Исследовательская работа "Прелесть Уральского сарафана старинного и современного".

  • Исследовательские работы
  • ppt
  • 05.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация Прелесть Уральского сарафана старинного и современного.ppt
Автор: Таушева Ксения, 5«а» класс МКОУ «СОШ №1» города Миньяра
Цель работы проследить историю развития сарафана в Уральском костюме и его современное применение.
Задачи • познакомиться с традиционными сарафанами на примере сохранившихся образцов; • определить видовую принадлежность бабушкиных сарафанов; • узнать отношение моих современниц к этому виду одежды; • проанализировать современные тенденции моды в отношении
Объектом исследовани являются старинные образцы и современные модели сарафанов. я
Этапы: • изучение литературных источников, каталогов музейных экспонатов, собранных в этнографических экспедициях по Челябинской области; • поиск и анализ обнаруженных старинных сарафанов; • анкетирование учащихся; • подготовка материалов для создания творческих работ.
Основные виды женского костюма уральских казачек в XIX – начала XX вв. следующие: сарафан с рубахой, юбка с кофтой и платье.  Шилась женская одежда обычно из покупных тканей: ситца, сатина, бязи, бархата, шерсти, На Руси - что может быть Нарядней сарафана? Мне б лебёдушкою Царственного плыть сана.
• Рубаха состояла из двух частей – «рукавов» и «стана» («полустанка»). Нарядные рукава шились из дорогих тканей, более яркой расцветки, чем сарафан.  • Сарафан был основным видом одежды уральских казачек в XVII – первой половины XIX вв. Старинные сарафаны имели своеобразный покрой – в виде полукруга из трёх горизонтально сшитых полотнищ («круглый сарафан»). Верх спинки сарафана («горб») собирался в несколько круглых складок – «боров». Проймы, горловина, передние полы и застёжка обшивались позументом. Такие сарафаны передавались по наследству и до сих пор они
Как считают исследователи, самым древним был глухой сарафан прямого покроя, то есть сшитый без лямок. На Средний Урал его принесли русские на раннем этапе миграции. В наши дни он встречается в составе погребальной одежды старообрядцев. Назывался такой сарафан дубасом. Это название сохранялось с того времени, когда холсты дубили, то есть окрашивали отваром коры
Затем появился косоклинный сарафан. Покрой его тоже выглядел архаичным — спереди сшивались два холщовых полотнища, сзади находилось одно, по бокам вшивались клинья. До конца XIX в. косоклинный сарафан был распространен повсеместно. В наши дни его продолжают носить старообрядцы на юго- западе Пермской области.
Уральский костюм напоминает казачий. Распашной с глухим вырезом косоклинный сарафан со шлейфом из зеленоватого или бирюзового полуштофа. По переднему шву с двух сторон он отделан позументом и усеян частым рядом серебряных со сканью пуговиц. Верхняя часть рубахи из атласа, расшитого золотным шитьем и украшенного по верхней части позументом. Пояс
С середины XIX в. наиболее распространенным типом сарафана становился его поздний вариант — так называемый круглый сарафан. Он проник и в старообрядческую среду. Круглый сарафан шили из 4- 8 прямых полотнищ, собирали сзади пышными оборками, лямки пришивали к маленькой лапочке. По покрою, отделке и материалу он имел много разновидностей. Сарафан из набойного холста называли печатным, из шелка —
Анкетировани е 1. Есть ли в вашем гардеробе одежды сарафаны? Если есть, то какие? 2. Назовите достоинства, преимущества сарафана в сравнении с другими видами одежды. 3. Каким он должен быть, чтобы считаться модным и популярным видом одежды? 4. Кому вы бы рекомендовали его носить? (возраст, социальный статус, особенности фигуры) 5. Отвечая на вопрос: «Из каких предметов состоял русский народный костюм?» что бы вы назвали первым? 6. Знаете ли вы о сохранившихся в вашей семье
Выводы: Сарафаны - очень распространенный вид одежды как повседневной, деловой, так и нарядной. Мы ценим его за удобство, разнообразие и универсальность. В гардеробе современной модницы обязательно найдется место сарафану.
Современны е сарафаны Работы Таушевой Елены Владимировны
Сарафан, сарафан, Где ты, русский сарафан? На прилавке покажись, И ворвись вновь в нашу жизнь!
Библиографически й список 1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет»,2006 2. Васильченко Л.П. Быт славян. Томск: Красное знамя, 2001. 3. Каминская М.Н. История костюма. М.: Легкая индустрия, 1977. 4. Райкова Л.И. Истоки народного костюма на Южном Урале kraeved74.ru/pages/article369.h... 5. Учебник «Технология. 7 класс» (вариант для девочек) / Под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 1999. 6. Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов ОУ Екатеринбург «Сократ», 2002. 7. Я познаю мир. Детск. энцикл.: Культура / Авт.-сост.