Исследовательская работа "Поющая раковина" (духовые инструменты хурульного оркестра)
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
музыка +1
7 кл—11 кл +1
19.01.2017
Калмыцкий народ, его предки и прапредки создатели замечательных музыкальных инструментов, способных составить большой, малый оркестр народных инструментов. Среди калмыков были искусные мастера по изготовлению различных изделий из золота, серебра, меди, латуни, свинца и других драгоценных и цветных металлов и сплавов. Свое искусство они воплощали в создании музыкальных инструментов. Калмыки, народ с большой древней музыкальной традицией.
Поющая раковина.docx
Исследовательская работа
Преподавателя специального фортепиано
МБОУ ДО «Яшалтинская детская музыкальная школа»
Пресняковой Натальи Федоровны
«ПОЮЩАЯ РАКОВИНА»
(Духовые инструменты хурульного оркестра)
В героическом эпосе «Джангар» есть такие слова:
«Быстро в хурул побежал и сказал дунгчи:
В белую раковину свою прокричи,
Чтобы со всех сторон собрались ковачи! (кузнецы).
И протрубили шестикратно звонкий дунгчи –
Прибыли разом из разных сторон ковачи.
Около башни работать стали они.
За день вокруг бумбулвы нойона Богдо
Крепость воздвигли из черной стали они, Скорой такой работы не помнил никто» (с.216, «Джангар»)
Дунг, по калмыцки значмт «раковина», а «дунгчи» играющий на
раковине.
Дунг употреблялся предками калмыков как духовой инструмент при
богослужении в хурульном оркестре. Перед богослужением выходит из
хурула (храма) во двор ученик веры (манжик), он же дунгчи, с большой белой
морской раковиной. Нежно обхватив раковину обеими руками, он дует в одно
ее ушко. Раковина начинает петь.
С помощью протяжных звуков раковины дунгчи взывает внимание всех.
Одновременно это и процесс взывания внимания бога. Дунгчи выходит на
диалог с теми, кто открывает врата потустароннего мира, уведомляет их о
начале службы, посвященной хозяину Вселенной.
Многие люди идут в храм потому, что в начале или по завершению
хурульной службы происходит довольно впечатляющая картина. Поет хор или
играет хурульный оркестр.
Из каких же инструментов состоит хурульный (храмовый) оркестр?
Дунг – морская раковина. Ее держали в левой руке. Ладонью правой руки
прикрывали широкую часть раковины. В узкую часть вдувался воздух сильной
струей. В хурульном оркестре использовались до 34 дунгов разных размеров.
Дунги – морские раковины – специально украшались металлическими
пластинами.
На них изображались символы восьми буддийских
драгоценностей: рыба, белый слон, зонт, колесо учения, узел счастья, конь с
чинтомани, раковина, колесо закона. Аналогом дунга является монгольский
цаганбурэ (белая трубараковина). Бюря – вид трубы. Труба изготовленная из латуни с прямым
конусообразным стволом. Инструмент состоит из трех частей, вставляемых
одна в другую, длина его 2 метра 52 см. Тембр густой, регистр звучания
низкий, напоминает басовый тромбон. Сила звучания мощная. Инструмент
лежит на специальной подставке так, что мундштук находился на уровне губ
исполнителя.
В хурульном оркестре два «бюря» всегда занимали главенствующее
положение. Контрабасовой разновидностью бюря являлся укюрбюря. Длина
инструмента 6 метров 43 см. Состоит из пяти частей, вставляемых одно в
другое. Сила звучания очень большая.
В глубокой древности «бюря» использовался как военный сигнальный
инструмент. Из хотона в хотон при помощи бюря передавалась достаточно
обширная информация о событиях, созывался народ, предупреждались
жители улуса об опасности. Инструмент переносился на плечах двумя
музыкантами. Звучал бюря во время народных празднеств: «цагансар»,
«урюс», «майдари», «зул», в дни бедствий, разнося далеко по степи весть, до
самых далеких хотонов и улусов.
Среди калмыков были искусные мастера по изготовлению различных
изделий из золота, серебра, меди, латуни, свинца и других драгоценных и
цветных металлов и сплавов. Из меди, латуни и серебра мастера изготовляли
для калмыцких монастырей музыкальные инструменты: большие и малые
трубы, колокольчики, тарелки на которых играли во время богослужений, которыми пользовалось калмыцкое духовенство во время религиозных
обрядов.
Гаганима – духовой инструмент. По народному преданию инструмент
этот делался из берцовой кости молодой девушки, пораженной молнией.
Считалось, что она настолько была чиста, невинна, что бог именно выбрал ее,
а ее берцовая кость должна служить в процессе богослужения. Использования
этого инструмента в хурульном оркестре символизировало общение с духами
других миров. Гангдн (ганглин) – прямая труба. Звук у нее густой, пронзительный,
напоминает тромбон. Аналогов калмыцкому гангду ни у одного народа нет.
инструмент предназначен для исполнения хурульной музыки. Разновидностью
прямого гангдна является и гангдн – изогнутая труба. Тембр звука более
густой, чем у прямого гангдна. Оба гангдна использовались только в
хурульном оркестре.
Калмыцкий народ, его предки и прапредки – создатели замечательных
музыкальных инструментов, способных составить большой, малый оркестр
народных инструментов.
Калмыки – народ с большой древней музыкальной традицией.
Музыкальное сознание оттачивалось в течении веков и по своей психологии
калмыки – народ музыкальный и певческий.
Сам кочевой народ был подобен поющей раковине. Народ создал
музыкальную поэму «Джангар», звуковое богатство которой сродни
волшебному голосу сказителя Хонгора и певцарапсода Мингийана
Используемая литература:
Бембеев В.Ш. «Ойраты. Ойраткалмыки. Калмыки.» Элиста: АПП «Джангар»,
2004
Старокалмыцкое искусство. Элиста .Калмыцкое книжное издательство 1991
Эрендженов К. «Золотой родник» Элиста . Калмыцкое книжное издательство
1990
Исследовательская работа "Поющая раковина" (духовые инструменты хурульного оркестра)
Исследовательская работа "Поющая раковина" (духовые инструменты хурульного оркестра)
Исследовательская работа "Поющая раковина" (духовые инструменты хурульного оркестра)
Исследовательская работа "Поющая раковина" (духовые инструменты хурульного оркестра)
Исследовательская работа "Поющая раковина" (духовые инструменты хурульного оркестра)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.