Исследовательская работа "Реликвия моей семьи", написанная о семейной реликвии "Евангелие и Икона" . Предметом исследования является история появления Святого Евангелия, иконы преподобного Серафима Саровского в семье Томцевых. Учащийся рассказывает об истории появления Евангелия, иконы Серафима Саровского в семье, о поездке в Дивеевский монастырь.
Муниципальное образовательное учреждение
МОУ «Большепаратская средняя общеобразовательная школа»
Волжского муниципального района Республики Марий Эл
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Реликвии моей семьи –
Евангелие и Икона »
Томцев Алексей
5 «а» класс
Руководитель: Томцева Л.А.,
заместитель директора по ВР,
учитель русского языка и литературы
1с. Новые Параты
2018г.
Содержание
Введение.
I.
II.
Происхождение Святого Евангелия и иконы преподобного Серафима Саровского.
1.1.Святое Евангелие
1.2. Икона преподобного Серафима Саровского.
Наша семейная реликвия – Святое Евангелие, икона преподобного Серафима
Саровского.
III. Паломническая поездка в Дивеево.
IV.
V.
Заключение.
Список литературы.
2Введение
Однажды папа мне показал очень старую книгу. Странички коричневые, истлевшие.
Обложка книги с изображением креста едва держится. Многие странички выпадают. Я
пытался прочитать её, но ничего не понял. Буквы, вроде бы, русские, но слова едва
понятны.
От папы, Томцева Владимира Ивановича, я узнал, что это Святое Евангелие и ему больше
100 лет (107 лет). Наша семья свято хранит эту вещь. Святое Евангелие считается нашей
семейной реликвией и "живёт" эта реликвия уже 5 поколений.
У дедушки Томцева Ивана Прокопьевича в красном углу сохранилась деревянная икона. И
вдруг мой взгляд остановился на старинной иконе. Мне почему – то захотелось поближе
подойти и рассмотреть её. Икона была деревянная с медным окладом. Мы с папой
почистили до блеска. Мне тогда было 8 лет. И мне казалось, что от неё исходил какой – то
свет. Старая икона с изображением старца смотрела на меня.
«Кто это изображён?» спросил я у бабушки Раисии.
«Это Серафим Саровский» последовала ответ.
А далее она рассказала об истории этой иконы.
Просматривая странички Евангелия и старую икону, у меня появилась гордость за своих
предков. Я сразу представил, как руки моих родных мне людей листали это Евангелие
много раз и просили защиты у Господа в тяжелые для моей семьи и страны времена.
Эта Святая книга и икона преподобного Серафима Саровского побудили меня провести
свое небольшое исследование.
История каждой семьи интересна. Во многих семьях есть свои семейные реликвии это
памятные вещи: письма, фотографии, шкатулки, награды, которые передаются из
поколения в поколение по наследству. Слово «реликвия» происходит от латинского
глагола «оставаться» — это свято хранимая почитаемая вещь, связанная с историческими
или религиозными событиями прошлого.
Почему же мы храним эти вещи? Они интересны нам как память о наших родных и могут
рассказать об истории семьи очень много. Эта замечательная традиция (хранить семейные
3реликвии) есть во многих семьях. Объектом моего исследования стала семья Томцевых,
членом которой я являюсь.
Предмет исследования – история появления Святого Евангелия, иконы преподобного
Серафима Саровского .
Гипотеза исследования состоит в том, что если в семье есть семейная реликвия, то такая
семья хранит светлую память о предках и чтит традиции семьи .
Методы исследования:
исследование из уст родственников;
интервью;
создание музея семейных реликвий
Цель исследования: изучение и сохранение семейных реликвий, истории семьи
Задачи исследования:
1. Определить происхождение Святого Евангелия, иконы Серафима обстоятельства его
появления в нашем роду.
2. Начать с помощью своего исследования составление семейной летописи.
Ожидаемые результаты:
Изучу информацию по теме «Наша семейная реликвия – Святое Евангелие и икона»,
подробно узнаю у родственников о том, как Святое Евангелие оказалась в нашей семье,
расскажу своим одноклассникам и ребятам школы об удивительной, очень старинной вещи,
о её ценности в нашей семье.
I. Происхождение Святого Евангелия и иконы Серафима Саровского.
Моё исследование началось с того, как мне папа показал старую книгу. Выяснил в словаре
С.И.Ожегова, что означает слово «реликвия». Реликвия (от латинского глагола relinquere —
«оставаться») — свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или
религиозными событиями прошлого. Семейные реликвии — документы, предметы,
принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение.
1.1. Святое Евангелие
Из уст мамы я узнал происхождение Святого Евангелия. Что такое Евангелие? Евангелие в
переводе с греческого языка на русский означает “Благая весть”. Это общее название первых
4четырех новозаветных книг, повествующих о земной жизни Иисуса Христа. Евангелие было
написано учениками Христа Матфеем и Иоанном и их последователями Марком и Лукой из
числа 70 апостолов в I в. н.э. Евангелие в переводе означает «Благая весть». Жизнеописания
Иисуса Христа, составленные Его учениками апостолами.
