исследовательская работа "Рисунок"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 31.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рисунок- важнейшие средство изучения и ото¬бражения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо ху¬дожникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпто¬рам, архитекторам, оформителям Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках, затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдахи, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе. Один из величайших художников прошлого — Микеланджело, который одновременно был и живо¬писцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок ...есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; ри¬сунок - источник и корень всякой науки».Для художника рисунок - это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть пристально вглядываться в окружающий мир, со¬поставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, разви¬тие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.
Иконка файла материала РисунокДокумент Microsoft Word (2).docx
РИСУНОК План 1. «Рисунок   ...есть   высшая   точка   и   живописи,   и   скульптуры,   и   архитектуры». Микеланджело  Виды  рисунка.  2. 3. Составляющие рисунка: точка, линия, пятно.  4. функции рисунка 5. 6. Техника рисунка 7. Мои рисунки  Инструменты и материалы, используемые в рисовании  Рисунок­   важнейшие   средство   изучения   и   отображения   действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпторам, архитекторам, оформителям   Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых   и   приблизительных рисунках­набросках, затем   он   накапливает   нужные наблюдения   в рисунках­этюдахи,   наконец,   отыскивает   будущую   композицию произведения   в рисунке­эскизе. Один   из   величайших   художников   прошлого   — Микеланджело,   который   одновременно   был   и   живописцем,   и   скульптором,   и архитектором, сказал, что «рисунок ...есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок ­ источник и корень всякой науки».  Для   художника   рисунок   ­   это   лучшая   школа,   которая   учит   его   владеть,   то   есть пристально вглядываться в окружающий мир, сопоставлять, анализировать, глубже воспринимать   и   чувствовать   увиденное.   Постижение   высот   изобразительного мастерства, развитие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.  По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается для себя удержать мгновенное впе­ чатление   или   мысль.   Это   и   тщательно   отделанные,   вполне   законченные   тоновые изображения.   Впрочем,   и   понятие   законченности   здесь   очень   своеобразно:   самый быстрый,   беглый   рисунок   может   быть   по­своему   художественно   выразительным, совершенным, а значит и законченным.  Виды  рисунка.  1.   Рисунком   может  быть  первый  очерк   или   беглый   набросоккомпозиции  (эскиз); фиксация движе­ ния  или  контуров  модели  (этюд); расположение   основных   элементов сцены или пейзажа (кроки, чертежи); наконец,  рисунок сам по себе может быть законченным произведением. Су­ ществуют  различные  виды  рисунка: рисунок по  рельефу;  архитектурный рисунок (план, разрез, вертикальная проекция здания); рисунок тремя ка­ рандашами (итальянским карандашом и сангиной, осветленной мелом для ос­ вещения);   растушеванный   рисунок (рисунок,  исполненный  на  основе, которая может разравняться при рас­ тушевке,  тени растушевываются  уг­ лем); геометрический рисунок (восп­ роизводит геометрические  пропорции объекта); графический рисунок (раз­ резы,  планы и др., все, что приме­ няется в точных науках);  штриховка (рисунок   исполнен    параллельной штриховкой  пером  или карандашом); 2подражательный рисунок (он предназ­ начен  для воспроизведения контуров фигур,  пейзажа и орнаментов);  от­ мывка  (рисунок,  растушеванный ки­ тайской тушью или цветными  пигмен­ тами,  разведенными водой); лейког­ рафический рисунок  (рисунок  белым тоном на черном фоне); линейный ри­ сунок (технический рисунок, который используется  для  изображения про­ мышленных  орнаментов  или  предме­ тов); промышленный рисунок или чер­ теж (он предназначен для  изображе­ ния  машин  или  механических дета­ лей);  рисунок от  руки  (свободный рисунок,  исполненный без линейки и циркуля); рисунок с натуры (рисунок с модели или с реального пейзажа; в XVIII  в.  