Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
биология +1
6 кл
22.03.2018
Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"
Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?" направлена на изучение соответствия речи представителей разных возрастных категорий нормам русского литературного языка. Цель ее: выявить уровень грамотности подростков, их родителей и педагогов, сравнить его. Это исследование вызывает живой интерес у участников и кроме того повышает их собственный уровень.
исследовательская работа Правильно ли мы говорим.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноорловская СОШ» ПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ ГОВОРИМ? Выполнил: ученик 6 класса Мецлер Максим Руководитель:  учитель русского языка  и литературы Мецлер Людмила Васильевна 2017 Содержание 1. Введение 2. Грамматика и устная речь. 3. Исследование. ­Наблюдение за устной речью и опрос разных возрастных групп. ­Анализ результатов наблюдения. Группы наиболее типичных ошибок. ­Составление анкеты и теста. Проведение эксперимента. ­Анализ результатов. 4. Выводы. Как повысить речевую культуру?    5. Заключение. 6. Использованная литература. 7. Приложения. 2 Язык – инструмент; едва ли не труднее он самой  скрипки. Можно бы ещё заметить, что посредственность  как на одном, так и на другом инструменте нетерпима. П.А.Вяземский Введение В Древней Греции, как повествует старинная легенда, спартанцы, оказавшиеся в  затруднительном положении в борьбе с врагами, обратились за помощью к Дельфийскому  оракулу. Они просили прислать им опытного полководца, сильного и храброго. Каково же  было их удивление, когда они узнали, что оракул прислал им школьного учителя Тиртея,  не искушённого в военном деле и вдобавок ещё хромого. Спартанцы не смели ослушаться  оракула и поставили Тиртея во главе войска. И что же? Оказалось, что Тиртей владел  одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, ­ силой зажигательного  слова. Тиртей  клеймил позором предателей и трусов. Он пел, и спартанцы,  воодушевлённые его песнями, воспрянули духом и разбили врагов.  Эта легенда рассказывает о силе слова, о его могучем воздействии на человека.  О значении слова для общества говорится и в многочисленных пословицах и  поговорках:  Человеческое слово стрелы острее. Пулей попадёшь в одного, а метким словом в  тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. Но неверно употреблённое слово, подобно ветру, может и разрушить, исказить  мысль.   Проблема правильности речи – одна из актуальных проблем современного общества.  Цель исследовательской работы – выявить уровень речевой грамотности разных  возрастных групп (взрослые, старшие школьники, средние школьники), а также причины  неграмотного употребления в речи тех или иных слов; определить возможные пути  решения проблемы. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: изучение литературы по данной теме; работа со справочниками и словарями; 1) 2) 3) наблюдение за устной речью с целью выявления наиболее типичных речевых  ошибок, их систематизация; 4) 5) 6) 7)  выявление проблем, способствующих неграмотному употреблению слов. Актуальность данной работы составление анкеты и теста по результатам наблюдений; анкетирование и тестирование разных возрастных групп; анализ результатов анкеты и теста; Основные методы исследования: наблюдение, эксперимент, аналитический метод. 3 Предметом наблюдения в нашей работе является речь школьников и взрослых  ( учителей).  Практическое применение                                          Грамматика и устная речь. Во все времена грамотность была нужна и высоко ценилась. Грамотных людей уважали и  почитали.  