Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"
Оценка 5

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
русская литература
6 кл
04.06.2017
Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"
Ученица рассмотрела образ лебедя в мировой художественной культуре : литературе, живописи, музыке....Данная исследовательская работа выполнена во время подготовки к конкурсу творческих и учебно-исследовательских работ – мультимедийных проектов «Моя малая Родина» Проект представляет собой индивидуальную работу по направлению «Литературоведение», тема проекта – «Красавица дева, дикарка – высокая лебедь плывет». Цель: познакомится с произведениями мировой культуры, славянской мифологии, литературы и искусства, в которых представлен образ лебедя.
проект образ лебедя .doc
Муниципальный конкурс творческих и учебно­исследовательских работ – мультимедийных проектов «Моя малая Родина» Секция: литературоведение Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет Исследовательская работа Работу выполнила Чирцова Екатерина Валерьевна, ученица 6 «Б» класса  муниципального казенного  образовательного учреждения средняя  образовательная школа № 3 Научный руководитель – учитель  муниципального казенного  образовательного учреждения средняя  образовательная школа № 3  Хомутова Наталья Валентиновна г. Мирный, Архангельская область Паспорт проекта Содержание Чирцова Екатерина, ученица 6 «А» класса  МКОУ СОШ № 3               г. Мирный Архангельской области Раздел Автор  Аннотация проекта Данная исследовательская работа выполнена во время подготовки к  конкурсу творческих и учебно­исследовательских работ –  мультимедийных проектов «Моя малая Родина» Проект представляет собой индивидуальную работу по направлению  «Литературоведение», тема проекта – «Красавица дева, дикарка –  высокая лебедь плывет».  Цель: познакомится с произведениями мировой культуры, славянской мифологии,  литературы  и  искусства,  в которых представлен  образ лебедя.  Задачи: ­ узнать, как образ лебедя используется в мировой культуре,  ­ узнать, как образ лебедя используется в славянской мифологии, в литературе; ­ узнать, как образ лебедя используется в литературе; ­ узнать, как образ лебедя используется в искусстве; ­ провести исследование знаний школьников об использовании образа лебедя в произведениях мировой культуры, славянской мифологии, литературы и искусства; ­   расширить   знания   одноклассников   о   произведениях   мировой культуры, славянской мифологии, литературы и искусства, в которых используется образ лебедя. 2 Технологическая карта проекта  с использованием ИКТ Раздел  ФИО ученика Содержание  Чирцова Екатерина Валерьевна Предмет, класс Тема проекта Вид проекта Актуальность  использования ИКТ Литература, проект, 6 «А» класс «Красавица дева, дикарка – высокая лебедь плывет» Индивидуальная исследовательская  работа Современность диктует необходимость обращения к новым  технологиям, способствующим развитию личности, развитию  самообразования личности, умению находить информацию  самостоятельно. Цель проекта: Задачи  Познакомится   с   произведениями   мировой   культуры,   славянской мифологии, литературы и искусства, в которых представлен образ лебедя.  Развивающие  Воспитательные  1. Узнать, как образ лебедя  используется в мировой  культуре,  2. Узнать, как образ лебедя  используется в славянской  мифологии; 3. Узнать, как образ лебедя  используется в литературе; 4. Узнать, как образ лебедя  используется в искусстве. 1. Провести исследование  знаний школьников об  использовании образа лебедя в  произведениях мировой  культуры, славянской  мифологии, литературы и  искусства; 2. Расширить знания  одноклассников о  произведениях мировой  культуры, славянской  мифологии, литературы и  искусства, в которых  используется образ лебедя. Мультимедийное оборудование Программа Word . Power Point, Media Player Classic Вид используемых на уроке средств Необходимое  аппаратное и  программное  обеспечение 3 Межпредметные  связи Информатика, литература, живопись, музыка Оглавление I. II. Введение……………………………………………..……... стр. 1 Основная часть ……………………………………………. стр. 2 – 1. Образ лебедя в мировой культуре……………….…. стр. 2. Образ лебедя в славянской мифологии …………… стр. 3. Образ лебедя в литературе …………………………. стр. 4. Образ лебедя в искусстве ……………………………стр. III. Исследование……………………………………………..стр.  IV. Выводы……………………………………………………стр. V. Список литературы ……………………….…………………стр. VI. Приложение ………………………………………..…….стр. 4 Введение Птицы – это тайна и красота. О них сложены прекрасные легенды и сказки, стихи и песни. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь пустыню и море.  Птицы   часто   противостоят   злым   силам,   стерегут   границы   родной   земли, указывают дорогу и предрекают погоду. Птиц принимали некогда за общепонятный поэтический образ, под которым подразумевали   ветры,   облака,   молнии,   солнечный   свет   –   стихии,   которым приписывали   свойства   птиц,   поразивших   человека   быстротой   полета   и   силой. Человеческая фантазия создала и птиц, олицетворяющих небесные грозы и бури.  Мне очень нравятся птицы. Самой красивой, грациозной и величественной  птицей я считаю лебедя. Поэтому больше узнать мне хотелось бы именно об этой  птице и о том, как образ лебедя используется  в мировой культуре, в славянской  мифологии, в литературе и искусстве.    Лебеди – самые крупные представители водоплавающих птиц (вес лебедя­ кликуна достигает 12 кг, размах крыльев – около двух метров). По сравнению с  другими представителями семейства утиных, у лебедя наиболее длинная шея. Ее  длина соответствует длине тела птицы. Плавает лебедь хорошо, однако, как и всех  водных птиц, его движения несколько медлительны. Но при опасности со стороны  хищника лебедь способен плыть очень быстро. С водной поверхности птица  взлетает не быстро – она долго разбегается, шлепая по воде лапами. Летают  лебеди хорошо. Все представители лебедей являются перелетными птицами и  способны преодолевать значительные расстояния.  