Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)
Оценка 4.7

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
музыка
5 кл
19.03.2018
Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)
Презентация по истории песни "Три танкиста"
проектная работа.docx
2 Введение…………………………………………………………………………..….……….….3 СОДЕРЖАНИЕ Основная часть «История военной песни»: 1. Военная песня и ее классификация………………………………….….…….…..….….5 2. История создания песни «Три танкиста»......…………………………………………...7 Заключение…………………………………………………………………………………...…11 Список литературы……………………………………………………………………..….…...13 Приложение № 1 Афиши кинофильма «Трактористы»……………………….….………….14 Приложение №2 Кинофильм «Трактористы»…………………………….………………..…15 Приложение №3 Авторы пени «Три танкиста» ……………………………………..…….…18 Приложение №4 Эскиз буклета………………………………………………………………..20 3 ВВЕДЕНИЕ «Песни военных лет!... Иной раз задумываешься: за что их так любят и помнят в народе, сохраняют в памяти долгие годы, берегут, как святыню? Наверное, за простоту и душевность,   мелодичность   и   запоминаемость,   демократичность   поэтического   и музыкального языка. И все­таки думается, главное достоинство, отличающее военные от любых других песен – удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, в любовь, во все лучшее, что есть в человеке, в те идеалы, за которые люди боролись, шли на подвиг и на смерть». [2, 3]  Песни   Великой   Отечественной   войны   занимают   особое   место   в   отечественном музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжелых испытаний, разные по своей манере, они наполняли жизнь людей, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателем как памятники истории, овеянные романтикой эстетического воздействия, трогают сердца величием подвига.  «Четыре   долгих   года   бушевали   грозы   Великой   Отечественной   войны.   Весь советский народ поднялся на борьбу с гитлеровскими полчищами и спас человечество от фашистского мракобесия. В общем строю борьбы шли в ту суровую пору и музыканты, вдохновляя людей на фронте и в тылу, приближая светлый День Победы», ­ писал Тихон Хренников. [4, 3]  В 2014­2015 учебном году наш класс работал над проектом «Музыкальная память страны».  Нами   было   выявлено   огромное   многообразие   песенных   произведений   военной тематики, была проведена классификация военных песен по различным признакам. Мы проводили   анкетирование   школьников,   которое   выявило   наиболее   популярные   военные песни, а также создали «Музыкальную книгу памяти».  В этом учебном году нами было решено продолжить работу по изучению проблемы военно­песенной   культуры,   более   подробно   изучить   некоторые   военные   песни,   чтобы способствовать их популяризации. Военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Но, помимо этого, военная песня несет в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все это важнейшие духовные   ценности,   осознаваемые   и   разделяемые   многими   поколениями.   Именно   они никогда не потеряют своей актуальности. Следовательно, изучение и сохранение военной песни   является   важнейшей   проблемой   современности.   Актуальность   проблемы усиливается потенциальной возможностью, заложенной в военной песне, к предотвращению 4 личностного   распада,   к   формированию   чувства   сопричастности   к   огромному историческому пласту предшествующих поколений, к разделенности исторической судьбы с предшествующими поколениями. Объектом   исследования   является   военная   песня   как   особый   вид   музыкально­ поэтического творчества. Предмет исследования – история создания песни «Три танкиста». Цель работы – расширение знаний о военной песне как особом виде музыкально ­ поэтического творчества. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:    рассмотреть военную песню как особый вид музыкально ­ поэтического творчества;  узнать историю создания песни «Три танкиста»; создать буклет о военной песне. В   качестве   методов   исследования   использовались:   исторический   метод, предполагающий исследование возникновения военной песни, в результате чего получены дополнительные знания об изучаемом объекте; анализ различных источников, в том числе первоисточников (киноматериалов, литературного и музыкального текстов песен). О   военной   песне   написано   много.   