Доклад: "Декоративное оформление пришкольной территории".

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 14.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Под благоустройством и озеленением пришкольной территории подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений учащихся, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика школьного двора, скверов, это взгляд в будущее. Красиво оформленный, богато окруженный зеленью и ухоженный школьный двор воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю. Кроме того, во многом от того, что представляет собой пришкольная территория, зависит престиж и самого учебного заведения.
Иконка файла материала Декоративное оформление пришкольной территории. Доклад..docx

Министерство  просвещения Российской Федерации

Министерство  культуры Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

   

Муниципальное автономное образовательное учреждение "СОШ № 8"

г. Улан – Удэ

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление проекта:

Развитие социально-значимой деятельности обучающихся образовательных учреждений среднего общего образования.

 

 

  Название проекта:

Декоративное оформление пришкольной территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Авторы:  Баженова Надежда

                                                                   Бесфамильный Дмитрий  

                                                                   Руководитель: Андреева Л. И.

                                                                   учитель    биологии и химии

                                                                   МАОУ "СОШ 8", высшей категории.

 

 

 

 

 

2025 год.

 

Оглавление.                                                                                                                                      

Ι. Введение ………………………………………………………………….......2-6

Ι Ι. Основная часть ……………………………………………………….......7 - 11     

1. Характеристика участка: географическое положение, почва ( тип, рН), освещенность, климат.  …………………………………….............................7 - 9

2. Выращиваемые цветочные, древесные культуры. …………………………. 7

3. Календарная последовательность производимых работ……….…...……9-10

Ι Ι Ι. Выводы. ………………………………………....................................... 10-11

Источники информации………… ……………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                1

                                                                                                                                          

 

 

Введение.

Под благоустройством и озеленением пришкольной территории подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений учащихся, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика школьного двора, скверов,  это взгляд в будущее.

        Красиво оформленный, богато окруженный зеленью и ухоженный школьный двор воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю. Кроме того, во многом от того, что представляет собой пришкольная территория, зависит престиж и самого учебного заведения.

        Без учета основных принципов ландшафтного дизайна участка сад, украшенный множеством сложных и дорогостоящих элементов, пестрыми цветами, выглядит безвкусно и вычурно.

        Участок становится воплощением красоты и изысканности лишь в том случае, если он выдержан в единой цветовой гамме и в определенном стиле.           Существуют различные стили ландшафтного дизайна участка.

Под стилем понимается использование определенных сочетаний садовых растений. Помимо этого,  существуют специфические типы декоративного оформления. При выборе дизайнерского решения необходимо учитывать архитектурные особенности здания. Стиль вашего участка должен стать отражением вашего собственного стиля, близкого вам по духу.

Стили ландшафтного дизайна:

Регулярный (формальный) стиль

Композиции, выполненные в этом стиле, подразумевают симметричное расположение элементов по отношению к заданной или главной оси, строгие геометрические формы элементов ландшафта.

Пейзажный (ландшафтный) стиль

Данный стиль предполагает свободное, естественное расположение элементов ландшафта, прямолинейность и симметричность полностью исключается. Основным признаком ландшафтного стиля является отсутствие искусственности пейзажа и намека на его рукотворное происхождение. Часто используется «хаотичное», и то же время, тщательно продуманное расположение деталей и элементов.

Сельский (кантри) стиль                                                                                                                                             Название данного стиля дает довольно четкое представление о характере и виде элементов, составляющих композиции данного типа пейзажа. Это могут быть ограды-плетни с перевернутыми чугунками, колодцы различных видов, как декоративные, так и действующие. Важно, чтобы «декорации» сочетались с существующими на участке постройками и природной средой.

Голландский стиль

Голландский сад имеет небольшие размеры, его центр – хорошо ухоженный газон, по периметру газона – миксбордер из цветов и красиво цветущих деревьев и кустарников. Вдоль забора обязательно аккуратно подстриженная

2

 

 

живая изгородь. Отличительная черта голландского стиля – это атрибуты

сельской жизни: маленькая мельница, колодец, тачка с поставленными на нее цветами, садовая скульптура.

Колониальный стиль

Растения высаживаются в деревянные кадки. Мощение из плитняка или досок. Дорожки часто покрывают щепой. Популярны анималистические скульптуры из дерева и камня. Основное настроение стиля – мягкий, ленивый темп жизни, поэтому преобладают солнечные веранды  увитые цветущими лианами. Садовая мебель – гамак, складные кресла с плетеными спинками.