В природе встречаются лебеди трех видов окраски оперенья – белой, серой и   черной.   Свою   изящность   лебедь   приобретает   за   счет   длинной   шеи.   Лебеди большую часть жизни проводят на воде. Когда выбираются на сушу, то походка их производит   впечатление   неуклюжей   –   у   лебедей   короткие   лапы.   Эти   большие птицы моногамны – выбирают партнера раз и на всю жизнь. Кроме того, лебеди – заботливые родители – они заботятся о своих детенышах около года после их 5 появления на свет. Нередко семейство в полном составе отправляется на зимовку в теплые страны. Родители и молодые птицы держатся везде вместе. Цель:  познакомится   с   произведениями   мировой   культуры,   славянской мифологии, литературы и искусства, в которых представлен образ лебедя.  Задачи: ­   узнать,   как   образ   лебедя   используется   в   мировой   культуре,   в   славянской мифологии, в литературе и искусстве; ­ провести  исследование  знаний школьников  об использовании  образа лебедя в произведениях   мировой   культуры,   славянской   мифологии,   литературы   и искусства; ­   расширить   знания   одноклассников   о   произведениях   мировой   культуры, славянской мифологии, литературы и искусства, в которых используется образ лебедя. Объект исследования: птицы. Предмет исследования: лебедь. Гипотеза:  Образ лебедя в мировой культуре, в славянской мифологии, в литературе и искусстве представлен широко и ярко. Уровень знаний школьников об использовании образа лебедя в мировой культуре, в славянской мифологии, в литературе и искусстве не достаточно высок. 6 Основная часть I. 1. Образ лебедя в мировой культуре Лебедь (праслав. olbodь; связано с лат. albus, греч. alphos — "белое пятно") —   изящная птица с белым оперением   и   длинной,   гибкой   шеей.   В античности считалась символом единства   двух стихий   —   воздуха   и   воды,   а   также благородства и чистоты. В   мифопоэтической   традиции   образ Лебедя тесно   связан   с   Афродитой, Аполлоном,   Зевсом,   Ледой,   Орфеем,   Брахмой,   Сарасвати   и   др.,   со   святыми, например, с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым на скале в святой земле в обществе Лебедя и выдры.   Kyknos   —   "лебедь")   —   имя   многих   персонажей  Кикн (греч. древнегреческих   чтобы   приблизиться   к   доверчивой Леде,   мифов. Зевс, выбрал образ  белоснежного лебедя.   Эта птица  считалась   "солнечной"   не   только в Элладе, где она была связана с культом Аполлона, но и в древнем Китае. Единоборство   лебедя   и   змеи  символизирует   победу   Солнца   над тьмой   подземного царства. В Гомеровских гимнах восхваляется голос поющего лебедя. Выражение "лебединая песня" (последнее и лучшее творение художника) восходит к драме Эсхила ("Агамемнон", 458 г. до н. э.), в которой упоминается пророческий дар   птицы   Аполлона,   знающей   о   своей   близкой   кончине   и   издающей   мощные трубные   звуки. Одна   из   наиболее   разработанных   и   освоенных   литературой мифологем   —   умирающий Лебедь,   который   в   минуту   смерти   взмывает   вверх, навстречу небу и солнцу, издаёт последний крик и мертвый, низвергается в воду.   и Артемиды. На лебеде восседает Аура, нимфа легкого ветерка.    муз Эрато и Клио. Изображение  лебедя —   пожелание   легкой   смерти; лебедь сопровождает Лебедь,   олицетворяющий   женскую грацию,   — атрибут богинь Афродиты 7 Широко   использовался   образ Лебедя в  фольклоре  (при   описании   женской красоты) и в поэзии, где углубляются традиционные образы (тема царственности и смерти в «Лебеде» Р. М. Рильке) или строятся новые (Лебедь как символ протеста против низкой действительности у Ш. Бодлера).   способностях девушек превращаться в лебёдок и снова принимать прежний вид. В сказках народов мира, в частности в германском эпосе, рассказывается о Образ Лебедя, Человека­Лебедя и лебединой символики проходит через всю историю   культуры   народов   Евразии:   от   древнейшего   ковша   в   виде   Лебедя, найденного при раскопках первобытной стоянки (III—II тыс. до н.э.) на Среднем Урале и петроглифов Онежского озера до нежных античных Богинь с лебедиными крылами. Иногда Лебедь выступает   в   качестве   тотема,   якуты   вели   своё происхождение от девицы ­ Лебедя, бурятские роды Шарят и Харят — от брака шамана с девицей ­ Лебедем, небесный владыка австралийских аборигенов Байаме происходил от рода чёрных Лебедей. В Древней   Индии есть   "пара   лебедей,   которые   есть   Хам   и   Са,   живущие   в сознании   Великого   и   питающиеся   лишь   медом   цветущего   лотоса   знания"   Птица Хамса,   или   Калаханса,     ­   "Лебедь   в   Пространстве   и   Времени",   символ   Брамы, символическая птица, роняющая в Хаос яйцо, которое превращается во Вселенную.            Лебеди символизируют также вдох и выдох, дыхание и дух. Брахма, высшее божество   индуизма   едет   верхом   на   лебеде,   гусе   или   фазане.   Лебедь   связан   и   с солнцем;   так,   в   "Тайттирия­брахмане"   некий   риши   (мудрец)   силой   своего   знания превращается в золотого лебедя, летит на небо и соединяется с солнцем.   Древние греки называли Лебедем (греч. Kyknos) одно из созвездий  Млечного пути северного полушария неба, поскольку эта птица посвящена богу солнечного света Аполлону.   У славян "лебедем" (от изогнутой формы лебединой шеи) именовали также изогнутую   рукоять   ворота   (позднее   — лебёдка)   и   кружку   с   длинной   выгнутой ручкой для разливания святой воды.     