Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русский язык
5 кл
14.06.2018
Мы встречаем музыку на каждом шагу. Слышим повсюду. Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки.
Каждый из нах хоть немного любит музыку. Но мы не задумываемся, почему она так влияет на нас. Почему можно танцевать под ритм, например, удара капель об стекольную раму. Почему послушав музыку можно изменить не только настроение, но и взгляд на мир. Возникает вопрос: Как музыка влияет на человека?Рассказано, как разная музыка влияет на написание ВПР по русскому языку.
работа по ВПР и музыке (Лены).docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №140»
Русский язык
Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку учащимся 5
класса?
Владимирова Елена,
5 «А» класс,
МАОУ СОШ №140,
Ширинкина Елена
Николаевна,
1 Пермь 2018
Содержание
Введение………………………………………………………………………......2
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Музыка в жизни человека…………………………………………………..4
1.2. Влияние классической музыки на мозг человека…………………………5
1.3. Влияние рок музыки на мозг человека……………………………………6
Глава 2. Практическая часть
2.1. Планграфик реализации работы………………………………………......6
2.2. Анкетирование №1………………………………………………………….6
2.3. Эксперименты. Сравнивание написания и грамотности работ ВПР по
русскому языку ………………………………………………………………....7
2.3.1. Эксперимент №1. Работа без музыки……………………………………7
2.3.2. Эксперимент №2. Работа под классическую музыку…………………..8
2.3.3. Эксперимент №3. Работа под рокмузыку……………………………....9
2.4. Анкетирование №2…………………………………………………………..9
2.5. Интервью с учителем музыкальной литературы …………………………9
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………11
Приложения
2 Введение
Мы встречаем музыку на каждом шагу. Слышим повсюду. Каждый день
большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе
встретится гденибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в
машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке – везде,
где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки.
Каждый из нах хоть немного любит музыку. Но мы не задумываемся,
почему она так влияет на нас. Почему можно танцевать под ритм, например,
удара капель об стекольную раму. Почему послушав музыку можно изменить
не только настроение, но и взгляд на мир. Возникает вопрос: Как музыка
влияет на человека?
В наше время появляются различные новые жанры и направления в
музыке. Рок, рэп, электронная музыка… А приноситли прослушивание этих
видов искусства пользу? И даёт ли музыка эмоциональный подъём, энергию,
идеи, влияет ли на креативность? А может ли музыка повлиять на функции и
работу нашего мозга? Если да, то какая это музыка? Все эти вопросы
натолкнули меня на это исследование.
Данная тема достаточно актуальна, ведь в наше время многие полезные
для человека музыкальные произведения, заменяют, на грубую музыку. Тема
Гипотеза:
некоторая музыка положительно влияет на человека и поможет в написании
ВПР по русскому языку.
моего исследования: «Влияние музыки на мозг человека».
Цель: выяснить, поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку
учащимся 5 класса? Для выполнения поставленной цели нам необходимо
решить следующие задачи:
1. Изучить, обобщить и систематизировать материал по данной теме.
3 2. Провести анкетирование, в ходе которого выяснить, как ученики
относятся к музыке, какую музыку предпочитают.
3. Провести эксперименты, в ходе которых выяснить, какую работу лучше
всего написали учащиеся 5 «А» класса (без музыки, под классическую
музыку, под рокмузыку).
4. Взять интервью у учителя музыкальной литературы.
5. Скомпоновать диск с музыкальными произведениями, улучшающими
работу мозга.
Продукт
проекта:
диск с музыкальными произведениями,
улучшающими работу мозга. Данный проект можно применять как средство
улучшения работы и сосредоточенности у учеников на различных уроках.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Музыка в жизни человека
С самого рождения человека окружают различные музыкальные ритмы.
При этом многие совершено не задумываются о влиянии музыки на человека.
Между тем, различные мелодии служат своеобразным камертоном для
организма, способным настроить его на самоисцеление [1]. В современном
мире люди любят слушать музыку. Особенно эта тенденция наблюдается
среди молодёжи, сейчас на улицах или в метро редко можно встреть молодых
людей без наушников. А как же всё началось? И всегда ли музыка была
верным спутником человека? [4].
Можно уверенно сказать, что музыка ведет свою историю от самых
истоков происхождения человечества. До появления связной речи древние
люди общались с помощью отдельных звуков, были способны различать
тональности, а впоследствии упорядочивать их. Вполне возможно, что данные
«ветки» доисторического общения развивались параллельно: одни сочетания
звуков трансформировались в речь, а другие — в мелодии, песни и музыку
4 [7]. Историки пришли к выводу, что музыка должна была присутствовать у
первых людей в Африке, до их расселения по планете. Предполагается, что
после возникновения в Африке, музыка существует, по крайней мере, 50 тыс.
