Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Какую роль в речи современных школьников играют слова-паразиты?»
Оценка 4.7

Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Какую роль в речи современных школьников играют слова-паразиты?»

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
6 кл
04.02.2019
Исследовательская  работа по русскому языку на тему:    «Какую роль в речи современных школьников играют слова-паразиты?»
Эта работа о том, чего не должно быть в речи подростков,А именно слов-паразитов. Изучая речь одноклассников, ребята определили, почему учащиеся используют в речи ненормативную лексику. Работа для них была интересна и занимательна. Так же они провели опрос родителей. Работа удалась.
Исследовательская работа 1.docx
муниципального автономного общеобразовательного учреждения  города Калининграда средней общеобразовательной школы №26 Исследовательская  работа по русскому языку на тему:  «Какую роль в речи современных школьников играют  слова­паразиты?»            Работу выполнили:  1.Ткаченко Полина 6 «В» 2.Судеревская Карина 6 «В» класс 3.Поваляев Виктор 6 «В» класс                                            Руководитель: Старажук Галина Ивановна                                                         учитель русского языка и литературы 2018 ­2019 учебный год Цель проекта: 1)  анализ речи одноклассников с точки зрения ими общеупотребительной и  ограниченной в употреблении  лексики           2)употребление ненормативной лексики.         3)пополнения словарного запаса учащихся  школы. Задачи проекта: 1. Определить, какое место занимают ­ диалектизмы и профессионализмы в речи  учащихся. 2. Определить понятия "жаргон" и "сленг". 3. Провести  исследование, на основе анкет, среди учеников своего и параллельного  классов следующее: 1) наиболее употребительных жаргонных слов, 2) употребления жаргонизмов, 3) причину потребления школьниками жаргонизмов 4. Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.   5. Систематизировать материал.   6. Сделать выводы по теме исследования.   7. Выполнить компьютерную презентацию.   Гипотеза: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг,  жаргонизмы­ часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с  желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют  смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников. Методы и приемы работы:  чтение и анализ  научной литературы,  анкетирование, анализ анкет, сбор часто употребляемой ненормативной  лексики.  Результаты исследования будут изложены в форме доклада на уроке русского  языка. Объект исследования: учащиеся 6­х классов Введение    В школе  мы   изучаем   русский   язык.  Это   один   из   самых  трудных   школьных  предметов.   Но   ни у   кого   не   возникает сомнений   в том,   что   изучать   русский   язык  надо. Кому  надо? Нам, моим  друзьям­ одноклассникам, тем, кто  придёт в  школу  после  нас. Нашим детям,  внукам.   Всем  нам,  русским  людям. Мы  искренне верим в то,  что  русский  язык –   « великий  и могучий», потому что это язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы.  Однако что же мы слышим сегодня из  уст  современной молодежи? « У тебя клевый прикид», «Классно   мы   потусили   сегодня».  В   чем   же  «величие»  и  «могущество»   языка современной   молодежи   и   школьников?   Бороться   с   ними   или   принимать   их?     Данное противоречие   и   способствовало   возникновению   интереса   к   исследованию   лексики учащихся, определило проблему нашего исследования.                                            ПЛАН Определить состав групп общеупотребительной лексики в речи школьников. Определить, что такое «сленг» ?. Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников 6­ х  классов школы с целью определения: ­ используются ли в речи школьников диалектные и профессиональные слова; ­ причин употребления школьниками  сленга и жаргонизмов. Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.   Сделать выводы по теме исследования.   Выполнить компьютерную презентацию  Этапы исследования: ­Изучение литературы и подбор теоретического материала.  ­Проведение анкетирования, обработка результатов.  ­Написание  проекта.  ­Создание компьютерной презентации Методы исследования:                 ­сбора информации  ­сбор лексики; ­анкетирование;  ­анализ, сравнение; ­ статистические исследования (подсчет, вычисления).  Что такое сленг? Существует несколько определений сленга. Сленг ­ речь какой­либо объединенной общими интересами группы, содержащая много  отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.  Сленг ­ это вариант разговорной речи,  не совпадающий  с нормой литературного языка. Для чего же нужен сленг?     Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной,  говорящий может  наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. (Сравним два выражения. На  книжном, литературном языке: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни».  На сленге:  «Я просто тащусь от этой песни!»)                              Наиболее удачным  определением сленга, по­моему, является такое:          Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся  нежелательными к употреблению в литературном языке.   Причины употребления сленга.       Сленг – разновидность нелитературной речи.  Чаще всего сленгом пользуются  подростки и молодые люди. Предположим, что сленг в речи учащихся является средством повседневной речи.  Возникает вопрос: почему именно так разговаривают школьники, почему сленг прочно  вошел в обиход? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проводили  языковое исследование: анкетировали  обучающихся, проводили наблюдения (и на уроках, и на переменах, и вне школы).   Выясняла, что учащиеся 6­х классов  нашей школы активно используют в своей речи сленг,  которому характерна яркая экспрессивно­стилистическая окраска, поэтому  легко  переходит в разговорно­бытовую речь, в просторечие.  