Программа кружок " Юный художник"
Оценка 5

Программа кружок " Юный художник"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
искусство
10 кл—11 кл +1
24.06.2020
Программа  кружок " Юный художник"
Программа рассчитана для детей 11-13 лет, для обучению искусству
Юный художник Мергель Л.А.docx

 

 Департамент образования администрации Новосибирской области

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества

 

 

 

Принята на заседании

Методического(педагогического)совета

от «____»__________20___ г.

Протокол № _______

 

Утверждаю:

Директор МОУ ДО ДДТ

 

_____________ Л.Д. Зайцева

Приказ № _______

от «____»__________20__ г.

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественно направленности

«Юный художник»

 

Возраст обучающихся: 10-13 лет

Срок реализации: 3 года

 

 

 

Автор-составитель:

Мергель Людмила Андреевна ,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           г. Карасук, 2020

Пояснительная записка

По своему функциональному назначению программа «Юный художник» является общеобразовательная. Программа создает условия для творческого самовыражения детей 10-13 лет посредством знакомства с различными техниками декоративно-прикладного искусства и практической деятельностью по созданию творческих работ.

Направленность программы художественная, так как в ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают отечественную культуру и культуру других стран, приобретают практические навыки работы с художественными материалами и инструментами.

Актуальность и педагогическая целесообразность

программы

Различные виды искусства делает художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими руками. Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет его. Педагоги А.Коменский, И.Песталоцци, Ф.Фребель, придавали большое значение детскому рисованию. Они считали, что «оно доставляет детям удовольствие, и нельзя лишать их этой полезной забавы». Обучение детей рисованию рассматривалось как подготовка руки и глаза к письму, а также первая ступень общей системы обучения изобразительному искусству. предметов на плоскости доказывают, что предметы эстетического цикла, в частности декоративно-прикладное искусство, обладают большими возможностями эмоционально-нравственного влияния на человека, поскольку:

во-первых, декоративное искусство (от лат. «украшаю») вносит эстетическое, образное

начало в окружающую человека материальную предметно-пространственную среду;

 во-вторых, в произведениях изобразительного искусство исторически закреплены образцы   нравственной, эстетической, гражданской культуры;

Предлагаемая образовательная программа «Юный художник» реализует идею развития мотивации детей к свободному выражению своих творческих замыслов, мотивации к деятельности по эстетическому преобразованию среды и сохранению национальных традиций в современной жизни. Программа позволяет каждому ребенку почувствовать себя творцом. Таким образом, актуальность предлагаемой программы обусловлена следующими факторами:

-  целью современного образования, в котором дополнительному образованию отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании обучающихся, удовлетворении его индивидуальных потребностей, развитии творческого потенциала, адаптации в современном обществе, повышении занятости детей в свободное время;

-  особенностью современной ситуации, когда искусству и культуре отводится значимая роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании его мировоззрения на лучшие и достойные подражания образцах искусства, в том числе и декоративно-прикладного;

-  необходимостью формирования ценностных эстетических ориентиров подрастающего поколения;

-  потребностью в творчестве, заложенной в каждом ребенке, желанием созидать, создавать прекрасное своими руками;

-  необходимостью сохранения, развития и изучения российской духовной и материальной культуры, живого наследия народа, являющегося частью современной жизни.

Содержание программы «Юный художник» педагогически целесообразно, так как,

 во-первых, направлено на овладение основами творческой деятельности, на формирование художественно-эстетической оценки, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности;

 во-вторых, оно практически значимо. Дети могут применять полученные знания и творческий опыт в практической работе по оформлению интерьера собственной комнаты, класса, создавая изделия декоративно-прикладного искусства из доступных материалов, участвуя в художественно-эстетической организации среды.

Новизна, отличительные особенности данной программы 

от уже существующих образовательных программ

Общеобразовательная программа «Юный художник» составлена с учетом требований, предъявляемых к программам дополнительного образования, на основе последних достижений и исследований детского прикладного творчества, педагогической практики. Различные виды изобразительного и прикладного творчества используются во многих программах школьного и дополнительного образования. При составлении данной программы по использованы некоторые разделы существующих программ и рекомендаций, например, авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной, «В мире художественных технологий». Крыш Л.П. «Народное творчество».

Новизна программы заключается в том, что в ней охвачены несколько направлений декоративно-прикладного искусства с их углубленным изучением. В рамках программы осуществляется интеграция со смежными дисциплинами – историей, основами композиции, основами цветоведения, что значительно расширяет кругозор у детей и способствует углублению знаний по предметам. Реализация творческого потенциала обучающихся происходит через активное участие в выставках, конкурсах, и в других мероприятиях.

