Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)
Оценка 4.6

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
музыка
6 кл
01.04.2017
Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)
Ученица поставила цель: выявить роль военной песни и её значение в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны. Изучая историю создания патриотической песни в разные времена выяснила, что военная песня - это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее событие личной или общественной жизни на фоне военных событий. Таким образом выяснилось. что военная песня является историческим документом, из которого можно узнать историю нашей Родины в военные годы. Было проведено анкетирование учащихся, по результатам которого выяснилось, что одноклассники мало знают об авторах и истории создания военных песен. Это повлияло на создание мультимедийного альбома, в котором рассказываются интересные факты из жизни всенародно любимых композиций ("Катюша", "В землянке", "Темная ночь", "Священная война", "Последний бой" и др.)
ПРОЕКТ Худи Карина.docx
МБОУ «Новопортовская школа­интернат имени Л.В. Лапцуя» Песни Победы Исследовательская работа Автор: Худи Карина Пуптовна, обучающаяся 6 «а» класса МБОУ «Новопортовская школа­интернат им. Л.В. Лапцуя» Научный руководитель: Ильиных Лариса Федоровна,  учитель музыки МБОУ «Новопортовская школа­интернат им. Л.В. Лапцуя» с. Новый Порт. 2017 Содержание I. Введение………………………………………………………………………3 II.Основная часть                                                                            1.Что значит быть патриотом в России………………………………………..5 2. Изучение исторических фактов возникновения патриотической песни  и ее силы влияния на человека, на его настроение и на его  отношение к разным событиям………………………………………………….6 2.1.История создания солдатской песни в  Русской Армии…………………6 2.2. Роль военно ­ патриотических песен  во времена Великой Отечественной  войны…………………………………………………………………………….9 2.3.Военно – патриотические песни в современном мире…………………..10 III. Практическая часть…………………………………………………………12          IV.  Заключение………………………………………………………………….16 V. Список используемой литературы………………………………………….16 VI. Приложение…………………………………………………………………17 I. Введение Песни, опаленные войной От песни сердцу было тесно: Она вела на смертный бой, Чтобы громить врага под эту песню, Защищая Родину собой. Создана впечатляющая летопись Великой Отечественной войны в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах,   памятниках.   А   сколько   песен   было   создано   на   войне!   Порой   только   песня   с   ее жизнеутверждающим   текстом   и   музыкой   спасала,   поддерживала,   придавала   боевой   дух   и   просто сплачивала...У   каждой   песни   своя   биография,   своя   судьба.   Я   решила   выяснить,   знают   ли   наши одноклассники песни, которыми жила и дышала Родина в «суровых сороковых», песни, которые пели солдаты Великой Отечественной войны в часы затишья. Гипотеза:  военная   песня,   безусловно,   достояние   каждой   нации.   Именно   в   этом   пласте   песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня способна стать стержнем в духовном объединении нации и морально помочь солдатам на войне. Цель проекта:  исследование военной песни как культурологического феномена и выявление ее роли и значения в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны. Задачи: 1. Выяснить, что знают одноклассники о песенном творчестве периода Великой Отечественной  войны. 2. Изучить историю создания патриотической песни и её жизнь в разные времена. 3. Систематизировать   песни,   написанные   во   время   Великой   Отечественной   войны,   в   соответствии   с тематикой и их содержанием. 4. Путем опроса учащихся нашей школы выявить силу влияния на них патриотической песни. Актуальность:  военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно   в   этом   песенном   жанре   наблюдается   наиболее   высокая   концентрация   таких   содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности. Объект исследования: песни периода Великой Отечественной войны. Предмет исследования: литературное чтение, музыка. Методы   исследования:  изучение   и   анализ   литературных   и   музыкальных   текстов   военных   песен, литературных источников и Интернет­ресурсов; наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан. Значимость:  Я   считаю,  что  моя   работа   поможет  осознать  многим   людям   важность   и   необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения. Проектным   продуктом  нашей   работы   является   создание  мультимедийного   альбома   «Песни, опаленные войной». Ожидаемые результаты проекта: учащиеся узнают:    какие песни вели нашу страну к Победе,  авторов и историю создания военных песен,  как влияет военная песня на патриотические чувства людей. Этапы проекта: 1. 