В анкетах  мы попросили указать слова, которые ребята употребляют наиболее часто. Анализ   исследовательской   работы   и   наших   наблюдений   позволили   выделить   в   речи учащихся следующие семантические группы сленга: Название группы Части тела  Примеры   грабли,   заготовки   (руки),   пачка,   башня   (голова), зенки, бельма (глаза), варежка (рот), локаторы (уши); комп       (компьютер), училка   (учительница),   водила   (водитель),   историчка (учитель истории), мент (милиционер); ящик,  телик (телевизор), мобила, сотик (мобильный телефон), видак (видеомагнитофон), дивидишка (DVD); мотик,   мотак   (мотоцикл),   велик   (велосипед),   тачка (машина),   девятка,   десятка,   пятнадцатка   (модели автомобилей) предки,   родичи,   родоки   (родители),   папан,   папка (папа),   маман   (мама),   сеструха   (сестра),   братва (друзья), братуха, браток (брат), мен (парень) домашка   (домашнее   задание),   двойка   (оценка   «2»), пятак (оценка «5»), контроша хавка,   хавать,   хавчик,   жрачка   (еда),   магаз,   магазик (магазин), столовка (столовая) бабки, бабло, баксы, штука классно,   клево,   лафа,   ништяк,   зашибись,   кайф (хорошо,   отлично),   прикольно   (интересно),   круто (отлично), сто пудов, конкретно (точно), по натуре, реально   (правда),   воще   (восхищение),   позорно, стремно,   отстойно   (плохо,   некрасиво),   везуха (везучий), фигня(очень простое) отвали, отвяжись, отцепись, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (неудача), очуметь, обалдеть (удивиться), мутить, наколоть (обманывать), оторвать (достать),   оттянуться   (отдохнуть),   балдею,   тащусь (очень хорошо), слинять, смотать (сбежать), зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), грузить 1 2 3 4 5 Слова,   обозначающие людей по профессии Бытовая техника Транспорт Слова,обозначающие людей по родству 6 Учеба 7 Продукты питания 8 9 Деньги Слова­оценки 10 Глаголы (надоедать,   приставать),   пришить,   забить   (убить), сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать);  крыса,   баран,   свинья,   собака,   лось,   лох,   лошара, тормоз, шестерка, дятел, козел, чмо, дылда, корова 11 Слова,   обозначающие людей   по   их   качеству характера                В результате исследования было выяснено, что обучающиеся активно используют сленг в своей речи. Использование нелитературной лексики чаще всего наблюдается при общении школьников друг с другом и при выражении какого­либо чувства (удивление – круто!, восторг – ва­у!, раздражение – отвянь и т. д.) Но интересен тот факт, что иногда без контекста,   очень   часто   эти   слова   и   выражения     сопровождаются   мимикой   и   жестами. Потому что без  них бывает трудно понять смысл высказывания. Это подтверждается тем, что обучающиеся 6 класса не смогли подобрать все соответствия к сленговым словам и выражениям (например, слово «очуметь» без применения к какой­то ситуации оказалось сложным   для   объяснения).     В   зависимости   от   ситуации   слова   могут   выражать   разнообразные,   вплоть   до   противоположных,   эмоции:   разочарование,   раздражение, удивление,   радость.   Например:   Ну   ты,   блин,   даешь!   (удивление),   Не   мешай,   блин (раздражение), Здорово, блин! (восторг) и т. д. Ученики  считают, что эмоции и чувства, их переполняющие, невозможно выразить литературным языком (одна из причин употребления сленга).                3. Практические исследования 3.1. Проведение анкетирования учащихся с целью  определения На наши вопросы, которые мы задавали обучающимся: «Для чего вы употребляете сленг?» Выяснилось,   что   наиболее   популярными   ответами   были   «Это   модно,   современно», «Помогают   самоутвердиться».   Мы   поняли,   что   ребята,   употребляя   сленг,   следуют   за модой,   боятся   показаться   смешными,   «белой   вороной»,     если   начнут   разговаривать литературным   языком.     Кроме   этого,   присутствует   элемент   самоутверждения, своеобразного протеста против окружающей действительности.     Второй по популярности ответ: «Сленг делает речь понятнее для друзей». Несколько человек   ответили,   что   сленг   придает   речи   живость   и   юмор.       На   вопрос:   «Когда   вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?», многие ответили – нет.  Это говорит о том, что употребление сленга взрослыми недопустимо, по их мнению, и вместе   тем   как бы подтверждают тезис, что сленг – это в большей мере – молодежное явление. При этом интересным   мне   показалось   наблюдение   по   качественному   употреблению   сленга: пятиклассники   и   шестиклассники     чаще   всего   употребляют   слова,   выражающие эмоциональную оценку (клево, круто, прикольно) и слова, относящиеся к школьной жизни (физра, литра, немец)   ребята   высказали мысль, что при незнакомых людях (взрослых, учителях) стараются не употреблять в своей речи сленг.   Из бесед со взрослыми мы выяснили, что и раньше, когда они учились в школе сленг  присутствовал.  Они назвали такие слова: блин, государственная оценка, фигня, шпора, но   употребление этих выражений было низким , этими словами «не швырялись» в открытую,  считалось зазорным произнести вслух при взрослом человеке нелитературное слово.                                                       4. Вывод.        В своей работе мы попытались объяснить причины употребления сленга  как элемента  повседневной речи учащихся. Наши одноклассники  активно используют нелитературную  лексику в своей речи. Исследование необщеупотребительной лексики в   речи доказывает  наличие в лексиконе школьников сленга, диалектных , профессиональных, жаргонных  слов и выражений.      Больше всего в речи  ребята используют сленг, так  как считают его модным. Таким  образом  они хотят создать свой мир, отличный от мира  взрослых. Было также  установлено, что употребление сленга – это некий протест против «серой»  действительности, это элемент самоутверждения, стремления к независимости и  самостоятельности. Немаловажным фактором является и влияние СМИ на речь школьника. Кроме того установлено, что школьники относятся к сленгу как к временному явлению в  их речи. Некоторая часть учащихся вообще не  задумывалась над тем, как говорит.      Мы выяснили, что сленг существует давно (ещё со времен наших мам и бабушек), но  степень употребления этого явления в языке в наше время возросла.  Следовательно  гипотеза, которую мы выдвигали, верна­ в речи  учащихся преобладает ограниченная в  употреблении лексика. На первом месте­ сленг, жаргонизмы, а диалектизмы и профессионализмы  встречаются очень редко. Значит, наша задача­ учиться уместно  использовать данную лексику в соответствии с ситуацией  общения. Знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния   ограниченной в употреблении  лексики, надо хорошо знать нормы литературного языка­  нормы произношения, ударения, словоизменения, произношения. 6. Список  использованной  литературы 1. С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. ­ (под редакцией Н. Ю. Шведовой), ­ М.:  «Русский язык», 1989 2. В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.­ М.: АСТ, 1998.     3.  Л.И. Скворцов . Жаргоны / русский язык: энциклопедия.­ М., 1979.     4. О.Л.Соболева. Справочник школьника. 5­11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2003.    5. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.­ М.: Просвещение, 1995.    7. Материалы Интернет

Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Какую роль в речи современных школьников играют слова-паразиты?»

Исследовательская  работа по русскому языку на тему:    «Какую роль в речи современных школьников играют слова-паразиты?»

Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Какую роль в речи современных школьников играют слова-паразиты?»

Исследовательская  работа по русскому языку на тему:    «Какую роль в речи современных школьников играют слова-паразиты?»

Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Какую роль в речи современных школьников играют слова-паразиты?»

Исследовательская  работа по русскому языку на тему:    «Какую роль в речи современных школьников играют слова-паразиты?»

Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Какую роль в речи современных школьников играют слова-паразиты?»

Исследовательская  работа по русскому языку на тему:    «Какую роль в речи современных школьников играют слова-паразиты?»

Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Какую роль в речи современных школьников играют слова-паразиты?»

Исследовательская  работа по русскому языку на тему:    «Какую роль в речи современных школьников играют слова-паразиты?»

Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Какую роль в речи современных школьников играют слова-паразиты?»

Исследовательская  работа по русскому языку на тему:    «Какую роль в речи современных школьников играют слова-паразиты?»

Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Какую роль в речи современных школьников играют слова-паразиты?»

Исследовательская  работа по русскому языку на тему:    «Какую роль в речи современных школьников играют слова-паразиты?»

Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Какую роль в речи современных школьников играют слова-паразиты?»

Исследовательская  работа по русскому языку на тему:    «Какую роль в речи современных школьников играют слова-паразиты?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2019