Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)
Оценка 5

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
психологическая работа +1
7 кл
05.10.2017
Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)
Что такое лень? Природа происхождения, виды, особенности проявления лени в подростковом возрасте. Лень физиологическая и психологическая. Гендерные различия лени. Лень -это хорошо или плохо? Как с ней бороться? Лень в сказках, пословицах, поговорках, афоризмах великих люде. Результаты психологического исследования учащихся 5-9 классов.Исследовательская работа "Почему и как мы ленимся? Подробный теоретический материал с интересными практическими результатами и выводами.
Почему и как мы ленимся.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   «Средняя общеобразовательное учреждение №13» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Почему и как мы ленимся?»                                                                                                                                                         Работу выполнила: Ланец Анастасия Евгеньевна                                                                                        МБОУ «СОШ №13», 7 «В» класс Научный руководитель:   Петуховская Наталья Геннадьевна,  педагог­психолог  МБОУ «СОШ №13»     1 г.Череповец, Вологодская область 2017 год Оглавление Введение………………………………………………………………………………….3 Глава 1. Понятие «лень»…………………………………………………..……………..4 1.1. Что такое «лень»……………………………………………………………………4 1.2. Природа лени, виды, особенности…………………………………………….......5 1.3. Причина лени и способы борьбы ………………………………………………….7 1.4. «Лень» в русской сказках, пословицах, поговорках, афоризмах…………….......9 Глава 2. Результаты исследований……………………………………………………..12 Выводы…………………………………………………………………………………..16 Список используемой литературы………………………………………………….....17 Приложение 1……………………………..…………………………………………….18 Приложение 2…………………………………………………………………………...19 Приложение 3…………………………………………………………………….……..26 2 Введение «Это ужасно тяжелая работа ­ ничего не делать»  А. О. Уальд       Давайте  задумаемся, что такое лень? Может  лень ­ это отдых, желание ничего не делать, а просто валяться в кровати? А может это образ жизни или усталость? Так как мы живем на севере, нам не хватает солнечного света и витаминов. В наше время лень – это очень частая проблема детей, особенно подросткового возраста. И в школе, и дома нас часто осуждают за то, что мы ленимся, называют обидным словом «лентяи», хотя это не всегда соответствует истине. Учителя часто говорят, что лень – это причина плохой успеваемости, отказа подростка от деятельности, что лень – это черта характера, непреодолимая вещь, с которой надо бороться.       Мне стало интересно выяснить, что же все­таки представляет собой это явление – лень? Каковы её причины? Приносит ли лень пользу или вред человеку? Если лень –   это   зло,   то,   как   с   ней   можно   бороться?   Что   думают   по   этому   поводу   мои сверстники и профессионалы? Как проявляется лень у подростков разного возраста и пола. Я решила исследовать эту тему.       Актуальность моей работы не вызывает сомнения, т.к. это явление  волнует не только   подростков,   но   и   взрослых   людей.     В   литературе   и   обыденной   жизни   я сталкивалась   с   мнением,   что   лень   –   это   национальная   черта   русских.   Про   лень существует много русских и народных сказок, пословиц и поговорок, высказываний, цитат, афоризмов   знаменитых и великих людей. В беседе с друзьями я выяснила, что   мои   сверстники   хотели   бы   знать   природу   и   причины   лени,   чтобы   иметь возможность разобраться в себе.      Цель исследования: изучение феномена «лень» с точки зрения возрастных и  гендерных особенностей, систематизация информации о данном явлении и  подготовка рекомендаций для коррекции лени у школьников.     Задачи исследования:  1. Познакомиться с понятием «лень» в научной литературе. 2. Рассмотреть природу лени, её виды и особенности. 3. Найти и обобщить информацию о причинах лени и способах борьбы с нею.  4. Познакомится  с понятием «лень» в русской сказках; пословицах, поговорках, афоризмах. 5. Провести исследование среди школьников и сделать выводы.  6. Составить рекомендации для школьников по теме исследовательской работы. 3 Объекты исследования: научные и литературные источники (пословицы, сказки, цитаты, высказывания и афоризмы великих людей о лени), самооценка и мнение учеников 6, 9 классов.    Предмет исследования: лень, её природа, виды, особенности.    Методы исследования:  1. Сбор и анализ информации по теме.   2. Опрос (анонимное анкетирование) учащихся, обобщение результатов.     Гипотезы исследования:  1. Если человек будет больше знать о лени, её причинах и способах преодоления, то  он многого добьётся в жизни. 2. Чем старше школьники, тем они успешнее справляются с ленью. 3. Мальчики ленивее девочек.      Теоретическая значимость:  Систематизация и анализ информации  о явлении «лень».    Практическая значимость: Изучение  и  анализ  мнения  учащихся,  подготовка   рекомендаций  для  подростков, подборка   произведений,   высказываний,   афоризмов   про   лень,   необходимых   для проведения бесед с подростками.    Новизна исследования  заключается в представлении полученных результатов по  исследованию отношения учащихся 6, 9 классов к лени.     Сроки исследования: февраль 2016 г. ­ февраль 2017 г.     Этапы работы: 1. Подготовительный: сбор информации, подбор диагностического материала. 2. Основной: систематизация данных, опрос (анкетирование) учащихся. 3. Заключительный:  анализ   полученных   результатов,   выводы,   наглядное представление   информации   в   виде   таблиц,   диаграмм;   подготовка   презентации   в программе Power Point; оформление работы, продукта деятельности (рекомендации – памятки) для учащихся.     Глава 1  Понятие «лень»                                                                                 1.1 Что такое «лень»                                                                                   «Лень ­ это ржавчина ума и тела» Франклин 4 Лень  ­  в переводе   с латинского «lenus» означает вялый и медлительный. В психологии  понятие лени – это отсутствие у человека трудолюбия.          