Цели и основные задачи программы

Цель программы – развитие творческой личности, способной к эмоционально образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства

 Основные задачи:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

1. Чувство гордости за культуру и искусств Родины, своего города.

2. Уважительное отношение к культуре и искусству других народов.

3.Сформировать эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

4.Сформированность потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств.

5.Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников под руководством педагога.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

1.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

2.Формирование умения понимать причины успеха неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

3.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

 4.Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно–творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса:

1.Осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку;

2.Понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

3.Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека;

4. Передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу.

Выпускник получит возможность научиться:

Выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

Определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

Оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение).

 Различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выпускник научится:

видеть и осмысленно рассматривать окружающий мир и других людей

уметь любоваться красотой мира, явлениями природы

передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;

Выпускник получит возможность научиться:

Ценить и понимать красоту природы своей Родины;

Осознавать необходимость создания художественного образа и в архитектуре, и в дизайне;

осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

 понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и Отрицательных сторон жизни в художественном образе;

 Осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

 понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

        Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник научится:

 Эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;

 Различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные Состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

Понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

 Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы;

 Использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

 Использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

 Анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе;

Анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа;

Понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

 Анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства

Выпускник научится:

Различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и Приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

 Различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:

Определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

Определять и различать произведения конструктивных видов изобразительного искусства;

 Прогнозируемые результаты:

Знать:

1) Разные приёмы рисования;

2) Хохломскую, Городецкую и Полхов – майданскую роспись;

3) П«стилизация»;

4) Нетрадиционные техники рисования;

5) Воздушную и линейную перспективу.

Уметь:

1) Работать в различной технике рисования;

2) Пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;

3) Самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;

4) Творчески подходить к выполнению работы.

По окончании обучения, обучающиеся оформляют выставку.

Педагогические принципы, определяющие теоретические подходы

к построению образовательного процесса

Реализация программы «Юный художник» основывается на общедидактических принципах научности, последовательности, системности, связи теории с практикой, доступности. При разработке программы учитывались также основные принципы дополнительного образования:

1.                      Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для детей идентификации себя с Россией, российской культурой, природой родного края. Реализация этого принципа предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных действий по отношению к Отечеству, стимулирование переживаний, которые ориентируют ребенка на действия, приносящие благо Отечеству).

2.                      Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие происходит в процессе такого взаимодействия педагога и обучающегося, содержанием которого является обмен эстетическими ценностями, а также совместное продуцирование художественных ценностей. Диалогичность образования не предполагает равенства педагога и обучающегося. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия. При использовании данного принципа формируются субъект – субъектные отношения в коллективе.

3.                      Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение ребенка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел – реализация – рефлексия.  В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. Если ему уже задано то, к чему он должен прийти, то для него нет проектирования. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские, художественные, социальные и творческие, исследовательские проекты обучающихся.  

4.                      Принцип цикличности - постепенное усложнение и расширение учебного материала от возраста к возрасту.

5.                      Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для еѐ исправления.

6.                      Принцип творчества (креативность) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Основные характеристики образовательного процесса

Программа рассчитана на работу с детьми 10-13 лет. При реализации программы учитываются возрастные особенности детей, которым адресована программа. Принцип набора в группы – свободный на обучение принимаются все желающие дети

Срок реализации программы - 1 год. Количество обучающихся в группе – не более 15 человек. Учебные занятия могут проводиться со всем составом объединения и по группам (с наиболее способными детьми при подготовке к конкурсным мероприятиям или с детьми с особыми возможностями здоровья).

Режим занятий по учебному курсу: «Искусство и ты»-проходит два раза в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность образовательного процесса: – 36 учебных недель (начало занятий 5 сентября, завершение 31 мая), в год (144) часа.

В соответствии с СанПиНом 2.4.4.3172-14 длительность одного учебного часа для детей школьного возраста– 40 мин.

Отбор и структурирование содержания, направления и этапы образовательной программы, формы организации образовательного процесса

Программное содержание, методы, формы, средства обучения отбирались с учетом выше обозначенных принципов и основных направлений развития дополнительного образования, отраженных в Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

Содержание программы ориентировано на:

1. Удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном и художественно-эстетическом развитии;

2. Формирование и развитие творческих способностей, обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых детей;

 3.Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития и творческого труда обучающихся;

4.Социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

5. Формирование общей культуры обучающихся.

Посредством данной программы обучающихся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

Искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. 

Содержание учебного курса «Искусство, и ты» способствует:

1.Раскрытию и развитию творческих способностей обучающегося;

2.Формированию интереса к художественной деятельности;

3. Формированию эстетического вкуса;

4.  Развитию пространственного воображения и мышления;

5. Формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

6.Умению видеть, чувствовать, оценивать, и создавать по законам красоты; умению использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.