Встаёт вопрос: а что же такое грамотность в широком смысле этого слова?  Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без  орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли  как в письменной, так и в устной форме.  Культурная речь – это речь нормированная. В своей письменной  форме она должна  отвечать нормам орфографии и пунктуации, в устной – существующим в настоящее время  нормам произношения. Я в своей работе остановился на устной речи и некоторых видах ошибок, связанных именно с ней. Орфоэпическая ошибка Произносительная ошибка связана с нарушением норм орфоэпии. Она проявляется только  в устной речи. Это ошибочное произношение звуков, слов или же словосочетаний. Также к  ошибкам в произношении относят неправильное ударение. Искажение слов происходит в сторону сокращения количества букв. К примеру, когда  вместо «тысяча» произносится слово «тыща». Если вы хотите говорить грамотно и  красиво, стоит избавить речь от подобных слов. Распространено также ошибочное  произношение слова «конечно» — «конешно». Произносить правильное ударение не только правильно, но и модно. Наверняка вы  слышали, как люди поправляют неправильное ударение в словах «Алкоголь», «звОнит»,  «дОговор» на верные – «алкогОль», «звонИт» и «договОр». Неправильная постановка  ударения в последнее время заметнее, чем раньше. И мнение о вашей эрудиции зависит от  соблюдения норм произношения. Морфологическая ошибка Морфологией называют раздел лингвистики, в котором изучаются части речи.  Морфологические ошибки получаются из­за неправильного образования форм слов  различных частей речи. Причинами являются неправильное склонение, ошибки в  употреблении рода и числа. К примеру, «докторы» вместо «доктора». Это морфологическая ошибка в употреблении  множественного числа. 4 Часто употребляют неверную форму слова при изменении падежа. Родительный падеж  слова яблоки – яблок. Иногда вместо этого слова употребляют неверную форму  «яблоков». Распространенные морфологические ошибки – неверное написание числительных: «Компания владела пятьюстами пятьдесят тремя филиалами». В этом примере слово  «пятьдесят» не склонили. Верное написание: «Компания владела пятьюстами  пятьюдесятью тремя филиалами». В употреблении прилагательных распространена ошибка неверного употребления  сравнительной степени. К примеру, такое использование: «более красивее» вместо «более  красивый». Или же «самый высочайший» вместо «самого высокого» или «высочайшего».                                          Исследование Правильность речи – это её соответствие литературно­языковым нормам, принятым  в определённую эпоху. Используя метод наблюдения и анализа, я попытался выяснить,  насколько речь окружающих нас людей можно считать правильной.  В результате наблюдения я пришел  к выводу, что в устной речи допускается  множество ошибок. Мною были выделены следующие основные группы типичных  ошибок, наблюдаемых в устной речи: 1. неверная постановка ударения в словах (звонят, созвонимся,красивее, оптовый,  договор, туфля, свекла и т.п.) замена одного звука на другой (медицинский полюс, колидор, кажную субботу) 2. 3. добавление лишнего звука или нескольких звуков (здеся, тама, еслиф, ихняя,  еёная) 4. неверное образование форм глаголов, существительных (ложи, пойдём исть, едь  ко мне, вы хочете, пара чулков и т.д.) На основе результатов наблюдения и анализа данного материала составляем  тест, проверяющий знания основ орфоэпии разных возрастных групп.  С целью сравнения и анализа соответствия мнения о грамотности своей речи и  фактически существующей, реальной ситуацией составляем анкету.  