лет и постепенно превратилась в неотъемлемую часть человеческой жизни по
всей планете. Развитие человечества, в частности появление письменности,
дало возможность не просто передавать песни и напевы «из уст в уста», а
записывать музыку и слова [11].
Таким образом, музыка, это неотъемлемая часть нашей жизни. То, что
живёт внутри нас, вершина искусства, нечто прекрасное и непостижимое.
Музыка сопровождает нас с самого рождения, мы слышим её на каждом шагу
и невозможно было бы представить мир без музыки.
1.2. Влияние классической музыки на мозг человека
Понятие «классической музыки» очень размытое с точки зрения
терминологии понятие. В общепринятом понимании классической называют
музыку, выдержавшую проверку временем и оставшуюся популярной на
протяжении многих лет после момента своего создания [9]. «Музыка, ее
первый звук, родилась одновременно с творением мира», утверждали
древние мудрецы. Современные исследователи доказали: музыка влияет на
растения, животных и людей! В зависимости от частоты звуковых колебаний,
уровня громкости, ритма, гармонии, нотного состава это влияние может быть
положительным или отрицательным [3]. Cогласно квантовой физике, всё, что
есть в этом мире, способно проявлять так называемые, волновые свойства, то
есть у всего на свете есть своя частота колебаний. Разумеется, эта частота
зависит от условий, в которых находится объект. В нашем случае,
человеческий мозг — это объект, а музыка, которая на него воздействует
посредством слухового аппарата — условия. Это первое. Второе — большое
значение имеет степень чувствительности и слухового аппарата, и
5 эмоциональная чувствительность конкретной личности в целом. И первое, и
второе в большинстве случаев поддаётся развитию и даже некоторой
регулировке [5].
Классическая музыка укрепляет нейроны головного мозга, формирует
крепкую связь между правым и левым полушариями мозга, тем самым
способствуя развитию умственных способностей и овладению иностранными
языками. Многочисленные исследования в разных странах подтверждают, что
классическая музыка не только гармонизирует психологическое состояние, но
и способствует развитию творческих способностей, творческого воображения,
а также внимания и интеллекта, помогает раскрытию внутреннего потенциала,
коммуникабельности и даже развитию речи. Утверждают, что именно
классика, приводит в гармонию чувства, эмоции и ощущения человека.
Классическая музыка «отгоняет» печали, устраняет стрессы и депрессии [2].
1.3. Влияние рок музыки на мозг человека
Научно обоснован тот факт, что не каждое направление в музыке
благотворным образом влияет на организм человека. Как пример негативного
воздействия на психику часто приводится современная рокмузыка. Этому
популярному стилю присущи свои особенные отличительные черты, а именно
сверхчастоты,
жёсткий ритм,
монотонные повторения,
громкость,
светоэффект. Они то, как раз и не самым лучшим образом влияют на наш
мозг. Барабанный грохот, например, использовали, чтобы довести себя до
неистовства. Ритм способен оказывать влияние на способность к анализу,
здравомыслию, логике. Можно даже добиться того, что они будут совсем
нейтрализованы. Рокмузыка, несмотря на всю свою силу и мощь, относится к
категории монотонных, мотороподобных звуков, воспринимая которые
слушатели могут впасть в пассивное состояние. А чем чаще она
6 прослушивается, тем больше эта способность к более быстрому отключению и
достижению состояния пассивности [3].
Глава 2. Практическая часть
2.1. Планграфик реализации работы
В ходе выполнения работы был составлен планграфик реализации
проекта (Приложение №1).
2.2. Анкетирование №1
12 января 2018 года мы провели анкетирование учащихся 5 «А» класса
в количестве 23 человек. В результате анализа анкет мы выяснили, что ребята
предпочитают слушать рокмузыку (34,18%) и живую, классическую
музыку(26,02%). Основываясь на этих данных, мы решили провести
эксперименты: написать ВПР без музыки, под классическую музыку и рок
музыку (Приложение №2).
2.3. Эксперименты. Сравнивание написания и грамотности работ ВПР по
русскому языку
Чтобы подтвердить или отвергнуть выдвинутую гипотезу, мы решили
провести эксперименты, в ходе которых выяснить, как лучше писать ВПР по
русскому языку: без музыки, под классическую музыку или прослушивая рок
музыку. В результате чего мы хотели бы получить целостную картину о том,
какая музыка влияет на наш мозг и каким образом. Для проведения
эксперимента мы нашли стандартные работы ВПР, подготовив их для
учеников. Участниками данной работы были ученики 5 «А» класса школы
№140 города Перми в количестве 25 человек. Критерии оценивания были
стандартные.