супруги Наполеона   Бонапарта.   В   спальне   императрицы   в   замке Мальмезон изголовье кровати   оформлено   в   виде лебединых шей   (Жакоб­Демальте   по   рисунку Ш. Персье и П. Фонтена).   характерная черта русской мебели первой трети XIX в. Лебедь — атрибут   французской   императрицы   Жозефины, Локотники   кресел   в форме   плавно   изогнутых лебединых шей   — В отдельных случаях образ Лебедя приобретает редкие значения. В кетском мифе Лебеди выступают как вестники весны и тепла. Образы Лебедя и   «лебедь­девицы»   популярны   в   искусстве   символизма   и «модерна» в XX в. — в иллюстрациях А. Матисса. 8 Ранние   изображения   птиц,   имеющие   характер   религиозного   культа, относятся к верхнему   палеолиту. На мировом древе  жизни место птиц на его вершине. В качестве птицы мирового древа в каждой конкретной традиции обычно выступает наиболее царственная птица. Среди них чаще всего встречаются орлы, лебеди,   совы,   а   также   разного   рода   мифические   создания   вроде   вещей   птицы Гамайюн,   Жар­птицы,   птицы   счастья   Симург   и   т.   д.   Птичья   тема   широко представлена в символике и эмблематике. 2. Образ птицы в славянской мифологии Славяне   внесли   выдающийся   вклад   в   мировую   культуру.   Созданная   ими модель   мира   и   человека,   мифология,   фольклор,   произведения   декоративно­ прикладного   искусства   послужили   основанием   для   возникновения   отдельных славянских культур, определили их глубинные структуры. Мироощущение славян обусловлено культом природы, культом наивным, но глубоко поэтичным.  Славяне часто представляли себя вольными птицами и мечтали улететь «за сине   море».   Мечта   о   свободе   и   счастье   отождествилась   с   образом   птицы.   В русском фольклоре мы находим больше всего песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. Изображение поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, вышивки. Народный русский костюм по своему силуэту похож на птицу: широкие рукава­крылья, головные уборы (убор ­ хохолок), поясные и нагрудные украшения – оперение. Птицы   у   нашего   народа   всегда   символизировали   свободу   и   счастье.   Их образы   связывали   с   небом   и   высшими   силами.   Славяне   считали,   что   птицы, сидящие на ветвях дерева – это души людей, посланные на землю солнцем. Дерево – это вселенная, а птицы с сияющим оперением – это солнечный свет. По древним верованиям птица являлась крылатым духом, связующим землю и небо. Женщина­птица является источником света, жизни. Душа, которую она дает   ребенку,   ­   частица   ее   неиссякаемой   жизненной   силы.   Душа   бессмертна. Отсюда   –   цепь   отождествленных   понятий:   женщина   –   птица   –   жизнь   –   душа, образно отразившихся в фольклоре.  В славянской мифологии лебедь относится к почитаемым, "святым" птицам. В   северной   Руси   лебедь   ставится   выше   других   птиц,   о   чем   свидетельствует, например, сказочный сюжет о выборе царя птиц, которым становится белый лебедь (а не орел, как в других традициях). Красота этой птицы породила множество легенд   про  дев ­  лебедей.  Они  владеют   тайной  напитка  бессмертия:   сказочная Белая Лебедь ­ обладательница живой воды и молодильных яблок. Предание об 9 основании Киева из "Повести временных лет" рассказывает о трех братьях Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди, поселившихся на крутых горах над Днепром. Старший брат дал имя городу, двое других ­ горам Щекавице и Хоривице, а сестра ­ реке, и по сей день впадающей в Днепр. У   древних   славян   высшим   существом   божественного   мира   была   Птица Матерь   Сва.   Сва   вдохновляла   на   подвиги,   помогала   одолеть   врагов,   о   чем свидетельствует «Велесова (Влесова) книга»: «И бьет Матерь Сва крылами и поет песнь боевую, и эта птица не само солнце, но от нее все началось». Многие цивилизации знают богиню Лебедь Сва. От корня «Cва» происходит слово «Лебедь» в английском и скандинавском языках — Swan.                                    3. Образ лебедя в литературе  Лебедь считается птицей поэтов.   Лебедь — символ возрождения, чистоты, гордого одиночества, благородства, мудрости, поэзии, мужества и совершенства. Существуют   представления   о способности   души   странствовать   по небу   в образе лебедя. Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, и в тоже   время   может   олицетворять   смерть.   В связи   с этим   интересно противопоставление в мифах и сказках белого и черного лебедей (жизнь — смерть, добро — зло. Образ Лебедя выступает как символ поэта, певца и высоты поэзии («Лебедь» Р.   Державина,   «Царскосельский   лебедь»   В.   А.   Жуковского).   Эта   символика   в своей основе связана и с представлением о способности души странствовать по небу   в   образе Лебедя,   выступающего   как   символ   возрождения,   чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества,   совершенства,   но   и   смерти.   В   связи   с   этим   особенно   важно противопоставление в мифе и сказке белого и чёрного Лебедя жизнь — смерть, добро — зло. Нередко тёмные силы маскируются образом белого Лебедя, вслед за этим обычно следует их разоблачение (пословица о лебедях, оказавшихся гусями, как   актуализация   мотива   обманутых   обещаний,   не   подлинности,   лживости). Противопоставление   этих   начал   нередко   реализуется   в  орнитологическом   коде — Лебедь и ворон (игра в ворона, преследующего лебедей, а также австралийский миф о том, как горные вороны бросали свои перья на раненых лишённых перьев братьев, превращая их в чёрных Лебедей), Лебедя и совы, Лебедя и ласточки. Песня умирающего лебедя ­ это песня поэта, а его белизна ­ искренность. Знаменитая "лебединая песня" ­ обозначение последнего значительного творения выдающихся людей. Это понятие восходит к Эсхилу (525­456 г. до н.