Греческое слово “апостол” означает “посланник”, он же — свидетель жизни Иисуса Христа.
Первоначально апостолы не записывали, а просто передавали слушавшим свои свидетельства о
жизни Иисуса.
Первый из них, Матфей, служил таможенным чиновником в городе Капернауме, где и
произошла его встреча со Спасителем. Матфей оставил свою не слишком уважаемую в
тогдашнем еврейском обществе службу и последовал за Иисусом. Примерно в 60–65 годах по
Рождестве Христовом, находясь в Сирии, Матфей написал о том, что видел, сопровождая
Учителя. Так появилось Евангелие от Матфея.
Марк, не был непосредственным учеником Спасителя. Он являлся спутником и учеником
апостола Петра, со слов которого и записал в Риме свое Евангелие. Третий евангелист, Лука,
был человеком образованным. По профессии врач (Кол. 4. 14) и художник, он происходил из
языческой семьи уроженцев Антиохии Сирийской. Верный ученик и спутник апостола Павла,
Лука разделял с ним апостольские труды и во многом со слов Павла написал свое Евангелие.
Четвертое Евангелие, автором которого был апостол Иоанн, значительно отличается от
первых трех, вышедших из устного предания, бытовавшего в среде учеников Иисуса Христа.
Иоанн был одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа, самым юным и любимым Его
учеником. Он долго не записывал своих воспоминаний об Учителе. Однако в конце I века
появилось множество лжеучений, многие из которых дерзко оспаривали истину о том, что
Иисус был воплощенным Сыном Божиим. Отвечая еретикам, извращавшим христианское
учение, Иоанн уже в преклонные годы создал свое Евангелие. Главной его целью было
засвидетельствовать, что Господь Иисус Христос есть воплощенное Слово Божие и Сын Божий.
Поэтому его Евангелие стали называть духовным Евангелием, ибо оно в наибольшей степени
посвящено самым возвышенным духовным истинам, содержащимся в учении Иисуса Христа.
Написано оно примерно в 95–96 годах в малоазийском городе Ефесе.
Евангелие — наша главнейшая книга, благодаря которой мы знаем то, что знаем, и по которой
мы должны жить. Это, как сказано, «твердое основание того учения, в котором «каждый
христианин «был наставлен» (Лк. 1,4).
1.2. Икона преподобного Серафима Саровского
Я решил поближе познакомиться с иконой, посмотреть в интернете сведения об иконе, и вот,
что я узнал.
5Старинные деревянные иконы нередко облачались в оклад, а почему это делалось, я сейчас
попробую рассказать. Примерно с XIV(14) века появляется самый простой тип оклада – басма,
или басменный оклад. В житейском смысле оклад играет тоже очень большую роль. Именно
благодаря окладу дошли до наших дней многочисленные древние иконы, так как частые
прикосновения рук безвозвратно портили живопись, оклад же позволял сохранить красочный
слой иконы в безупречном состоянии. К расцвету изготовления икон в окладах, к середине XIX
века, существовало множество вариантов риз. Самыми простыми были оклады из тонкой жести,
а так были в ходу серебряные, золотые, медные, латунные.
Мне захотелось определить время, когда была написана икона. (На ней стоит дата 1910 год.
Фамилия автора иконы Иоанн Лебедев село Кищак. (с. Кищак находится в Буинском районе в
Татарстане). Написана икона в конце 19, в начале 20 века.
II. Семейная реликвия – Святое Евангелие и икона преподобного
Серафима Саровского
История каждой семьи интересна. Во многих семьях есть свои семейные реликвии это
памятные вещи: письма, фотографии, шкатулки, награды, которые передаются из поколения в
поколение по наследству. Слово «реликвия» происходит от латинского глагола «оставаться» —
это свято хранимая почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями
прошлого.
Почему же мы храним эти вещи? Они интересны нам как память о наших родных и могут
рассказать об истории семьи очень много. Эта замечательная традиция (хранить семейные
реликвии) есть во многих семьях. В нашей семье Томцевых сохранились редкие, уникальные
реликвии. Это Святое Евангелие, икона, которые получил мой прадед Томцев Прокофий
Николаевич 1 мая 1910года. Оно было вручено Прокофию Семёнову (по имени его деда)
ученику Паратского училища Казанского уезда Казанской губернии за отличные успехи и
поведение. Ни мой папа, его внук, ни я не видели его, фотографии не сохранены. Сам он был
6участником Великой Отечественной войны: четверо братье ушли на фтронт и вернулся только
один Семён, без правой ноги. Мой прадед родился в 1897 году был вторым сын, погиб 22
августа 1943 года в боях под Смоленском. В Книге Памяти погибших воинов Волжского района
я прочитал, что рядовой Томцев Прокофий Николаевич умер от ран и захоронен в деревне
Коровино Пречистенского с/с Пречистенского района Смоленской области. Так жестоко
оборвалась жизнь моего прадеда. Вечная память всем павшим за Родину солдатам.
