Предложенная разработка внеклассной исследовательской работы по предмету химия, позволяет проверить учащимся интересы и склонности в типе «Ч – П» (химического профиля) и соотнести их с требованиями, которые предъявляет данная профессия.
Знакомство с профессиограммой химика-нефтяника в лабораторных условиях позвляет определить :
1. ЗНАНИЯ: для успешного освоения профессии химика-нефтяника лаборанта химического анализа необходимы базовые знания по химии, биологии.
2. КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА: эмоциональная устойчивость, ответственность, внимательность.
3. СПОСОБНОСТИ: склонность к работе с информацией, развитые логические способности, способность к концентрации внимания, склонность к работе с объектами природы, развитые математические способности.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗДОРОВЬЮ: работа не рекомендуется людям с заболеваниями:
– органов дыхания (хронический бронхит, хроническая пневмония и др.);
– сердечно-сосудистой системы (гипертония, сердечная недостаточность и др.);
– органов пищеварения (хронические заболевания печени, хронический гастрит и др.);
– почек и мочевых путей (нефрит, почечно-каменная болезнь и др.);
– нервной системы (менингит, миастения и др.);
– кожи с локализацией на кистях рук (дермиты, экзема и др.).
УСЛОВИЯ ТРУДА: работа в помещении, воздействие химических веществ, паров, сквозняков от вытяжных шкафов, на некоторых производствах работа в защитных средствах (маске и перчатках).
ПОТРЕБНОСТИ в ОБЩЕСТВЕ: лаборанты химического анализа могут работать в таких организациях и сферах, как:
• Химические и нефтехимические производства;
• Научно-исследовательские институты и различные лаборатории;
• Предприятия машиностроительной, а также радиотехнической промышленности;
• Научно-исследовательские институты и лаборатории, занимающиеся проблемами технической и промышленной биологии, витаминологии и т.п.Документ формата текстового документа M.S. Word
Тема: Профессиональные пробы по профессиям типа «Человек – Природа»
(химический профиль)
Цель: Проверить свои интересы и склонности в типе «Ч – П» химического профиля и
соотнести их с требованиями, которые предъявляет данная профессия.
Литература: 1.Семенов, А.С. Безопасность труда в кабинетах химии / Практическое
пособие для преподавателей химии ПТУ. – М.: Выс. Шк., 1990. – 80 с.: ил.
2. Маршанова, Г.Л. Техника безопасности в школьной химической
лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2002. – 80 с.
3. Захаров, Л.Н. Начала техники лабораторных работ. – Л.: Химия, 1981
– 192 с., ил.
Оборудование: химическая посуда, химические реактивы
Ход занятия
1.Знакомство с профессиограммой химиканефтяника в лабораторных
условиях:
1. ЗНАНИЯ: для успешного освоения профессии химиканефтяника лаборанта химического
анализа необходимы базовые знания по химии, биологии.
2. КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА: эмоциональная устойчивость, ответственность, внимательность.
3. СПОСОНОСТИ: склонность к работе с информацией, развитые логические способности,
способность к концентрации внимания, склонность к работе с объектами природы, развитые
математические способности.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗДОРОВЬЮ: работа не рекомендуется людям с заболеваниями:
– органов дыхания (хронический бронхит, хроническая пневмония и др.);
– сердечнососудистой системы (гипертония, сердечная недостаточность и др.);
– органов пищеварения (хронические заболевания печени, хронический гастрит и др.);
– почек и мочевых путей (нефрит, почечнокаменная болезнь и др.);
– нервной системы (менингит, миастения и др.);
– кожи с локализацией на кистях рук (дермиты, экзема и др.).
5. УСЛОВИЯ ТРУДА: работа в помещении, воздействие химических веществ, паров, сквозняков
от вытяжных шкафов, на некоторых производствах работа в защитных средствах (маске и
перчатках).
6. ПОТРЕБНОСТИ в ОБЩЕСТВЕ: лаборанты химического анализа могут работать в таких
организациях и сферах, как:
Химические и нефтехимические производства;
Научноисследовательские институты и различные лаборатории;
Предприятия машиностроительной, а также радиотехнической промышленности; Научноисследовательские институты и лаборатории, занимающиеся проблемами технической
и промышленной биологии, витаминологии и т.п.