э.), который 10 упоминает пророческий дар птицы, знающей, что она скоро умрет, и издающей удивительные звуки. целомудрия,     мудрости, Образ лебедя  выступает   как  символ   поэта, певца и высоты поэзии.  Эта символика   в   своей   основе   связана   и   с   представлением   о   способности   души странствовать по небу в образе лебедя, выступающего как символ возрождения чистоты,     пророческих способностей,   совершенства,   поэзии   и   мужества.   Сочетая   в себе   две   стихии: воздуха   и воды,   лебедь   является   птицей   жизни,   и в тоже   время   может олицетворять   смерть.   В связи   с этим   интересно   противопоставление   в мифах и сказках белого и черного лебедей (жизнь — смерть, добро — зло). В русской литературе   образ   лебедя   чаще   ассоциируется   с   бессмертием   поэта­творца, прославившего себя в своем творчестве. гордого   одиночества, Дева­Лебедь (Леда, Лада) — древний и всеобъемлющий образ. Сюжет брака человека с Лебедем или превращения в Лебедя распространен у многих народов, он   нашел   отражение   и   в   ряде   фольклорных   образов,   в   т.ч.   Царевна­Лебедь.           И Пушкин каким­то непостижимым чутьем уловил истинную, божественную природу Лебеди из сказки, рассказанной ему Ариной Родионовной.   Поэт искал главную линию событий, которая так свободно потом соединила все его мысли. В первом варианте волшебные превращения и прочие чудеса происходят благодаря Царице­матери. В окончательном — их творит царевна­Лебедь. Главная тайна и чудо в том, что в своем многолетнем пути к этому поразительному прозрению поэт вплотную   подошел   к   древнейшим   народным   истокам   образа   божественного Лебедя.  Портрет­описание  вечно юной богини,  какой ее увидел  молодой князь Гвидон: Тут она, взмахнув крылами,  Полетела над волнами  И на берег с высоты  Опустилася в кусты.  Встрепенулась, отряхнулась  И царевной обернулась:  Месяц под косой блестит,  А во лбу звезда горит;  А сама­то величава,  Выступает будто пава; А как речь­то говорит, Словно реченька журчит. 11 Интересно   проследить   изображение   лебедя   в   литературе   как   носителя мужской силы и особой духовности. В первую очередь здесь можно вспомнить знаменитые сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди», в которых злая волшебница превратила   юных   принцев   в   лебедей,   или   «Гадкий   утенок»,   где   маленький уродливый   птенец,   пройдя   сквозь   невзгоды   и   страдания,   превращается   в прекрасного   лебедя.   Среди   поэтических   сочинений   в   первую   очередь вспоминаются   знаменитые   стихи   выдающегося   французского   поэта­символиста  С. Малларме (1842­1898), посвященные лебедю (пер. Волошина): Могучий, девственный, в красе извивных линий, Безумием крыла ужель не разорвет Он озеро мечты, где скрыл узорный иней Полетов скованных прозрачно­синий лед. 4. Образ лебедя в искусстве Остановимся на образе лебедя в искусстве, где чаще всего он предстает как романтический образ. При этом лебедь является противоречивым символом: в нем соединяются   свет   и   смерть,   преображение   и   меланхолия.   Он   также   является носителем   как   мужского,   так   и   женского   начал,   что   особенно   ярко   нашло отражение в музыке, балете, литературе, архитектуре, а его красота и пластика – как в предметах роскоши, так и в поделках народного искусства. В музыке, изобразительном искусстве и скульптуре … Пожалуй, самым необычным и притягательным женским образом, является «Царевна­Лебедь»,   картина   Михаила   Александровича   Врубеля,   написанная   на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского­Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Партию Царевны­ Лебеди пела его жена Н. И. Забела­Врубель.   Лебедь   был   также   одним   из   героев   оперы   Р.   Вагнера   (1813­1883)  «Лоэнгрин». В основу ее сюжета  положены легенды широко распространенного в Европе   мифа   о   Рыцаре   Лебедя.   На   основе   этих   легенд   Вагнер   создал самостоятельное   произведение,   центральный   конфликт   которого   основан   на 12 «характерной для раннего Средневековья встрече христианского мировоззрения и сохранявшегося   язычества».   Премьера   оперы   «Лоэнгрин»   состоялась   в   августе 1850 г.,  в России была поставлена в 1868­69 годах. В Большом театре постановка была   возобновлена   в   1902   году.   В   тот   период   одним   из   самых   выдающихся исполнителей партии Лоэнгрина был всенародно любимый тенор Леонид Собинов (1872­1934). Скульптура лебедя на его могиле – творение великого советского скульптора Веры Мухиной (1889­1953), автора легендарного монумента «Рабочий и колхозница». Работала Мухина над надгробием Собинова в 1941 году. В тот период мастерская ваятельницы располагалась на окраине Москвы, и до нее уже долетали   снаряды.   Мухина   боялась,   что   памятник   погибнет,   и   поспешила установить   свою   работу   на   Новодевичьем   кладбище.   Возможно,   поэтому   на крыльях   лебедя   остались   выемки   от   снаряда,   разорвавшегося   вблизи   ее мастерской. Помимо   мужского   варианта   образа   лебедя   существует   и   его   женская ипостась. Как правило, это фольклорный образ Девы­лебедя. В сказках, легендах и преданиях   дева­лебедь   –   олицетворение   мудрости,   волшебной   силы,   особой красоты и обольстительности. Так,   в   сказке   Александра   Сергеевича   Пушкина   о   Царе   Салтане   образ царевны   также   становится   символом   красоты   и   мудрости.   