В славянской мифологии Лень ­ это дух человека, мешающий ему нормально жить   и   трудиться.   Получается,   что   лень   мешает   нам   хорошо   учиться   и   быть успешными. В быту и общении, лень может испортить отношения с родителями, друзьями и близкими. Поэтому, с детства нужно воспитывать в себе трудолюбие.        В Библии, Лень ­ это зависть, гордыня и жадность, и считается тяжким грехом.             Особенно Книга Притчи наполнена мудростью о человеческой лени. Притчи говорят нам, что ленивый человек ненавидит работу: «Желания лодыря его погубят, ведь руки его не хотят работать»; он любит спать: «Как дверь на петлях болтается,  так и лодырь в постели ворочается»;  ищет оправдания: «Лодырь говорит: «Лев на дороге! Зверь по улицам рыщет!»; он считает себя мудрым, но является глупцом: «Лодырь мнит себя мудрей семерых, говорящих разумно».            В толковом словаре С.И. Ожегов написал: «Лень – это отсутствие желания трудиться, склонность к безделью».  Если человек  выполняет работу без желания, и работает  только потому,  что её надо  сделать, возникает    лень.  Получается,  что любой человек, который не желает  работать, считается «ленивым».   «Лень – это отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью».         В толковом словаре Даля «ЛЕНЬ – существительное женского рода.,  неохота работать,   отвращенье   от   труда,   от   дела,   занятий;   наклонность   к   праздности,   к тунеядству.        Паскаль считал лень и самомнение источником всех пороков. Пробуя подойти к проблеме лени с научной точки зрения, я столкнулась с тем, что научных работ непосредственно   по   этой   тематике   практически   нет.   Лень   в   России   –   это распространенное, но неизученное явление.                И   в   шутку   и   всерьёз   говорят,   что   если   немецкая   национальная   черта   ­ трудолюбие, английская ­ бережливость, американская ­ независимость, то русская ­ лень.   Лень   называют   национальной   бедой,   пороком   каждого   человека   и   нашей страны в целом. 1.2 Природа лени, виды и особенности 1. Физиологическая причина 5 Если вспомнить историю возникновения человечества, можно обнаружить, что первоначальное   предназначение   лени   –   это   экономия   энергетических   ресурсов, которых так не хватало первобытному человеку. Ему хотелось многого – и на оленя поохотиться,   и   сделать   новый   каменный   топор,   и   пещеру   расписать   картинами, только вот пищи в те времена катастрофически не хватало, и после одной удачной охоты проходило много времени, прежде чем удавалось досыта наесться. Поэтому бессознательная   часть   психики   твёрдо   ограничивала   избыточную   активность человека,   придумывая   всякие   причины   и   отговорки,   экономя   силы   и   оставляя скудные ресурсы только для самого необходимого.       Поэтому можно сделать вывод, что лень ­ это один из генетически заложенных природных факторов в людях.          Под словом «Лень» также подразумевается отсутствие энергии для того, чтобы заняться какими­то делами.  Есть люди, у которых в руках «все горит», они могут делать семь дел одновременно, а есть такие, для которых сделать что­то одно ­ уже подвиг!            Иногда   нежелание   что­либо   делать   бывает   результатом   физической   или умственной перегрузки. Тогда лень выступает как защитная реакция организма.  У физиологов   есть   такой   термин:   "охранительное   торможение".   Суть   его   в следующем:   тот,   кто   долго   работает   на   износ,   однажды   не   найдёт   в   себе элементарных сил – организм просто откажется ему подчиняться. Такой "ленью" страдают чаще всего те, кого принято называть "трудоголиками". –    Очень часто защитной   реакцией   организма   как   у   подростка,   так   и   у   взрослого   человека выступает   болезнь.   В   школе   мы   часто   сталкиваемся   с   этим   феноменом,   когда ученик   постоянно   заболевает   именно   тогда,   когда   на   него   ложится   повышенная ответственность: выступить на уроке с докладом, контрольная работа и т.п. 2. Психологическая причина       Лень — это дефицит желаний. Лень, как психологическое явление, есть у всех. Отличается она только наличием мотивации в большей или меньшей степени у того или   иного   человека,   которая   и   заставляет   его   действовать.   Есть   талантливые   и активные люди от природы, но у некоторых из них повышен уровень лени. Эта лень не даёт им раскрыть себя в полной мере, получить высокие результаты.            Анализируя и обобщая тот материал, который я смогла найти в Интернете, можно выделить несколько видов лени с точки зрения нашей психики. Виды лени:    детская лень (не хочу, не буду) 6  активная лень ­ отговорки (я бы сделал, но ...)  агрессивная  (не трогайте меня! )  пассивная ­ откладывание (сделаю завтра)  умная лень(у меня такой характер)  высокомерная (если бы захотел, я бы сделал)  оправдательная (что­то болит, устал)  избирательная (это люблю делать, это не люблю)  тотальная (ничего не хочется делать, лень думать) Особенности лени: 1. Имеет возрастные различия; 2. Имеет половые различия (мужчины более ленивы);  3. Лень ­ индивидуальна; 4. Проявляется   в  зависимости   от  времени  года,  суток,  температуры   воздуха, физического здоровья и т.д.; 5. Зависит от стиля семейного воспитания; 6. Лень ­ защитный механизм психики; 7. Лень – это ресурсное состояние для будущей деятельности; 8. Лень имеет свойство накапливаться; 9. Имеет разную степень выраженности; 10.Лень присуща не только человеку; 11. Лень бывает заразительной. 1.3. Причина лени и способы борьбы «Презирай лень мысли!»  Сухомлинский В.            Причины лени могут быть самые разные, причём чаще всего для каждого конкретного человека проявления лени могут иметь строго индивидуальную основу. Причинами лени могут выступать:  1. Страх нового 2. Страх критики 3. Страх победы 4. Страх поражения 5. Низкая самооценка 6. Неуверенность в себе 7. Нежелание жить, как уход от проблем (подсознательное); 8. Отсутствие воли. 7 Количество   энергии  определяется   общим   состоянием   здоровья   и 9. Нежелание брать на себя ответственность. 10. Отсутствие привычки к трудолюбию. 