Вводный урок по литературе: «Художественное произведение, автор, герои» ( 6 класс)
Оценка 5

Вводный урок по литературе: «Художественное произведение, автор, герои» ( 6 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
16.12.2017
Вводный урок по литературе:  «Художественное произведение,  автор, герои» ( 6 класс)
Конспект вводного урока по литературы в 6 классе позволит подготовить данный урок быстро и провести его занимательно для учащихся. Конспект соответствует современным требованиям, содержит все необходимые разделы, занимательный материал, вопросы для небольшой по объему викторины, содержание игры "Наборщик типографии", таблицы. Это позволит заинтересовать учащихся на уроке и провести его плодотворно.Конспект вводного урока литературы в 6 классе.
Вводный урок.О книге и чтении.6 классdoc.doc
Вводный урок по литературе в 6 классе по теме  «Художественное произведение,  автор, герои». Цели: ­ формирование знаний об устройстве книги, истории её создания; ­ вспомнить материал, изученный в 5 классе и рекомендованный для летнего чтения; ­ развитие интеллектуальных, коммуникативных способностей; ­ воспитание любви к книге, чтению. Тип урока: вводный Вид урока: урок ­ беседа с игровыми элементами. Оборудование: слайды (репродукции картин) Врубель «Царевна­лебедь»,   Крамской «Русалки»,  В.Маковский «Свидание», В.Васнецов «Три богатыря», Пукирев «Неравный  брак», В.М.Максимов «Всё в прошлом».                           Слайды с книгой «Апостол», с портретом Ивана Фёдорова                           Раздаточный материал (карточки со стихами); смайлики 1. Орг. момент. 2. Вступительное слово. 2­3 мин.  Постановка проблемы. Формулирование темы урока. Ход урока. На свете есть чудесная страна, Где книги добрые живут. Известна всем читателям она, И там всегда нас в гости ждут. В любой стране ты сможешь побывать, Не выходя из комнаты своей, Лишь стоит книгу в руки взять, Наедине оставшись с ней. ­ Ребята, а какое значение имеет книга для вас? (из книг можно узнать много интересного и  полезного, с ней интересно коротать время, поездки становятся увлекательней с книгой, по­ настоящему грамотным можно стать только благодаря книге) Сегодня на уроке мы будем говорить о книгах, о важной роли чтения в жизни человека, вспомним  произведения, с которыми знакомились в прошлом году. 3. Работа по теме урока. А) Викторина «Знаете ли вы…» 5 мин. ­ Что вы знаете из истории создания книг? Предлагаю ответить на вопросы викторины. (За  правильные ответы даю смайлики). ­ Из чего были сделаны первые книги?  (камень, глина, шёлк, пергамент) ­ Как называлась первая печатная книга на Руси? («Апостол») ­ Кто является создателем первой печатной книги на Руси? (Иван Фёдоров) ­ Кто основатель первой древнерусской библиотеки? (Ярослав Мудрый) ­ Самая древняя книга на Земле?  (папирус Присса  был создан в 3350г. до н.э. Автор самой  древней книги жалуется на то, что молодёжь невоспитанна и ленива) ­ Знаете ли вы самые читаемые в мире книги? пальма первенства, бесспорно, принадлежит  Библии. Ее общий тираж – шесть миллиардов экземпляров. На втором месте – цитатник Мао Цзэдуна, а третье место досталось «Властелину колец». ­Знаете ли вы самую дорогую в мире книгу? Самая дорогая в мире книга – «Лестерский  кодекс». Это научный трактат Леонардо да Винчи, посвященный «воде, земле и небесным  телам». В настоящее время его владельцем является Билл Гейтс. Он приобрел эту книгу за  двадцать четыре миллиона долларов. Чтобы прочесть «Лестерский кодекс», обязательно  нужно вооружиться зеркалом: книга напечатана зеркальным шрифтом.  ­ Какие пословицы или поговорки о книге вы знаете? ( Книги не говорят, а правду сказывают. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.  Книга мала, а ума придала. Книги читать ­ не в ладушки играть. Книга­друг человека). За  названные пословицы даются смайлики. Б) Работа со статьёй учебника. 10 мин. Как же устроена современная книга? Из каких частей она состоит? ( ребята читают статью учебника, на стр.5­6 перечисляют части книги, объясняют, что это такое на  примере своего учебника литературы). В) Работа с картинами художников. 3­4 мин. (Приготовить слайды). Знаменитые русские художники не раз обращались к произведениям литературы. Определите, к  каким художественные произведениям можно отнести следующие картины? Врубель «Царевна­лебедь» Пушкин « Сказка о царе Салтане…»  Крамской «Русалки»  Гоголь «Майская ночь» В.Маковский «Свидание»  Андреев «Петька на даче» В.Васнецов «Три богатыря»  Былины Пукирев «Неравный брак» Пушкин «Дубровский» В.М.Максимов «Всё в прошлом» Тургенев «Муму» Г) Игра « Наборщик типографии». 10 мин. ­ Ребята, а где же создаются книги, журналы, газеты? В типографии. Предлагаю вам сыграть в игру «Наборщик типографии». 1 вариант называет фамилию писателя или поэта, героя художественного произведения,  книгу  на каждую букву  слова  « Фронтиспис» , а 2  вариант ­  на каждую букву слова «Содержание» .Слово записано на доске. 