Она   стала   объектом   большой   литературы   – публицистической и научной, художественной и мемуарной. Кроме того, многие военные песни   звучат   в   отечественных   кинофильмах,   создавая   определенную   эмоциональную атмосферу,   подчеркивая   национальный   и   исторический   колорит,   передавая   чувства персонажей… У героев­фронтовиков своё особое мнение ­ они убеждены, что «малый жанр песни вмещает большое содержание – в нем философия и эстетика, душа народа». Сегодня солдаты, дети и внуки тех, кто отстоял свободу и независимость Родины, свято хранят и приумножают традиции отцов. Новые времена – новые песни. Но и новые песни   с   их   «сегодняшней»   интонацией   несут   тот   же   заряд   оптимизма,   патетики, сердечности и непримиримости, как это было в песнях героической военной поры. 5 «История военной песни» Глава 1. Военная песня – особый вид музыкально­поэтического творчества В данном исследовании мы будем говорить об одном из музыкальных произведений, которое написано в песенном жанре и отражает жизненные впечатления на фоне событий Великой Отечественной войны,  имевшее  распространение  во время военных  событий  и оказавшее влияние на духовную жизнь как армии, так и гражданского населения. «Песня  —   наиболее   простая,   но   распространенная   форма  вокальной   музыки, объединяющая  поэтический  текст с несложной, легко запоминающейся  мелодией. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением,   так   и   без   него   (a   cappella).   Мелодия   песни   является   обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом». [6]  Песня, особенно военная – это тот жанр, который способен точно и емко передать атмосферу времени. «Песня больше и чаще, чем любой другой жанр искусства, может и умеет впечатываться в эпоху, в тот или иной ее отрезок. Впечатывается намертво!» – утверждал поэт Р. Рождественский. [3, 6] История военной песни неотделима от истории государства. Анализ текстов песен различных периодов войны показал, что содержание их менялось вместе с исторической ситуацией в стране. В них отражены все события, происходящие в Отечестве: ожидание войны, начало войны, поражение, победа и т. д. В песнях довоенного периода чаще звучит призыв к объединению перед лицом опасности и уверенность в победе, в них говорится о прославлении нашей Отчизны и гордости за нашу армию, наш народ. Люди еще живут мирной   жизнью   и   не   испытывают   страха   перед   войной,   зато   сильна   уверенность   в непобедимости. Основное отличие песен, созданных в первые годы после окончания войны, состоит в том, что в них больше позитивных эмоций: радость победы, возвращение домой, встречи с близкими людьми, да и просто счастье, что жив. К этому необходимо добавить грусть   от   расставания   с   боевыми   друзьями,   со   многими   из   которых   прожито   немало тяжелых дней. «…Они написаны в разное время – не только в дни войны, но и до нее, и после победы,   ­   но   рассказывают   об   одном   ­   о   высокой   судьбе   поколения,   юность   которого прошла в огне сражений. Война для этого поколения была самым трудным испытанием, которое юноши сорок первого года с честью выдержали. Для целого поколения поэтов 6 война   против   фашистских   захватчиков   стала   высшим   мерилом   верности   и самоотверженности, честности и благородства, мужества и бесстрашия. [5, 5] Созданные   в   годы   войны   произведения   являют   собой   образцы   творчества, наполненного   огненным   дыханием   эпохи,   подлинным   новаторским   устремлением   и жанровым многообразием.  Как   высочайший   взлет   душевного   порыва   запечатлен   подвиг народа в песнях. Еще на фронте родилась крылатая фраза: «Фронтовая песня – летопись войны!»  