его  называли   рисунком ); теневой рисунок (рисунок, передающий контрасты све­ тотени); трафарет (рисунок, контуры которого   проколоты   отверстиями, 3позволяющими сделать отпечаток тра­ фарет);   топографический   рисунок (рисунок,  на  котором  при  помощи штриховки  воспроизведены   контуры земельных участков, рельефа почвы и т.д.); очерковый рисунок (набросок, очертание фигур). Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.  Набросок   ­произведение   графики,   живописи   или   скульптуры   небольших   размеров,   бегло   и   быстро   исполненное.   Главное   назначение   наброска   ­   быстрая   фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или воображению.  Зарисовка  с натуры­   краткосрочный   рисунок.   Его   задача   заключается   не   в  том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное,   самое   характерное,   что   в   свою   очередь   дает   возможность   легче запоминать и восстанавливать виденное.      (французское   Эскиз     esguisse)­ в   изобразительном   искусстве   подготовительный   набросок   для   более   крупной   работы.   Исполнению   значительной   картины   или скульптуры   предшествует   серия   эскизов   и   этюдов,   в   которых   художник разрабатывает   общую   структуру   будущего   произведения   и   ищет   соответствующие художественные средства.  Эскиз дает общее представление о том произведении, для которого он исполняется.   (французское   Этюд     изучение)­   в   изобразительном   искусстве   произведение   вспомогательного   характера   и   ограниченного   размера,   выполняемое   с   натуры.   В этюдах художники разрабатывают детали задуманного произведения.      etude­   Рисунок ­ самая простая, удобная и оперативная техника изобразительного искусства. Составляющие рисунка: точка, линия, пятно.  4Точка ­   получают   точку   прикосновением   острия   карандаша,   кисти,   мела   к изобразительной плоскости или путем пересечения штрихов и линий. В рисунке точка участвует в изображении светотени и линейном построении формы в качестве опоры, поэтому такую точку называют опорной.  Положение точки на плоскости определяется координатами. В рисовании чаще всего применяют   координаты   длины   и   высоты,   т.е.   расстояния   от   вертикальной   и горизонтальной   линий   контура,   от   вспомогательных,   специально   для   этих   целей проведенных, или от краев листа до изображаемой точки. Проверка положения точки сводится   к   проверке   соотношения   координатных   величин,   которые   замеряются карандашом в полном соответствии с принятой системой координат.     Линия ­   наиболее   популярное   изобразительное   средство.   Она   изображается   всеми материально­техническими   средствами:   резцом,   пером,   карандашом   и   кистью.   По характеру линии бывают прямые и кривые. Чтобы нарисовать прямую линию, надо обозначить ее место на бумаге точкой, затем короткими соединяющимися тонкими штрихами наметить заданное направление линии, проверить направление карандашом, а   прямизну   на   глаз.   Проверка   прямизны   происходит   визуально:   лист   бумаги   с нанесенной   линией   помещают   на   уровне   глаз,   тогда   в   результате   перспективного сокращения изобразительной плоскости становятся заметны даже совсем небольшие изгибы линии. По размеру линии бывают длинные и короткие, равные и неравные, толстые   и   тонкие,   по   светлоте   они   делятся   на   темные,   полутемные,   светлые;   по назначению­ на контурные и вспомогательные; по направлению­ на горизонтальные, вертикальные и наклонные.  Сама линия может передать настроение с помощью толщины и направления.               Пятно ­ часть листа бумаги, покрытая штрихом или прикосновением кисти. Штрих,   дающий   тональное   пятно,   сам   может   быть   средством   выразительности рисунка    Ознакомление с        материалами и техникой работы с ри    сунками.  (Каждый материал и его возможности демонстрируются с помощью документ­камеры. Выполняются небольшие зарисовки в различных техниках).         