Взаимодействие педагога с родителями

При работе с ребенком одна из задач педагога - установить доверительные отношения с родителями. Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным.

В работе с родителями:

1.Не сравнивать детей друг с другом;

2.Находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить его от души;

3.Уметь устанавливать гибкие, доверительные, доброжелательные отношения с родителями;

      4.Доступным языком доводить до них результаты диагностического отслеживания;

       5Уучитывать рекомендации родителей;

       6.Привлекать по возможности родителей к творческо-образовательному процессу (в качестве оператора видеосъемки занятий и т. д.). 

Необходимо осуществлять связь родители – ребенок - педагог, что позволит создать для детей условия самораскрытия (т. е. добиться успехов). 

В конце каждого учебного года проводится анкетирование родителей «Удовлетворенность результатами посещения ребенком занятий объединения».

 

Ожидаемые результаты освоения программы освоение личностных результатов по окончании обучения у обучающихся будут сформированы:

1. Эстетические потребности; ценностные отношения к искусству;

2.Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

3. Осознание своей этнической и национальной принадлежности;

4.Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Освоение метапредметных результатов по окончании обучения у обучающихся будут сформированы:

1.      Умения сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

2.       Установки на безопасный труд.

Освоение предметных результатов

Предметные результаты освоения программы описаны в пояснительных записках учебных курсов.

 

Педагогический мониторинг результатов

образовательного процесса

Текущий контроль осуществляется в форме мини-выставок творческих работ, обсуждений. Для     оценки            сформированности   практических            умений           обучающихся применяется метод экспертной оценки. Эксперт (педагог, зам по воспитательной части) оценивает творческую работу по следующим критериям.

 Критерии оценки творческой работы:

1.                 Владение материалом (кистью, цветом, карандашом, красками).

2.                 Знание основных законов композиции, названия красок.

3.                 Воображение.

4.                 Оригинальность исполнения.

5.                 Творческая активность.

Отслеживание итогов образовательного процесса производится следующим образом:

1.Анализ выполнения практических работ;

2.Выставка, организованная на ранней стадии обучения (ноябрь, декабрь), и итоговая (в конце учебного года) покажет возрастание уровня выразительности и творческой свободы работ;

3. Участие в выставках и конкурсах на уровне учреждения, города и области. 

Для учѐта участия детей в выставках и конкурсах автором используется следующая таблица:

Ф.И. обучающегося

Дата

Название конкурса, выставки

Название                работы

(художественный материал)

Результат

 

 

 

 

 

 

Отслеживание результативности образовательного процесса производится следующим образом:

1.Выявление и разбор ошибок в конце каждого занятия;

2.Опросы по теории – для выявления усвоения терминологии;

3.Открытые занятия;

4.Выполнение практических работ;

5.Выставка, организованная на ранней стадии обучения (ноябрь, декабрь), и итоговая (в конце учебного года) покажет возрастание уровня выразительности и творческой свободы работ;

6.Участие в выставках и конкурсах на уровне учреждения, города и области. 

Для оценки сформированности практических умений, обучающихся применяется метод экспертной    оценки.           Оценка           дается             по        пятибалльной            системе, выводится среднеарифметическая оценка по девяти параметрам, и данные заносятся в таблицу.

 Диагностика сформированности практических умений и навыков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урове нь

 

 

 

 

Эскизы и готовые декоративные композиции и работы оцениваются по следующим показателям:

1.Декоративность, красочность, орнаментальность;

2.Бессюжетность (как правило);

3.Стилизация, трансформация форм, пропорций, масштабов;

4.Плоскостность изображения;

5.Эмоциональное воздействие;

6.Цветовая гармония;

7.Равновесие композиции;

8.Условность, ассоциативность эмоционально-образного решения темы.

Подведение итогов реализации программы

В качестве форм подведения итогов по программе используются: 

1)  Итоговая выставка достижений учащихся.

2)  Итоговая аттестация

Диагностика усвоения содержания программы проводится педагогом в течение всего учебного года, и результаты ее заносятся в журнал критериальных оценок.

Данные о результатах обучения доводятся до родителей и анализируются с детьми на итоговом занятии. 

Учебно-тематический план первого года обучения

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/ контроля

Теория

Практика

(зачет, творческая работа, выставка, конкурс,

фестиваль и др.)

1

Чем и как работает художник?

2

48

Входная диагностика знаний и практических навыков

2

Ты изображаешь, украшаешь, строишь.

3

32

 

3

О чем говорит искусство?

2

28

 

4

Как говорит искусство?

3

26

Итоговая диагностика знаний и практических навыков

 

Итого:144

10

 134

 

 

Программное содержание обучения «Искусство, и ты»

Цель: Развивать важнейшее для художественного творчества умение изображать и видеть мир глазами творца - художника. 