2.3.1. Эксперимент №1. Работа без музыки
7 Первой нашей работой стало написание ВПР стандартным образом.
Эксперимент был проведен 20 ноября 2018 года. В этой работе принимали
участие 23 человека. Время, данное для работы, было 60 минут. Следуя нашей
теории, результаты следующих работ должны были отличаться. Именно
поэтому, без влияния внешних факторов на мозг, результаты работы были
вполне ожидаемы: Оценка «2» 1 человек, «3»9 учеников, «4» 9 учеников,
«5»4 учеников. Лучший результат41 б. из 43 б. Худший результат11 б. из 43
б. (Приложение №3)
2.3.2. Эксперимент №2. Работа под классическую музыку
Вторым экспериментом стало написание ВПР под классическую музыку
5 декабря 2017 года. В этой работе принимали участие 25 человек. Время на
работу было отведено такое же – 60 минут. Результаты оказались
благопритными: Оценка «2» отсутствует, «3»4 учеников, «4»11 учеников,
«5»8 учеников. Лучший результат 43 б. из 43 б. Худший результат 17 б. из
43 б. (Приложение №4)
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Классическая музыка
улучшает работу мозга, поэтому положительно повлияет на качество ВПР по
русскому зыку.
2.3.3. Эксперимент №3. Работа под рокмузыку
Третьим экспериментом стало написание ВПР под рокмузыку
(Приложение №5). В этой работе принимали участие 25 человек. Время,
отведенное на работу, было стандартным – 60 минут.
Следует отметить, что ученики с первых звуков начали испытывать
неудобство. 2/3 класса не смогли сосредоточиться на работе. Несколько
человек просто слушали, а не писали. Уже через 5 минут сосредоточенность
8 на работе пропала. Начались различные просьбы увеличить звук, включить
другую песню, а некоторые ученики просили вернуть классическую музыку.
Работы учеников мы проверять на оценку не стали, так как изза
влияния рокмузыки многие не написали и одного абзаца из текста. Как потом
говорили ребята, сосредоточиться было очень трудно, музыка «била по
ушам», и мозг как будто отключался, отказываясь работать.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что классическая
музыка положительно влияет на мозг человека и поможет в написании ВПР по
русскому языку. Также мы убедились, что рокмузыка отрицательно влияет на
мозг человека и разрушает его психику. К тому же, многое зависит от того,
насколько человек воспринимает музыку, умеет ее слушать. Те ребята, кто
занимается в музыкальной школе или просто достаточно часто слушали
классическую музыку, написали ВПР значительно лучше. А те, кто
предпочитали грубый рок говорили, что именно эту работу писать было легче.
Это именно те ученики, которые слушали музыку, а не делали работу.
2.4. Анкетирование №2
После проведения экспериментов мы решили провести повторное
анкетирование, для того, чтобы убедится в правильности нашего вывода, а
также узнать мнение учеников о проведённых экспериментах. Анкетирование
было проведено 18 января 2018 года, в анкете принимали участие ученики 5
«А» класса в количестве 23 человек. Исходя из результата анализа анкет, мы
сделали вывод: большинство учеников (47,19 %) считают, что классическая
музыка помогает работе мозга. А комфортнее ребятам было выполнять
работы под классическую музыку (51,3 %) (Приложение №6)
2.5. Интервью с учителем музыкальной литературы Кузнецовой Э.П.
Для того чтобы расширить область знания по теме «Поможет ли
музыка в написании ВПР по русскому языку учащимся 5 класса?» мы
9 решили провести интервью с учителем музыкальной литературы
Кузнецовой Э. П. в ДМШ №1 г. Перми. Интервью было проведено 21
февраля 2018 года.
Элеонора Петровна занимается музыкой с 7 лет, и сейчас в возрасте
65
лет с радостью согласилась помочь нам в этой работе.
На протяжении многих лет Элеонора Петровна замечала, как меняются
ученики музыкальной школы на протяжении обучения. Растёт их кругозор,
улучшается память, повышается грамотность и аккуратность.
Учительница музыкальной литературы утверждает, что классическая музыка
оказывает положительное влияние на ребят.
«Я уверена, комментирует
Элеонора Петровна, что музыка сможет помочь в написании учениками ВПР
независимо от возраста ребенка. Наш мозг настроен на музыку. Исследования
показали, что суточные младенцы реагируют на разные ритмы. Не случайно на
всех культурах матери используют колыбельные с укачиванием, чтобы
успокоить ребенка. Музыка как форма общения появилась раньше, чем язык.