Природный (лесной) стиль

Для реализации проектов в этом направлении необходимо иметь в распоряжении значительные земельные площади. Очень часто лес сам по себе является законченной композицией и все что остается человеку это немного «прибраться», удалив растительный и прочий мусор, добавив в виде отдельных акцентированных штрихов небольшое количество искусственно посаженых растений, разбить дорожки и тропинки таким образом, что бы складывалось впечатление, что их происхождение относится к доледниковому периоду существования Земли.

Тематический стиль

В последние время, обретает всё большую популярность оформление участка в стиле привязанном к определенному географическому месту. Так средиземноморский стиль - участок с максимальным количеством солнца, светлые тона у нерастительных компонентов, растения из соответствующей климатической зоны, в случае невозможности выращивания их в заданном климате, их имитация с помощью похожих видов

Китайский стиль или Фэн-шуй - один из древнейших в мире способов разведения садов, который насчитывает несколько тысячелетий.                                                                                                                                                 

Основным положением является: Человек и Природа должны находиться в гармонии друг относительно друга, а всю целостность бытия пронизывает незримая энергия, именуемая ци. Гармония и равновесие являются здесь приоритетами. Китайцы понимают жизнь как равновесие двух начал, инь (мужское) и ян (женское), сил, не способных существовать

друг без друга. Каждое растение и элемент ландшафта должны быть расположены в строгом соответствии с соответствующими им сторонами света.

Японский стиль

Японские сады делятся на несколько видов, в зависимости от основы, на которой акцентируется внимание. Это могут быть сады камней, воды, деревьев, времен года или мхов. Допускается и смешивание вышеперечисленных элементов в одном саду, при этом, большое значение придается расстановке камней

В композиционном и цветовом решении японские сады тесно связаны с

3

живописью и рассчитаны на восприятие зрительного пространства по законам живописи. Мягкость красок, приглушенность цветов делает такие сады похожими на картины, выполненные одноцветной тушью.

Стиль «модерн» – это простота линий. Сад примыкает к дому, имеет строгую, лишенную каких-либо украшений архитектуру.. Ограждения простые, линии строгие. Аксессуары ограничены – «лучше меньше, да лучше». Мощение из плит, выложенных геометрическим рисунком. В нем чередуются светлые и темные тона, допускаются вставки из гальки. Мебель – классический модерн строгих линий из пластика и алюминия. Планировка сада геометрическая, но симметрии не придерживается.

Стиль „Хай-тек”. Здесь должна царстововать геометрия. Такой сад должен иметь динамичные формы, причем допускается их ассиметрия. В таком саду предпочтение должно быть отдано растениям с декоративной листвой. Строительные материалы для такого сада – это, в первую очередь, стекло, металл, бетон. Бетон используется в качестве материала для дорожек и оград, из стекла может быть сделана столешница для садовго столика, стеклянные шары-фонарики хорошо украсят клумбы. Неплохо сочетаются с этим металлические лавочки. В хай-теке используют зеркала, а современные арт-объекты полезно сделать с броскими акценатми - например, плакучую березу и красный барабарис можно соеденитьс голубой елью и рододендроном. Главное здесь – необычне сочетания, дизайнерский риск.

Смешанный стиль

Как правило, разные зоны участка оформляются в различных стилях. Так въездная и парадная зоны, чаще соответствуют регулярному, строгому стилю, с обязательным партером, хотя многие и эту зону оформляют в пейзажном стиле.

Зона для отдыха, наоборот, по большей части соответствует стилям, максимально приближенным к природе, т.е. ландшафтному, лесному стилю, стилю фен-шуй или японскому.

Мавританский стиль

Мавританские сады ведут свое происхождение от облагороженных оазисов – главной радости человека, живущего в пустыне. Именно это и предопределило главные особенности мавританского стиля в ландшафтном дизайне – обилие зелени, пышных экзотических цветов, ярких красок, а также воды, то есть того, чего так не хватает кочевнику в песчаной пустыне.

Цель работы:

Декоративное оформление пришкольного участка многолетними и однолетними цветочными культурами в весеннее - летний период 2024 года. Обеспечение

Цель предусматривает решение задач:

- Обучение детей агротехническим приемам выращивания цветочных культур рассадным методом, пикировки, высадке рассады, подкормке и уходу за растениями.

4

 

- Овладение и закрепление навыков  подготовки  почвы к посадке.