Основные задачи:

1.Научить пониманию образности самих художественных материалов;

2.Помочь овладеть приемами рисования красками, мелками, тушью; конструирования из бумаги;

3.Донести до понимания детей, о чем говорит искусство;

4.Научить детей цветом и линией передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с красками.

Предполагаемый результат первого учебного года:

1.Узнают, чем и как работает художник;

2.Научатся изображать, украшать, конструировать;

3.Смогут понимать, о чем говорит искусство;

4.Научатся говорить посредством художественного языка.

Введение     

 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство детей друг с другом и с учителем. Беседа с детьми о содержании, целях и задачах первого года обучения.  Определение начального уровня знаний, умений и навыков детей.

1. Чем и как работает художник?

Художник работает красками. С какими ещё материалами работает художник? Гуашь. Как работать кистью? Цветовой спектр. Что такое цветовой круг. Волшебная белая. Волшебная чёрная. Волшебные серые. А серые могут быть цветными! Графические материалы. Художник рисует мелками и тушью. Пастель. Восковые мелки. Что может линия? Что такое скульптура? Лепим из теста. Бумага, ножницы, клей. Что такое аппликация? Аппликация и коллаж. Неожиданные материалы. Фабрика пятен.

Что ты знаешь и умеешь?

2.Ты изображаешь, украшаешь, строишь.

 Мастер Изображения всматривается в природу. Линия горизонта.  Узоры и украшения в природе. Мастер украшения фантазирует. Растительные формы в росписи народных мастеров. Что такое орнамент. Символы славян. Солярные знаки в изображении народных мастеров. Изображения животных и растений в росписях народных мастеров. Приёмы изображения птиц и рыб. Приёмы обобщённых форм изображения человека на древних образах. Мастер постройки. Постройки в природе. Конструируем природные формы. Образ здания.  Что ты знаешь и умеешь?

3.О чем говорит искусство?

 Природа и её творец. Пространство жизни. Художник изображает природу весёлой, таинственной, нежной, грустной. Времена года. Художник изображает настроение. Художник выражает характер и настроение животных. Образ человека и его характер в живописи и графике. Образ человека и его характер в скульптуре. Человек и его украшения. Как могут говорить украшения?

Что ты знаешь и умеешь?4. Как говорит искусство?

 

Календарный учебный график

 

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Колво часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Ожидаемые результаты освоении курса

По окончании года, обучающиеся будут знать:

- основные способы смешения цветов; знать тёплые и холодные цвета;

- основные характеристики цвета: насыщенность, светлота, яркость; владеть понятиями о хроматических и ахроматических цветах;

простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков.

будут уметь:

- правильно определять и изображать цвет;

- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности цвета;

- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение,

основной цвет предметов;

-  правильно работать красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими

нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности).

Организационно- педагогические условия реализации программы

Кадровое обеспечение

Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями в области декоративно-прикладного творчества и опытом организации проектной деятельности детей, мастер-классов, профессиональные художники-прикладники, флористы, дизайнеры.

Педагогические технологии, методы, приемы и формы организации образовательного процесса 

Основная технология, применяемая при реализации программы – это система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, которая предполагает составление для каждого учащегося индивидуального плана творческой, исследовательской или проектной деятельности на год; практические упражнения на освоение техник декоративно-прикладного творчества; практическую работу по изготовлению изделия в какой-либо технике декоративно-прикладного творчества, экскурсии  на выставки, в художественную галерею.

В работе по программе применяются следующие методы обучения:

1.Репродуктивный: организуются задания на тренировку, упражнения на повторение;

2.Иллюстративный: – объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;

3Ппроблемный: педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения;

4.Эвристический: проблему формируют сами дети, ими и предлагаются способы ее решения; 5. Словесный: рассказ, беседы – на таких занятиях излагается теоретический материал о художественных приемах, техниках и направлениях, о материалах и технических средствах, применяемых в данном виде творчества;

6.Практический: организация рабочего места, приобретение и отработка навыков и приемов работы с материалами и инструментами.

Методы построения рисунка демонстрируются преподавателем на доске. Если в процессе самостоятельной работы обучающиеся испытывают трудности, проводится индивидуальная работа, педагогом выявляются ошибки, которые разбираются на доске. 

В конце каждого занятия проводится анализ работ, выявляются ошибки. Дети самостоятельно отмечают лучшие работы. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна претворять, и завершать оценку. 