11. Малый запас энергии, быстрая истощаемость организма. 12. Желание отдохнуть. 13. Состояние здоровья.         Слабое желание, недостаточное, чтобы заставить человека потратить на дело какое­то количество энергии. С этим часто сталкиваются родители, обвиняющие своих детей в лени. Но в действительности, дети просто не хотят выполнять чужие желания ­ родителей, педагогов, а на реализацию собственных желаний энергии у них всегда хватает!        Неуверенность. Логика примерно такова: «Я потрачу время и силы, но того, что хочется,   все   равно   не   получу!   Так   зачем   вообще   что­то   начинать?»   Такая   лень свойственна людям с «комплексом отличника», которые привыкли все делать «на пятерку с плюсом», либо не делать совсем.    особенностями нервной системы человека.             Энергию  могут   «оттягивать»   на   себя   незавершенные   дела,   не   найденное решение в какой­то предыдущей  ситуации,   например, не объявленная оценка за контрольную   работу   и   т.п.   Если   точка   не   поставлена,   результат   не   готов   –   на поддержание этих дел уходит много энергии. И это также может восприниматься как леность.     Нехватки силы воли, это одна из наиболее распространенных причин лени. Как бороться с такой ленью ­ начать, например, с чего­то попроще. Достаточно убедить себя взяться за дело и поработать всего десять минут, не больше. Это не так трудно, как начинать работу, понимая, что на выполнение задачи уйдет день­два. Потом даёте себе установку потрудиться еще 10­20 минут, и в результате оказываешься втянутым в рабочий процесс настолько, что порой трудно остановиться.        Лень  может возникать тогда, когда человек начинает делать то, что ему не нравится.   Нелюбимая   работа,   безрадостная   учеба,   неинтересные   вам   люди, мероприятия, в которых вам не хочется принимать участие, ­ все это усугубляет вашу лень. С такой ленью бороться легко. Нужно только набраться мужества и признать, что это «не ваше». Заняться тем, что по душе.  А если избежать этого дела нельзя,  например, учить  предметы  в  школе  мы  должны  все  независимо  от  того, является ли он любимым или нет, тогда надо правильно определить жизненные цели, замотивировать себя.  Лень  может   выступать   как   боязнь   ответственности.   Это,   как   правило,   закладывается   в   детстве,   когда   родители   тщательно   оберегают   детей   от ответственных   дел.   Как   бороться   с   такой   ленью?   Придётся   учиться   брать ответственность на себя. Всегда помните – за всё то, что случается с вами в жизни, в ответе только вы сами. Какие бывают лентяи: 1. Лентяй ослабленный или скучающий     8 Причины лени: низкий физический тонус человека Способы борьбы с ленью: полезны пробежки, физические нагрузки, полноценный  сон. 2.Лентяй неорганизованный Причины лени: человек не может войти в нужный ритм Способы борьбы: силовое воздействие над собой. 3.Лентяй изобретательный Благодаря   им,   облегчена   наша   жизнь.   Лень   копать   землю   лопатой   ­   человек придумал экскаватор. Лень заниматься уборкой – надежда на пылесос.            Итак, причины лени могут быть самые разные, но чтобы избавиться от лени, нужно научиться ставить четкие цели, развивать в себе уверенность, заставлять себя работать, воспитывать в себе любовь к труду.  Каждый   может   выбрать   для   себя   способ   избавления   от   лени,   но   психологи рекомендуют начать с трёх: ­поделите дела на части; ­вознаграждайте себя; ­не откладывайте дела на завтра. 1.4 «Лень» в русской сказках, пословицах, поговорках, афоризмах         Мы   выросли   на   великом   наследии   наших   предков   –   народных   сказках,   пословицах, поговорках и лень встречается повсюду. Лень в сказках        Я нашла немало русских народных сказок, где описываются ленивые люди.  Прочитав сказки,   связанные с ленью, я пришла к выводу, что герои в них либо сидят   на   печи,   либо   на   диване,   лавке,   они   ничем   не   заняты,   ждут   волшебства, наверно,   именно   в   таком   образе   народ   и   видел   ленивцев.   В   некоторых   сказках проводится   сравнение   трудолюбивого   и   ленивого   человека,   показывается, насколько плохо и некрасиво быть ленивым  человеком. Лень отражается не только на характере, но и на внешности героя. В некоторых сказках трудолюбивые герои поощряются,  а ленивые наказываются.            С другой стороны, лень развивала фантазию народа, приводила к созданию устройств, облегчающих жизнь человека. Печь Емели стала прообразом машины, 9 ковер­самолет – прообразом самолета (доставлял   в любое царство­государство).               Но есть в сказках и отрицательная мораль для молодежи, особенно в наше время. Например, в сказке «По щучьему велению» Емеля лежал на печи, но имел все, что хотел.                Скатерть­самобранка   накрывала   стол   различными   блюдами   всякому,  кто пожелает.              Лень отражена так же в произведениях   народного творчества:  «Сказка про лень», «Ленивый ёж», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Горшок».           Существуют авторские  сказки и стихи про лень:  1. Носов В.В. «Приключения Незнайки и его друзей». 2. Гераскина Л.В. «Вовка в тридевятом царстве» 3. Маршак С.Я. «Кот и лодыри», «Про одного ученика и шесть единиц». 4. Чуковский К.И. «Федорино горе». 5. Шварц Е.Л. «Сказка о потерянном времени». 6. Гераскина Л. В. «В стране невыученных уроков». 7. Гримм Я., Гримм В. «Бабушка Вьюга». 8. Габова Е. «Гришуня на планете Лохматиков». Пословицы и поговорки про лень           В устном народном творчестве высмеиваются ленивые люди: у лентяев нет никаких   забот,  они   не   приносят   ничего   хорошего   не   только   окружающим,  но   и самим себе, ленивые люди безвольны, а любое дело – для них пытка. По мнению народа,  из­за  лени  портится  и  лицо,  и характер,  и душа  человека. В  некоторых пословицах народ подсмеивается над ленивыми людьми, в некоторых ­ выражает сарказм.        Я подобрала поговорки и пословицы о лени и разделила их на группы:         1 группа: Ленивый человек живет за счет других.  Лень лени за ложку взяться, а не лень лени объедать.  Лень без соли хлебает.  В лапоть звонить.  