- Произвести своевременную высадку рассады и обеспечить качественный уход за растениями на протяжении  вегетационного периода.

- Использование и совершенствование навыков работы с садово-огородным оборудованием.

- Развивать у учащихся наблюдательность в процессе учебно-трудовой деятельности, формирование экологической ответственности и экологических взаимосвязей.

- Осмысление конкретных условий, необходимых для выращивания растений.

 - Развивать познавательный, творческий интерес у школьников, личностную самореализацию и профессиональное самоопределение .

 - Добиться   декоративного оформления  территории школы.

Актуальность:

Считаем, что данная тема является актуальной, потому что:

1. Объективная ситуация по озеленению, приданию эстетического вида города  ежегодно складывается  таким образом, что наша республика, ее столица должна была предстать во всей красе, так как ежегодно нашу столицу посещает огромное количество гостей.  Все учреждения города принимают активное участие в оформлении своей прилежащей территории и мы, как обычно, не остались в стороне, ведь школа, ее двор - это    визитная карточка  микрорайона.  

     Школа наша самая большая и современная в Дальневосточном федеральном округе и зачастую оказывается площадкой для проведения важных и значимых образовательных событий.  Участники  и многочисленные гости  непременно оказываются  на территории школы и, конечно же, обращают внимание на ее оформление. Родители, приводя детей на учебные занятия, должны видеть и восхищаться прекрасно оформленную территорию от самых ворот школы. И чтобы сложилось приятное впечатление о нашем городе, нашем микрорайоне мы приложили максимум усилий и использовали все возможные ресурсы для придания гармоничного, эстетического оформления  территории школы.    

2.  Благоустройство территории играет важную роль в жизни человека - красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье и настроение, создают благоприятный микроклимат.

Данный проект дает возможность   развивать у учащихся патриотические качества, активную жизненную позицию, а также реализовать способности художников, дизайнеров, садоводов, исследователей.

3. Актуальность темы подтверждает проведенный опрос. Из 500 опрошенных 466 респондентов ответили что оформление  территории  школы существенно изменилось в лучшую сторону. На вопрос: «Понравилось ли озеленение и цветочное  оформление территории?» – положительно ответили

5

 

480 респондентов, 20 – внесли свои предложения.

4. 2024 год Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина объявлен Годом семьи.

     Мы считаем что наша МАОУ «СОШ №8» - большая,  дружная семья,  живущая в  красивом доме.  В Год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей. К ним относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи. Крепкая семья – это залог стабильности и процветания общества.

Целевая аудитория:

Учащиеся МАОУ «СОШ 8», родители, учителя.

География проекта:

территория МАОУ «СОШ 8»

Практическая значимость:

* Материалы данного исследования могут служить кратким пособием для начинающих заниматься благоустройством пришкольных территорий.

* Выработанная и применяемая на практике календарная последовательность производимых работ позволяет  добиться качественной высадки рассадного материала, хорошее развитие растений на протяжении всего вегетационного периода.

* Ценность материалов в том, что обобщен фактически накопленный опыт, позволяющий  добиться гармоничного сочетания древесных, кустарниковых и  цветочных растений при оформлении территории.

* На протяжении  каникул был обеспечен летний досуг учащихся.

* Очевидна профориентационная направленность: дети попробовали себя в роли агрономов, дизайнеров, химиков-лаборантов, возможно уже кто-то определился с выбором будущей профессии.

Основная часть.

Изучив все виды ландшафтного дизайна, нами был сделан вывод, что  пейзажный стиль наиболее подходит для реализации на нашем участке.

   Прежде чем начинать озеленение, необходимо получить конкретные сведения о географическом положении и микроклимате отводимого под озеленение участка, почвенных условиях, растительности, давно растущей и той, которую предстоит посадить. Все это будет составлять так называемую естественную среду, где предстоит провести дополнительное озеленение.

Основной упор был сделан на озеленение территорий школы, примыкающих к зданию школы с восточной, южной и западной сторон. Из постоянной растительности, преобладают ели, березы, сирень и рябинник, расположенные ассиметрично.

  Температура, как никакой другой климатический фактор влияет на подбор растений и общий характер озеленения. Короткое жаркое лето в нашем регионе позволяет выращивать растения переносящие засухи и ранние заморозки. В связи с этим, были подобраны растения, цветущие с первых летних дней и до первых и поздних заморозков, а также газонная трава.

