Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"
Оценка 4.7

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
биология
8 кл—9 кл
21.04.2017
Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"
Проблема в том, что в обществе созданы условия в основном для праворуких, а для леворуких людей эти условия затрудняют адаптироваться в «праворуком» обществе, не позволяя им раскрыться в полной мере. Цель работы: выявить, существуют ли особенности развития детей различающихся по латеральному профилю, т. е. в зависимости от доминирующего полушария. Объект исследования: межполушарная асимметрия головного мозга учащихся Предмет исследования: влияние межполушарной асимметрии головного мозга на способности обучающихся. Работа над данной темой проходила в два этапа. На первом (теоретическом) изучалось отношение к проблеме, причины и последствия межполушарной асимметрии мозга. На втором – практическом – подбирались и апробировались методики для определения у школьников межполушарной асимметрии, типа мышления, уровня интеллектуального развития. Методы: наблюдения, сравнительного анализа, опыты и эксперимент.Различия правой и левой половины тела являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга – правого и левого.
МОУ Ченцевская СОШ ТМ1.doc
Муниципальное образовательное учреждение Ченцевская средняя общеобразовательная школа Тутаевского муниципального района Исследовательская работа                                                                                                  Работу выполнил:    Мархалюк Никита ­ 9 класс;                                                                                                                                                                                                  Руководитель:  Соколова В.А.­                                                                                                                         учитель биологии. Консультант: Гущина И.А.­  школьный психолог 2011 Содержание 1.Введение 2. Литературный обзор ………………………………..      стр. 4 3. Методика исследования 3.1Основные методы исследования…………………….      стр. 6 3.2 Результаты исследований   ………………………          стр. 8 4. Выводы   …………………………….. ……………….     стр.  9 5. Литература ……………………………………………...   стр. 10 Приложение  2 Введение Человек, находясь в постоянном взаимодействии с окружающей средой, испытывает на себе воздействие внешних факторов и вынужден постоянно приспосабливаться к новым условиям   [1].   В   процессе   адаптации   важную   роль   играет   функциональное   состояние организма.   В   литературе   неоднократно   отмечалось,   что   лица,   различающиеся   по функциональной   межполушарной   асимметрии,   имеют   определенные   отличия.   Ряд исследований показал, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации, им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, такими чертами, как ответственность, добросовестность, а также хорошим пониманием социальных нормативов [2]. Проблема в том, что в обществе созданы условия в основном для праворуких, а для леворуких людей эти условия затрудняют адаптироваться в «праворуком» обществе, не позволяя им раскрыться в полной мере. Цель работы: выявить, существуют ли особенности развития детей различающихся по латеральному профилю, т. е. в зависимости от доминирующего полушария. Задачи:  ­ рассмотреть современные подходы к исследованию феномена правополушарности  человека;    ­ изучить теории и гипотезы происхождения леворукости;  ­ определить доминирующее полушарие у обучающихся нашей школы; ­ изучить методики определения асимметричности развития парных органов,  доминирование   парных органов (рука, нога, палец); ­ выявить уровень интеллектуального развития испытуемых; ­выявить тип мышления у данной группы испытуемых ­ познакомить учителей с результатами исследования.    Объект исследования: межполушарная асимметрия головного мозга учащихся  3 Предмет исследования:  влияние межполушарной асимметрии головного мозга на способности  обучающихся.  Работа над данной темой проходила в два этапа. На   первом   (теоретическом)   изучалось   отношение   к   проблеме,   причины   и последствия   межполушарной   асимметрии   мозга.   На   втором   –   практическом   – подбирались и апробировались методики для определения у школьников  межполушарной асимметрии, типа мышления, уровня интеллектуального развития.   Методы: наблюдения, сравнительного анализа, опыты и эксперимент.      2. Литературный обзор Различия   правой   и   левой   половины   тела   являются   прямым   отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга – правого и левого.  2.1. Функциональная асимметрия мозга и ее виды Функциональная асимметрия мозга определяется неравнозначностью участия больших полушарий   мозга   человека   в   протекании   различных   процессов   в   организме. Функциональная   асимметрия   является   одной   из   важнейших   психофизиологических закономерностей   в   деятельности   головного   мозга   человека.   Все   проявления функциональной асимметрии делятся на три группы: моторная, сенсорная и психическая асимметрии человека [3]. Под   моторной   (или   двигательной)   асимметрией   понимается   совокупность признаков   неравенства   функций   рук,   ног,   половин   туловища   и   лица   в   формировании общего двигательного поведения и его выразительности. Левши и правши отличаются во всем двигательном поведении, психомоторных процессах в целом. У большинства людей правая   рука   превосходит   левую   по   силе   ловкости,   скорости   реакции,   тонкости двигательной координации [2]. Движения ведущей руки управляются, осознаются точнее. При одновременном движении обеих рук больше внимания человека концентрируется на движениях ведущей руки [4].  Под   сенсорной   асимметрией   понимается   совокупность   признаков функционального неравенства парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половине тела. Асимметрия зрения проявляется в том, что, несмотря на бинокулярное   зрение,   зрительные   впечатления   каждого   из   глаз   обладают   неодинаковой силой, качеством, четкостью зрительного образа. Ведущий глаз первым останавливается на предмете. Асимметрия слуха проявляется в его остроте, качестве восприятия вербальной и 4 музыкальной   информации. воспроизведения левшей, ниже, чем у правшей [2].    По   данным   ряда   исследований,   продуктивность Понятие психической асимметрии подразумевает неравенство больших полушарий мозга при осуществлении психической деятельности, которая включает эмоциональные  проявления, восприятие, мышление, сознание, речевую и другие функции [ 4].  Принципиальная закономерность в отношении психической асимметрии состоит в том, что  левое полушарие в основном ответственно за двигательные функции, язык и речь, а правое  управляет навыками, связанными с чувственным (прежде всего, зрительным) и  пространственным опытом.  