И ленивому своё брюхо не докучает.  Ленивый к обеду, ретивый к работе.  Есть потешно, а работать докучно.  Белые ручки чужие труды любят. 2 группа: Лень портит и характер человека, и его внешний вид, и его душу.  От лени губы блином обвисли.  От лени мохом оброс. 10  У него руки вися отболтались.  Труд человека кормит, а лень портит.  Лежебоке и солнце не в пору всходит.  Работа с зубами, а леность с языком.  После хлеба­соли отдохнуть часок — завернется сала кусок да лени мешок.  Прощай квашня, я гулять пошла. 3 группа: Лень как свойство личности, как праздность.    Ленивому и гриб поклона не стоит.  У ленивого что на дворе, то и на столе.  Лежи, моя куделя, хоть целую неделю.  Лежа на печи, прогладил кирпичи.  У него лень за пазухой гнездо свила.  Лень старше нас.  Лень прежде нас родилась.  Я ещё в пелёнках, а лень моя была уже с телёнка.   Лежи на печи, да ешь калачи.  Мух бить.  Лежит на боку да глядит на реку. 4 группа: Ленивый человек никому не приносит пользы, даже самому себе.    Хоть три дня не есть, а с печи не слезть.  Холопа послать боюсь, а сам идти ленюсь.  Лёжа цела одёжа, да брюхо со свищем.  У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.  Проглотить то хочется, да прожевать лень.  У нашей непряхи ­ ни одёжи, ни рубахи. 5 группа: Человек должен трудиться, это основа жизни.  Пряди девица, не ленись, по лавкам не тянись.  В лес не поедем, так и на полатях замёрзнем.  Труд человека кормит, а лень портит.  Либо ткать, либо прясть, либо песни петь.  На полатях лежать, ломтя не видать.  Лень мужика не кормит.  Лень добра не даёт.  Полениться и хлеба лишиться.   На чужую работу глядя сыт не будешь. 6 группа: Лень и безволие  – родные братья.   Ехал бы воевать, да ленив вставать.  Шёл бы воевать, да лень сабли вынимать.  Рада б и пряла, да лень напала. 7 группа: Любое дело для ленивого – это пытка.  Дело пытает, а от дела лытает.  Работа в руках плесневеет. 11  Ленивый сидя спит, лёжа работает.  Нам бы так пахать, чтоб мозоли не набивать.  День в день, а топор в пень; смотрю не на работу, а на солнышко.  Люди жать, а мы под межою лежать.  У него дело из рук валится.  Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.  Длинная нитка ­ ленивая швея. 8 группа: В народе к ленивым уважения нет.  Ленивый и могилы не стоит. 9 группа: Лень бывает заразна.  Ты что делаешь? Ничего. А он что? Помогать пришёл.  Голова удатна, да лень перекатна. 10 группа: Лень, сонливость, скука – синонимы.  Сонливый да ленивый ­ два родных брата.  Кто ленив, тот и сонлив.   Сонливого не добудишься, а ленивого не дошлёшься.  Хоть чего не доешь, так долежишь.  Спишь, спишь, а отдохнуть не дадут.  Спать долго ­ жить с долгом. 11 группа: Оправдание  ленивым, а может быть, сарказм в их сторону .  Ленивому не болит в хребте.  От работы не будешь богат, а будешь горбат.  Работа не волк, в лес не убежит.  От работы кони дохнут.  Больше спишь, меньше грешишь.   Лень одёжу бережет. 12 группа: Лень сравнима со смертью.  Хорошо ленивого по смерть посылать. Таким образом, можно сказать, что пословицы и поговорки имеют воспитательный характер. Афоризмы и высказывания великих людей о лени                Прочитав некоторые афоризмы, высказывания великих людей, я обратила внимание, что некоторые авторы говорят о том, что лень бывает полезной, а иногда приводит к умным мыслям и открытиям. Но все  же большинство считают, что лень – негативное явление в жизни человека. Великие люди: ученые, писатели, военные ­ обращают внимание людей на их пороки и недостатки. Если внимательно читать и 12 вдумываться в смысл некоторых высказываний, можно ответить на многие вопросы.   вследствии   апатии   и   лени.  Возненавидеть   жизнь   можно   только   Л.Н.Толстой          Мы все ленивы и нелюбопытны. А. С.Пушкин  Труд — лучший отдых от лени. М.Генин  Ленивой овце и своя шерсть в тягость. Т.Фуллер  Лень — это мать. У неё сын — воровство и дочь — голод. В. Гюго  Кто   хочет­ищет   возможности. Авраам Линкольн                                     Кто   не   хочет­ищет   причины.  Есть   у   русского   человека   враг,   непримиримый,   опасный   враг,   не   будь которого, он был бы исполином. Враг этот ­ лень. Николай Гоголь  Безделье — счастье детей и несчастье стариков.  В.Гюго        Всякий неработающий человек ­ негодяй.  Жан­Жак Руссо                           Кто работает, тот не скучает.  М. Горький Глава 2. Результаты исследований          Практическая часть исследовательской работы заключается в сравнительном анализе данных опроса учащихся 6, 9 классов.                Для   опроса   школьников   второй   год   применила   анкету   Ю.Щербатых   и Г.Колпаковой «Опрос мнения подростков о влиянии лени на их жизнь», состоящую из 12 вопросов. (Приложение 1) В опросе участвовало 47 человек: 26 учащихся 6 класса, из них 7 мальчиков, 18  девочек и 21 ученик 9 класса, из них 8 мальчиков, 13 девочек. (Приложение 2)  1.На вопрос анкеты «Что Вы понимаете под словом лень?», практически все респонденты понимают под словом «лень» ­ отсутствие деятельности, бездействие человека, безделье, бесполезное времяпровождение, нежелание что­либо делать.   Некоторые ученики обратили внимание на то, что лень – это состояние человека, чувство при котором он ничего не хочет делать, проявление беззаботности. Для   отдельных   школьников   лень   –   это   состояние,   когда   не   хочется   трудиться, рефлекс бесполезности.  Более     старшие     школьники,   указывают   на   психологическое,   эмоциональное, физическое   состояние   человека   в   момент   лени;   описывают   это   проявление   как осознанное состояние, плохое качество человека, нежелание делать что­либо из­за усталости, нехватки стимула и мотивации.   Таким образом, можно сказать, что респонденты понимают значение слова «лень», чем старше школьники, тем точнее и шире дают определение данного понятия. Сравнительный анализ данных показал, что за период обучения у школьников не  13 выявлено значительных изменений в формулировке ответов.  Второй вопрос анкеты звучит следующим образом: «Какими еще словами  можно назвать состояние лени (синонимы)? Респонденты   дали   интересные   ответы:   лень­это   лентяй,   бездельник,   нехочуха, усталость, сонливость, слабость и другие. Хочется отметить, что учащиеся 6 класса дали   больше   характеристик   данного   понятия,   а   старшие   школьники   –   более широкие.     