2. Подготовительный (проблематизация, целеполагание, планирование, сбор материала). Основной (реализация намеченного плана, материалы проекта). Защита проекта (представление мультимедийной презентации). 3. Срок работы над проектом: март 2016 – апрель 2016. Материалы проектной деятельности Изучая литературу, я выяснила, что военная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий. Чтобы   выяснить,   знают   ли   одноклассники   военные   песни,   их   авторов,  историю   создания,  было проведено анкетирование, по результатам которого, я выяснила, что мало кто знает об авторах и истории создания военных песен. Это подтолкнуло меня на создание мультимедийного альбома «Песни, опаленные войной», который расскажет интересные факты из жизни всенародно любимых композиций. Когда  люди  слушают  музыку,  их  головной  мозг всегда  реагирует  на  неё,  активируя  несколько областей за границами слуховой коры. Также на обработку музыкальной информации сильное влияние оказывает осязательный, зрительный опыт человека и, конечно же, эмоции. А наиболее эмоциональным жанром в музыке является песня. Патриотическая песня имеет большую силу, ее боялись больше, чем пушки. Песня является таким же оружием, как и гранаты. С песней легче жить, легче побеждать, легче умирать.  В  наиболее  тяжелые  минуты,   когда  нет  больше  сил,  а   помощи   ждать  неоткуда,  на  выручку приходит песня. Она поднимает дух, возвращает силы, зовет к подвигу. Именно такими были залихватские песни   Русской   Армии   ­   простыми,   насыщенными   сильными   эпитетами,   конкретными.   Их  пронизывает патриотизм, любовь простых людей к Родине, восхищение героями прошлого ­ защитниками Русской земли и борцами за правое дело ­ именно так, как видели это простые солдаты, без лишнего пафоса и фальши.  Человек   не   может   жить   без   песни.   Песня   вдохновляет,   дает   силы,   объединяет   нас   с   нашими предками и славными традициями. II.Основная часть 1. Что значит быть патриотом в России? Свою работу мне бы хотелось начать с определения «Патриотизм». Патриотизм  –   основа   мужества   и   героизма.   Наша   страна   Великая   Россия   всегда   славилась,   и всегда будет славиться своими героями. Но прежде, чем говорить о патриотической песне, подумаем о патриотизме вообще. Насколько сейчас уместно такое понятие? Быть патриотом в России должен каждый гражданин, но глядя на современных людей, мы видим, что основными ценностями для некоторых людей являются блага цивилизации. Вот, скажем, наступил финансовый кризис. Встречали вы человека, который искренне переживал бы за экономическую судьбу и престиж Отечества? Таких людей очень мало. Зато тех, кто боится потерять личное рабочее место или сбережения   –   очень   много.Патриотизм   проявляется   разве   что   в   том,   что   ребята   активноболеют   за российских футболистов, да носят футболки со стильной советской символикой. Что можно сделать для того, чтобы возродить патриотизм? Может ли музыка вызвать патриотические чувства у человека? Ничто   так   не   вдохновляет   нас,   как   хорошие   стихи   и   приятная   музыка.   А   если   эти   две   вещи соединяются вместе и появляется песня ­ мы способны на многое.   А что же сейчас происходит с военной песней? Как часто мы можем услышать знаменитые аккорды? Скорее всего, мы их слышим только на празднике, посвященному Дню Победы (9 мая). А это не достаточно для нас, современной молодежи, так как мы должны знать, как жили люди в те далекие, тяжелые военные годы, что чувствовали, о чем думали и мечтали наши прадеды. Ведь военная песня, это документ, который свидетельствует нам о событиях в годы Великой Отечественной войны. Что   происходит   с   нашей   культурой   и   наследием?   На   станциях   современных   радиостанций постоянно   звучит   иностранная   музыка.   Нынешнее   поколение   получает   наслаждение   от   современной музыки,   значение   слов   и   смысл   песен   никто   даже   не   пытается   понять,   главное   это   круто.   