Но от него остались эта книга и икона, которые свято хранятся и почитаются в нашей семье.
Они дошли до нас благодаря моей прабабушке, Томцевой Анастасии Ефимовне. Они хранились,
как и подобает, в красном углу меж старых икон. Книга вся пропитана елеем и маслами. Когда
я бережно беру в руки эту святыню, меня охватывает чувство гордости за своего прадеда, ведь
он получил его за свои старания, прилежность и за достигнутые успехи, и был одним из лучших
учеников. И вручал ему эту духовную книгу сам отец Иоанн (Иоанн Викторович Челноков),
настоятель храма Димитрия Солунского и Святой Троицы, один из основателей Паратской
земской школы.
На первой странице Святого Евангелия сохранился дарственный вкладыш, на котором написано:
“Выдана в награду за отличные успехи и поведение ученику Паратского училища Казанского
уезда Прокофию Семёнову 1910 г., мая 1 го дня”, под дарственной записью стоят три подписи:
протоиерей И. Челноков, учителя Н. Котельников, Юлия Турентинова. Была подарена икона
преподобного Серафима Саровского, которая побудила меня к чтению жития Серафима
Саровского и поездке в Дивеево.
Мой прадед прожил недолгую, но достойную жизнь. Он был хорошим мужем, заботливым
отцом, крепким и трудолюбивым хозяином. Когда нашей Родине угрожала опасность, он не
прятался за чужие спины, защищал её на поле боя и отдал свою жизнь за Родину и за свою
семью. К сожалению, время не пощадило других свидетельств про него, не сохранились его
фотографии, письма с фронта, поэтому эта небольшая святая книга и икона – единственное его
напоминание нам о себе. Святое Евангелие и икона, полученное им в 1910 году большая
ценность нашей семьи.
7III. Паломническая поездка в Дивеево
В 2015году в июне меня сподобил Господь посетить Дивеево в первый раз. Мы с мамой
съездили в Дивеево. И все в этой поездке получалось на удивление легко, как говорится, с
Божьей помощью. Божественная Литургия, Исповедь, Причастие Святых Таин.
Мы шли, читая молитву, с молитвой «Богородице Дево», по Святой канавке.
Все для меня было впервые: купание во святом источнике, монастырская трапеза, впервые я
прикладывалась к мощам батюшки Серафима. В свободное время мы помогали в уборке
теплицы. Впервые улышал песню «Батюшка, Серафим». Исполняла её матушка Ирина, где мы
остановились на ночёвку.
Батюшка, Серафим, помолись о грешных.
Да пошлёт Господь нам всем чистоты сердечной.
Батюшка, Серафим, помолись о здравии.
Помоги нам жить в любви, помоги жить праведно.
Эту песню мы исполнили на концерте «Святая Русь, храни веру Православную».
Домой мы привезли иконки, сухарики, сувениры, которые теперь напоминают о Чудном
Дивеево.
В нашем Волжском районе в 20 километрах с Новых Парат находится Святой ключ во имя
батюшки Серафима был известен с незапамятных времен под названием «Куан памаш», что в
переводе с марийского значит «Камушкин родник». Предание о святом источнике гласит, что
вскоре, после прославления в 1903 году в лике святых Преподобного Серафима Саровского,
одному местному мальчику с больными глазами во сне явился старичок, который сказал, что
если он промоет глаза в этом источнике, то исцелится. Мальчик последовал совету старца
8промыл глаза и умылся ключевой водой и получил исцеление, а когда его спросили, кого он
видел во сне, указал на икону Серафима Саровского в храме и сказал: «Вот тот дедушка,
которого я видел во сне». И все поняли, что мальчика исцелил сам преподобный Серафим
Саровский.
За советом и благословлением всегда обращаюсь к святым отцам Серафиму Саровскому и
Сергию Радонежскому. Я запомнил мудрые мысли основателя и покровителя Дивеевского
монастыря Серафима Саровского.
Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи.
Чаще смотри на небо, а не под ноги — и будут твои мысли ясные и легкие.
Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.
9IV. Заключение
Я испытываю чувство ответственности за семейную реликвию. Благодаря святыням, наша
семья чувствует связь с прошлым, гордится своими предками и испытывает ответственность за
передачу семейных реликвий и духовных ценностей последующим поколениям. Прабабушка
Анастасия Ефимовна передала их моему дедушке Ивану Прокофьевичу, дедушкасвоему сыну,
Владимиру. Папа рассказал нам о своём дедушке Прокофии. И теперь уже мы со своим братом
Константином и сестрой Евгенией несём ответственность за связь поколений, сохранность этих
реликвий и памяти семьи Томцевых.
10VI. Список используемой литературы, источники
1. Толковый словарь С.И.Ожегова. 1994. Екатеринбург.588с
2. Mospat.ru. О происхождении Евангелия: Русская православная церковь.
3. Kupistarini.ru. Для чего иконе оклад.
11