Исследования показывают, что люди, имеющие левую ведущую руку, не обязательно являются «левосторонними» (относительно других частей тела),  большинство леворуких людей имеет тенденцию быть «правосторонними». Существует  понятие «ведущий глаз». Также установлено, что люди имеют доминирующие стороны  тела, такие как глаз, нога и ухо.(Приложение 4) Прежде полагали, что праворукость — привычка пользоваться правой рукой  является результатом воспитания ребёнка, так как при обычном ношении его на левой  стороне, остается свободной правая рука, которая поэтому развивается сильнее. В  настоящее время принято считать, что в силу наследственности у правшей сильнее развита  левая половина головного мозга, соответственно чему более развита правая рука; при  обратных условиях, то есть при более сильном развитии правого полушария мозга, сильнее  функционирует левая рука. Из этого очевидно, что подобное состояние (предпочтительное  использование левой руки, а не правой) нужно считать врождённой, а не приобретённой  особенностью.          Термины «левша» и «правша» применимы не только к людям, но и к животным, где  обозначают особей, предпочитающих пользоваться левой (передней) или правой (передней) лапой соответственно. У разных живых существ процент правшей и левшей среди особей  одного вида может сильно различаться. Так, среди кошек большинство — правши, среди  мышей 44 % правшей, 28 % левшей, а остальные — амбидекстры, зато все белые медведи − левши. Примечательно, что даже среди «родственников» человека, шимпанзе, отношение  левшей и правшей отличается от существующего у людей. Например, в дикой природе  около ²/3 шимпанзе являются левшами. В неволе большинство приматов — правши;  возможно, это объясняется вынужденным общением с людьми, которые в большинстве  своём правши. В 1984 году ЮНЕСКО ввела праздник — День Левшей — 13 августа. 2.2. Причины развития леворукости   Современные   исследования   показывают,   что   ориентация   ведущей   руки развивается   до   рождения   ребёнка,   исходя   из   того   какую   руку   (кулачок) ребёнок чаще «сосёт» или какая рука расположена ближе ко рту.  Длительная   (серьёзная)   травма   правой   руки:   исследования   показывают,   что человек, получивший серьёзные травмы правой руки, наиболее вероятно, станет левшой, даже после того, как его правая рука заживёт. Такие серьёзные травмы длятся 6 и более месяцев. 5  Родовой стресс (наличие не менее 2х неблагоприятных факторов, среди которых малый вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов родовспоможения, асфиксия у новорожденного и т.д.)  Особенности воспитания (когда взрослые перекладывают ложку в “правильную” руку, наказывают за проявления леворукости)  Передается   генетически   по   наследству,   причем   это   может   произойти   через поколения. Гена, отвечающего за левшество (правшество) пока не найдено.  И на вопрос “Откуда берутся левши?” нет точного ответа. Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей­правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения. Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).            У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6­7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая [6] 3. Методика исследования 3.1 Основные методы исследования Исследования проводились в апреле 2011 года.   Объектом являлись  обучающиеся   младшего школьного возраста – 7 – 11 лет (1­5 классы). Всего в исследовании принял  участие 21 человек. Все   проявления   асимметрии   рассматривали   в   трёх   совокупностях:   моторной, сенсорной, психической асимметриях. (Приложение 1) 1. Характеристика моторной асимметрии:    Методика определения ведущей руки;  Методика определения ведущей ноги.       2. Характеристика сенсорной асимметрия:   6  Методика определения ведущего глаза;   Методика определения ведущего уха.            3. Характеристика  психической асимметрии:  Тест «Лица»;   Тест «Фигуры»;   Вербальный тест.   На   основании   результатов   полученных   при   анкетировании   и   выполнении   проб   по каждому   типу   асимметрии   подсчитывали   коэффициент   латерализации   признака   по следующей формуле [6]: Кпр = (Еп­Ел)/(Еп+Ел+Ео) х 100%, где Кпр – коэффициент правой руки; Еп – количество действий, выполняемых правой рукой; Ел – количество действий, выполняемых левой рукой; Ео – количество, действий выполняемых, правой и левой рукой в равной степени. Аналогично вычисляется коэффициент  для ведущих ноги, глаза, уха и психической функции.   Если   коэффициент   латерализации   признака   больше   +15,   это   говорит   о преобладании   правой   функции,   меньше   –15   –   преобладает   левая   функция.   Если   он находится   в   интервале   от   –15   до   +15,   значит   испытуемый   –   амбидекстр   по   данной функции. На основании значений коэффициентов асимметрий формируется профиль латеральной организации по схеме: мануальное предпочтение – слуховое предпочтение – зрительное предпочтение   (каждый   вариант   асимметрии   характеризуется   определенным   сочетанием буквенных   обозначений,   где   П   –   преобладание   правых   функций   над   левыми,   А   –   их равенство, Л – преобладание левых функций над правыми: например, тип праворукий – правоухий – правоглазый обозначается как ППП.  По соотношению трех видов асимметрий, по этой схеме теоретически возможны 27 вариантов профилей:  ППП, ППА, ПАП, ПАА, ПАЛ, ПЛА, ППЛ, ПЛП, ПЛЛ, которые характеризуют различные варианты "правшества"; ЛЛЛ, ЛПП, ЛПЛ, ЛЛП, ЛАП, ЛПА, ЛЛА, ЛАЛ, ЛАА, характеризующие "левшество"; а так же ААА, АПП, АПА, ААП, АПЛ, АЛП,   ААЛ,   АЛА,   АЛЛ–   отражающие   приблизительное   равенство   левой   и   правой   рук (амбидекстрию) при различных соотношениях слуховых и зрительных функций.  4. Характеристика уровня интеллектуального развития­ IQ:  Тест С. С. Степанова [19]. (Приложение 2) Испытуемым   предлагалось   нарисовать   человека   (обязательно   дядечку) простым карандашом, не раскрашивая. Каждая деталь рисунка оценивалась 7 по   1   баллу.   Затем   баллы   приравнивались   к   определенным   процентам   по шкале IQ. По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует   согласованности межполушарного   взаимодействия.   В   процессе   рисования   координируется   конкретно­ образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно­логическое, за которое ответственно левое полушарие. Рисуночный тест позволяет довольно точно оценить уровень умственного развития, причем в достаточной степени независимо от уровня усвоенных   знаний и умений, в том числе и навыков рисования. Основное   внимание   уделяется   точности   и   детальности   рисунка,   а   не художественным изобразительным средствам. Именно детальность изображения выступает основным показателем уровня умственного развития ребенка. В основе такого подхода лежит   гипотеза   о   том,   что   в   рисунке   знакомого   предмета   обнаруживаются   те   его отличительные, существенные черты, которые ребенок выделил в нем как в представителе соответствующего   класса   предметов.   