Отчет о работе объединения проходит в форме выставки ―Наш вернисаж‖, где систематически вывешиваются лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Наличие

Печатные пособия

15

Портреты русских и зарубежных художников

 

+

+

+

 

+

 

 

18

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

19

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

20

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

Информационно-коммуникационные средства

22

Игровые художественные компьютерные программы

+

Технические средства обучения (ТСО)

25

Музыкальный центр

 

 

+

 

+

26

СD/DVD- проигрыватели

27

Проектор

28

Видеомагнитофон

29

Компьютер

  1. Учебно-практические оборудование

44

Краски акварельные

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

45

Краски гуашевые

50

Бумага А3, А4

51

Бумага цветная

52

Фломастеры

53

Восковые мелки

57

Кисти беличьи № 5, 10, 20

58

Кисти, щетина № 3, 10, 13

59

Ёмкости для воды

61

Пластилин/глина

62

Клей

63

Ножницы

 

 

 

Дидактическое и методическое обеспечение

(учебно-методический комплект)

Для   реализации    программы    «Юный художник»   сформирован учебно- методический комплект, который постоянно пополняется. Учебно-методический комплект имеет следующие разделы и включает следующие материалы:

 I. Методические материалы для педагога:

1.  Методические рекомендации, конспекты занятий, памятки:

1.1.  Перспективный план работы педагога на текущий год;

1.2.  Календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год;

1.3.  Отчет о деятельности педагога за прошедший учебный год.

1.4.  Инструкции по охране труда и технике безопасности.

2.  Диагностический инструментарий:

2.1.  Методика исследования мотивов посещения занятий в коллективе. Автор Л.В.Байбородова.

2.2.  Тест А.И.Доровского на определение самооценки одаренного школьника.

2.3.  Методики А.А.Мелик-Пашаева «Описание предмета», «Группировка картинок», «Группировка предметов», «Натюрморт» по исследованию способности к эстетическому обобщению.

2.4.  Методика      А.А.    Мелик-Пашаева,       З.Н.     Новлянской   «Линия           горизонта»     по исследованию мотивации к постановке творческих задач.

2.5.  Методика С.Г. Воробьевой «Цвет и образ» изучения и корректировки межличностных отношений (семья, коллектив).

2.6.  Тест А.И. Доровского на самоопределение предпочтительных видов деятельности.

37. Анкета для родителей «Удовлетворенность результатами посещения ребенком занятий объединения».

II. Литература для педагога и учащихся

 Для детей:

1.                 Левин С.Д. Беседы с юным художником. - М.: 1988.

2.                 Флорковская А.К. История искусства для детей. Модерн. – М.: 2002.

3.                 Художественная галерея. Еженедельный журнал. Изд. Дом Бурда.

4.                 Художественная школа. Журнал 2008-2019.

5.                 Энциклопедический словарь юного художника. - М.:1983.

                                                    Для педагога:

Общепедагогическая литература

1)      Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство детям. - Дошкольное воспитание. 1997№3.

2)      Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. - М.: 1961.

3)      Изобразительное и декоративное искусство. /Под ред. А.М.Контора. -М.: 1997.

4)      Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М. : 1987.

5)      Амиржанова, А. Ш. Особенности эстетического восприятия на занятиях по декоративно-прикладному искусству  / А. Ш. Амиржанова // Омский научный вестник. – 2009. – № 3 (78). – С. 198–201.

Специальная литература для реализации курса «Искусство, и ты»

1)      Айзенбарт            Барбара.         Полный          курс    акварели.       Для     начинающих и       студентов художественных вузов / Пер. Н.Панкратовой. – М.: Внешсигма-Астрель, 2002. – 64с.:ил. – (Энциклопедия художника).

2)      Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М. : 1989.

3)      Блейк, Мэри Как рисовать. Пастель. Пошаговое руководство для начинающих / Мэри Блейк. - М.: Астрель, АСТ, 2003 

4)      Костерин Н.П. Учебное рисование. - М.: 1984.

5)      Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Пособие для учителей / В. С. Кузин. - М.: Просвещение, 1972 - 270с. сил.

6)      Маслов Н.Я. Пленэр – М.: 1989.

7)      Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве М.: 1983.

8)      Паррамон Х.  Основы живописи. – Испания: 1994.

9)      Программно–методические материалы. Изобразительное искусство. /Сост. В.С.Кузин. Программы дополнительного художественного образования детей - М. : Просвещение, 2009.

10)  Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия – М. : Просвещение, 1989.

11)  Светлова Л.П. Азбука орнамента. - М.: 2001.

12)  Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: 1999.

13)  Сокольникова Н.М. Основы живописи. Обнинск. 1996.

14)  Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996.

15)  Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Обнинск: 1996.

16) Шорохов Е.В. Основы композиции. - М.: 1989

III. Дидактические материалы для обучающихся:

1.  Наглядные пособия: 

1.1.  Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений: где работают художники; виды и жанры искусства; наш вернисаж; богатства земли Русской; техника безопасности; информация.