Ее   образ   нашел отражение в творчестве великих русских мастеров XIX века – композитора Н.А. Римского­Корсакова   (1844­1908),   создавшего   на   сюжет   сказки   Пушкина одноименную   оперу   (1900),   и   великого   русского   художника   Михаила Александровича   Врубеля   (1856­1910),   написавшего   портрет   своей   супруги Надежды  И Забела­Врубель, которая исполняла в ней  главную партию.  Пожалуй,   картина   Михаила   Александровича   Врубеля   «Царевна­Лебедь» является самым необычным и притягательным женским образом. Врубель создает ее портрет в этой роли, однако это изображение несет в себе не только черты, присущие   облику   любимой   художника,   во   многом   оно   является   обобщающим образом героинь русских сказок. Царевна   с   полотна   Врубеля   таинственна   и   загадочна,   лицо   её   печально. Изображена   Царевна­Лебедь   на   фоне   спускающихся   над   морем   сумерек,  узкой полоски   заката   на   горизонте   и   далёкого   города.   В   сгущающихся   сумерках   с багряной   полосой   заката   царевна   уплывает   во   тьму,   и   только   последний   раз обернулась, чтобы сделать прощальный взмах крыльями. В архитектуре … 13 Страстным поклонником творчества Вагнера был баварский король Людвиг II. Вступив на престол, он предоставил в распоряжение композитора роскошную виллу,   а   под   впечатлением   от   его   оперы   «Лоэнгрин»   построил   замок Нойшванштайн – «Новый лебединый камень». Этот замок был воздвигнут в 1869­1886 годах в стиле рыцарской крепости.  Архитектором и руководителем строительных работ был театральный художник Х. Янк. По воле монарха замок украшен лебедями: они  присутствуют повсюду – в виде   ваз  и   настенной   живописи,  вышитые   золотом  на  гардинах,  высеченные   на фасаде и вырезанные на деревянной обшивке.  Лебедь стал символом замка ещё и потому,   что   он   был   изображён   на   гербе   рода   графов   Швангау,   из   которого происходил Людвиг II. В балете… В качестве символа женской нежности, красоты и изящества лебедь предстал в балете П. И. Чайковского (1840­1893) «Лебединое озеро». По одной из версий, Чайковский, вдохновленный видами замка Нойшванштайн, пишет «Лебединое» на сюжет   одного   из   немецких   преданий.   По   либретто   Чайковского   балет   имеет трагическую развязку: поплатившись за увлечение Одиллией,   Зигфрид вместе с Одеттой погибают в водах Лебединого озера. За время своего существования история прекрасной Одетты, превращённой в лебедя,   неоднократно   претерпевала   изменения.   «В   годы   тотального   торжества социалистического реализма балет «Лебединое озеро» утратил свой трагический финал – таково было приказание свыше». Однако известный хореограф               Ю. Григорович постарался избавить этот балет от всего, что исказило его за долгие годы   существования,   и   не   только   восстановил   трагический   финал   балета,   он практически переделал всю постановку. Между   тем   существует   еще   одна,   пожалуй,   самая   экзотическая   версия «Лебединого»,   созданная   китайским   акробатическим   балетом.   Режиссер   этой версии балета (2005) сказал, что по сложности и уровню искусства проект может соперничать лишь с подъемом на пик Джомолунгма. Возможно, именно поэтому средний возраст участников этого шоу – от четырнадцати до восемнадцати лет. В 2006 году китайские мастера привезли акробатический балет «Лебединое озеро»   в   Россию.   Здесь   эта   постановка   произвела   такой   фурор,   что   его исполнители были удостоены премии Улановой. «Лебедь» – один из номеров,  включенных  французским композитором   К. Сен­Сансом   (1835­1921)   в   инструментальную   фантазию   «Карнавал   животных». Первые два исполнения этого сочинения состоялись в  кругу друзей композитора в 14 1886   году.   На   одном   из   них   присутствовал   Лист   –   в   тот   момент   великий композитор   и   пианист   приезжал   в   Париж.   В   1905   году   знаменитый   русский балетмейстер   М.   Фокин   создал   балетный   номер   на   музыку   «Лебедя»   для гениальной русской балерины А. Павловой. В варианте Фокина­Павловой номер получил   название   «Умирающий   лебедь».   Красота   этого   шедевра   балетного искусства и по сей день завораживает как танцовщиков, так и зрителей всего мира. В других видах искусства… Множество мраморных и гипсовых садово­парковых скульптур, ваз и фигурок из   фарфора,   созданных   300   лет   назад   на   Мануфактуре   Мейсена,   ювелирных изделий,   клинков   и   ножей,   украшенных   затейливой   гравировкой,   деревянных сосудов   и   старинных   прялок,   расписанных   под   хохлому,   полотенец,   вышитых народными мастерицами, изделий из чугуна, сделанных каслинскими умельцами, связаны   с   изображением   лебедей.   Эти   изделия   исполнены   вручную,   поэтому каждый   предмет   сохраняет   свою   неповторимость.   Таким   образом,   можно   с уверенность   сказать:   лебедь   и   теперь,   как   и   тысячелетия   назад,   привлекает художников   самых   разных   направлений   своей   грацией,   одухотворенностью   и живописностью. III. Исследование Чтобы   определить   уровень   знаний   школьников   об   использовании   образа лебедя в произведениях мировой культуры, славянской мифологии, литературы и искусства я провела исследование посредством анкетирования школьников 6­х,  8­ х и 10­х классов. Всего 50 человек. На   вопрос   «Что   включает   в   себя   образ   лебедя?»   большинство   (72% опрошенных)   школьников   отразили   в   образе   лебедя   изящество,   мягкость   и свободу.   23%   опрошенных   перечислили   видовые   характеристики   птицы   (белые перья, длинная шея и т.