Рисунок   рассматривается   как   выраженное   в графической форме понятие (представление) ребенка о предмете. Наблюдаемое по мере взросления ребенка усложнение выполненных им изображений расценивается в качестве показателя понятийного мышления. Данный тест можно использовать для возраста от 3 до 15 лет [5]. 3.2. Результаты исследований Исследование моторной асимметрии с целью выяснения, есть ли у нас левоворукие,  проводили у обучающихся 1­10 классов. Всего участвовало 59 человек. Всего учеников 1 – 10классов   59 100 %  Леворукие Праворукие Амбидекстры  Таблица 1.  13 22%  45 73%  3 5% А затем выбрали группу детей начальной школы: 21 человек.   Таблица 2. Учащиеся, принявшие участие в дальнейшем исследовании Приняли участие  Леворукие Праворукие Амбидекстры  21 4  15 2 8 100% 19,5% 71% 9,5% После проведения остального исследования получили, что   62 % с преобладанием левого полушария (правши), 28 % с доминирующим правым полушарием (левши), 10 % – амбидекстры, т. е. доминирующее полушарие не выявлено. (Приложение 3) По результатам рисунчатого тест С. С. Степанова, позволяющего выявить  интеллектуальные способности (коэффициент интеллекта), получили, что  71%  исследуемых имеют IQ 100%, то есть имеют нормальный коэффициент интеллекта, 10% ­  68%, 19% ­ 83%.  (см. Приложение 5).  Абстрактно­логическое мышление имеют 45 % правшей, и 14 % левшей. Они  обладают логическим мышлением, а значит, ведущим у них в мыслительных процессах  является левое полушарие. Образное мышление имеет 100% амбидекстров в нашей группе испытуемых, около  86% левшей и 55 % правшей. У них ведущим в мыслительных процессах является правое  (творческое) полушарие. Доминирующее мышление во всех группах исследуемых – образное (см.  Приложение 6).  4.Выводы Изучив основные точки зрения на причины, последствия преобладания  определенного полушария, можно отметить отсутствие единого мнения.    Обобщая данные об особенностях левшей и правшей, мы можем подвести некоторые итоги. К сожалению,  пока нет ясного представления о том, чем отличаются левша и правша по организации  высших психических функций. Мы не знаем, кто способнее, у кого выше интеллект, для  кого характерно более развитое творческое мышление, кто более конкретный, а кто  абстрактный, кто эмоциональнее и музыкальнее. Как показывает опыт, наблюдения и  анализ беседы с учителями, левши, как и правши, могут быть самыми разными.             Не обнаружив существенной разницы в   мышлении левшей, правшей и  амбидекстров, можно сделать вывод о том, что межполушарная асимметрия головного  мозга на развитие творческого мышления  детей  школьного возраста фактически не  влияет. Этот факт можно объяснить тем, что головной мозг в 8 – 10 лет находится на такой фазе развития, когда межполушарное доминирование не оказывает существенного влияния. Левое полушарие пока ещё не несёт всех положенных ему нагрузок. Возможно, что  9 распространённое мнение о том, что левши гораздо более креативны, чем правши – всего  лишь миф. Или эта ситуация не характерна для детей. Скорее всего, межполушарная  асимметрия оказывает своё влияние на развитие творческого мышления в более позднем  возрасте. Возможно, творческие способности и развитие творческого мышления зависит от  других факторов, таких как воображение, фантазия, личностные особенности и т.д. Но это  вопрос будущих исследований. В дальнейшем я планирую провести исследование  особенностей и различий обучения левополушарных и правополушарных детей в школе. Материалы   моей   работы   можно   использовать   не   только   на   уроках   биологии   и экологии, но они интересны и для классного руководителя, и родителей. Литература 1. Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии мозга. – М.: Медицина, 1988. – 240 2. Звягина Е. А. Становление соматических и вегетативных показателей у школьников северного города с разными латеральными фенотипами: Автореф. дис… канд. биол. наук. – Тюмень, 2002. – 21с. 3. Медведев  В. И. Адаптация человека.  – М.:Изд. Института мозга человека  РАН, 4. Мосидзе В. М. Взаимоотношения полушарий мозга– Тбилиси: Мецниерба, 1985. – 2003. – с. 11. с. 158 с. 5. 5.Степанов С. С. Диагностика интеллекта. – М.: Просвещение, с. 40 – 61. 6. http://ru.wikipedia.org (дата обращения 12.09.2011). 10 Приложение 1. Методика И.П. Павлова. Вербальный тест.  Данный тест показывает, какой тип мышления доминирует у данного человека:  логическое, за которое отвечает левое полушарие или образное, за которое отвечает  правое полушарие. Испытуемым предлагалось разделить на группы по любому признаку  перечень из девяти слов, предъявляемых в следующем порядке: рыба, перья, бегать,  собака, чешуя, летать, шерсть, плавать,  птица. При доминировании логического  мышления слова разделялись по принципу: покровы – животные – действия или глаголы – существительные. При доминировании образного мышления слова разделялись по  принадлежности к животному: собака, шерсть, бегать; рыба, чешуя, плавать; птица, перья, летать. Инструкция. Разложите слова по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что­то  общее.   Наглядный материал:  Карточки со словами: карась, орел, овца, перья, чешуя, шерсть, летать, плавать, бегать. Оценка результатов:  1 вариант 1­я группа карточек ­ "карась", "орел", "овца". 2­я группа карточек ­ "бегать", "плавать", "летать". 3­я группа карточек ­ "шерсть", "перья", "чешуя". Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки.  Преобладает II сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление.  Доминирование левого полушария. 2 вариант   1­я группа карточек ­ "карась", "плавать", "чешуя". 2­я группа карточек ­ "орел", "летать", "перья". 3­я группа карточек ­ "овца", "бегать", "шерсть". Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает I  сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого  полушария. 11 3 вариант   Одновременное выполнение 1 и 2 вариантов теста. Смешанный тип. Другие примеры: куст дерево трава молоко мясо трава малина дуб пшеница кошка собака корова ягода желудь зерно мяукать лаять мычать Характеристика моторной асимметрии Сочетание нескольких признаков функционального неравенства рук, ног. Для  определение рукости (левша, правша, амбидекстр) использовали метод тестирования.  