А   теперь представьте себе, что не дай Бог в нашей стране разразиться новая война. Какой хит наших дней способен поднять боевой дух населения? Или мы будем слушать и петь музыку на вражеском языке? Своей   работой   я   хочу   оградить   своих   одноклассников   от   вредного   влияния   так   называемых ущербных   произведений   современного   искусства   (кино,   литературы,   музыки),   доказать   что патриотическая песня  несет ребятам не только культуру, но и искусство наших предков и современников. 2. Изучение исторических фактов возникновения патриотической песни  и ее силы влияния на человека, на его настроение и на его отношение к разным событиям. 2.1.История создания солдатской песни в  Русской Армии. Во все времена тяжела жизнь солдата. Солдата Русской Армии ­ вдвойне. И лишь песня да вера давали нашему солдату силы. Потому и является солдатский фольклор особым явлением в устном народном творчестве. Именно солдатские песни и являются истинно народными.  Хотя народных песен в привычном понимании не существует ­ у каждой песни есть автор: человек, под воздействием вдохновения рождает строки, напевает их, их слышат другие, поют так, как запомнили, добавляя от себя забывшиеся строки. Так и появляются «народные» песни (так случилось, например, с рядом песен Федора Глинки и Дениса Давыдова). Другой вариант ­ когда просто забывают автора. Сейчас это весьма распространенное явление   ­   покупаешь   порой   книгу   или   сборник   песен   и   читаешь   что­то   вроде   «вальс   «На   сопках Маньчжурии», автор Агапкин» (хотя истинный автор вальса капельмейстер Мокшанского пехотного полка И. Шатров).  Самая древняя из сохранившихся до наших дней песен русских дружинников           относится к Х веку. Ее автора, увы, мы не узнаем уже никогда.                         В дальнейшем, с развитием уровня и культуры устного народного творчества жанр и форма стихосложения усложнялись. В результате возникло большое разнообразие песенных жанров.  С точки зрения «песенной теории» песни делятся на:  Песни­монологи («Журавли», «На безымянной высоте»)  Песни­марши («Марш артиллерии», «Морская гвардия»)  Песни­гимны («Священная война», «Моя Москва»)  Песни­повествования («Песня смелых», «Заветный камень»)  Лирическая («Темная ночь», «Моя любимая»)  Шуточные («Смуглянка», «Вася­Василек»)  Песни­воспоминания («Память сердца», «Хатынь») Учреждение Петром I регулярной армии с пожизненным, а позднее ­ 25­и летним сроком службы создало особую социальную общность ­ солдатскую среду со своим кругом культурных запросов, ­ среду, сохранявшую его почти неизменным (несмотря на последовательное сокращение сроков военной службы) более двух веков ­ до 1917 г. Солдаты не утрачивали свою связь с деревенской культурой: юношами они приносили в армию крестьянские песни, а возвращаясь со службы в деревню передавали односельчанам солдатский фольклор. Поэтому и относятся солдатские песни вполне резонно к народному фольклору.  О значении солдатских песен как источников традиций и исторических сведений говорили и писали русские поэты Пушкин, Лермонтов, Жуковский.  Тексты солдатских песен Х ­ ХIХ в.в. не замысловаты, но, как правило, повествуют об определенных исторических событиях или личностях, и потому являются ценным источником исторических сведений. С ростом числа грамотных солдат в Русской Армии со второй половины XIX века, а также с переходом к всеобщей и всесословной воинской повинности, когда в армию стали призывать и образованных людей, поэтическая ценность солдатских песен значительно возросла.  Например, сравним:  Бьют вече великое, « В великом Новгороде Стоят мужи новгородские У СвятыяСофеи на площади, Говорят мужи таково слово: «Уже нам не поспеть на пособь К великому князю Дмитрию. Он Оку реку перевозится…» Песня дошла до нас в летописи от конца XIV века. В современном понимании это не песня ­ нет рифмы, и напеть ее при всем старании будет очень сложно. (Однако эта песня примечательна тем, что это единственный   источник,   подтверждающий,   что   новгородцы   участвовали   в   Куликовской   битве,   хотя Новгородская республика не подчинялась Москве).                                                            «Ночи темны, тучи грозны Наши стройные казаки Идут, идут казаченьки Своим тихим маршем, По поднебесью плывут – Под Измаил­город идут. Идут, идут, маршируют…» Песня относится к 1790 г., когда был взят Измаил. Здесь мы видим уже некое подобие рифмы. Песня казачья (казаки сыграли очень большую роль при взятии Измаила).  Как ни странно, самыми популярными в народе и в регулярной армии в XVIII­ нач. XX в.