Департамент образования администрации Новосибирской области
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Принята на заседании Методического(педагогического)совета от «____»__________20___ г. Протокол № _______
|
Утверждаю: Директор МОУ ДО ДДТ
|
_____________ Л.Д. Зайцева |
|
Приказ № _______ от «____»__________20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно направленности
«Юный художник»
Возраст обучающихся: 10-13 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Мергель Людмила Андреевна ,
педагог дополнительного образования
г. Карасук, 2020
По своему функциональному назначению программа «Юный художник» является общеобразовательная. Программа создает условия для творческого самовыражения детей 10-13 лет посредством знакомства с различными техниками декоративно-прикладного искусства и практической деятельностью по созданию творческих работ.
Направленность программы художественная, так как в ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают отечественную культуру и культуру других стран, приобретают практические навыки работы с художественными материалами и инструментами.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Различные виды искусства делает художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими руками. Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет его. Педагоги А.Коменский, И.Песталоцци, Ф.Фребель, придавали большое значение детскому рисованию. Они считали, что «оно доставляет детям удовольствие, и нельзя лишать их этой полезной забавы». Обучение детей рисованию рассматривалось как подготовка руки и глаза к письму, а также первая ступень общей системы обучения изобразительному искусству. предметов на плоскости доказывают, что предметы эстетического цикла, в частности декоративно-прикладное искусство, обладают большими возможностями эмоционально-нравственного влияния на человека, поскольку:
во-первых, декоративное искусство (от лат. «украшаю») вносит эстетическое, образное
начало в окружающую человека материальную предметно-пространственную среду;
во-вторых, в произведениях изобразительного искусство исторически закреплены образцы нравственной, эстетической, гражданской культуры;
Предлагаемая образовательная программа «Юный художник» реализует идею развития мотивации детей к свободному выражению своих творческих замыслов, мотивации к деятельности по эстетическому преобразованию среды и сохранению национальных традиций в современной жизни. Программа позволяет каждому ребенку почувствовать себя творцом. Таким образом, актуальность предлагаемой программы обусловлена следующими факторами:
- целью современного образования, в котором дополнительному образованию отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании обучающихся, удовлетворении его индивидуальных потребностей, развитии творческого потенциала, адаптации в современном обществе, повышении занятости детей в свободное время;
- особенностью современной ситуации, когда искусству и культуре отводится значимая роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании его мировоззрения на лучшие и достойные подражания образцах искусства, в том числе и декоративно-прикладного;
- необходимостью формирования ценностных эстетических ориентиров подрастающего поколения;
- потребностью в творчестве, заложенной в каждом ребенке, желанием созидать, создавать прекрасное своими руками;
- необходимостью сохранения, развития и изучения российской духовной и материальной культуры, живого наследия народа, являющегося частью современной жизни.
Содержание программы «Юный художник» педагогически целесообразно, так как,
во-первых, направлено на овладение основами творческой деятельности, на формирование художественно-эстетической оценки, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности;
во-вторых, оно практически значимо. Дети могут применять полученные знания и творческий опыт в практической работе по оформлению интерьера собственной комнаты, класса, создавая изделия декоративно-прикладного искусства из доступных материалов, участвуя в художественно-эстетической организации среды.
Новизна, отличительные особенности данной программы
Общеобразовательная программа «Юный художник» составлена с учетом требований, предъявляемых к программам дополнительного образования, на основе последних достижений и исследований детского прикладного творчества, педагогической практики. Различные виды изобразительного и прикладного творчества используются во многих программах школьного и дополнительного образования. При составлении данной программы по использованы некоторые разделы существующих программ и рекомендаций, например, авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной, «В мире художественных технологий». Крыш Л.П. «Народное творчество».
Новизна программы заключается в том, что в ней охвачены несколько направлений декоративно-прикладного искусства с их углубленным изучением. В рамках программы осуществляется интеграция со смежными дисциплинами – историей, основами композиции, основами цветоведения, что значительно расширяет кругозор у детей и способствует углублению знаний по предметам. Реализация творческого потенциала обучающихся происходит через активное участие в выставках, конкурсах, и в других мероприятиях.
Цель программы – развитие творческой личности, способной к эмоционально образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства
Основные задачи:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
1. Чувство гордости за культуру и искусств Родины, своего города.
2. Уважительное отношение к культуре и искусству других народов.
3.Сформировать эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
4.Сформированность потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств.