1.2.  Репродукции картин отечественных и зарубежных художников;

1.3.  Образцы изделий декоративно-прикладного творчества; 

1.4.  Альбом работ обучающихся объединения прошлых лет;

1.5.  Альбомы, плакаты по батику, валянию, квиллингу, пастели, декупажу.

2.  Медиапособия:

2.1.  Учебный видеофильм «Мастерство добрых рук»;

2.2.  Компьютерная презентация «Правила техники безопасности при работе на компьютере».

Интернет-ресурсы

http://www.7ya.ru/article/Psihologiya-obucheniya-risovaniyu/ - Психология обучения рисованию. http://festival.1september.ru/articles/214267/ - Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства:  

Список литературы использованной при составлении программы

1)      Горнова, Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества: программа, организация работы, рекомендации / Л.В.Горнова,  Т Л Бычкова , Т В Воробьева, Н Н Горбатова , Н П Конькова , И Н Пестова  - Волгоград: Учителдь, 2008. – 152 с. – (Дополнительное образование).

2)      Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г. [Электронный ресурс] / Самарский дворец детского и юношеского творчества. – Режим доступа: pionersamara.ru/sites/default/files/docs/metodrek_dop_rf15.doc. 

3)      Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ. Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 03.09.2015 г. № МО-16-09-01/826-ту [Электронный ресурс] / Самарский дворец детского и юношеского творчества. - Режим доступа: http://pionersamara.ru/content/metodicheskaya-deyatelnost .

4)      Положение о порядке разработки, экспертизы и утверждения дополнительной общеобразовательной программы МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти.

[Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа:

http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_programmah.pdf  

5)      Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля освоения дополнительных программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_formah attestacii.pdf .

6)      Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41г «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа :

http://dopedu.ru/poslednie-novosti/novie-sanpin-dlya-organizatsiy-dod. 

7)      Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. – Режим доступа :

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201811300034. 12) Программа дополнительного образования детей – основной документ педагога:

Информационно-методический сборник, выпуск №5 / Сост. Н.А. Леоненко, Т.В. Завьялова, А.В. Кузнецова. – СПб. : Издательство «Ресурсный центр школьного дополнительного образования», 2010. – 62 с.

8) Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. – 256 с. 

 

             

 

 

Приложение 1

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

1.1. Календарно-тематический план учебного модульного курса «Искусство, и ты» 

 

Сроки

Раздел, тема занятия

Форма занятия.

Форма подведения итогов

Количество часов

Раздел1.Чем и как работает художник?

 

1.

 Вводное занятие.

Беседа.  

0,5

2

 

2.

Художник работает красками

Практика

 

2

 

3.

С какими ещё материалами работает художник? Гуашь.

Практика

0,5

4

 

4.

Как работать кистью? Цветовой спектр

Практика

 

4

 

5.

Что такое цветовой круг

Практика

0,5

2

 

6.

Волшебная белая. Волшебная чёрная. Волшебные серые.

Практика

0,5

4

 

7.

А серые могут быть цветными!

Практика

  

4

 

8.

Графические материалы. Художник рисует мелками и тушью.

Практика

        

 4

 

9

Пастель. Восковые мелки.

Практика

 

2

 

10

Что может линия?

Практика

 

2

 

11

Что такое скульптура?

Практика

 

2

 

12

Лепим из теста.

Практика

 

4

 

13

Бумага, ножницы, клей.

Практика

 

2

 

14

Что такое аппликация?

Практика

 

2

 

15

Аппликация и коллаж.

Практика

 

2

 

16

Неожиданные материалы.

Практика

 

2

 

17

Фабрика пятен.

 

Практика

 

2

 

18

Что ты знаешь и умеешь?

 

Практика

 

2

Раздел 2. Ты изображаешь, украшаешь, строишь.

 

19

 Мастер Изображения всматривается в природу.

Беседа практика

0,5

2

 

20

Линия горизонта.

Практика

 

2

 

21

Узоры и украшения в природе

Практика

 

2

 

22

Мастер украшения фантазирует.

Практика

 

2

 

23

Растительные формы в росписи народных мастеров.

Практика

 

 

2

 

24

. Что такое орнамент.

Практика

0,5

 

2

 

25

Символы славян.

Практика

 

 

2

 

26

Солярные знаки в изображении народных мастеров.

Практика

 

 

2

 

27

Изображения животных и растений в росписях народных мастеров.

Практика

 

 

2

 

28

Приёмы изображения птиц и рыб.

Практика

 

 

2

 

29

Приёмы обобщённых форм изображения человека на древних образах.

Практика

0,5

 

2

 

30

Мастер постройки.

Практика

0,5

 

2

 

31

Постройки в природе.

Практика

 

 

2

 

32

Конструируем природные формы.

Практика

0,5

 

2

 

33

Образ здания.  