Проводим анкетирование и тестирование. Результаты представлены в следующих  таблицах: Таблица №1 (п.1 анкеты) Возрастная  группа Всего  опрошенных Анкета Выражаю  мысли  грамотно Неграмотно  выражаю  мысли Не уверен в  грамотности  своей речи 5 Средний  школьный  возраст   ( 5­6  классы) Старшеклассники (10­11 классы) Взрослые  (учителя) Итого 10 10 10 30 Кол­ во 1 2 5 8 % 10 20 50 26 Кол­ во 3 1 0 4 % 30 10 0 14 Кол­ во 6 7 5 18 % 60 70 50 60 Вывод: большее количество исследуемых не уверены в грамотности своей речи. Наиболее  грамотной свою речь считают взрослые (50%) Таблица №2 (п.2,3 анкеты) Возрастная группа Всего  опрошенных Средний  школьный возраст (5­6 классы) Старшеклассники (10­11 классы) Взрослые  (учителя) Итого 10 10 10 30 Неизвестны  нормы  произношения слов Кол­ во 4 % 40 Допускают ошибки, хотя  знают о нормах  произношения тех  или иных слов Кол­ во 6 % 60 3 1 8 30 10 26 7 9 22 70 90 73 Вывод: в среднем 73 % участников эксперимента допускают ошибки в устной речи, хотя с  нормами произношения тех или иных слов знакомы. Обратим внимание, что все возрастные группы отметили данный факт в анкете. Таблица №3 Отрицательным  примером (опытом) может являться:   Возрастная  группа Всего  опрошенных Средний  10 Так  говорят  в семье Кол ­во 3 Так  говорят  друзья Так говорят  одноклассники/ коллеги % Кол ­во 4 30 % Кол­во % 40 4 40 другое Недостаток языкового  опыта Кол­ во 3 % Кол ­во 1 30 % 10 6 школьный  (возраст    5­6  классы) Старшеклассники (10­11 классы) Взрослые  (учитля) Итого 10 10 30 3 0 6 30 0 20 3 1 8 30 10 26 3 2 9 30 20 30 7 4 14 70 40 46 1 4 6 10 40 20 Причины ошибок в устной речи Примечание: в категории «другое» указано:  Слишком много правил.  Мало читаю.  Мне так нравится, так удобнее  Небрежное отношение к языку.  Редко употребляемые слова или новые. Вывод: основной причиной ошибок в употреблении слов в речи, по мнению участников  эксперимента, является недостаток языкового опыта. Также отмечается влияние речи  друзей, одноклассников и коллег.  Таблица №4  Положительный пример для развития грамотной речи Возрастная  группа Всего  опрошенных Средний  школьный  возраст    (5­6  классы) Старшеклассники (10­11 классы) Взрослые  (учителя) Итого 10 10 10 30 Язык  научной,  худ.литер. Кол ­во 8 6 8 22 60 80 73 1 0 2 Язык  СМИ Учитель­  филолог учитель другое % Кол ­во 1 80 % Кол­ % Кол­ во 2 7 6 15 10 10 0 7 во 4 6 0 10 20 70 60 50 % Кол ­во 0 40 % 0 60 0 33 0 0 0 0 0 0 Вывод: язык художественной и научной литературы, а также речь учителя – основной  положительный пример для развития грамотной речи 7 Результаты тестирования. Ученики средних классов (5­6 классы) 1. Задание из 32 слов (расставить ударение).  % 38 44 48 54 57 Количество человек человек 1 3 1 3 2 % 10 30 10 30 20 Количество правильных ответов слов 12 14 15 17 18 Средний процент выполнения: 48%. От 38% до 48% выполнили 50% учащихся. От 54% до 57% выполнили 50% учащихся. Вывод: Ни один из участников тестирования не достиг 100% при выполнении теста. Уровень акцентологической грамотности учащихся 5­6 классов средний (48%) Самые частые ошибки: Слово Позвонишь  Созвонимся Августовский Жалюзи Начата Принята Облегчить Оптовый Задана Зубчатый Пломбировать Ходатайство Семью Договоры Красивее Баловать Сливовое повторена Количество ошибок в % 80% 50% 60% 60% 100% 100% 50% 90% 80% 100% 100% 70% 80% 50% 50% 80% 50% 50% Количество ошибок 8 5 6 6 10 10 5 9 8 10 10 7 8 5 5 8 5 5 2. Задание из 3­х слов (правильное произношение) 1слово – 7уч­ся (70%) 2 слова – 1 уч­ся (10%) 3 слова – 1 уч­ся (10%) 0 слов – 1 уч­ся (10%) Вывод: В среднем 1 слово верно, что составило 33,3%. Таким образом