Определение ведущей руки: а) сомкните руки в «замок». Большой палец какой руки оказывается сверху, та  рука и есть ведущая;  б) тест на аплодирование: активна ведущая рука, совершающая ударные движения  о ладонь неведущей руки; в) какой рукой вы пишите? г) какой рукой вы бросаете мяч в цель? д) поза «Наполеона» или скрещивание рук (ведущей считается рука, которая  быстрее начинает движение и  оказывается на предплечье); е) развязать узелки на веревочке (какой рукой вытягивает, та и ведущая); ж) построить колодец из спичек;  Определение ведущей ноги: а) закинуть ногу на ногу (нога сверху – ведущая); б) сделать шаг с места (ведущая нога первая); в) пнуть по мячу; г) постоять на одной ноге (более устойчивая – ведущая); д) встать на какую­либо поверхность (стульчик) (какая нога первая – та и  ведущая). Сенсорная асимметрия. 12 Функциональное неравенство парных органов чувств и разных видов  чувствительности на правой и левой половинах тела. Для определения её имеется  множество методик: определение ведущего глаза, определение ведущего уха.  Определение ведущего глаза: а) моргните одним глазом (закрывается обычно неведущий глаз); б) каким глазом вы рассматриваете предметы в подзорную трубу? в) какой глаз вы закрываете при прицеливании? г) закрывая поочередно оба глаза, определите остроту зрения, рассматривая  отдаленный мелкий предмет (буквы, рисунок). Ведущий глаз обладает большей остротой  зрения; д) возьмите в руку карандаш, вертикально взяв его, вытяните руку и зафиксируйте его взором  на определенной точке, отстоящей на 3 – 4 м, обоими глазами. Попеременно  закрывайте один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш  смещается в сторону.  2. Определение ведущего уха: а) каким ухом вы лучше слышите шепот? б) каким ухом вы лучше слышите тиканье часов? в) каким ухом оборачиваетесь при оклике? г) каким ухом вы предпочитаете слушать, когда говорите по телефону? д) представьте, что вы поймали сверчка и зажали его между обеими ладошками. К  какому уху вы поднесете руки, чтобы послушать сверчка?  Психическая асимметрия a) Тест «Лица» состоял в предъявлении испытуемым двух зеркальных  изображений лиц с неопределенным эмоциональным содержанием образа. Задание состояло в том, чтобы определить положение (левое или правое) «грустного» лица. Тест основан на  восприятии правым полушарием преимущественно отрицательных эмоций (Рис. 1).  Поскольку первым при выборе реагирует ведущий глаз (например, левый), образная  информация, поступающая по визуальному каналу восприятия, поступает в определенное  полушарие (в данном случае в правое), где оценивается как отрицательная. Признание  левого изображения «грустным» считается признаком доминирования правого полушария. 13 Рис. 1. Иллюстрация к тесту «Лица». б) Тест «Фигуры» состоял в предъявлении испытуемым изображений фигур:  квадрата, прямоугольника, треугольника, круга и зигзага. С вероятностью 85% этот  психогеометрический тест выявляет типологию характера испытуемых и, в частности,  особенности интеллектуальной деятельности  и эмоциональной сферы, что связано с  доминированием правого или левого полушария. О преимуществе правого полушария  свидетельствует предпочтение испытуемым фигур круга или зигзага, так как эти лица  отличаются образным,  интуитивным, интегративным, эмоционально окрашенным  мышлением и хорошим воображением. Для лиц, выбравших  квадрат, прямоугольник или  треугольник характерна переработка информации в последовательном формате,  способность к анализу, внимание к деталям; эти испытуемые скорее вычисляют  результат, чем  догадываются о нем, что свидетельствует о преобладании левого  полушария. в) Вербальный тест (Тест Павлова И. П.). Данный тест показывает, какой тип  мышления доминирует у данного человека: логическое, за которое отвечает левое  полушарие или образное, за которое отвечает правое полушарие. Испытуемым  предлагалось разделить на группы по любому признаку перечень из девяти слов,  предъявляемых в следующем порядке: рыба, перья, бегать, собака, чешуя, летать, шерсть, плавать,  птица. При доминировании логического мышления слова разделялись по  принципу: покровы – животные – действия или глаголы – существительные. При  доминировании образного мышления слова разделялись по принадлежности к животному: собака, шерсть, бегать; рыба, чешуя, плавать; птица, перья, летать. На основании результатов полученных при анкетировании и выполнении проб по  каждому типу асимметрии подсчитывали коэффициент латерализации признака по  следующей формуле [9]: Кпр = (Еп­Ел)/(Еп+Ел+Ео) х 100%, где Кпр – коэффициент правой руки; Еп – количество действий, выполняемых правой рукой; Ел – количество действий, выполняемых левой рукой; 14 Ео – количество, действий выполняемых, правой и левой рукой в равной степени. Аналогично вычисляется коэффициент для ведущих ноги, глаза, уха и психической  функции. Если коэффициент латерализации признака больше +15, это говорит о  преобладании правой функции, меньше –15 – преобладает левая функция. Если он  находится в интервале от –15 до +15, значит испытуемый – амбидекстр по данной  функции. На основании значений коэффициентов асимметрий формируется профиль латеральной организации по схеме: мануальное предпочтение – слуховое предпочтение – зрительное  предпочтение (каждый вариант асимметрии характеризуется определенным сочетанием  буквенных обозначений, где П – преобладание правых функций над левыми, А – их  равенство, Л – преобладание левых функций над правыми: например, тип праворукий –  правоухий – правоглазый обозначается как ППП.  По соотношению трех видов асимметрий, по этой схеме теоретически возможны 27  вариантов профилей: ППП, ППА, ПАП, ПАА, ПАЛ, ПЛА, ППЛ, ПЛП, ПЛЛ, которые  характеризуют различные варианты "правшества"; ЛЛЛ, ЛПП, ЛПЛ, ЛЛП, ЛАП, ЛПА,  ЛЛА, ЛАЛ, ЛАА, характеризующие "левшество"; а так же ААА, АПП, АПА, ААП, АПЛ,  АЛП, ААЛ, АЛА, АЛЛ– отражающие приблизительное равенство левой и правой рук  (амбидекстрию) при различных соотношениях слуховых и зрительных функций. 15 Приложение 2. Тест С. С. Степанова      Определение уровня интеллектуального развития – IQ.  Испытуемым предлагалось нарисовать человека (обязательно дядечку и в полный рост)  простым карандашом, не раскрашивая. Каждая деталь рисунка оценивалась по 1 баллу.  Затем баллы приравнивались к определенным процентам по шкале IQ. По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует  согласованности  межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно­ образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно­логическое, за которое ответственно левое полушарие. Рисуночный тест позволяет довольно точно оценить уровень умственного развития, причем в достаточной степени независимо от уровня усвоенных  знаний и умений, в том числе и  навыков рисования. Основное внимание уделяется точности и детальности рисунка, а не художественным  изобразительным средствам. Именно детальность изображения выступает основным  показателем уровня умственного развития ребенка. Оценка результатов. Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За  выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию ­ 0 баллов. В  итоге подсчитывается суммарная оценка. Критерии оценки (признаки и их характеристики) 1. Голова. Засчитывается любое достаточно ясное изображение головы независимо от  формы (окружность, неправильная окружность, овал). Черты лица, не обведенные  контуром головы, не засчитываются. 2. Шея. Засчитывается любое ясное изображение данной части тела, отличной от головы и  туловища. Прямое сочленение головы и туловища не засчитывается. 3. Шея; два измерения. Очертание шеи, не прерываясь, переходит в очертания головы,  туловища или того или другого одновременно. Линия шеи должна плавно переходить в  линию головы или туловища. Изображение шеи в виде одной линии или «столбика» между  головой и туловищем не засчитывается. 16 4. Глаза. Нарисован хотя бы один глаз; любой способ изображения признается  удовлетворительным. Засчитывается даже единственная неопределенная черточка, иногда  встречающаяся в рисунках совсем маленьких детей. 5. Детали глаза: брови, ресницы. Показаны брови или ресницы, или то и другое  одновременно. 6. Детали глаза: зрачок. Любое явное указание на зрачок или радужную оболочку, помимо  контура глаза. Если показаны два глаза, должны присутствовать оба признака. 7. Детали глаза: пропорции. Размер глаза по горизонтали должен превосходить размер по  вертикали. Это требование должно быть соблюдено в изображении обоих глаз, но если  нарисован только один глаз, то достаточно и этого. Иногда в профильных рисунках  высокого уровня глаз показан с учетом перспективы. В таких рисунках засчитывается  любая треугольная форма, приближающаяся к показанным ниже образцам: 8. Детали глаза: взгляд. Анфас: глаза явно «смотрят». Не должно быть ни конвергенции, ни дивергенции зрачков ни по горизонтали, ни по вертикали. Профиль: глаза должны быть показаны либо как в предшествующем пункте, либо, если  сохранена обычная миндалевидная форма, зрачок должен быть помещен в передней части  глаза, а не в центре. Оценка должна быть строгой. 9. Нос, Любой способ изображения носа. В «смешанных профилях» очко засчитывается,  даже если нарисовано два носа. 10. Нос, два измерения. Анфас: засчитывается любая попытка нарисовать нос двумерным,  если длина носа больше ширины его основания. Профиль. Засчитывается любая самая примитивная попытка показать нос в профиль при  условии, что изображено основание носа и его кончик. Простая «пуговица» не  засчитывается. 11. Рот. Любое изображение. 12. Тубы, два измерения. Анфас: ясно изображены две губы. 13, Нос и губы, два измерения. Дается дополнительное очко, если выполнены пункты 10 и  12. 14. Подбородок и лоб. Анфас: должны быть нарисованы оба глаза и рот, оставлено  достаточное место над глазами и подо ртом для лба и подбородка. Оценка не очень  строгая. Там, где шея переходит в лицо, имеет значение расположение рта по отношению к  сужающейся нижней части головы. Рисунки внизу иллюстрируют расположение рта. 15. Подбородок. Четко отделен от нижней губы. Анфас: форма подбородка должна быть  выделена каким­либо' способом: например, кривой линией, проходящей ниже рта или губ,  17 или всей формой лица. Борода, закрывающая данную часть лица, не позволяет начислить  очко по данному пункту. Примечание. Не путать с пунктом 16. Чтобы получить очко по данному пункту,  необходима отчетливая попытка показать «заостренный» подбородок. Чаще всего этот  пункт засчитывается в профилях. 16. Показана линия челюсти. Анфас: поперек шеи проходит линия челюсти и подбородка,  причем она не должна быть квадратной формы. Шея должна быть достаточно широкой, а  подбородок достаточно заостренным, чтобы линия челюсти образовывала острый угол с  линией шеи. Оценка строгая. Профиль: линия челюсти идет по направлению к уху. 17„ Переносица. Анфас: нос имеет правильную форму и правильно расположен. Должно  быть показано основание носа, а переносица должна быть прямой. Важно расположение  верхней части переносицы ­ она должна доходить до глаз или заканчиваться между ними.  Переносица должна быть уже основания. 18. Волосы I. Засчитывается любое, даже самое грубое изображение волос. 19. Волосы II. Волосы показаны не просто мазней или каракулями. Одна только линия  волос на черепе без каких­либо попыток закрасить их не засчитывается. Очко дается, если  ребенок предпринял попытку хоть как­то закрасить волосы или показать их волнистый  контур. 20, Волосы III. Любая явная попытка показать стрижку или фасон, используя челку, баки  или линию прически у основания. Когда нарисован человек в головном уборе, очко  засчитывается, если волосы на лбу, за ухом или сзади указывают на наличие определенной  прически. 21. Волосы IV. Тщательное изображение волос; показано направления прядей. Пункт 21  никогда не засчитывается, если рисунок ребенка не удовлетворяет требованиям пункта 20.  Это признак более высокого ранга. 22. Уши. Любое изображение ушей. 23. Уши: пропорции и расположение. Вертикальный размер уха должен превышать его  горизонтальный размер. Уши должны быть расположены примерно в средней трети  вертикального размера головы. Анфас: верхняя часть уха должна отходить от линии черепа, оба уха должны расширяться  в сторону основания. Профиль: должна быть показана какая­нибудь деталь уха, например, слуховой канал может быть изображен точкой. Ушная раковина должна расширяться в сторону затылка.  Примечание: некоторые дети, особенно умственно отсталые, имеют тенденцию рисовать  18 ухо как бы перевернутым ­ расширяющимся в сторону лица. В таких рисунках очко  никогда не засчитывается. 24. Пальцы. Любые признаки пальцев помимо руки или кисти. В рисунках детей постарше,  имеющих склонность делать эскизные изображения, этот пункт засчитывается при наличии  любого признака пальцев. 25. Показано правильное количество пальцев. Если нарисованы две кисти, необходимо,  чтобы на обеих было по 5 пальцев. В «эскизных» рисунках более старших детей очки  засчитываются, даже если нельзя четко разглядеть все пять пальцев. 26. Правильные детали пальцев. «Виноградины» или «палочки» не засчитываются. Длина  пальцев должна отчетливо превышать их ширину. В более сложных рисунках, где кисть  показана в перспективе или пальцы намечены лишь эскизно, очко засчитывается. Очко  дается также в случаях, когда из­за того, что руки сжаты в кулаки, показаны только  суставы или части пальцев. Последнее встречается только в рисунках высшей сложности,  где большое значение имеет перспектива. 27. Противопоставление большого пальца. Пальцы нарисованы так, что видно явное  отличие большого пальца от остальных. Оценка должна быть строгой. Очко засчитывается  и в том случае, когда большой палец явно короче всех остальных или когда угол между  ним и указательным пальцем не меньше, чем в два раза превышает угол между любыми  двумя пальцами, либо если точка прикрепления большого пальца к кисти' находится  значительно ближе к запястью, чем у других пальцев. Если изображены две руки,  перечисленные выше условия должны соблюдаться на обеих руках. Если нарисована одна  рука, то при соблюдении указанных условий очко засчитывается. Пальцы должны быть  показаны обязательно; рука в виде варежки не засчитывается, если только не очевидно (или установлено в последующей беседе), что ребенок изобразил человека в зимней одежде. 