Профилактика суицида
Оценка 4.6

Профилактика суицида

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
психологическая работа +1
7 кл
16.11.2017
Профилактика суицида
Спусковым крючком для подросткового суицида часто становится подобный поступок молодёжного кумира, героя книг или фильмов, близких друзей или любимых. В этих случаях подростки пытаются «срисовать» образ «героя», который по их представлениям может помочь им преодолеть узловые этапы индивидуальной эволюции. Привыкнув к опеке со стороны взрослых, подростки часто рассматривают суицидальные попытки как своеобразную, но подконтрольную взрослым игру, оставаясь в глубине души уверенными, что те не разрешат им довести суицид до конца.2. Аффективный: совершение суицидальной попытки на высоте аффекта, который может длиться от нескольких минут до часов и суток. Возможна и аффективная демонстрация при желании чтобы смерть «произвела впечатление». 3. Истинный: имеет место при постепенно вынашиваемом намерении покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной, чтобы суицидным действиям «не помешали».
rabochaya_tetrad_psihologa_pri_profilaktiki_suicida.doc

Суицид (от англ. suicide) – самоубийство – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл.

 Определение: под попыткой суицида подразумевается в меньшей степени стремление к смерти, чем вызов окружающему миру. Конечно, возможно, что эта попытка заканчивается смертью или всерьёз задуманное самоубийство не удаётся.

Симптоматика: Согласно Ringel (1978) (6) суицид рассматривается как «завершение болезненного развития»; типичным для фазы перед совершением суицидальной попытки является «пресуицидальный синдром».

Общие черты:

Виды суицида

 1. Демонстративный: разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой, с расчётом, что вовремя спасут. Все действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное к себе внимание, разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей (например, наказаний за совершённые правонарушения или проступки), или, наконец, чтобы наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих, или чтобы доставить ему серьёзные неприятности. Место, где совершается демонстрация, свидетельствует обычно о том, кому она адресована.

Внимание: демонстративные по замыслу действия вследствие неосторожности, неправильного расчёта или иных случайностей могут обернуться роковыми последствиями. Более того, у подростков обнаруживается определённая склонность к повторению суицидных попыток и демонстраций!

Поэтому оценка поступка как демонстративного требует тщательного анализа всех обстоятельств

2. Аффективный: совершение суицидальной попытки на высоте аффекта, который может длиться от нескольких минут до часов и суток. Возможна и аффективная демонстрация при желании чтобы смерть «произвела впечатление».

3. Истинный: имеет место при постепенно вынашиваемом намерении покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной, чтобы суицидным действиям «не помешали».

Значение разного рода проблем неодинаково в зависимости от типа суицидального поведения подростков (см. таблицу):

 

Проблемы,

личностные
особенности

Виды суицида

демонстративный

аффективный

истинный

Семейные

51-52 %

51-52 %

13 %

Любовные

24 %

28 %

61 % (сексуальные)

Школьные

26 %

29 %

12 %

Угроза наказания

12 %

4 %

-

Алкогольное опьянение

16 %

26-27 %

26-27 %

Акцентуации характера:

-     истероидная

-     эпилептоидная

-     лабильный

-     сензитивный

-     конформный

-     циклоидный

 

50 %

32 %

9 %

-

9 %

-

 

23 %

4 %

37 %

18 %

18 %

-

 

-

-

-

63 %

-

25 %

 

Особенности подросткового суицидального поведения

Сам по себе подростковый возраст означает символическое умирание детства и переход человека на новый уровень. При этом в возрасте 14-15 лет должен «подключиться» архетип самоидентификации, сыновний архетип, который помогает человеку оторваться от символической «пуповины», связывающей его с родителями. Одной из важнейших причин самоубийств у подростков считается отсутствие уверенности и самоидентификации. Большинство детей переживают этот возраст бурно, но нормально.  Беспокойство должны вызывать те ребята, особенно мальчики, у которых переходный возраст проходит слишком гладко, как будто его нет, а так же дети из семей, где нарушен нормальный контакт с родителями. Ребята с задержкой развития бессознательного, лишённые руководящей информации из подсознательного на этапе инициации: перехода от беспечного, но зависимого положения ребёнка к обременённой ответственностью свободе взрослого, чувствуют дискомфорт, испытывают непонятную депрессию. Они не знают, как «выпрыгнуть» из детства, а всё, что им может предложить их обеднённое подсознание, это опыт их биологического рождения, тесно переплетающийся в психике с образом смерти. Подростки пытаются «спасти» себя через смерть-возрождение.