Практика

0,5

 

2

 

34

Что ты знаешь и умеешь?

 

Практика

 

 

2

Раздел 3. О чем говорит искусство?

 

 

35

Природа и её творец.

Практика

 

 

2

 

36

Пространство жизни.

Практика

 

 

4

 

37

Художник изображает природу весёлой, таинственной, нежной, грустной.

Практика

0,5

 

2

 

38

Времена года.

Практика

 

 

4

 

39

Художник изображает настроение.

Практика

 

 

2

 

40

Художник выражает характер и настроение животных.

Практика

 

 

4

 

41

Образ человека и его характер в живописи и графике.

Практика

0,5 

 

2

 

42

Образ человека и его характер в скульптуре

Практика

0,5 

 

2

 

43

Человек и его украшения.

Практика

 

 

2

 

44

Как могут говорить украшения?

 

Практика

 

 

2

 

45

Что ты знаешь и умеешь?

 

Практика

0,5 

 

2

Раздел 4. Как говорит искусство?

 

 

46

Композиция и её законы.

Практика

0,5

 

2

 

47

Что такое ритм пятен?

Практика

0,5

 

2

 

47

Ритм и движение пятен

Практика

 

 

2

 

49

Что такое ритм линий?

Практика

 

 

2

 

50

Характер линий.

Практика

0,5 

 

2

 

51

Ритм пятен, линий и форм — средство выразительности любой композиции.

Практика

 

 

2

 

52

Колорит. Тёплые цвета

Практика

0,5

 

2

 

53

Холодные цвета.

Практика

0,5

 

2

 

54

.Что выражают тёплые и холодные цвета?

Практика

0,5

 

2

 

55

Тихие цвета.

Практика

 

 

2

 

56

Свободное творчество.

Практика

 

 

2

 

57

Что ты знаешь и умеешь?

Практика

 

 

2

 

58

 Просмотр и обсуждение по блоку «Искусство, и ты».

 

Защита проекта

 

 

2

 

Всего часов:

10

 

134

 

ИТОГО:

 

144

 

 

Приложение 2

Оценочный материал

2.1. Контрольно-диагностические материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся по итогам первого года обучения учебного модуля «Искусство, и ты»

 

Форма проведения аттестации: выставка.  

Выставочные работы оцениваются экспертами по следующим критериям:

Разделы

Уровни  

Низкий  

Средний  

Высокий (2 балла)

Техника работы с материалами

Учащийся не знаком с элементарными знаниями и навыками рисования – 0 баллов. Не может соотнести геометрическую фигуру, другие формы   с их названием- 0 баллов.

Учащийся       знаком             с элементарными

знаниями рисования, может подобрать цветовую гамму для своей работы, но ему нужна незначительная помощь – 1 балл.

Делает незначительные ошибки в понимании цветов, оттенков – 1 балл.  

Учащийся       знаком             с элементарными знаниями композиции,             рисунка, живописи – 2 балла.  

Самостоятельно может смешивать краски для получения дополнительных цветов  – 2 балла.

Безошибочно называет холодные, тѐплые, хроматические,

ахроматические  цвета – 2 балла.  

Правильно передаѐт форму предмета, нарисованного с натуры – 2 балла.

Предметное и сюжетное изображение

Учащийся не может образно, логически мыслить - 0 баллов,

самостоятельно

подбирать       сюжет, композицию и колорит для своей работы - 0 баллов.

Учащийся передает общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Но не  может располагать их на листе самостоятельно – 1 балл.

Умеет образно и логически мыслить, передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с заданием –

2 балла. Развито художественное восприятие и воображение – 2 балла.

 

Определение уровня освоения программы первого года обучения:

0 - 4 балл – низкий уровень;

5-15 баллов – средний уровень;

15 - 25 баллов – высокий уровень

Задание.  Выберите к каждому из 16 вопросов один правильный ответ.

За каждый правильный ответ 2 балла.

1.      Композиция - это

1-важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника;

2-сочетание форм и объемов; 3- название творческой деятельности; 4 -все варианты вместе.

2.      Перспектива - это:

1-техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре;

2-название краски;

3-инструмент художника; 4-произведение искусства; 

3.      Мазок - это:

1-стиль в живописи;

2-часть живописной картины; 3- способ передачи цвета; 4- все варианты подходят.

4.      Граттаж - это:

1-способ выполнения рисунка путѐм процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.;

2- название бумаги для рисования; 3- способ рисования на холсте; 4- ни один вариант не подходит.

5.      Иллюстрация - это:

1-картинка в книге;

2-предварительный набросок к картине, рисунку;

3-рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.

6. Пленэр – это:

1-  рисование при естественном свете;

2-  способ передачи свето тени; 3- краска; 4- цвет.