Таким образом, можно сделать вывод о том, что с возрастом у школьников  увеличивается словарный запас и им легче сформулировать синоним к слову «лень». В 6 классе 27% респондентов не справились с заданием, а в 9 классе – 4%. По  сравнению с прошлым годом, учащиеся более успешно справились с данным  заданием.    Третий вопрос анкеты звучит так: «Назовите слова­антонимы к слову  лень?»  Учащиеся 6, 9 классов подобрали антонимы к слову лень: бодрый, трудолюбивый, заинтересованный, энергичный, ответственный. Старшие школьники назвали больше антонимов, количество затруднившихся шестиклассников, по сравнению с прошлым годом, снизилось на 7%. А учащиеся 9 класса успешно справились с заданием. 4. Продолжите предложение.  Моя лень... Учащиеся  различным образом характеризуют свою лень, кто­то относится к ней с юмором   и   иронией,   кто­то   с   неприязнью   и   отвращением.   Практически   все респонденты осознают наличие собственной лени. Выделяют лень при определённых условиях   и   проявляют   желание   от   неё   избавиться.   Есть   учащиеся   6­го   класса, которые затруднились с ответом.   Результаты   показали,   что   качественных   изменений   в   ответах   по   сравнению   с прошлым   годом   не   выявлено.   Сравнительный   анализ   показывает,   что   среди школьников   6   класса   затруднились   ответить   7%,   что   соответствует   данным прошлого года. Среди учащихся 9 класса не выявлено детей, которые затруднились ответить, точно так же как и в прошлом учебном году.  5.Постарайтесь определить степень выраженности лени в разных сферах  жизни. Результаты исследования показали, что 60% девочек и 40% мальчиков из 6 класса часто испытывают лень. Значит девочки более ленивы. А среди учащихся 9 класса девочки редко испытывают лень и 100% юношей отметили частое проявление лени в различных   сферах   деятельности:   учёбе,   труде,   общественной   работе,   домашних делах. Таким образом, видим, что с возрастом мальчики становятся более ленивы, чем девочки.  6. Когда Вы ленитесь (время, условия, причины)? Что именно провоцирует лень?  Учащиеся   6   и   9   класса   отмечают   различные   причины,   условия   лени.   Ответы школьников,   по   сравнению   с   прошлым   годом,   существенно   не   изменились,   а 14 количество подростков затруднившихся ответить в 6 классе снизилось на 1%, в 9 классе – 3%.  Можно   сделать   вывод,   что   с   возрастом   у   подростков   происходят   изменения   в самопринятии. Они лучше понимают свои особенности и могут определить причины своей лени.   7. Как вы понимаете, что ленитесь? Можно сделать вывод о том, что учащиеся 6, 9 классов понимают ситуации, когда они ленятся, но среди младших подростков 7% учащихся затрудняются с ответом. Они никогда не задумывались над этим вопросом.     8. «Считаете ли вы, что лень ­ негативное явление в жизни человека» Оценивая   возрастные   особенности   респондентов,   что   мы   наблюдаем, шестиклассники более отрицательно относятся к данному вопросу, чем учащиеся 9 класса.   73%   учащихся   6   класса   считают   лень   негативным   явлением   в   жизни человека   и   52%   учащихся   9   класса   осуждают   проявление   лени.   Кроме,   того анализируя   данные   за   два   года,   можно   сказать,   что   с   возрастом   увеличилось количество школьников, понимающих, что лень не приносит человеку пользу. В 6 классе таких детей стало на 13% больше, а в 9 классе – на 12%. Гендерные различия в отношении к лени среди школьников показывают, что среди учащихся 6 и 9 классов девочки более негативно относятся к лени, чем мальчики. 9. «В чём вам мешает лень?» Результаты обследования подтверждают, что 3% учащихся 6 и 9 класса  затруднились с ответом на вопрос анкеты. По сравнению с прошлым годом  количество таких учащихся в 6 классе снизилось на 12%.  10. «В чём вам помогает лень или бывает полезной?»  Результаты обследования подтверждают, что 10% учащихся 6 и 3% 9 класса  затруднились с ответом на вопрос анкеты. По сравнению с прошлым годом  количество таких учащихся в 6 классе не изменилось, они не видят пользы в лени, а  количество таких учащихся в 9 классе снизилось на 2%.  11. «Удаётся ли вам справляться с собственной ленью?» Из диаграммы видим, что 57% учащихся 6 класса успешно справляются с  собственной ленью, за период обучения количество таких школьников увеличилось  на 5%. Среди девятиклассников таких учащихся только 28%, хотя этот показатель  увеличился на 10%.  Затрудняются или вовсе не могут справиться с ленью в 6 классе 43%, в 9 – 72%  15 учащихся. Им необходимо поработать над собственной мотивацией. Среди учащихся 6 класса, девочки более успешнее справляются с ленью, чем  мальчики, а в 9 классе – количество оказалось равным.   12. «Какие способы преодоления своей лени вы применяете и могли бы  посоветовать другим подросткам?» Учащиеся 6 класса – 43% затрудняются дать определённый способ борьбы с ленью,  31% учащихся предлагают преодолевать себя, остальные школьники рекомендуют  физические упражнения, музыку, воздушно­водные процедуры.  Учащиеся 9 класса перечислили способы преодоления собственной лени и  предложили следующее: 1. Использовать внушение, мотивировать себя на работу ­ 64% учащихся; 2. Использовать физическое воздействие (крикнуть, ударить себя, привести в  чувство) – 9% учащихся; 3. Попросить помощи у родителей – 9% учащихся; 4. Другие способы – 13%; 5. Не знают способов преодоления лени – 4,5%.      Можно сделать вывод о том, что более  старшие подростки эффективно  пользуются способами преодоления лени.   Для более эффективной борьбы с ленью среди школьников возник вопрос о  необходимости  разработать рекомендации по преодолению лени. (Приложение 3) Вывод Работая по данной теме, я достигла   намеченной   цели: изучила, что такое лень, систематизировала информацию о лени  и выполнила  поставленные задачи.             Моя первая гипотеза о том, что человек, больше знающий о лени, многого добьётся, подтвердилась.   