учащиеся плохо  знакомы с нормами произношения слов. 3. Задание из 26 словосочетаний (морфологические нормы слов) 8 Количество правильных ответов слов 8 11 13 15 17 19 20 % 30 42 49 57 64 72 76 Количество человек человек 1 1 2 2 2 1 1 % 10 10 20 20 20 10 10 Средний процент выполнения: 46 %. Вывод: уровень владения грамматическими нормами у  учащихся 5­6 классов низкий. Самые частые ошибки: Словосочетание Пара чулков Медицинский полюс Поклади Ездиют Ложи Стери По колидору Мылася  Количество ошибок 10 8 8 6 7 5 6 5 Количество ошибок в % 100 80 80 60 70 50 60 50 Старшеклассники 1. Задание из 33 слов (расставить ударение).  Количество правильных ответов слов 17 19 20 21 25 26 % 53 58 62 65 77 81 Количество человек человек 1 3 2 1 2 1 % 10 30 20 10 20 10  Средний процент выполнения: 66% От 53% до 58% выполнили 40% учащихся. От 62% до 65% выпонили 30% учащихся. От 77% до 81% выпонили 30% учащихся. Вывод: уровень акцентологической грамотности учащихся 10­11 классов выше  среднего, но полностью никто с заданием не справился. Самые частые ошибки Слова Договоры Количество ошибок в % 90 9 Передана Оптовый Задана Зубчатый Пломбировать Семью Начата Принята Облегчить 50 50 90 80 80 50 50 50 50 2. Задание из 3­х слов (правильное произношение) 1 слово – 30% уч­ся 2 слова – 60% уч­ся 3 слова – 0 0 слов – 10% уч­ся Вывод: В среднем 2 слова верно, что составило 66,6%. Уровень знания норм  произношения средний. Одна ученица из 11класса не допустила ни одной ошибки. 3. Задание из 26 словосочетаний (морфологические нормы слов) Количество правильных ответов словосочетаний % 15 18 19 21 22 23 57 68 72 79 83 87 % Количество человек человек 1 4 1 1 1 2 10 40 10 10 10 20 Средний % выполнения: 74% От 57% до 68% выполнили 50% учащихся От 72% до 79% выполнили 20% учащихся От 83% до 87% выполнили 30% учащихся Вывод: уровень владения морфологическими нормами у учащихся 10­11 классов высокий, но на 100% тест никто не выполнил. Самые частые ошибки Словосочетание  Ложи на стол Вы сходите на остановке Едь ко мне Медицинский полюс Взрослые (учителя) Количество ошибок в % 50 50 40 40 1. Задание из 32 слов (расставить ударение).  Количество правильных ответов Количество человек 10 % % 27 45 58 61 64 76 79 85 97 человек 1 1 1 1 1 1 1 2 1 слов 9 15 19 20 21 25 26 28 31 Средний % выполнения – 68% От 27% до 45% выполнили 20% От 58% до 64% выполнили 30% От 76% до 97% выполнили 50% Вывод: уровень акцентологической грамотности учителей выше среднего, только один  человек приблизился к абсолютно правильному ответу, сделав лишь одну ошибку. 10 10 10 10 10 10 10 20 10 Самые частые ошибки слово Оптовый Задана Зубчатый Передана Семью Облегчить  Количество ошибок в % 50 50 60 50 40 40 2. Задание из 3­х слов (правильное произношение) 1 слово – 1 человек 2 3 4 слова – 3 человека слова – 2 человека 0 слов – 4 человека Вывод: 40% участников тестирования не справились с заданием. Лишь 2 человека указали  абсолютно правильный вариант. Уровень владения нормами произношения у взрослых  (учителей) средний. 3. Задание из 26 словосочетаний (морфологические нормы слов) Количество правильных ответов словосочетаний % 16 17 18 19 21 23 25 26 Средний % выполнения – 73% От 60% до 68% выполнили 30% От 72% до 100% выполнили 70% 60 65 68 72 80 87 95 100 % Количество человек человек 1 1 1 1 1 1 2 2 10 10 10 10 10 10 20 20 11 Вывод: Уровень владения морфологическими нормами у учителей высокий, причем 2  участника выполнили тест на 100%. Самые частые ошибки Словосочетания  Пара чулков Едь ко мне Вы сходите на остановке Количество ошибок в % 40 40 60 Сравнительная таблица результатов тестирования. № задания Уч­ся 5­6 классов  (% выполнения) 1 2 3 48 33,3 46 Уч­ся 10­11  классов(%  выполнения) 66 66,6 74 Учителя  (%выполнения)  68 66,6 73 Вывод: результаты тестирования показали низкий уровень знаний правил орфоэпии.  