д.,), 5 % опрошенных не смогли ответить на этот вопрос. На   вопрос   «В   каких   произведениях   мировой   культуры,   славянской мифологии, литературы и искусства используется образ лебедя?». Большинство учеников   (88%   опрошенных)   назвали   не   более   двух   произведений,   такие   как «Лебедь, рак и щука» и балет «Лебединое озеро», «Сказка о царе Салтане», сказки «Гуси – лебеди», «Гадкий утенок». Некоторые из них вспомнили одноименные мультфильмы. 12% опрошенных учеников назвали 4 произведения. Надо отметить, что  все ученики ответили на данный вопрос. 15 На   вопрос   «Какие   чувства   пробуждают   в   человеке   эти   произведения?» ответы   школьников   нашей   школы   меня   порадовали.   Ведь   92   %   опрошенных ответили   что   испытывают   положительные   чувства:   свободы,   восторга   и восхищения, гордости за Россию, любви, спокойствия, сострадания, душевности, легкости, непокорности, радости, искренности, доверчивости, нежности и счастья. 4 % опрошенных упомянули о чувстве горести и печали и одиночестве, столько же процентов опрошенных не решились рассказать о чувствах.   IV. Выводы Моя гипотеза подтвердилась.  1)   Образ   лебедя   широко   и   ярко   представлен   в   произведениях   мировой культуры, славянской мифологии, литературы и искусства, в которых представлен образ лебедя.  2)   Уровень   знаний   школьников   об   использовании   образа   лебедя   в произведениях мировой культуры, славянской мифологии, литературы и искусства расширить знания одноклассников о произведениях мировой культуры, славянской мифологии,   литературы   и   искусства,   в   которых   используется   образ   лебедя, недостаточно   высок.   Данная   исследовательская   работа   расширит   кругозор учеников по данной теме. IV. Список использованной литературы 1. Научно – методический журнал «Русский язык и литература» 07.2011 г. 2. «Не стреляйте в белых лебедей» Васильев ? 3. Свято –Русские Веды. Книга Коляды. Асов А.И., 2006 г. 4. Язычество древней Руси. Рыбаков Б.А., 1988 г. 5. Словарь славянской мифологии. Миончикова Л.Т., 2004 г. 6. http :// www . in - poetry . ru / sword - lebedym . html 7. yaroslavova.ru 16 Приложение к п. 1 Женской ипостасью Бога Брахмы и богиней мудрости, считается СараСвати, она дарует своё покровительство тем, кто стремится постигнуть Творца Вселенной и его   закон   —   Дхарму.   В   иконографии   Сарасвати   изображается   в   виде   молодой женщины,   восседающей  на  цветке  лотоса  и  держащей  священные  писания  Веды   в одной руке и символ истинного знания — в другой. Двумя другими руками она играет на древнейшем музыкальном инструменте Вине. 17 Ее сари, всегда белое, напоминает нам, что все ценное знание должно быть чистым и незапятнанным неистинностью. Красивый Лебедь напоминает нам, что надо отделять   шелуху   от   зерна   истинного   знания.   Белый   Лебедь   —   символ   Духа   и незапятнанной человеческой Души.   Издревле святые и высокодуховные люди в Индии придают большое значение почитанию   Сара   Свати   как   богини   духовного   просвещения   и   просветления,   как покровительнице наук, искусств, а также всех тех, кто ими занимается. Считается, что  каждая женщина должна  овладеть 64  искусствами  Сарасвати, среди которых: телесные   упражнения,   пение,   танцы,   употребление   украшений,   искусство   нарядов, шитья, прикрывания тела одеждой, чтение книг, искусство побеждать, игра на Вине (настраивающей  ум и интеллект  ищущего  ученика  и извлекающей  из него  музыку жизни).   Девы ­ лебеди Действительно, девы ­ лебеди древний и всеобъемлющий образ встречающийся чуть  ли не повсеместно. Сюжет брака человека с лебедем или превращения в лебедя  распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов  (царевна­лебедь, герой, превращающийся в лебедя). В сказках, легендах и преданиях  лебедь ­ это олицетворение мудрости и необычайной волшебной силы. 18 Валькирии, так же относящиеся к Лебединым девам, по преданиям, часто появляются у реки, сбрасывают лебединое оперение и плещутся в прохладной воде. Девы­лебеди,  сбросившие лебединое одеяние, превращаются в волшебных красавиц, здесь­то и  подстерегает их добрый молодец. Ведь кто спрячет их одеяние — под власть того они и попадают. Именно так в «Песни о Нибелунгах» один из главных героев заставляет Лебединую деву предсказать ему  будущее.  По мифам славян, румынов и бурятов Девица­Лебедь, у которой добрый молодец  однажды украл одежду из перьев, и стала праматерью их родов. 19 Образ Лебедя, Человека­Лебедя и лебединой символики проходит через всю историю культуры народов Евразии: от древнейшего ковша в виде Лебедя, найденного при   раскопках   первобытной   стоянки   (III—II   тыс.   до   н.э.)   на   Среднем   Урале   и петроглифов Онежского озера до нежных античных Богинь с лебедиными крылами. 20 Устойчивые   представления   о   Лебединых   девах   прослеживаются   до   самых последних   глубин,   зафиксированных   в   литературных   и   фольклорных   источниках. Представления,   аналогичные   индоевропейским,   сохранились   и   у   других   народов, населяющих Север нашей Родины: у ненцев, например, также известен образ Богини­ Лебеди. Устойчивые представления о Лебединых девах прослеживаются до самых последних   глубин,   зафиксированных   в   литературных   и   фольклорных   источниках. Представления,   аналогичные   индоевропейским,   сохранились   и   у   других   народов, населяющих Север нашей Родины: у ненцев, например, также известен образ Богини­ Лебеди. Кстати,   имя   Богини   скифов,   изображения   которой   найдены   археологами   в курганах причерноморских степей, — Дргим­паса или Аргим­пaca. Переводится это как «богиня Лебедь»! Отсюда следует удивительный вывод: по­разному переведенное в   «Слове   о   полку   Игореве»   выражение   «аркучи»,   из   плача   Ярославны,   следует понимать и производить не от глагола «плакать», «причитать», a oт имени скифской 21 богини Лебеди, Аргим (Арким) — Лебедь. Аркучи — кричать, петь по­лебединому. А Лебеди перед смертью поют. Оттуда пошло выражение «Лебединая песня». Именно в этом драматизм плача Ярославны. Лебедь­спутница греческой богини красоты Афродиты. На сосудах античных времен  Афродита часто изображалась летящей на белокрылой птице. Но еще до греков  Афродиту знали и почитали в Малой Азии. Там она признанная Мать богов. А это  самый высокий из божественных титулов. 