5.Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников под руководством педагога.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
1.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
2.Формирование умения понимать причины успеха неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
3.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
4.Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно–творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса:
1.Осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку;
2.Понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
3.Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека;
4. Передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу.
Выпускник получит возможность научиться:
Выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
Определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
Оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение).
Различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
видеть и осмысленно рассматривать окружающий мир и других людей
уметь любоваться красотой мира, явлениями природы
передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
Выпускник получит возможность научиться:
Ценить и понимать красоту природы своей Родины;
Осознавать необходимость создания художественного образа и в архитектуре, и в дизайне;
осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и Отрицательных сторон жизни в художественном образе;
Осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
Эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
Различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные Состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
Понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы;
Использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
Использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
Анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе;
Анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа;
Понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
Анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
Различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и Приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
Различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
Определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
Определять и различать произведения конструктивных видов изобразительного искусства;
Прогнозируемые результаты:
Знать:
1) Разные приёмы рисования;
2) Хохломскую, Городецкую и Полхов – майданскую роспись;
3) П«стилизация»;
4) Нетрадиционные техники рисования;
5) Воздушную и линейную перспективу.
Уметь:
1) Работать в различной технике рисования;
2) Пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;
3) Самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;
4) Творчески подходить к выполнению работы.
По окончании обучения, обучающиеся оформляют выставку.
Педагогические принципы, определяющие теоретические подходы
Реализация программы «Юный художник» основывается на общедидактических принципах научности, последовательности, системности, связи теории с практикой, доступности. При разработке программы учитывались также основные принципы дополнительного образования:
1. Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для детей идентификации себя с Россией, российской культурой, природой родного края. Реализация этого принципа предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных действий по отношению к Отечеству, стимулирование переживаний, которые ориентируют ребенка на действия, приносящие благо Отечеству).
2. Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие происходит в процессе такого взаимодействия педагога и обучающегося, содержанием которого является обмен эстетическими ценностями, а также совместное продуцирование художественных ценностей. Диалогичность образования не предполагает равенства педагога и обучающегося. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия. При использовании данного принципа формируются субъект – субъектные отношения в коллективе.
3. Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение ребенка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. Если ему уже задано то, к чему он должен прийти, то для него нет проектирования. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские, художественные, социальные и творческие, исследовательские проекты обучающихся.
4. Принцип цикличности - постепенное усложнение и расширение учебного материала от возраста к возрасту.
5. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для еѐ исправления.
6. Принцип творчества (креативность) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Основные характеристики образовательного процесса
Программа рассчитана на работу с детьми 10-13 лет. При реализации программы учитываются возрастные особенности детей, которым адресована программа. Принцип набора в группы – свободный на обучение принимаются все желающие дети
Срок реализации программы - 1 год. Количество обучающихся в группе – не более 15 человек. Учебные занятия могут проводиться со всем составом объединения и по группам (с наиболее способными детьми при подготовке к конкурсным мероприятиям или с детьми с особыми возможностями здоровья).
Режим занятий по учебному курсу: «Искусство и ты»-проходит два раза в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность образовательного процесса: – 36 учебных недель (начало занятий 5 сентября, завершение 31 мая), в год (144) часа.
В соответствии с СанПиНом 2.4.4.3172-14 длительность одного учебного часа для детей школьного возраста– 40 мин.
Отбор и структурирование содержания, направления и этапы образовательной программы, формы организации образовательного процесса
Программное содержание, методы, формы, средства обучения отбирались с учетом выше обозначенных принципов и основных направлений развития дополнительного образования, отраженных в Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Содержание программы ориентировано на:
1. Удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном и художественно-эстетическом развитии;
2. Формирование и развитие творческих способностей, обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых детей;
3.Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития и творческого труда обучающихся;
4.Социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
5. Формирование общей культуры обучающихся.
Посредством данной программы обучающихся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
Искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
Содержание учебного курса «Искусство, и ты» способствует:
1.Раскрытию и развитию творческих способностей обучающегося;
2.Формированию интереса к художественной деятельности;
3. Формированию эстетического вкуса;
4. Развитию пространственного воображения и мышления;
5. Формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
6.Умению видеть, чувствовать, оценивать, и создавать по законам красоты; умению использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
При работе с ребенком одна из задач педагога - установить доверительные отношения с родителями. Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным.