При   знакомстве   с   военными   песнями   обращает   на   себя   внимание   огромное разнообразие песенных произведений, ведь вся история нашей армии нашла достойное и яркое воплощение в песнях, которые являются, по образному выражению композитора В. Соловьева­Седого,   «барометром   своего   времени».   «Одни   песни   воевали   в   период становления   Советской   власти,   носили   буденовку   и   мчались   с   эскадронами   Первой Конной; другие стояли в дозорах с часовыми Родины у высоких берегов Амура и в горных ущельях   Тянь­Шаня;   третьи   сражались   на   фронтах   Великой   Отечественной   войны, воодушевляя   тех,   кто   громил   врага   и   кто   помогал   армии   в   тылу;   четвертые   вместе   с воинами несут боевую армейскую и флотскую вахту сегодня, их поют в солдатском строю, исполняют на армейской и флотской сцене, они звучат в казарме и корабельном кубрике». [1, 3] Военная песня ­ безусловное достояние каждой нации. В настоящее время именно в этом   пласте   песенного   творчества   сосредоточен   огромный   потенциал,   позволяющий предположить, что военная песня вполне способна стать стержнем в духовном обновлении нации, в ее духовном оздоровлении. Поэтому мы решили более подробно изучать историю создания военных песен и попытаться их популяризировать. О результатах этой работы расскажем в следующей главе. Глава 2. История песни «Три танкиста» 7 В конце 30­х годов ХХ века по экранам нашей страны триумфально прошла веселая музыкальная кинокомедия «Трактористы». (Приложение 1) В ней играли совсем молодые в ту пору актеры Николай Крючков, Борис Андреев, Петр   Алейников,   Марина   Ладынина   и   другие   —   замечательный   ансамбль   творческих индивидуальностей,   ставших   открытием   нашего   кинематографа,   любимцами   молодежи. (Приложение 2) В картине поднимались большие темы: любви, патриотизма, честного и ударного труда. Вместе с тем через весь фильм проходила мысль о необходимости быть бдительным и готовым к предстоящим боям с врагами Родины. Раскрытие темы начиналось буквально с самых первых кадров, которые сопровождались песней про трех танкистов — «Экипаж машины боевой». Задорная,   зажигательная   и   очень   мелодичная   она   стала   лейтмотивом   картины. Инициатором создания такой именно песни, по свидетельству ее авторов — поэта Бориса Ласкина   и   композиторов   Дмитрия   и   Даниила   Покрасс,   был   режиссер­постановщик «Трактористов» Иван Александрович Пырьев. (Приложение 2) Вспоминая впоследствии о времени, когда создавался этот фильм, он писал: «Шел 1938 год. Международное положение все больше и больше осложнялось. В воздухе пахло порохом,   пахло   войной.   Германский   фашизм   с   благословения   англо­американского империализма начал оккупацией Австрии свои агрессивные действия. На Дальнем Востоке Япония, захватив Центральный Китай и Маньчжурию, сделала пробное провокационное нападение   на   границе   нашей   Родины.   Нападение   это,   как   известно,   закончилось   для самураев печально. Советские танкисты разгромили и полностью уничтожили несколько японских дивизий. Один из этих героев­танкистов, участник знаменитой битвы у озера Хасан, и был задуман нами как основной герой будущего фильма…» [1, 64] По   сценарию,   написанному   Евгением   Помещиковым,   действие   начиналось   на Дальнем   Востоке,   в   танковом   подразделении.   Командир   полка   говорил   добрые напутственные   слова   воинам,   уходящим   после   окончания   службы   в   запас.   Однако   в процессе разработки режиссерского сценария было решено начать фильм не с этой сцены, а с песни. Песни не было. И тогда Пырьев пригласил к себе поэта Бориса Ласкина и сказал ему, что нужна песня, в которой нашла бы отражение тема обороны наших границ, подвиг славных героев­танкистов, участников боев на Хасане. 8   «Я   сказал,   что   подумаю,   —   вспоминал   Б.   Ласкин,   —   и   вышел   от   режиссера несколько растерянный. Мне никогда не приходилось бывать на границе, не видел я боевых действий наших танкистов, хотя в армии к тому времени уже успел отслужить и потому определенное  представление  об этом  грозном  роде  войск  у меня  сложилось.  