Действительно, я многое узнала о лени, изменила своё отношение к ней, и поняла, почему человек ленится. Теперь я буду работать над собой и постараюсь добиться больших успехов в жизни.                 Моя вторая гипотеза о том, что чем старше школьники, тем они успешнее 16 справляются   с   ленью   так   же   подтвердилась,   что   отражено   в   результатах исследования.       А вот третья гипотеза о том, что мальчики ленивее девочек подтвердилась лишь при обследовании старшеклассников. Среди учащихся 6 класса, ленивее оказались девочки.            Продуктом своей  работы считаю рекомендации для школьников, которые хотят справиться с собственной ленью.      школьников.                Перспективу   своей   работы   вижу   в   дальнейшем   исследовании   лени   у Заключение        Лень как национальная черта порождается там, где нет уважения к труду, где труд человека не ценится по достоинству. Основная сила лени заключается в том, что   она   очень   ласковая,   а   большинство   людей   не   знают,   что   она   из   себя представляет на самом деле, а значит, не понимают, как с ней справиться. Всё, что мы не знаем ­ управляет нами, а всё, что мы хорошо узнали и изучили, поддается воздействию и контролю с нашей стороны.         Необходимо ставить перед собой  реальные цели и двигаться вперёд для их реализации,   мотивировать   себя   на   выполнение   дела,   находя   интерес,   игру, соревнование и удовольствие, а лень использовать с целью отдыха и восстановления сил. Список используемой литературы, интернет –источников 1. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%ED%EE%EC%E5%ED  2. Высказывания великих людей о лени. http:// кxn­­80aobpva1a.xn­­p1ai/len.html,  http://www.aphorisme.ru/by­themes/len/?q=134   http://constructorus.ru/aforizmy/vyskazyvaniya­velikix­uspeshnyx­lyudej­o­ leni.html    17 3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. ­ Спб.,  1863­1866.  4. Лень как помеха. http://pcir.ru/forum/viewtopic.php?f=26&t=566 5. Лень ­ физиология или психология? http://forum.gatchina.ru/showthread.php? t=5225   6. О лени (высказывания великих людей). http://www.aphor.su/index.php/clouds/o­ leni 7. Пословицы.  http://flaminguru.narod.ru/posl27.htm 8. Психология лени.  http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00190777_0.html 9. Психология. Словарь/Под общ. Ред.А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2­ е изд., испр. И доп.­ М.: Политиздат, 1990. – 494 с. 10.Русские народные сказки.  http://otvet.mail.ru/question/32200057  11.Советский энциклопедический словарь/ гл. ред. А. М. Прохоров. – С 56 4­е  изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1986. – 1600 с., ил. 12.Стихотворения русских поэтов о лени.  http://rupoem.ru/voznesenskij/blagoslovenna­len­tomitelnejshij.aspx,  13.Толковый словарь русского языка (Ожегов С.И.; Шведова Н.Ю.) 14.Что такое лень  и как с ней бороться?  http://shkolazhizni.ru/archive/0/n­4293/ 15.Что такое лень и как с ней бороться. http://www.planetapsy.ru/obsuzhdeniya­ psihologov/chto­takoe­len­i­kak­s­ney­borotsya Анкета «Опрос мнения подростков о влиянии лени на их жизнь»                                                                   Ю.Щербатых и Г.Колпаковой 1.Что Вы понимаете под словом лень?  Лень­ это….. Приложение 1 18 2.Второй вопрос анкеты звучит следующим образом: «Какими еще словами  можно назвать состояние лени (синонимы)?  3.Третий вопрос анкеты звучит так: «Назовите слова­антонимы к слову лень» 4. Продолжите предложение.  Моя лень... 5.Постарайтесь определить степень выраженности лени в разных сферах  жизни. 5 баллов­часто бывает лень; 4 балла­периодически каждый день; 3 балла­иногда; 2 балла­достаточно редко ленюсь; 1 балл­практически никогда. № Сфера деятельности  1 Учёба, познавательная 2 Общественная работа, внеурочная 3 Общение с друзьями 4 Общение с родителями 5 Домашние дела 6 Обязанности перед кем­либо 7 Организация отдыха 8 Пассивный отдых 9 Самосовершенствование 10 Активный отдых 6. Когда Вы ленитесь (время, условия, причины)? Что именно провоцирует  лень?  7. Как вы понимаете, что ленитесь? 8. «Считаете ли вы, что лень ­ негативное явление в жизни человека» Да, нет, затрудняюсь          9. «В чём вам мешает лень?» 10. «В чём вам помогает лень или бывает полезной?»  11. «Удаётся ли вам справляться с собственной ленью?» Да, нет, иногда 12. «Какие способы преодоления своей лени вы применяете и могли бы  посоветовать другим подросткам?» Приложение 2 19 Сравнительный анализ результатов опроса учащихся 6,9 классов МБОУ «СОШ №13» в 2016­2017 учебном году. Анкета «Опрос мнения подростков о влиянии лени на их жизнь» Ю.Щербатых  и Г.Колпаковой В опросе участвовало 47 человек: 25 учащихся 6 класса, из них 7 мальчиков, 18  девочек и 21 ученик 9 класса, из них 8 мальчиков, 13 девочек. Анализ полученных данных:  1.Что Вы понимаете под словом лень?  5­6 класс  Лень – это когда ты отдыхаешь.    Лень – это когда человек ничего не  хочет делать Лень – это когда человеку лень что­ то сделать  Лень – это когда хочется что­то  сделать, а ему лень. Лень – это когда ты не хочешь что­ либо делать. Лень – это безделье. Лень – это чувство.   Лень – это когда нечего делать. Лень – это состояние человека. Лень – это проявление  беззаботности. Лень – это рефлекс для распознания  бесполезных и ненужных для тебя  действий (теоретически) Лень – это когда человек не хочет  трудиться.  8­9 класс Лень – это, когда человек ничего не  хочет делать Лень – это нежелание что­то делать, физическое, эмоциональное или  психологическое состояние  организма.  Лень – это нежелание что­либо  делать, думая, что это время можно  потратить интереснее. Лень­ это когда человек осознанно  ничего не хочет делать.  Лень – это чувство, которое  подавляет всё остальное. Лень – это очень плохое качество,  так как ты ленив. Лень – это то, что заставляет тебя  ничего не делать.    Лень – когда просто лежишь дома. Лень – это когда уходит  ответственность. Лень – это невыполнение чего­либо. Лень – это нежелание трудиться. Лень –это плохая привычка Лень – это нежелание выполнять  физический и умственный труд. 20 Лень – это нежелание делать что­ либо из­за усталости, нехватки  стимула, мотивации, из­за того, что  надоело делать что­то  определённое.           