В работе с родителями:
1.Не сравнивать детей друг с другом;
2.Находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить его от души;
3.Уметь устанавливать гибкие, доверительные, доброжелательные отношения с родителями;
4.Доступным языком доводить до них результаты диагностического отслеживания;
5Уучитывать рекомендации родителей;
6.Привлекать по возможности родителей к творческо-образовательному процессу (в качестве оператора видеосъемки занятий и т. д.).
Необходимо осуществлять связь родители – ребенок - педагог, что позволит создать для детей условия самораскрытия (т. е. добиться успехов).
В конце каждого учебного года проводится анкетирование родителей «Удовлетворенность результатами посещения ребенком занятий объединения».
Ожидаемые результаты освоения программы освоение личностных результатов по окончании обучения у обучающихся будут сформированы:
1. Эстетические потребности; ценностные отношения к искусству;
2.Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
3. Осознание своей этнической и национальной принадлежности;
4.Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Освоение метапредметных результатов по окончании обучения у обучающихся будут сформированы:
1. Умения сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
2. Установки на безопасный труд.
Освоение предметных результатов
Предметные результаты освоения программы описаны в пояснительных записках учебных курсов.
Педагогический мониторинг результатов
Текущий контроль осуществляется в форме мини-выставок творческих работ, обсуждений. Для оценки сформированности практических умений обучающихся применяется метод экспертной оценки. Эксперт (педагог, зам по воспитательной части) оценивает творческую работу по следующим критериям.
Критерии оценки творческой работы:
1. Владение материалом (кистью, цветом, карандашом, красками).
2. Знание основных законов композиции, названия красок.
3. Воображение.
4. Оригинальность исполнения.
5. Творческая активность.
Отслеживание итогов образовательного процесса производится следующим образом:
1.Анализ выполнения практических работ;
2.Выставка, организованная на ранней стадии обучения (ноябрь, декабрь), и итоговая (в конце учебного года) покажет возрастание уровня выразительности и творческой свободы работ;
3. Участие в выставках и конкурсах на уровне учреждения, города и области.
Для учѐта участия детей в выставках и конкурсах автором используется следующая таблица:
№ |
Ф.И. обучающегося |
Дата |
Название конкурса, выставки |
Название работы (художественный материал) |
Результат |
|
|
|
|
|
|
Отслеживание результативности образовательного процесса производится следующим образом:
1.Выявление и разбор ошибок в конце каждого занятия;
2.Опросы по теории – для выявления усвоения терминологии;
3.Открытые занятия;
4.Выполнение практических работ;
5.Выставка, организованная на ранней стадии обучения (ноябрь, декабрь), и итоговая (в конце учебного года) покажет возрастание уровня выразительности и творческой свободы работ;
6.Участие в выставках и конкурсах на уровне учреждения, города и области.
Для оценки сформированности практических умений, обучающихся применяется метод экспертной оценки. Оценка дается по пятибалльной системе, выводится среднеарифметическая оценка по девяти параметрам, и данные заносятся в таблицу.
Диагностика сформированности практических умений и навыков
№ |
Ф.И.О.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Урове нь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эскизы и готовые декоративные композиции и работы оцениваются по следующим показателям:
1.Декоративность, красочность, орнаментальность;
2.Бессюжетность (как правило);
3.Стилизация, трансформация форм, пропорций, масштабов;
4.Плоскостность изображения;
5.Эмоциональное воздействие;
6.Цветовая гармония;
7.Равновесие композиции;
8.Условность, ассоциативность эмоционально-образного решения темы.
Подведение итогов реализации программы
В качестве форм подведения итогов по программе используются:
1) Итоговая выставка достижений учащихся.
2) Итоговая аттестация
Диагностика усвоения содержания программы проводится педагогом в течение всего учебного года, и результаты ее заносятся в журнал критериальных оценок.
Данные о результатах обучения доводятся до родителей и анализируются с детьми на итоговом занятии.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы промежуточной аттестации/ контроля |
|
Теория |
Практика |
(зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.) |
||
1 |
Чем и как работает художник? |
2 |
48 |
Входная диагностика знаний и практических навыков |
2 |
Ты изображаешь, украшаешь, строишь. |
3 |
32 |
|
3 |
О чем говорит искусство? |
2 |
28 |
|
4 |
Как говорит искусство? |
3 |
26 |
Итоговая диагностика знаний и практических навыков |
|
Итого:144 |
10 |
134 |
|
Программное содержание обучения «Искусство, и ты»
Цель: Развивать важнейшее для художественного творчества умение изображать и видеть мир глазами творца - художника.