в. были именно казачьи песни (вспомними, хотя бы «Донцы­удальцы»). Например, знаменитый «Марш сибирских стрелков» (вариант 1914 г., на музыку которого в годы Гражданской войны красные сочинили песню «По долинам и по взгорьям…») имеет своей основу песню кубанских казаков.  С 1857 г. каждому полку было предписано иметь свой гимн (марш), написание которого полки часто заказывали профессиональным поэтам и музыкантам, либо талантливым людям из армейской среды. В 1910­х г.г., с созданием ряда новых частей, это вызвало новый подъем в русской военной музыке. Вот так и появились в военных песнях не только лихость и задор, но и красота сложения, яркая палитра метафор.  Вот несколько примеров песен, имеющих поэтическую ценность даже по меркам нашего времени:  Подвигов заветных Черные гусары! Наливайте чары! Начинай, запевай Песню полковую Наливай, выпивай Чару круговую! Моя дорогая Коль убьют, позабудь Знать судьба такая» «Кто не знал, не видал Кто не знал, не слыхал Про гусар бессмертных Марш вперед, труба зовет Марш вперед, смерть нас ждет, Ты не плачь, не горюй (~ 1908­1913) Строевые песни ­ отдельный жанр. Именно они зачастую придавали сил при многокилометровых маршах, а также служили своеобразной пропагандой, повышающей престиж военной службы ­ ну разве мог, кто остаться равнодушным, когда по городу под удалую песню шли бравые русские стрелки? Самые   известные   из   дошедших   до   нас   песен   ­   разумеется,   строевые:   «Песнь   о   Вещем   Олеге» (переделка стихотворения А.С. Пушкина), «Соловей­пташечка», «Солдатушки, бравы ребятушки». А на самом   деле   их   сотни.   Сколько   лихости,   удали   и   одновременно   скрытой   печали   в   этих   песнях, повествующих о нелегкой солдатской доле. Классический   пример   роли   музыки   в   армии:   в   1904   году,   во   время   Русско­японской   войны, музыканты духового оркестра Мокшанского пехотного полка удостоились высшей солдатской награды. В бою под Мукденом, когда полк, потерявший сотни солдат и офицеров, оказавшись в окружении, лишился еще и командира, вперед вышли оркестранты и под звуки марша подняли остатки полка в контратаку. Впереди   шел   25­летний   капельмейстер   Илья   Шатров,   рядом   с   ним   семеро   музыкантов   ­   трубачей   и флейтистов. Воодушевленные солдаты прорвали японское окружение, и вышли к своим.  За этот подвиг музыканты получили высшую солдатскую награду ­ Знаки отличия Военного Ордена, а капельмейстер Илья Шатров ­ орден Станислава 3­й степени с мечами и бантами.  Чем еще интересны песни Русской Армии? В них запечатлена вера простых русских солдат (наших дедов и прадедов) в несокрушимость Отечества и Русской Армии, в будущее русского народа. Не смотря ни на что.  «…Верь и надейся ­ Русь безопасна! Русского войска сила крепка!..» 2.2. Роль военно ­ патриотических песен  во времена Великой Отечественной войны Военные годы  это самое  страшное  время для  народа.  Гонение, холод, голод,  потери родных и близких людей. И хочется сказать, разве в такое время людям было до песен, но история говорит о том, что именно поэзия, творчество помогало выжить. Военная песня, шагала нога в ногу, рядом с солдатом во время Великой Отечественной Войны и становилась для него опорой в тяжелый момент, когда казалось, что все, нет сил, бороться дальше, но стихи о Родине, о родных, которые верят и ждут, не позволяли солдату сдаться и он продолжал не легкий бой. Они стали победителями и их песни вместе с ними. У каждой  песни,  как  и  у человеческой  жизни,  есть своя  судьба  и история.  Такие  песни,  как «Прощай, любимый город», «В землянке», «Священная война». Эти щемящие  душу песни пели на фронте и в тылу, пели все и везде, где ждали и шли к  победе. Бойцы пели и верили, что все мучения не напрасны, что это страшное время закончится, и они вернуться в свои семьи победителями, и они не ошиблись так это и случилось.   Известные   исполнители   приезжали   для   поддержания   солдат   в   военные   части,   устраивая концерт военных песен. После, которых солдаты вдохновленные шли сражаться за свою Родину не думая и не   жалея   себя.   Мы   продолжаем   любить   и   помнить   песни,   прославившиеся   на   войне,   они   веселые   и грустные, но самое главное, что это песни победители, пусть, когда мы слушаем эти песни, на глаза невольно наворачиваются слезы, но мы не должны забывать нашу историю и Великую Победу!  А песни служат нам, достоверным напоминанием о тех временах! Дни и годы Великой Отечественной войны навсегда останутся в памяти нашего народа, народа­ победителя. Советский народ в тяжелых боях и в не менее тяжелом труде защитил независимость своей Родины, а также помог народам Европы и Азии освободиться от оккупантов их стран — фашистских полчищ Германии и империалистов Японии. Можно   ли   представить   совместимость   войны   и   искусства?   