Выделяются следующие функции рисунка:  Форма, движение, размер пропорции, детали,  настроение., фактура, объём, масса   5Для рисования художники используют очень многие инструменты и материалы Рисунок исполняется на основах  самых  разных  размеров  и фактур (дощечка, пергамент, бумага, иногда тонированная, текстиль, син­ тетические   материалы)  с  помощью различных   материалов   (карандаш, сангина,  акварель, пастель). Материалы .Наиболее распространенный из них ­ обыкновенный графитный карандаш. Держат карандаш   при   рисовании   особым   образом,   не   так,   как   при   письме.   Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», широко распространенным, знакомым с самых ранних лет каждому. Уже древним римлянам был известен карандаш, но только серебряный или свинцовый. В средние века к ним добавились оловянный и из сплава олова и свинца. След таких карандашей плохо сохранялся на пергаменте, и это делало их   малопригодными   для   самостоятельных   работ   ­   их   использовали   только   для предварительных набросков, которые затем уже дорабатывали пером или кистью.  В   конце   XIIIвека   в   Европе   появилась   бумага,   и   это   увеличило   возможности металлических карандашей. Но и на бумаге они давали очень светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали.       Штрихи серебряного карандаша по   происшествии   некоторого   времени   окислялись   и   приобретали   красновато­ коричневый оттенок, становились более заметными. Серебряный карандаш позволял делать   очень   тонкую   штриховку,   тщательную   проработку   формы.   Серебряным карандашом пользовались великие мастера ­ Боттичелли, Гольбейн, Рафаэль и другие. Такие карандаши не могли получить широкого распространения. Революцию в этом деле произвело открытие графита во второй половине XVIвека в Англии. На смену металлическим карандашам пришли графитные ­ более темные и более дешевые. Но и они имели крупные недостатки ­ пачкались, не очень хорошо держались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIIIвека французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрел в принципе тот карандаш, 6которым мы пользуемся и теперь. Характерной особенностью графитного карандаша является легкий металлический блеск его штрихов.  Графитные   карандаши   выпускаются   в   большом   диапазоне   различных   степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от ITдо 7Т), более мягкие ­ буквой М (от 1М до 5М). Среднее положение занимают карандаши ТМ.  Для рисования наиболее подходят относительно мягкие карандаши марок от 1М до 5М.   Эти   карандаши   могут   давать   линии   различной   толщины,   и   диапазон   тоновых градаций от самого светлого до почти черного.  Широко   применяется   в   рисовании   уголь.   Его   готовят   особым   образом   ­   сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или березы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь ­ материал богатый, живописный, его возможности шире, чем у карандаша: им можно сделать маленький набросок и большое полотно.  Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря необычайной строгости и скупости средств перовая техника учит художника очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное.  Техника рисунка. Развитие техники рисунка тесно свя­ зано  с эволюцией стилей,  присущих каждой эпохе,  и эстетической  нап­ равленности художника. Уголь. Несомненно,   это   одна  из древнейших техник рисунка. До XV в. 7рисунок   рассматривался  лишь  как подготовительный этап создания про­ изведения.  Уголь  (ивы  или  липы) легко стирался и  позволял  вносить изменения и поправки.  Им пользова­ лись еще в античности для  исполне­ ния эскизов настенных темперных или фресковых композиций Это был способ  работы  с этюдом на деревянной основе из сам­ шита или смоковницы,  покрытой под­ малевком  (мел  или  костяная мука, смешанная с клеем). Лишь в середине XVI в.  были предприняты первые по­ пытки зафиксировать уголь на основе (чаще  всего  на бумаге),  смачивая его маслом.   Но только в XIX в. уголь окончательно  стал  самостоятельной техникой  рисунка,  благодаря таким художникам,  как  Делакруа,   Коро, Милле  и  позднее Сера и Одилон Ре­ дон. Свинцовый карандаш.  Еще с  древне­ римских  времен  и вплоть до начала XVI в.  золотой, медный, серебряный или  свинцовый  стержень был единс­ 8твенным средством для точных и  за­ конченных рисунков.  