Основные задачи:
1.Научить пониманию образности самих художественных материалов;
2.Помочь овладеть приемами рисования красками, мелками, тушью; конструирования из бумаги;
3.Донести до понимания детей, о чем говорит искусство;
4.Научить детей цветом и линией передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с красками.
Предполагаемый результат первого учебного года:
1.Узнают, чем и как работает художник;
2.Научатся изображать, украшать, конструировать;
3.Смогут понимать, о чем говорит искусство;
4.Научатся говорить посредством художественного языка.
Введение
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство детей друг с другом и с учителем. Беседа с детьми о содержании, целях и задачах первого года обучения. Определение начального уровня знаний, умений и навыков детей.
1. Чем и как работает художник?
Художник работает красками. С какими ещё материалами работает художник? Гуашь. Как работать кистью? Цветовой спектр. Что такое цветовой круг. Волшебная белая. Волшебная чёрная. Волшебные серые. А серые могут быть цветными! Графические материалы. Художник рисует мелками и тушью. Пастель. Восковые мелки. Что может линия? Что такое скульптура? Лепим из теста. Бумага, ножницы, клей. Что такое аппликация? Аппликация и коллаж. Неожиданные материалы. Фабрика пятен.
Что ты знаешь и умеешь?
2.Ты изображаешь, украшаешь, строишь.
Мастер Изображения всматривается в природу. Линия горизонта. Узоры и украшения в природе. Мастер украшения фантазирует. Растительные формы в росписи народных мастеров. Что такое орнамент. Символы славян. Солярные знаки в изображении народных мастеров. Изображения животных и растений в росписях народных мастеров. Приёмы изображения птиц и рыб. Приёмы обобщённых форм изображения человека на древних образах. Мастер постройки. Постройки в природе. Конструируем природные формы. Образ здания. Что ты знаешь и умеешь?
3.О чем говорит искусство?
Природа и её творец. Пространство жизни. Художник изображает природу весёлой, таинственной, нежной, грустной. Времена года. Художник изображает настроение. Художник выражает характер и настроение животных. Образ человека и его характер в живописи и графике. Образ человека и его характер в скульптуре. Человек и его украшения. Как могут говорить украшения?
Что ты знаешь и умеешь?4. Как говорит искусство?
Календарный учебный график
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Колво часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По окончании года, обучающиеся будут знать:
- основные способы смешения цветов; знать тёплые и холодные цвета;
- основные характеристики цвета: насыщенность, светлота, яркость; владеть понятиями о хроматических и ахроматических цветах;
простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков.
будут уметь:
- правильно определять и изображать цвет;
- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности цвета;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение,
основной цвет предметов;
- правильно работать красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими
нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности).
Организационно- педагогические условия реализации программы
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями в области декоративно-прикладного творчества и опытом организации проектной деятельности детей, мастер-классов, профессиональные художники-прикладники, флористы, дизайнеры.
Основная технология, применяемая при реализации программы – это система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, которая предполагает составление для каждого учащегося индивидуального плана творческой, исследовательской или проектной деятельности на год; практические упражнения на освоение техник декоративно-прикладного творчества; практическую работу по изготовлению изделия в какой-либо технике декоративно-прикладного творчества, экскурсии на выставки, в художественную галерею.
В работе по программе применяются следующие методы обучения:
1.Репродуктивный: организуются задания на тренировку, упражнения на повторение;
2.Иллюстративный: – объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
3Ппроблемный: педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения;
4.Эвристический: проблему формируют сами дети, ими и предлагаются способы ее решения; 5. Словесный: рассказ, беседы – на таких занятиях излагается теоретический материал о художественных приемах, техниках и направлениях, о материалах и технических средствах, применяемых в данном виде творчества;
6.Практический: организация рабочего места, приобретение и отработка навыков и приемов работы с материалами и инструментами.
Методы построения рисунка демонстрируются преподавателем на доске. Если в процессе самостоятельной работы обучающиеся испытывают трудности, проводится индивидуальная работа, педагогом выявляются ошибки, которые разбираются на доске.
В конце каждого занятия проводится анализ работ, выявляются ошибки. Дети самостоятельно отмечают лучшие работы. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна претворять, и завершать оценку.