2. Выявление у учеников профессиональных намерений и опыта в сфере
химической деятельности.
1 уровень готовности к выполнению проб:
1) ученики имеют незначительную информацию о данной профессиональной
деятельности;
2) не имеют опыта работы или имели эпизодическую пробу;
3) основной мотив их выбора «слышал, что это интересно»;
4) имеют неустойчивые трудовые умения и слабые знания по профильным
предметам.
2 уровень готовности к выполнению проб:
1) ученики имеют информационные сведения о данной профессиональной
деятельности;
2) имеют первоначальный опыт работы;
3) основной мотив их выбора «мне это интересно», «хочу узнать больше»;
4) имеют первоначальные трудовые умения и средние знания по профильным
предметам.
3 уровень готовности к выполнению проб:
1) ученики имеют обширные сведения о данной профессиональной деятельности;
2) читают научнопопулярную литературу по профилю;
3) имеют опыт работы;
4) основной мотив их выбора «хочу углубить знания», «хочу связать свое будущее с
этой сферой деятельности»;
5) имеют устойчивые трудовые умения и хорошие знания по профильным
предметам.
Задание: определить по данной схеме свой уровень готовности.
3.Ознакомление с содержанием проб разных уровней
1 уровень (исполнительный)
1) заправление спиртовки;
2) проведение нагревания;
3) взятие навески твердого вещества;
4) измельчение твердого вещества;
5) забор объема концентрированных кислот;
6) размешивание веществ;
7) переливание веществ;
8) приготовление фильтра;
9) мытье посуды (пробирки, колбы);
10)
проверка прибора на герметичность
2 уровень (элементы интеллектуального труда, знания основ психологии)1) оформление этикетки для реактива;
2) сборка прибора для получения газа;
3) демонтаж прибора;
4) взвешивание веществ;
5) приготовление адсорбентов;
6) ликвидация разлива ЛВЖ; кислот, щелочей.
3 уровень (комплексные работы)
1) составление и приготовление растворов различных концентраций;
2) ведение документации по учету расхода веществ, регистрации проведенных
инструктажей;
3) оказание первой медицинской помощи при химических ожогах;
4) анализ вещества;
5) очистка веществ.
6) синтез вещества
Можно провести комплексную работу из 4 опытов «Нефть такая знакомая и
незнакомая»
Опыт №1 изучение физических свойств нефти.
1. Описать внешний вид нефти в пробирке, цвет, запах, агрегатное состояние.
2. В пробирку с водой добавить 2–3 капли нефти и встряхнуть; сделать вывод о
плотности нефти и растворимости
Наблюдение:
Внешний вид
Цвет
Запах
Агрегатное
состояние
Опыт №2 Эксперимент: исследование экологических проблем, связанных с
нефтью
1 Добавьте небольшое количество нефти или машинного масла в банку с водой.
/Смешиваются ли жидкости?/.
2 Потрясите банку, поднесите к свету и посмотрите. Дайте пробе постоять
некоторое время.
/Не появился ли осадок? Если да, то предположите, что собралось на дне/.
.
Внешний вид после
встряхивания
Растворимость в
воде
Плотность
Что происходит
после
встряхивания?Опыт №3 Порядок выполнения эксперимента: Исследуйте, какое действие
оказывает нефть на перья птиц
1 Покройте перо нефтью маслом.
2 С помощью воды, растворителя щетки постарайтесь очистить перо.
/Удалось ли вам это?/.
Сделайте выводы и запишите.
Вывод:____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Опыт №4 Порядок выполнения эксперимента Очистки береговой линии от нефти:
смешайте песок с нефтью, и попробуйте его очистить /учащимся предлагается /.
АНАЛИЗ «Что я знаю о продуктах перегонки нефти»
Продукты фракционной перегонки нефти
Название фракции
Ректификационные газы
Газолиновая фракция (бензин)
Лигроиновая фракция
Керосиновая фракция
Дизельное топливо
Мазут
Состав tкипения Применение
Сделать вывод (совпадение интересов и проделанной работы, ваши сомнения и
самоопределение).