28. Кисти. Любое изображение кисти, не считая пальцев. Если имеются пальцы, то между  основанием пальцев и краем рукава или манжета должно быть пространство. Где нет  манжет, кисть должна как­либо расширяться, изображая ладонь или тыльную сторону  руки, в отличие от запястья. Если нарисованы обе руки, этот признак должен иметься на  обоих. Пример крайнего случая, засчитываемого положительно: 29. Нарисовано запястье или лодыжка. Либо запястье, либо лодыжка нарисованы явно  отдельно от рукава или брючины. Здесь недостаточно линии, нарисованной поперек  конечности и показывающей край рукава или брючины (это засчитывается в пункте 55). 30. Руки. Любой способ изображения рук­ Одних только пальцев недостаточно, но очко  засчитывается, если между основанием пальцев и той частью тела, к которой они  присоединены, оставлено место. Количество рук также должно быть правильным, за  исключением рисунков в профиль, когда можно засчитать и одну руку. 31. Плечи I. Анфас: изменение направления очертания верхней части туловища, которое  производит впечатление вогнутости, а не выпуклости. Этот признак оценивается довольно  19 строго. Обычная овальная форма никогда не засчитывается, оценка всегда отрицательная,  если только не очевидно, что это указание на резкое расширение туловища ниже шеи,  которое образуется лопаткой и ключицей. Туловище четкой квадратной или  прямоугольной формы не засчитывается, но если углы закруглены, очко дается. Профиль: оценка должна быть несколько мягче, чем в рисунках анфас, так как правильно  изобразить плечи в профиль значительно труднее. Правильным можно считать рисунок, на  котором в профиль изображена не только голова, но и туловище. Очко засчитывается, если  линии, образующие очертания верхней части туловища, расходятся друг от друга у  основания шеи, показывая расширение грудной клетки. 32. Плечи II. Анфас: оценивается строже, чем предшествующий признак. Плечи должны  непрерывно переходить в шею и руки, должны быть «квадратными», а не свисающими.  Если рука отведена от туловища, должны быть показана подмышка. Профиль: плечо должно быть присоединено в правильном месте. Рука должна быть  изображена двумя линиями. 33, Руки сбоку или чем­то заняты. Анфас: маленькие дети часто рисуют руки жестко  отставленными от туловища. Очко засчитывается, если хотя бы одна рука, нарисованная  сбоку образует с общей вертикальной осью туловища угол не больше 10°, если только руки  не заняты чем­либо, например, держат какой­нибудь предмет. Очко засчитывается, если  руки нарисованы засунутыми в карманы, на бедрах («руки в боки») или заложенными за  спину. Профиль. Очко засчитывается, если руки заняты какой­либо работой или вся рука поднята. 34. Локтевой сустав. В середине руки должен быть не плавный, а резкий изгиб. Достаточно  на одной руке. Изгиб и складки рукава засчитываются 35» Ноги. Любой способ изображения ног. Число ног должно быть правильным. В  профильных рисунках может быть либо одна, либо две ноги. При оценке надо исходить из  здравого смысла, а не только из чисто формального признака. Если нарисована только одна нога, но эскизно намечена промежность, очко засчитывается. С другой стороны, три и  более ног на рисунке или только одна нога без какого­либо оправдания отсутствия второй  не считается. Одна нога, к которой присоединены две ступни, оценивается положительно.  Ноги могут присоединяться к любой части фигуры. 36. Бедро I (промежность). Анфас: показана промежность. Чаще всего она изображается  внутренними линиями ног, встречающимися в точке соединения с телом. (Маленькие дети  обычно помещают ноги как можно дальше друг от друга. Такой способ изображения по  данному пункту очка не получает.) Профиль: если нарисована только одна нога, то должно быть передано очертание ягодицы. 20 37. Бедро П. Бедро должно быть изображено точнее, чем это необходимо для получения  очка в предшествующем пункте. Здесь засчитываются варианты 6 и г из пункта 36, но не  засчитываются а ив, 38. Коленный сустав. Так же, как и в локте, должен иметь место резкий (а не плавный)  изгиб приблизительно в середине ноги, или, что иногда встречается в рисунках очень  высокой сложности, сужение ноги в ­этой точке. Брюки длиной по колено ­ признак  недостаточный. Складка или штрихи, показывающие колено, оцениваются положительно. 39. Ступни I, Любое изображение. Засчитывается изображение ступни любым способом:  две ступни анфас, одна или две ступни в профильном рисунке. Маленькие дети могут  изображать ступни, присоединяя носки к нижней части ноги. Это засчитывается. 40. Ступни II. Пропорции. Ступни и ноги должны быть показаны в двух измерениях.  Ступни должны быть не «обрубленными» , т.е. длина ступни должна превышать ее высоту  от подошвы до подъема. Длина ступни не должна превышать 1/3 от общей длины всей ноги  и не должна быть меньше 1/10 общей длины ноги. Очко засчитывается в рисунках анфас,  где ступня показана большей в длину, чем в ширину. 41. Ступня III. Пятка. Любой способ изображения пятки. На рисунках анфас признак  засчитывается формально, когда ступни изображены так, как показано на рисунке (при  условии, что имеется некая разделительная линия между ногой и ступней). В профильных  рисунках должен быть показан подъем. 42. Ступня IV. Перспектива. Попытка соблюдения ракурса по крайней мере для одной  ступни. 43. Ступня V. Детали. Любая деталь, например, шнурки, завязки, ремешки или подошва  ботинка, изображенная двойной линией. 44. Соединение рук и ног с туловищем I. Обе руки и обе ноги присоединены к туловищу в  любой точке, или руки присоединены к шее, либо к месту соединения головы с туловищем  (когда нет шеи). Если отсутствует туловище, оценка всегда ноль. Если ноги присоединены  не к туловищу, а к чему­нибудь еще, независимо от присоединения рук, оценка ноль. 45. Присоединение рук и ног П. Руки и ноги присоединены к туловищу в соответствующих  местах. Очко не засчитывается, если присоединение руки занимает половину или больше  грудной клетки (от шеи до талии). Бели нет шеи, руки должны присоединяться точно к  верхней части туловища. Анфас: если присутствует признак 31, то место присоединения должно приходиться точно  на плечи. Если по признаку 31 ребенок получил ноль, то точка присоединения должна  приходиться точно на то место, где должны быть нарисованы плечи. Оценка строгая,  особенно при отрицательной оценке по пункту 31. 