Я увлекалась музыкой с детства, что после переросло в профессию. Музыка
действительно творит чудеса, её влияние на нас безграничная возможность
совершенствовать себя во многих направлениях».
Заключение
В процессе выполнения работы мы выяснили, что классическая музыка,
действительно, положительно влияет на человека и поможет в написании ВПР
по русскому языку. Также мы поняли, что существует и музыка, которая
отрицательно влияет на нас – это рокмузыка. Такую музыку лучше всего
избегать, хотя в наше время именно похожая музыка чаще всего включается.
В результате исследования цель была достигнута, а задачи выполнены.
Мы провели эксперименты и выяснили на практике, как музыка влияет на
10 мозг человека. Благодаря анкетированию, мы узнали отношение учеников к
музыке, их предпочтения. Обогатить наши знания нам помог учитель
музыкальной литературы Кузнецова Э. П.
Я подтвердили гипотезу и убедились, что музыка может влиять на нас.
И за своим «музыкальным рационом» нужно следить, помогая при этом
нашему мозгу. Думаю, что музыка может помочь нам не только в сфере ВПР,
но и, например, при регулярном прослушивании её увеличить способности
мозга, радиус возможностей, повысить уровень креативности. Теперь мы
можем смело дать совет, слушать классическую музыку как можно чаще и не
увлекаться грубой, современной музыкой. Продуктом работы вился диск с
классическими музыкальными произведениями, улучшающими работу мозга
(Приложение №7).
Данная работа имеет большое значение, так как ее тема наш мозг,
который, в 21 веке, является главным нашем помощником и сотрудником.
Надеюсь, что данная работа заставит многих задуматься о том, что влияние
внешних факторов на мозг, в нашем случае, музыки, можно контролировать,
тем самым увеличивая его возможности.
Список литературы
1. Музыка и мозг/lpgenerator.ru/blog/2013/11/29/8faktovovliyanii
2.
3.
muzykinarabotugolovnogomozga/
Влияние музыки на мозг человека/www.aum.news/novosti/3213
znacheniemuzykidlyamozgasilamuzykisposobyeevliyaniyana
cheloveka
Учебная деятельность и музыка /gopsy.ru/psihologija/kakmuzyka
vlijaetnacheloveka.html
4. Музыка и мы/ru.insider.pro/technologies/20161022/kakmuzykavliyaet
namozg/
11 5.
Роль музыки в жизни человека/ estet
vliyanie
mozga
6. Жанры
музыки/ constructorus
na cheloveka
muzyki
. ru / zdorovie
/ vliyanie
muzyki
na
portal
. com
/ statyi
/ ot serdtsa
do
7.
. html
cheloveka
Классическая музыка и ее влияние на мозговые функции ребенка
/ nsportal
/2014/03/03/
issledovatelskaya
/ drugoe
. ru / ap / library
rabota
vliyanie
muzyki
na organizm
cheloveka
s tochki
Приложение №1
Планграфик реализации проекта
На первом этапе работы над проектом мы обсудили и составили планграфик
реализации проекта.
№
1
Теоретическое обоснование темы
проекта, изучение направлений
музыки,
положительного и
отрицательного влияние на мозг
человека
Дата
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Участники
проекта
Владимирова
Елена,
учитель
русского языка и
литературы
Ширинкина Е.Н.
12 2
3
и
Создание
анкетирования,
отношений учащихся к музыке
проведение
выяснение
Ноябрь 2018
Составление работы ВПР по
русскому языку,
проведение
работы без музыки (эксперимент
№1)
Ноябрь 2017
4 Анализ
проведённого
мероприятия, изучение работ,
выведение результатов
Ноябрь 2017
5
Составление работы ВПР по
русскому языку,
проведение
работы под классическую музыку
(эксперимент №2)
Ноябрь
Декабрь 2017
2017
6 Анализ
проведённого
мероприятия, изучение работ,
выведение
результатов,
сравнивание с первой работой
Декабрь 2017
7
Составление работы ВПР по
русскому языку,
проведение
работы под рок – музыку
(эксперимент №3)
Декабрь 2017
Учащиеся 5 «А»
класса,
Владимирова
Елена,
учитель
русского языка и
литературы
Ширинкина Е.Н.
Владимирова
Елена,
учитель
русского языка и
литературы
Ширинкина Е.Н.
Учащиеся 5 «А»
класса
Владимирова
учитель
Елена,
русского языка и
литературы
Ширинкина Е.Н.
Учащиеся 5 «А»
класса
Учащиеся 5 «А»
класса
Владимирова
учитель
Елена,
русского языка и
литературы
Ширинкина Е.Н.