Практически   все   респонденты   понимают   под   словом   «лень»   ­   отсутствие деятельности,   бездействие   человека,   безделье,   бесполезное   времяпровождение, нежелание что­либо делать.        Некоторые ученики обратили внимание на то, что лень – это состояние человека, чувство при котором он ничего не хочет делать, проявление беззаботности.       Для отдельных школьников лень – это состояние, когда не хочется трудиться, рефлекс бесполезности.       Более  старшие  школьники, указывают на психологическое, эмоциональное,  физическое состояние человека в момент лени; описывают это проявление как  осознанное состояние, плохое качество человека, нежелание делать что­либо из­за  усталости, нехватки стимула и мотивации.         Таким образом, можно сказать, что респонденты понимают значение слова  «лень», чем старше школьники, тем точнее и шире дают определение данного  понятия.       Сравнительный анализ данных показал, что за период обучения у школьников не  выявлено значительных изменений в формулировке ответов.        2.Второй вопрос анкеты звучит следующим образом: «Какими еще словами  можно назвать состояние лени (синонимы)? 5­6 класс: лениться, ленивый, лентяй, бездельник, лежать, лежебока, нехочуха,  ленивица, ленчивый, лодырничество,усталость, нечего не делать, нетрудолюбивый,  лясы точить, проявление слабости. Затруднились ответить: 5 класс 2016 год – 30%                                           6 класс 2017 год – 27%  8­9 класс: безделье, бездельничать, нежелание, нехотение, нечего не делать,  нетрудолюбивый, сонливость, усталость, чревоугодие, пассивность.  Затруднились ответить: 8 класс 2016 год – 8%                                           9 класс 2017 год – 4%  Таким образом, можно сделать вывод о том, что с возрастом у школьников  увеличивается словарный запас и им легче сформулировать синоним к слову «лень». В 6 классе 27% респондентов не справились с заданием, а в 9 классе – 4%      3.Третий вопрос анкеты звучит так: «Назовите слова­антонимы к слову лень» 5­6 класс: бодрый, трудолюбивый, труд, работящий, энергия, работа, упорство. Затруднились ответить: 5 класс 2016 год – 30%                                           6 класс 2017 год – 23%  21 8­9 класс: желание, трудолюбие, заинтересованность, активность, работа,  ответственность, энергичность, бодрость,    Затруднились ответить: 8 класс 2016 год – 0%                                           9 класс 2017 год – 0%  Таким образом, можно сделать вывод о том, что шестиклассники труднее  подбирают антоним к слову «лень», но количество затруднившихся, по сравнению с  прошлым годом, снизилось на 7%. А учащиеся 9 класса успешно справились с  заданием.     5. Продолжите предложение.  Моя лень... 5.6  класс: Это от того, что мне надо делать уроки каждый день;                     Небольшая, несильная;                     Самая ленивая;                     Ее нет, я трудолюбивая;                     Когда мою посуду;                     Мешает мне учится;                     Проявляется редко и т.п. Затруднились ответить: 5 класс 2016 год – 7%                                           6 класс 2017 год – 7%  8­9 классы: Это от того, что мне надо делать уроки каждый день;                       Это лень;                       Когда не хочется прибираться;                       Это хорошо и плохо одновременно;                       Велика и это плохо, это нужно исправлять;                 Меня погубит;                 Проявляется не так часто;                 Ни чем не лечиться;                 Мешает мне учится и т.д. Затруднились ответить: 8 класс 2016 год – 0%                                           9 класс 2017 год – 0%  Результаты показали, что качественных изменений в ответах по сравнению с  прошлым годом не выявлено. Сравнительный анализ показывает, что среди  школьников 6 класса затруднились ответить 7%, что соответствует данным  прошлого года. Среди учащихся 9 класса не выявлено детей, которые затруднились  ответить, точно так же как и в прошлом учебном году.  6. Постарайтесь определить степень выраженности лени.       Результаты исследования показали, что 60% девочек и 40% мальчиков из 6  класса часто испытывают лень. Значит девочки более ленивы. А среди учащихся 9  класса девочки редко испытывают лень и 100% юношей отметили частое  проявление лени в различных сферах деятельности: учёбе, труде, общественной  работе, домашних делах. Таким образом, видим, что с возрастом мальчики становятся более ленивы, чем  22 девочки.  7. Когда Вы ленитесь (время, условия, причины)? Что именно провоцирует  лень?  5.6 класс: усталость, безделье;                    нет желания что­то делать;                    когда не понимаю задание;                    в школе;                    когда не выспался и т.д. Затруднились ответить: 5 класс­ 4%                                          6 класс – 3% 8­9 класс: когда хочу спать;                    когда неинтересно;                    плохое настроение, усталость, грусть, после еды и т.д. Затруднились ответить: 8 класс – 4%                                          9 класс – 1% Учащиеся 6 и 9 класса отмечают различные причины, условия лени. Ответы  школьников, по сравнению с прошлым годом, существенно не изменились, а  количество подростков затруднившихся ответить в 6 классе снизилось на 1%, в 9 классе – 3%.  Можно сделать вывод, что с возрастом у подростков происходят изменения в  самопринятии. Они лучше понимают свои особенности и могут определить  причины своей лени.   8. Как вы понимаете, что ленитесь? 5.6 класс: если нет желания, что­то делать;                    настроение упало, глаза закрываются;                    усталость наступает;                    хочется спать, когда начинаю зевать;                    никак, я не ленюсь и т.п.  Затруднились ответить: 5 класс­ 7%                                          6 класс – 7% 8­9 класс: если нет желания, что­то делать;                    глаза закрываются;                    вялость;                    хочется, чтобы тебя не трогали и т.д. Затруднились ответить: 8 класс – 0%                                          9 класс – 0% Можно сделать вывод о том, что учащиеся 6, 9 классов понимают ситуации,  когда они ленятся, но среди младших подростков 7% учащихся затрудняются с  ответом. Они никогда не задумывались над этим вопросом.     