46. Туловище. Любое четкое изображение туловища в одном или двух измерениях. Там, где никакого явного различия между головой и туловищем нет, но черты лица показаны в  21 верхней части этой фигуры, очко засчитывается, если черты лица занимают не больше  половины фигуры; в противном случае оценка ноль (если только нет поперечной черты,  показывающей нижнюю границу головы). Любая фигура, нарисованная между головой и  ногами, засчитывается как туловище, даже если ее размер и форма скорее напоминают  шею, чем туловище. (Это правило основано на том, что многие дети, в рисунках которых  имеется такая особенность, в ответ на соответствующий вопрос называют данную часть  туловищем). Ряд пуговиц, идущий вниз между ногами, оценивается как ноль по признаку  туловища, но как очко по признаку одежды, если только поперечная линия не показывает  границы туловища. 47. Пропорциональность туловища: два измерения. Длина туловища должна превышать его  ширину. Измеряется расстояние между точками наибольшей длины и наибольшей ширины.  Если оба расстояния одинаковы или настолько близки, что разница между ними трудно  определима, ­ оценка ноль. В большинстве случаев разница достаточно велика, и ее можно  определить на глаз, без измерения. 48. Пропорции: голова I. Площадь головы должна быть не больше половины и не меньше  1/10 площади туловища. Оценка довольно мягкая. См.ниже серии стандартных форм, среди которых первая фигура в 2 раза больше второй по площади. 49. Пропорции, голова II. Голова составляет приблизительно 1/4 площади туловища.  Оценка строгая: не засчитывается, если больше 1/3 и меньше 1/5. Там^ где не показана  промежность, как, например, в некоторых профильных рисунках, принимается пояс или  талия примерно на уровне 2/3 низа общей длины туловища. 50. Пропорции: лицо. Анфас: длина головы больше ее ширины; должна быть показана  общая овальная форма. Профиль: голова имеет явно удлиненную, продолговатую форму. Лицо длиннее основания  черепа. 51. Пропорции: руки I. Руки по крайней мере равны длине туловища. Кончики кистей  достигают середины бедра, но не колена. Кисти не обязательно доходят до (или ниже)  промежности, особенно если ноги необычно короткие. На рисунках анфас обе руки должны иметь такую длину. Оценивается относительная длина, а не положение рук. 52. Пропорции: руки П. Коническая форма рук. Предплечье уже верхней части руки.  Засчитывается любая попытка сузить предплечье, если только это не делается прямо у  талии. Если целиком нарисованы две руки, сужения должны быть на обеих. 53. Пропорции: ноги. Длина ног не должна быть меньше вертикального размера туловища, и не больше двойного размера туловища. Ширина каждой ноги меньше ширины туловища. 54. Пропорции: конечности в двух измерениях. Обе руки и ноги показаны в двух  измерениях. Если руки и ноги двумерные ­ очко засчитывается, даже если кисти и ступни  изображены линейно. 22 55. Одежда I. Любые признаки изображения одежды. Как правило, наиболее ранние  способы представляют собой ряд пуговиц, идущих вниз к центру туловища, или шляпу, и  пи и то и другое вместе. Засчитывается даже что­либо одно. Одна точка или маленький  кружочек в центре туловища практически всегда означает пупок, и не засчитывается как  элемент одежды. Серия вертикальных или горизонтальных линий, нарисованных поперек  туловища (а иногда и поперек конечностей) представляет собой самый распространенный  способ изображения одежды. За это дается очко. Также засчитываются черточки, которые  могут быть расценены как указание на карманы или манжеты. 56. Одежда П. Наличие по крайней мере двух непрозрачных предметов одежды, таких, как  шляпа, брюки и т.п., скрывающих часть тела, которую они покрывают. При оценке рисунка  по данному пункту следует иметь в виду, что если шляпа просто чуть­чуть касается верха  головы, но не покрывает никакой ее части, очко не засчитывается. Одни только пуговицы  без каких­либо других указаний на признаки одежды (например, пальто, пиджак) не  засчитываются. Пальто должно быть изображено с помощью двух следующих признаков:  рукава, воротник или линия горлового выреза, пуговицы, карманы. В изображении брюк  должны быть: пояс, ремень, застежка, карманы, манжеты или любой способ разграничения  ступни и ноги от низа брючины. Изображение ступни как продолжения ноги не  засчитывается, если линия поперек ноги ­ единственный признак, указывающий на различие ступни и лодыжки. 57. Одежда III. В рисунке нет прозрачных элементов одежды. И рукава, и брюки должны  быть показаны отдельно от запястий рук и ступней ног. 58. Одежда IV. Нарисовано по крайней мере четыре предмета одежды. Предметы одежды  могут быть следующими: шляпа, туфли, пальто, пиджак, рубашка, воротник, галстук,  ремень, брюки, жакет, футболка, рабочий халат, носки. Примечание. На туфлях должны присутствовать некоторые детали ­ шнурки, ремешки или  подошва, изображенная двойной линией. Одного только каблука недостаточно. У брюк  должны иметь место некоторые детали, такие, как застежка, карманы, манжеты. У пальто,  пиджака или рубашки должны быть показаны: воротник, карманы, лацканы. Одних только  пуговиц недостаточно. Воротник не следует путать с шеей, изображенной как простая  вставка. Галстук часто довольно незаметен, его наличие уточняется при внимательном  рассмотрении или в ходе беседы. 59. Одежда V. Полный костюм без каких­либо нелепостей (несовместимых предметов,  деталей). Это может быть и «форма» (не только военная форма, но и например ковбойский костюм) или повседневный костюм. Во втором случае костюм должен быть безупречным.  Это «поощрительный» дополнительный пункт, и следовательно, здесь должно быть  показано больше, чем в пункте 58. 60. Профиль I. Голова, туловище и ноги в профиль должны быть показаны без ошибок.  Туловище не считается нарисованным в профиль, если центральная линия пуговиц не  сдвинута от середины фигуры в бок туловища или если нет других указаний, как например, 23 соответствующее положение рук, карманов, галстука. В целом рисунок может содержать  одну (но не более) из следующих трех ошибок: 1) прозрачность тела ­ контур туловища  виден сквозь руку; 2) ноги нарисованы не в профиль; в полном профиле по крайней мере  верхняя часть одной ноги должна быть закрыта другой ногой, которая ближе; 3) руки  присоединены к контуру спины и протянуты вперед. 61. Профиль II. Фигура должна быть показана в профиль абсолютно правильно, без ошибок  и случаев прозрачности. 62. Анфас. Включает частичный профиль, когда рисующий пытается показать фигуру в  перспективе. Все основные части тела на своих местах и соединены правильно, за  исключением частей, скрытых перспективой или одеждой. Существенные детали: ноги,  руки, глаза, нос, рот, уши, шея, туловище, ладони (кисти), ступни. Ступни должны быть  изображены в перспективе, но не в профиль, если только они не вывернуты в разные  стороны. Части должны быть показаны двумерными. 63.