6

Растения используемые для оформления:

 


u Мирабеллис

u Алиссум

u Космея                                                           

u Сальвия

u Настурция

u Бальзамин                                         

 

 

 

 

 

 

u Березы

u Сирень

u Рябинник

u Ель

 



 Степень освещенности в озеленении участка, также важна для нормального роста и развития тех или иных растений. Различают светолюбивые, переносящие полутень и тенелюбивые растения. Выше перечисленные растения относятся к светолюбивым, кроме ели, переносящим полутень. В течении дня наша территория с востока на запад достаточно хорошо освещена.

Ели высажены с северной стороны здания школы.

             Приступая к озеленению участка необходимо учесть плодородность почвы, ведь почва является источником снабжения растений водой, питательными веществами, воздухом (для дыхания корневой части).  Качество земли характеризуют такие показатели, как насыщенность питательными веществами, влажность, температура, механический состав, кислотность и другие. Лучшей почвой для озеленения считается суглинистая и супесчаная почвы. Менее подходящие почвы для озеленения это - глинистые и песчаные, они требуют качественного улучшения. Для улучшения плодородия ежегодно закупаем перегной.

 Почвы бывают кислые, нейтральные и щелочные. Степень кислотности почвы обозначают условно знаком рН с соответствующей цифрой:


* Сильнокислые……… 3—4 pH

 * Кислые………………. 4—5 pH

 * Слабокислые………. 5—6 pH

 * Нейтральные………. 6—7 pH

 * Щелочные …………. 7—8 pH

 * Сильнощелочные…. 8—9 pH


 

Как определить кислотность почвы?

 Самый простой способ - с помощью индикаторной (лакмусовой) бумаги. Первоначальный светло-оранжевый цвет бумаги изменяется в зависимости от кислотности почвы: красный означает, что она сильнокислая, розовый - среднекислая, желтый - слабокислая, зеленовато-голубой - близка к нейтральной, синий - нейтральная. 

Почву для анализа взяли из разных мест участка на различной глубине. Пробу измельчили, увлажнили водой и приложили к ней индикаторную бумагу, цвет бумаги изменился до зеленоватого цвета, что свидетельствует о нейтральной  среде.

Данное исследование было подтверждено и другим способом:  в чистый стакан поместили почву (30-40 грамм) из верхнего слоя и прилили дистиллированную воду (50 мл), все тщательно  перемешивали в течение 1 мин. Затем к фильтрату  добавили лакмус, получили тот же результат.

7

Определение типа почвы.

Существует простой способ определения состава почвы, который не требует профессиональных навыков и специальных инструментов. Такой способ называют «мокрым». Для этого возьмем немного почвы, увлажним ее и

перемешаем ее до тестообразного состояния. Затем скатаем шарик и раскатаем его в шнур. Толщина такой колбаски должна быть 3 мм или чуть больше. Свертываем «колбаску» в колечко, диаметром 2-3 см.

Первый этап завершен. Определим тип почвы.  

 

Типы почв.

 

Тип почвы

Его характеристика

Песчаная почва

 

Песчаные почвы. Из такого состава почвы невозможно создать ни шарика, ни, тем более, шнура. Потому, как основной составляющей такой почвы есть песчаные частички. Вода не может «склеить» их в одну массу, т.к. просачивается через них, как через сито. Такой тип почвы легко обрабатывается, они очень бедны питательными веществами и непригодны без улучшения для произрастания многих видов растений. Они быстро

нагреваются и быстро остывают, быстро впитывают влагу, которая моментально просачивается в нижние слои почвы, не принося пользы растениям.

Улучшать структуру песчаных почв можно компостом (перегноем) или торфом.

Супесь.

Шарик скатывается, но раскатать «колбаской» не удается.

Суглинок.

Шарик скатывается и образуется шнур, который вы легко соединяете. Но такой шнур существует не долго – быстро пересыхает, трескает и разваливается.

Суглинок хорошо впитывает влагу, питательные вещества и тепло. Такой тип почвы считается урожайным. По своему механическому составу могут быть: рыхлые, гумусные тучные и тяжелые. Суглинки нуждаются в частом улучшении компостом и мульчировании.

Глинистые почвы.

Шарик скатывается легко и просто соединяется. Структура таких почв плотная и тяжелая. Плохо пропускают влагу и отличаются чрезмерной сыростью. Вода застаивается в дождливую погоду, а в жару – трескается.