Спусковым крючком для подросткового суицида часто становится подобный поступок молодёжного кумира, героя книг или фильмов, близких друзей или любимых. В этих случаях подростки пытаются «срисовать» образ «героя», который по их представлениям может помочь им преодолеть узловые этапы индивидуальной эволюции. Привыкнув к опеке со стороны взрослых, подростки часто рассматривают суицидальные попытки как своеобразную, но подконтрольную взрослым игру, оставаясь в глубине души уверенными, что те не разрешат им довести суицид до конца.

Суицид в 18-25 лет обычно связан с отдалёнными отголосками не пройденного переходного возраста, «переношенные дети, задыхающиеся в материнской утробе». Жизнь требует от них зрелости, соответствующей биологическому возрасту, а подсознание безмолвствует, не говорит, как это можно реализовать  наилучшим образом. Отсюда же берут начало и неправильный выбор профессии, и неудачный брак, и равнодушие к детям.

 

 

                                 Группы детей, склонных к суициду

 1. Отличники, т.к. к ним все предъявляют повышенные требования, а если они не справляются с заданным «стандартом», то начинают испытывать чувство неудовлетворения собой, способное привести к депрессивному состоянию. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.

2. Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.

3. Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, которые они в силу субъективных причин не могут выполнить.

    4. Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном, это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате.

 

Работа психолога по профилактике суицидального поведения

 Работа психолога по профилактике суицидального поведения может осуществляться  в следующих направлениях:

– снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации;

– уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;

– формирование компенсаторных механизмов поведения;

– формирование адекватного отношения к жизни и смерти.

Известно, что всякая агрессия – внутренняя или внешняя – является признаком кризиса. Психологу необходимо быть информированным о важнейших кризисных ситуациях детей и подростков, уметь выявлять их и оказывать своевременную помощь.

В. Г. Балакирев и Л. Додсон разработали эффективную методику психологической помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. Она состоит из констатирующей и психокоррекционной частей.

Констатирующая включает три встречи-сессии с группами.

Темы сессий: «Типы кризисных ситуаций», «Содержание и выражение переживаний в кризисных ситуациях», «Способы преодоления кризисных ситуаций»…

Встречи проводятся по одному сценарию:

1) групповое обсуждение предложенной психологом темы;

2) выполнение индивидуальных творческих заданий;

3) обмен впечатлениями или обсуждение в группе.

На  первой сессии составляется «банк историй», отражающих все основные области жизни детей, выполняются творческие задания (записать или нарисовать свою историю) и проводится беседа по заданию с элементами активного, эмпатического слушания.

Вторая сессия посвящена разыгрыванию и обсуждению историй с последующей интерпретацией переживаний детей, их записью и рисованием.

На третьей сессии после актуализации кризисных ситуаций и чувств, которые они вызывают, участники проясняют способы, которые они использовали бы для преодоления неприятных переживаний, а затем проигрывают свои истории с последующим повторным анализом. При этом внимание детей обращается на изменения, которые произошли в их чувствах. В заключение записываются все известные способы преодоления неприятных переживаний.

При анамнезе материала констатирующей части выявлены следующие причины кризисных ситуаций у подростков 12 лет: наибольшее количество отрицательных переживаний приходится на отношения с родителями – 30 %, связано с темой животных (их потеря, смерть, желание приобрести) – 30 %, учителем – 15 %.