Есть   старинное   изречение:   «Когда говорят пушки, музы молчат». Но эти слова, как оказалось, несовместимы с обликом советского народа, с его моралью, его мировоззрением, его жизнелюбием и мужеством. В   едином   порыве   советский   народ   поднялся   на   борьбу   с   врагом.   Пошли   в   бой   войсковые соединения и части, не считаясь с трудностями, в тылу начали свой героический труд труженики заводов, фабрик, совхозов и колхозов, учреждений. Не могли оставаться в бездействии и люди искусства. Они тоже вступили в бой со своим оружием, разящим врагов, ибо их произведения вдохновляли бойцов на ратные подвиги на фронтах, на трудовые подвиги в тылу — бесценно искусство времен Великой Отечественной войны. В годы войны рождались произведения всех видов искусства: литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. И надо признать, что искусство в годы войны вспыхнуло с такой силой, какой у него не было в мирное время. Хочется   особо   отметить   музыку   —   искусство,   обладающее   мощной   силой   непосредственного эмоционального воздействия на чувства людей, вызывая у них яркие художественные образы, впечатления, которые во многих случаях вдохновляют на соответствующие поступки, действия, вплоть,до героических. Советские   композиторы   вместе   с   поэтами   в   годы   войны   создали   многие   сотни   музыкальных произведений   самого  широкого  народного  жанра   —  песни.  И  именно  об  этом  жанре   музыки  хочется рассказать. Свойство   песни   —   оперативность.   Она   живо   откликается   на   все   события   жизни.   Ей   присуща душевная   пылкость,   а   у   советской   песни   и   гражданственность,   теснейшая   связь   с   жизнью   страны,   ее народа. Еще в предвоенные годы советскими композиторами и поэтами были созданы массовые песни, которые пела вся страна. Эта традиция сохранилась и в годы войны. В одной замечательной песне поется: «Кто сказал, что нужно бросить песню на войне? После боя сердце   просит   музыки   вдвойне!».     В   годы   Великой   Отечественной   войны   не   ослабевал   интерес   и   к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.  Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко…  Хорошая  песня всегда  была  верным помощником бойца. Всем известна песня В. Лебедева­Кумача «Священная война», которая впервые была исполнена   на   Белорусском   вокзале   перед   бойцами,   уходившими   на   фронт,   на   7   день   войны   (см. приложение 3). 2.3.Военно – патриотические песни в современной России. Военно­патриотическое   воспитание   в   нашей   стране   переживает   настоящее   возрождение. Российским президентом одобрена соответствующая образовательная программа. Сегодня роль военно – патриотической песни также важна. В местах локальных конфликтов, там, где оказываются наши воины, продолжает звучать военная песня. Появился фестиваль солдатской песни, возникло много новых ансамблей военной песни, например «Ансамбль воздушно­десантных войск «Голубые береты»». Он существует около двадцати лет. За эти годы «Береты» дали тысячи концертов и побывали во всех «горячих точках». Их график расписан на несколько месяцев вперед. Активная концертная деятельность группы продолжается, и по сей день.                  В наше время также появляются новые песни. Без рекламы и шумихи патриотическая песня «Спецназ»  стала   своеобразным   гимном   сотрудников   спецподразделений   ФСБ,   МВД   и   Министерства обороны России, ведущих беспощадную борьбу с международными террористами. Эта песня практически ежегодно   исполняется   известным   певцом   Александром   Буйновым   в   Кремлёвском   дворце   и   в   других концертных залах Москвы в дни торжественных мероприятий: 9 мая, 20 декабря, а также непосредственно в боевых частях в горячих точках России. Патриотическая песня «Спецназ» в своё время представлялась на конкурс ФСБ РФ как лучшее произведение о деятельности органов ФСБ в номинации «Музыкальное искусство». Создатели   песни:   Буйнов   Александр   Николаевич,   певец   и   композитор,   Скопин   Сергей Валентинович,   композитор,   исполнительный   директор   продюсерского   центра   «Евразия»,   Ставицкий Василий   Алексеевич,   автор   слов,   почётный   сотрудник   ФСБ,   президент   «Академии   проблем   мира   и противодействия