1 ряд Фронтиспис Ф­Фет Р­ Руслан, Родари, Робинзон О­ Олеша, Онегин Н­Некрасов Т­ Тютчев, Толстой,Твен И­Иван­царевич, Ирвинг С­ Суриков, Скребицкий, Симонов П­ Пушкин И­  С­ «Снежная королева» 2 ряд Содержание С­ Сказки, Снежная королева О­ «Остров сокровищ» Д­ Добролюбов, «Дюймовочка» Е­ Есенин Р­ Ж­ Жуковский, Жилин,«Живая  шляпа» А­ Андреев, Астафьев, Андерсен,  «Аленький цветочек» Н­ Носов И­ Е­ Д) Игра «Рассыпанное стихотворение» Работа наборщика в типографии непростая. В этом вам предстоит убедиться ещё раз. Вам даётся  только первая строчка стихотворения, а остальные рассыпаны. Соберите их в правильном порядке. 1 ряд И только небо засветилось, 3 ряд Есть в осени первоначальной Всё шумно вдруг  зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рождён был  хватом: Слуга царю, отец солдатам 2 ряд Как хорошо ты, о море  ночное,­ Здесь лучезарно, там сизо­ темно… В лунном сиянии, словно  живое, Ходит, и дышит, и блещет  оно… На бесконечном на вольном  Короткая, но дивная пора ­ Весь день стоит как бы  хрустальный И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и Да, жаль его: сражён  булатом, Он спит в земле сырой. просторе Блеск и движение, грохот и  гром Тусклым сиянием облитое  море, Как хорошо ты в безлюдье  ночном! падал колос, Теперь уж пусто всё­  простор везде,­ Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной  борозде. Е) Литературное ассорти. 10 мин. Вы вспомнили писателей, произведения, с которыми знакомились ранее на уроках литературы.  ­ Для кого же и о ком пишутся книги? Для человека и о человеке. Но ведь героями книг бывают и животные (басни), и природа (стихи), и обычные вещи (сказки  Андерсена). Неужели здесь нет человека?  ­ Как называется такой художественный приём, в котором животное наделяется человеческими  качествами? (аллегория) природа очеловечивается? (олицетворение) Попробуйте определить, о каких героях идёт речь? Узнайте его по описанию. 1) Тринадцатилетний мальчишка, в честь которого было названо озеро. Заблудившись,  он мужественно преодолевал все трудности пути и даже сделал географическое  открытие. ( Васютка, «Васюткино озеро», Астафьев) 2) Девочка 16­ти лет помогала пленным: кормила лепёшками и молоком. (Дина,  «Кавказский пленник» Л.Н. Толстой) 3) Двенадцатилетний мальчик, которого ожидала тяжёлая жизнь у забулдыги­ сапожника. А он стал бродячим артистом, знающим, что такое истинная дружба.  ( Серёжа. «Белый пудель», А.И.Куприн) 4) Девочка, лет 12, из­за своей нескладной фигуры, с длинными руками и ногами,   некрасивого лица получила обидное прозвище. Однако для своего дедушки она была  самой красивой. (Лена Бессольцева) Ж) Центон. Я зачитаю басню, в которой все герои перемешаны. Догадайтесь, из каких басен  Крылова взяты эти герои?  Однажды Лебедь, рак да Щука, Проказница Мартышка, Осёл, Козёл Да косолапый Мишка Везти с поклажей воз взялись. И вместе все в него впряглись. Достали нот баса, альта. Две скрипки­ И сели на лужок под липки,­ Пленять своим искусством свет. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт. («Лебедь, Рак и Щука», «Квартет») Зубастой щуке в ум пришло За кошачье приняться  ремесло Да призадумалась. А сыр во рту держала. На ту беду Лиса близёхонько бежала. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!» И надобно ж беде случиться,  Что около тех мест голодный рыскал Волк Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»­ И вмиг ворота на запор. («Щука и кот», «Ворона и Лисица», «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне») 4. Знакомство с программным материалом 6 класса. 4 мин. Вы вспомнили книги и их героев, с которыми мы знакомились в 5 классе. Давайте обратимся к  содержанию нашего учебника и назовём, с какими произведениями нам предстоит познакомиться в  этом году. 5. Выводы по уроку. 2 мин. Сегодня мы говорили о книге. Узнали несколько интересных фактов   истории её создания. Прочитали, из каких частей состоит книга. Вспомнили книги, изученные в  прошлом году, и ознакомились со списком книг, с которыми встретимся в этом году. Напоследок я  хочу дать вам небольшое напутствие: Я желаю всей душой, Вам девчонки и мальчишки, С книжкой ладить и дружить. Пусть любовь к хорошей книжке С вами вместе будет жить. 6. Д/з. написать на каждую букву слова «оглавление» фамилию писателя или название  произведения.

Вводный урок по литературе: «Художественное произведение, автор, герои» ( 6 класс)

Вводный урок по литературе:  «Художественное произведение,  автор, герои» ( 6 класс)

Вводный урок по литературе: «Художественное произведение, автор, герои» ( 6 класс)

Вводный урок по литературе:  «Художественное произведение,  автор, герои» ( 6 класс)

Вводный урок по литературе: «Художественное произведение, автор, герои» ( 6 класс)

Вводный урок по литературе:  «Художественное произведение,  автор, герои» ( 6 класс)

Вводный урок по литературе: «Художественное произведение, автор, герои» ( 6 класс)

Вводный урок по литературе:  «Художественное произведение,  автор, герои» ( 6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2017