Урок психологии «Уверенное и неуверенное поведение»
Оценка 4.7

Урок психологии «Уверенное и неуверенное поведение»

Оценка 4.7
Работа в классе +1
doc
психологическая работа +1
7 кл
11.02.2017
Урок психологии «Уверенное и неуверенное поведение»
Сценарий урока психологии направлен на формирование убеждений в преимуществах уверенного поведения перед неуверенным; знакомство с признаками уверенного и неуверенного поведения; приобретение опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения. В ходе урока дети устанавливают различия и причины пассивно-зависимой и агрессивной формы неуверенного поведения, приобретают опыт эффективного поведения в различных ситуациях,Сценарий урока психологии в 7 классе "Уверенное и неуверенное поведение"
Уверенное и неуверенное поведение.doc
Урок психологии в 7 классе Тема «Уверенное и неуверенное поведение» Цель:   формирование убеждений в преимуществах уверенного поведения перед неуверенным.    познакомить с признаками уверенного и неуверенного поведения; приобретения опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения. Задачи:     создать доверительную атмосферу в среде подростков;  развивать умение анализировать поступки и желания,  дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, агрессивности в поведении  людей; развивать творческое мышление учащихся. Ход занятия Развитие уверенности в себе начинается с  устранения демона, который называется страх;  этот демон сидит у человека на плече и  нашёптывает ему: «Ты не сможешь это сделать…»  Н. Хилл. Закон успеха 1.Организационный момент.  Опрос самочувствия, готовности, уверенности (на пальцах) Вот об этом как раз и предлагаю поговорить сегодня. Запись в тетради: Тема урока «Уверенное и неуверенное поведение».  Кроме   того,   наблюдая   за   поведением   собеседников,   можно   выделить   несколько   наиболее распространенных форм поведения: уверенное/неуверенное (пассивно­зависимое или агрессивное). Люди нередко испытывают неуверенность в себе. И это ощущение не очень приятно. Зачастую люди прибегают к крайним  мерам: курению, алкоголю, наркотикам, красят волосы в неестественные тона,   прокалывают   разные   части   тела,   чтобы   спрятаться   за   ними;   чтобы   почувствовать   себя увереннее.  Как вы считаете, какое поведение можно назвать уверенным? Чтобы ответить на вопрос выполним упражнения: 2. Разминка ­ Прочувствуем состояние уверенности в себе:  сядем уверенно на стул...  посмотрим друг на друга уверенно...  пожмем уверенно руку соседу... Обсуждение:   Поделимся впечатлениями: что вы ощущали?   Что такое уверенный взгляд, уверенное рукопожатие?   Как мы сидим уверенно (расправив плечи, ненапряженно)? ­Затем ведущий предлагает прочувствовать неуверенное поведение:        сядем неуверенно на стул...  посмотрим друг на друга неуверенно...  пожмем неуверенно руку соседу... Обсуждение:   Поделимся впечатлениями: что вы ощущали?  Что такое неуверенный взгляд, неуверенное рукопожатие?   Как мы сидим неуверенно (опустив плечи, напряженно)? 3. Упражнение « С разных позиций» Все участники разбиваются на пары и разговаривают друг с другом в трех разных ситуациях:    один из участников стоит на стуле и смотрит на другого сверху вниз; один становится на колено, наклоняет голову, принимает позу просителя; двое сидят и разговаривают, находясь в равных позициях.  При обсуждении вводится понятие общения «на равных», общения «сверху», общения «снизу». Обсуждение:   Какие   чувства   испытывает   человек,   демонстрирующий   агрессивное,   неуверенное   и уверенное поведение?  Различаются ли чувства агрессивного и неуверенного человека? Докажите это. 4. Упражнение. Давайте сейчас вместе подумаем, по каким признакам мы можем отличить уверенного в себе  человека от неуверенного. Предлагаю «познакомиться» с уверенным и неуверенным поведением  поближе. Каждая тройка получает свое задание:      1 группа: с помощью цвета (обратить внимание на размер рисунка, энергию, цвета); 2 группа:  с помощью музыки (октава, тон, тембр, громкость звучания); 3 группа: с помощью скульптуры (мимика, жесты, расположение в пространстве); 4 группа: с помощью походки; 5 группа: с помощью метафоры (на что похожа уверенность и неуверенность). 5. Работа с таблицей.   Раздать каждому по 2­3 карточки с информацией, из которых нужно составить таблицу: Индикаторы Уверенное поведение Неуверенное поведение Пассивно­зависимое Агрессивное Отсутствие контакта глаз; смотрят  себе под ноги, на потолок, на свои  бумаги, но не в глаза собеседнику. Пристальный взгляд прямо в глаза собеседнику Стремится к увеличению: от  партнёра «отступают», начинают  говорить с большого расстояния. Напряжённая. Дрожь и хаотичные  движения. Судорожно перебирают  бумаги, не знают куда деть руки. Говорят тихо, сбивчиво, стремятся  сократить паузы в разговоре. Фразы  неоправданно затянуты. Оправдания, извинения, излишне  длинное и путанное объяснение. Минимальная, на партнера  всё время «наступают»,  вторгаются на его  территорию. Бурная. Размахивают  руками, совершают шумные  и хаотичные движения,  стучат