Коррекционная часть представляет собой две сессии, построенные в форме «Я-сообщений» с использованием элементов психосинтеза и психодрамы. Работая с подростками в кризисных ситуациях, психолог может применять различные техники: ментального переживания; внутреннего диалога; самоосвобождения и др. (П. Теппервайн) или кризисной интервенции (Е. Миндельман, Э. Эриксон), которая может проводиться в форме кризисной психотерапии, кризисного консультирования или «телефона доверия». При диагностике суицидального поведения подростков можно применять комплекс методик, адаптированных М. В. Горской: опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» и «Метод незаконченных предложений».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опросник Г. Айзенка включает в себя описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник даёт возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

Инструкция: Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2.1,0. Если утверждение Вам подходит, то обведите кружком цифру «2», если не совсем подходит – цифру «1»; если не подходит – «0».

1. Часто я не уверен в своих силах.

2    1    0

2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход.

2    1    0

3. Я часто оставляю за собой последнее слово.

2    1    0

4. Мне трудно менять свои привычки.

2    1    0

5. Я часто из-за пустяков краснею.

2    1    0

6. Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом.

2    1    0

7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.

2    1    0

8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое.

2    1    0

9. Я часто просыпаюсь ночью.

2    1    0

10. При крупных неприятностях я обычно виню только себя.

2    1    0

11. Меня легко рассердить.

2    1    0

12. Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни.

2    1    0

13. Я легко впадаю в уныние.

2    1    0

14. Несчастия и неудачи ничему меня не учат.

2    1    0

15. Мне приходится часто делать замечания другим.

2    1    0

16. В споре меня трудно переубедить.

2    1    0

17. Меня волнуют даже воображаемые трудности.

2    1    0

18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая её бесполезной.

2    1    0

19. Я хочу быть авторитетом для окружающих

2    1    0

20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться.

2    1    0

21. Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни.

2    1    0

22. Нередко я чувствую себя беззащитным.

2    1    0

23. В любом деле я не довольствуюсь малым, я хочу добиться максимального успеха.

2    1    0

24. Я легко сближаюсь с людьми.

2    1    0

25. Я часто копаюсь в своих недостатках.

2    1    0

26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния.

2    1    0

27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь.

2    1    0

28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется.

2    1    0

29. Меня легко убедить.

2    1    0

30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности.

2    1    0

31. Предпочитаю руководить, а не подчиняться.

2    1    0

32. Нередко я проявляю упрямство.

2    1    0

33. Меня беспокоит состояние моего здоровья.

2    1    0

34. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски.

2    1    0

35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

2    1    0

36. Я неохотно иду на риск.

2    1    0

37. Я с трудом переношу время ожидания.

2    1    0

38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки.

2    1    0

39. Я мстителен.

2    1    0

40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.

2    1    0

 

Ключ:

1.

Шкала тревожности:

1

5

9

13

17

21

25

29

33

37

2.

Шкала фрустрации:

2

6

10

14

18

22

26

30

34

38

3.

Шкала агрессии:

3

7

11

15

19

23

27

31

35

39

4.

Шкала ригидности:

4

8

12

16

20

24

28

32

36

40

 

При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпавших с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ «2» начисляется 2 балла, за ответ «1» – 1 балл. Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале = 10. Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.

 

 

 

 

Метод незаконченных предложений 

При использовании метода незаконченных предложений подростку предлагается продолжить следующие предложения:

Завтра я…

Когда я закончу школу…

Наступит день когда…

Я хочу жить, потому что…

 

Вопросы психолога для беседы 

Примерные вопросы при беседе для оценки риска суицида.

При попытке определения риска или опасности суицида бывает полезно иметь перед собой серию вопросов для оценки факторов риска. Они представляют собой пример того, как должна быть построена фраза и употребляются в качестве общей директивы. Очень важно так сформулировать этот вопрос, чтобы чувствовать себя достаточно уверенно и спокойно.

Вопросы:

1. Почему Вы обратились за консультацией именно сейчас?

2. Было ли у Вас чувство подавленности в последнее время?

3. Бывали ли у Вас мысли о том, что жизнь безнадёжна?

4. Возникало ли у Вас желание умереть?

5. Сколько раз? Как часто Вас посещали эти мысли? Как долго они длились? Когда последний раз они приходили к Вам?

6. Происходило ли в Вашей жизни что-то такое, что подталкивало Вас к саморазрушительным действиям?

7. Пытались ли Вы убить себя?

8. Как Вы это делали?

9. Почему попытка не удалась? Вам оказали помощь? В чём именно она заключалась?