7.  Колорит – это:

1-  передача в холодных тонах цветового решения;

2-  в живописи организованное взаимоотношение цветов, находящихся в гармоничном единстве и подчинѐнные авторской идее художника ;          3- техника рисования холодными красками;          4-название краски.

8.  Пропорцииэто:

1-  цвет;

2-  линия;

3-  карандаш;

4-  соотношение частей по величине.

9.ДПИ - это

1-декоративно-прикладное искусство;

2 -детская проектная деятельность с целью создания гармоничной предметной среды; 3- декоративно-прикладная деятельность с целью развития детей; 4 -все варианты вместе.

10.Батик  - это:

          1-ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов;

2-название белья;

3-ткань;

4-произведение искусства; 

11.Резерв - это:

1-  запас чего- либо;

2-  бесцветный контур, который предотвращает смешивание красок на ткани;

3-   трубочка для рисования;

4- все варианты подходят.

12.Узелковый батик - это:

1-название книги;

2-ткань;

4-  способ окрашивания ткани с помощью узелков и жгутов;

5-   4- подходят все варианты.

13.Эскиз - это:

6-  название краски для батика;

7-  предварительный набросок к картине, рисунку;

8-  ткань;

9-  предмет декора.

14.Ритм – это:

1-равномерное чередование элементов;

2-танец;

3краска;

 4- цвет.

 15.Холодный батик – это:

1-  передача в холодных тонах цветового решения;

2-  одна из разновидностей батика;

3-  техника рисования холодными красками;          4- разновидность  ткани.

16. Контурэто:

1-  цвет;

2-  линия;

3-  карандаш;

4-  декор холодного батика.

 

Уровень освоения программы определяется педагогом по сумме за три параметра:

 

Показатель

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Результаты выполнения теста

0-5 баллов

6-8

9-10

Творческие достижения обучающегося (Выставка)

0-5 баллов

5-8 баллов

        8-10 баллов

Творческие достижения обучающегося

Не принимал участия в

конкурсных

мероприятиях

0 баллов

Участвовал в учрежденческих – 1 балл, 

В городских мероприятиях

2 балла

Участвовал в областных мероприятиях

3 балла

Итого: 

0-10 баллов

12-20 баллов

20 – 25 баллов

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Департамент образования администрации

Департамент образования администрации

Пояснительная записка По своему функциональному назначению программа «Юный художник» является общеобразовательная

Пояснительная записка По своему функциональному назначению программа «Юный художник» является общеобразовательная

Содержание программы «Юный художник» педагогически целесообразно, так как, во-первых, направлено на овладение основами творческой деятельности, на формирование художественно-эстетической оценки, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать…

Содержание программы «Юный художник» педагогически целесообразно, так как, во-первых, направлено на овладение основами творческой деятельности, на формирование художественно-эстетической оценки, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать…

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно–творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса: 1

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно–творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса: 1

Анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе;

Анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе;

При использовании данного принципа формируются субъект – субъектные отношения в коллективе

При использовании данного принципа формируются субъект – субъектные отношения в коллективе

Формирование общей культуры обучающихся

Формирование общей культуры обучающихся

Умения сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; 2

Умения сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; 2

Ф.И.О.

Ф.И.О.

Как говорит искусство? 3 26

Как говорит искусство? 3 26

Календарный учебный график № п/п

Календарный учебный график № п/п

Практический: организация рабочего места, приобретение и отработка навыков и приемов работы с материалами и инструментами

Практический: организация рабочего места, приобретение и отработка навыков и приемов работы с материалами и инструментами

Дидактическое и методическое обеспечение (учебно-методический комплект)

Дидактическое и методическое обеспечение (учебно-методический комплект)

Специальная литература для реализации курса «Искусство, и ты» 1)

Специальная литература для реализации курса «Искусство, и ты» 1)

Н П Конькова , И Н Пестова -

Н П Конькова , И Н Пестова -

Приложение 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

Приложение 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

Растительные формы в росписи народных мастеров

Растительные формы в росписи народных мастеров

Ритм пятен, линий и форм — средство выразительности любой композиции

Ритм пятен, линий и форм — средство выразительности любой композиции

Предметное и сюжетное изображение

Предметное и сюжетное изображение

ДПИ - это 1-декоративно-прикладное искусство; 2 -детская проектная деятельность с целью создания гармоничной предметной среды; 3- декоративно-прикладная деятельность с целью развития детей; 4 -все варианты…

ДПИ - это 1-декоративно-прикладное искусство; 2 -детская проектная деятельность с целью создания гармоничной предметной среды; 3- декоративно-прикладная деятельность с целью развития детей; 4 -все варианты…

Творческие достижения обучающегося

Творческие достижения обучающегося
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2020