войне», член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации России. Кстати,   в   своё   время   приказом   Директора   ФСБ   песня   была   включена   в   число   музыкальных, художественных произведений, рекомендованных для патриотического воспитания молодых сотрудников органов безопасности (см. приложение 5) Хочется привести замечательный пример того, как старинная песня продолжает жить и сегодня, оставаясь актуальной спустя века. « Не для меня придет весна…» (история песни) Весной   1838   года   в   журнале   «Библиотека   для   чтения»   появилось   стихотворение   никому   не известного морского офицера. Он служил на флагманском корабле Черноморского флота «Силистрия» (который водил капитан первого ранга Павел Нахимов, в будущем – великий контрадмирал). А.Молчанов – так был подписан стих, начинавшийся словами «Не для меня придёт весна…» Это  стихотворение   переписывали   в  свои   дневники  и   тетради  сотни   офицеров  и   солдат  первой кавказской войны – каждый в этих строчках узнавал свои переживания, отправляясь, возможно, на верную гибель. Стих положил на музыку поэт и композитор Николай Девитте. Так в 1838 году появился новый офицерский романс. О   судьбе   автора   стихотворения   ничего   не   известно.   Предположительно,   весной   1838­го   он   с десантом   русских   моряков   высадился   в   устье   реки   Сочи.   Здесь   возводились   форты   для   защиты Черноморской береговой линии от англичан и турок. До сих пор они обозначены на карте, как посёлки Черноморского   побережья.   Один   из   них   –   Лазаревское   (в   честь   адмирала   Михаила   Лазарева   – командующего тогда Черноморским флотом).           Окончилась война в 1864 году, когда царские войска заняли последний очаг сопротивления немирных горцев   –   урочище   Кбааде   (известное   теперь,   как   город   Красная   Поляна).   Кавказ   был   присоединён   к России, а кавказские народы были спасены от истребления со стороны восточных деспотий – шахской Персии и султанской Турции. Минуло   более   полувека.   В   начале   ХХ   века   эта   песня   вновь   ожила   –   теперь   уже   с   эстрады московского   ресторана   «Яр»   в   исполнении   Якова   Пригожего   –   известного   московского   шансонье (скончался в 1920 г.). Он же сделал музыкальную обработку сохранившейся в народе мелодии  Н.Девитте.  В 80­е годы ХХ века песня вновь «всплыла» в народе, уже как «казачий романс». Народная легенда гласила,   что   сочинил   эту   лирическую   песню   безымянный   казак   перед   расстрелом,   томясь   в большевистском застенке. «Авторскую» правду уже почти никто не помнил. И всё же она есть! Благодаря исследованию   А.Сидницкого   ­   ветерана   Великой   Отечественной   войны   из   г.Петропавловска,   она сохранилась и доступна теперь нашему вниманию. Представляю вам первоначальный текст романса образца 1838 года (см. приложение 4) сл. А.Молчанова Не для меня придёт весна, не для меня Буг разольётся. И сердце радостно забьётся в порыве чувств не для меня! Не для меня взойдёт заря, где Маша встретит в поле лето. Мне не слыхать её привета ­ она растёт не для меня!... III. Практическая часть. В соответствии с планом работы над проектом была проведена диагностика среди обучающихся 8А и 8Б классов  с целью выявления знания военных песен и их значения для современной молодежи. Была разработана анкета (приложение 1) опрошено 25 учащихся. Анализируя полученные данные я выяснила, что:  100%   учащихся считают,   что песни играли важную роль в жизни солдат: придавали силы в битве, поднимали боевой дух (диаграмма 1); Роль песни в жизни солдат да  80%   учащихся   хотели   бы   узнать   больше   военных   песен,   познакомиться   с   историей   их   создания (диаграмма 2) Диаграмма 1 Интерес к военной песне да нет Диаграмма 2 да нет  (диаграмма 3); 78% учащихся знают, что такое патриотизм Знание значения слова патриотизм. Диаграмма 3  88% учащихся знают песню «Катюша», 11% ­ «Песенка фронтового шофера», 9% ­ «Три танкиста», 9% ­ «День победы», 5,4% ­ «Священная война», 5,4% ­ «Синий платочек», 4% ­ «Враги сожгли родную хату»,4% ­ «Эх, дороги», 2% ­ «Пора в путь дорогу», 2%­ «Сережка с малой Бронной», 2% ­ «Смуглянка», 2% ­ «В землянке» (диаграмма 4). 