10. Что произошло  с Вами после этого?

11. Собираетесь ли Вы ещё совершить суицидальную попытку? Как? Когда?

12. Есть ли у Вас план?

 

 Для того чтобы оценить на месте фактор риска, необходимо время.

Риск суицида возрастает, если:

– это не первая попытка;

– подросток выдвигает серьёзные мысли на этот счёт;

– есть план действий;

– готова предсмертная записка.

 Помните, чем конкретнее план, тем выше риск. Это не означает, что подросток со смутными мыслями о самоубийстве не должен восприниматься всерьёз, ведь ребята в этом возрасте очень импульсивны. Они могут совершить суицид, не прибегая к планированию или детальной разработке его плана.

 

С л е д у ю щ и е  в о п р о с ы  помогут определить эмоциональное состояние подростка. Чем сильнее ощущение безнадёжности, тем выше риск.

1. Есть ли какие-нибудь надежды на будущее? На следующую неделю? На год?

2. Что Вы думаете о будущем?

3. Есть ли какой-то выход из создавшегося положения?

4. Кто мог бы оказать Вам поддержку?

5. Обращались ли Вы за помощью к психологу или психотерапевту?

 

  Важно определить также, есть ли у подростка модель суицидального поведения. Риск возрастает в том случае, если в его семье или близком окружении бывали случаи суицида, как способ прекращения страдания. Это упрощает для подростка принятие такой возможности решения проблем. Тогда можно с п р о с и т ь:

1. Кто-то в Вашей семье говорил о самоубийстве? Делал попытки? Совершал самоубийство?

2. Кто-нибудь из Ваших друзей говорил когда-нибудь о суициде? Пытался это сделать? Совершал самоубийство?

 

Притча о Вечной Жизни

Король Аноширван, которого народ называл Справедливым, как-то однажды прогуливался по своим владениям.

На залитом солнцем косогоре он заметил почтенного старца, согнувшегося в какой-то работе.

Вместе со своей свитой король подошёл поближе и увидел, что старик сажает маленькие саженцы-однолетки.

«Что ты делаешь?» – спросил король.

«Я сажаю деревья, – ответил старец, – Ореховые».

Король удивился: «Ты уже так стар. Для чего ты сажаешь эти ростки, чью листву ты никогда не увидишь, в чьей тени ты никогда не сможешь укрыться и чьих плодов ты никогда не попробуешь?».

          Старик взглянул на него и сказал: «Те, кто были до нас, посадили, и мы собираем урожай.  Мы сажаем теперь, чтобы те, что придут после нас, тоже смогли кормиться».


Суицид (от англ. suicide) – самоубийство – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из…

Суицид (от англ. suicide) – самоубийство – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из…

Значение разного рода проблем неодинаково в зависимости от типа суицидального поведения подростков (см

Значение разного рода проблем неодинаково в зависимости от типа суицидального поведения подростков (см

Ребята с задержкой развития бессознательного, лишённые руководящей информации из подсознательного на этапе инициации: перехода от беспечного, но зависимого положения ребёнка к обременённой ответственностью свободе взрослого,…

Ребята с задержкой развития бессознательного, лишённые руководящей информации из подсознательного на этапе инициации: перехода от беспечного, но зависимого положения ребёнка к обременённой ответственностью свободе взрослого,…

Работа психолога по профилактике суицидального поведения

Работа психолога по профилактике суицидального поведения

При этом внимание детей обращается на изменения, которые произошли в их чувствах

При этом внимание детей обращается на изменения, которые произошли в их чувствах

Опросник Г. Айзенка включает в себя описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть

Опросник Г. Айзенка включает в себя описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть

Меня волнуют даже воображаемые трудности

Меня волнуют даже воображаемые трудности

У меня резкая, грубоватая жестикуляция

У меня резкая, грубоватая жестикуляция

Метод незаконченных предложений

Метод незаконченных предложений

Есть ли у Вас план? Для того чтобы оценить на месте фактор риска, необходимо время

Есть ли у Вас план? Для того чтобы оценить на месте фактор риска, необходимо время

Притча о Вечной Жизни Король

Притча о Вечной Жизни Король
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2017