Эта техника, в которой   использовались   свойства окисления  металла  при  контакте с воздухом, требовала предварительной подготовки  основы (бумаги или пер­ гамента) клеем или костяной  мукой. Тонкие  коричневые (при использова­ нии серебряного или золотого каран­ дашей) или серые (при использовании свинцового карандаша) линии  обычно наносились на тонированную бумагу и соседствовали с белыми пятнами. Эта техника, требующая большой твердос­ ти руки (поскольку линии нельзя бы­ ло  стереть  или исправить),  стала знаменита  благодаря  флорентийским художникам (Леонардо да Винчи, Вер­ роккьо) и  немецким  мастерам  (Дю­ рер),  но  уже  в начале XVI в.  ей предпочли  другие  техники,   менее жесткие  ­  итальянский  карандаш и сангину. Итальянский карандаш.   Итальянский карандаш (изготовленный из плотного и зернистого глинистого сланца) по­ явился  в рисунках Поллайоло,  Гир­ 9ландайо и Синьорелли и получил  ши­ рокое распространение в XVI в.  (им пользовались Рафаэль, Леонардо, Ми­ келанджело,   Тициан,  Тинторетто). Северные мастера ­ голландцы и фла­ мандцы  ­ использовали его только с XVII в.  (Рёйсдал, Хоббема, Рубене, Ван Дейк). Сангина. Известная  еще в античнос­ ти,  сангина позволила ввести в ри­ сунок цвет, например, для изображе­ ния телесного цвета.  Именно так  в XV  в.  ее использовал Фуке в своих портретах и позже,  в XVIII  столе­ тии,  в  технике <трех карандашей>. Собственно  рисунок  сангиной   (то есть без дополнительных материалов) появился во Флоренции. Рисунки Лео­ нардо    да    Винчи,    датируемые 1470­1480,  являются  тому  замеча­ тельным примером. Эта техника имела большой успех  на  протяжении  XVI, XVII и XVIII вв., как в Италии, так и во Франции и в северных  странах, и  особенно  в  эпоху Ватто и Буше. Однако в XIX в. сангина использова­ лась мало, за исключением Ренуара. 10Тушь. Параллельно  всем этим техни­ кам существовал и рисунок  тушью  и пером (инструмент восточного проис­ хождения) или кистью, известный еще в античности. В средние века рисун­ ки пером  сопровождали  каллиграфи­ ческие  тексты. Вскоре,  помимо чисто линейных, по­ лученных  с  помощью  гусиного пера (или тонкой кисти) контуров, появи­ лись и акварели,  написанные кистью и  раскрашенные  бистром  (коричне­ вый), китайской тушью (черный) и, в XIX в,,  сепией (более холодный ко­ ричневый),  которые ярче передавали игру светотени.  Более того, худож­ ник  имел  возможность использовать белые  блики  (чаще  всего  гуашь). Этой  техникой пользовались все ве­ ликие художники ­ от Леонардо,  Ра­ фаэля,  Микеланджело и до Матисса и Пикассо, включая Рембрандта, Пуссе­ на и Делакруа. Пастель. Первоначально  пастель ис­ пользовалась во Франции  но ее расцвет относится к XVI­ II в.   11В XIX в. в этой технике работали, в частности, Дега, Тулуз­Лотрек, Одилон Редон. Материалы .Наиболее распространенный из них ­ обыкновенный графитный карандаш. Держат карандаш   при   рисовании   особым   образом,   не   так,   как   при   письме.   Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», широко распространенным, знакомым с самых ранних лет каждому.  На   смену   металлическим   карандашам   пришли   графитные   ­   более   темные   и   более дешевые. Но и они имели крупные недостатки ­ пачкались, не очень хорошо дер­ жались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIIIвека французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрел в принципе тот   карандаш,   которым   мы   пользуемся   и   теперь.   Характерной   особенностью графитного карандаша является легкий металлический блеск его штрихов.  Графитные   карандаши   выпускаются   в   большом   диапазоне   различных   степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от ITдо 7Т), более мягкие ­ буквой М (от 1М до 5М). Среднее положение занимают карандаши ТМ.  Для рисования наиболее подходят относительно мягкие карандаши марок от 1М до 5М.   Эти   карандаши   могут   давать   линии   различной   толщины,   и   диапазон   тоновых градаций от самого светлого до почти черного.  Графитный ка­ рандаш стал сейчас наиболее распространен­ ной  техникой,  в  которой рисовали свои эскизы и этюды Делакруа, Коро, Дега. Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря необычайной строгости и скупости средств перовая техника учит художника очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное.  Мои рисунки: 12Выставка моих рисунков                      К дню Победы 1314

Посмотрите также