* Двигательная координация в рисовании линий. Посмотрите на длинные линии рук, ног  и туловища. Линии должны быть твердыми, уверенными и без случайных изгибов. Если в  целом линии производят впечатление твердых, уверенных и свидетельствуют о том, что  ребенок контролирует движения карандаша, очко засчитывоется. Рисунок может быть  весьма неумелым, и все же очко должно быть засчитано. Несколько длинных линий может  быть обведено или стерто. Линии на рисунке не обязательно должны быть очень ровными и  плавными. Маленькие дети иногда пытаются «раскрашивать» рисунок. Внимательно  изучите основные линии рисунка. Дети постарше часто пользуются эскизным, отрывочным  методом, легко отличимым от неуверенных линий, возникающих вследствие незрелой  координации. 64. Двигательная координация в рисовании соединений. Посмотрите на точки соединения  линий. Линии должны встречаться точно, без явной тенденции к пересечению или  наложению и без промежутка между ними (рисунок с несколькими линиями оценивается  строже, чем рисунок с частыми сменами направления линий). Эскизный, отрывистый  рисунок обычно засчитывается, несмотря на то, что соединения линий здесь могут быть  неопределенными, т.к. эта особенность присуща почти исключительно рисункам зрелого  типа. Допускаются некоторые подтирания. 65. Высшая двигательная координация. Это «поощрительный» , дополнительный пункт за  умелое владение карандашом как в рисовании деталей, так и в рисовании основных линий.  Обратите внимание на мелкие детали, а также на характер основных линий. Все линии  должны быть нарисованы твердо, с правильными соединениями. Прорисовка карандашом  тонких деталей (черт лица, мелких деталей одежды и т.п.) указывает на хорошую  регуляцию движений карандаша. Оценка должна быть очень строгой. Перерисовка или  подтирание аннулируют очко за этот пункт. 66.** Направление линии и форма: контур головы (качество линий в рисовании форм).  Контур головы должен быть нарисован без явных признаков непроизвольных отклонений.  24 Очко засчиты­вается только в тех рисунках, где форма достигается без неправильных  предварительных попыток (круг, эллипс). В профильных рисунках простой овал, к  которому присоединен нос, не засчиты­вается. Оценка должна быть достаточно строгой,  т.е. контур лица должен быть нарисован единой линией, а не по частям. * Пункты 63, 64 и 65 отражают качество владения карандашом у ребенка. Эти  пункты оценивают твердость и уверенность линий, качество соединения линий, «углы»  и т.п. ** Пункты 66­69 отражают степень произвольного владения карандашом в рисовании  формы. Работа ребенка должна показывать, что он четко и уверенно регулирует свои  движения карандашом. 67. Качество линий в рисовании форм: контур туловища. То же, что и в предыдущем  пункте, но для туловища. Следует обратить внимание, что примитивные формы (палочка,  круг или эллипс) не засчитываются. Линии туловища должны указывать на попытку  намеренно отойти от простой яйцеобразной формы. 68. Качество линий в рисовании форм: руки и кисти. Руки и ноги должны быть нарисованы  без нарушений формы, как в предыдущем пункте, без тенденции к сужению в местах  соединения с телом. И руки, и ноги должны быть изображены двумерными. 69. Качество линий в рисовании форм: черты лица. Черты лица должны быть полностью  симметричны. Глаза, нос и рот должны быть показаны двумерными. Анфас: черты лица должны быть размещены правильно и симметрично, должны ясно  передавать вид человеческого лица. Профиль: контур глаза должен быть правильным и расположен в передней трети головы.  Нос должен образовывать тупой угол со лбом. Оценка строгая, «карикатурный» нос не  засчитывается. 70. «Эскизная» техника. Линии, образованные хорошо регулируемыми короткими  штрихами. Повторное обведение отрезков длинных линий не засчитывается. «Эскизная»  техника встречается в работах некоторых старших детей и почти никогда не встречается у  детей младше 11­12 лет. 71. Особая прорисовка деталей. С помощью особых линий или штриховки должно быть  изображено что­то (одно или более) из следующего перечня: складки одежды, морщинки  или фалды, выделка ткани, волосы, ботинки, расцветка или предметы фона. 72. Движение рук. Фигура должна выражать свободу движений в плечах и локтях.  Достаточно при изображении одной руки. «Руки в боки» или руки в карманах не  засчитываются, если видны и плечи, и локти. Какие­либо действия не обязательны. 73. Движение ног. Свобода движений и в коленях, и в бедрах фигуры. 25 Примечание. Критерии анализа рисунка разработаны и сформулированы создателями  теста. При анализе конкретного материала отдельные критерии могут показаться  недостаточно четкими. В силу этого возможны субъективные интерпретации, и полученный показатель может не  вполне соответствовать уровню безусловной точности. Качество обработки тестового  материала возрастает по мере освоения опыта тестирования и обсчета результатов. Нормы оценки. За соответствие рисунка каждому из означенных критериев начисляется 1  балл. В результате масштабной апробации теста его создателями разработаны подробные  таблицы перевода полученных баллов в показатели, соответствующие коэффициенту  интеллекта. Эти критерии, однако, были выработаны достаточно давно и на выборке  американских испытуемых. Поэтому доскональное соотнесение результатов, полученных  сегодня на отечественном материале, с этими таблицами недопустимо. Ниже приводятся  лишь основные референтные точки, служащие приблизительным ориентиром для оценки.  Из таблиц Гудинаф ­ Харриса взяты соотношения баллов и «нормального» IQ,  соответствующего 100%, а также те показатели, которые примерно соответствуют IQ=70% (т.е. минимального значения, относящегося к норме). Использование предложенного  материала в силу указанных причин­допустимо лишь в следующих пределах. В тех случаях, когда количество баллов ниже, чем соответствующее IQ=70%, это дает основание для  более детального изучения интеллектуальной сферы ребенка с целью выявления  возможного отставания в умственном развитии. Еще раз подчеркнем, что на основе лишь  данного критерия делать выводы об умственной отсталости недопустимо. В возрасте 3 лет IQ=100% примерно соответствует количество баллов, равное 7. 70% ­ 1  балл. 4 года. 100% ­ 10 баллов; 70% ­ 3 балла. 5 лет. 100% ­ 16 баллов; 70% ­ 6 баллов. 6 лет. 100% ­ 18­19 баллов; 70% ­ 7 баллов. 7 лет. 100% ­ 22­23 балла; 70% ­ 9 баллов. 8 лет. 100% ­ 26 баллов; 70% ­ 10 баллов. 9 лет. 100% ­ 31 балл; 70% ­ 13 баллов. 10 лет. 100% ­ 34­35 баллов; 70% ­ 14­15 баллов. И лет. 100% ­ 36­38 баллов; 70% ­ 15­16  баллов. 12 лет. 100% ­ 39­41 баллов; 70% ­ 18 баллов. 13 лет. 100% ­ 42­43 баллов; 70% ­ 21 балл. 14­15 лет. 100% ­ 44­46^баллов; 70% ­ 24  балла.  26

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"

Исследовательская работа по теме "Влияние особенностей развития правополушарных детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017