90 80 Катюша 70 Песенка фронтового шофера Три танкиста день победы 60 Сережка с малой бронной Эх, дороги 50 В землянке Священная война 40 Синий платочек 30 20 10 0 Враги сожгли родную хату Смуглянка Пора в путь дорогу военных песен Знание Диаграмма 4  96% учащихся считают, что нужно воспитывать у молодежи любовь к Родине  (диаграмма 5); 120 100 80 60 40 20 0 нужно нет Необходимость воспитания любви к Родине Диаграмма 5 Таким образом, анализ анкетирования показал, что среди учащихся 8 классов МБОУ НШИ 100% считают, что песни играли важную роль в жизни солдат; 80% хотели бы узнать больше военных песен, познакомиться с историей их создания; 78% знают, что такое патриотизм; наиболее известная военная песня – «Катюша»; 96% считают, что нужно воспитывать любовь к Родине у молодежи. В музыке военных лет раскрываются любовь к Отчизне, призыв служения своей Родине и своему народу. Каждое музыкальное произведение – это особая история, отражающая не только определенный период войны, но и судьбы людей, их мысли, чувства, переживания. Автор музыки не просто отражает происходящие события, а рассказывает историю страны и народа. Создает историю своей жизни, каждая нота, каждый звук – это слово, сказанное композитором, это мгновение, которое он никогда не забудет. Проведённый опрос обучающихся путём анкетирования показал, что 82% опрошенных в той или иной степени увлекаются музыкой. После   этого   учащиеся     прослушали   музыкальные   произведения:   «Вставайте,   люди   русские» С.С.Прокофьева и «Марш Победы» В.П.Соловьего­Седого для того, чтобы проверить какие чувства и эмоции   они   испытывали,     слушая   музыку.   Ребята   заполнили   таблицы,   в   которых   вписали   слова характеризующие эмоции от прослушанных песен. После слушания музыки учащиеся определили, что она звучит: С.С.Прокофьев «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»  призывно ­45%  сурово ­18%  твердо­ 15%  мужественно ­22% В.Соловьев – Седой «Марш Победы»  торжественно –38%  победно ­24%  ликующе ­16%  празднично­22% По результатам исследования   мы пришли к выводу, что ребята чувствуют музыку и каждый по своему   определили   характер   и   настроение   песен.   А   также,   что   в   песне   мелодия   является   самой выразительной частью, но и слова   играют важную роль. Для того чтобы   рассмотреть роль мелодии в создании настроения, я решила охарактеризовать мелодию в отрывке «Вставайте, люди русские» по плану. 1. Темп 2. Наличие повторов 3. Динамика 4. Исполнение  После этой  работы с фрагментом  сделали вывод, что песня должна быстро запоминаться, призывать к борьбе, и обязательно в ярких, быстро запоминающихся словах есть повторы, мелодия решительного характера, маршевого ритма. Из выше сказанного можно сделать вывод. IV.   Заключение.Результаты   моей   работы   дали   возможность   не   предполагать,   а   утверждать,   что патриотическая  песня во все времена являлась мощным средством воздействия на человека.   Таким   образом,  гипотеза  о   том,  что   патриотическая   песня   может   оказывать     сильное   влияние   на человека,стать   стержнем   в   духовном   объединении   нации   и   морально   помочь   солдатам   на   войне– подтвердилась. Список используемой литературы: 1. Советской Родине посвящается: Статьи, рецензии и заметки о музыке/ Сост.И.Дорохова, Г. Прибегина, Н.Сафронова.­ М.: Сов. Композитор, 1985­400 с.,  2. Вставай, страна огромная!/ Сост., автор вступ.статьи и примеч. В.С. Хелемендик;­ М.: Сов. Россия, 1985. – 480 с.­ (Б­ка рус.худож. публицистики). 3. И сердцу по прежнему горько…Песни/ Вступ.статьяБ.Маршалова; Составитель Б.П.Маршалов. – Юж. Урал. кн.изд­во, 1995. – 204 с. 4. Рассказы о песнях. Для школьников среднего и старшего возраста. Составитель О. Очаковская. – М.: Музыка, 1985. – 95 с., с ил. Интернет­ресурсы: 1. Библиографический ресурс «Чтобы помнили». Фрадкин Марк Григорьевич.   http://chtoby­pomnili.com 2. Википедия. Статьи: Харитонов, Владимир Гаврилович; Александров, Александр Васильевич;Листов, Константин Яковлевич.http://ru.wikipedia.org 3. История создания песен, «Синий платочек», «Случайный вальс», «В землянке», «Священная война», «День победы». MuzRuk.info . http://muzruk.info Приложение 1 «Анкета» 1. Нужна ли была песня на войне? Зачем? 2. Хотел бы ты узнать больше военных песен и историю их создания? 3. Что такое патриотизм? 4. Какие военные песни ты знаешь? 5. Как ты думаешь, почему эти песни до сих пор известны? 6. Нужно ли воспитывать у молодежи любовь к Родине? 7. Как ты считаешь, есть ли чувство патриотизма у современной молодежи? 