

1-способ выполнения рисунка путѐм процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.;

2- название бумаги для рисования; 3- способ рисования на холсте; 4- ни один вариант не подходит.

5.      Иллюстрация - это:

1-картинка в книге;

2-предварительный набросок к картине, рисунку;

3-рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.

6. Пленэр – это:

1-  рисование при естественном свете;

2-  способ передачи свето тени; 3- краска; 4- цвет.

7.  Колорит – это:

1-  передача в холодных тонах цветового решения;

2-  в живописи организованное взаимоотношение цветов, находящихся в гармоничном единстве и подчинѐнные авторской идее художника ;          3- техника рисования холодными красками;          4-название краски.

8.  Пропорцииэто:

1-  цвет;

2-  линия;

3-  карандаш;

4-  соотношение частей по величине.

9.ДПИ - это

1-декоративно-прикладное искусство;

2 -детская проектная деятельность с целью создания гармоничной предметной среды; 3- декоративно-прикладная деятельность с целью развития детей; 4 -все варианты вместе.

10.Батик  - это:

          1-ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов;

2-название белья;

3-ткань;

4-произведение искусства; 

11.Резерв - это:

1-  запас чего- либо;

2-  бесцветный контур, который предотвращает смешивание красок на ткани;

3-   трубочка для рисования;

4- все варианты подходят.

12.Узелковый батик - это:

1-название книги;

2-ткань;

4-  способ окрашивания ткани с помощью узелков и жгутов;

5-   4- подходят все варианты.

13.Эскиз - это:

6-  название краски для батика;

7-  предварительный набросок к картине, рисунку;

8-  ткань;

9-  предмет декора.

14.Ритм – это:

1-равномерное чередование элементов;

2-танец;

3краска;

 4- цвет.

 15.Холодный батик – это:

1-  передача в холодных тонах цветового решения;

2-  одна из разновидностей батика;

3-  техника рисования холодными красками;          4- разновидность  ткани.

16. Контурэто:

1-  цвет;

2-  линия;

3-  карандаш;

4-  декор холодного батика.

 

Уровень освоения программы определяется педагогом по сумме за три параметра:

 

Показатель

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Результаты выполнения теста

0-5 баллов

6-8

9-10

Творческие достижения обучающегося (Выставка)

0-5 баллов

5-8 баллов

        8-10 баллов

Творческие достижения обучающегося

Не принимал участия в

конкурсных

мероприятиях

0 баллов

Участвовал в учрежденческих – 1 балл, 

В городских мероприятиях

2 балла

Участвовал в областных мероприятиях

3 балла

Итого: 

0-10 баллов

12-20 баллов

20 – 25 баллов

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также