22 Приложение к п. 2 Бронзовое зеркало именуемое «Любовь Туран» На рисунке представлено бронзовое зеркало с изображением Леды и лебедя. Вероятнее всего здесь заимствован сюжет из греческой мифологии о любви Леды и лебедя. Под  лебедем подразумевается Зевс. Надпись на этрусском читается как AL AN – «рожденную Леду принес». Θ 23 Приложение к п.3 Стихотворения: ЛЕБЕДЬ И ГУСЬ Над лебедем желая посмеяться, Гусь тиною его однажды замарал; Но лебедь вымылся и снова белым стал. - Что делать, если кто замаран?.. Умываться. А. С. Пушкин Умирающий лебедь День уж к вечеру склонялся, Дряхлый лебедь умирал. Он в тени дерев лежал, Тихо с жизнию прощался И при смерти сладко пел. И над ним сидел уныло Голубочек сизокрылый, Слушал пение, смотрел, Как покойно он кончался, И грустил и восхищался. «Что глядишь на старика?» — Так спросила голубка Легкомысленная утка. «Ах! для сердца и рассудка Смерть его — святой урок! — Отвечал ей голубок. — Слышишь, как он сладкогласно При конце своем поет! Кто на свете жил прекрасно, Тот прекрасно и умрет?» В. А. Жуковский ЛЕБЕДУШКА Из-за леса, леса темного, Подымалась красна зорюшка, Рассыпала ясной радугой Огоньки-лучи багровые. Загорались ярким пламенем Сосны старые, могучие, Наряжали сетки хвойные В покрывала златотканые. А кругом роса жемчужная Отливала блестки алые, И над озером серебряным Камыши, склонясь, шепталися. В это утро вместе с солнышком 24 Уж из тех ли темных зарослей Выплывала, словно зоренька, Белоснежная лебедушка. Позади ватагой стройною Подвигались лебежатушки. И дробилась гладь зеркальная На колечки изумрудные. И от той ли тихой заводи, Посередь того ли озера, Пролегла струя далекая Лентой темной и широкою. Уплывала лебедь белая По ту сторону раздольную, Где к затону молчаливому Прилегла трава шелковая. У побережья зеленого, Наклонив головки нежные, Перешептывались лилии С ручейками тихозвонными. Как и стала звать лебедушка Своих малых лебежатушек Погулять на луг пестреющий, Пощипать траву душистую. Выходили лебежатушки Теребить траву-муравушку, И росинки серебристые, Словно жемчуг, осыпалися. А кругом цветы лазоревы Распускали волны пряные И, как гости чужедальние, Улыбались дню веселому. И гуляли детки малые По раздолью по широкому, А лебедка белоснежная, Не спуская глаз, дозорила. Пролетал ли коршун рощею, Иль змея ползла равниною, Гоготала лебедь белая, Созывая малых детушек. Хоронились лебежатушки Под крыло ли материнское, И когда гроза скрывалася, Снова бегали-резвилися. Но не чуяла лебедушка, Не видала оком доблестным, 25 Что от солнца золотистого Надвигалась туча черная - Молодой орел под облаком Расправлял крыло могучее И бросал глазами молнии На равнину бесконечную. Видел он у леса темного, На пригорке у расщелины, Как змея на солнце выползла И свилась в колечко, грелася. И хотел орел со злобою Как стрела на землю кинуться, Но змея его заметила И под кочку притаилася. Взмахом крыл своих под облаком Он расправил когти острые И, добычу поджидаючи, Замер в воздухе распластанный. Но глаза его орлиные Разглядели степь далекую, И у озера широкого Он увидел лебедь белую. Грозный взмах крыла могучего Отогнал седое облако, И орел, как точка черная, Стал к земле спускаться кольцами. В это время лебедь белая Оглянула гладь зеркальную И на небе отражавшемся Увидала крылья длинные. Встрепенулася лебедушка, Закричала лебежатушкам, Собралися детки малые И под крылья схоронилися. А орел, взмахнувши крыльями, Как стрела на землю кинулся, И впилися когти острые Прямо в шею лебединую. Распустила крылья белые Белоснежная лебедушка И ногами помертвелыми Оттолкнула малых детушек. Побежали детки к озеру, Понеслись в густые заросли, А из глаз родимой матери 26 Покатились слезы горькие. А орел когтями острыми Раздирал ей тело нежное, И летели перья белые, Словно брызги, во все стороны. Колыхалось тихо озеро, Камыши, склонясь, шепталися, А под кочками зелеными Хоронились лебежатушки. С.А. Есенин Лебедь Июньский вечер в облаках Пурпуровых горел, Спокойный лебедь в тростниках Блаженный гимн запел. Он пел о том, как север мил, Как даль небес ясна, Как день об отдыхе забыл, Всю ночь не зная сна; Как под березой и ольхой Свежа густая тень; Как над прохладною волной В заливе гаснет день; Как счастлив, счастлив, кто найдет Там дружбу и любовь; Какая верность там цветет, Рождаясь вновь и вновь. Так от волны к волне порхал. Сей глас простой хвалы; Подругу к сердцу он прижал И пел над ней средь мглы. Пусть о мечте твоей златой Не будут знать в веках; Но ты любил и пел весной На северных волнах. И. Л. Рунеберг (перевод А. А. Блока) Мажорно-белая симфония (отрывок) Над Рейном раздается пенье, И сказочною чередой Дев-лебедей скользят виденья По темной заводи речной. Их крылья чище снегопада, Но нагота еще светлей, 27 Чем пух девичьего наряда, Уроненного меж ветвей. И в наше бытие земное Одна из них слетит на миг - Таким сияньем под луною Сквозит заоблачный ледник; Под красотой заледенелой Пленительно утаена, Нам чудится, сжигает тело Неистовая белизна! Теофиль Готье Спящий лебедь Земная жизнь моя - звенящий, Невнятный шорох камыша. Им убаюкан