8. О чем твои любимые современные песни? Будут ли они известны через 60 лет? 9. Знаешь ли ты современные патриотические песни? Назови их. Классификация  песен Великой Отечественной войны Приложение 2 Песни-монологи («Журавли», «На безымянной высоте»)Песни-марши («Марш артиллерии», «Морскаягвардия») Песни-воспоминания («Память сердца»,«Хатынь») Военные песни Шуточные («Смуглянка»,«Вася-Василек») Песни-гимны («Священная война», «Моя Москва») Лирические («Моя любимая», «Темная ночь») -повествования Песни-марши Песни-повествования («Песня смелых», «Заветный камень») Приложение 3 «Священная война» История  создания  песни  «Священная война»очень  интересна.  Однажды  утром, в  здании  Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В. Александрову подошел политработник с газетой «Известие» в руках:  ­   Александр   Васильевич,   тут   для   вас   есть   замечательное   стихотворение   Лебедева   ­   Кумача.   Может, напишете песню? Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни (первым руководителем был А.В. Александров) и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее. Музыка,   с   ее   призывными   настроением,   с   интонациями   клича,   зова,   была   настолько   созвучна стихам, правде каждой строфы, и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть…. Утром   следующего   дня,   едва   успев   родиться,   «Священная   война»   начала   выполнять   свой солдатский долг.  На Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она кончилась, на какое ­ то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить… С того памятного дня и началась ее большая жизнь. «Два друга» Вот, что рассказывает Н. Лященко, генерал армии, Герой Советского Союза о песне «Два друга»: «Вспоминаю такой эпизод в начале войны. Полк находился в тяжелом окружении северо­западнее Днепропетровска.   Мы   жадно   ловили   по   радио   информацию,   поймали   какую­   то   немецкую   станцию. Фашисты на русском языке трубили, что находятся уже под самой Москвой, видят ее в бинокли, готовят тяжелые пушки, чтобы вести обстрел столицы, а потом начнут генеральную атаку. Люди, услышав это как­ то приуныли. Но потом мы поймали передачу из Москвы. Сообщали о том, что идут тяжелые бои, что город   отражает   атаки   врага.   Затем   услышали   песню   Леонида   Утесова   «Два   друга»   из   какого   ­   то концертного зала. Это сразу оживило людей, все заулыбались. Раз поет Утесов, говорили мы, значит, столица стоит, будем скорее отбиваться из окружения к своим. И так решительно действовали мои боевые друзья, что мы вырвались из кольца окружения». Вот так песня «Два друга» в исполнении Леонида Утесова помогла полку выбраться из окружения.       Война   шла  почти   пять   лет,  и  каждый   год  рождал  все   новые  и   новые  песни.   Они   воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу ­ все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа... Приложение 4 Первоначальный текст романса образца 1838 года  сл. А.Молчанова Не для меня придёт весна, не для меня Буг разольётся. И сердце радостно забьётся в порыве чувств не для меня! Не для меня взойдёт заря, где Маша встретит в поле лето. Мне не слыхать её привета ­ она растёт не для меня! Не для меня весной родня в кругу домашнем соберётся, «Христос воскрес» ­ из уст польётся в день Пасхи нет, не для меня! Не для меня дни бытия польются светлыми ручьями. И дева с чёрными очами живёт­цветёт не для меня! Не для меня луна, блестя, родную рощу освещает, И соловей, что май встречает, там запоёт не для меня! Не для меня придёт весна. Я поплыву к брегам абхазским, сражусь с народом закавказским. Давно там пуля ждёт меня... Не для меня придёт весна, не для меня Буг разольётся. И сердце радостно забьётся в порыве чувств не для меня! Приложение5 Песня «Спецназ» Припев:   Всегда как на фронте… В приметы не верим, а верим в друзей, Они нас спасали от смерти верней. Никто не заметит печаль  на лице, А наши потери все спишут в конце. Припев:   Всегда как на фронте… Нам в мире привычном так хочется  жить, Быть рядом с любимой  и счастье   дарить. Но смерть выбирает всех лучших из нас: В бой первым вступает российский  «Спецназ» Любая вершина  нам всем по плечу. Приказ командира ­ и в небе лечу: В далёкие дали, в леса, за моря, Где нас и не ждали, бесчестье творя. Припев:   Всегда как на фронте, Всегда на посту, Россию не троньте, «Спецназ»  начеку! Звезда на погонах Для жён и невест, А пули в патронах, Как жизненный крест. Невидимым фронтом проходит война, Где враг наш под маской – двулик сатана. Мы можем  взлетать и под волнами плыть, Мы можем смеяться и крепко любить.

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Песни Победы" (6 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017