дверями и бьют  посторонние предметы. Злость, ярость. Крики, вопли, угрожающие  интонации. Собеседника  совсем не слушают, не дают  договорить. Говорят  короткими, рублеными  фразами. Упрёки, угрозы, приказы,  оскорбления. Обоснования  не даются. Не может отстаивать свою позицию;  Первое «нет» приводит к его отказу  После отказа не уходит, а  упорно пытается добиться  Контакт глаз Дистанция общения Устойчивый контакт глаз: в  глаза партнёру смотрят в  момент предъявления  требований, отводят взгляд,  когда слушают возражения. Оптимальная. Соответствует принятым в данной среде  стандартам дистанции  официального общения. Жестикуляция Соответствует смыслу выше  сказанного. Тон, громкость  голоса Содержание речи Социальные  контакты Говорят достаточно громко,  чтобы быть услышанным  собеседником. Уверенные  интонации. Собеседника  внимательно выслушивают. Краткое и четкое  информирование о своих  правах, желаниях,  намерениях, действиях. Умеет просить;  Умеет отказать;  Чувства Спокойствие, уверенность. Страх, тревога, вина. Умеет принимать отказ;  Склонен к компромиссам,  предлагает их сам.  от дальнейших попыток добиваться  своего;  Не умеет просить;  Не может отказать;  Ему трудно убеждать собеседника,  приводя аргументы;  своего; Любит восхвалять себя; Может просить и  отказывать; Оказывает давление на  собеседника  Перечень признаков уверенного в себе человека  одновременно является и инструкцией по выработке навыков уверенности в себе.  Поэтому каждый признак следует тщательно обсудить с ребятами для того, чтобы убедиться, насколько   они   принимают   его   и   насколько   хорошо   его   запомнили.   На   это   обсуждение   можно потратить значительное время. 6. Работа в тетради. После групповой дискуссии подводятся итоги, и делается вывод, что: Поведение   человека   бывает   двух   типов:   уверенное   и   неуверенное   (как   два   «полюса» неуверенного   поведения   –   агрессивность   и   застенчивость).   Иногда   уверенное   поведение рассматривается как промежуточное между застенчивым и агрессивным, агрессия трактуется как следствие   избыточности   уверенности.   Между   тем   результаты психологических   исследований агрессивности убедительно показывают, что она в большинстве случаев сопровождается не чрезмерно высокой, а как раз недостаточной уверенностью в себе. Корректнее говорить о том, что она, как и застенчивость, представляет собой один из вариантов проявления полюса неуверенного поведения. Таким образом: "Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и  претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в  отношении своего окружения" Уверенные в себе люди характеризуются:   независимостью; самодостаточностью. Внешние признаки уверенного человека: выглядит спокойным; держится с достоинством; открытый взгляд; ровная осанка; спокойный и уверенный голос. Уверенный в себе человек умеет:          чувствовать ситуацию, держаться с достоинством (жесты, голос), понимать границы  физического и психического; адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, принять критическое замечание в свой  адрес; действовать четко и организованно, быть настойчивым; открыто высказывать и отстаивать своё мнение, без враждебности и самозащиты. 7. Самооценка  Оценить названные параметры в 10 баллах. Обсуждение: Проблемы и ресурсы. Таким образом: Неуверенный человек может быть застенчевым:      очень тихим, незаметным,  ходить ссутулившись и опустив голову,  избегать прямого взгляда,  пасовать перед любым давлением на него.  уходит от прямого обсуждения проблемы,   склонен говорить о своих желаниях и потребностях в косвенной форме,  пассивен, не готов принять предложение партнера.  Но может проявляться и в агрессии:         человек кричит,  оскорбляет,  размахивает руками,  смотрит с подозрением и т.п.  проявляется требовательность и враждебность,  человек «переходит на личности»,  пытается наказать другого человека, а не удовлетворить свои потребности. Вопрос:   В   чем   различия   пассивно­зависимой   и   агрессивной   формы   неуверенного поведения? Отличительная особенность уверенного поведения – кому приписывают ответственность. Застенчивые люди приписывают ее самим себе (рассуждения выстраиваются по типу «У меня не получается, потому что я сам плохой») Агрессивные же перекладывают ответственность на других людей или на окружающую действительность в целом. (У меня не получается, потому что ты мне мешаешь).  7. Причины неуверенного и агрессивного поведения. Неуверенность в себе наиболее ярко проявляется в поведении в ситуациях, связанных с общением. Так, В.Г. Ромек отмечает следующие проявления неуверенности:        страх быть отвергнутым,  заниженная самооценка,  нерациональные убеждения,  излишнее стремление «соблюдать приличия»,  отсутствии навыков выражения чувств, опыта. не хватает ассертивности, поскольку у них нет опыта.  Несмотря   на   то,   что   уверенное   поведение   сильно   зависит   от   особенностей   семейного воспитания и взаимоотношений с родителями, проявляется оно в общении со сверстниками. Это дает огромные возможности для развития навыков уверенного поведения в специально организованных группах.   