Отчет о работе объединения проходит в форме выставки ―Наш вернисаж‖, где систематически вывешиваются лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Наличие |
Печатные пособия |
||
15 |
Портреты русских и зарубежных художников |
+ + +
+
|
18 |
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека |
|
19 |
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству |
|
20 |
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте |
|
Информационно-коммуникационные средства |
||
22 |
Игровые художественные компьютерные программы |
+ |
Технические средства обучения (ТСО) |
||
25 |
Музыкальный центр |
+
+ |
26 |
СD/DVD- проигрыватели |
|
27 |
Проектор |
|
28 |
Видеомагнитофон |
|
29 |
Компьютер |
|
|
||
44 |
Краски акварельные |
+ + + + + + + + + + + + |
45 |
Краски гуашевые |
|
50 |
Бумага А3, А4 |
|
51 |
Бумага цветная |
|
52 |
Фломастеры |
|
53 |
Восковые мелки |
|
57 |
Кисти беличьи № 5, 10, 20 |
|
58 |
Кисти, щетина № 3, 10, 13 |
|
59 |
Ёмкости для воды |
|
61 |
Пластилин/глина |
|
62 |
Клей |
|
63 |
Ножницы |
Дидактическое и методическое обеспечение
(учебно-методический комплект)
Для реализации программы «Юный художник» сформирован учебно- методический комплект, который постоянно пополняется. Учебно-методический комплект имеет следующие разделы и включает следующие материалы:
I. Методические материалы для педагога:
1. Методические рекомендации, конспекты занятий, памятки:
1.1. Перспективный план работы педагога на текущий год;
1.2. Календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год;
1.3. Отчет о деятельности педагога за прошедший учебный год.
1.4. Инструкции по охране труда и технике безопасности.
2. Диагностический инструментарий:
2.1. Методика исследования мотивов посещения занятий в коллективе. Автор Л.В.Байбородова.
2.2. Тест А.И.Доровского на определение самооценки одаренного школьника.
2.3. Методики А.А.Мелик-Пашаева «Описание предмета», «Группировка картинок», «Группировка предметов», «Натюрморт» по исследованию способности к эстетическому обобщению.
2.4. Методика А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской «Линия горизонта» по исследованию мотивации к постановке творческих задач.
2.5. Методика С.Г. Воробьевой «Цвет и образ» изучения и корректировки межличностных отношений (семья, коллектив).
2.6. Тест А.И. Доровского на самоопределение предпочтительных видов деятельности.
37. Анкета для родителей «Удовлетворенность результатами посещения ребенком занятий объединения».
II. Литература для педагога и учащихся
Для детей:
1. Левин С.Д. Беседы с юным художником. - М.: 1988.
2. Флорковская А.К. История искусства для детей. Модерн. – М.: 2002.
3. Художественная галерея. Еженедельный журнал. Изд. Дом Бурда.
4. Художественная школа. Журнал 2008-2019.
5. Энциклопедический словарь юного художника. - М.:1983.
Для педагога:
1) Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство детям. - Дошкольное воспитание. 1997№3.
2) Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. - М.: 1961.
3) Изобразительное и декоративное искусство. /Под ред. А.М.Контора. -М.: 1997.
4) Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М. : 1987.
5) Амиржанова, А. Ш. Особенности эстетического восприятия на занятиях по декоративно-прикладному искусству / А. Ш. Амиржанова // Омский научный вестник. – 2009. – № 3 (78). – С. 198–201.
1) Айзенбарт Барбара. Полный курс акварели. Для начинающих и студентов художественных вузов / Пер. Н.Панкратовой. – М.: Внешсигма-Астрель, 2002. – 64с.:ил. – (Энциклопедия художника).
2) Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М. : 1989.
3) Блейк, Мэри Как рисовать. Пастель. Пошаговое руководство для начинающих / Мэри Блейк. - М.: Астрель, АСТ, 2003
4) Костерин Н.П. Учебное рисование. - М.: 1984.
5) Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Пособие для учителей / В. С. Кузин. - М.: Просвещение, 1972 - 270с. сил.
6) Маслов Н.Я. Пленэр – М.: 1989.
7) Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве М.: 1983.
8) Паррамон Х. Основы живописи. – Испания: 1994.
9) Программно–методические материалы. Изобразительное искусство. /Сост. В.С.Кузин. Программы дополнительного художественного образования детей - М. : Просвещение, 2009.
10) Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия – М. : Просвещение, 1989.
11) Светлова Л.П. Азбука орнамента. - М.: 2001.
12) Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: 1999.
13) Сокольникова Н.М. Основы живописи. Обнинск. 1996.
14) Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996.
15) Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Обнинск: 1996.
16) Шорохов Е.В. Основы композиции. - М.: 1989
III. Дидактические материалы для обучающихся:
1. Наглядные пособия:
1.1. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений: где работают художники; виды и жанры искусства; наш вернисаж; богатства земли Русской; техника безопасности; информация.
1.2. Репродукции картин отечественных и зарубежных художников;
1.3. Образцы изделий декоративно-прикладного творчества;
1.4. Альбом работ обучающихся объединения прошлых лет;
1.5. Альбомы, плакаты по батику, валянию, квиллингу, пастели, декупажу.
2. Медиапособия:
2.1. Учебный видеофильм «Мастерство добрых рук»;
2.2. Компьютерная презентация «Правила техники безопасности при работе на компьютере».
http://www.7ya.ru/article/Psihologiya-obucheniya-risovaniyu/ - Психология обучения рисованию. http://festival.1september.ru/articles/214267/ - Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства:
1) Горнова, Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества: программа, организация работы, рекомендации / Л.В.Горнова, Т Л Бычкова , Т В Воробьева, Н Н Горбатова , Н П Конькова , И Н Пестова - Волгоград: Учителдь, 2008. – 152 с. – (Дополнительное образование).
2) Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г. [Электронный ресурс] / Самарский дворец детского и юношеского творчества. – Режим доступа: pionersamara.ru/sites/default/files/docs/metodrek_dop_rf15.doc.
3) Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ. Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 03.09.2015 г. № МО-16-09-01/826-ту [Электронный ресурс] / Самарский дворец детского и юношеского творчества. - Режим доступа: http://pionersamara.ru/content/metodicheskaya-deyatelnost .
4) Положение о порядке разработки, экспертизы и утверждения дополнительной общеобразовательной программы МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти.
[Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа:
http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_programmah.pdf
5) Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля освоения дополнительных программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_formah attestacii.pdf .
6) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41г «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа :
http://dopedu.ru/poslednie-novosti/novie-sanpin-dlya-organizatsiy-dod.
7) Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. – Режим доступа :
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201811300034. 12) Программа дополнительного образования детей – основной документ педагога:
Информационно-методический сборник, выпуск №5 / Сост. Н.А. Леоненко, Т.В. Завьялова, А.В. Кузнецова. – СПб. : Издательство «Ресурсный центр школьного дополнительного образования», 2010. – 62 с.
8) Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1.1. Календарно-тематический план учебного модульного курса «Искусство, и ты»
Сроки |
|
Раздел, тема занятия |
Форма занятия. Форма подведения итогов |
Количество часов |
||
|
|
|||||
Раздел1.Чем и как работает художник? |
||||||
|
1. |
Вводное занятие. |
Беседа. |
0,5 |
2 |
|
|
2. |
Художник работает красками |
Практика |
|
2 |
|
|
3. |
С какими ещё материалами работает художник? Гуашь. |
Практика |
0,5 |
4 |
|
|
4. |
Как работать кистью? Цветовой спектр |
Практика |
|
4 |
|
|
5. |
Что такое цветовой круг |
Практика |
0,5 |
2 |
|
|
6. |
Волшебная белая. Волшебная чёрная. Волшебные серые. |
Практика |
0,5 |
4 |
|
|
7. |
А серые могут быть цветными! |
Практика |
|
4 |
|
|
8. |
Графические материалы. Художник рисует мелками и тушью. |
Практика |
|
4 |
|
|
9 |
Пастель. Восковые мелки. |
Практика |
|
2 |
|
|
10 |
Что может линия? |
Практика |
|
2 |
|
|
11 |
Что такое скульптура? |
Практика |
|
2 |
|
|
12 |
Лепим из теста. |
Практика |
|
4 |
|
|
13 |
Бумага, ножницы, клей. |
Практика |
|
2 |
|
|
14 |
Что такое аппликация? |
Практика |
|
2 |
|
|
15 |
Аппликация и коллаж. |
Практика |
|
2 |
|
|
16 |
Неожиданные материалы. |
Практика |
|
2 |
|
|
17 |
Фабрика пятен.