События, происшедшие на Дальнем Востоке, в то время очень остро переживали все советские люди. Думал о них и я. И начали складываться строчки: На границе тучи ходят хмуро.  Край суровый тишиной объят.  У высоких берегов Амура  Часовые Родины стоят…»  [1,  67] С   готовым   текстом   Ласкин   отправился   к   братьям   Покрасс,   авторам   музыки будущего фильма. (Приложение 3) «Этому трудно поверить, — говорил он потом, — но песня была готова через 30 — 40 минут. Это был тот счастливый случай, когда слова и мелодия сразу нашли друг друга». Прослушав песню в исполнении авторского «трио», Пырьев попросил повторить ее и задал только один вопрос: «А у танкистов есть слово «экипаж»?» Получив утвердительный ответ, режиссер сказал «годится», забрал листок со словами, клавир песни, попрощался и ушел. А на другой день песню «Три танкиста» уже записывали в павильоне «Мосфильма» артисты Николай Крючков, Петр Савин и Арто Кефчиян — исполнители главных ролей в фильме. (Приложение 2) Пырьеву   так   понравилась   песня   и   ее   исполнение,   что   он   отказался   от первоначального замысла, исключил из сценария сцену проводов в танковом подразделении и начал фильм тем самым эпизодом, который мы и видим после титров: в купе вагона едут домой герои боев на озере Хасан, они поют «Три танкиста» и наперебой приглашают друг друга в гости. Эта   песня,   по   признанию   самого   Пырьева,   придала   фильму   «с   самого   начала музыкальный и несколько романтический характер». Песню очень полюбили, ее можно было услышать всюду. С новой силой зазвучала она в дни Великой Отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов. Вспомним в поэме «Василий Теркин» у А. Твардовского: И, сменивши пальцы быстро,  Он, как будто на заказ,  Здесь повел о трех танкистах,  Трех товарищах рассказ.  Не про них ли слово в слово,  Не о том ли песня вся. 9 И потупились сурово  В шлемах кожаных друзья. На фронте бытовало в те годы немало переделок и вариантов этой замечательной довоенной песни, в том числе и тот, что сочинен был самим Б. Ласкиным и прозвучал в исполнении Н. Крючкова в одном из выпусков боевого киносборника «Победа — за нами!» Известны и многочисленные послевоенные варианты песни. Так уж случилось, что автор «Трех танкистов» Борис Савельевич Ласкин попал к своим  героям, охраняющим  Родину на высоких берегах Амура, лишь через  тридцать  с лишним лет после того, как песня впервые прозвучала в фильме «Трактористы». «Приехал я туда  с группой  писателей,  — вспоминал  он об этой памятной для  него поездке,  — выступали во многих местах — у студентов, школьников, на предприятиях, и колхозах. Но самые незабываемые минуты — это те, которые мы провели у пограничников. Представьте, не успел я прочесть и двух строчек — “На границе тучи ходят хмуро”, — как раздались аплодисменты. Я увидел радостные и удивленные глаза воинов. Да, да, удивленные, потому что молодым людям казалось, что песня существует неизвестно с каких времен и автора давно уже нет и в помине. А тут вдруг перед ними вот он, живой и невредимый…» [1, 69] Выступление   перед   пограничниками   прошло   успешно.   В   заключение   воины подарили   гостям   живописное   панно.   На   нем   типично   «пограничный»   пейзаж:   наряд   с собакой, пограничный столб, а внизу слова: «У высоких берегов Амура часовые Родины стоят», давно уже ставшие крылатыми. Песня эта прожила долгую жизнь, живет она и сегодня. И все это время многим не дает покоя судьба отважного песенного «экипажа машины боевой». Не раз обращались к Ласкину юные следопыты из разных городов страны, журналисты, чтобы узнать, кого же имел   он   в   виду,   когда   писал   песню   про   трех   танкистов.   