9. «Считаете ли вы, что лень ­ негативное явление в жизни человека»      23 Ответы Да Нет Затрудняюс ь       Ответы Да Нет Затрудняюс ь 6 класс 2016­17  уч.г. 5 класс 2015­16  уч.г. 16 чел.­ 60% 19 чел.­73% 10чел.­37% 4 чел.­ 16% 1чел.­3% 3 чел.­ 11% 8 класс 2015­16  уч.г. 9 чел.­40% 11 чел –  9 класс 2016­17  уч.г. 52% 7 чел.­33% 6 чел­ 28% 6 чел.­27% 4 чел.­  20%         Оценивая возрастные особенности респондентов, мы наблюдаем, что  шестиклассники более отрицательно относятся к данному вопросу, чем учащиеся 9  класса. 73% учащихся 6 класса считают лень негативным явлением в жизни  человека и 52% учащихся 9 класса осуждают проявление лени. Кроме, того  анализируя данные за два года, можно сказать, что с возрастом увеличилось  количество школьников, понимающих, что лень не приносит человеку пользу. В 6  классе таких детей стало на 13% больше, а в 9 классе – на 12%. Гендерные различия в отношении к лени среди школьников показывают, что среди  учащихся 6 и 9 классов девочки более негативно относятся к лени, чем мальчики.             Варианты ответов 6 класс Всего 9   класс Всего Да М % Д % 60% 76% 19  чел. д м 37% 50% 11  чел. 24 20% 14% 4 чел. 20% 10% 3 чел. Нет Затрудняюсь * % высчитываются от количества мальчиков и девочек в классе. 9.«В чём вам мешает лень?» 5.6 класс: во всём; в учёбе; 37% 30% 6 чел. 26% 20% 4 чел.                   вовремя собраться;                   в спорте и т.п.                    Затруднились ответить: 5 класс­ 15%                                          6 класс – 3% 8­9 класс: во всём;                    в учёбе;                     в спорте;                    в домашних делах, по хозяйству;                   в достижении цели и т.п. Затруднились ответить: 8 класс – 5%                                          9 класс – 3% Результаты обследования подтверждают, что 3% учащихся 6 и 9 класса  затруднились с ответом на вопрос анкеты. По сравнению с прошлым годом  количество таких учащихся в 6 классе снизилось на 12%.  10.«В чём вам помогает лень или бывает полезной?»  5.6класс: поспать, когда нужно идти к врачу, во всём, от несчастного случая,  иногда, никогда не помогает.                    Затруднились ответить: 5 класс­ 10%                                          6 класс – 10% 8­9 класс: во всём;                    в учёбе;                     в спорте;                    в домашних делах, по хозяйству;                   в достижении цели и т.п. Затруднились ответить: 8 класс – 5%                                          9 класс – 3% Результаты обследования подтверждают, что 10% учащихся 6 и 3% 9 класса  затруднились с ответом на вопрос анкеты. По сравнению с прошлым годом  количество таких учащихся в 6 классе не изменилось, они не видят пользы в лени, а  количество таких учащихся в 9 классе снизилось на 2%.  11.«Удаётся ли вам справляться с собственной ленью?»  Ответы 5 класс 2015­16  уч.г. 6 класс 2016­17  уч.г. 25 Да Нет Иногда      14 чел.­ 52% 15 чел.­ 57% 2 чел.­ 7% 11 чел.­ 41% 10 чел.­ 38% 1 чел.­ 5% 9 класс 2016­17  уч.г.  Ответы 8 класс 2015­16  уч.г. 4 чел.­ 18% 6 чел.­28% 1 чел.­ 5% 1 чел.­5% 18 чел.­ 77% 14 чел.­ 67% Да Нет Иногда   Из   диаграммы   видим,   что   57%   учащихся   6   класса   успешно   справляются   с собственной ленью, за период обучения количество таких школьников увеличилось на 5%. Среди девятиклассников таких учащихся только 28%, хотя этот показатель увеличился на 10%.  Затрудняются или вовсе не могут справиться с ленью в 6 классе 43%, в 9 – 72% учащихся. Им необходимо поработать над собственной мотивацией.         Рассматривая гендерные различия, имеем следующие результаты исследования:   Варианты ответов 6 класс Всего 9 класс Всего Да Нет Иногда М% Д% 50% 62% 15 чел 1 чел 10% 0 40% 38% 10 чел М% Д% 37% 37% 6 чел 1 чел 12% 0 51% 63% 14 чел * % высчитываются от количества мальчиков и девочек в классе.   Из   таблицы   видим,   что   среди   учащихся   6   класса,   девочки   более   успешнее справляются с ленью, чем мальчики, а в 9 классе – количество оказалось равным.   12.   «Какие   способы   преодоления   своей   лени   вы   применяете   и   могли   бы посоветовать другим подросткам?»  Способы 6 класс 9 класс 26 Заняться спортом и слушать музыку Нужно заставить себя что­то делать, «действуй», говорить «надо» Умыться   холодной   водой   и   подышать   свежим воздухом Внушение, повысить мотивацию Ударить себя, крикнуть, приказать  Попросить помощи у родителей Помолиться богу Не знаю 3 чел.­10,5% 1 чел.­4,5% 10 чел.­ 34% 1 чел.­4,5% 1чел.­3,5% 14 чел.­64% 2 чел.­9% 2 чел.­9% 1 чел.­4,5% 12 чел.­43% 1 чел.­4,5% Учащиеся 6 класса – 43% затрудняются дать определённый способ борьбы с ленью, 31% учащихся предлагают преодолевать себя, остальные школьники рекомендуют физические упражнения, музыку, воздушно­водные процедуры.  Учащиеся   9   класса   перечислили   способы   преодоления   собственной   лени   и предложили следующее: 6. Использовать внушение, мотивировать себя на работу ­ 64% учащихся; 7. Использовать  физическое воздействие (крикнуть, ударить себя, привести в чувство) – 9% учащихся; 8. Попросить помощи у родителей – 9% учащихся; 9. Другие способы – 13%; 10.Не знают способов преодоления лени – 4,5%.    Можно сделать вывод о том, что более старшие подростки эффективно пользуются способами преодоления лени.   27 Приложение 3 Рекомендации для школьников по преодолению с ленью: Причины   лени   могут   быть   самые   разные,   но   чтобы   избавиться   от   лени,   нужно научиться   ставить   четкие   цели,   развивать   в   себе   уверенность,   заставлять   себя работать, воспитывать в себе любовь к труду.  Каждый   может   выбрать   для   себя   способ   избавления   от   лени,   но   психологи рекомендуют начать с трёх: ­поделите дела на части; ­вознаграждайте себя; ­не откладывайте дела на завтра. А так же: полезны пробежки, физические нагрузки, полноценный сон. 28

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)

Исследовательская работа по психологии на тему: "Почему и как мы ленимся?" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2017