|
Практика |
|
2 |
|
|
18 |
Что ты знаешь и умеешь?
|
Практика |
|
2 |
|
Раздел 2. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. |
||||||
|
19 |
Мастер Изображения всматривается в природу. |
Беседа практика |
0,5 |
2 |
|
|
20 |
Линия горизонта. |
Практика |
|
2 |
|
|
21 |
Узоры и украшения в природе |
Практика |
|
2 |
|
|
22 |
Мастер украшения фантазирует. |
Практика |
|
2 |
|
|
23 |
Растительные формы в росписи народных мастеров. |
Практика |
|
|
2 |
|
24 |
. Что такое орнамент. |
Практика |
0,5 |
|
2 |
|
25 |
Символы славян. |
Практика |
|
|
2 |
|
26 |
Солярные знаки в изображении народных мастеров. |
Практика |
|
|
2 |
|
27 |
Изображения животных и растений в росписях народных мастеров. |
Практика |
|
|
2 |
|
28 |
Приёмы изображения птиц и рыб. |
Практика |
|
|
2 |
|
29 |
Приёмы обобщённых форм изображения человека на древних образах. |
Практика |
0,5 |
|
2 |
|
30 |
Мастер постройки. |
Практика |
0,5 |
|
2 |
|
31 |
Постройки в природе. |
Практика |
|
|
2 |
|
32 |
Конструируем природные формы. |
Практика |
0,5 |
|
2 |
|
33 |
Образ здания. |
Практика |
0,5 |
|
2 |
|
34 |
Что ты знаешь и умеешь?
|
Практика |
|
|
2 |
Раздел 3. О чем говорит искусство? |
|
|||||
|
35 |
Природа и её творец. |
Практика |
|
|
2 |
|
36 |
Пространство жизни. |
Практика |
|
|
4 |
|
37 |
Художник изображает природу весёлой, таинственной, нежной, грустной. |
Практика |
0,5 |
|
2 |
|
38 |
Времена года. |
Практика |
|
|
4 |
|
39 |
Художник изображает настроение. |
Практика |
|
|
2 |
|
40 |
Художник выражает характер и настроение животных. |
Практика |
|
|
4 |
|
41 |
Образ человека и его характер в живописи и графике. |
Практика |
0,5 |
|
2 |
|
42 |
Образ человека и его характер в скульптуре |
Практика |
0,5 |
|
2 |
|
43 |
Человек и его украшения. |
Практика |
|
|
2 |
|
44 |
Как могут говорить украшения?
|
Практика |
|
|
2 |
|
45 |
Что ты знаешь и умеешь?
|
Практика |
0,5 |
|
2 |
Раздел 4. Как говорит искусство? |
|
|||||
|
46 |
Композиция и её законы. |
Практика |
0,5 |
|
2 |
|
47 |
Что такое ритм пятен? |
Практика |
0,5 |
|
2 |
|
47 |
Ритм и движение пятен |
Практика |
|
|
2 |
|
49 |
Что такое ритм линий? |
Практика |
|
|
2 |
|
50 |
Характер линий. |
Практика |
0,5 |
|
2 |
|
51 |
Ритм пятен, линий и форм — средство выразительности любой композиции. |
Практика |
|
|
2 |
|
52 |
Колорит. Тёплые цвета |
Практика |
0,5 |
|
2 |
|
53 |
Холодные цвета. |
Практика |
0,5 |
|
2 |
|
54 |
.Что выражают тёплые и холодные цвета? |
Практика |
0,5 |
|
2 |
|
55 |
Тихие цвета. |
Практика |
|
|
2 |
|
56 |
Свободное творчество. |
Практика |
|
|
2 |
|
57 |
Что ты знаешь и умеешь? |
Практика |
|
|
2 |
|
58 |
Просмотр и обсуждение по блоку «Искусство, и ты».
|
Защита проекта |
|
|
2 |
|
Всего часов: |
10 |
|
134 |
||
|
ИТОГО: |
|
144 |
Приложение 2
Оценочный материал
2.1. Контрольно-диагностические материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся по итогам первого года обучения учебного модуля «Искусство, и ты»
Форма проведения аттестации: выставка.