Нет ни одной полностью верно выполненной работы.  Морфологическими нормами  плохо владеют ученики среднего звена, учащиеся старших классов и учителя показали  высокий уровень знания морфологических норм.  12 В среднем 31% употребляют в речи неверно образованные формы слов или неправильно ставят ударение. Судя по результатам анкетирования главные причины – это  недостаток языкового опыта и  отрицательный пример окружающих. Эксперимент показывает, что прогнозируемый  результат самих участников  эксперимента не совсем совпадает с реальным состоянием их речевой грамотности.   50% учителей считают, что их речь грамотна, но результаты тестирования показали, что около 30% учителей допустили ошибки. 90% учителей считают, что они знают нормы  произношения, но эксперимент указывает на обратное. Большинство учащихся не  уверены в грамотности своей речи, результаты теста соответствуют этому. Но опять же большинство (90­100%) считают, что они знают нормы произношения. Тестирование  показало, что это далеко не так. Значит, всем участникам эксперимента необходимо  пересмотреть свое мнение о собственной речевой грамотности и использовать все  возможности, чтобы повысить речевую культуру.  Как повысить речевую культуру? Результаты анкетирования показывают, что наибольшее количество опрошенных  считает положительным примером в развитии грамотной речи художественную и научную  литературу (73%). Действительно, чтение художественной литературы, а тем более  изучение материалов справочников, работа со словарями способствует развитию  правильной речи. Поэтому наличие в домашней библиотеке подобной литературы  необходимо, ведь все сомнения в употреблении того или иного слова может развеять  словарь или справочник. Важно также ориентироваться и на «живое» слово, но слово,  произнесённое человеком с достаточно богатым языковым опытом, и это прежде всего  учителя (33 % опрошенных считают положительным  речевым примером), в частности  учителя­филологи (50 %), учёные, писатели и т.п. И, безусловно, анализ своей речи  –  обязательное условие для повышения речевой культуры.  Заключение Результаты исследования показывают, что уровень речевой культуры как младшего,  так и взрослого поколения достаточно низок. Хотелось бы верить в то, что в современном  цивилизованном мире мало людей, равнодушных к современной речи и удовлетворённых её состоянием. Образованная часть общества никогда не была безразличной к своему языку.  Ведь речь человека – лакмусовая бумажка его общей культуры, и владение  литературным языком составляет необходимый компонент образованности. И наоборот,  «языковая неграмотность, ­ как говорил М.Горький, ­ всегда является признаком низкой  культуры…» 13 Литература 1. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова. Человеческое слово могуче… ­ Кн. для  внеклассного чтения учащихся 8­10 кл. – М.: Просвещение, 1984 2. К.С.Горбачевич. Нормы современного русского литературного языка. – М.:  Просвещение, 1989 14 3. З.Н.Люстрова, Л.И.Скворцов, В.Я.Дерягин. Беседы о русском слове. – М.:  «Знание», 1978 4. Мир мудрых мыслей. / Сост. Л.Л.Ермолинский, Т.Ф.Ермолинская. – Иркутск:  Иркутское книжное издательство «Символ»,1985 5. Д.Э.Розенталь. Говорите и пишите по­русски правильно. – М.: Айрис­пресс, 2007 15

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"

Исследовательская работа "Правильно ли мы говорим?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2018