Если такую почву окультурить и в достаточном количестве снабдить питательными веществами, то она будет достаточно плодородная. Но окультуривать ее необходимо делать постоянно – добавляя песок и внося органические удобрения.

 

8

Используя данную методику, было определено, что почва на нашем участке  песчаная, бедна питательными веществами, поэтому ежегодно приходится улучшать ее структуру перегноем.

 

В дальнейшем была разработана календарная последовательность производимых работ:

№ п\п

Вид деятельности

Сроки выполнения

Ответственные

Используемые ресурсы

1

Составить смету расходов на приобретение посадочного материала

Февраль

Андреева Л. И.

 

2

Приобрести семенной, посадочный материал, рассаду, перегной.

Февраль, июнь.

Андреева Л. И.  

*Денежные средства.

3

Подготовить почвосмесь для посадки цветочных культур.

 Июнь

Андреева Л. И.

Из парника теплицы и грунта прошлого года.  

4

Сформировать рабочие группы из числа учащихся 10-х классов.

 

Февраль- март.

Андреева Л. И., классные руководители соответствующих классов.

Учащиеся 10-х классов.

5

Произвести посадку приобретенного и собранного в предыдущем году семенного материала.

Апрель

(в теплицу)

Андреева Л. И.

Семена цветов, почвосмесь.

6

Уход за рассадой (полив, прополка сорняков).

   Апрель-июнь

Андреева Л. И.

Учащихся 7-8 классов.

7

Подготовка клумб  для высадки рассады.  Посадка  декоративных кустарников.

Май-июнь.

Андреева Л. И.  

Садово-огородный инвентарь, краска,.    

10

 

 

Высадка рассады.

 

 

Июнь.

 

 

 

Андреева Л. И.   

 

Садово-огородный инвентарь, рассада цветов, учащиеся 1-8, 10 классов, родители, классные руководители.

11.

Уход за  посаженными растениями.

 

Июнь- сентябрь

Андреева Л. И. 

Садово-огородный инвентарь, учащиеся 10 классов.

12.

Сбор семян, уборка территории по окончании вегетационного периода.

Сентябрь-октябрь

Андреева Л. И.

  Учащиеся 8 классов. Технический персонал школы.

 

Примечание: * - запрашиваемые ресурсы.

Преимущества данной методологии очевидны, так как при реализации  используется незначительная денежная сумма, относящаяся к запрашиваемым ресурсам.  Все остальные же мероприятия осуществляются с помощью имеющихся ресурсов.

Сделанный выбор стратегии достижения результатов является наиболее реалистичной ввиду того что основывается на многолетнем практическом опыте, применяемом непосредственно в  МАОУ «СОШ № 8».

Выводы:

-Общее во всех стилях ландшафтного дизайна - что бы Вы ни планировали, и ни осуществляли Вам и именно Вам должно это нравится. И тогда, в случае удачной реализации замыслов, на своем участке Вы сможете почувствовать себя максимально комфортно, сможете забыть о неприятностях, ссорах и жизненных передрягах.

- Получены  практические навыки по выращиванию цветочных культур, посадке саженцев, уходу за растениями.

   - Учащиеся школы приобщены к исследовательской работе, обеспечена летняя занятость.

- Самое главное, заходя на территорию школы невозможно не восхититься  буйству красок, обилию цветов, масштабами и формами клумб. Именно это отмечают все гости, побывавшие в нашей школе.

 

 

10

Результат нашей работы:  

1.     Приняли участие в работе Байкальского регионального форума-24, где поделились  своим опытом работы и заинтересовали участников форума.

2.     Диплом 2 место  в номинации лучшее озеленение территории школьного двора  городского смотра конкурса «Мой цветущий город – 24».

 

Степень эффективности всех приложенных усилий наглядно показала. что работа выполнена рационально и в срок. Факторы, которые помогли достижению результата:

v четкое определение последовательности проводимых агротехнических мероприятий;

v реалистичное выполнение всех этапов работы;

v дисциплинированность, ответственность;

v правильность оценки ресурсов, необходимых для проведения всех задуманных мероприятий; 

v точный расчет финансовых затрат на реализацию программы;

v уверенность в достижении поставленной цели.

 

 

 

 

Литература, ссылки на сайты.

 

1.vmo.kst-goo.kz/images/stories/himiya/konsult_metodista/of_pred_uch.doc

 

2 .lesgimn1992.narod.ru/gimn/document/geo-dekor-2011.ppt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11