Выставочные работы оцениваются экспертами по следующим критериям:
Разделы |
Уровни |
||
Низкий |
Средний |
Высокий (2 балла) |
|
Техника работы с материалами |
Учащийся не знаком с элементарными знаниями и навыками рисования – 0 баллов. Не может соотнести геометрическую фигуру, другие формы с их названием- 0 баллов. |
Учащийся знаком с элементарными знаниями рисования, может подобрать цветовую гамму для своей работы, но ему нужна незначительная помощь – 1 балл. Делает незначительные ошибки в понимании цветов, оттенков – 1 балл. |
Учащийся знаком с элементарными знаниями композиции, рисунка, живописи – 2 балла. Самостоятельно может смешивать краски для получения дополнительных цветов – 2 балла. Безошибочно называет холодные, тѐплые, хроматические, ахроматические цвета – 2 балла. Правильно передаѐт форму предмета, нарисованного с натуры – 2 балла. |
Предметное и сюжетное изображение |
Учащийся не может образно, логически мыслить - 0 баллов, самостоятельно подбирать сюжет, композицию и колорит для своей работы - 0 баллов. |
Учащийся передает общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Но не может располагать их на листе самостоятельно – 1 балл. |
Умеет образно и логически мыслить, передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с заданием – 2 балла. Развито художественное восприятие и воображение – 2 балла. |
Определение уровня освоения программы первого года обучения:
0 - 4 балл – низкий уровень;
5-15 баллов – средний уровень;
15 - 25 баллов – высокий уровень
Задание. Выберите к каждому из 16 вопросов один правильный ответ.
За каждый правильный ответ 2 балла.
1. Композиция - это
1-важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника;
2-сочетание форм и объемов; 3- название творческой деятельности; 4 -все варианты вместе.
2. Перспектива - это:
1-техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре;
2-название краски;
3-инструмент художника; 4-произведение искусства;
3. Мазок - это:
1-стиль в живописи;
2-часть живописной картины; 3- способ передачи цвета; 4- все варианты подходят.
4. Граттаж - это:
1-способ выполнения рисунка путѐм процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.;
2- название бумаги для рисования; 3- способ рисования на холсте; 4- ни один вариант не подходит.
5. Иллюстрация - это:
1-картинка в книге;
2-предварительный набросок к картине, рисунку;
3-рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.
6. Пленэр – это:
1- рисование при естественном свете;
2- способ передачи свето тени; 3- краска; 4- цвет.
7. Колорит – это:
1- передача в холодных тонах цветового решения;
2- в живописи организованное взаимоотношение цветов, находящихся в гармоничном единстве и подчинѐнные авторской идее художника ; 3- техника рисования холодными красками; 4-название краски.
8. Пропорции – это:
1- цвет;
2- линия;
3- карандаш;
4- соотношение частей по величине.
9.ДПИ - это
1-декоративно-прикладное искусство;
2 -детская проектная деятельность с целью создания гармоничной предметной среды; 3- декоративно-прикладная деятельность с целью развития детей; 4 -все варианты вместе.
10.Батик - это:
1-ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов;
2-название белья;
3-ткань;
4-произведение искусства;
11.Резерв - это:
1- запас чего- либо;
2- бесцветный контур, который предотвращает смешивание красок на ткани;
3- трубочка для рисования;
4- все варианты подходят.
12.Узелковый батик - это:
1-название книги;
2-ткань;
4- способ окрашивания ткани с помощью узелков и жгутов;
5- 4- подходят все варианты.
13.Эскиз - это:
6- название краски для батика;
7- предварительный набросок к картине, рисунку;
8- ткань;
9- предмет декора.
14.Ритм – это:
1-равномерное чередование элементов;
2-танец;
3краска;
4- цвет.
15.Холодный батик – это:
1- передача в холодных тонах цветового решения;
2- одна из разновидностей батика;
3- техника рисования холодными красками; 4- разновидность ткани.
16. Контур – это:
1- цвет;
2- линия;
3- карандаш;
4- декор холодного батика.
Уровень освоения программы определяется педагогом по сумме за три параметра:
Показатель |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Результаты выполнения теста |
0-5 баллов |
6-8 |
9-10 |
Творческие достижения обучающегося (Выставка) |
0-5 баллов |
5-8 баллов |
8-10 баллов |
Творческие достижения обучающегося |
Не принимал участия в конкурсных мероприятиях 0 баллов |
Участвовал в учрежденческих – 1 балл, В городских мероприятиях 2 балла |
Участвовал в областных мероприятиях 3 балла |
Итого: |
0-10 баллов |
12-20 баллов |
20 – 25 баллов |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.