А   однажды   «Комсомольская правда» опубликовала рассказ уважаемого человека, бывшего танкиста, утверждавшего, что на сочинение песни «Три танкиста» автора вдохновили подвиги его танкового экипажа. «Мне не хотелось огорчать этого командира танка, и я не стал ничего уточнять, — прокомментировал публикацию газеты Борис Савельевич. — Кроме этой бесхитростной песни, была у меня еще и «Спят курганы темные», которая поведала о том, как «вышел в степь донецкую парень молодой». Так вот, если бы у меня спросили — какой именно танковый экипаж я имел в виду и на какой шахте работает нынче парень молодой, я бы ответил,   что   не   могу   назвать   поименно   ни   состав   танкового   экипажа,   ни   фамилии донецкого   шахтера   и   места   его   работы…   В   истории   нашей   Родины   было   великое множество героев войны и героев мирного труда. Им и были посвящены и мои песни и 10 сотни других песен». [1, 70] Интересны и воспоминания артиста Николая Крючкова о бытовании песни: «Много пришлось пережить в годы войны, через разные испытания пройти, хотя непосредственно в действующей армии так и не пришлось служить. Вместо меня служили мои киногерои, и, смею думать, неплохо. В   том,   что   трудился   не   напрасно,   что   моя   работа   была   нужна   нашим   бойцам, убедился скоро. Когда закончились съемки картины «В тылу врага», повезли показывать ее на передовую. А ехатъ­то было меньше часа, враг стоял на самых подступах к Москве. Показывали   ленту   в   лесу,   в   каком­то   сарае,   под   прикрытием   боевого   охранения.   Мы, артисты, изрядно волновались, и не без оснований: события, о которых шла речь в фильме, по сравнению с теми, что происходили в действительности, выглядели... не слишком уж серьезными, поверхностными, наивными, что ли. Но как реагировали бойцы! Насколько они были великодушны к нашим очевидным промахам и натянутостям, как радовались тому, что враг бежит хотя бы на экране, как верили в неизбежность нашей победы! Да, таких зрителей надо было еще заслужить. Наутро,   когда   я   вышел   из   блиндажа,   вижу:   идут   солдаты   в   походном   строю. Усталые, лица обветренные, с оружием в руках. Поздоровался, а они мне в ответ хором простуженными голосами из «Трактористов»: Три танкиста — три веселых друга — Экипаж машины боевой. В ту минуту я был на все готов ради этих смертельно измученных, но сильных духом и песней ребят. В атаку бы с ними пошел, не задумываясь». [7] 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2016   год   в   Российской   федерации   объявлен   Годом   кино.   Кино   в   силу   свой популярности   и   массовости   оказывает   первостепенное   воздействие   на   умы   людей.   Его влияние на нравственные установки общества переоценить невозможно. Цели года весьма серьезные,   общезначимые,   и   одна   их   них   ­   продолжать   планомерную   государственную политику по пропаганде отечественного кинематографа. Все мы, как зрители, получим возможность познакомиться с лучшими образцами национального кино, а значит, узнаем и услышим лучшие песни отечественных композиторов, созданные в ХХ веке. Среди этих песен будут безусловно и военные песни. В ходе работы над проектом были решены поставленные задачи: проанализированы военная песня как особый вид музыкально ­ поэтического творчества; изучена история создания песни «Три танкиста» и создан буклет об этой песне. (Приложение 4) Практическая значимость работы, на наш взгляд, состоит в том, что приведенный в ней   материал   может   быть   использован   для   дальнейшего   изучения   проблемы   военно   ­ песенной   культуры,   а   также   найти   применение   на   школьных   уроках   по   истории отечественной и мировой культуры, литературы, музыки, истории искусства. Кроме   того,   материалы,   изложенные   в   буклете,   могут   стать   основой   для использования   не   только   на   уроках,   но   также   и   во   внеклассной   работе.  Они   помогут разнообразить   формы   патриотического   воспитания.   Наряду   с   традиционными мероприятиями,   такими   как:   встречи   с   ветеранами,   конкурсы   военно­патриотической песни, плакатов, тематические викторины и т.д., можно проводить конкурсы, имеющие более   современную   техническую   направленность:   конкурсы   фото­   и   компьютерной графики,   мультимедийных   и   флэш   ­   презентаций,   интернет   ­   проекты.   