лебедь спящий, Моя тревожная душа. Вдали мелькают торопливо В исканьях жадных корабли. Спокойно в заросли залива, Где дышит грусть, как гнет земли. Но звук, из трепета рожденный, Скользнет в шуршанье камыша - И дрогнет лебедь пробужденный, Моя бессмертная душа. И понесется в мир свободы, Где вторят волнам вздохи бурь, Где в переменчивые воды Глядится вечная лазурь. Мирра Лохвицкая Приложение к п. 4 Царевна-Лебедь Очень часто Врубель находил вдохновение в национальном фольклоре, в русском былинном эпосе. Опираясь на былину, легенду или миф, художник создавал свои собственные образы, свой красочный и напряженный поэтический мир, который полон таинственности и красоты. Герои этого сказочного мира, подвержены человеческим страданиям и земной тоски. Создать образ «царевны-лебеди», Врубеля подтолкнул образ, который создала на сцене в опере Римского-Корсакова, его муза и певица, Надежда Забела. После выступления Забелы в роли «царевны-лебедя» была выпущена открытка, которая и 28 явилась толчком к написанию картины. Все очарование родного края, нежная и гордая душа мифической девушки-птицы, находит место на картине. Твердость и верность настоящей любви, тайные чары колдовства, вечная и могущественная сила добра, все вписалось в этот чудесный образ, отличающийся особой величавостью и красотой. Такое впечатление, что художник рассказывает зрителям о невероятном своем сновидении. Врубель описывал картину - « крылья девушки, это родная почва и жизнь. Сколько красоты на Руси и трудно сказать, что стоит во главе этой красоты». Это показывает, насколько Врубель любил свой народ, отчизну и красоту. Композиция картины построена таким образом, что у зрителя появляется ощущение, будто он заглянул в сказочный мир, в котором видит волшебную девушку-птицу, которая вот-вот исчезнет. Радужными красками переливается на белоснежном оперении девушки последние лучи солнца. Мерцает голубые, бирюзовые изумрудные самоцветы узорчатого кокошника. Теплые, огромные и белоснежные крылья излучают жемчужный, перламутровый свет. За спиной царевны - лебедь, мы слышим шум волнующего моря, волны которого бьются о скалы чудо - острова. Вдалеке у самого морского горизонта лучи солнца проникли сквозь сизые тучи и зажгли вечернюю зарю. Сказочную атмосферу, которая ощущается в каждом моменте картины, создает трепет зари, мерцание драгоценных камней и жемчугов, блики пламени. Ощущение невероятной благости разлито в холсте. Только плеск волн и шорох крыльев в состоянии нарушить безмолвие, но в этом молчании, много скрытой песенности. На картине вы не увидите ни жестов, ни действия. Царит полный покой, все как - будто заколдовано. Картина «Царевна – лебедь», пожалуй, один из самых задушевных и пленительных женских образов, которые создал художник. 29 30 Песни А сколько в мире замечательных песен о лебеде с большим смыслом, даже не перечесть! Например,     песня     «Лебединая   верность».   Автор   текста  ­   Андрей   Дементьев,   композитор   ­ Евгений Мартынов.  Когда я слушала эту песню в исполнении Александра Киреева первый раз, у меня она вызвала сильные эмоции. Конечно, я очень переживала за главных героев этой песни – 31 лебедей и надеялась услышать хороший конец, но песня закончилась грустным . И все таки эта песня останется у меня в памяти  навсегда.  Еще   же   мне   нравятся   песни  «Лебедь   Белая»  (автор   текста   ­   Ольга     Коротникова, композитор   ­   Юлия   Михальчик)  и     "Я   куплю   тебе   дом"   (автор   текста   ­   Михаил   Танич, композитор ­ Сергей  Коржуков). Песня "Я куплю тебе дом" Я куплю тебе дом у пруда в подмосковье И тебя приведу в этот собственный дом Заведу голубей и с тобой и с любовью Мы посадим сирень под окном А белый лебедь на пруду Качает павшую звезду На том пруду, куда тебя я приведу А пока ни кола, ни двора и ни сада Чтобы мог я за ручку тебя привести Угадаем с тобой, самому мне не надо Наших пять номеров из шести Мало шансов у нас, но мужик барабанщик Что кидает шары, управляя лото Мне сказал номера, если он не обманщик На которые нам выпадет дом                    Песня  «Лебединая верность»     Над землей летели лебеди     Солнечным днем.     Было им светло и радостно     В небе вдвоем,  32 И земля казалась ласковой     Им в этот миг..     Вдруг по птицам кто­то выстрелил,     И вырвался крик:     Что с тобой, моя любимая?     Отзовись скорей.     Без любви твоей     Небо все грустней.     Где же ты, моя любимая?     Возвратись скорей,     Красотой своею нежной     Сердце мне согрей.      В небесах искал подругу он,     Звал из гнезда,     Но молчанием ответила     Птице беда.     Улететь в края далекие     Лебедь не смог,     Потеряв подругу верную,     Он стал одинок.      Ты прости меня, любимая,     За чужое зло,     Что мое крыло     Счастье не спасло.     Ты прости меня, любимая,     Что весенним днем     В небе голубом, как прежде,     Нам не быть вдвоем.      И была непоправимою     Эта беда,     Что с любимою не встретится     Он никогда.     Лебедь вновь поднялся к облаку,     Песню прервал.     И, сложив бесстрашно крылья,     На землю упал.     Я хочу, чтоб жили лебеди,     И от белых стай,     И от белых стай     Мир добрее стал.     Пусть летят по небу лебеди     Над землей моей,     Над судьбой моей летите     В светлый мир людей. 33 Приложение к п. 4     Исследование уровня знаний школьников об использовании образа лебедя в произведениях мировой культуры, славянской мифологии, литературы и искусства я провела исследование посредством анкетирования школьников 6­х,   8­х и 10­х классов. 34 35 36

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"

Исследовательская работа по литературе "Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2017