Необходимо   смоделировать   условия,   в   которых   возможно   сформировать   навыки уверенности   в   себе.   Оптимальные   условия   для   этого   создает   психологический   тренинг.   Тренер помогает осознать неэффективность стиля общения и заменить его на эффективный стиль. 8. Закрепление Упражнение «Три способа поведения»  Участники разыгрывают сценки конфликтных ситуаций, в которых им дается задание вести себя в соответствии с одним из стилей поведения:    застенчиво   (говорить   виноватым   тоном,   тихим   голосом,   соглашаться   с   возражениями собеседника),  уверенно   (говорить   спокойно,   умеренно­громко,   глядя   прямо   на   собеседника,   настойчиво излагать свои требования и при необходимости повторять их, не прибегать к обвинениям и угрозам),  агрессивно (говорить громко, энергично жестикулировать, требовать, приказывать, угрожать).  Каждая сценка проигрывается трижды (1­2 минуты на повтор), в парах. Один из партнеров ведет себя согласно какому­либо стилю, другой – так, как считает нужным.  Психологический   смысл:   демонстрация   уверенного   поведения   в   конфликтной   ситуации посредством   сравнения   с   другими   стилями.   Тренировка   уверенного   поведения.   Обсуждение   и осознание плюсов и минусов каждого из стилей поведения. Обсуждение:  Что находится в душе, в сердце у агрессивных подростков?   Может ли агрессивный человек быть лидером? Если «да», то чем характеризуется его  группировка?  Чем вызвана неуверенность? Может ли человек в состоянии неуверенности добиться чего­ либо?  Друзей с каким типом поведения вы бы предпочли иметь рядом с собой?  Какое поведение самое успешное?    6. Упражнение «Оптимальные варианты»  Участники объединяются в 3 группы. Им предоставляются конфликтные ситуации:  1. Ты   купил   плеер,   принес   домой,   а   он   не  работает.   Попросил   заменить   в   магазине,   а   там сказали, что менять не будут;  2. Ты стоишь в очереди, и вдруг какие­то парень с девушкой встают прямо перед тобой, как будто так оно и нужно;  3. Ты договорился с друзьями идти на дискотеку по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький еще!»; Задача участников – продумать, прорепетировать и продемонстрировать сценки, отражающие оптимальные (т.е. позволяющие добиться цели с наибольшей вероятностью  и с наименьшими затратами   сил)   варианты  уверенного,   агрессивного   и   застенчивого   поведения   применительно   к каждой ситуации. Психологический   смысл:   повышение   гибкости   в   разных   ситуациях,   демонстрация   типов поведения   и   того,   что   в   зависимости   от   ситуации   могут   быть   оптимальны   разные   стратегии поведения. 9. Упражнение "Копилка моих ресурсов" Уверенное поведение зависит от внутренней  позиции человека Психологический смысл упражнения: Предоставление возможности для самопрезентации.  Инструкция: Участникам предлагается записать по буквам своё имя и подобрать начинающиеся на  каждую из этих букв слова, характеризующие их. На размышления даётся 4­5 мину. Потом каждый  называет своё имя и те характеристики, которые ему удалось придумать.  Анализ:  1. Трудно ли было искать характеристики?  2. Кому хотелось бы добавить другие характеристики, которые вам очень подходят, но их названия не начинаются на буквы, входящие в имя? 5. Итоговый круг «Интересное ­ полезное» Теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и  полезным. А может быть, кому­нибудь что­то показалось неправильным или обидным? Каждый может сказать несколько слов. Итог урока:  Перед уверенным человеком открываются двери и сердца, уверенный человек быстрее  добивается целей, уверенный человек легче строит гармоничные отношения (дружеские, семейные,  любовные, деловые).  Шаг к уверенности — это всегда маленький шаг к успеху! Домашнее задание 1.   Подумайте   и   запишите   в   дневнике   ситуации,   которые   вызывают   у   вас   волнение, неуверенность   в   себе.   Опишите   в   каких   ситуациях   вы   можете   почувствовать   себя   максимально уверенно, спокойно. 2. Осуществите анализ своего состояния в момент волнения: что чувствуете, что особенно вам мешает, а что может вернуть состояние покоя, как  выглядите в такой ситуации.  На этом наш урок заканчивается. До следующей встречи!

Урок психологии «Уверенное и неуверенное поведение»

Урок психологии «Уверенное и неуверенное поведение»

Урок психологии «Уверенное и неуверенное поведение»

Урок психологии «Уверенное и неуверенное поведение»

Урок психологии «Уверенное и неуверенное поведение»

Урок психологии «Уверенное и неуверенное поведение»

Урок психологии «Уверенное и неуверенное поведение»

Урок психологии «Уверенное и неуверенное поведение»

Урок психологии «Уверенное и неуверенное поведение»

Урок психологии «Уверенное и неуверенное поведение»

Урок психологии «Уверенное и неуверенное поведение»

Урок психологии «Уверенное и неуверенное поведение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017