Практиковать исполнение песен военных лет в более современной обработке, создавать видеоклипы на эти песни. В   дальнейшем,   продолжая   работу   над   этой   темой,   возможно   создать   целый   ряд листовок и буклетов о других военных песнях, а также рассмотреть вопросы, которые связаны с выявлением особенностей воздействия военной песни на личность, а через нее и на духовную жизнь общества. Говорят, сколько судеб, столько и песен. Может ли кто­либо сосчитать, например, количество писем, адресованных композиторам и поэтам, редакциям радио и телевидения, да и просто друзьям, в которых есть волнующая до глубины строка: «Мне кажется, что эта песня про меня…» 12 Разные   по   жанрам,   содержанию   и   времени   создания,   но   глубокие   по   замыслу, страстные   своей   проникновенностью,   обладающие   большой   силой   художественного обобщения песни огненных лет подняли песенное искусство на новую ступень. Для   ветеранов   –   это   песни   их   молодости   и   боевой   славы,   «песни   трудной,   но прекрасной боевой юности», для молодежи – это звучащая история Армии и Флота. Она всюду – в строю, на привале и в казарме, в клубе и тесном товарищеском кругу – выступает как   неразлучная   спутница   бойца.   Силой   эмоционального   воздействия   она   способствует воспитанию безграничной любви к Родине. В   своих   воспоминаниях­мемуарах   Маршал   Советского   Союза   И.Х.   Баграмян отмечал: «У народа слабого духом не могли родиться такие песни: песни­призывы, песни, вдохновляющие   на   справедливую   борьбу   с   врагом,   которого   надо   уничтожить,   чтобы спасти   Родину,   будущее   наших   детей,   счастье   и   цивилизацию   мира…   И   всегда   песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей, родной, кровной помощницей». «Никто не забыт и ничто не забыто» – эта ставшая привычной фраза не теряет своей истинности от частого повторения. Не забыт и подвиг композиторов наших, чья муза была слышна на весь мир и в грохоте пушек. Она звала к победе сил добра и гуманизма, к справедливому   миру   на   планете.   Эти   благородные   идеи   и   сегодня   актуальны   для современной музыки. «Для песни не существует ни времени, ни расстояний, и поэтому она: То в сердце твое застучит горячо, То ласково тронет тебя за плечо, То горе разделит с тобой, Теплом из далекого дома пахнет И силу в солдатскую душу вольет, На подвиг ведя боевой…. (Л. Ошанин) От самых первых военных залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали эти песни в боевом солдатском строю». [2, 3] 13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бирюков   Ю.Е.,   Всегда   на   страже:   Рассказы   о   песнях:   Книга   для   учащихся   5­8 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1988. – 283 с.  2. Песни,   опаленные   войной:   Сборник   песен.   Составитель   Ю.Е.   Бирюков.   ­   М.: Военное издательство, 1984. – 235 с. 3. Рождественский Р. Разговор пойдет о песне. М.: Советская Россия, 1979. – 128 с. 4. Советские композиторы – фронту. Составитель Г.А. Поляновский. – М.: Советский композитор, 1989. – 86 с.  5. Строки, добытые в боях: Поэзия военного поколения. Составитель Л. И. Лазарев. – М.: Детская литература, 1973. – 302 с. Интернет­ресурсы:  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/ 7. oabp@ol­cbs.ru 8. kino­teatr.info, gosmsinfo.ru, sms.dm­rus.ru, newstube.ru, orshanka.by, likrus.ru (фото в Приложениях). ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1 ­ Афиши кинофильма «Трактористы» 14 Приложение № 2 ­ Кинофильм «Трактористы» 15 Режиссёр: Иван Пырьев Актёры (слева направо): Пётр Савин, Артавазд Кефчиян, Николай Крючков (Клим Ярко) 16 Приложение № 2 ­ Кинофильм «Трактористы» 17 Актеры: Николай Крючков, Марина Ладынина, Борис Андреев, Степан Каюков,  Пётр Алейников и другие. Приложение № 2 ­ Кинофильм «Трактористы» 18 19 Приложение № 3 ­ Авторы песни «Три танкиста» 20 Поэт Борис Ласкин Приложение № 3 ­ Авторы песни «Три танкиста» 21 Композиторы Даниил и Дмитрий Покрасс Приложение № 4 – Эскиз буклета 22

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)

Исследовательская работа по музыке "История одной песни" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018