Учащиеся 5 «А»
класса
Владимирова
Елена,
учитель
русского языка и
литературы
Ширинкина Е.Н.
Учащиеся 5 «А»
класса,
Владимирова
Елена,
учитель
русского языка и
литературы
Ширинкина Е.Н.
13 8 Анализ
проведённого
мероприятия, изучение работ,
выведение
результатов,
сравнивание с предыдущими
работами
9
и
проведение
Создание
анкетирования,
выяснение
отношений учащихся к музыке и к
какой работе ученики проявили
большую симпатию
10 Проведение интервью с учителем
литературы
музыкальной
Кузнецовой Э. П., взвешивание
результата, его включение в
работу
Декабрь
Январь 2018
2017
Январь 2018
Январь
Февраль 2018
2018
Учащиеся 5 «А»
класса,
Владимирова
Елена,
учитель
русского языка и
литературы
Ширинкина Е.Н.
Учащиеся 5 «А»
класса,
Владимирова
Елена,
учитель
русского языка и
литературы
Ширинкина Е.Н.
Кузнецова
Элеонора
Петровна,
Владимирова
Елена
Приложение №2
14 Диограмма к вопросу:
1.)
Напиши, какую музыку ты предпочитаешь слушать?
Фото 1
Приложение №3
15 Фото 2
Фото 3
16 Фото 4
Приложение №4
17 Фото 1
Фото 2
Фото 3
18 Фото 4
Приложение №5
19 Фото 1
Фото 2
Приложение №6
20 Диаграммы к вопросам:
1. Как ты думаешь, помогает ли классическая музыка работе мозга?
да
нет
затрудняюсь ответить
2. Какую работу тебе было легче выполнять?
под классическую музыку
под грубый рок
без музыки
21 Приложение №7
Список музыкальных произведений, включенных в диск
Бранденбургские концерты (Иоганн Себастьян Бах)
Концерт для скрипки с оркестром «Памяти ангела» (Альбан Берг)
Времена года (Антонио Вивальди)
Рапсодия в стиле блюз (Джордж Гершвин)
Концерт для виолончели с оркестром (Антонин Дворжак)
Концерт для скрипки с оркестром ми минор (Феликс Мендельсон)
Концерт для фортепиано с оркестром №3 (Сергей Рахманинов)
Кармен (Жорж Бизе)
Тангейзер (Рихард Вагнер)
Травиата (Джузеппе Верди)
Орфей (Клаудио Монтеверди)
Дон Жуан (Вольфганг Амадей Моцарт)
Так поступают все женщины (Вольфганг Амадей Моцарт)
Трехгрошовая опера (Курт Вайль)
Царь Эдип (Игорь Стравинский)
Леди Макбет Мценского уезда (Дмитрий Шостакович)
Электра (Рихард Штраус)
Соната «Конкорд (Чарльз Айвз)
Хорошо темперированный клавир (Иоганн Себастьян Бах)
Сонаты и партиты для скрипки соло (Иоганн Себастьян Бах)
Соната для фортепиано №14 (Людвиг ван Бетховен)
Прелюдии (Клод Дебюсси)
Соната для фортепиано №11 (Вольфганг Амадей Моцарт)
Картинки с выставки (Модест Мусоргский)
24 каприса для скрипки соло (Никколо Паганини)
24 прелюдии для фортепиано (Фредерик Шопен)
Крейслериана (Роберт Шуман)
Кантаты (Иоганн Себастьян Бах)
Военный реквием (Бенджамин Бриттен)
Арии из опер (Антонио Вивальди)
Мессия (Георг Фридрих Гендель)
Песнь о земле (Густав Малер)
История доктора Иоганна Фауста (Альфред Шнитке)
Симфония №14 (Дмитрий Шостакович)
Зимний путь (Франц Шуберт)
Фантастическая симфония (Гектор Берлиоз)
Симфония №7 (Людвиг ван Бетховен)
Симфония №3 (Иоганнес Брамс)
22 Симфония №7 (Антон Брукнер)
Симфония №9 «Из Нового Света» (Антонин Дворжак)
Симфония №5 (Густав Малер)
Симфония №6 (Густав Малер)
Симфония №7 (Густав Малер)
Симфония №25 (Вольфганг Амадей Моцарт)
Симфония №40 (Вольфганг Амадей Моцарт)
Классическая симфония (Сергей Прокофьев)
Симфония №5 (Петр Чайковский)
Симфония №5 (Дмитрий Шостакович)
Симфония №7 (Дмитрий Шостакович)
Симфонические танцы (Сергей Рахманинов)
23
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Исследовательская работа "Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.